Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 6:25

Свияжск — Россия Май 2016

Когда я собралась в Казань, в перечень обязательного сразу включила поездку в Свияжск, о котором читала все отчеты туристеровцев. Причем поездка была запланирована только по реке. Причина была одна — я никогда не была на Волге, если не считать переездов через неё на поезде и пару раз по плотине ГЭС на автомобиле.

Утром добралась до речного вокзала на автобусе. Главный вокзал (что на снимке) находится на реставрации, небольшие теплоходы отправляются от вокзала справа о него.

Теплоход на Свияжск отправляется раз в день в 8–20 утра. Билет стоит 114 рублей, лучше брать сразу туда-обратно или иметь на обратный путь наличные без сдачи: билеты «обратно» продают на теплоходе и не бывает сдачи, потому что большинство уже с билетами (из собственного опыта).

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Я не думала, что в Казани нет набережной на Волге, как-то все представляла иначе — как в Саратове, Ярославле или Нижнем Новгороде. Да и не совсем Волга там, а Куйбышевское водохранилище. Удивилась, увидев еще «живые» ОМы, на которых мы в детстве добирались из Комсомольска-на-Амуре в Амурск, пока другой дороги не было. А в Свияжск нас везла «Москва».

Пассажиров было много: любопытствующие туристы, вроде меня, группа школьников с учителями и дачники, которые высаживались по пути. А вот солнце было обманчиво! Если предыдущие несколько дней было очень жарко, то в этот день и ветровка не спасала.

Когда проплывали мимо села Печищи, я узнавала места, знакомые по рассказу Ярослава (YaroslavGlukhov). Например, печь, в которой когда-то обжигали известь. Удивили задания комбината хлебопродуктов на берегу: обратите внимание на даты на фасадах! А комбинат еще работает.

На склоне горы — Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, основанный еще в первой половине XVII века.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Два часа в пути, и вот показался город-остров Свияжск. Вернее, как пишет Википедия, остров-село, где живет всего 259 человек. Свияжск основан в 1551 году при государе Иване Грозном. Сейчас он выглядит вполне безобидно, а в середине XVI века это была грозная крепость, которая превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы. История города интересная, пересказывать прочитанное не буду, информации много, кто захочет, прочитает.

Да и островом Свияжск стал не так давно, всего лишь в 1957 году, когда заполнили Куйбышевское водохранилище. Поэтому у меня вызывают сомнения упоминания в рассказах о том, что Свияжск был прототипом острова-Буяна из пушкинской сказки. А сейчас он выглядит вполне сказочно, особенно в хорошую погоду!

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Теплоход встал у причала до 16–20, когда по расписанию обратный рейс в Казань. Пассажиры вышли на берег и пошли рассматривать остров. Симпатичный речной вокзал — полный обман, потому что был закрыт, не работало ничего из там находящегося, если верить интернету. Даже билеты продают на теплоходе, потому что ради одного рейса нет смысла содержать кассира. Туристов привозят на автобусах к другой стороне острова, то есть и в сувенирных магазинах и кафе здесь особого смысла нет. Поэтому и стоит украшением.

Нас встретил красивый рыжий кот, который по-хозяйски разгуливал по площади у вокзала и отлично вписывался в окружающий пейзаж.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Территория у вокзала благоустроена, стоят лавочки, где нам пришлось довольно долго просидеть в ожидании отправления в Казань. Успели все осмотреть, вернулись на причал, замерзли изрядно, а вокзал закрыт!

В центре площади стоит бронзовый макет, как я понимаю, Свияжска древних времен. Рассмотреть не удалось, стоит он посреди газона, а мы у нас в стране привыкли по газонам не ходить! Нога не поднялась ступить на эту зеленую травку да еще с цветником вокруг.

Чем выше понимаешься по крутому берегу, тем великолепнее открывающиеся сверху виды!

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Надо отдать должное, на острове есть информационные стенды с планом, где указаны все местные достопримечательности. Это удобно, потому что многое не так давно привели в порядок и восстановили, поэтому смотрится иногда, как новодел.

