Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 15:04
На Кипре

Сан-Педро-де-Атакама, Калама — Чили Май 2009

Идея посетить Большой Север (el Norte Grande), и в частности пустыню Атакама пришла мне в голову уже давно, накрепко засев в ней, и наконец мне удалось осуществить эту мечту, все благодаря тому, что Марицу (подругу сына Марио Роландо) направили туда в командировку, и мы подгадали ее командировку под майские праздники. Благодаря двойным уговорам с моей стороны и со стороны сына Роли Марио согласился поддержать компанию и поехать в Атакаму всем вместе. Мы сразу же арендовали по интернету большой джип Ниссан, чтобы не зависеть от экскурсионных групп и побольше всего посмотреть. Мы с Марио вылетели в Каламу 30 апреля, а Роли с Марицей и ее дочкой Катой прилетели на следующий день рано утром. Полет до Каламы занял менее двух часов, прилетели мы уже вечером и еще час добирались на микроавтобусе до туристического городка Сан Педро де Атакама, считающимся отправной точкой для осмотра всей зоны пустыни Атакама. Остановились мы в пансионате Дон Себастиан, что-то среднее между скромной гостиницей и пансионом, по испански называется hostal. Таких осталей в Сан Педро огромное количество, это основной тип гостиниц для туристов. Я ожидала худшего за 60 долларов на двоих с завтраком, но все оказалось довольно приемлемо, аккуратные одноэтажные домики, внутри большой сад с деревьями, у входа в каждый домик стоит стол с лавками, где можно вечером посидеть, посмотреть на звезды.

Путешествие в пустыню Атакама

Сам номер, конечно, маленький, но кровать удобная и душ с туалетом вполне ничего. В номере мы только спали, все остальное время посвящали поездкам, поэтому в Сан Педро не имеет смысла брать дорогую гостиницу. Ведь едут сюда не за комфортом, а за неповторимыми ощущениями! С водой у них проблемы, воду дают тольк с 7 утра до 11 вечера, на ночь отключают. Но самый большой плюс это сберегающий тепло материал, из которого построены все здания в этой зоне Чили. Называется он adobe, что в переводе означает кирпич-сырец с примесью соломы и грязи. Ночью температура опускается до 0 гр., но внутри помещения холод совершенно не чувствуется, гораздо теплее, чем в Сантьяго, где дома не успевают прогреться за день и ночью выхолаживаются.

Быстренько закинув вещи в номер, мы пошли в центр городка на разведку. Городочек маленький, симпатичный, очень туристический, развившийся на базе поселка за последние 15 лет. Сейчас же он принимает туристов со всего мира, на улицах слышна разнообразная иностранная речь, мы видели туристов из США, Австрии, Испании, Японии и конечно же из Аргентины и Бразилии. Жители этих двух латиноамериканских стран обожают путешествовать, где я только их не видела в Чили! Вся жизнь сосредоточена на основной улице Караколес, где находится большинство отелей, ресторанов и туристических агентств. Все постройки — одноэтажные мазанки из адобе, липнушие одна к одной.

Путешествие в пустыню Атакама

В первый день мы остановили свой выбор на самом известном и раскрученном ресторанчике Adobe, владелец которого — итальянец, хороший знакомый одного из многочисленных родственников Марио. К сожалению мы его так и не застали на месте, и не смогли поприветствовать и передать привет. Помещение ресторана полуоткрытое, со вкусом отделанное в соответствии с местными народными традициями, внутри горит большой костер в металлической чаше, называется la fogata, вокруг него столы. Все это создает теплую и уютную атмосферу и смотрится очень необычно и колоритно.

О местных ресторанах стоит рассказать отдельно, прежде всего об их необычной архитектуре. В центре почти каждого из них можно увидеть выложенный камнями камин или огромные металлические чаши с огнем.

Путешествие в пустыню Атакама
Так как электричество здесь по-прежнему большая ценность, а с наступлением темноты резко холодает, помогает согреться только тепло огня, ну и, конечно, бокал замечательного чилийского вина или писко.

