Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:00
Филиппины покорены! Куда дальше?

Пинъяо — Китай Май 2016

О древнем городе Пиньяо, городе банков

Поездка в Пиньяо равнозначна путешествию во времени, назад в средневековый Китай. Потому что Пиньяо один из немногих городов Китая, который полностью сохранил свой средневековый исторический архитектурный облик. Я, конечно, говорю о старом городе, в пределах крепостных стен.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Вообще Пиньяо очень древний город, он был основан еще до нашей эры. Долгие столетия это был заштатный уездный центр, из которого управляли близлежащими бедными селениями. С тех времен ничего не сохранилось. Нынешний старый Пиньяо выглядит таким, каким он был триста — четыреста лет назад в эпоху китайской династии Мин и последней маньчжурской династии Цин.

Пиньяо — город музей, на его сравнительно небольшой территории их около ста. Все они охраняются государством и внесёны в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При этом в пределах старого города живут обычные люди, жизнь здесь бьет ключом.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Но государство следит, чтобы не нарушалась средневековая китайская аутентичность, например, на улицах Пиньяо не увидеть неоновых вывесок, вместо современной наружной рекламы вывешены флаги или фонарики.

В отличие от большинства исторических сооружений императорского Китая, которые сегодня необитаемы и выполняют лишь функции музеев, с толпами туристов, Пиньяо живой город. Именно в этом его особая притягательная сила. С одной стороны, там все пропитано духом и культурой древнего Китая, но при этом жизнь идет своим чередом.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

И не надо представлять, как там жили люди много веков назад, потому что почти так же они живут и сейчас. Сразу за стенами города, протекает современная жизнь огромной страны, но здесь все на своем месте, все так, как было и в прошлые времена.

Прогуляемся по старинным улочкам и переулкам. Для этого нам нужно купить входной билет — «вездеход», дающий право посещения всех многочисленных музейных и исторических объектов на территории города. Стоимость билета, если не ошибаюсь, 150 юаней (не дешево, но удобно).

Пиньяо имеет славу города банков! Поэтому, во время прогулки по Пиньяо можно кое-что узнать о китайской кредитной системе 19-го века. Зарождение Пиньяо, как центра коммерции и торговли, началось еще в конце 16 века, когда разбогатевшие ремесленники, красильщики и купцы провинции поняли, что Пиньяо отличное место для торговли. Ведь в городе пересекались два торговых пути. В каждом доме стали появляться лавки, обменные пункты или мини-мануфактуры. А в 19-м веке Пиньо пережил короткий, но бурный период экономического расцвета. В 1824 году здесь открылся первый в Китае банк — Жи Шэн Чан. Здание банка отлично сохранилось и сюда мы, конечно, заглянули.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Ведь открытие данного банка является отправной точкой развития банковской коммерции Китая. Впоследствии филиалы банка Жи Шэн Чан стали появляться в других провинциях китайской империи. А во второй половине 19-го - начале 20-го века уже и в Пинъяо стали открываться многочисленные филиалы других китайских банков.

А еще в Пиньяо был изобретен вексель. Это произошло в 1823 году. Один торговец нес больше убытки, потому что разбойники каждый раз нападали на его продавцов, и они возвращались без выручки. Тогда он изобрел безденежную торговлю. С тех пор, с помощью векселей из Пиньяо, заключались сделки даже в самых отдаленных уголках Китая.

А этот человек, возможно, один из потомков основателя первого вексельного банка, теперь подрабатывает, выписывая старые вексельные чеки.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Он делает расчеты и искусно выводит их тонкой кисточкой.

Вот в этих скромных комнатах заведовали миллионами.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Но сегодня этот банк является музеем и золотые слитки уже не из золота.

О городской стене

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Пиньяо становится богатым торговым центром, и он должен был себя защищать. Построенная в 1370 году стена была полуразрушена. Позже ее стали постепенно восстанавливать, изнутри утрамбованной глиной, снаружи с помощью обожженного кирпича.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Все городские постройки оказались в тени десятиметровой стены, протянувшейся на 6 километров. Во многих китайских городах, защитные стены в 20-м веке были разрушены, чтобы обеспечить растущие потребности современного города. В свое время Пиньяо повезло. Маленькому уездному городу не хватило денег для масштабной реконструкции и сноса стены. Позже это заставило задуматься о старине, и, в результате, мы видим Пиньяо во всем его средневековом великолепии. В город можно попасть через 6 ворот. На городской стене возведены 72 наблюдательные башни. Стены имеют 3000 отверстий для оборонительной стрельбы.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Все эти цифра не случайны, не забывайте, что вы в Китае. Они обусловлены тем, что у Конфуция было 72 последователя и 3000 учеников. А еще стены города окружены рвом шириной в 3,3 метра и глубиной в 3,3 метра. Он сохранился с давних времен и был реконструирован в последнее время.

Дом, где жил и правил мандарин

Пиньяо – окно в китайское средневековье

С давних времен в городе Пинъяо заседало уездное правительство. В резиденции, где жил и управлял уездом мандарин ныне музей, куда стоит обязательно зайти. Территория резиденции достаточно большая, она занимает целый квартал города с множеством зданий и административных построек. Строительство правительственной резиденции началось еще в 14-м веке, во времена монгольской династии Юань, а позже во времена династии Мин большинство зданий были полностью перестроены. В правительственной резиденции, также как и в храмах, все здания расположены на одной оси.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Там есть здание правительства с библиотекой. Заседавший в этом здании мандарин проходил высочайшие экзамены на должность чиновника при императорском дворе, и становился правой рукой императора в провинции. Он управлял, судил, устанавливал и собирал налоги (не без выгоды для себя). Двор гражданского правосудия с помещением для суда. Здание суда называлось — «Зал любви к народу».