На горе с начала XX века стоит школа. Здание построили в 1913–1914 годах для женской прогимназии Свияжска, до сих пор используется по назначению.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Первый храм, который видишь от причала, — церковь Святых равноапостольных Константина и Елены. На этом месте первый деревянный храм был построен еще в 1551 году, церковь Константина и Елены уже в то время была приходским храмом Свияжска. Существующая каменная церковь в традициях древнерусского каменного зодчества с элементами барокко была построена на месте деревянной в начале XVII века.

Рядом с церковью интересный дом, на который обязательно обратишь внимание. Информации мало — дом Илларионова-Бровкина-Медведева первой трети XIX века. По непроверенным слухам в нём останавливался в первые послереволюционные годы Троцкий.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

От церкви Константина и Елены идет улица Московская, которая потом становится Успенской, и пересекает весь остров ровно посередине. На ней расположены все магазины, кафе и гостиницы Свияжска. В каменном здании конца XIX века, где была когда-то богадельня, сейчас разместилась гостиница «Свияга», в доме за нею — сувенирный магазин.

Участок улицы, который называется Московской, заканчивается у Рождественской площади, главной площади Свияжска. Главной, потому что здесь находится здание Администрации Свияжского сельского поселения. Как обычно, где мэрия, ратуша, там ищи главную площадь, как бы она ни называлась.

Администрация занимает одно из зданий комплекса (левое), где когда-то было низшее ремесленное училище и пожарный обоз. Здесь же сейчас и почта.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Площадь называется Рождественской, потому, что когда-то на ней находился собор Рождества Богоматери. Площадь и раньше была в Свияжске главной, на ней в XVIII веке были построены три церкви: Рождественская, Благовещенская и Софийская. Все храмы в 1930-е году уничтожили, теперь на их месте стоят памятные кресты и таблички с информацией на трех языках рядом.

Зданий вокруг площади немного, трудно что-то упустить. Вот, например, дом купцов Каменевых, построенный в конце XIX века. Пять лет назад он лежал в руинах, стояли лишь стены первого каменного этажа, где когда-то был были магазин и пекарня. Восстановили, в том числе и второй, деревянный этаж, где когда-то были жилые помещения семьи Каменевых.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Здесь же комплекс «Ленивый торжок», как пишут на городском сайте: «Его основная задача — воспроизведение атмосферы средневекового Свияжска с его повседневной жизнью». Это мастерские, где можно поучаствовать в мастер-классах, сувенирные лавки, различные костюмированные шоу и пр.

Есть еще на площади памятник жителям Свияжска, погибшим в боях Великой Отечественной войны.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Главные достопримечательности Свияжска — это монастыри, сейчас их территориально осталось два, но оба относятся к подворью Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря.

В 1551 году одновременно со строительством города в Свияжске был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. От этого монастыря и деревянного города-крепости сохранились две церкви:

— Троицкая церковь, которую в 1551 году вместе с другими сооружениями деревянной крепости срубили в угличских лесах, привезли по Волге и собрали здесь. Как пишут на сайте Татарской митрополии: «Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, … однако основные черты он сохранил».

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

— церковь Сергия Радонежского, официальной датой освящения которой считается 1604 год, так как об этом сохранилась запись на стене трапезной. Но её неоднократно достраивали и перестраивали, поэтому церковь считают образцом каменного зодчества XVI–XVIII веков.

Свято-Троицкий мужской монастырь упразднили в 1764 году в результате реформ Екатерины II.

Второй монастырь — Иоанно-Предтеченский женский в Свияжске был основан в конце XVI века. В середине века XVIII он несколько раз горел, поэтому когда закрыли Свято-Троицкий монастырь, в 1775 году в его помещения перевели Иоанно-Предтеченский женский. Монахи закрытого монастыря к этому времени помещение освободили и переселились в Троице-Сергиев монастырь.

