Василец Сергей (vasilets)
Сергей Василец Пользователь — был вчера 21:23

Турист СССР или горно-почтовый роман

204 66

В 83г я был совсем молодым, но уже дипломированным инженеГром, подающим большие надежды московским невестам. Весь советский народ, назло козням империалистов, строил коммунизм, вся советская индустрия, напрягая стальные мышцы, с энтузиазмом выполняла судьбоносные решения партии и правительства. Все мои друзья с колоссальным энтузиазмом женились, плодились и размножались, а я занимался ерундой — пытался писать диссертацию. В марте, в туристическом поезде, познакомился с милой рязанской дивчиной, которая очень понравилась, но предположить, что именно она станет моей законной супружницей, я не мог. Летом встал вопрос об отпусках, но совместить наш отдых не удалось, ведь график отпусков планировался за год, и изменить его было почти невозможно. Если бы даже случилось чудо, и наши отпуска совпали, поехать вместе было бы невозможно, ибо в годы развитого социализма пары без штампа о браке в одном номере не селили. Суженая «дикарем» уехала в Ялту в июне, мой черед настал в июле. Купить путевку в санаторий или пансионат на море было невероятно трудно, ведь все они были ведомственными, зато был широкий выбор активных туров для молодежи, я выбрал турпоход с Нальчика в Новый Афон через Кавказский хребет. Стоил он не так недорого -109р без ж/д, а моя ЗП была 115р в месяц. До Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, около суток в плацкарте — привычное дело для недавнего студента, далее ночевка на аскетичной турбазе, таких было тысячи по всему СССР. Крошечный дощатый домик-конура на двоих, туалет типа «сортир-очко», сегодня это называют совок, а тогда мы были очень довольны, ведь еще и кормят отлично: первое-второе и компот! Нас сразу предупредили не шляться по одному: «здесь вам не равнина, здесь климат иной», горцы — народ горячий, не стоит искать приключений. Но я по деду грузин, и горяч не хуже местных, поэтому в одиночку погулялся по непримечательному городу, затем прокатился по канатке над прудом и речкой. Ночью спал плохо — на прикроватной тумбочке прямо перед носом шебуршился серенький зверек; крыса, сурок или крот, определить не удалось. Периодически я его отгонял ботинком, но он неизменно возвращался.

9
11
5

Днем на маленьких ПАЗиках поехали на турбазу Чегем, пара часов по красивейшим горным серпантинам, и мы на высоте 2 км, это уже не шутки, мы в горах! База находится в ущелье Гара-ауз-су на фоне величественной горы Тихтенгем с вершиной, покрытой снегами. Бросили рюкзаки и разинули рты: от высоты, горного воздуха и потрясающих горных видов сносит башку, даже не замечаем, до чего скромны домики. Развлечений немного — шашки, карты, волейбол, тут откровенно скучно, хорошо, что здесь мы не задержимся надолго, все время будем в походах. В центре бетонированный пятачок со скамейками по периметру — днем волейбол и читальня, а вечером танцпол. Сижу, читаю, никого не трогаю, рядом девчонки языками чешут. Внезапно в ухо с силой влетает футбольный мяч, им в волейбол играют. Бравый джигит хотел привлечь внимание девушек, а со всей дури влепил мячом в меня. Я ему так культурно говорю: «Гога, ты неправ!» Другой бы извинился и дело с концом, а этот визжать начал, хорошо до драки не дошло. Вечером драка все равно приключилась — местные подрались с туристами, кто-кого мочил, не знаю, но дорожка вдоль корпуса была залита кровью.

14

6

7

Завтра предстоял первый радиальный выход к нарзанным источникам. Легкая прогулка по живописной долине — нас восхищает все: горные цветочки, высокие «снежники» вокруг, стремительные речки, которые переходим по шатким мосточкам, синева небес, не тронутая смогом. Только здесь начинаешь понимать слова барда-классика — «Лучше гор могут быть только горы…" Источник не впечатлил, из каменного пласта струится ручеек слегка воняющей водички. Глотнули — поморщились, этот нарзан с бутылочным рядом не стоял. Гиды смеются: перед продажей водичку фильтруют и дополнительно газируют. Якобы, в этом месте Ростоцкий снимал одну из сцен фильма «Бэлла»

10

9

На следующий день задача посложнее — уходим на несколько ночей в соседнее ущелье в бивак Башиль. Будущих покорителей Кавказского хребта постепенно приучают к нагрузкам и высоте, впереди у нас очень длинный путь. Очень живописное местечко в долине реки Башиль, внизу шумит холодная и очень быстрая горная речка, купаться запрещено, выплыть на берег получится не каждому, лучше не рисковать. Вокруг горы, а рядом водопад. Здесь придется жить в палатках: днем горное солнце раскаляет брезент так, что внутри находится невозможно, приходилось закатывать стенки, чтобы продувало, а ночью даже прохладно. Вода привозная, хлеб тоже, а вот основные продукты с собой: тушенка (та самая, настоящая — много мяса, мало жира, и лавровый лист), сгущенка, макароны, гречка печенюшки, еще что-то, и, конечно, шпроты!))) Еду готовим самостоятельно на костре, дрова тоже собираем сами по всем окрестным горам — романтика, блин! Я готовить не умею и не люблю, а вот сгущенку обожаю, жаль ее дозировано выдают. Дежурство на кухне по графику, я попал вместе с узбеком Насруллой и его женой, хорошие люди, до сих пор вспоминаю, как они мне лишнюю порцию сгущенки нацедили)))).

5

9

11

Наконец, первое серьезное испытание — штурм пика Туриста. Название громкое, но на вид небольшой пригорок, который мы планируем покорить за полчаса, совершенно не напрягаясь. Ну, вперед, неожиданно тропа оказалась намного круче, чем выглядела со стороны. А путь намного длиннее и тяжелее, чем можно было предположить. К середине подъема сердце кувалдой долбило по ребрам, в глазах прыгали черные круги, а губы превратились в наждачку. Остановился на обочине, пытаюсь отдышаться и с сожалением смотрю в спины восходителей, неуклонно идущих вверх: сил нет совсем, неужели не дойду?!? До вершины дополз, но восторга не испытал, просто рухнул на землю, широко раскинув руки. Лежать бы так бесконечно, только одна мысль не дает покоя — надо же фотографировать! Самое странное, что фот с той точки я так и не нашел… Передых был очень недолог, надо двигать на горные пастбища, там стоит колоритная сакля, сложенная из грубых камней. Первобытно, не очень эстетично, но функционально — развалюха защищает пастухов от ночной прохлады, ветра и дождя. Пастухов не было, зато проводники угостили нас потрясающим самодельным айраном. С первых глотков, попавших в пересохшее горло, показалось, что в жизни ничего вкуснее не пил. А еще и лепешку попробовали, вкуснота! Хотели денег оставить за нежданное угощение, проводники не разрешили: накормить усталого путника — это долг каждого горца. Вечером ныли все мышцы, тут бы и расслабится, да куда там! В горах яркий день почти мгновенно сменяется темной ночью. А на небе зажигаются невероятно яркие звезды, в городе таких не найти, там их сияние гасит дымка и свечение городских фонарей. В ночной тиши шум быстрой речки еще громче, ей вторит грохот водопада. В костре догорают сучья, огонь на углях переливается многоцветьем, чуть повороши раскаленные угли, в небо взлетает сноп искр, смотреть на это можно бесконечно. Кто-то перебирает струны гитары, желания говорить нет, все мечтают о счастливом и светлом будущем…

7

11

6

7

На следующее утро задачка посложнее — долгий цельнодневный поход к леднику Башиль. Это сегодня я уже пресытился чудесами природы в разных точках мира. А в те годы, впервые в жизни увидеть настоящий горный ледник, да еще и в разгаре лета — это было невероятное событие, только шагать очень далеко. Если не знать, что ледник перед тобой, даже и не подумаешь — грязно-серая стенка метров семь, нашпигованная камнями, из-под которой хлещет мощный поток грязной воды. А сверху нависает огромный кусок скалы, из-под него струя водопадом ниспадает. Очень скоро жгучие лучи горного солнца растопят вековой лед, и громадина с грохотом рухнет вниз, но сегодня каждый считает своим долгом сделать фото под нависшей опасностью. На обратном пути привал, походными ножами привычно взрезаем 400грамовые жестянки с тушенкой, делаем дырки в сгущенке; на свежем воздухе тушенка со свежим хлебом — одно удовольствие. Жаль все холодное, на костер времени нет, путь в лагерь очень далек.

10

9

8

8

Нынче молодежь даже представить не может, что в те годы не было И-нета, а мобилы существовали только в фантастических романах, но люди общались и тогда, ведь была почта. Писать письма своей суженой я обещал каждый день, и честно выполнял обязательство, только отсылать их было невозможно, ведь в горах нет почтовых ящиков. Вернувшись на базу, я бросил в почтовый ящик целую пачку — такой вот был у нас с Галкой почтовый роман в конце 20 века. Писать письма приходилось в разных условия, порой присел на камушек, и полетели строки по чистому листу…

17

Сутки отдыха на базе перед главным испытанием — штурмом перевала Твибер, пролетели быстро. Упаковали рюкзаки, заодно собрали сучья для костра, в горах дерева нет. Были большие сомнения и волнения, ведь группы уходят на перевал и не возвращаются, как они там?!? Вечером перед штурмом каждая группа была обязана дать концерт. Мы занялись этим делом со всей серьезностью: кто-то читал стихи, кто-то бацал на гитаре, кто-то пел. Самых бесталанных мужиков нарядили в женские платья и заставили танцевать «Березку», понятное дело, что я оказался именно в этой группе((((Перед концертом волновались не меньше, чем перед выходом в горы, но публика приняла нас очень тепло, а под конец даже на бис вызывала!

4

5

Забылись коротким и тревожным сном, еще затемно вскочили, и рванули вперед и вверх… Проводники строго следят за каждым: дойдет — не дойдет? И вот первая потеря: мамашку с молодой дочкой развернули на базу, они не смогут дойти до цели. В некоторых группах 1–3 туриста были не готовы к переходу, их отправляли в Абхазию вкругаля на поезде своим ходом. Дорога оказалась легче, чем думали, через несколько часов достигли Северного приюта. Здесь нет растительности, лишь одни острые камни под ногами и огромные заснеженные пики вокруг. Несколько палаток, хижина из камня с суровой надписью: «Входящий — не плачь, уходящий — не радуйся!» Особенно вторая часть напрягла и озадачила, все понимали, что впереди будет нелегко. Ночь в спальнике в палатке, в темноте готовим завтрак и вот цепочка сонных туристеров, нагруженных рюкзаками, двинулась на горный штурм. Час за часом ползем вверх — сначала острые камни под ногами, чуть дальше меж камнями заструились ручейки, потом меж камнями появился снег, затем камни исчезли и мы шли по грязному снегу. Все идут в горных ботинках, полученных в приюте, а я модничаю в своих походных шузах с глубоким протектором фасона «говнодавы», думая, что умнее и круче всех. Пройдя несколько часов до перевала по мокрому снегу, мои бутсы промокли насквозь. Проводники обещали 9–10 часов в пути, а прошло уже 7, а мы даже до перевала не дошли. Не так давно шли через облака — необычное чувство, когда шагаешь в густом белом и очень мокром молоке, а теперь облака уже ниже нас, высоко забрались, почти 3,5 км. Нас хорошо подготовили, горняшка, которую легко можно схватить на такой высоте, нас миновала.

