Турист Progkey
Progkey
была 1 сентября 2022 19:01

Стамбул — Турция Июль 2015

Мы поехали в Стамбул только из-за того, что у Аэрофлота были огромные скидки на билеты. Теперь Стамбул для меня город, в который я с удовольствием вернулась бы еще, и не раз. Десяти дней, что мы там провели хватило, чтобы осмотреть основные достопримечательности, но сколько еще удивительного и таинственного этот город хранит в себе!

Рамазан

Купив билеты, я прочитала, что как раз в это время в Стамбуле Рамазан, и ехать ни в коем случае нельзя — ничего не работает, всё закрыто. Это не так. Я безумно рада, что попала в Стамбул именно в это время. Время, когда можно поглощать Стамбульскую культуру и наслаждаться колоритом города. К тому же, во время Рамазана туристов меньше, так как все, видимо, боятся, что всё закрыто. А всё открыто, и работает дольше обычного.

Проживание

Отправной точкой я выбрала отель, который располагается в районе Султанахмет, и которого больше нет в списке на booking.com. Но для осмотра города я бы рекомендовала именно этот район, потому что всё близко. До Голубой мечети 5 минут, до трамвайной остановки — 3. Очень чисто и тихо, не смотря на то, что это самый центр города. С нами всегда завтракала семья чаек, которую мы с удовольствием кормили с рук. А они нам пели.

Разноцветный Стамбул

В качестве «гида» у нас был с собой путеводитель (http://www.ozon.ru/context/detail/id/29847610/?gclid=CjwKEAjw2PK7BRDPz5nDh9GjoGcSJAAybcS3F8nacdki1Vx6dyLd6CG7-L5SXVVj-NlTCorZcvt-MxoCP3Tw_wcB&gclsrc=aw.ds) по которому мы и следовали шаг за шагом. ВНИМАНИЕ! При покупке путеводителя, любого, убедитесь, что он более-менее современный, написан год-два назад, так как наш издан в 2009 и с тех пор ОЧЕНЬ многое изменилось.

День 1. Первое знакомство с городом. Ипподром, Парк Гюльхане, неудачный заход в Голубую мечеть

Первый день был посвящен осмотру района, в котором на ходился отель, а именно — Султанахмету. Прошлись до парка Гюльхане и гуляли по парку, наслаждаясь прекрасной погодой, тенью деревьев и ароматом цветов.

Разноцветный Стамбул

В Голубую мечеть сначала вход был закрыт, потом невероятные очереди. Мы хотели проскользнуть с другой группой, но нас выгнали. Решили ждать удачного момента.

День 2. Топкапы, Айя-София, Музей архитектуры, Диван — ойлу

Сразу купили карту Museum Pass, с которой посетили все музеи (кроме Галатской башни). ВНИМАНИЕ! С собой обязательно берите наличные, не везде принимают карты, а банки не на каждом углу.

Очень много времени провели в Топкапы. Лучше идти с самого утра, потом, как обычно, группы по 30–50 человек. Поразило многообразие узоров.

Айя-София находилась вот в таком состоянии:

Разноцветный Стамбул

но всё-таки открытая часть производит впечатление.

На улице пробовали жареные каштаны, не очень вкусно, зато питательно и калорийно.

Разноцветный Стамбул

Центральная улица, Диван-ойлу, переполнена магазинами и магазинчиками. Меня поразили десерты, захотелось съесть всё и сразу.

Вечером на главной площади в связи с Рамазаном уже собирались семьи, приносили с собой еду, на эстраде играли национальные марши. Мы стояли в сторонке и с удовольствием наблюдали.

День 3. Голубая мечеть, поиск музея мозаик, Цистерна Базилика, Музей исламского искусства, Музей исламской науки и технологий, Константинопольский миллион, Сульмание (не попали)

Каждый день мы проходили мимо мозаичной мастерской, которая находилась буквально в двух шагах от нашего отеля, в которой были выставлены произведения искусства, посуда высочайшего художественного уровня. Хотели пойти в музей мозаик, но не смогли найти.

Разноцветный Стамбул

Наконец-то попали в Голубую мечеть.

Базилика поразила воображение. Рекомендую идти ТОЛЬКО рано утром, так как мало народу. А когда мало туристов, то Базилика впечатляет! Нужно дать волю воображению, представить, что раньше здесь ездили на лодках, а сейчас плавают карпы. Очень эффектные подсветки. Когда никого нет — тишина, потрясающее эхо, прохладно. Но вот уже прибывают группы и мы идем дальше.