В XIX веке у Иоанно-Предтеченского монастыря был период наивысшего подъема, обитель получила государственную дотацию, много было построено. Главное сооружение — построенный в 1898–1906 годах в русско-византийском стиле по проекту казанского епархиального архитектора Ф. Н. Малиновского собор иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Собор построен в числе трехсот в России в честь 300-летия дома Романовых. В 1914 он был расписан внутри на средства московского фабриканта С. С. Мечникова.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

После закрытия монастыря в 1919 году храмы принадлежали Свияжскому историко-культурному музею заповеднику. С 2004 года это женское Иоанно-Предтеченское подворье Свияжского Успенского мужского монастыря.

На территории подворья есть еще келейный корпус, построенный в 1820 году, реставрируется братский корпус 1890 года.

Стены монастыря построены в первой четверти XIX века, а вот часовня на углу — одновременно с собором иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в 1901 году. Освящена в честь Царственных страстотерпцев уже в наше время, когда монастырь вновь стал действующим.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Переходим теперь к главному — Свияжскому Богородице-Успенскому мужскому монастырю. Он был основан в 1555 году одновременно с основанием Казанской епархии и считается колыбелью православия Казанского края и Поволжья. В XVI–XVIII веках это был самый богатый и влиятельный монастырь Казанской епархии.

После закрытия судьба, как и у большинства других: до 1953 года был колонией НКВД, затем до 1994 года там размещалась психиатрическая больница.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Вход в монастырь — через ворота, над которыми возведена церковь Вознесения Господня над Святыми воротами. Понятно, что Вознесенская церковь, построенная в начале XVIII века на месте первой, деревянной надвратной Борисоглебской церкви не могла сохраниться. Думаю, что ее сровняли с линией монастырских стен одной из первых. Восстановили недавно, судя по фотографиям года три назад.

На территорию монастыря туристов впускали, но не более того: там идет большая реставрация, все перегорожено лентами. Так что увидела, что смогла.

Архитектура Свияжского Успенского монастыря имеет большую историческую ценность. Древнейший храм монастыря — Никольская трапезная церковь (церковь Николая Чудотворца), построенная из тесаного камня в 1556 году. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. Церковь на реставрации, сняли весь верхний слой отделки до камня, хорошо видно состояние кладки и кирпичные пристройки более поздних лет.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Самый ценный с исторической точки зрения — Успенский собор, построенный в 1561 году в стиле псковско-новгородских храмов. Это один из двух храмов России, где есть полный цикл стенной живописи времён Ивана Грозного. Площадь фресок собора — 1800 кв.м, они имеют мировое значение. Принимаем на веру — храм тоже на реставрации.

Братский корпус построен в XVII–XVIII веке, к нему примыкает Германово-Митрофановская церковь, освященная в декабре 1799 года во имя святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. Судя по фотографиям, от корпуса оставались только стены; были уничтожены две крытые лестницы, ведущие на второй этаж, а церковь вообще снесена. В здании была тюрьма, а потом психбольница.

Здание в русском теремном стиле слева от ворот — Архимандритский корпус, построенный во второй половине XVII века. Здесь размещали приезжавших в монастырь почетных гостей, а на втором этаже были настоятельские палаты. В 1829–1858 годах здание занимало Свияжское духовное училище, которое потом перевели в Казань.

После закрытия монастыря корпус использовался для нужд тюремной администрации, а потом под больничные палаты. Небольшое здание рядом с архимандритским корпусом в разное время использовалось для разных нужд. С конца XIX века здесь была монастырская школа.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Перед входом в монастырь — Успенская площадь, на противопроложной стороне которой есть еще одно историческое место — Конный двор. Когда-то это были монастырские хозяйственные постройки. Сооруженный во второй половине XVI века из дерева, в XVIII веке двор был перестроен из камня. Сейчас здесь ремесленные мастерские, сувенирные лавки, действующая конюшня, ресторан и гостевой дом. Я отнеслась к этому объекту несерьезно, поэтому и снимков нет. Уже пришло время обеда, было не до достопримечательностей. Здесь найти еду не удалось, трактир готовился обслуживать группы.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

В 2008 году Свияжск опять перестал быть островом — построили дамбу и автодорогу, связавшую его с левым берегом реки Свияги. Туристов в основном привозят экскурсионными автобусами, одиночные «безлошадные» туристы, вроде меня, или желающие совместить достопримечательности с прогулкой по реке, едут на теплоходе. Была у меня мысль, уехать назад пораньше с каким-нибуть автобусом, поэтому и билет брала в одну сторону. Но, посмотрев на стоянку с высокого берега, я передумала.

