Константин Павлов — был сегодня 11:30
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

По Китаю, с севера на юг. Пиньяо – окно в китайское средневековье

23 июня 16:40 Пинъяо — Китай Май 2016

О древнем городе Пиньяо, городе банков

Поездка в Пиньяо равнозначна путешествию во времени, назад в средневековый Китай. Потому что Пиньяо один из немногих городов Китая, который полностью сохранил свой средневековый исторический архитектурный облик. Я, конечно, говорю о старом городе, в пределах крепостных стен.

Вообще Пиньяо очень древний город, он был основан еще до нашей эры. Долгие столетия это был заштатный уездный центр, из которого управляли близлежащими бедными селениями. С тех времен ничего не сохранилось. Нынешний старый Пиньяо выглядит таким, каким он был триста — четыреста лет назад в эпоху китайской династии Мин и последней маньчжурской династии Цин.

Пиньяо город музей, на его сравнительно небольшой территории их около ста. Все они охраняются государством и внесёны в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При этом в пределах старого города живут обычные люди, жизнь здесь бьет ключом.

Но государство следит, чтобы не нарушалась средневековая китайская аутентичность, например, на улицах Пиньяо не увидеть неоновых вывесок, вместо современной наружной рекламы вывешены флаги или фонарики.

В отличие от большинства исторических сооружений императорского Китая, которые сегодня необитаемы и выполняют лишь функции музеев, с толпами туристов, Пиньяо живой город. Именно в этом его особая притягательная сила. С одной стороны, там все пропитано духом и культурой древнего Китая, но при этом жизнь идет своим чередом.

И не надо представлять, как там жили люди много веков назад, потому что почти так же они живут и сейчас. Сразу за стенами города, протекает современная жизнь огромной страны, но здесь все на своем месте, все так, как было и в прошлые времена.

Прогуляемся по старинным улочкам и переулкам. Для этого нам нужно купить входной билет «вездеход», дающий право посещения всех многочисленных музейных и исторических объектов на территории города. Стоимость билета, если не ошибаюсь, 150 юаней (не дешево, но удобно).

Пиньяо имеет славу города банков! Поэтому, во время прогулки по Пиньяо можно кое-что узнать о китайской кредитной системе 19-го века. Зарождение Пиньяо, как центра коммерции и торговли, началось еще в конце 16 века, когда разбогатевшие ремесленники, красильщики и купцы провинции поняли, что Пиньяо отличное место для торговли. Ведь в городе пересекались два торговых пути. В каждом доме стали появляться лавки, обменные пункты или мини-мануфактуры. А в 19-м веке Пиньо пережил короткий, но бурный период экономического расцвета. В 1824 году здесь открылся первый в Китае банк — Жи Шэн Чан. Здание банка отлично сохранилось и сюда мы, конечно, заглянули.

Ведь открытие данного банка является отправной точкой развития банковской коммерции Китая. Впоследствии филиалы банка Жи Шэн Чан стали появляться в других провинциях китайской империи. А во второй половине 19-го - начале 20-го века уже и в Пинъяо стали открываться многочисленные филиалы других китайских банков.

А еще в Пиньяо был изобретен вексель. Это произошло в 1823 году. Один торговец нес больше убытки, потому что разбойники каждый раз нападали на его продавцов, и они возвращались без выручки. Тогда он изобрел безденежную торговлю. С тех пор, с помощью векселей из Пиньяо, заключались сделки даже в самых отдаленных уголках Китая.

А этот человек, возможно, один из потомков основателя первого вексельного банка, теперь подрабатывает, выписывая старые вексельные чеки.

Он делает расчеты и искусно выводит их тонкой кисточкой.

Вот в этих скромных комнатах заведовали миллионами.

Но сегодня этот банк является музеем и золотые слитки уже не из золота.

О городской стене

Пиньяо становится богатым торговым центром, и он должен был себя защищать. Построенная в 1370 году стена была полуразрушена. Позже ее стали постепенно восстанавливать, изнутри утрамбованной глиной, снаружи с помощью обожженного кирпича.