Еда вкусная, но дорогая, видимо делают наценку за антураж и колорит. Мы начали с писко сауэра и закончили crema catalana на десерт, после чего пошли гулять и любоваться звездами. Таких ярких, огромных звезд я не видела никогда в своей жизни. Все небо густо-густо усыпано мигающими звездами, весь млечный путь виден, как на ладони. Я долго стояла задрав голову, пока не начала болеть шея. Так закончился первый день приезда в Сан Педро.

На следующий день мы смогли поспать до 9 утра, так как сын Марио с семьей должны были приехать не раньше 11 часов. Завтрак оказался довольно сносным — йогурт, хлеб, сыр, масло, мюсли, печенье, чай, кофе. Позавтракав, мы пошли в номер собираться в дорогу на весь день. Роли с семьей приехали в 10 часов, раньше чем планировали. Они взяли джип прямо в аэропорту Каламы и за час добрались до Сан Педро. Быстро и удобно! Так что в 11.00 мы уже выехали по маршруту в международную астрономическую обсерваторию АЛЬМА, где Марица организовала экскурсию, так как она работает в Сантьяго в представительстве этой обсерватории. Я довольно скептически отнеслась к этому мероприятию, даже считала его потерей времени. Но приехав в обсерваторию и увидев огромные круглые вращающиеся антенны,

Путешествие в пустыню Атакама

машины-операторы и остальное оборудование по последнему слову техники, я поняла, что оно того стоило. Даже на меня, человека далекого от техники, все это произвело впечатление, а уж инженеры Марио и Роли пришли в полный восторг от все увиденного там. Нам водрузили на головы пластиковые каски в целях безопасности, а после экскурсии по территории угостили бесплатным обедом в столовой для персонала. Кормят там вкусно и на убой. Люди работают вахтовым методом, в основном неделя через неделю, то есть живут тут же в маленьких, удобных коттеджах, на территории есть спортклуб и масса корпоративных мероприятий, среди персонала много американцев и японцев. Вобщем все на уровне мировых стандартов! Сверху открывается потрясающий вид на Атакамскую солончаковую пустыню.

Все бело-розовое, переливается на солнце, с островками зелени в отдельных местах! Но солончак у нас был намечен на следующий день.

Простившись с радушным персоналом обсерватории мы отправились осматривать окрестности Сан Педро, все то, что находится в непосредственной близости от него. Роли пустил меня за руль, и я наслаждалась вождением джипа. Такую огромную машину мне довелось водить впервые в жизни, но это оказалось совсем не страшно, джип шел очень мягко и водить его было одно удовольствие, тем более что на дорогах машин совсем мало. По дороге мы любовались живописной грядой вулканов, обрамляющих дорогу с одной стороны.

Путешествие в пустыню Атакама

Особенно выделялся своей красотой и заснеженной верхушкой самый большой вулкан Ликанкабур.

Путешествие в пустыню Атакама

Снег посреди пустыни, чудеса да и только!

Сначала мы заехали в археологическую деревню Тулор, что оказалось ошибкой и потерей времени. Нам пришлось довольно долго топать по пустыне под жарким солнцем, а смотреть там практически было нечего, раскопки древней деревни с остатками круглых цоколей. Все довольно примитивно и искусственно. Самым умным оказался Роли, он остался в машине, а мы пришли назад вспотевшие и разочарованные.

Зато потом нас ждало потрясающее зрелище — Соляная Кордильера или Кордильера-де ла Саль! Эта горная гряда причудливых форм образовалась миллионы лет назад из соляного озера, чье дно со временем поднялось.

Путешествие в пустыню Атакама

Дожди, ветры и горячее солнце пустыни Атакама придали Соляным Кордильерам тот облик, который можно увидеть сегодня. Кордильера-де ла Саль, что буквально переводится как соленые горы, называется так потому, что в состав горной породы входит большое количество сульфата кальция. Место это находится совсем недалеко от Сан Педро, многие туристы приезжают сюда на велосипедах.