7

6

7

5

Наконец, вот он — ПЕРЕВАЛ! каждый хочет сфотаться рядом с неприметным знаком «перевал Твибер 3580 м». Здесь Россия граничит с Грузией, только в те годы об это никто не знал и не думал, у нас была единая и общая родина — СССР. Здесь умные люди сдают прокатные ботиночки, и одевают свою сухую обувь, а я продолжаю нелегкий путь, чавкая ледяной водой в насквозь промокших ботинках. С перевала крутая снежная горка, многие скатились с нее на пятой точке, внизу нас проводники ловили. Сил давно уж нет, идем на автопилоте, едва передвигая гудящие негнущиеся ноги. Через 12 часов достигли Южного приюта — убогость страшная, но для нас выглядит, как отель 5*. Ушлые грузины предложили купить чачи, мы не против, только самогонка в соседнем селе, туда послали быстроного местного хлопца. Те, кто еще не упал без сил, готовят ужин — манную кашу на сгущенке. Через час принесли чачу, не лучший напиток к манной каше, 50 грамм крепкого алкоголя мгновенно срубили всех до утра. Засыпающий мозг ликовал: «Мы сделали это!!!»

12

13

7

Следующим солнечным днем мы должны были пешком идти до Местии — столицы грузинской Сванетии, но это было превыше наших сил. Словили грузовик, и с ветерком домчались до аутентичного городка, застроенного средневековыми оборонительными башнями. Вовсе это не город оказался, а сонная деревня со множеством здоровенных свиней, бродящих по улицам, отсюда у нас трансфер в Зугдиди. Подали два ПАЗике, мы обрадовались: поедем, как белые люди! однако, через пару кварталов водилы тормознули и набили автобусы под завязку местным людом с узлами и котомками. Поехали дальше в тесноте и в обиде, зато виды за окном великолепные и серпантин отличный. Оказалось, что гордые горцы совершенно не переносят серпантина, их закономерно начало рвать. Это было ужасно — едем км над горной кручей, и тут же остановка, чтобы пришли в себя аборигены и опорожнили свои пакетики, и так два часа подряд! Деньги, собранные с «зайцев» пошли в карман водителю. В других республиках в те годы за такие шутки полагалось увольнение или тюрьма, а здесь основной принцип «ты — мне, я — тебе». Весь СССР знал, что в Грузии, возглавляемой несгибаемым Шеварнадзе, Советская власть действует не в полном объеме, и местами не касается местных джигитов.

8

Зугдиди — это уже сама Грузия, нас строго предупредили — с базы не уходить, особенно женщинам, горячие горские джигиты очень охочи до русских женщин, могут украсть. В те годы я думал, что это шутка и страшилка, но через много лет друг рассказал дикую историю. Его девушка в те годы отправилась в Абхазию одна, там ее изнасиловал местный подонок, заодно заразив триппером. Отношения с другом она прервала от позора, а ведь они планировали пожениться. На следующее утро мы покинули негостеприимное Зугдиди, чтобы через несколько часов оказаться в соседней республике — Абхазии в тропическом раю на берегу желанного Черного моря, в Новом Афоне. В те годы мы не задумывались о границах, сегодня такое путешествие в принципе невозможно: в недавнем прошлом братские народы превратились в злейших врагов, легально перейти границу Грузии и Абхазии теперь нельзя.

За время похода отросла густая щетина, от местных я уже почти е отличался, пусть будет, решил я! После расселения, душа и короткого отдыха на турбазе в Н.Афоне, я сразу побежал в город, но не в пивную, как бы я сделал сегодня, а на почту! Молодежь удивится — зачем?!? А люди в возрасте вспомнят — там можно было получить весточку от родных и близких. Предчувствия меня не обманули, несколько писем от суженой, письмо от матери и перевод от отца стали приятным сюрпризом после трудного перехода. Никакой И-нет не сравнится с радостью получения и чтения рукописного письма, с любовью написанного знакомой рукой.

За время похода мы прошагали множество километров, ребята шутили, что за каждый пройденный км мы заплатили по 1 рублю (очень недешево по тем временам). Перед расставанием с группой мы обменялись адресами и поклялись вернуться в эти горы вновь. Каждому из нас выдали удостоверение и значок «Турист СССР», я долго хранил их, жаль, потом они затерялись.

Н.Афон в конце 20в был тихой деревушкой, известной на весь мир колоссальной карстовой пещерой с собственной веткой метро и невероятно красивыми сталактитами и сталагмитами, а также монастырем. В пещеру я забрался в очередной раз — красота и восторг! В монастырь тоже зашел, заодно осмотрев плотину стариной ГЭС, открытой еще при царе и до сих пор работающей на благо социализма.

9

9

Днем ходил на пляж. Потом на променад, вкусить потрясающие хачапури лодочкой с расплавленным сыром сулгуни, которые при мне вытаскивали из печи. Заодно выпивал чашечку классного кофе, но дни бездумного отдыха пролетели очень быстро. Купить билеты на поезд / самолет в разгар курортного сезона было очень нелегко, но на нашу турбазу приходил уполномоченный кассир. Я решил выпендриться, и взял билеты на самолет из Сухуми, пусть дороже в три раза, но уж очень любил полетать. В последний день домчался на автобусе до столицы Абхазии, в городе особо интересного ничего не нашел, в обезьяний питомник попасть не успел. Вечером собрался в а/п на последнем автобусе, но, как это часто бывало, рейс отменили, а таксисты требовали несусветных денег. Тут-то меня и взяли в оборот две пышнотелых тетки. Местный абрек уговаривал их ехать бесплатно, но тетки стремались, понимая, чего хочет от них ухажер за баранкой. Джигит, поняв, что с тетками не сговоришься, взял с собой странную женщину, заодно прихватив и нас. Чуть позже я понял, что это самая настоящая проститутка, ибо порядочная женщина не могла носить ночью очень темные очки и быть размалеванной, как индеец.

Мы лихо помчались по трассе, мужик врубил музыку, бросил руль и стал пританцовывать на кресле. Тетки вцепились в меня, а я вжался в сиденье, однако до а/п домчались в целости и сохранности. На взлетке нас ждал раритетный ИЛ-18, в те годы он уже почти не летал, через 2–3 часа я уже был в ночной Москве.

ЭПИЛОГ

  1. Несмотря на обещания, с группой мы больше не встречались никогда.

  2. Попасть в горный поход мне больше не удалось, хотя, и очень хотелось.

  3. С моей Галкой мы поженились ровно через год и неделю после встречи. Она очень долго хранила мои письма, может и сейчас хранит…

  4. Пройти сегодня по Всесоюзному маршруту № 88 Нальчик-Чегем-Твибер-Сванетия-Грузия-Абхазия невозможно, границы захлопнуты надолго, если не навсегда.

  5. Фото делал на чешскую пленку FOMA COLOR, она была дешевле и доступнее, но испытание временем не выдержала, сильно выцвела. На фото попались 5 моих силуэтов, понимаю, что многовато, но уж извиняте, времена были тогда такие…)))

Комментарии

natchen
+3
13 июля 10:57
Сережа, ну очень круто!
Насколько эмоционально насыщенном было путешествие, что ты помнишь все до мелочей?
Читая, поняла почему раньше браки были более крепкими. Все, во что мы вкладываем силы и труд, потом ценится гораздо больше.))
я сразу побежал в город, но не в пивную, как бы я сделал сегодня, а на почту
vasilets
+1
13 июля 11:02
natchen писала 13 июля 10:57
Сережа, ну очень круто!


Наташа

Конечно, по сравнению с современными путешествиями - это просто прогулка, но иного у нас не было))))
natchen писала 13 июля 10:57
Насколько эмоционально насыщенном было путешествие, что ты помнишь все до мелочей?

Память избирательна: я не помню, что ел на завтрак, а то, что происходило 30-40 лет назад, вспоминаю абсолютно ясно Хотя, скажу правду - часть названий я забыл, их я из И-нета находил
natchen писала 13 июля 10:57
Читая, поняла почему раньше браки были более крепкими. Все, во что мы вкладываем силы и труд, потом ценится гораздо больше.))

Нас просто родители учили, что брак, семья и дети - это самая высшая ценность в нашей жизни!
natchen
+1
13 июля 11:17
vasilets писал 13 июля 11:02
Конечно, по сравнению с современными путешествиями - это просто прогулка
Не согласна. Один ваш переход через перевал чего стоит.
vasilets писал 13 июля 11:02
Хотя, скажу правду - часть названий я забыл, их я из И-нета находил
Сереж, тут месяц только проходит после возвращения, а уже ни одного названия иногда не помнишь.))
Нас просто родители учили, что брак, семья и дети - это самая высшая ценность в нашей жизни!
Сейчас тоже учат, и мы своих детей учим, но что-то сломалось....слишком все стало доступно.
vasilets
+1
13 июля 12:21
natchen писала 13 июля 11:17
Не согласна. Один ваш переход через перевал чего стоит.


Наташа, по сравнению с твоей тропой инков, у нас была просто прогулка по парку))))
natchen писала 13 июля 11:17
Сереж, тут месяц только проходит после возвращения, а уже ни одного названия иногда не помнишь.))

А я то думал, что только у меня с памятью проблемы
Сейчас тоже учат, и мы своих детей учим, но что-то сломалось....слишком все стало доступно.

Развратили нашу нацию, под видом "свободы" подсунули вседозволенность и пофигизм
sonnenschein
+1
13 июля 11:38
Серёжа,замечательно! Поймала себя на мысли,что весь твой рассказ улыбалась! Хорошо,весело и дружно мы жили.
vasilets
+1
13 июля 12:26
Серёжа,замечательно!


Лена, спасибо))))
Поймала себя на мысли,что весь твой рассказ улыбалась! Хорошо,весело и дружно мы жили.


Что говорить, хоть все и ругают те времена, но жилось нам очень интересно и весело!
sonnenschein
+1
13 июля 12:36
Я не ругаю,мне в СССР жилось хорошо
vasilets
+1
13 июля 12:44
sonnenschein писала 13 июля 12:36
Я не ругаю,мне в СССР жилось хорошо


Да я не про тебя , а про других
Лично мне, несмотря на некоторые трудности, жилось очень хорошо!
Maksim_Starostin
13 июля 13:34
Да, многие сравнивают нынешнее время с тем и плюются. Но в чем их ошибка - сравнивать надо не с тем, что было 30 лет назад, а с тем, как бы могло быть сейчас, если...
vasilets
+1
13 июля 14:20
Maksim_Starostin писал 13 июля 13:34
Да, многие сравнивают нынешнее время с тем и плюются. Но в чем их ошибка - сравнивать надо не с тем, что было 30 лет назад, а с тем, как бы могло быть сейчас, если...


Максим,
Зря плюются, очень зря. Много было неправильного и плохого, но основа самой идеологии была верной, жаль, что не сумели реализовать ее на практике в правильной проекции
Увы, история не знает сослагательного наклонения... Никто даже предположить не может что бы стало сегодня, "если бы 30 лет назад....."
Maksim_Starostin
+1
13 июля 14:25
Ну как же, предположить нельзя - есть вон Китай. А ведь СССР был куда лучше Китая.
Да и взять всякие нищие Португалии-Греции, где они были до вступления в Евросоюз?
vasilets
13 июля 14:29
Ну как же, предположить нельзя - есть вон Китай. А ведь СССР был куда лучше Китая.


Максим, совсем недавно мы считали Китай нищим, недоразвитым и отсталым, а теперь посмотри - мировой гигант, спокойно обгоняющий Америку.
Ну почему у нас так не получилось?!?
Да и взять всякие нищие Португалии-Греции, где они были до вступления в Евросоюз?


