Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:33

Казань — Россия Май 2016

Раз назначила свидание под часами, придется идти на площадь Габдуллы Тукая, хотя было желание уйти совсем в другую сторону. Но пойдем к ней мы совсем другим путем — вдоль бывшей речки Булак. Эта речка, которая вытекала из озера Нижний Кабан и впадала в Казанку, когда-то разделяла верхнюю, в прошлом русскую часть города, от нижней — татарской. Когда построили Куйбышевское водохранилище, уровень воды в Казанке поднялся на несколько метров, и сток Булаку был закрыт. Речка стала каналом, который заканчивается напротив Кремля у площади Тысячелетия.

Новая старая Казань

Речку благоустроили — облицевали берега, обновили мосты, установили фонтаны. Приятный маршрут для прогулок длиной 1600 метров.

Заканчивается Булак у цветника с фигурой Зиланта, а по обе стороны — корпуса Казанского федерального университета. У института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого стоит памятник композитору С. З. Сайдашеву. С другой стороны — Институт международных отношений, истории и востоковедения.

Новая старая Казань

На противоположной стороне улицы Татарстан — Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала, первый спектакль которого состоялся в 1906 году. За театром начинается озеро Нижний Кабан.

Новая старая Казань

Это все уже наше время, а сегодня задача другая: будем смотреть то, что осталось от старой Казани — Старую Татарскую слободу. Это исторический район, который расположен слева от озера Нижний Кабан и канала-протоки Булак. После захвата Казани Иваном Грозным татарам-мусульманам на разрешалось жить в верхней части города, они были выселены за Казанский посад, где и образовалась Татарская слобода.

Вот этот участок улицы Габдуллы Тукая мне показался очень национальным, настоящим уголком старой Казани: здание конца XIX века в стиле исламской архитектуры («Усадьба Шакир-солдата») и вдали Султановская мечеть, построенная в 1868 году. Кстати, дом так называется потому, что его первый владелец по имени Шакирзян в молодости сделал успешную карьеру военного.

На противоположной стороне улицы — Храм во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в середине XVII века. Архитектурные формы — результат реконструкции и расширения конца XIX века. Тихвинская икона Божией Матери — одна из главных святынь города сейчас находится в Никольском соборе, а с основания храма находилась здесь. Церковь была закрыта в 1938, вернули епархии в 1997 году, находилась в страшном состоянии до восстановления.

Выйдем на улицу Московскую, одну из старейших улиц Казани. Когда-то на этой улице был знаменитый Сенной базар, который существовал до 1932 года. Сейчас часть бывшей территории базара занимает площадь Труда с фонтаном, украшенным скульптурой «Освобожденный труд».

Новая старая Казань

Центром исторического Сенного базара была Сенная мечеть, построенная в 1845–1849 годах. В 1929 году была закрыта, минарет разобран, а здание использовали для жилья и контор. В 1992 году мечеть вернули верующим и переименовали в «Нурулла». Московская — транспортная магистраль, поэтому от троллейбусных проводов не скроешься.

Хочу показать еще пару интересных зданий на Московской, хотя они находятся за чертой Старо-Татарской слободы. Вот это здание XIX века сейчас находится на реставрации. До этого его занимала Детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева, выдающегося русского композитора с татарскими корнями, музыканта-просветителя, основателя первой бесплатной музыкальной школы в России.

Новая старая Казань

Рядом находится Казанское подворье Раифского монастыря. На этом месте до 1929 года находилось подворье храма Московских чудотворцев, от которого осталась только колокольня. Из сохранившихся построек комплекса храма Московских чудотворцев — часовня во имя Святого благоверного князя Александра Невского в память императора Александра III, построенная в 1898 году. Рядом — церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, построили недавно.

Вернемся в Старо-Татарскую слободу, но в ее центральную часть. Это исторически была культурно-жилая часть слободы. Скажу сразу, что я посмотрела не все, не зашла на Юнусовскую площадь, которую когда-то окружали богатые дома купцов и фабрикантов.

Если пойдете в Старо-Татарскую слободу, обязательно зайдите на Юнусовскую площадь, чтобы увидеть великолепный «Дом Шамиля», в котором сейчас находится музей Габдуллы Тукая, а также дом Юнусовых-Апанаевых, который занимает поликлиника. Дойдите до Бурнаевской мечети из красного кирпича в оригинальном архитектурном стиле. Я их, к сожалению, не увидела, плохо готовилась.