Я пришла в полный восторг от причудливых горных форм Соляной Кордильеры, треугольники, складки, изгибы бело-розовых цветов и постоянно меняющихся оттенков, и все это великолепие под ярким синим атакамским небом.

Путешествие в пустыню Атакама

Воздух здесь такой сухой и прозрачный, что видно на много километров вокруг. Пожалуй, еще одна достопримечательность пустыни, которая действительно впечатляет, — это необычная, не сравнимая ни с чем тишина. Она охватывает, стоит лишь выехать за пределы города и оказаться в одной из пустынных долин. Только здесь понимаешь, как ее не хватает иногда всем нам, людям, вечно погруженным в шум больших городов. Здесь встречаются места, где нет вообще никакой жизни (одна долина потому так и называется — Долина смерти), и тишина в них стоит такая, что начинает звенеть в ушах. Потом мы поехали смотреть эту Долину, тоже очень красивое и уединенное место — вокруг абсолютно безжизненные скалы, песок, соляные отложения и растрескавшаяся земля.

Дождей здесь не бывает годами. Но когда бывают, получается забавный природный феномен — природная керамика. Дождевая вода покрывает поверхность, затем солнце ее высушивает и обжигает. Получаются керамические осколки. Но самое занимательное в Долине смерти — это ее потрясающие песчаные дюны, высотой по несколько сотен метров. Здесь вполне реально можно заниматься сэндбордингом (как сноубродинг, только по песчаным дюнам), что некоторые и делают. Мы же только попрыгали по скалам и дюнам, что тоже было очень приятно.

Путешествие в пустыню Атакама

В общем, многие мои впечатления невозможно передать словами, смотрите лучше фото!

Затем мы поспешили в Лунную Долину смотреть закат солнца. Лунная Долина (Valle de la Luna) — это что-то невероятное по своей красоте, действительно лунные ландшафты, впечатление такое, что идешь по поверхности Луны — причудливые дюны, невероятно насыщенные цвета неба, земли, постоянно меняющиеся, как будто кто-то свыше включает подсветку.

Путешествие в пустыню Атакама

Это одно из удивительных по красоте мест на земле! Долина напоминет лунную поверхность благодаря уникальным образованиям из соли, песка и камня, возникшим за тысячи лет под воздействием воды и ветра.

Путешествие в пустыню Атакама

Сюда все стараются приехать к закату солнца, чтобы полюбоваться необыкновенным зрелищем, восхищающим своей гаммой красок. Именно здесь снимались многие научно-фантастические фильмы. К вечеру туристы из самых разных стран мира начинают свой поход по Большой Дюне, что довольно непросто, песок мягкий, ноги вязнут в нем и идти очень тяжело.

Многие не доходят до конца дюны. Виды, открывающиеся сверху поражают своей красотой и неповторимостью! Я шла и думала — господи, и создал же Бог такую красоту!

Путешествие в пустыню Атакама

И опять, как и на острове Пасхи, мне хотелось взмахнуть руками и полететь!

Ощущения просто нереальные! А как красиво там на закате! Дюны и горы постоянно меняют оттенки, вот они оранжевые,

Путешествие в пустыню Атакама

а через минуту уже пурпурные, потом лиловые!

Фантастика!

Насытившись невероятными впечатлениями (так много их было за один день!) мы поехали ужинать в ресторанчик «Милагро», что в переводе с испанского означает Чудо. Там тоже было очень мило и вкусно! И устроено по тому же принципу, посреди зала — костер в чаше, вокруг него столы. Тепло и уютно! Все столы заняты оголодавшими туристами, которые весь день носятся, как угорелые в погоне за впечатлениями и жалея время на прием пищи, и поэтому наедаются только вечером, что как известно, крайне вредно. Но что делать! Дневное время здесь очень ценится, световой день довольно короткий, темнеет уже в 6 вечера. Так что не до обедов!

