Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — сейчас на сайте
""

Кондрово — Россия Июль 2016

Усадьба «Полотняный завод» кроме Натали Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина связана с именами Петра Первого и Екатерины Второй, его история хранит память о событиях Отечественной войны 1812 года.

Вход в усадьбу охраняют Спасские ворота, построенные в середине XVIII века. В 1910 году историк и художнтк А.Средин так описал их: «Это целое двухэтажное здание, с каждой стороны пролета стоят по три довольно стройных колонны, под крышей-икона с лампадой; вот гулко проносится под ними тройка, слева мелькнет приземистая башня колокольни с церковью…и по мягкому дерну двора подъезжаешь под гулкие своды на тяжелых столбах старинного подъезда».

Полотняный завод

К сожалению, церковь до наших дней не сохринилась, но ведутся восстановительные работы.

Полотняный завод

Слева от Спассих ворот, радом с восстанавливаемой церковью, находится усыпальница рода Гончаровых.

Спава же расположена фабрика Гончаровых, известная в свое время на всю Россию-знаменитая бумажная мануфактура.

Полотняный завод

Северная война, 1718 год, и по указу Петра I велено было «калужскому купцу Тимофею Филатову сыну Карамышеву для делания полотен построить заводы в том месте, где приищет…» Позднее при парусной фабрике велено было сделать бумажную мельницу для делания бумаги.

В 1720 году Филатову было велено «принять в компанию двух свободных людей, кого похочет». Ими оказались «калужанин посацкий человек Афанасий Абрамов (Гончаров) и его племянник Григорий Иванов (Щепочкин)».

Полотняный завод

Окуруга славилась пеньковым промыслом, местные жители поставляли заводу сырье. Дело развивалось, в 1726 году Филатов получает соседнее село Товарково с деревнями.

В 1732 году владелец обратился в столицу с просьбой признать «двух товарищей» своих совлдельцами всего имущества. Просьба была утверждена. Вскоре вдова Карамышева выходит из дела, забрав свою долю. А в 1735 году произошел полный раздел имущества между А.Гончаровым и Григорием Щепочкиным. Гончаров становится единоличным владельцем предприятия.

Парусные полотна с фабрики Гончарова получили признание не только в России, но и в Англии. По приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году Гончаров получает право на потомственное дворянство. Он строит фабрики в других губерниях, правительство ему покровительствует, всем его прошениям сопутствует успех.

Также Афанасию Гончарову благоволила Екатерина II. В декабре 1775 года навестив Калугу в своем путешествии по России, Екатерина изъявила желание посетить и его в Полотняном заводе. За хорошее качество бумаги Екатерина наградила Гончарова медалью и дала статус «поставщика двора Ее Императорского Величества».

Внук Афанасия Гончарова-тоже Афанасий, промотал огромное состояние до последней копейки. А его внучка, Наталья Николаевна, увековечила свой род…сменив фамилию и став Натальей Николаевной Пушкиной, женой великого поэта.

Пушкин несколько раз 1830-е гг. посещал усадьбу, сначала в качестве жениха, затем уже мужа.

Первая поездка Пушкина сюда состоялась в мае 1830 года. По утрам, задолго до завтрака, Пушкин уходил в парк. Поэт любил посидеть в одиночестве в деревянной беседке недалеко от реки.

Теперь название усадьбы Полотняный завод неотделимо от имени Пушкина, неважно, посетил он те или иные места имения, или нет.

В годы Великой Отечественной войны главный дом и парк были разрушены. Дом сейчас восстановлен, здесь работает музей.

Прогуляемся же по усадьбе.

Полотняный завод

С трех сторон усадьбу окружает река Суходрев.

Некогда в состав усадьбы входили служебные и фабричные здания, конный двор и манеж с воротами, псарня и теплицы, пруды и дамба, мост, две плотины и оранжерея, где выращивались апельсины, абрикосы, персики и лимоны. И, конечно, господский дом.

Полотняный завод

Прямо от дома начинается парк. Сады и парки были важным предметом забот и внимания Гончаровых.

Полотняный завод

В парк ведут остатки ворот XVIII века.

Слева-остатки конного двора.

А затем начинается Елизаветенская, или Пушкинская, аллея. Она проходила через всю территорию парка от конного двора до пойменного луга в конце парка. Липы на этой аллее постоянно постригались.

Полотняный завод

Были вырыты пруды, в которых водилась рыба.

Полотняный завод

Слева от аллеи располагался фруктовый сад.

Полотняный завод

Сейчас парк одичал и давно стал лесом, а во времена Гочаровых он был благоустроен, дорожки укатаны, встречались беседки, гроты, цветники и статуи.

Дальяя оконечность пака называлась Рощей, там содержалось стадо оленей, сажали на цепь лисиц и волков. Сейчас там находится памятник Пушкину и Пушкинская беседка над рекой Суходрев, конечно же, недавней постройки.

Полотняный завод

Пройдя над высоим берегом Суходрева, вернемся к усадьбе и прогуляемся до бывшего конного двора.

Полотняный завод

До наших дней дошли тольк остатки ворот и разрушенные помещения на замке.

Бок о бокок с домом находится кафе и отель «Гончаров».

Полотняный завод

В доме Гончаровых сейчас открыта богатая экспозиция, дом прекрасно восстановлен. Здесь проводятся пушкинские праздники поэзии. Если бы еще восстановить парк, это была бы великолепная историческая усадьба.

Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и поныне.

Цикл материалов "Калуга и Калужская область"

1. Уютная прелесть Тарусы
  2. Страна Вихляндия: там, где тебе снова десять
  3. «Москва-Луна, Калуга-Марс»
  4. Боровск: купцы, старообрядцы и подвиг князя Волконского
  5. В цветном мире Боровска
  6. Уходящая старина. Как будто розы опадают...
  7. Вперед, за Европой! Музей бумаги "Бузеон"
  8. Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же Вы нам ничего не сказали...
  9. В краю российского лэнд-арта
  10. Как пятьсот лет назад
  11. Этномир: Вокруг света за один день.
  12. Полотняный завод
  13. Выходной в Парке птиц.