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Там мандарин вершил правосудие, инструменты пыток стояли наготове. Они должны были заставить обвиняемых признать свою вину и при необходимости их пускали в ход. Если есть суд, значит, есть и осужденные, а значит, есть и тюрьма.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Предусмотрена была в резиденции и специальное окно, через которое можно было анонимно похвалить достойного и пожаловаться на нерадивого чиновника. Все очень демократично. За административными постройками мы видим лабиринт внутренних двориков с личными покоями мандарина.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Там же расположены храмы мандарина, небольшая оперная сцена, налоговое бюро, сокровищница, караульные помещения. При всем своем внутреннем великолепии, снаружи правительственная резиденция выглядела также скромно, как дома простых горожан.

О делах духовных

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Полные жизни даосские храмы находятся в черте города, тогда как буддистские, такой как Шуанлиньсы, одиноко стоят за городской стеной. Буддийский храм Шуанлиньсы, расположенный в деревне Цяотоу, в 6 километрах на юго-запад от Пинъяо, мы не попали. Просто не успели по времени, о чем сожалеем. Этот храм был основан в 6-м веке, и выполнял функцию остановки паломников по пути из Индии в Северный Китай. Слышал, что в этом храме представлено более 2000 раскрашенных скульптур Будды Шакьямуни и Будды Бодхисатва. Также недалеко от Пиньяо, в деревне Хаодун, есть еще один буддийский храм, который называется Чжэньгосы, построенный еще в эпоху правления династии Северная Хань в 963 году. Там тоже не были, увы. На Пиньяо не хватило, как минимум, одного дня.

А вот даосские храмы Цинсюйгуань и Чэнхуанмяо, расположенные в черте города посетили.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Они играли важную роль в жизни города. Вместе с паломниками в Пиньяо приходили торговцы. После удачной торговли и благополучного путешествия они благодарили богов и приносили жертвы в храмы. Верования китайцев вобрали в себя идеи буддизма, даосизма и конфуцианства. Вера в духов сочетается с очень земными представлениями о счастье.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Китайцы считают, что у каждого города есть свое божество. Есть он и в Пиньяо, которому и посвящен главный храм города. Жители поклоняются городскому божеству, богу богатства и домашнего очага, жертвуя ему деньги или ладан.

Бог богатства не выглядит счастливым. По легенде у него нет сердца, вместо сердца -золотой слиток. Золотой слиток, символ Пиньяо, города банков.

Дворы храмов были предназначены для театральных представлений. Здесь восхваляли богов.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Под роскошными крышами храмов набожность соседствуют с жизнерадостностью.

Боги тоже нуждаются в защите, драконы на крыше отгоняют злых духов. Но и они оказались бессильны против коммунистической революции. После ее победы, храмы отдали под склады. Лишь в конце 20-го века, после многолетнего упадка, их начали реставрировать. Теперь здесь снова обитель даоссистких монахов. Сила традиций и вера вернули храмы к жизни.

О домах, которым сотни лет

В городе Пиньяо насчитывается 3797 сыхэюаней. Это такие квадратные дворики, по периметру которых располагаются дома. Во внешних стенах этих двориков окон нет.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Примерно 400 двориков сохранились практически в первозданном виде. В один их них мы зашли. По древним поверьям злые духи могут ходить только по прямой. Поэтому в каждый двор ведет небольшой изогнутый проход. Типичный сыхэюань имеет один выход и объединяет 2–3 здания, соединённых между собой проходами. Большинство зданий имеют деревянные перекрытия и каменные внешние стены. Крыши домов покрыты серой черепицей. Некоторые украшены каменными колоннами. Те дома, что побогаче, украшены декоративными архитектурными надстройками и лепниной животных.

Пиньяо – окно в китайское средневековье

В середине 20-го века государство экспроприировала старые дома и заселила в них по несколько семей. Пиньяо перестал быть финансовым центром. Но город продолжает жить. Только сейчас люди начинают осознавать красоту древности и горожане надеются, что туризм вернет Пиньяо былое благосостояние.

О доме в Пиньяо, в котором жили мы

Пиньяо – окно в китайское средневековье

Во многих отреставрированных домах теперь отели. В одном из них жили мы. Отель называется Pingyao Honghu. Он расположен внутри старого города, окруженного древней городской стеной. Без сомнения это был лучший отель, за время нашего перемещения по стране. Его номера оформлены в традиционном китайском стиле, что позволяло в полной мере насладиться атмосферой средневековой китайской аутентичности. При этом все атрибуты современности присутствуют: в номерах установлен телевизор (которым мы, однако, не пользовались), есть там письменный стол и электрический чайник, а также обустроен гостиный уголок. Ванная комната с душем в номере с современным ремонтом и с круглосуточной подачей горячей воды. Гостиница просто изумительна, жалко, что в ней мы провели только одну ночь.

Вот таким мне запомнился древний Пиньяо! А дальше нас ждал не менее древний Сиань!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