На следующий день у нас была запланирована поездка в Атакамский солончак и лагуны Альтиплано. Выехали рано утром, чтобы успеть побольше посмотреть. Сначала отправились в лагуну Сехар, расположенную в центре солончаковой пустыни. Ехали довольно долго по ухабистой, земляной дороге. Не так то просто было найти эту лагуну, известную своими минеральными водами. Вода в ней так насыщена солями, что люди там купаются, как в Мертвом море, то есть вода сама тебя держит. Я тоже, конечно, хотела попробовать и поехала сразу в купальнике. Лагуна оказалась синяя-синяя, по краям в обрамлении соляной корки, все в ней отражалось, как в зеркале. Я смело вошла в воду, но она оказалась такой холодной, что искупаться по-настоящему я так и не рискнула.

Путешествие в пустыню Атакама

Жаль, мне хотелось испытать эффект гравитации. Придется оставить это до лучших времен, то есть до поездки на Мертвое море. После этого мы направились в сердце Атакамского солончака — лагуну Чакса, известную своими фламинго. На этом отрезке дороги сел за руль Марио, ему в качестве эксперимента хотелось попробовать водить машину с механической коробкой.

Лагуна Чакса оказалась хороша необыкновенно, расположена она посреди долины из соляных кристаллов. Озеро покрыто толсым слоем соли и является частью самой большой соляной равнины Чили. Здесь мы увидели не только фламинго, но и других местных птиц, в частности андских чаек. Но фламинго, конечно, вне конкуренции.

Путешествие в пустыню Атакама

Их тут довольно много, причем они все разные, трех видов, так как в лагуне этой для них много вкусной пищи — водорослей, микроорганизмов, так что они постоянно заняты их поглощением.

Мы с Катой прошли довольно далеко вглубь соляной долины и увидели там очень много фламинго. Единственно что плохо, так это то, что близко к ним никак нельзя подобраться. Это считается вторжением в их естественную среду обитания. Прогулка по соляным кристаллам мне очень понравилась. Необычно! Мы все время останавливались, чтобы посмотреть, как меняется рельеф. Образования соли принимают здесь самые причудливые формы. В некоторых местах по острым грубым кристаллам грязно-серого цвета не так просто пройти, а в других соль похожа на ярко-белый снег.

Путешествие в пустыню Атакама

От лагуны Чакса мы направились на плоскогорье смотреть лагуны Альтиплано. Здесь уже я села за руль и вела машину до въезда на предгорья. Потом все дружно попросили меня передать руль Роли, так как видимо решили, что женщина за рулем опасна на высоте 4000 метров.

По пути мы остановились в поселке Сокайре, при въезде в который висела нескромная табличка «Сокайре — живописный поселок». Ничего живописного мы там не увидели, зашли в одну из местных харчевен пон названием cocinería, хотели там перекусить, но испугались одного вида этого заведения и ретировались. Пришлось купить в магазине сыра и хлеба и перекусить всухомятку. От Сокайре до лагун Мисканти и Миньике мы добирались еще час по извилистой, живописной дороге. Так интересно было наблюдать из окна машины, как склоны гор медленно меняют свою пустынную растительность на степное разнотравье, ковром покрывающее скалы, что придает району Альтиплано легко узнаваемый и очень колоритный внешний вид.

Путешествие в пустыню Атакама

Здесь очень необычный животный мир, приспособленный к высокогорью — лисы, вискачи (дикие зайцы), викуньи, нанду (страусы). Кого тут только нет! Навстречу нам ехала машина, и вдруг мы увидели, как прямо перед ней дорогу неспеша переходит степная лисица. Я успела запечатлеть этот момент. Лиса с достоинством взобралась на камень у дороги и внимательно посмотрела на нас.

Впечатление было такое, что она нам позирует. Наверное, хотела получить взамен еду, но у нас с собой не было ничего съестного, так что поехали дальше. Вообше, плоскогорье Альтиплано очень живописное по своим ландшафтам место. Картинка все время меняется — тут тебе и степь с желтоватыми кустиками, и переливающиеся всеми оттенками горы, и заснеженные верхушки вулканов. Наконец мы добрались до первой лагуны нашего маршрута — высокогорной лагуны Мисканти, образованной подземными водами. Перед нами открылся изумительный по красоте вид!