Так они и после вступления в ЕС не очень хорошо себя чувствуют, живут в основном на подачки ЕС.
Maksim_Starostin
13 июля 14:38
Китай поднялся на договоре с "ротшильдами". Крупнейшие корпорации перенесли туда производство, параллельно захватив весь мировой рынок сбыта после того, как Горбачев и Ельцин подарили им рынок СЭВ и свою долю на других рынках.

В Португалию и Грецию вкачали столько денег, что они стали жить намного лучше. Да вообще, вот сколько по Европе ездишь, масса проектов по улучшению жизни была реализована именно в 90-е годы. Закон сохранения энергии.
vasilets
13 июля 14:53
Maksim_Starostin писал 13 июля 14:38
Китай поднялся на договоре с "ротшильдами". Крупнейшие корпорации перенесли туда производство, параллельно захватив весь мировой рынок сбыта после того, как Горбачев и Ельцин подарили им рынок СЭВ и свою долю на других рынках.


Ух ты, совершенно не знал...А мы свой шанс про... рали
В Португалию и Грецию вкачали столько денег, что они стали жить намного лучше.


Я был и там и там, граждане не очень довольны своей жизнью...
Maksim_Starostin
+4
13 июля 15:01
Ух ты, совершенно не знал

Я тоже раньше думал, что Китай вот просто так сам по себе экспорт в США нарастил. На самом деле туда через Гонконг были влиты гигантские инвестиции для развертывания дешевого массового производства. А уж потом они на этом оборудовании начали выпускать ширпотреб под своим именем и заполонили им весь мир.

У нас бы такой подход не прошел, советский уровень жизни был куда как выше. Но все равно, можно было бы найти другие формы сотрудничества. Главное преступление либералов это то, что они разрушили общий рынок СССР и даже российский рынок во многом отдали под импорт, а свое производство разрушили.
Я был и там и там, граждане не очень довольны своей жизнью

Так а граждане нигде не довольны.
vasilets
+1
13 июля 15:12
Maksim_Starostin писал 13 июля 15:01
Главное преступление либералов это то, что они разрушили общий рынок СССР и даже российский рынок во многом отдали под импорт, а свое производство разрушили.


Это и обидно, что уничтожили все свое собственное, а взамен ничего не создали
теперь от этого и страдает вся страна
alla_gorbunova
+1
13 июля 13:12
Когда я глянула на фотографию компании с картами, первая мысль - ребята смотрят в телефоны, сегодня так и проводят время "в компании друзей"
Какие воспоминания!
vasilets
+1
13 июля 13:17
alla_gorbunova писала 13 июля 13:12
Когда я глянула на фотографию компании с картами, первая мысль - ребята смотрят в телефоны,


Алла
Тогда все было по другому... мобил совсем не было, При этом общение было более насыщенным и эмоциональным, чем теперь. ИМХО...
Какие воспоминания!

Эх, молодость, молодость...
elsarieva
+1
13 июля 13:31
Сережа! Рассказ ностальгический! А я была в таких походах несколько раз: по Кавказу трижды и два раза а Средней Азии, то есть каждое лето после сессии в универе. У нас был выбор: летний стройотряд, работы через деканат или же осенняя картошка. Мы с девчонками выбирали картошку, а летом- в горы. А где взять деньги на путевку, рублей примерно 80-90? Все было просто, шли на стройку на две недели грузить кирпичи в поддоны, плюс стипендия - 50 рублей (моя первая настоящая зарплата была 150 рублей, это считалось очень круто).
Все как ты рассказываешь, было и у нас - минимум удобств, палатки, тяжеленные рюкзаки, перевалы и сверлящая мысль: "я эти горы в телевизоре видал".
Кстати, женский пол был более активным, в группе парней оказывалось немного. А гормон у двадцатилетних играл - иногда наши заводили знакомства с местными, что было не безопасно. Самых красивых девочек-студенточек ангажировали проводники, бравые ребята, неплохо образованные, смелые и выносливые. А остальным доставались песни у костра. Романтика!!!
Помню, как в Сухуми после похода нас поселили на шикарной турбазе имени какого-то съезда ВЛКСМ. Она находилась за высоченным забором, чтобы местные не могли туда проникнуть и это было правильное решение, уж очень они приставали к блондинистым девочкам.
А у меня очень мало фотографий, не было своего фотоаппарата, и желания не возникало поместить себя в кадр. Как все изменилось в мире! Надо будет тоже разобрать свои старинные фотоальбомы. Есть у меня ледник с глубокими расщелинами и горы красивые.
vasilets
13 июля 14:26
elsarieva писала 13 июля 13:31
Сережа! Рассказ ностальгический! А я была в таких походах несколько раз: по Кавказу трижды и два раза а Средней Азии, то есть каждое лето после сессии в универе. У нас был выбор: летний стройотряд, работы через деканат или же осенняя картошка. Мы с девчонками выбирали картошку, а летом- в горы. А где взять деньги на путевку, рублей примерно 80-90? Все было просто, шли на стройку на две недели грузить кирпичи в поддоны, плюс стипендия - 50 рублей (моя первая настоящая зарплата была 150 рублей, это считалось очень круто).
Все как ты рассказываешь, было и у нас - минимум удобств, палатки, тяжеленные рюкзаки, перевалы и сверлящая мысль: "я эти горы в телевизоре видал".


Лена,

Ты права, девушки всегда были активнее в части таких поездок, и деньги нам доставались тогда, ой, как нелегко. Но жилось радостно и счастливо!
А гормон у двадцатилетних играл - иногда наши заводили знакомства с местными, что было не безопасно. Самых красивых девочек-студенточек ангажировали проводники, бравые ребята, неплохо образованные, смелые и выносливые. А остальным доставались песни у костра. Романтика!!!

Небезопасность контактов с горцами она была реальна, жаль многие девчонки по молодости этого не понимали
Помню, как в Сухуми после похода нас поселили на шикарной турбазе имени какого-то съезда ВЛКСМ. Она находилась за высоченным забором, чтобы местные не могли туда проникнуть и это было правильное решение, уж очень они приставали к блондинистым девочкам.

Абреки очень любили блондинок и шли на все, чтобы завязать знакомство. перед мордобоем с русскими они тоже не останавливались!
А у меня очень мало фотографий, не было своего фотоаппарата, и желания не возникало поместить себя в кадр. Как все изменилось в мире! Надо будет тоже разобрать свои старинные фотоальбомы. Есть у меня ледник с глубокими расщелинами и горы красивые.

У меня фотоаппарат в руках с 9 лет, жаль, что так и не научился фотографировать
Maksim_Starostin
+1
13 июля 13:37
Такие фотографии скоро будут иметь такую же ценность, как у Прокудина-Горского. И там, и там - ушедшая эпоха!
vasilets
13 июля 13:59
Maksim_Starostin писал 13 июля 13:37
Такие фотографии скоро будут иметь такую же ценность, как у Прокудина-Горского. И там, и там - ушедшая эпоха!

Максим
Время идет быстро, и то, что еще вчера было обыденностью, сегодня становится раритетом. Так и с фото, одно жаль, что за всю жизнь не научился делать фотошедевров, они бы точно ценились через 50-100 лет))))
ronadort
+1
13 июля 14:13
Сережа, беглого просмотра на работе оказалось достаточно, чтобы понять - ты снова написал нетленку! С удовольствием позже почитаю и повспоминаю вместе с тобой те года нашей молодости, о которых ты так талантливо умеешь рассказать.
vasilets
13 июля 14:21
ronadort писал 13 июля 14:13
Сережа, беглого просмотра на работе оказалось достаточно, чтобы понять - ты снова написал нетленку! С удовольствием позже почитаю и повспоминаю вместе с тобой те года нашей молодости, о которых ты так талантливо умеешь рассказать.


Коля, ты меня переоцениваешь)))))
albygan
+2
13 июля 14:39
Классный поход! Увы, мне вообще такое не выпадало, но почта -письма всё абсолютно родное и знакомое.
Наверное, в сегодняшних реалиях в обозримом будущем повторить такое детям нереально, а жаль. Это совсем другие ощущения, самым тесным образом связанные с изначальным понятием - туризм и турист.
Классный, добрый рассказ, пусть и было в те времена не всё светло и радостно, типа тех горячих джигитов, но тем не менее!
vasilets
+1
13 июля 14:46
albygan писал 13 июля 14:39
Классный поход! Увы, мне вообще такое не выпадало, но почта -письма всё абсолютно родное и знакомое.


Альберт, спасибо.
твой рассказ о "воентуре" всегда стоит у меня перед глазами, как классика ретро рассказа о непростых, но счастливых временах "развитого социализма"
albygan писал 13 июля 14:39
Наверное, в сегодняшних реалиях в обозримом будущем повторить такое детям нереально, а жаль. Это совсем другие ощущения, самым тесным образом связанные с изначальным понятием - туризм и турист.


Люди стали нынче совсем другими, хорошо это, или плохо - трудно сказать. Но тех чувств коллективизма, бескорыстной дружбы, товарищества, помощи ближнему нет в помине. Все изменилось кардинально... И к понятию "путешествие" мы относимся теперь совсем по другому...
Классный, добрый рассказ, пусть и было в те времена не всё светло и радостно, типа тех горячих джигитов, но тем не менее!

даже на солнце бывают темные пятна, так и в нашей жизни в те времена не все было гладко
albygan
13 июля 15:05
Люди стали другими. Факт
vasilets
+1
13 июля 15:10
albygan писал 13 июля 15:05
Люди стали другими. Факт


Помнишь, как коммунисты-философы учили:
"Бытие определяет сознание..."
albygan
+1
13 июля 15:13
Даже 3 источника марксизма помню. Правда уже отрывочно
vasilets
+1
13 июля 16:00
albygan писал 13 июля 15:13
Даже 3 источника марксизма помню. Правда уже отрывочно


Я тоже отрывочно столько лет прошло
YaroslavGlukhov
+1
13 июля 17:27
Интересно было прочитать, Сергей! Кавказ такой красивый!
vasilets
+1
13 июля 17:44
YaroslavGlukhov писал 13 июля 17:27
Интересно было прочитать, Сергей! Кавказ такой красивый!


Ярослав,
Кавказ очень красив, безусловно. Если бы я снимал эту поездку на ORWO CHROM. горы были бы еще красивее)))))
milochka
+1
13 июля 18:39
Это уникальный рассказ с уникальными фото и событиями.
Ушедшая эпоха,так не понятная нынешней молодёжи!
vasilets
+1
14 июля 10:06
milochka писала 13 июля 18:39
Это уникальный рассказ с уникальными фото и событиями.


Лена

В период временного застоя в моих путешествиях приходится рыться в старых архивах)))
milochka писала 13 июля 18:39
Ушедшая эпоха,так не понятная нынешней молодёжи!

Нынешнему поколению постарались внушить, что при социализме абсолютно все было плохо, я пытаюсь развеять такое заблуждение
milochka
+1
14 июля 12:26
vasilets писал 14 июля 10:06
я пытаюсь развеять такое заблуждение

Верное решение!
vasilets писал 14 июля 10:06
приходится рыться в старых архивах)))

так ведь приятное занятие!
vasilets
14 июля 12:32
milochka писала 14 июля 12:26
так ведь приятное занятие!


Приятное, но для нынешних путешественников бесполезное, ибо полезной информации для будущих поездок уже не содержит
milochka
14 июля 14:08
а для души и сердца?
vasilets
+1
14 июля 14:50
milochka писала 14 июля 14:08
а для души и сердца?


