Realnoe_Vremya Пользователь — был 27 июля 17:07

Свияжск и самый красивый берег Татарстана

30 июня 18:55 Свияжск — Россия Май 2016

День 2. Свияжск и самый красивый берег Татарстана

Свияжск, художники и местные жители

Впереди был Свияжск — одно из самых популярных туристических мест, «остров Буян», грустное и светлое место, куда хочется возвращаться все время. Достопримечательность, куда даже зимой съезжаются русские туристы и иностранцы. Только за прошлый год он принял 260 тысяч человек, и только в период с 6 по 15 мая сюда приехало 14 тысяч человек, а значит, в 2016 году только по суше Свияжск ожидает не менее 300 тысяч туристов!

Свияжск был основан в 1551 году как база для осады Иваном Грозным Казани. Земля под островом Свияжск в то время была чувашской. Вскоре крепость превзошла по размерам кремль Великого Новгорода, Пскова и Москвы. В XX веке у острова была очень печальная история. В 1918 году Комиссар Троцкий расстрелял каждого десятого красноармейца из расквартированных на острове воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани. В 1928 году в Свияжске в помещениях Успенского монастыря была открыта детская трудовая коммуна. В 1943 году в колонии появились военнопленные. В период с 1937 по 1948 год в колонии, которая перестала быть исправительной, погибло 5 тыс. осужденных. С 1953 по 1994 гг. в помещениях Успенского монастыря функционировала психиатрическая лечебница. На острове село оказалось после создания Куйбышевского водохранилища. В это время Свияжск был фактически отрезан от внешнего мира, но именно этот факт позволил сохраниться ему совершенным оазисом с прекрасной природой, без транспорта, промышленности. Новая история Свияжска началась в 2008 году, когда была построена дамба и дорога, началось масштабное восстановление с привлечением спонсоров.

В Свияжске решили, что не пойдем по пути обычного туриста, а попробуем увидеть тех, кто обычно скрыт от наших глаз — местных жителей. Говорят, что среди них немало скучающих по временам, когда туристов на острове не было, как не было и дороги, обеспечивший в Свияжск настоящее паломничество. День для осмотра выдался подходящий — будний.

Если вам тоже хочется почувствовать настроение безлюдного Свияжска, лучшее место — это, как ни странно, музей. Он сам по себе очень современный и богатый экспонатами, которые в годы восстановления собирали с нуля. Но в музее еще много уголков, куда традиционная тургруппа не доходит. Выставка о местных жителях и художниках, которые работали и жили на острове, какая-то невероятная по своему настроению.

Этот зал пошла осматривать Оксана вместе с Людмилой Елисеевой, которая в 86-м году переехала в Свияжск жить и работать учителем. И, сама того не зная, оказалась в доме своих родственников. Расспрашивать ее можно бесконечно. Про каждого местного жителя, фотографиями которых просто усыпана стена выставочного зала, она может рассказать целую историю.

Людмила Елисеева стала настоящим изыскателем и собрала огромное количество информации об истории Свияжска, хотя изначально никаких источников и не было. «Была одна книга Фехнера «Великие Болгары. Казань. Свияжск», и больше ничего не было. Я ходила по территории Успенского монастыря, которая тогда еще не была освящена, смотрела фрески. Так по крупицам собирала информацию, которая вылилась в экскурсию о местных жителях», — рассказала Людмила Анатольевна.

«Иногда смотрела на огни на том берегу, и так тоскливо становилось. Дом у меня со стороны реки Щуки, соседей нет, одни закаты. Ни один закат не повторяется. А потом думала, люди же живут, почему я должна уезжать?! Я решила, что я должна заняться людьми, которые здесь проживают. Не только большими людьми делается история! Я себе поставила задачу обойти старожилов и записать их истории, пока они живы. И у меня это получилось!» — делится она.

По-разному, говорит Людмила Анатольевна, относятся местные жители к туристам. Сначала и вовсе критично воспринимали идею, что в их сакральный мир вторгнутся чужаки. Вот разъедутся сейчас туристы, и потихоньку начнут выходить наши, говорит Людмила Елисеева: «Нас всего 248 по прописке, из них 70 пенсионеров, 25 человек — молодые люди до 30 лет. Летом до 500 доходит население — вместе с дачниками». Но к хорошему привыкаешь быстро, говорит героиня, и местные жители оценили и новые коммуникации, и инфраструктуру, которая появилась с возрождением Свияжска.