Путешествие в пустыню Атакама

Синие воды лагуны, белые шапки Анд, соляная корка вокруг берегов — все это создает уникальную атмосферу и делает природу в этих местах сказочно красивой! А какая необыкновенная по расцветке гора поднимается прямо из лагуны! Я мысленно назвала ее павлиньим пером, действительно напоминает по и структуре раскраски павлинье перо.

Такое многоцветье природных красок, розовые, зеленые, голубые, серые тона, все это благодаря большому количеству различных минералов, входящих в состав горной породы. Я не могла оторваться от этого великолепия!

Надо сказать, что мы были немного запуганы рассказами про высокогорную болезнь, поэтому заблаговременно запаслись балоном с кислородом, которым нам так и не пришлось воспользоваться.

Путешествие в пустыню Атакама

Но откровенно говоря я лично не почувствовала на высоте в 4000 метров особого недомогания. Да, немного тяжело дышать, нельзя делать резких движений, ходить надо плавно и неспеша. И холодно, конечно на верхотуре! Это ощущаешь сразу же, несмотря на солнце, такая обжигающая комбинация жгучего солнца и пронизывающего ветра! Какой суровый и неприветливый здесь климат!

Следующим пунктом была соседняя лагуна Миньике, находящаяся совсем рядом с Мисканти.

Путешествие в пустыню Атакама

Эта лагуна немного поменьше первой и не такая красивая, но зато мы увидели, как по ее берегу разгуливает целое стадо диких викуней, которые при нашем при ближении сразу же убежали подальше на холмы.

А потом осмелели и спустились назад и спокойно разгуливали по соляной корке берега. Викуньи — это дикие животные, в отличии от лам они практически не приручаются и живут на воле. На мой взгляд это самое элегантное и грациозное животное из семейства верблюжьих. Мы долго любовались ими сверху. Как красиво — горы, синяя лагуна, вдоль белых, соляных берегов которой разгулиливают викуньи!

Надо было ехать дальше, искать другие лагуны, и мы отправились в путь. Хочу сказать, что мы находились совсем рядом с аргентинской границой и чуть было не уехали туда, немного заблудившись. Опять ехали довольно долго по извилистой дороге и наконец увидели сказочную Лагуну Горячих Вод (Laguna de Aguas Calientes). Это было что-то! Ощущение нереальности, нарисованности пейзажа! Что-то неземное! Бело-сине-розовый ландшафт, как-бы нарисованные горы, обрамляющие лагуну со всех сторон.

Путешествие в пустыню Атакама

Здесь мы смогли спуститься вниз и вдоволь погулять по соляной корке вдоль берега самой лагуны и пофотографироваться.

Некоторые фото получились, как открытки!

Путешествие в пустыню Атакама

Но надо было двигаться в обратный путь, чтобы окончательно не заблудиться до наступления темноты. На обратном пути мы увидели еще одну небольшую лагуну и множество викуней, пасущихся вдоль дороги. Уже выбравшись на большую дорогу опять смогли полюбоваться заходом солнца в пустыне! Бедный Роли устал за рулем, и, спустившись в плоскогорья вниз я его сменила. Причем меня опять не хотели пускать за руль, ссылаясь на темноту. Но тут уж я возмутилась и воспротивилась. Доехали до Сан Педро за час с небольшим, основные дороги здесь хорошие и машин по пути встречается очень мало. Так что водить здесь одно удовольствие!

Заправившись на бензоколонке, мы отправились в ресторанчик под названием «Благословенная пустыня», где нас очень хорошо накормили. Я устала от мяса и заказала себе умитас, завернутую в кукурузные листья толченую кукурузу и киноа, это разновидность высокогорных злаковых. Очень просто и вкусно! Решили пораньше лечь спать, ведь завтра нам предстояло отправиться в путь в 4 часа утра, нас ждали гейзеры Татио!

