Кудрявцева Анна (Anna_08)
Анна Кудрявцева Пользователь — была сегодня 3:01

Новая старая Казань

17 июля 16:33 Казань — Россия Май 2016

Начало: Казань_Прогулки в поисках памятников архитектуры

Раз назначила свидание под часами, придется идти на площадь Габдуллы Тукая, хотя было желание уйти совсем в другую сторону. Но пойдем к ней мы совсем другим путем — вдоль бывшей речки Булак. Эта речка, которая вытекала из озера Нижний Кабан и впадала в Казанку, когда-то разделяла верхнюю, в прошлом русскую часть города, от нижней — татарской. Когда построили Куйбышевское водохранилище, уровень воды в Казанке поднялся на несколько метров, и сток Булаку был закрыт. Речка стала каналом, который заканчивается напротив Кремля у площади Тысячелетия.

Речку благоустроили — облицевали берега, обновили мосты, установили фонтаны. Приятный маршрут для прогулок длиной 1600 метров.

Заканчивается Булак у цветника с фигурой Зиланта, а по обе стороны — корпуса Казанского федерального университета. У института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого стоит памятник композитору С. З. Сайдашеву. С другой стороны — Институт международных отношений, истории и востоковедения.

На противоположной стороне улицы Татарстан — Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала, первый спектакль которого состоялся в 1906 году. За театром начинается озеро Нижний Кабан.

Это все уже наше время, а сегодня задача другая: будем смотреть то, что осталось от старой Казани — Старую Татарскую слободу. Это исторический район, который расположен слева от озера Нижний Кабан и канала-протоки Булак. После захвата Казани Иваном Грозным татарам-мусульманам на разрешалось жить в верхней части города, они были выселены за Казанский посад, где и образовалась Татарская слобода.

Вот этот участок улицы Габдуллы Тукая мне показался очень национальным, настоящим уголком старой Казани: здание конца XIX века в стиле исламской архитектуры («Усадьба Шакир-солдата») и вдали Султановская мечеть, построенная в 1868 году. Кстати, дом так называется потому, что его первый владелец по имени Шакирзян в молодости сделал успешную карьеру военного.

На противоположной стороне улицы — Храм во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в середине XVII века. Архитектурные формы — результат реконструкции и расширения конца XIX века. Тихвинская икона Божией Матери — одна из главных святынь города сейчас находится в Никольском соборе, а с основания храма находилась здесь. Церковь была закрыта в 1938, вернули епархии в 1997 году, находилась в страшном состоянии до восстановления.

Выйдем на улицу Московскую, одну из старейших улиц Казани. Когда-то на этой улице был знаменитый Сенной базар, который существовал до 1932 года. Сейчас часть бывшей территории базара занимает площадь Труда с фонтаном, украшенным скульптурой «Освобожденный труд».

Центром исторического Сенного базара была Сенная мечеть, построенная в 1845–1849 годах. В 1929 году была закрыта, минарет разобран, а здание использовали для жилья и контор. В 1992 году мечеть вернули верующим и переименовали в «Нурулла». Московская — транспортная магистраль, поэтому от троллейбусных проводов не скроешься.

Хочу показать еще пару интересных зданий на Московской, хотя они находятся за чертой Старо-Татарской слободы. Вот это здание XIX века сейчас находится на реставрации. До этого его занимала Детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева, выдающегося русского композитора с татарскими корнями, музыканта-просветителя, основателя первой бесплатной музыкальной школы в России.

Рядом находится Казанское подворье Раифского монастыря. На этом месте до 1929 года находилось подворье храма Московских чудотворцев, от которого осталась только колокольня. Из сохранившихся построек комплекса храма Московских чудотворцев — часовня во имя Святого благоверного князя Александра Невского в память императора Александра III, построенная в 1898 году. Рядом — церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, построили недавно.

Вернемся в Старо-Татарскую слободу, но в ее центральную часть. Это исторически была культурно-жилая часть слободы. Скажу сразу, что я посмотрела не все, не зашла на Юнусовскую площадь, которую когда-то окружали богатые дома купцов и фабрикантов.

Если пойдете в Старо-Татарскую слободу, обязательно зайдите на Юнусовскую площадь, чтобы увидеть великолепный «Дом Шамиля», в котором сейчас находится музей Габдуллы Тукая, а также дом Юнусовых-Апанаевых, который занимает поликлиника. Дойдите до Бурнаевской мечети из красного кирпича в оригинальном архитектурном стиле. Я их, к сожалению, не увидела, плохо готовилась.