Из тех людей, которые делают уже современную историю, Артем Силкин, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Он стал для Свияжска настоящим PR-директором: читая его блоги, проникаешься настроением этого места. Он изучает архивы, много пишет о Свияжске, выпущены его книги, например, «Один плюс девять», отыскивает невероятно любопытные истории об острове, которые можно укладывать в сюжеты фильмов.

Но несмотря на то, что сюжеты его историй абсолютно сказочные, он не считает Свияжск каким-то аномальным местом, каким его часто называют другие люди. Например, художник-гончар Евгений Иванов говорит, что в Свияжске могут остаться далеко не все, а только местные жители и люди с сильной психикой. Не всех принимает остров. Сам он приехал на остров по приглашению Минтимера Шаймиева на пару месяцев и остался здесь жить. Впрочем, как многие художники, которые оборудовали для себя в Свияжске мастерские: Анатолий Егоров, Рашит Сафиуллин, Илья Артамонов, Евгений Голубцов и др.

«Первое время они говорили: Мы даже не можем писать. Просто ходим, дышим Свияжском, любуемся им». А потом писали очень много.

Ежедневно из Казани отправляются экскурсионные автобусы по маршруту остров-град Свияжск — Раифский монастырь — Храм всех религий. Стоимость экскурсии около 1,5 тысяч рублей у разных операторов. Самостоятельная поездка из Казани до Свияжска займет около часа, и вас ждет очень живописная дорога. Имеет смысл заложить запас времени на случай пробки на Горьковском шоссе и мосту через Волгу, который ремонтируют ежегодно. Еще одна пробка может встретить вас на мосту через Свиягу. Парковка на острове большая и бесплатная. Стоимость «единого билета» в музей Свияжска составит для взрослого 300 рублей, для пенсионеров, студентов и школьников — 180 рублей, дети до 7 лет проходят бесплатно.

Печищи — Верхний Услон — Теньки — Камское Устье

Из Свияжска мы неторопливо отправились в путь. Несмотря на то, что нам хотелось остаться, и уже подходило время обеда. Кстати, в Свияжске с обедами сегодня стало гораздо лучше, на территории функционирует как минимум четыре полноценных пункта питания. Цены городские, качество подтягивается. Но поесть нужно успеть до 17.00.

Ну, а мы решили, что дорога важнее обеда. Тем более, что очень торопились навстречу очень интересному человеку — Леониду Абрамову, которого многие казанцы знают как блоггера из фейсбука, который рассказывает интересные истории о нашей республике. А история, например, по правому берегу невероятно интересная.

Туда и отправились на встречу с Леонидом, с которым решили провести оставшийся день, потому что вряд ли кто-то больше него знает о здешних местах. Встретились мы с ним в Печищах, интереснее всего это место наблюдать с воды, лучше, конечно, проплывая мимо. В нашем случае был выбран берег. Тоже очень приятное место для общения, учитывая, что напротив — Казань, прямо у ног — огромная Волга, а справа — похожий на слоеный пирог обрыв. Этот обрыв и есть самое достопримечательное место, пожалуй, всего правого берега Волги в Татарстане, объект мирового значения. Печищинский разрез приезжали изучать ученые с мировым именем, например, Сэр Родерик Импи Мурчисон, который и дал название Пермскому периоду, ко временам которого относится разрез.

Каждый слой Печищинского разреза соответствует отложениям той или иной эпохи, и все вместе они насчитывают миллионы лет. Более двухсот миллионов лет назад территория нынешнего Татарстана была покрыта водами огромного Казанского моря, которое простиралось от Заволжья до Предуралья. Долго здесь намывались и откладывались драгоценные известняковые, песчаные, доломитовые толщи. Время их возникновения — 250–280 миллионов лет назад. И в Печищах этот цикл представлен, как говорится, во всей красе.

Вы можете поступить так же, как и мы — просто прогуляться по берегу Волги здесь, наблюдая разрез, глядя, как на том берегу Волги красуется Храм Всех Религий большого оригинала и таланта Ильдара Ханова (кстати, на берег можно доехать прямо на машине). Здесь же на берегу увидите печь, единственную сохранившуюся, в которой до изобретения цемента производили строительный материал для Казани, Свияжска — всего берега.

А можете отправиться наверх, там найдете 18-метровый провал на вершине крутого берега, спуск в который возможен только с альпинистским снаряжением. Внутри 3 грота средних размеров. А также рассказывают, что провал ведет в отрезанную обвалами часть штолен печищенских рудников, ориентировочная длина которых, по архивным данным, составляет около 10 км. Внутри провала заметно движение теплого воздуха. Ручаться за эту информацию не можем — на себе не проверяли.