Рядом с Базиликой находится Константинопольский миллион, к сожалению не в самом лучшем состоянии. Не сразу его заметили. Отсюда отмеряли расстояние до разных городов, и раньше это был центр цивилизации.

Разноцветный Стамбул

Снова идем в Гюльхане, заходим в Музей исламской науки. Внутри все очень современно, прекрасно оформленные экспозиции, все как новое, со вкусом и лаконично.

После пошли пешком искать где подешевле поесть, в результате купили бублики у продавца на улице, оказалось, что он говорит по-русски, служил в Архангельске в армии. В это время мы стали свидетелями шествия исламской молодежи. Километровые ряды шли по улицам, неся флаги и выкрикивая лозунги. Мы спросили у продавца чего они хотят, на что он ответил «Они сами не знают». Поднялись вверх по Диван-ойлу до Байязита, зашли в Мавзолей Махмуда, посетили кладбище, Букинистический рынок, ходили вокруг стамбульского университета, в котором работал Эйнштейн во время гитлеровского режима.

Далее пошли к Сулеймание, но не попали, так как вечерняя служба. Зато поснимали Золотой рог.

Разноцветный Стамбул

Снова вернулись по Диван-ойлу на Султанахмет. Там уже тучи семейств собирались на вечерний ужин, на эстраде выступали музыканты. Мы, как обычно, с удовольствием наблюдаем в сторонке.

День 4. Эминёню, Галатская башня, Истикляль, Таксим, Кабаташ, Долма-Бахче

Пешком отправились на набережную Эминёню, наша цель — Галатская башня. Хотелось пофотографировать панораму Стамбула, но, как назло, именно над башней набежали тучи и пошел дождь.

Разноцветный Стамбул

Далее пошли по Истикляль до площади Таксим, свернули направо в район Кабаташ, в котором оказались очень крутые спуски. Удивлялись умению местных жителей парковать машину под углом 90 градусов.

И вот уже начало вечера, мы зашли во дворец Долма-Бахче — резиденцию последнего султана. Имейте ввиду, что все экскурсии отдельно, так что если хочется посмотреть весь дворец, нужно оставить на него больше времени. Мы пошли в Гарем, где нас ждала худенькая экскурсия на английском. Экскурсовод говорил на ломаном английском, пауз не делал, по залам бежали, но всё равно впечатление огромное от султанской роскоши 19 века.

Вернулись на трамвае на Султанахмет, опухли ноги, но мы всё равно пошли гулять по улице Пьера Лоти до площади Байязит, где поели мороженого, и по Диван-ойлу вернулись домой.

День 5. Акведук Валента, современные районы старого Стамбула, Сулеймание, Гранд Базар, Египетский базар, вечерняя прогулка по Босфору (круиз по Золотому рогу)

Спали дольше обычного, до 8.00, после завтрака пошли пешком посмотреть акведук Валента, шли без навигатора, ушли намного дальше, таким образом попали в район Лалели. Увидели красивые современные районы старого Стамбула — широкие улицы, современные витрины, увидели стамбульского чистильщика обуви. В торговом центре «История» мы убедились, что всё одинаково (что «Галерея» в Питере, что «История» в Стамбуле — те же магазины, такие же цены). Зато там никого не было и везде идеальная чистота.

Акведук Валенте.

Пошли опять в Сулеймание, было очень жарко, на террасе ждали открытия мечети для туристов.

Разноцветный Стамбул

Далее мы отправились в мой ночной кошмар, а именно в Гранд Базар. Хотя когда мы туда пришли, оказалось не так уж всё и плохо — не слишком много народу.

Потом пошли на Египетский базар, где закупились специями.

Далее пошли на Эминёню на причалы, на Галатском мосте пообедали в рыбном ресторане. Подавали рыбу под названием луфарь, не очень вкусно. Зато какой был чай!!!! И невероятно вкусная пахлава — хрустящая, сочная, в меру сладкая.

После обеда пошли искать нужный транспорт для прогулки по Босфору. Уже был вечер, хотелось поснимать закат. На набережной оказалось огромное количество паромов, кораблей, лодок, барж, частных и муниципальных. Сложно разобраться. Однако мы сели на последний корабль и получили полуторачасовой круиз по Босфору и Золотому рогу. Было очень холодно. Вечером обязательно одевайтесь потеплее! Однако снять закат не получилось, потому что когда развернулись, солнце было с другой стороны. Зато получился Стамбул в ночных огнях. Очень эффектная набережная, отели класса люкс, роскошный Хилтон.