Погуляла по улице Каюма Насыри практически в одиночестве. Улица названа в 1930 году в честь татарского учёного-этнографа, литератора и просветителя XIX века, на ней находится девять объектов культурного наследия.

Дом Кушаевых, построен архитектором П.В.Тихомировым в 1862 г. Из династии казанских купцов Кушаевых наиболее известны ее родоначальник Муртаза Кушаев , основатель фирмы по оптовой продаже бакалейных изделий и Абдрахман Кушаев, гласный городской думы, попечитель Первой соборной мечети Казани и медресе «Марджания».

Здесь находится мечеть «Марджани» — самая старая каменная мечеть Казани, построенная в 1767–1770 годах по личному разрешению императрицы Екатерины II, которое она дала во время посещения Казани в 1767 году. Со времен Ивана Грозного татарам не разрешалось строить каменные мечети.

Первоначально мечеть называлась «Эфенди», что в переводе «Господня», потом несколько раз меняла название, теперь названа именем татарского историка и просветителя Шигабутдина Марджани, который был имамом в этой мечети. В советское время это была единственная действующая мечеть в Казани. Рядом с мечетью в двухэтажном кирпичном здании Марджани открыл медресе, сейчас это исламский колледж.

На улице Каюма Насыри есть еще одна мечеть — Апанаевская. Она построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768–1771 годах. Названа по имени купцов Апанаевых, содержавших её. Была закрыта, минарет снесен, а в здании разместили детский сад. Реставрацию начали в 1995 году, когда вернули ее верующим.

Отремонтировали улицу три года назад, сделали пешеходной, и получилось отличное туристическое место: все очень красиво, чисто, оригинальные цветники. Туристам гулять — одно удовольствие! Современная застройка тоже красивая, нисколько не нарушает гармонию. Читала статью от 2006 года с фотографиями того, что было еще недавно. Сделанное вызывает уважение! Некоторые пишут, что утрачен исторический облик и пр. Видимо им больше нравится разруха, которая там была.

Выходим на берег озера Нижний Кабан. Оказывается, три казанских озера Нижний, Средний и Верхний Кабан — самая крупная озерная система Татарстана. А у нас на Урале — одно за другим озера да пруды!

Красивое озеро, неплохо выглядит застройка противоположного берега. В озере плавают утки с потомством, а на набережной установлены автоматы с кормом двух сортов для птиц обычных и водоплавающих.

Вдоль берега проходит улица Шигабутдина Марджани, там тоже есть, на что посмотреть. Например, здания Казанской учительской семинарии, построенные в 1873 году. Одно (из красного кирпича) теперь занимает банк, а во втором — колледж технологии и дизайна, единственный в России, где готовят специалистов для меховой и валяльно-войлочной отрасли. Есть восстановленные здания XIX века, принадлежавшие казанским купцам.

В начале улицы есть интересный комплекс — «Татарская усадьба», который занимает дом и флигель второй половины XIX века, принадлежавшие купцу Хамиту Сабитову. Усадьба представляет собой наиболее распространенный тип городской усадьбы Татарской слободы XIX века. Здесь есть гостиница и ресторан, но самое интересное находится на заднем дворе. Там есть мастерские, где дети могут заняться лепкой, видела загончики с животными. При мне там были на экскурсии школьники младших классов.

Рядом гостиница «ТатарИнн», выглядит симпатично, туристы, что выходили оттуда группой, хвалили. А мне название понравилось!

Рядом с театром Галиаскара Камала у озера есть любимое туристами и горожанами место — площадка с музыкальными фонтанами. Жаль, что у меня не было сил придти туда вечером.

Среди фонтанов — скульптура «Загадке Шурале». Шурале — это герой татарских и башкирских сказок — с рогом на лбу, длинными пальцами. Это дух леса, вроде нашего Лешего.

Мимо фонтанов идем в сквер Габдуллы Тукая, где установлен памятник этому великому народному татарскому поэту. К сожалению, он прожил всего 26 лет и умер «от голода чахотки».