Все городские постройки оказались в тени десятиметровой стены, протянувшейся на 6 километров. Во многих китайских городах, защитные стены в 20-м веке были разрушены, чтобы обеспечить растущие потребности современного города. В свое время Пиньяо повезло. Маленькому уездному городу не хватило денег для масштабной реконструкции и сноса стены. Позже это заставило задуматься о старине, и, в результате, мы видим Пиньяо во всем его средневековом великолепии. В город можно попасть через 6 ворот. На городской стене возведены 72 наблюдательные башни. Стены имеют 3000 отверстий для оборонительной стрельбы.

Все эти цифра не случайны, не забывайте, что вы в Китае. Они обусловлены тем, что у Конфуция было 72 последователя и 3000 учеников. А еще стены города окружены рвом шириной в 3,3 метра и глубиной в 3,3 метра. Он сохранился с давних времен и был реконструирован в последнее время.

Дом, где жил и правил мандарин

С давних времен в городе Пинъяо заседало уездное правительство. В резиденции, где жил и управлял уездом мандарин ныне музей, куда стоит обязательно зайти. Территория резиденции достаточно большая, она занимает целый квартал города с множеством зданий и административных построек. Строительство правительственной резиденции началось еще в 14-м веке, во времена монгольской династии Юань, а позже во времена династии Мин большинство зданий были полностью перестроены. В правительственной резиденции, также как и в храмах, все здания расположены на одной оси.

Там есть здание правительства с библиотекой. Заседавший в этом здании мандарин проходил высочайшие экзамены на должность чиновника при императорском дворе, и становился правой рукой императора в провинции. Он управлял, судил, устанавливал и собирал налоги (не без выгоды для себя). Двор гражданского правосудия с помещением для суда. Здание суда называлось — «Зал любви к народу».

Там мандарин вершил правосудие, инструменты пыток стояли наготове. Они должны были заставить обвиняемых признать свою вину и при необходимости их пускали в ход. Если есть суд, значит, есть и осужденные, а значит, есть и тюрьма.

Предусмотрена была в резиденции и специальное окно, через которое можно было анонимно похвалить достойного и пожаловаться на нерадивого чиновника. Все очень демократично. За административными постройками мы видим лабиринт внутренних двориков с личными покоями мандарина.

Там же расположены храмы мандарина, небольшая оперная сцена, налоговое бюро, сокровищница, караульные помещения. При всем своем внутреннем великолепии, снаружи правительственная резиденция выглядела также скромно, как дома простых горожан.

О делах духовных

Полные жизни даосские храмы находятся в черте города, тогда как буддистские, такой как Шуанлиньсы, одиноко стоят за городской стеной. Буддийский храм Шуанлиньсы, расположенный в деревне Цяотоу, в 6 километрах на юго-запад от Пинъяо, мы не попали. Просто не успели по времени, о чем сожалеем. Этот храм был основан в 6-м веке, и выполнял функцию остановки паломников по пути из Индии в Северный Китай. Слышал, что в этом храме представлено более 2000 раскрашенных скульптур Будды Шакьямуни и Будды Бодхисатва. Также недалеко от Пиньяо, в деревне Хаодун, есть еще один буддийский храм, который называется Чжэньгосы, построенный еще в эпоху правления династии Северная Хань в 963 году. Там тоже не были, увы. На Пиньяо не хватило, как минимум, одного дня.

А вот даосские храмы Цинсюйгуань и Чэнхуанмяо, расположенные в черте города посетили.

Они играли важную роль в жизни города. Вместе с паломниками в Пиньяо приходили торговцы. После удачной торговли и благополучного путешествия они благодарили богов и приносили жертвы в храмы. Верования китайцев вобрали в себя идеи буддизма, даосизма и конфуцианства. Вера в духов сочетается с очень земными представлениями о счастье.

Китайцы считают, что у каждого города есть свое божество. Есть он и в Пиньяо, которому и посвящен главный храм города. Жители поклоняются городскому божеству, богу богатства и домашнего очага, жертвуя ему деньги или ладан.

Бог богатства не выглядит счастливым. По легенде у него нет сердца, вместо сердца -золотой слиток. Золотой слиток, символ Пиньяо, города банков.