За монастырской стеной стоит памятник жертвам политических репрессий. Свияжск — одно из первых мест политических репрессий в стране, здесь еще в 1918 году по приказу Троцкого расстреляли каждого десятого красноармейца вместе с командирами воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани. Всего расстреляли 41 человека. Их хоронили монахи на монастырском кладбище Успенского монастыря. А в период, когда здесь была далеко не исправительная колония, в ней погибло порядка пяти тысяч осужденных.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

В Свияжске есть исторический музей, в который я не зашла, проблема обеда еще была не решена. На стене табличка: «Комплекс казенных зданий 1830—1840 гг., конец XIX — начало XX вв. (казначейства, присутственных мест, тюрьмы, служебных помещений тюрьмы, больницы, бани)».

У входа в музей стоит пушка «Девкина голова», воссозданная по рукописям. На лафете женское лицо, похожее на Медузу Горгону из мифов. Публика активно около пушки фотографируется, пришлось ждать.

Еще один объект: Казармы Свияжской конвойной команды конца XIX века. Везде около объектов, считающихся историческими, установлены щиты с информацией на трех языках или висит табличка на стене. И обязательно указано название организации, на средства которой восстановлен объект.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Поесть удалось в кафе «Ёлки». Судя по объявлению «Мы открылись!», кафе совсем новое, снаружи еще ведутся работы по благоустройству. Скромненько, но вполне достойно: еда была свежей, вкусной и недорогой. Здесь же кормили группы.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Недалеко от Рождественской площади есть «Стена коммунаров» с небольшим обелиском на месте, где были в 1918 году белогвардейцами расстреляны красноармейцы.

Бывшая водонапорная башня приспособлена под выставочный зал.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

В Свияжске активно идет восстановление, здесь собираются создать музей-заповедник федерального значения. Тем более, что подана заявка на 2017 год на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенского монастыря и Троицкой церкви. Кроме восстановления и реконструкции исторических культурных памятников, на средства фонда «Возрождение» строятся дома для местных жителей. Давно не видела настоящую голубяню с породистыми птицами, а здесь она есть. Понятно, голубям здесь простор!

Устав от достопримечательностей, решила, как и многие, отдохнуть у речного вокзала в ожидании обратного рейса. Но, как я уже писала, вокзал был закрыт. Стоящему на причале теплоходу до положенного по расписанию времени мы тоже были не нужны. Пришлось дрожать на ветру на лавке.

Еще одна достопримечательность Свияжска стоит на берегу у пристани. Это копия ботика российского императора Павла I, на котором он прибыл в Свияжск, направляясь в 1798 году в Казань для осмотра воинских частей. Она установлена «в память о пребывании здесь высочайших особ и как образец судостроения казанского адмиралтейства конца 18 века». К сожалению, ботик, видимо, тоже на реставрации, потому что отсутствует орел, который был на носовой части. Я видела это в галереях других туристировцев, здесь бывавших.

Свияжск — остров возрождения духовности, гармонии и согласия

Два часа обратного пути прошли неинтересно, поскольку изрядно замерзла, уже не хотелось бегать на корму, снимать берега и что-то разглядывать. А в Казани у причала стоял круизный теплоход. Позже в городе попались туристки, которым пришлось помочь советом, как быстрее добраться в порт, чтобы на него не опоздать.

Что могу сказать в заключение: если вы будете в Казани, в Свияжске нужно побывать обязательно. Это место не только с уникальной историей, но и с уникальной атмосферой. Лучше ехать самим, чтобы погулять не торопясь, подышать, вдали от промышленности, посмотреть на окрестности с высоких берегов. А если хотите экскурсию, тоже не проблема: их организует на месте музей Свияжска. Мне поездка понравилась!