Ночной подъем в 3.30! Кошмар! Марио решил пропустить эту экскурсию, поскольку когда-то давно он уже не раз бывал по работе на этих гейзерах и остался в гостинице досыпать, а я же поехала вместе с Роли и его семьей. Все экскурсии к гейзерам обычно начинаются очень рано, так как самую красоту, когда они активизируются, и из земли бьют фонтаны воды и пара, можно увидеть с 6 до 7 часов утра. Поэтомы мы должны были выехать из Сан Педро в 4 утра, чтобы доехать до гейзеров до восхода солнца. Гейзеры Татио находятся в 100 км. от Сан Педро, почти на границе с Боливией, на высоте 4000 м. над уровнем моря, поэтому температура воздуха в утренние часы, когда выходят на поверхность фонтаны горячей воды, очень низкая (-10оС до восхода солнца и 15-20оС после). Но мы хорошо подготовились и взяли с собой пуховики и шапки.

Выехали по плану в 4 часа утра, дорога оказалась очень сложной — извилистый, ухабистый серпантин над обрывом. Надо быть очень опытным водителем, чтобы ехать по этому маршруту самостоятельно. Я, конечно, не отважилась вести машину в таких тяжелых условиям, отдувался один Роли. Поспать нам в дороге тоже не удалось, джип все время подпрыгивал и трясся. В очередной раз мы порадовались, что арендовали такой прочный и большой джип, благодаря ему смогли посмотреть столько всего интересного и самостоятельно добраться до гейзеров. Немного заблудившись по дороге, мы все-таки добрались до места назначения одними из первых, обогнав по пути туристические микровэны. И смогли увидеть всю эту первозданную красоту до восхода солнца! Но как же там было холодно! Ветер пронизывал до костей несмотря на теплые куртки, шапки и перчатки! Но зрелище, открывшееся перед нами, безусловно стоило наших страданий. Картинка, действительно изумительная и впечатляющая! Огромная долина в окружении гор и вулканов, из внутренности которой извергаются столбы пара и воды!

Все бурлит, клокочет!

Я тут же вспомнила советский фильм «Земля Санникова», очень похожий пейзаж.

Путешествие в пустыню Атакама

Соляные наросты в форме башен и вулканов, огромны столбы пара, фонтаны горячей воды, разноцветные озерца с бурлящей водой, в которой можно варить яйца, что некоторые туристы и делали, все это производит сильнейшее впечатление.

Путешествие в пустыню Атакама

Попросту говоря, обалдеть! Не знаю, как выглядят знаменитые исландскиеие гейзеры, но чилийские хороши необыкновенно!

Путешествие в пустыню Атакама

Мы гуляли там около часа, фотографировали эту красоту, любовались восходом солнца, а потом так проголодались, что вернулись в машину завтракать. Турагенты тоже устроили импровизированный завтрак для своих туристов прямо у машин. Завтрак у Татио, одним словом! Такие яркие моменты нечасто бывают в жизни и запоминаются навсегда! После восхода солнца гейзеры немного утихомирились, но все равно было очень красиво, при солнечном свете поменялись краски, все стало ярче и резче, можно было сравнить два разных пейзажа в одном и том же месте.

Мы отошли погулять подальше, где некоторые смельчаки купались в термальном бассейне с теплой водой.

Путешествие в пустыню Атакама

В воде то тепло, а вот вылезать на холод им было ох как неприятно!

Могу сказать, что Гейзеры Татио, это, наверное, одно из самых красивых мест на земле, которые мне довелось увидеть в своей жизни! Простившись с этим удивительным природным феноменом, мы отправились дальше по маршруту. Путь наш лежал в поселок Мачука, а затем в комплекс термальных бассейнов Пуритама, где к нам должен был присоединиться Марио. Дорога была очень живописная, мы вновь увидели много животных — викуней, нанду, вискачей, шныряющих между камнями и сливающимися с ними своими серыми шкурками. Ехали медленно, так как все время останавливались, чтобы фотографировать пейзажи и животных. Дорога шла вдоль горных пейзажей с шоколадными холмами

Путешествие в пустыню Атакама

и заболоченных участков местности, по испански называется bofedal, что-то среднее между озерами и болотами.