Дворы храмов были предназначены для театральных представлений. Здесь восхваляли богов.

Под роскошными крышами храмов набожность соседствуют с жизнерадостностью.

Боги тоже нуждаются в защите, драконы на крыше отгоняют злых духов. Но и они оказались бессильны против коммунистической революции. После ее победы, храмы отдали под склады. Лишь в конце 20-го века, после многолетнего упадка, их начали реставрировать. Теперь здесь снова обитель даоссистких монахов. Сила традиций и вера вернули храмы к жизни.

О домах, которым сотни лет

В городе Пиньяо насчитывается 3797 сыхэюаней. Это такие квадратные дворики, по периметру которых располагаются дома. Во внешних стенах этих двориков окон нет.

Примерно 400 двориков сохранились практически в первозданном виде. В один их них мы зашли. По древним поверьям злые духи могут ходить только по прямой. Поэтому в каждый двор ведет небольшой изогнутый проход. Типичный сыхэюань имеет один выход и объединяет 2–3 здания, соединённых между собой проходами. Большинство зданий имеют деревянные перекрытия и каменные внешние стены. Крыши домов покрыты серой черепицей. Некоторые украшены каменными колоннами. Те дома, что побогаче, украшены декоративными архитектурными надстройками и лепниной животных.

В середине 20-го века государство экспроприировала старые дома и заселила в них по несколько семей. Пиньяо перестал быть финансовым центром. Но город продолжает жить. Только сейчас люди начинают осознавать красоту древности и горожане надеются, что туризм вернет Пиньяо былое благосостояние.

О доме в Пиньяо, в котором жили мы

Во многих отреставрированных домах теперь отели. В одном из них жили мы. Отель называется Pingyao Honghu. Он расположен внутри старого города, окруженного древней городской стеной. Без сомнения это был лучший отель, за время нашего перемещения по стране. Его номера оформлены в традиционном китайском стиле, что позволяло в полной мере насладиться атмосферой средневековой китайской аутентичности. При этом все атрибуты современности присутствуют: в номерах установлен телевизор (которым мы, однако, не пользовались), есть там письменный стол и электрический чайник, а также обустроен гостиный уголок. Ванная комната с душем в номере с современным ремонтом и с круглосуточной подачей горячей воды. Гостиница просто изумительна, жалко, что в ней мы провели только одну ночь.

Вот таким мне запомнился древний Пиньяо! А дальше нас ждал не менее древний Сиань!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