ну так душа и сердце - это совсем другое дело))))
milochka
14 июля 18:21
vasilets писал 14 июля 14:50
- это совсем другое дело))))

Очень важное,скажу я Вам.
vasilets
+1
14 июля 18:22
milochka писала 14 июля 18:21
Очень важное,скажу я Вам.
наверняка, очень важное...
tinka61
+1
13 июля 19:25
Ох, прям нахлынули ностальгические воспоминания о тех далеких временах, Серёж. Совсем иные реалии. Очень круто, настоящий ретро-рассказ. Я никогда в таких походах не была, а вот мой отец по молодости очень ими увлекался, не раз уходил по подобным маршрутам. В общем, респект тебе полный!
vasilets
+1
14 июля 10:08
Ох, прям нахлынули ностальгические воспоминания о тех далеких временах, Серёж. Совсем иные реалии.


Ира

Каких-то 33 года назад все было, а сколько всего за эти десятилетия перевернулось с ног на голову
Очень круто, настоящий ретро-рассказ. Я никогда в таких походах не была, а вот мой отец по молодости очень ими увлекался, не раз уходил по подобным маршрутам. В общем, респект тебе полный!

А я почему то был уверен, что ты со своей колоссальной энергетикой обязательно ходила в такие походы....
tinka61
14 июля 17:46
vasilets писал 14 июля 10:08
А я почему то был уверен, что ты со своей колоссальной энергетикой обязательно ходила в такие походы....
Вот видишь как, не ходила. Только в раннем детстве вместе с папой по Подмосковью с палаткой. Но мне это не нравилось.
vasilets
+1
14 июля 17:50
tinka61 писала 14 июля 17:46
Только в раннем детстве вместе с папой по Подмосковью с палаткой. Но мне это не нравилось.


Значит поход по горам тоже бы не понравился, там тоже с палаткой))))
tinka61
14 июля 17:52
А сейчас мне с палаткой уже поздновато. Хоть минимальный комфорт, но нужен.
vasilets
+1
14 июля 17:58
tinka61 писала 14 июля 17:52
А сейчас мне с палаткой уже поздновато. Хоть минимальный комфорт, но нужен.


А как ты в Уюни ездила в самых спартанских условиях?!?
tinka61
14 июля 18:00
Мы там спали все-таки в домиках, хоть и все вповалку в спальных мешках. Но мне это не понравилось совсем, только ради возможности увидеть Уюни я это тогда сделала.
vasilets
+1
14 июля 18:11
tinka61 писала 14 июля 18:00
Мы там спали все-таки в домиках, хоть и все вповалку в спальных мешках. Но мне это не понравилось совсем, только ради возможности увидеть Уюни я это тогда сделала.

Я помню твои мытарства)))) Но Уюни стоит того!
tinka61
14 июля 20:03
vasilets писал 14 июля 18:11
Но Уюни стоит того!
Безусловно!
violik
+1
13 июля 20:07
milochka писала 13 июля 18:39
Это уникальный рассказ с уникальными фото и событиями.
Ушедшая эпоха,так не понятная нынешней молодёжи!

Абсолютно согласен с этими словами.
Серёж! Напрасно ты написал Наташе, что не считаешь этот поход "крутым" Я вот когда читал рассказ, первое слово пришедшее на ум - Круто.
Помнишь, я недавно писал, что протопал за день 16 км, когда ездил на авиашоу? Так вот эти 16 км - это ничто по сравнению с подобным походом. С рюкзаком. В горах (разреженный воздух и неровная тропинка в горах...) .
сначала острые камни под ногами, чуть дальше меж камнями заструились ручейки, потом меж камнями появился снег, затем камни исчезли и мы шли по грязному снегу.
Это совсем не шутка...
Профессиональный туризм (палатки, рюкзаки, байдарки и т.д.) - штука весьма серьёзная.
Так, что - ОЧЕНЬ круто.
vasilets
14 июля 11:21
violik писал 13 июля 20:07
milochka писала Вчера 18:39
Это уникальный рассказ с уникальными фото и событиями.
Ушедшая эпоха,так не понятная нынешней молодёжи!

Абсолютно согласен с этими словами.


violik писал 13 июля 20:07
Серёж! Напрасно ты написал Наташе, что не считаешь этот поход "крутым" Я вот когда читал рассказ, первое слово пришедшее на ум - Круто.
Помнишь, я недавно писал, что протопал за день 16 км, когда ездил на авиашоу? Так вот эти 16 км - это ничто по сравнению с подобным походом. С рюкзаком. В горах (разреженный воздух и неровная тропинка в горах...) .


Володя твой беспримерный пеший поход на авиашоу прекрасно помню. По моим воспоминаниям наш переход был почти таким же)))) Только добавился снег, горы и высота
violik писал 13 июля 20:07
Это совсем не шутка...
Профессиональный туризм (палатки, рюкзаки, байдарки и т.д.) - штука весьма серьёзная.
Так, что - ОЧЕНЬ круто.

В те годы за безопасностью очень следили и таких чайников, как мы, сначала серьезно готовили к переходу, и лишь потом выпускали на штурм!
violik
+1
14 июля 12:06
vasilets писал 14 июля 11:21
Только добавился снег, горы и высот
Всего лишь.... "малюсенький пустячок", но только этот "пустячок" принципиально меняет всё дело. К тому же, раз имеется снег, значит и температура, мягко говоря не +20.
Т.е. добавляется ещё как минимум - "прохлада". Это к промокшим ногам....
В общем.... Круто это
P.S. Самому не приходилось бывать вот в таких походах (или пешие, или конные, или байдарочные, или на плотах...). Но от людей слышал (тех кто бывал в подобных походах), что самые сильные воспоминания были именно от таких походов
vasilets
14 июля 12:08
violik писал 14 июля 12:06
P.S. Самому не приходилось бывать вот в таких походах (или пешие, или конные, или байдарочные, или на плотах...). Но от людей слышал (тех кто бывал в подобных походах), что самые сильные воспоминания были именно от таких походов


Володя,
Эмоциональная составляющая таких походов очень мощна. Десятилетия прошли, а до сих пор помню почти все подробности!
violik
19 июля 19:01
Серёж. Я в комментариях что-то не на шутку увлёкся на "круто", "профессиональный туризм" и т.д. А в итоге забыл сказать главное
sonnenschein писала 13 июля 11:38
Поймала себя на мысли,что весь твой рассказ улыбалась!

Вот те слова, которые отражают суть твоего рассказа. Это некая аура доброты. И это очень здорово. Этим рассказом ты подарил нам всем светлое доброе настроение. А это дорогого стоит
vasilets
19 июля 20:41
"Поймала себя на мысли,что весь твой рассказ улыбалась!

Вот те слова, которые отражают суть твоего рассказа. Это некая аура доброты".

Володя, за эти слова отдельное спасибо
Как помню, классик говорил: " заставить людей плакать очень легко, а вот заставить их улыбаться и смеяться - очень нелегко..."
borisnov
+1
13 июля 21:17
А ведь это мысль - надо тоже порыться в старых фото Спасибо, очень ностальгически
vasilets
14 июля 10:10
А ведь это мысль - надо тоже порыться в старых фото Спасибо, очень ностальгически


Борис
Когда много путешествуешь в текущем времени, даже мыслей не возникает об архивах, и лишь в месяцы вынужденного простоя вспоминаешь о них...
Kapuletta
+1
13 июля 21:29
может и сейчас хранит…
так спроси.... Я храню 365 х 2 писем, которые мне муж присылал из армии, каждый день. Это было в 1985-86 гг. Как много прошло лет, и как быстро прошло время...Ностальгия, Сергей...Удивительно тонкий рассказ.
ПС. Вспомнила, как ты прыгал на Кипре, теперь поняла. Это потому, что у тебя дед грузин)
vasilets
+1
14 июля 10:17
Kapuletta писал 13 июля 21:29
может и сейчас хранит…
так спроси....


Надо попробовать))))
Kapuletta писал 13 июля 21:29
Я храню 365 х 2 писем, которые мне муж присылал из армии, каждый день. Это было в 1985-86 гг. Как много прошло лет, и как быстро прошло время.

А я то думал, только мы письмами баловались))))
Ностальгия, Сергей...Удивительно тонкий рассказ.

Чем старше становлюсь, тем чаще мысли в прошлое устремляются
С. Вспомнила, как ты прыгал на Кипре, теперь поняла. Это потому, что у тебя дед грузин)

Yurijvar
+3
13 июля 22:48
Хорошая вещь - ностальгия, Сергей!

"В 83г Весь советский народ, назло козням империалистов, строил коммунизм ..." - Нам, школьникам 50-х, студентам 60-х и научным сотрудникам 70-х, обещали, что мы будем жить при коммунизме уже в 80-м году! Увы! Какими наивными мы были! Не дождался никто из нас ...

А горный туризм, которым увлекалась в те времена в основном научная и техническая интеллигенция, был одним из самых замечательных видов активного отдыха. Просто так на горную тропу было выйти нельзя - существовали и квалификационные комиссии, которые оценивали маршруты и давали "добро" на поход, и КСС, которые выпускали уже в горах на маршрут и у них же нужно было отметить и его окончание. Словом, была хорошая туристическая дисциплина. Согласно союзной классификации, походы были от "первой" до "пятой" категории сложности. И просто так пойти в "пятерку" по блату никто не мог - нужно было пройти все ступеньки - от первой до пятой. И это занимало не один год ...

И, хотя всем нам был запрещен для этих дел выезд за границу, многочисленные горы (для горников) и реки (для водников) были в Союзе в избытке. Но на первом месте, конечно, был Кавказ. Пройдя маршруты разных категорий сложности, как правило, все переваливали через ГКХ и падали прямо на пляжи цветущей и богатой тогда Абхазии. Бутылочка сухого "Алазанская долина" стоила полтора рубля ... А холодненькая пилась как за три!
Да! Золотые были времена и Альпы с Гималаями нам были тогда совершено не нужны!

На фото - ночевка группы Института Кибернетики АН УССР на склоне Ушбы при выполнении "пятерки" в августе 1980 г . На заднем плане - Эльбрус ...
vasilets
+1
14 июля 10:52
Yurijvar писал 13 июля 22:48
Увы! Какими наивными мы были! Не дождался никто из нас ...

Юрий,
Будучи молодыми студентами, а потом и инженерами, даже в те годы мы чувствовали некоторую фальшь в пропаганде, особенно в части перспектив жизни нашего поколения при коммунизме)))))
Yurijvar писал 13 июля 22:48
Хорошая вещь - ностальгия, Сергей!


Yurijvar писал 13 июля 22:48
И, хотя всем нам был запрещен для этих дел выезд за границу, многочисленные горы (для горников) и реки (для водников) были в Союзе в избытке. Но на первом месте, конечно, был Кавказ. Пройдя маршруты разных категорий сложности, как правило, все переваливали через ГКХ и падали прямо на пляжи цветущей и богатой тогда Абхазии. Бутылочка сухого "Алазанская долина" стоила полтора рубля ... А холодненькая пилась как за три!
Да! Золотые были времена и Альпы с Гималаями нам были тогда совершено не нужны!


Эх, ведь, неплохо жилось, а Альпы и Гималаи воспринимались также далеко, как и недосягаемая Луна
На фото - ночевка группы Института Кибернетики АН УССР на склоне Ушбы при выполнении "пятерки" в августе 1980 г . На заднем плане - Эльбрус ...