Наверху найдете музей белорусского поэта Янки Купала на территории мельницы Печищенского комбината (входной билет — 40 руб., льготный входной билет — 20 руб. экскурсионный — 50 руб. с человека). Там же есть экспозиция, посвященная собственно геологии. Но, по словам Леонида Абрамова, лучший геологический музей можно найти в КФУ. А в Печищи мало кто приезжает, хотя это место мирового значения. Абрамов уверен, что традиционные музеи вообще отжили свое, требуется зрелищная экспозиция, и именно здесь, в Печищах, с его живописнейшими видами, огромной отвесной стеной, это и возможно сделать. «Сегодня музеи конкурируют с интернетом, зрелищами типа цирка «Дю Солей». Сегодня 3D, 5D, никто не знает из нас, что будет дальше. Мы должны жить по законам жанра», — говорит Леонид Абрамов, большой патриот, который абсолютно уверен, что Печищи обладают гигантским туристическим потенциалом.

Верхний Услон — Нариман -Теньки — Камское Устье

Далее поездка для съемочной группы показалась просто сказкой. Помимо интереснейшей беседы с Леонидом Абрамовым, который устроил настоящую экскурсию по правобережью, мы просто наслаждались видами Волги. Наверное, самыми красивыми в Татарстане.

Мы совершенно убедились, что маршрут, который запланировали заранее, просто прекрасен. Он стоит того, чтобы его проехать. Все правобережье — это невероятно живописные села: Верхний, Нижний Услон, Теньки, Антоновка, Красновидово — заезжайте в любую. Мы в нашей спешной поездке не заехали в Красновидово, особенно известное тем, что здесь в 1888 году жил Максим Горький. Не попали в село Антоновка, куда приезжают в поисках успокоения и радости уже современные татарстанцы (и не только) — сейчас это одно из самых известных экопоселений республики.

Не могли мы проехать мимо Верхнего Услона, откуда открывается один из лучших видов на Казань. Теньки, где на 300 гектаров раскинулся огромный питомник, который берет традицию растениеводства в этих краях из XIX века. Здесь наша Оксана, которая признавалась в любви заводам и производствам, смогла направить свою энергию в плодотворное русло, ведь питомник — это настоящий конвейер, где на каждом этапе растения проходят настоящие ясли, детский сад и школу, взрослея до крепких красивых деревьев. Кстати, здесь же в Теньках мы и обедали. В придорожном кафе еда оказалась очень приличной, а в интерьере даже обнаружился старинный рукомойник — обед без пафоса, но аутентично.

И конечно, загляните в Нариман, где сохранилась, правда, в руинированном состоянии, усадьба Паулуччи, представителя знатнейшего итальянского рода. Не будем мучить вас фактами, чтобы убедиться в уникальности истории его рода, загляните в Википедию. А для полного представления не пожалейте времени на экскурсию от того же Леонида Абрамова. Скажем только, что знаменитый остров Маркиз напротив Казани, назван в честь маркиза Паулуччи, которому земли близ Казани даровала сама Екатерина Великая!

Будете проезжать по нашему маршруту, закладывайте на правый берег как минимум 2 дня, тогда у вас будет отличная возможность без спешки насладиться Камским Устьем. Мы же приехали сюда лишь для того, чтобы окинуть взглядом огромную водную ширь, которая образуется в результате слияния Камы и Волги. А еще лучше — найдите провожатых в лице альпинистов, которые все время тренируются здесь, чтобы попробовать себя в скалолазаньи. И спелеологов, чтобы спуститься в Юрьевскую пещеру.

Юрьевская пещера — одна из известнейших пещер в Республике Татарстан. Расположена в Камско-Устьинском районе к юго-востоку от населенного пункта Тенишево, в Богородских горах. С 1986 года объявлена памятником природы регионального значения. Юрьевская пещера — единственная в Татарстане, доступная для посещения туристами. В ее окрестностях на обрывистом берегу Волги находятся недействующие гипсовые, доступные для посещения туристам. Походы, включающие экскурсионную программу, сюда организует несколько компаний. В частности, одно из предложений — двухдневный поход за 2500 со взрослого и 1000 рублей с ребенка до 12 лет.

Ну, а нам, торопившимся за 8 дней объехать весь Татарстан, осталось лишь встретить закат на одной из рыбацких баз, в которой сняли номера, оказавшиеся очень благоустроенными. Цены тоже вполне приятные. Ужин, ночевка и завтрак в ней обошлись в 1250 рублей на человека.