А теперь посмотрим, как выглядит город на другой стороне озера. Зайдем в парк 1000-летия Казани. Этот парк еще молодой, когда-нибудь деревья, посаженные гостями празднования этого юбилея, станут большими. А пока парк выглядит немного пустым, и от жары негде скрыться. В центре — большой фонтан — Казан, который поддерживают дракончики-зиланты. Это олицетворение старинной легенды, о возникновении Казани. Зиланты установлены по периметру фонтана и на воротах ограды, окружающей парк. Еще есть памятник Кул Гари — булгарскому поэту XIII века, считают, что он погиб во время монгольского нашествия. Вокруг парка красивые здания — спортивный комплекс «Баскет-холл», четырехзвездочный «Биляр Палас отель».

Напротив «Баскет-холла» на улице Островского стоит католический храм Воздвижения Святого Креста. Католики в Казани появились в XVIII веке из Германии и Прибалтики, в 1835 году был основан католический приход, а в 1858 году построен каменный храм, который перестроили в начале XX века.

Это не тот храм, хотя его построили в 2005–2008 годах с максимальным приближением облика к историческому храму Воздвижения. Тот был закрыт в 1929 году, здание передано лаборатории Казанского авиационного института, а в главном нефе установили аэродинамическую трубу. Поскольку перенести ее было сложно, решили строить новый храм.

Правее по улице еще один храм — старообрядческая церковь во имя Казанской иконы Богородицы, построенная в 1912 году на средства казанского купца-старообрядца Шамова. В 1931 году закрыли, вернули верующим в 1988 году.

Переходим на следующую улицу — Петербургскую, это еще одна достопримечательность Казани. Она начинается от центральной городской площади Тукая, между торговым центром «Кольцо» и гостиницей «Татарстан» за бюстом Л. Н. Гумилёва, который можно разглядеть на снимке.

На площади Габдуллы Тукая находится станция метро его имени, входы в которую в начале улицы Петербургской и на противоположной стороне улицы Пушкина, по обе стороны тех часов, у которых мы закончили прошлую прогулку.

Станция «Площадь Тукая» очень красивая, украшенная мозичными панно, изображающими героев произведений Габдуллы Тукая. Панно выполнены по произведениям казанских художников мастерами Татарстана и Ташкента.

Часть улицы около полукилометра от площади Тукая недавно реконструирована при участии праительства Санкт-Петербурга и сделана пешеходной. Вдоль этого участка улицы застройка новая, в основном гостиницы и большие торговые центры. Хотя меня это интересовало мало, собиралась здесь пройтись, но… не дошел ход. Глянула только издали.

На Петербургскую я вышла в конце ее пешеходного участка у сквера с ротондой в центре. Фонтаны, к сожалению, не работали.

И прошла ее до конца: много новых зданий, от старой застройки осталось мало, но посмотреть есть на что.

Покровский кафедральный собор — главная церковь Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Здание построено в 1905–1909 годах на средства казанских и московских купцов после того, когда император Николай II подписал манифест «Об укреплении начал веротерпимости». После закрытия в храме размещался Центральный государственный архив республики. Вернули верующим в 1996 году, всё еще находится на реставрации.

Мы находимся в историческом районе Казани, который назывался Суконной слободой. Вот, то что осталось от суконной мануфактуры XVIII века. Сзади виднеется кусочек огромного стеклянного здания. Это — Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк».

Церковь Сошествия Святого Духа в стиле барокко была построена в Суконной слободе в 1731–1735 годах на средства Е. И. Микляевой для рабочих казённой суконной мануфактуры. Никогда не горела, была спасена от разграбления пугачевцами и имела до революции самый большой в Казани приход. В этой церкви в хоре пел Федор Иванович Шаляпин.

В 1931 году церковь году закрыта, а здание приспособлено под клуб. Больше пятидесяти лет в этом здании был кукольный театр «Экият». Церков только в 2012 году вернули верующим, когда было построено новое здание кукольного театра. Вновь освятили после восстановления в 2015 году.

Дом офицеров на реставрации.

Знаменитый Казанский Дворец детей с кукольным театром «Экият» хорошо сфотографировать не удалось, площадь перед ним была затянута сеткой, рабочие занимались благоустройством — подготавливали газоны.

В конце улицы — офис «Метроэлектротранса», напротив сквер, в котором есть Аллея славы с памятником работникам, погибшим во время Великой Отечественной войны, историческими трамваями, «Деревьями любви», «Скамейкой влюбленных».

Здесь улица Петербургская заканчиватся, так же, как и Суконная слобода. А заканчивается она станцией метро «Суконная слобода», введенной в эксплуатацию в 2005 году.