Пятерка - это очень круто!
Yurijvar
+1
14 июля 11:39
vasilets писал 14 июля 10:52
Пятерка - это очень круто!

Да! Это так! Во все остальные "горняшки" вплоть до 90-го года ходили не выше "тройки" и уже с детьми ...
А потом пошли Египты с их дайвингами ...
vasilets
+1
14 июля 11:48
Yurijvar писал 14 июля 11:39
Да! Это так! Во все остальные "горняшки" вплоть до 90-го года ходили не выше "тройки" и уже с детьми

Тройка - это очень доступно и ненапряжно))))
А потом пошли Египты с их дайвингами ...

Во-во, столько лет нас держали за железным занавесом, а уж, как когда дорвались до заграницы, остановиться уже не могли....
Yurijvar
+1
14 июля 12:02
vasilets писал 14 июля 10:52
Увы! Какими наивными мы были! Не дождался никто из нас ...

Однако есть и такие, что еще верят, надеются и ждут ...
vasilets
14 июля 12:05
Yurijvar писал 14 июля 12:02
Однако есть и такие, что еще верят, надеются и ждут ...

Тех времен не вернуть. Уверен, что даже современные коммунисты это понимают.
Самые разумные элементы старой идеологии вполне можно применить в нынешнее время, но это сделать непросто
Yurijvar
+1
14 июля 12:17
Да, это так. Как-то имел возможность общения с Зюгановым в Таиланде в 2002-м - тогда он еще так не думал ...
Вы меня зажгли туристической ностальгией - нужно будет подобрать что-то и из своих "архивов". А то ведь тогда - или в свой домашний альбом, или в официальный отчет в турклуб, или в слайды для друзей ...
vasilets
+1
14 июля 12:20
Yurijvar писал 14 июля 12:17
Вы меня зажгли туристической ностальгией - нужно будет подобрать что-то и из своих "архивов". А то ведь тогда - или в свой домашний альбом, или в официальный отчет в турклуб, или в слайды для друзей ...


Юрий, уверен, вы многое можете вспомнить и рассказать...)))
Maksim_Starostin
+1
14 июля 13:38
Однако есть и такие, что еще верят, надеются и ждут
Только теперь уже не коммунизма, а Евросоюза и европейских зарплат и пенсий :)
vasilets
+1
14 июля 13:50
Maksim_Starostin писал 14 июля 13:38
Только теперь уже не коммунизма, а Евросоюза и европейских зарплат и пенсий :)


Максим, вы в очередной раз жжете)))))
AllaW
+1
13 июля 23:12
Спасибо за замечательный рассказ! Рассказ, который действительно всколыхнул ностальгическую память о времени нашей юности. Мне так нравится смотреть "советские" фильмы о тех временах...
vasilets
+1
14 июля 11:00
Спасибо за замечательный рассказ! Рассказ, который действительно всколыхнул ностальгическую память о времени нашей юности. Мне так нравится смотреть "советские" фильмы о тех временах...

В годы социализма советские фильмы казались мне "пресными" и слишком правильными. Хотелось смотреть только западные боевики. А теперь я их воспринимаю совсем иначе - это добрые и мудрые киноленты, которые учат людей доброте, честности, преданности, т.е лучшим человеческим качествам. А иностранные ленты будят самые низменные качества человека
AMour
+2
14 июля 8:41
Спасибо за возможность вспомнить, как мы жили и путешествовали тогда и были в общем-то счастливы...
vasilets
14 июля 10:19
Спасибо за возможность вспомнить, как мы жили и путешествовали тогда и были в общем-то счастливы...

С нынешними крутейшими путешествиями за край света наш скромный поход не сравнить, но в те годы это было невероятно интересно и круто!
AMour
14 июля 11:06
Согласен!
vasilets
14 июля 11:48
AMour писал 14 июля 11:06
Согласен!

vibas
+1
14 июля 10:48
Серега, отлично!!! У меня родители ходили в подобный маршрут (а может и в такой же), только лет на двадцать пораньше тебя))
А я в горы в первый раз попал в 1990-м. Правда, не на Кавказ, а в Карпаты, но впечатления были такими же - первый снежник, первый ледник!))
А не страшно было под ледником восседать? Это же был типа Домоклов ледник))))
История вашей с Галей встречи романтична до невозможности! И написание писем тоже! Я, кстати, тоже скучаю по рукописным письмам - совсем другие чувства!!!
Фотографии - красивы и винтажны!) Пленочные фото добавляют особенное чувство времени! И горные красоты вполне впечатляюще переданы!!!
Спасибо ностальгическую историческую историю!!!
vasilets
+1
14 июля 10:57
Серега, отлично!!! У меня родители ходили в подобный маршрут (а может и в такой же), только лет на двадцать пораньше тебя))

А я то думал, что таких горнопроходимцев, как наша группа , было совсем мало))))
А я в горы в первый раз попал в 1990-м. Правда, не на Кавказ, а в Карпаты, но впечатления были такими же - первый снежник, первый ледник!))

А в Карпатах тоже есть ледники?!?!?
А не страшно было под ледником восседать? Это же был типа Домоклов ледник))))

Витя, конечно страшно , но что не сделаешь, ради эффектного кадра...
История вашей с Галей встречи романтична до невозможности! И написание писем тоже! Я, кстати, тоже скучаю по рукописным письмам - совсем другие чувства!!!


Я же был романтиком.... это уж потом стал рационалистом и юристом
Фотографии - красивы и винтажны!) Пленочные фото добавляют особенное чувство времени! И горные красоты вполне впечатляюще переданы!!!
Спасибо ностальгическую историческую историю!!!

Раньше не понимал ценности пленки, а теперь начинаю осознавать, что это было неплохо....
vibas
15 июля 7:36
vasilets писал 14 июля 10:57
А я то думал, что таких горнопроходимцев, как наша группа , было совсем мало))))
Ну, может быть, и мало, но мои родители были среди них))
А в Карпатах тоже есть ледники?!?!?
А что нет? Значит, это были снежники)))
Раньше не понимал ценности пленки, а теперь начинаю осознавать, что это было неплохо....
Сейчас в ФШ даже фильтры особые есть - "под пленку"))
vasilets
15 июля 10:03
vibas писал 15 июля 7:36
А что нет? Значит, это были снежники)))


Витя,
Ледники там, где холодно, а в Карпатах тепло)))))
vibas
15 июля 11:05
Ну, не знаю... Временами было очень холодно))))
vibas
+1
14 июля 10:50
И, кстати, не знал, что ты по деду - грузин! Выходит, мы в сентябре отправимся на твою малую Родину!))
vasilets
14 июля 10:54
И, кстати, не знал, что ты по деду - грузин! Выходит, мы в сентябре отправимся на твою малую Родину!))

Витя
Передавай там всей Грузии привет!!!
И отдельный привет Теоне!
vibas
15 июля 7:37
Передавай там всей Грузии привет!!!
И отдельный привет Теоне!
Всенепременно, Сереж!)
vasilets
15 июля 10:03
vibas писал 15 июля 7:37
Всенепременно, Сереж!)


Жаль, что мы с вами не поедем))))
Jay
+1
14 июля 13:16
А я все дикарем по горам ходила. Иногда от КСС приходилось прятаться
А время хорошее было!
vasilets
14 июля 13:21
Jay писала 14 июля 13:16
А я все дикарем по горам ходила. Иногда от КСС приходилось прятаться


Дикарем?!? Вот это экстрим, настоящая смелость!
Jay писала 14 июля 13:16
А время хорошее было!

Просто отличное!!!
Jay
+1
14 июля 13:54
Меня опытные люди с собой брали. Они рисковать не любили и лишний раз веревочкой связаться не ленились. Все надежно было.
А из последнего похода меня дома молодой человек ждал. Мы после моего возвращения поженились
vasilets
14 июля 13:58
Jay писала 14 июля 13:54
Меня опытные люди с собой брали. Они рисковать не любили и лишний раз веревочкой связаться не ленились. Все надежно было.


Тогда все в порядке!
Jay писала 14 июля 13:54
А из последнего похода меня дома молодой человек ждал. Мы после моего возвращения поженились

Вот это классно, настоящая романтика - с гор под венец!
Jay
14 июля 14:07
Видимо решающим стало то, что из похода мы на неделю позже вернулись - в пурге на горе просидели. А спутниковых телефонов тогда не было...
С тех пор в горы не ходила
vasilets
14 июля 14:50
Jay писала 14 июля 14:07
Видимо решающим стало то, что из похода мы на неделю позже вернулись - в пурге на горе просидели. А спутниковых телефонов тогда не было...
С тех пор в горы не ходила


Муж запретил?!? Я бы своей точно запретил!
Jay
14 июля 17:36
vasilets писал 14 июля 14:50
Муж запретил?!?


Ну что-то типа того
vasilets
+1
14 июля 17:40
Jay писала 14 июля 17:36
Ну что-то типа того

Правильно сделал, уж если есть жена, ее надо беречь!
Jay
14 июля 17:45
Золотые слова!
vasilets
14 июля 17:51
Jay писала 14 июля 17:45
Золотые слова!
spatefillum
+1
14 июля 13:20
Сергей, невероятно романтично и душевно! А фото, как кадры из советского фильма. Так здорово, чуть позже еще раз перечитаю
vasilets
+1
14 июля 13:22
Сергей, невероятно романтично и душевно! А фото, как кадры из советского фильма.


Люба, спасибо
И то верно, ведь, я сам из далекого советского прошлого, вот и напоминаю старый ч/б фильм))))
Так здорово, чуть позже еще раз перечитаю

spatefillum
14 июля 13:58
вот и напоминаю старый ч/б фильм))))
с этим заявлением я категорически не согласна ))
vasilets
14 июля 13:59
с этим заявлением я категорически не согласна ))

Да ты просто меня давно уже не видела, забыла какого я цвета
spatefillum
14 июля 14:01
Вот это реальный повод приехать
Думала в сентябре смогу, но снова не получится Буду помечтывать про ноябрь
vasilets
+1
14 июля 14:02
spatefillum писала 14 июля 14:01
Вот это реальный повод приехать
Думала в сентябре смогу, но снова не получится Буду помечтывать про ноябрь


Конечно приезжай, с удовольствием встретимся!
В сентябре и я могу не смочь, планирую поездку на этот месяц
IMonekin
14 июля 15:32
Практически "Спортлото 82", только лучше правда в фильме насколько я помню только пару сцен было снято в Абхазии...
vasilets
+1
14 июля 15:40
IMonekin писал 14 июля 15:32
Практически "Спортлото 82", только лучше правда в фильме насколько я помню только пару сцен было снято в Абхазии...


Год почти совпадает, а Абхазия тоже))))
IMonekin
+2
14 июля 15:43
Это была моя самая первая ассоциация на рассказ Интересно сколько турбаз осталось на сегодняшний день и в каком они состоянии...
vasilets
14 июля 15:46
IMonekin писал 14 июля 15:43
Интересно сколько турбаз осталось на сегодняшний день и в каком они состоянии...


Я специально искал на счет т/б Чегем. Вроде, она до сих пор работает!
А общее количество - трудно сказать, сколько их осталось....
sany4
+1
14 июля 16:23
Ох, Сергей, разворошил память... Таких гор у нас не было, но и 10-дневные походы по таежному Уралу заканчивались с чувством победителей - Мы ЭТО сделали!!! Да и жители глубинки мало отличались от горячих южан - уральцы в душЕ все горцы!
vasilets
14 июля 16:37
sany4 писал 14 июля 16:23
Ох, Сергей, разворошил память...

sany4 писал 14 июля 16:23
Таких гор у нас не было, но и 10-дневные походы по таежному Уралу заканчивались с чувством победителей - Мы ЭТО сделали!!!