В них мы видели множество разнообразных птиц — уток, гусей, чаек. А в одном месте — цело стадо домашних лам.

Путешествие в пустыню Атакама

Эти ламы живут поблизости в поселке Мачука, где мы сделали короткую остановку, и Марица купила своей дочке сумочку из шерсти ламы. Колоритная бабулька, продавашая сувениры, непрерывно рапутывала шерсть ламы. По-видимому, за этим занятием прошла все ее жизнь.

Вообще, мы все время удивлялись, как тут живут люди! Условия жизни примитивные, народу в этих поселках — 20–30 человек, делать абсолютно нечего, скука страшная! Покинув Мачуку и еще раз полюбовавшись на разноцветных лам, мы направились к Термам Пуритама. Термы эти расположены внутри ущелья и сделаны очень необычно, в форме разноуровневых озер и каскадов, заросших ковылем.

Путешествие в пустыню Атакама

Смотрятся очень живописно! Там есть вся инфраструктура, кабинки для переодевания, туалеты, кафе, это собственность известной цепочки отелей Explora. Здесь к нам присоединился выспавшийся Марио, и мы смогли прийти в себя, отмокая в теплой, минеральной воде. Очень приятное времяпрепровождение, особенно после экстремальной поездки на гейзеры. За 2 часа, проведенных в термах мы получили море удовольствия!

И вернулись в Сан Педро в 3 часа дня! Наконец-то мы смогли увидеть Сан Педро при дневном свете и пообедать, как люди. Пошли в ресторанчик «Casa de Piedra», еще одно колоритное заведение. Все здорово проголодались и заказали мясную паррильяду, то есть мясное ассорти на углях.

Потом отправились гулять по городку и посетили местный музей Ле Пэжа. Ле Пэж был бельгийский патер — иезуит, приехавший в Чили в 1953 году, осевший в Сан Педро и основавший этот археологический музей. Музей довольно простенький, но из его экспозиций я узнала много нового для себя. Сан-Педро-де-Атакама в доинкскую эпоху являлся центром жившего в Атакаме племени кунза. Это был народ с высокоразвитой культурой, занимавшийся сельским хозяйством и оставивший после себя сотни петроглифов и геоглифов. Жители пустыни Атакама в религиозной и технической сферах испытали сильное влияние культуры Тиауанако (Боливия), отстоявшего от них на расстоянии 600 км по прямой. Всем, что нам сегодня известно об этой культуре, мы обязаны главным образом неутомимой деятельности падре Ле Пэжа, который за свою жизнь собрал большую коллекцию мумий, черепов и предметов быта. Сам падре считал, что эта культура насчитывает 75 тысяч лет (специалисты с ним не соглашаются). Важнейшее место находок — священный вулкан Ликанкабур (5916 м), являвшийся ритуальным центром и служивший естественным холодильником, который сохранил тела покойников до наших дней. Потом сюда пришли инки из Перу, а еще позже испанские конкистадоры.

Получив для переваривания историческую информацию, мы отправились в отель досыпать, а вечером снова пошли в ресторан (нелегко, это конечно!). Марица решила проставиться и обмыть свою новую работу, так что пришлось сделать над собой усилие и опять пить и есть. На этот раз решили посидеть в элегантном заведении " El Blanco», где весь интерьер выдержан в белых тонах. Напоследок обмыли писко сауэром новую работу Марицы, которая оставалась в Сан Педро еще на 2 дня.

На следующее утро Марио, Роли, Ката, и я выехали в аэропорт Каламы, сдали машину прямо там же и отбыли в Сантьяго.

За четыре неполных дня, проведенных в пустыне Атакама, мы получили столько сильных и ярких впечатлений, что я, наверное, еще долго буду их переваривать и осмысливать. Пустыня Атакама — пустыня очень необычная, ничего общего не имеющая с нашими традиционными представлениями о пустыне. Это Вам не Сахара, здесь все цветет, повсюду буйство контрастных красок, горы, вулканы, лагуны, гейзеры, солончаки, богатый животный и растительный мир. Без сомнения, это одно из самых интересных мест Чили.