Погуляла по улице Каюма Насыри практически в одиночестве. Улица названа в 1930 году в честь татарского учёного-этнографа, литератора и просветителя XIX века, на ней находится девять объектов культурного наследия.

Дом Кушаевых, построен архитектором П.В.Тихомировым в 1862 г. Из династии казанских купцов Кушаевых наиболее известны ее родоначальник Муртаза Кушаев , основатель фирмы по оптовой продаже бакалейных изделий и Абдрахман Кушаев, гласный городской думы, попечитель Первой соборной мечети Казани и медресе «Марджания».

Здесь находится мечеть «Марджани» — самая старая каменная мечеть Казани, построенная в 1767–1770 годах по личному разрешению императрицы Екатерины II, которое она дала во время посещения Казани в 1767 году. Со времен Ивана Грозного татарам не разрешалось строить каменные мечети.

Первоначально мечеть называлась «Эфенди», что в переводе «Господня», потом несколько раз меняла название, теперь названа именем татарского историка и просветителя Шигабутдина Марджани, который был имамом в этой мечети. В советское время это была единственная действующая мечеть в Казани. Рядом с мечетью в двухэтажном кирпичном здании Марджани открыл медресе, сейчас это исламский колледж.

Новая старая Казань

На улице Каюма Насыри есть еще одна мечеть — Апанаевская. Она построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768–1771 годах. Названа по имени купцов Апанаевых, содержавших её. Была закрыта, минарет снесен, а в здании разместили детский сад. Реставрацию начали в 1995 году, когда вернули ее верующим.

Отремонтировали улицу три года назад, сделали пешеходной, и получилось отличное туристическое место: все очень красиво, чисто, оригинальные цветники. Туристам гулять — одно удовольствие! Современная застройка тоже красивая, нисколько не нарушает гармонию. Читала статью от 2006 года с фотографиями того, что было еще недавно. Сделанное вызывает уважение! Некоторые пишут, что утрачен исторический облик и пр. Видимо им больше нравится разруха, которая там была.

Выходим на берег озера Нижний Кабан. Оказывается, три казанских озера Нижний, Средний и Верхний Кабан — самая крупная озерная система Татарстана. А у нас на Урале — одно за другим озера да пруды!

Красивое озеро, неплохо выглядит застройка противоположного берега. В озере плавают утки с потомством, а на набережной установлены автоматы с кормом двух сортов для птиц обычных и водоплавающих.

Вдоль берега проходит улица Шигабутдина Марджани, там тоже есть, на что посмотреть. Например, здания Казанской учительской семинарии, построенные в 1873 году. Одно (из красного кирпича) теперь занимает банк, а во втором — колледж технологии и дизайна, единственный в России, где готовят специалистов для меховой и валяльно-войлочной отрасли. Есть восстановленные здания XIX века, принадлежавшие казанским купцам.

В начале улицы есть интересный комплекс — «Татарская усадьба», который занимает дом и флигель второй половины XIX века, принадлежавшие купцу Хамиту Сабитову. Усадьба представляет собой наиболее распространенный тип городской усадьбы Татарской слободы XIX века. Здесь есть гостиница и ресторан, но самое интересное находится на заднем дворе. Там есть мастерские, где дети могут заняться лепкой, видела загончики с животными. При мне там были на экскурсии школьники младших классов.

Рядом гостиница «ТатарИнн», выглядит симпатично, туристы, что выходили оттуда группой, хвалили. А мне название понравилось!

Новая старая Казань

Рядом с театром Галиаскара Камала у озера есть любимое туристами и горожанами место — площадка с музыкальными фонтанами. Жаль, что у меня не было сил придти туда вечером.

Среди фонтанов — скульптура «Загадке Шурале». Шурале — это герой татарских и башкирских сказок — с рогом на лбу, длинными пальцами. Это дух леса, вроде нашего Лешего.

Новая старая Казань

Мимо фонтанов идем в сквер Габдуллы Тукая, где установлен памятник этому великому народному татарскому поэту. К сожалению, он прожил всего 26 лет и умер «от голода чахотки».