Выигранный поединок с природой всегда заставляет торжествовать!
sany4 писал 14 июля 16:23
Да и жители глубинки мало отличались от горячих южан - уральцы в душЕ все горцы!

ronadort
+1
14 июля 16:56
Серёж, круто, тяжко, захватывающе! Это я твоём турпоходе. Мне к таким походам в горах даже близко прикоснуться не приходилось. Интересно, ты до сих пор любишь сгущёнку? А я её лет уже 15 в рот не брал, хотя иногда и хочется.
Романтично, с юмором и иронией, с ностальгией по прошлым временам молодости... Это я от твоём замечательном рассказе, который я прочитал с большим удовольствием. И если бы кто-то был рядом со мной, то мог бы понаблюдать за моей мимикой во время чтения. Я, то улыбался очередной шутке, то морщился от того, что абхазский подонок сотворил с девушкой твоего друга...В общем я весь был в твоём повествовании и душой и мыслями, погрузился в твой рассказ, сопереживая и радуясь за тебя и происходящее.
В костре догорают сучья, огонь на углях переливается многоцветьем, чуть повороши раскаленные угли, в небо взлетает сноп искр, смотреть на это можно бесконечно. Кто-то перебирает струны гитары, желания говорить нет, все мечтают о счастливом и светлом будущем…
Ну как тут не улыбнуться!?
vasilets
14 июля 17:07
ronadort писал 14 июля 16:56
Серёж, круто, тяжко, захватывающе! Это я твоём турпоходе. Мне к таким походам в горах даже близко прикоснуться не приходилось. Интересно, ты до сих пор любишь сгущёнку? А я её лет уже 15 в рот не брал, хотя иногда и хочется.


Коля, вернувшись из похода я долго был в эйфории, строил планы на будущее, сходить еще раз, но... не получилось
А сгушенку, особенно сгущенные сливки, люблю до сих пор!
ronadort писал 14 июля 16:56
Романтично, с юмором и иронией, с ностальгией по прошлым временам молодости... Это я от твоём замечательном рассказе, который я прочитал с большим удовольствием. И если бы кто-то был рядом со мной, то мог бы понаблюдать за моей мимикой во время чтения.


Жалко Вибаса рядом не было, он бы обязательно сделал еще один клип: "Блоггер читает блоггера" и наложил бы его на подходящую музыку
ronadort писал 14 июля 16:56
Ну как тут не улыбнуться!?

улыбнуться усталось улыбкой человека, повидавшего очень многое, ценящего комфорт, но познавшего трудности
ronadort
+1
14 июля 17:15
vasilets писал 14 июля 17:07
вернувшись из похода я долго был в эйфории, строил планы на будущее, сходить еще раз, но... не получилось
Часто так бывает в разгар эйфории, а потом наваливаются дела, а потом откладываешь задуманное всё дальше и дальше, а потом...
Жалко Вибаса рядом не было,
Он сейчас далеко, в очередной раз Казань приступом берёт.
ronadort
14 июля 17:16
Серёж, видеокамеру (если можно) возьми в Крутышки.
vasilets
14 июля 17:17
ronadort писал 14 июля 17:16
Серёж, видеокамеру (если можно) возьми в Крутышки.


Если она еще работает))))
кстати, надо попробовать, как мой фотик снимает, он же с видео)))
ronadort
+1
14 июля 17:22
Фотиком на видео снимать неудобно, баловство это...
vasilets
14 июля 17:18
ronadort писал 14 июля 17:15
Часто так бывает в разгар эйфории, а потом наваливаются дела, а потом откладываешь задуманное всё дальше и дальше, а потом...

так оно и получилось...
Он сейчас далеко, в очередной раз Казань приступом берёт.


о-о-о, что же вы его сразу в А/п отвезли вчера вечером?!?
ronadort
+1
14 июля 17:24
Нет, мы их до дома только подвезли, объезжая валяющиеся на дороге деревья. Утром уже Витя фото по вайберу прислал из самолёта. Кстати, ты установил вайбер? Не установил, а то бы мне сообщение пришло
vasilets
14 июля 17:30
ronadort писал 14 июля 17:24
Нет, мы их до дома только подвезли, объезжая валяющиеся на дороге деревья. Утром уже Витя фото по вайберу прислал из самолёта. Кстати, ты установил вайбер? Не установил, а то бы мне сообщение пришло

вечером постараюсь установить
У вас были поваленные деревья?!?
ronadort
+1
14 июля 17:41
Когда к Витиному дому ехали, пара здоровенных деревьев на дороге валялась, не говоря о больших сучьях. А потом, мы попали на затопленную дорогу. Вода до середины дверей Олиной машины доходила. Жуть. А Надю с Димкой и их другом на Коломенской накрыло. Укрылись они на автобусной остановке, а сверху на них огромный сук упал. Крыша остановки их уберегла.
vasilets
14 июля 17:45
ronadort писал 14 июля 17:41
А потом, мы попали на затопленную дорогу. Вода до середины дверей Олиной машины доходила. Жуть.


Офигеть, неужели это возможно?!? А разве машина не пропускает воду?
ronadort писал 14 июля 17:41
А Надю с Димкой и их другом на Коломенской накрыло. Укрылись они на автобусной остановке, а сверху на них огромный сук упал. Крыша остановки их уберегла.


Вообще охренеть!
ronadort
14 июля 18:23
vasilets писал 14 июля 17:45
А разве машина не пропускает воду?
Герметизация дверей у Олиной машины хорошая, а вот заглохнуть машина могла, выхлопная труба-то под водой была. Кстати в этом озере пара заглохших машин стояла.
vasilets
14 июля 18:30
ronadort писал 14 июля 18:23
Кстати в этом озере пара заглохших машин стояла.


Просто офигень, невероятный экстрим. А в каком месте, на какой улице это был?
ronadort
14 июля 18:32
Сереж, мы по навигатору ехали, разве там будешь улицы запоминать! Доехать бы...
ronadort
14 июля 18:30
vasilets писал 14 июля 17:45
Вообще охренеть!
Вот, вот! Хотел видео вставить, но туристер не даёт это сделать
vasilets
14 июля 18:38
ronadort писал 14 июля 18:30
Вот, вот! Хотел видео вставить, но туристер не даёт это сделать


Жаль видео нет....
ronadort
14 июля 18:40
vasilets писал 14 июля 18:38
Жаль видео нет....
По Вайберу пришлю, установи только
Borracho
+1
14 июля 17:58
Отличный рассказ! Снова читатели погрузились в прошлое. А фото хоть и старые, но красоту мест всё равно передают!
vasilets
14 июля 17:59
Borracho писал 14 июля 17:58
Отличный рассказ! Снова читатели погрузились в прошлое. А фото хоть и старые, но красоту мест всё равно передают!


Спасибо. Николай
Все блоггеры Туристера зовут читателей в будущее,
а я погружаю в далекое прошлое))))
elenarossi
+2
14 июля 18:00
Очень нужны такие рассказы на Туристире, Очень!
Сейчас нередко ценится комфорт в путешествии, а тогда действительно ТУРИЗМ.
Здорово, что есть сегодня возможность увидеть и фотографии. Ну, качество... иное))) Но Это же действительно НЕТЛЕНКА. Как и воспоминания.
Спасибо тебе, Сергей! От души.
И комментарии на твой рассказ не только обширные. но и разные. Мы словно проверяемся, словно в зеркало смотримся - какие мы!
Твоя заслуга. Это дорогого стоит!!!
vasilets
14 июля 18:14
elenarossi писала 14 июля 18:00
Очень нужны такие рассказы на Туристире, Очень!
Сейчас нередко ценится комфорт в путешествии, а тогда действительно ТУРИЗМ.


Лена,

Помнишь множество разговоров на сайте - "А кто же мы - туристы, или путешественники"
Выходит, я все-таки ТУРИСТ, мне даже удостоверение давали
Здорово, что есть сегодня возможность увидеть и фотографии. Ну, качество... иное))) Но Это же действительно НЕТЛЕНКА. Как и воспоминания.
Спасибо тебе, Сергей! От души.

Я очень старался
И комментарии на твой рассказ не только обширные. но и разные. Мы словно проверяемся, словно в зеркало смотримся - какие мы!
Твоя заслуга. Это дорогого стоит!!!


Лена, комментарии, общение, обратная связь - это самое главное и ценное, что мы получаем на Туристере
Нет комментов, значит сработал впустую, не сумел зажечь искру интереса к описанной теме. А если есть, и разные и много, значит, не зря старался!
elenarossi
+1
14 июля 18:42
vasilets писал 14 июля 18:14
А кто же мы - туристы, или путешественники"
Выходит, я все-таки ТУРИСТ,

Говорят, что впервые слово ТУРИСТ появилось в 1800 году!!! Происхождение слова нерусское. А путешественник - это и путь и шествовать... Все понятно.
Ты и турист и путешественник, Сергей! В этом нет сомнений!
vasilets
14 июля 18:47
elenarossi писала 14 июля 18:42
Ты и турист и путешественник, Сергей! В этом нет сомнений!

Одолеем все пути и пройдем все дороги!
elenarossi
+1
14 июля 18:49
И в горы поднимемся)
Я вот из Пушиногорья вернулась: невысоко, но.... глубоко!
vasilets
14 июля 21:55
Я вот из Пушиногорья вернулась: невысоко, но.... глубоко!


Помню-помню свой недавний визит туда. Это было потрясение.....
Nomad
+1
14 июля 21:15
Сереж, классика жанра, что тут говорить! Я вот ни разу не сподобился на такой поход.... Правда, помнится, в геопартии за отцом по тайге да по сопкам бурятским таскался.... Ох...
Ну тут круто - ледник, снег, перевал, море, все дела.... сейчас действительно по другому все воспринимаешь....
ЗЫ, а скажи, ты ведь уже родился с усами, да?
vasilets
14 июля 21:54
Nomad писал 14 июля 21:15
Сереж, классика жанра, что тут говорить! Я вот ни разу не сподобился на такой поход.... Правда, помнится, в геопартии за отцом по тайге да по сопкам бурятским таскался.... Ох...


Зато теперь в такие дальние дали залетаешь, куда Макар телят не гонял)))))
Nomad писал 14 июля 21:15
Ну тут круто - ледник, снег, перевал, море, все дела.... сейчас действительно по другому все воспринимаешь...

По первому разу такие видосы башку надолго сносят
Nomad писал 14 июля 21:15
ЗЫ, а скажи, ты ведь уже родился с усами, да?

Естественно, а как же иначе?!?
Nomad
+1
14 июля 21:57
мы в такие летали
vasilets писал 14 июля 21:54
дали

видосы башку надолго сносят
сейчас тоже, должен заметить...)))
Естественно
я так и знал!
vasilets
14 июля 22:00
Nomad писал 14 июля 21:57
мы в такие летали
vasilets писал Сегодня 21:54
дали
.. что не очень то и дойдешь....
Nomad писал 14 июля 21:57
видосы башку надолго сносят
сейчас тоже, должен заметить...)))



Олег, если честно, то с каждым разом, чтобы удивиться, приходится изыскивать все более невероятные вещи. Сейчас моя мечта Северный или Южный полю , а еще извергающийся вулкан. на все-про все 35-40 тыс баксов....
Nomad
14 июля 22:14
Закушался ты, закушался....
Вулкан - вон, Гавайи рядом...
vasilets
14 июля 22:26
Nomad писал 14 июля 22:14
Вулкан - вон, Гавайи рядом...