На этом прогулку закончим, думаю, что я вас утомила, да и сама устала. Пора сделать перерыв перед заключительным этапом.

в Казани

16 июля 11:26
Ань, спасибо за продолжение! Утаскиваю в свои закрома!
16 июля 11:27
Спасибо, Таня! рада буду, если пригодится
16 июля 11:48
Жаль, что у меня не было сил придти туда вечером.
- не мудрено, столько пройдено! Спасибо за экскурсию, Анна!
16 июля 11:50
Вечером я Кремль еще ходила смотреть и округу
16 июля 12:45
М-да... В споре за титул "Третьей столицы" Казань побеждает с явным преимуществом... Наши многие памятники архитектуры в гораздо худшем состоянии... И этих надписей в стиле каляки - маляки на стенах не видно!
16 июля 12:48
Да, мазни на стенах меньше, у нас она режет глаз, особенно на зданиях с табличкой "Памятник архитектуры". Но мне наш Екатеринбург нравится больше - зелени больше, людей больше на улицах, город выглядит живее. А в целом Казань очень понравилась! И потом, я же снимаю лучшее, хотя есть всякое.
16 июля 13:05
Anna_08 писала 16 июля 12:48
людей больше на улицах, город выглядит живее
А я последнее время устаю от масс... Старею, наверное...
16 июля 13:07
Толпу и я не люблю. Но в Казани, кроме Баумана, вообще как-то очень пусто.
16 июля 13:16
Это же хорошо - никто не мешал фотографировать!
16 июля 16:47
думаю, что я вас утомила, да и сама устала.

Нет-нет! Не утомились, нисколько)))
Аня! 5+ тебе за этот рассказ от "казанской девчонки"
Дотошно, добросовестно, не скучно.
Сейчас возьму себе в "Избранное".
Казань очень изменилась и твой путеводитель мне кстати!
16 июля 16:49
Елена, я рада! От Вас, местной, особенно приятно получить такую оценку. Значит погуляем еще немного!
16 июля 17:20
Anna_08 писала 16 июля 16:49
погуляем еще немного!

С превеликим удовольствием (абсолютно искренне это говорю)))
16 июля 17:33
Много всего достойного внимания в Казани. Старое и новое рядом и при этом гармония во всём. Аня, по самой Казани ты сколько времени гуляла - два дня или больше?
16 июля 17:42
Я приехала в обед, погуляла хорошо в первый день, целый день следующий. 4 часа после Раифы, и 4 в день отъезда. Но меня носило там, куда можно и не ходить. Два дня плотно хватит вполне, если четко проложить маршрут. Я только вернулась из Германии и сразу поехала, ни о каких маршрутах думать не хотелось. На карте точки поставила и просто ходила по улицам.
16 июля 17:45
Понятно, спасибо, Аня.
16 июля 17:46
Не могу "не встрять" в чужой разговор (чувства переполняют - я человек эмоциональный)
Anna_08 писала 16 июля 17:42
просто ходила по улицам.