Разноцветный Стамбул

Домой вернулись на трамвае. Поужинали у себя на террасе, хозяин угощал всех дынями, фруктами, яблоками и печеньем. Развлекались как обычно кормлением чаек. Так устали, что в номере отрубились.

День 6. Румели-Хисары, в поисках кокореча, Истикляль, прогулка на старом трамвае

До Кабаташа доехали на трамвае, далее на автобусе до Румели-Хисары. Немного поподробнее об этом месте. Во-первых, я настоятельно рекомендую посетить эту крепость. Она не закрыта. Закрыты только подъемы на башни, потому что в прошлом году человек упал и умер. Идти с утра, потому что никого нет. Это потрясающее место. Чудесный вид на Босфор, очень вкусно пахнет травами и цветами.

После я искала где бы поесть кокореч — царя уличной еды в Стамбуле. Я вообще всю поездку его искала, так как везде пишут — попробуйте обязательно! И вот в одном ресторанчике появилась надпись — Кокореч. Что же в итоге я получила — батон с фаршем. Это не тот кокореч, который рекламируют в путеводителях. Видимо, тот самый кокореч можно попробовать только зимой. Дальше гуляли по набережной, кормили чаек батоном с фаршем, поехали на автобусе до Бешикташа и поднялись на подземном фуникулере до Таксим. От Таксима пошли пешком по Истикляль и проехались на старинном трамвайчике. Билеты продаются в самом трамвае.

Разноцветный Стамбул

На Истикляль если традиционное мороженое, которое подают с целым аттракционом. Обязательно попробуйте. Как они это делают, я не знаю, но очень вкусно! После спустились по Галатскому мосту и на трамвае и отправились домой. Рамазан в самом разгаре, интересные выступления на эстраде, красивая инструментальная музыка. Как обычно с удовольствием наблюдаем в сторонке.

День 7. Кабаташ, Принцевы острова, велосипеды, обратно на Кабаташ

С утра на трамвае отправились до причала в Кабаташе, сели на паром до Принцевых островов. Паром муниципальный, очень старый, шел медленно, полтора часа. Был очень жаркий день, мы наивно решили найти бесплатный пляж, пошли пешком по острову, потом поняли, что это не реально, нашли прокат велосипедов. К счастью с собой оказалась копия паспорта. Взяли два велосипеда и покатили искать пляж… Вокруг красота неописуемая! Особенно на открытых участках, где видно море.

Разноцветный Стамбул

Особенность острова — на нем запрещено передвижение на машинах. Поэтому три основных вида транспорта — пешком, на велосипеде и на лошадях. Гуляющих вокруг острова не очень много, зато много повозок, которые выполнены в колонимальном стиле. Все цветет и пахнет! Много бугенвилии и глицинии. Выдался жаркий день, ехать в гору тяжко, зато с горы — красота. Ехали два часа в поисках пляжа, в итоге сделали круг по острову и вернулись на то же самое место, откуда начинали. В итоге всё-таки нашли дешевый пляж, с каким-то пионерским местным лагерем. Вода в море очень чистая и не очень теплая, что хорошо. На пляже все условия — душ, зонтики, вода, еда, переодевалки. Это не тот пляж, который на курортах, это просто часть набеженой с волнорезом. Зато колоритно. Было уже 3 часа, а в 6 надо было сдать велосипеды. Посидели в прибрежном кафе, попили чай. Послушали местного дяденьку, который горячо о чем-то вещал, так и не узнав о чем именно. Обратно на корабль занимали места на перегонки с другими туристами. Очень много местных — красивые люди, семьи, папы с детьми. Вернулись на Кабаташ. Наконец-то застали закат. Пошли пешком через Галатский мост, на трамвае -домой. В номере отрубились.

День 8. Азия, Уксюдар, Девичья башня, Харем, бесплатный автобус, рынок на Кадекёй, концерт на Султанахмет, разница культур

Решили поехать в Азию. С Эминёню отправились на Уксюдар. На пароме никого не было, кроме старух-попрошаек, которые привязались к нам и требовали денег. Далее сели на маленький теплоходик и поплыли к Девичей башне. Обязательно посетите! В самой башне не очень удачная экспозиция истории башни, зато всё пордробно написано — что, когда и почему. Внутри ресторан с улетными ценами. Официанты стоят не с самыми довольными лицами, а что поделать.

Разноцветный Стамбул

После решили пройтись до Кадыкёй пешком. Было очень жарко. Дошли до района Харем и поняли, что по пути ничего особенного не было, кроме грязи. Стало очень жарко. Нашли бесплатный ватербас, оказалось, что Кадыкёй это очень далеко. Устали и не стали осматривать район, хотя он очень современный, поэтому ограничились прогулкой по прибрежному рынку, который поразил нас своим изобилием.