Так мне действующий надо с извержением и лавой))))
Nomad
14 июля 22:42
Там тамошний все время извергается...
vasilets
14 июля 22:44
Nomad писал 14 июля 22:42
Там тамошний все время извергается...


А, тогда пошел искать тумбочку с деньгами
Ведь, где то она должна же быть?!?
Nomad
14 июля 22:45
Килауэ, или как он там называется...
Ты по соседним квартирам пройдись...
demi157
14 июля 23:58
Очень интересно и по доброму написано. Путешествие в пространстве и во времени
vasilets
15 июля 10:05
Очень интересно и по доброму написано. Путешествие в пространстве и во времен

Спасибо за отзыв)))
Пора открывать агентство виртуальных путешествий во времени и пространстве
demi157
15 июля 20:01
Ждем новых перемещений. Творческих успехов и воспоминаний...
Leolik
15 июля 5:35
икакой И-нет не сравнится с радостью получения и чтения рукописного письма, с любовью написанного знакомой рукой.
Вот ведь золотые солова, Сережа.
Так написал, как буд-то сама с тобой прошла этот поход.
Мы ездили в Батуми компанией в 1981 году 2 мальчика 5 девочек и с нами тетя одной из подружет. Жили в одной комнате, спали валетом, удобства во дворе за занавеской. Классно было, ни с чем не сравнить!
vasilets
+1
15 июля 10:07
Вот ведь золотые солова, Сережа.
Так написал, как буд-то сама с тобой прошла этот поход.


Лена

Невероятные эмоции от того похода все еще живы, я просто попытался перенести их на бумагу...
Мы ездили в Батуми компанией в 1981 году 2 мальчика 5 девочек и с нами тетя одной из подружет. Жили в одной комнате, спали валетом, удобства во дворе за занавеской. Классно было, ни с чем не сравнить!

Спать валетом - самое ужасное, что можно придумать!
Но очень многие так ездили, были довольны и получали колоссальное удовольствие!
Leolik
15 июля 13:23
vasilets писал 15 июля 10:07
Спать валетом - самое ужасное, что можно придумать!

Не, тогда было нормально. А сейчас, конечно, ужас было бы!
vasilets
+1
15 июля 13:38
Leolik писала 15 июля 13:23
Не, тогда было нормально. А сейчас, конечно, ужас было бы!


Лена

Не зря говорят: "Лучшее - враг хорошего")))
Не знали лучшего, и "валетом" было отлично, а теперь другие времена и желания...
Leolik
15 июля 13:49
vasilets писал 15 июля 13:38
а теперь другие времена и желания.
fanolia
15 июля 14:18
Сергей!!! какие фото! вызывают такие чувства, так глубоко ныряют в душу. Ностальгия может быть. Какой ты классный на фотках - разве кому-то придет в голову считать фото с тобой - эти не очень качественные картинки - сейчас настоящее сокровище :)
vasilets
15 июля 14:30
fanolia писала 15 июля 14:18
Сергей!!! какие фото! вызывают такие чувства, так глубоко ныряют в душу. Ностальгия может быть.

Оля, все это в чистом виде ностальгия... Щемящие душу приятные воспоминания о тех годах, когда нам было невероятно хорошо, но мы это не сильно понимали...
fanolia писала 15 июля 14:18
Какой ты классный на фотках - разве кому-то придет в голову считать фото с тобой - эти не очень качественные картинки - сейчас настоящее сокровище :)


Оля, правила и модераторы очень строги, а еще недавно был серьезный разбор полетов по качеству фото. Поэтому подавляющее число фото с моей личностью я удалил, но несколько штук никак не смог))))
Argentique
15 июля 21:17
Спасибо за рассказ, Сергей! Очень люблю читать о тех временах (у меня самой воспоминаний немного в связи с возрастом), припоминаю детство, которое конечно же было счастливым. Вспомнила свой первый пионерлагерь, ну у нас удобства оказались чуть получше, хотя это было не так важно.
И какая же романтика - писать настоящие письма любимой!
Фото очень неплохо выглядят для тех лет.
vasilets
+1
15 июля 22:43
Argentique писала 15 июля 21:17
Очень люблю читать о тех временах (у меня самой воспоминаний немного в связи с возрастом), припоминаю детство, которое конечно же было счастливым. Вспомнила свой первый пионерлагерь, ну у нас удобства оказались чуть получше, хотя это было не так важно.

Ирина,
Как здорово, что воспоминания подавляющего числа детей радостные и счастливые - не зря родители стараются дать детям самое лучшее...
Argentique писала 15 июля 21:17
И какая же романтика - писать настоящие письма любимой!

Конец 20 века, уже компьютеры были, а у нас такая романтика еще сохранялась...
Фото очень неплохо выглядят для тех лет.

Если бы снимал на немецкой пленке, сохранность была бы идеальной. А чешская сильно выцвела, пришлось капитально работать ФШ...
teona
15 июля 21:55
Как интересно читать такие рассказы из далекого прошлого :) и фото сами по себе тоже история! А рукой написанные письма, полученные по почте - это вообще кажется сейчас раритетом....Здорово!
vasilets
15 июля 22:40
teona писала 15 июля 21:55
Как интересно читать такие рассказы из далекого прошлого :) и фото сами по себе тоже история!

Теона, мы сами не заметили, что наша недавняя юность вдруг стала далеким прошлым...
teona писала 15 июля 21:55
А рукой написанные письма, полученные по почте - это вообще кажется сейчас раритетом....Здорово!

Как будто из прошлого века, хотя, почему "как будто"? все это и было в прошлом веке!
Laskovsky
16 июля 0:35
Сколько откликов в душе! Сколько того, что прошло, но не ушло из жизни. Приятно вспоминать... Спасибо.
vasilets
17 июля 16:19
Марыся, все читатели, кому за... 50, помнят, описанные мною времена, а прошлое почти всегда имеет приятный привкус..)))
Olegka
–1
16 июля 14:17
Как из другой жизни! А ведь это все наше, родное, дорогое! Где-то там глубоко внутри защемило. Спасибо! Ностальгия такое чувство необъяснимое: не то сожаление, не то умиление, но в любом случае, очень важная составляющая в памяти любого человека!)
vasilets
+1
17 июля 16:21
Олег, ностальгия - одно из важнейших составляющих русской души...
Olegka
28 июля 11:41
Очень верно сказано!)
Chedty
16 июля 17:58
Сергей, переход у вас был просто замечательный. Я по природной лени пешком не ходил. Мы плавали на байдарках. Очень мощное развлечение было. До сих пор с удовольствием вспоминаю эти походы.
vasilets
17 июля 20:12
Михаил, на байдарках - это уже высший пилотаж для продвинутых туристов. Такой вид туризма был для избранных!
Chedty
17 июля 22:04
У нас были большие северные отпуска хватало на двухмесячные Памирские и Забайкальские переходы. Все те проблемы о которых ты говоришь, типа стычек с местными, да и общеорганизационные конечно были, но было и удивительное счастье общения с нетронутой дикой природой...
vasilets
+1
17 июля 22:09
Михаил, имеено за счастьем общение с природой и ехали))))
valerovna
16 июля 19:07
Серёжа, какой рассказ! Самый настоящий рассказ!
После него накатывает такая хорошая ностальгия по прошлому.
Турпоход впечатляющий! Очень понимаю, почему запомнился в подробностях!
Так удивительно прикоснуться к воспоминаниям другого человека, спасибо тебе)
vasilets
17 июля 20:28
Наташа, по тем временам это было очень круто и захватывающе. С другой стороны, даже по нынешним временам это экстремальная и необычная экспедиция)))
Пока воспоминания живы в памяти, стоит их записать и выложить на суд читателей)))
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
vasilets
18 июля 22:30
Спасибо, Сергей, что напомнили о том замечательном походе через перевал Твибер! У меня давно запланировано написать о нем, но пока успел написать лишь о предыдущем походе в 1976-ом

ух ты! Я в 76 только еще школу закончил.... О таких походах даже и не мечтал))))
До чего же мы интересно отдыхали!
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Sergey_Kuznetsov
+1
18 июля 22:25
Напоследок - снимок со слайда
vasilets
+1
18 июля 22:32
Напоследок - снимок со слайда

Отличное качество!
Sergey_Kuznetsov
+1
18 июля 22:44
Ну что же, наверное, я ошибся с годом! Поэтому все снимки удаляю, кроме последнего, который вам понравился! Ведь вы наверняка шли по этой тропе!

Оставляю первый свой комментарий.

Спасибо, Сергей, что напомнили о том замечательном походе через перевал Твибер! У меня давно запланировано написать о нем, но пока успел написать лишь о предыдущем походе в 1976-ом. Мой поход был в 1982!
vasilets
18 июля 22:46
Sergey_Kuznetsov писал 18 июля 22:44
Ну что же, наверное, я ошибся с годом! Поэтому все снимки удаляю, кроме последнего, который вам понравился! Ведь вы наверняка шли по этой тропе!


Сергей не надо удалять. Ваши кадры тоже очень важны и нужны. Они отлично дополняют тему!
Sergey_Kuznetsov
+1
18 июля 22:55
ЭПИЛОГ

Несмотря на обещания, с группой мы больше не встречались никогда.

Попасть в горный поход мне больше не удалось, хотя, и очень хотелось.

С моей Галкой мы поженились ровно через год и неделю после встречи. Она очень долго хранила мои письма, может и сейчас хранит…

Пройти сегодня по Всесоюзному маршруту № 88 Нальчик-Чегем-Твибер-Сванетия-Грузия-Абхазия невозможно, границы захлопнуты надолго, если не навсегда.

1) Мы с нашей группой встретились в Москве у меня дома.
2) В походы по Приэльбрусью удалось сходить в 1987-ом.
3) С моей Ириной мы были уже 5 лет женаты, она отпустила меня в горы в отпуск, чтобы я отдохнул от наших двоих маленьких детей.
4) Чего бы я очень хотел - вновь попасть в эти места, но, соглашусь, сейчас это невозможно.
5) Надеюсь, у меня дойдут руки, и я расскажу о том своем походе в 1982-ом. Туда и помещу размещенные по ошибке (несколько человек на групповом снимке мне показались очень знакомыми), но удаленные фотоснимки.
vasilets
+1
18 июля 23:05
Ваш эпилог намного позитивнее моего))))
Буду ждать вашего рассказа!
Chiffa7
+1
20 июля 16:42
Сергей,
Конечно, по сравнению с современными путешествиями - это просто прогулка, но иного у нас не было))))
по моему - все наоборот! это сейчас прогулки, технически оснащенные, с заранее известным маршрутом, часто достаточно просто заплатить и тебя пропутешествуют. А вот так - с рюкзаком, минимумом снаряжения, скудным пайком - настоящее путешествие. Ведь только настоящие путешествия меняют человека, дают ему возможность узнать о себе что-то новое.
vasilets
+1
20 июля 16:59
Chiffa7 писал 20 июля 16:42
А вот так - с рюкзаком, минимумом снаряжения, скудным пайком - настоящее путешествие. Ведь только настоящие путешествия меняют человека, дают ему возможность узнать о себе что-то новое.