Ничего себе! Вот это скромность!
Такой рассказ! Может быть лучший из того, что было о Казани, пока.
Не согласна с самооценкой автора!
16 июля 17:49
Елена, я домики люблю (профессия), поэтому для меня просто ходить по улицам - лучшее развлечение Спасибо!
16 июля 21:48
девять объектов культурного наследия.
очень понравились и старообрядческая церковь! Город стал очень красивым после реконструкции! Метро очень оригинальное. Не хотела бы сделать отдельно отзыв по нему?
16 июля 21:53
Спасибо, Лена! Может и есть смысл сделать отдельно метро, я пять станций из 10 видела, на остальные сил не хватило, да и ходят поезда не так часто, как в Москве.
16 июля 21:57
Анютка,подержи традицию с метро. В Скандинавии ты делала,а тут такая красота!
16 июля 21:59
Ага, и по Португалии делала. Уговорила, сделаю, только фотки вот использовала уже некоторые, обвинят в плохом
16 июля 22:01
Так ты и напишу,что по просьбам трудящихся туристовцев публикуешь
17 июля 22:25
Какой город .. История на каждом шагу ,ей гордятся .ее берегут и колорит во всем! А метро.. Думаю ,лена права,аня,надо рассказать тебе о метро отдельно!!!
17 июля 23:44
Настоящий путеводитель! Эта часть Казани неизвестна основной массе туристов... очень ценно и толково! Я думала, что мы много ходили по Казани. Теперь понимаю, что половины не увидели...
18 июля 21:19
Лена, сам знаешь, никогда всего не увидишь. Я вот один угол не доглядела, жалею, но еще раз поеду вряд ли. Основное-то посмотрела!
18 июля 22:24
Anna_08 писала 18 июля 21:19
Основное-то посмотрела!
больше, чем ты, Казань никто не видел...
Vladimir_Shalaev
18 июля 2:36
Симпатишный такой альбом! "Открыточная" Казань, люди куда-то подевались...А я помню многолюдную Казань. Порадовал фонтан на площади Труда.)) А двадцать лет назад он весь рассыпался, из локтей и колен торчала арматура...Ну и про метро, пожалуйста, поподробнее (ведь я стоял у истоков его строительства) Знаю, что его периодически "подтапливает", а метровские милиционеры "недолюбливают" людей с фотоаппаратами...
18 июля 14:50
Хорошо выглядит город, прекрасная прогулка с Вами
18 июля 16:33
Казань ухоженная. Чувствуется, что холят. Мне ротонда на Петербургской понравилась. Изящная!
18 июля 18:43
Ух, ты! Я редко бывал в той стороне где Татарская слобода, спасибо очень интересно!
Да и вообще, прогулка замечательная, ну и из под Вашего пера - познавательная!
18 июля 18:45
Спасибо, Альберт! С Днем рождения! Должен веселиться, а не наши опусы читать.
18 июля 18:47
Гости тоже с работы едут! Спасибо за поздравления!
18 июля 19:58
Аня, ты основательно погуляла по красивому городу! Но особенно мне понравилась
Старо-Татарская слобода
-чудесно отреставрированный район, с сохранением архитектуры прошлого, такие милые деревянные домики,
18 июля 20:03
Мне там тоже понравилось, зря критикуют!
19 июля 17:46
Anna_08 писала 18 июля 20:03
зря критикуют!
-очень даже зря!!
19 июля 18:03
Аня

Шикарно выглядит Казань летняя
Очень интересно совершить фотопрогулку по местам, которые видел только под снегом)))

Ух ты, у Ротонды и бассейн имеется с фонтанами, а мы видели только заснеженные мостовые
19 июля 18:18
Вот эта лужица перед ротондой и есть фонтан круглый, такой же с другой стороны.
19 июля 21:18
Анна!
Прекрасное руководство к действию. Спасибо!
19 июля 21:20
Рада видеть снова! Давно не заглядывал
20 июля 15:20
Я вот не успел за пределы центра выйти и ни одной мечети не видел. А вот потом стал смотреть купленные открытки, и оказалось, что их там много.
Собственно в Казани столько всего, что за один день и никак. Это уже много говорит про город и ставит его на один уровень со столицами.
nika55
21 июля 10:14
Анна, спасибо за подробный рассказ.
Казань очень понравилась, красивый город, где церкви и мечети стоят рядом, где православие и мусульманство вполне мирно соседствуют друг с другом.
Cult-tourist
22 июля 1:01
Ещё лет 30 назад из Казани голодные гопники целыми электричками катались в Москву трясти «богатеньких». А теперь понимаешь, как здорово станет в этой стране, если хотя бы часть денег не ныкать по офшорам, а делать красоту для всех.
Сегодня 21:34
Казань - столица гопников. Читал где-то :)
Lilija_Krjazheva
23 июля 22:11
Очень полезная экскурсия, Анна! Особенно приятно побывать на такой экскурсии с таким интересным гидом, как Вы
24 июля 1:26
Вот увидела немножко другую Казань, в деталях, так сказать . Кукольный театр очень понравился! Вообще в Казани много красивых зданий конечно
den-ekb
31 июля 22:15
Анна, извините, за не приличный вопрос... Где люди на фотографиях?
Удивлен тем, сколько красивых мест приютила Казань. Восторг!
31 июля 22:20
Я поняла, где люди. Все эти районы нежилые, поэтому днем все в кабинетах сидят, а вечером уезжают домой. Бродят только туристы. Массово они бродят только по улице Баумана.
Serg555
7 августа 20:41
Посмотрев Ваш альбом, Анна, мне опять захотелось в Казань!
7 августа 20:57
Так в чем проблема?
Serg555
7 августа 21:02
В ближайших планах стоит Питер, чуть позже (осенью) опять Испания... Но Казань будет на очереди!