А теперь посмотрим, как выглядит город на другой стороне озера. Зайдем в парк 1000-летия Казани. Этот парк еще молодой, когда-нибудь деревья, посаженные гостями празднования этого юбилея, станут большими. А пока парк выглядит немного пустым, и от жары негде скрыться. В центре — большой фонтан — Казан, который поддерживают дракончики-зиланты. Это олицетворение старинной легенды, о возникновении Казани. Зиланты установлены по периметру фонтана и на воротах ограды, окружающей парк. Еще есть памятник Кул Гари — булгарскому поэту XIII века, считают, что он погиб во время монгольского нашествия. Вокруг парка красивые здания — спортивный комплекс «Баскет-холл», четырехзвездочный «Биляр Палас отель».

Напротив «Баскет-холла» на улице Островского стоит католический храм Воздвижения Святого Креста. Католики в Казани появились в XVIII веке из Германии и Прибалтики, в 1835 году был основан католический приход, а в 1858 году построен каменный храм, который перестроили в начале XX века.

Это не тот храм, хотя его построили в 2005–2008 годах с максимальным приближением облика к историческому храму Воздвижения. Тот был закрыт в 1929 году, здание передано лаборатории Казанского авиационного института, а в главном нефе установили аэродинамическую трубу. Поскольку перенести ее было сложно, решили строить новый храм.

Новая старая Казань

Правее по улице еще один храм — старообрядческая церковь во имя Казанской иконы Богородицы, построенная в 1912 году на средства казанского купца-старообрядца Шамова. В 1931 году закрыли, вернули верующим в 1988 году.

Переходим на следующую улицу — Петербургскую, это еще одна достопримечательность Казани. Она начинается от центральной городской площади Тукая, между торговым центром «Кольцо» и гостиницей «Татарстан» за бюстом Л. Н. Гумилёва, который можно разглядеть на снимке.

Новая старая Казань

На площади Габдуллы Тукая находится станция метро его имени, входы в которую в начале улицы Петербургской и на противоположной стороне улицы Пушкина, по обе стороны тех часов, у которых мы закончили прошлую прогулку.

Станция «Площадь Тукая» очень красивая, украшенная мозичными панно, изображающими героев произведений Габдуллы Тукая. Панно выполнены по произведениям казанских художников мастерами Татарстана и Ташкента.

Часть улицы около полукилометра от площади Тукая недавно реконструирована при участии праительства Санкт-Петербурга и сделана пешеходной. Вдоль этого участка улицы застройка новая, в основном гостиницы и большие торговые центры. Хотя меня это интересовало мало, собиралась здесь пройтись, но… не дошел ход. Глянула только издали.

Новая старая Казань

На Петербургскую я вышла в конце ее пешеходного участка у сквера с ротондой в центре. Фонтаны, к сожалению, не работали.

И прошла ее до конца: много новых зданий, от старой застройки осталось мало, но посмотреть есть на что.

Покровский кафедральный собор — главная церковь Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Здание построено в 1905–1909 годах на средства казанских и московских купцов после того, когда император Николай II подписал манифест «Об укреплении начал веротерпимости». После закрытия в храме размещался Центральный государственный архив республики. Вернули верующим в 1996 году, всё еще находится на реставрации.

Новая старая Казань

Мы находимся в историческом районе Казани, который назывался Суконной слободой. Вот, то что осталось от суконной мануфактуры XVIII века. Сзади виднеется кусочек огромного стеклянного здания. Это — Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк».

Церковь Сошествия Святого Духа в стиле барокко была построена в Суконной слободе в 1731–1735 годах на средства Е. И. Микляевой для рабочих казённой суконной мануфактуры. Никогда не горела, была спасена от разграбления пугачевцами и имела до революции самый большой в Казани приход. В этой церкви в хоре пел Федор Иванович Шаляпин.

В 1931 году церковь году закрыта, а здание приспособлено под клуб. Больше пятидесяти лет в этом здании был кукольный театр «Экият». Церков только в 2012 году вернули верующим, когда было построено новое здание кукольного театра. Вновь освятили после восстановления в 2015 году.

Новая старая Казань

Дом офицеров на реставрации.

Знаменитый Казанский Дворец детей с кукольным театром «Экият» хорошо сфотографировать не удалось, площадь перед ним была затянута сеткой, рабочие занимались благоустройством — подготавливали газоны.

Новая старая Казань

В конце улицы — офис «Метроэлектротранса», напротив сквер, в котором есть Аллея славы с памятником работникам, погибшим во время Великой Отечественной войны, историческими трамваями, «Деревьями любви», «Скамейкой влюбленных».

Здесь улица Петербургская заканчиватся, так же, как и Суконная слобода. А заканчивается она станцией метро «Суконная слобода», введенной в эксплуатацию в 2005 году.