Турист Яна Коняева (JaneStrasbourg)
Яна Коняева
была 25 сентября 2020 12:13

Страсбург — Франция Ноябрь 2010

Маленькая Франция (la Petite France) исторический квартал Страсбурга, расположенные на берегу реки Иль. Свое название квартал получил еще во времена Германо-Римской империи, к которой он принадлежал. История этого милого названия не романтическая и не патриотическая, а весьма прозаическая. Случилось так, что солдаты, ходившие в военные походы, возвращались домой не только покалеченными, но и больными. И болели они весьма пикантным заболеванием — сифилисом, который в регионе называли «французской заразой» или «маленькой француженкой» (mal français или petite française). Для этих больных в квартале у реки стали открывать Хосписы, чтобы те, могли хотя бы умереть как люди. Больных было очень много, так что квартал быстро окрестили «Маленькая Франция». Примечательно, что в самой Франции сифилис называли «неаполитанской болезнью».

В квартале «Маленькая Франция», еще до больных сифилисом, стали селиться в основном ремесленники, чья деятельность требовала большого количества воды — мельники, мясники, дубильщики и др. Их фахверковые дома, которые сейчас являются лицом города и основной достопримечательностью, на самом деле принадлежали людям среднего достатка и до недавнего времени не являлись чем-то примечательным. Причина этому очень проста — в регионе не было в достаточном количестве строительного камня, и потому все постройки строились из дерева. Напротив, те, кто побогаче, возили камни из соседних гор — Вогезов — и строили себе каменные дома.

Маленькая Франция

На этой фотографии- вид на Маленькую Францию с моста Saint-Martin. Слева — вы видите типичные фахверковые дома. Прямо по центру — шлюз. В этой части города река Иль распадается на четыре канала, на каждом из которых стоит по шлюзу. Речной трамвайчик (или как его тут называют Бато Муш (Bateau Mouche))должен как минимум трижды простоять в шлюзе, осуществляя свой маршрут по водному пространству города. Кстати, интересный факт, на местах шлюзов, где напор воды был всегда сильным, раньше стояли мельницы.

Дом Дубильщиков (Maison des tanneurs) справа — одно из красивейших зданий Маленькой Франции. Он был построен в 1572 году. Сейчас здесь расположен ресторан традиционной эльзаской кухни. У ресторана есть даже своя страничка в Интернете — http://maison-des-tanneurs.com.

Маленькая Франция

В силу исторических причин и географического положения (находится недалеко от Германии) в регионе существует свой диалект — эльзасский, который является диалектом немецкого языка. В центре города не редкость встретить названия улиц на двух языках — региональном (эльзасском) и национальном (французском). Кстати, немецкий в Эльзасе считается не иностранным, а региональным языком, и именно его преподают в школе как первый иностранный язык. Хотя есть тенденция к распространению английского, с которой отчаянно борются французские социо-лингвисты, доказывая, что английский не единственный язык, который стоит изучать в Европе. И поэтому в учебных заведениях пытаются внедрить хотя бы испанский. Кстати, раньше, в эпоху СССР, во Франции все повально учили русский. И до сих пор можно встретить французов, которые знают хоть пару слов на русском. Однако сейчас русский язык составляет всего 0,1% от всех преподаваемых языков во Франции. В Страсбурге есть кафедра русского языка в Страсбуржском университете, также русский можно изучать в международном Лицее и в Военной школе. Вот так все интересно:)

Ну да вернемся к нашим баранам, вернее дубильщикам:) Их дома стали особенными не только потому, что их строили в традиционном эльзасском стиле, но и потому, что у них было особенная крыша с «галереей». На этой «галерее» дубильщики сушили свои кожи, которые закупали на соседней скотобойне.

Маленькая Франция

Если идти вверх по течение, то можно выйти к «Крытому мосту» (Pont Couvert). Этот мост был построен во времена Людовика XIV. Он был частью военных оборонительных укреплений города. В то же время он выполнял функцию таможни. В свое время мост действительно был крытым. Сейчас же сохранились лишь оборонительные башни, а от бывших крыш осталось одно название:) Но все равно прогулка по нему открывает удивительный вид на город, а башни по-прежнему внушают трепет.

На этом я закончу свой рассказ о Маленькой Франции. А в следующий раз, я расскажу вам о страсбуржском Соборе и Эльзасском Рождестве.