24 июня 8:30
Про Пиньяо я не слышала... Теперь запомню, интересный город. Спасибо за открытие!
24 июня 10:03
Если будете планировать поездку в Китай, рекомендую заехать в Пиньяо. И ради самого города и чтобы посмотреть достопримечательности гор Мяньшань, которые совсем рядом. Спасибо!
24 июня 10:07
Здание суда называлось — «Зал любви к народу».
зачОт! Видимо, наша судебная система многое почерпнула у китайской!
24 июня 10:59
catys писала 24 июня 10:07
«Зал любви к народу»
мне тоже понравилось название, с юмором были пиньяньские мандарины
Видимо, наша судебная система многое почерпнула у китайской!
мы друг у друга много чего копировали. Может сейчас пришло время скопировать нам их экономический рост
24 июня 11:05
KostantinPavlov писал 24 июня 10:59
Может сейчас пришло время скопировать нам их экономический рост
для начала надо бы скопировать менталитет...
24 июня 11:22
И в нашей истории и в китайской было разное. Но как говорил Мао Дзедун "Идя от одного поражения к другому, мы придем к Великой Победе! " И у нас и у них все будет хорошо
24 июня 10:24
Очень интересный город!!!!
24 июня 11:00
Мне Пиньяо очень понравился своей стариной, аутентичностью, небольшими размерами и множеством достопримечательностей на единицу площади
24 июня 11:08
KostantinPavlov писал 24 июня 11:00
Именно!!!
24 июня 10:35
Сколько же всего интересного есть на свете!!!!
24 июня 11:02
и наша задача все это увидеть... ну или прочитать у друг друга
24 июня 11:04
Скорее
KostantinPavlov писал 24 июня 11:02
или прочитать у друг друга
24 июня 11:24
По шарику нашему немного катаемся,надеюсь, и лично еще чего-нибудь увидим
24 июня 11:51
Ну да, надежды такие пока еще есть...
24 июня 11:22
Костя, прониклась Пиньяо. Прям настоящий Китай, честно-честно.)) Сколько от Пекина вы до него добирались и как?
24 июня 11:27
Наташа, рекомендую Пиньяо и горы Мяньшань, которые рядом. Хотя бы дня три на них. Из Пекина добраться до Пиньяо легко, в прошлом рассказе я про это написал, сейчас еще раз скопирую. Мне там очень понравилось.
Из Пекина до Пиньяо можно добраться на скоростных поездах, причем очень быстро, за 4–5 часов. Сначала скоростной поезд с западного вокзала Пекина домчит вас до Тайюаня (столицы провинции Шаньси), преодолев расстояние в 505 км менее чем за три часа. Стоимость переезда в вагоне второго класса составит 175 юаней (напоминаю, для перевода в рубли, добавляйте ноль). Подождав на вокзале в Тайюане час-полтора, на другом скоростном поезде вы доберетесь уже и до Пиньяо, преодолев расстояние в 108 км примерно за час и 16,5 юаней. Вроде очень удобно, быстро и недорого. Однако есть одно но. Все скоростные поезда из Пекина до Тайюаня идут утром или днем. Таким образом, придется «убить» на дорогу половину драгоценного светового дня. Именно ради экономии времени нами и было принято решение отправиться в Пиньяо на ночном поезде. Экономии времени, но не денег. Стоимость ночного проезда Пекин — Пиньяо в купе составила примерно 350 юаней. Проезд на скоростных поездах обошелся бы на 160 юаней дешевле. Как раз, примерно столько, даже немного меньше, нам стоила ночь в пекинской гостинице. Вот такой расклад!
24 июня 11:31
Я как то не усекла, что горы Мяньшань и Пиньяо рядом совсем. Помню, помню...)). Согласна, это место однозначно надо посещать, находясь в Пекине.
24 июня 11:37
От Пекина это, конечно, не так близко, но скоростные поезда решают проблему расстояния легко и комфортно. Так что, если получится... кстати, в горах Мяньшань хороший хайкинг, не тропа инков, конечно, но... тоже пойдет -вверх -вниз
24 июня 11:48
KostantinPavlov писал 24 июня 11:37
Спасибо за наводку.)) Буду иметь в виду.
24 июня 11:32
Очень аутентично и интересно!
Люблю древний Китай - невероятная страна с невероятными традициями.
Здание суда называлось — «Зал любви к народу».

Как поэтично и саркастично.... Любая власть во все времена презирает своих граждан
24 июня 11:40
vasilets писал 24 июня 11:32
Люблю древний Китай - невероятная страна с невероятными традициями
чем хорош Пиньяо, здесь есть возможность прикоснуться к древности, к китайской истории
Любая власть во все времена презирает своих граждан
а китайские мандарины делали это с юмором
24 июня 11:54
KostantinPavlov писал 24 июня 11:40
а китайские мандарины делали это с юмором

я бы сказал с черным юмором))))
24 июня 12:13
ну да, именно так. Еще те юмористы
24 июня 17:00
Интересный город и формат у него подходящий - компактный, уютный, напичканный достопримечательностями.
24 июня 17:17
Именно так, очень удобный формат, все рядом, все в одном стиле и все интересно! Машина времени -Китай, 300 лет назад
24 июня 17:19
KostantinPavlov писал 24 июня 17:17
Машина времени -Китай, 300 лет назад
Здорово! Фотография китайца с векселями точно из этой серии.
24 июня 17:35
tinka61 писала 24 июня 17:19
Фотография китайца с векселями точно из этой серии.
ну да, полное погружение в китайское средневековье
25 июня 10:59
Очень даже понравилась такая старина, а то от китайских небоскребов уже начинает в глазах рябить!) Вот такие прогулки я люблю!)
25 июня 21:49
Вот точно Олег, когда планировал маршрут я именно так и рассуждал. В огромный мегаполис Шанхай, не поехали. Небоскрёбы проиграли старине Пиньяо
26 июня 9:50
KostantinPavlov писал 25 июня 21:49
Небоскрёбы проиграли старине Пиньяо