Совершенно случайно зашли в кафе, которое отмечено в путеводителе, где подают старинные османские блюда. Нас, видимо, обслуживали дети хозяев. Стояли и смотрели, как мы едим, что считается почестью, а мы восприняли это не правильно. Я стала смотреть в ответ, очень стыдно теперь. Очень большие порции, подавали какие-то лепешки, мясо, баклажаны, помидоры, йогурты и прочее, прочее, прочее. Очень вкусно, но много. В 7 часов отплыли из Азии в Эминёню. Домой пошли пешком. Вечером концерт на площади. Чудесная атмосфера праздника. По обыкновению — смотрим с удовольствием в сторонке.

День 9. Хамам, вокзал Сиркеджи, Дервиши, Байязит, чайный сад, рынок Араста

Спали плохо, так как молитвы с раннего утра. Отель находился в окружении 11 мечетей. Решили посетить хамам, причем не стали выбирать пафосный и дорогой из реклам на флаерах. Оказалось, что хамам прямо за углом отеля. Придя туда, удивились, что он работает с 1750 года. Были там одни. Очень понравилось.

Это была пятница. Именно в этот день ковры везде выброшены из лавок на дороги, и поним ездят машины и ходят пешеходы. У владельца отеля узнали, что так из новых ковров делают «старинные».

Разноцветный Стамбул

Пешком пошли на Эминёню, зашли на вокзал Сиркеджи. Очень красиво. В нем находится кафе «Восточный экспресс»,описанный в романе Кристи.

Купили билеты на вечернее представление Дервишей и пошли через Галатский на Истикляль. Кругом сувенирные лавки, полным полно всего, всё располагается кварталами. Инструменты, кожа, обувь, посуда. Поужинали на террасе на Истикляль, ели Ишкиндер. Очень-очень вкусно, но много. Обслуживали 5 официантов. Один приносил вилку, другой нож. Так же стояли и смотрели, как мы едим. Вернулись на вокзал Сиркеджи, посмотрели представление Дервишей. Прекрасная акустика внутри вокзала. Музыканты играли очень душевно и проникновенно.

Разноцветный Стамбул

На выходе получили пакет с Кораном и исламские брошюры. Вернули обратно. Пошли домой через площадь Байязит, и поняли, что еще ни разу не курили кальян — культовое восточное мероприятие. Не решались зайти в наргиле. Заглянули, а там одни мужчины, испугались и убежали. Но любознательность победила. Чайный сад (Water-pipe and tea garden) Байязит, находится прямо у ворот кладбища. Всё оказалось просто, нас сразу посадили с европейцами, где сидело много женщин в том числе, и мы сразу почувствовали себя в безопасности. Очень много местных, оживленная атмосфера, вкусно пахнет кальянами и чаем. Очень спокойно, потому что нет пьяных. Расплачиваться на выходе. Через рынок Араста — домой.

Базары после закрытия.

При первых звуках молитвы закрыли окно. Оказалось, что закрытое окно это секрет хорошего сна.

День 10. Сувениры на Истикляль, музей Перы

Пешком пошли на Истикляль, зашли в музей Перы. Очень красивый, современный, прекрасные экспозиции. Посмотрели турецкую живопись 19 века и гобелены современного английского художника на социальные темы. Потрясающе.

На причале Эминёню по рекомендации многих путеводителей пробуем уличную еду — жареную рыбу на причалах, Тут же ловят и сразу жарят. Не очень вкусно, потому что её «упаковывают» в БАТОН. Рыбу съели, а батон скормили чайкам дома. Еще раз хотели пойти в Голубую Мечеть, но открыто только для верующих. Было очень жарко и вернулись домой отдохнуть. Прощальный ужин, первый раз выпили по бокалу вина. Самое обычное белое домашнее вино. Последняя прогулка по Султанахмету.

И еще немного о местных жителях — это кошки! В кафе, в магазинах, на лавках, под лавками, на вокзалах, все их любят и оберегают. Расскажу только об одном коте, о котором написано в путеводителе. Есть такой рыжий красавец, который живет на Сиркеджи, местная достопримечательность. Очень хорошенький, пушистый, но подойти к себе не дает — кусается.

Итог

Вот так «случайный» Стамбул поразил наше воображение — своей красотой, вкусом, изяществом, утонченностью и всем самым лучшим, что может предложить симбиоз Европы и Азии.

P. S. Благодарю всех, кто уделил время и смог дочитать этот длинный рассказ до конца.