Катя,

Меня тот экстремальный тур до такой степени изменил, что я сразу потом женился!
usman56
+1
22 июля 20:51
Во первых, не соглашусь с трактовкой автора
Через час принесли чачу, не лучший напиток к манной каше,
Может скорее наоборот? не лучшая закуска к чаче? Или тогда Сергей назовите лучший напиток к манной каше
Рассказ эмоциональный... будит воспоминания, правда не такие экстремальные...фото отличные! прямо ретро - ретро! А вот дорогая слайдовская Орво Хром (аж три рубля кассета!) себя оправдала!
этому слайду 39 лет пешком из Алма - Аты на Иссык Куль ... в четвертом через перевал за 4000 метров высотой.
В Абхазии был в этом мае пещера есть, причем не изменилась а вот здание турбазы ... пустое и не действует
vasilets
+1
22 июля 21:03
Михаил, ОРВО рулит! Но 3 рубля это у спекулянтов, в магазине рупь пятдесят)))
Манная каша была первой, чача второй, в лучше бы наоборот, и тогда диссонанса не было бы))))
usman56
+1
23 июля 11:40
Сергей, точно! Руб песят! А Орво Колор была рупь за кассету но быстро исчезла. а за три тоже в магазине, но "из под полы"
Манная каша была первой, чача второй, в лучше бы наоборот, и тогда диссонанса не было бы))))
Наоборот, тогда вааще все нормально! просто чача без закуси пошла, просто после обеда
usman56
22 июля 20:55
А здесь нам по 14 лет стало быть слайду ...46! Вот в 14 мы действительно "в умат"
vasilets
+1
22 июля 21:04
46 лет и такое качество?!? Класс!
usman56
23 июля 11:43
А сколько было выбрашено, как не качественные, которые сейчас в фотошопе, "на раз" исправляются! Кто бы тогда знал!
usman56
+1
22 июля 20:59
1977 год, первый курс, еще нет военной кафедры, поэтому волосы есть...В тех же горах те же лица семь лет спустя...
vasilets
+1
22 июля 21:05
Молодежь... я уже на 2 курсе учился)))
usman56
+1
23 июля 11:50
Молодежь...

С точки зрения студенчества ДА!
Но, молодежь к тому времени уже два года отслужила в Германии "на дальних рубежах,упиралась грудью в штыки империализма" и в ВДВ под сотню прыжков имела... Кстати неделю назад узнал, что служил в одном полку и в одно время с Сергеем Мироновым это который Справедливая Россия...
vasilets
+1
23 июля 11:52
Ну ни фига себе, уже заслуженные ребята!
usman56
+1
23 июля 15:14
vasilets писал 23 июля 11:52
уже заслуженные ребята!

Опять же, с какой то точки зрения ДА! (дембеля, деды, старики) Но, по сути, 21 год от роду...Пацаны!!!
Svet-lanka
+1
23 июля 19:31
Путешествие в прошлое! Смотреть такие фотографии очень интересно! Серьезный турпоход А сидеть на камушке и писать письмо любимой в горах - так романтично!
vasilets
+1
23 июля 19:59
Света, мы были очень молоды, очень энергичны и романтичны))))
Svet-lanka
+1
24 июля 1:18
Да вы и сейчас весьма молоды, а уж как энергичны!
usman56
+1
23 июля 21:21
usman56 писал 23 июля 11:43
А сколько было выбрашено, как не качественные, которые сейчас в фотошопе, "на раз" исправляются!

Просто для примера,фото из вашего рассказа два нажатия двух кнопок и ... Ву аля! (правда, волоски долго пришлось удалять!)
vasilets
23 июля 21:52
ух ты, класс! А я сколько с ним возился, но такого отличного результата так и не получил((((
Запись с ответом была удалена.
usman56
+1
24 июля 11:36
Ну раз вам понравилось, то вот еще вариант получше, убрал красноту на среднем плане
vasilets
24 июля 11:41
Просто отлично! Именно так и было в реальности!
NataliaC
29 июля 12:08
Сереж, ты так написал, как будто это было недавно, конечно же заново переживал все эмоции, вспоминая детали и красоту природы!А до этого похода ты был в горах? Если -нет, то как ты решился, да и вообще?
не так недорого -109р без ж/д, а моя ЗП была 115р в месяц.
-получается, что ничего не изменилось и сейчас можно съездить так же, уложившись в месячную з/пл.
я по деду грузин,
-ничего себе, как все открылось, Сереж!!
Еду готовим самостоятельно на костре, дрова тоже собираем сами по всем окрестным горам
-я так тоже однажды шла через горы к морю, 2 недели, готовили по графику! А у вас сколько длился поход? О, фото на фоне среза ледника классное!! И вообще, у тебя столько фото сохранилось, да еще и цветные!
присел на камушек, и полетели строки по чистому листу…
-классно-то как?
Вовсе это не город оказался, а сонная деревня
-сейчас Местия пооживленней, но ты был там!!
Пройти сегодня по Всесоюзному маршруту № 88
-невозможно, конечно это сожаление для настоящих туристов, любителей гор.
vasilets
29 июля 15:10
NataliaC писала 29 июля 12:08
Сереж, ты так написал, как будто это было недавно, конечно же заново переживал все эмоции, вспоминая детали и красоту природы!А до этого похода ты был в горах? Если -нет, то как ты решился, да и вообще?

Наташа
Давние впечатления порой помнятся лучше, чем свежачок))) До этого похода в горах вообще не был, за исключением экскурсий на автобусе. Отчаянный я был тогда и бесшабашный - чем экстремальнее, тем мне больше нравилось!
NataliaC писала 29 июля 12:08
ничего себе, как все открылось, Сереж!!


Бывает же такое)))))
NataliaC писала 29 июля 12:08
-я так тоже однажды шла через горы к морю, 2 недели, готовили по графику! А у вас сколько длился поход? О, фото на фоне среза ледника классное!! И вообще, у тебя столько фото сохранилось, да еще и цветные!

Я точно не помню, но не менее 2х недель - это точно! А фото все со слайдов сканированные, я в те годы сильно слайдами увлекался...
NataliaC писала 29 июля 12:08
-сейчас Местия пооживленней, но ты был там!!

Помню-помню ваши репортажи - не город, а картинка!
невозможно, конечно это сожаление для настоящих туристов, любителей гор.

Но в горы то все равно народ ходит, хотя и не так активно, как в те годы....
NataliaC
29 июля 15:16
vasilets писал 29 июля 15:10
в горы то все равно народ ходит,
-ходит, ходит и в наших краях довольно-таки активно, это очень приятно!!
vasilets писал 29 июля 15:10
Отчаянный я был тогда и бесшабашный - чем экстремальнее, тем мне больше нравилось!
-да ты таким и остался! Последний твой финт-полет, это ж ващще!!!
Keit
5 августа 19:22
Сергей, очень интересный и романтичный рассказ, спасибо!
vasilets
5 августа 19:31
Keit писала 5 августа 19:22
Сергей, очень интересный и романтичный рассказ, спасибо!

Спасибо!
Alena99
18 августа 22:22
Сергей, я так рада, что увидела ваш рассказ!
В прошлом году, здесь же, нашла рассказ Кузнецова Сергея (он у вас в комментариях тоже есть, там где фото удалены, но одно оставлено). Тогда, в прошлом году, это была моя первая радость, т.к. у Сергея К. в комментариях я писала, что рассказов об этих местах совершенно не нахожу в интернете, а фотографий и подавно. Его рассказ оживил мои воспоминания, и, благодаря ему, я хоть знаю названия мест, которые пыталась вспомнить из детства.
И вот Ваш рассказ. Как кто-то уже писал, я тоже пока читала, все время улыбалась. Во-первых написано интересно, красочно, что даже если не был там, то обязательно захотелось бы. Во-вторых я еще больше теперь уверена, что именно там мы и были. В рассказе упоминается круглая бетонная площадка со скамейками вокруг, где вечером были танцы. А на фото она еще и расположена точно в том месте по отношению к дому, в котором мы жили. И сам дом с балконом вдоль всего 2 этажа, как и тот наш.
Дело в том, что я там была летом 1984, но было мне всего 14 лет. И находились мы там не с туристической целью, а как спортсмены. У нас там был спорт лагерь. В силу малого кол-ва лет, я совсем не помню названий, только картинки перед глазами. А у самой только одна фотография, где мы стоим группой на фоне горных вершин примерно при въезде в лагерь, там еще был один или несколько домиков вместе, в котором были столовая, магазин, сушилка. Возможно называю соответственно детским впечатлениям. Где то при входе в столовую стояли весы (белые, как в мед кабинетах). Фото, к сожалению, не перед глазами. Где-то есть дома, но во время переезда положено куда-то и давно не встречалось.
Ваши фото еще больше соответствуют моим воспоминаниям, чем фото Сергея К. Но у него они сделаны в 1976, а Ваши всего за год до моей поездки, за 7 лет наверняка были изменения (я о фото тур базы).
И помню манную кашу на сгущенном молоке. Я манку вообще не любила, и не ела совсем. А там попробовала и даже вернувшись домой, уже не отказывалась) Нарзан помню. Но мне вспоминается источник, который был в 1-1,5 км от базы, т.к. мы без проблем к нему бегали в качестве зарядки по утрам. Сначала вкус был не привычный, но потом уже брали бутылки и набирали с собой. Еще нас тоже водили по туристическому маршруту, но до какой-то первой остановки. Хотя помню там ледник, на котором мы катались на пятой точке, благо у всех были болоньевые костюмы. Но большее впечатление было от перекуса на этом привале. Нам тоже выдавали как туристам консервы, хлеб, сгущенку) И красота вокруг. Но у меня не было тогда фотоаппарата. И мне кажется, что сейчас я бы больше оценила эту красоту. Помню, что группы туристов действительно давали "концерт" перед уходом на перевал. Мы то там были постоянно и проводили в путь не одну туристическую группу. На сколько я помню, там был "клуб", где были эти концерты и там же кино показывали.
Вот не знаю, осилила бы я весь такой маршрут сейчас, но побывать в тех местах я бы очень хотела.
Если бы кто-то собирал такую группу для похода в те места, может и я бы присоединилась.
vasilets
+1
18 августа 22:36
Алена,

Просто чудеса, вот уже второй человек откликнулся, который был именно в этой точке и почти в то же самое время! Столько десятилетий прошло, а мы до сих пор помним ту самую турбазу.... Это очень здорово!
Ваши детские воспоминания абсолютно верны - и каша на сгущенке и танцпол и консервы и хлеб - все было именно так. Немудренная, но очень вкусная еда на фоне величественных гор.
Я тоже не знаю - удалось ли бы мне в нынешнем возрасте штурмовать перевал, хорошо, что я сделал это по-молодости)))
Спасибо за развернутый комментарий! Как оказалось, в мире еще огромное множество интересных мест, куда мы ездим и знакомим наших друзей с новыми точками
kindus
+1
Вчера 16:03
Охохо, какой винтажный крутяк!!!
С тем временем и Вашим рассказом у меня почему-то ассоциируется фильм "Спортлото-82", такие же горы, джигиты и комические ситуёвины
И да, в те времена такой отчёт в письмах не напишешь
vasilets
+1
Вчера 18:26
Это время нашей юнности, одновременно застоя социализма, и больших надежд на будущее...
Нам было хорошо и весело, а это главное!
А роман в письмах на настоящей бумаге - по тем временам это было нормально, компов то еще не изобрели)))
kindus
+1
Вчера 20:05
vasilets писал Вчера 18:26
роман в письмах на настоящей бумаге - по тем временам это было нормально, компов то еще не изобрели)))

Нормально, то нормально, вот только столько лайков точно не собрал бы
vasilets
+1
Вчера 20:24
Это верно, в то время я собрал всего один лайк, но какой! - любовь моей жены....
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.