За солидарность!) Они обязаны были проиграть!)
25 июня 15:50
Здание суда называлось — «Зал любви к народу».
Понравились старинные дворики,так и затерялись в веках
25 июня 21:58
В этом городе хорошо выдержана тематика, все очень органично, и частные дворики, и банк, и здание правительства, и храмы. Все как было тогда
25 июня 22:01
Отлично придумали.
26 июня 14:06
И теперь это хороший бизнес, сюда специально едет турист и оставляет денежку
26 июня 17:11
Так вексели изобрели первыми в Пиньяо для Китая? Или в мировом масштабе?
Потому что вроде систему векселей изобрели тамплиеры, если не ошибаюсь.
В гостинице все удобства предусмотрены, а вот местные, которые живут в таких стародавних постройках, так же имеют удобства, подобные гостиничным?
26 июня 22:25
Не буду биться за мировое лидерство пиньяньских банкиров в изобретении векселя. Нашёл информацию, что было такое событие в истории Пиньяо. Возможно, умная мысль посетила разные головы в разных странах в разные времена независимо друг отдруга.
Что касается удобств, точно что они есть во всех старых домах. Китай это не Монголия, да и в Пиньяо достаточно обеспеченные люди живут, туристы там хорошие деньги оставляют
27 июня 12:55
KostantinPavlov писал 26 июня 22:25
Что касается удобств, точно что они есть во всех старых домах.
Это радует!
28 июня 10:04
Это точно!
28 июня 17:05
Интересный город банков! И отель вы правильно подобрали
номера оформлены в традиционном китайском стиле,
даосские храмы Цинсюйгуань и Чэнхуанмяо,
-мне они понравились тем, что не разноцветные, на мой взгляд смотрятся более приближенно к жизни.
28 июня 18:14
NataliaC писала 28 июня 17:05
номера оформлены в традиционном китайском стиле
этот отель был исключением, в остальных городах ничего особенного. а этот классный и не дорогой, примерно 1000 рублей за ночь на человека получилось
мне все китайские храмы на одно лицо, но был в них всегда с удовольствием. Тишина, спокойствие, что-то в них есть
28 июня 19:10
KostantinPavlov писал 28 июня 18:14
мне все китайские храмы на одно лицо,
-я думала мне так, потому что смотрю по фото.
29 июня 12:55
Горы Мяншань пожалуй будут поинтереснее какого-то Пиньяо.
29 июня 15:38
Почему? Очень занимательно. На небольшой территории собрано столько старины. Купил билет за 150 юаней и ходи 2 дня по целой куче этнографических музеев. Серьезно, мне там очень понравилось
29 июня 15:43
Ну я другую заметку посмотрел, там мне больше понравилось.
29 июня 15:46
Горы Мяньшань и правда впечатляют. Там и природа и история. Из того, что я увидел в Китае я их поставлю на второе место, после Стены
1 июля 20:06
100 % видел город в каком-то китайском историческом фильме, но не мог вспомнить ...
1 июля 22:11
Да? Вполне возможно, там просто идеальная площадка для съемки фильмов о давних временах. Павильоны строить не надо,одел актеров в средневековую одежду и "Мотор"!
1 июля 22:16
Суд - Зал любви к народу. Звучит как изощренное издевательство. А вообще, сразу стало понятно, что Пиньяо - это из разряда китайских маст-си.
4 июля 15:22
Этот город, Юля, рекомендую однозначно. Очень понравилось там, как на машине времени на 400 лет назад
4 июля 14:27
Очень колоритный городок!
на улицах Пиньяо не увидеть неоновых вывесок
-неужели в наше время есть еще такие места?))
4 июля 15:20
Возможно, в Китае Пиньяо такой один. Но это оправдано, ради старины в этот маленький провинциальный городок едут люди, много туристов, везут деньги. Надо поддерживать аутентичность
Chiffa7
11 июля 13:17
Меня тоже "зал любви к народу" не оставил равнодушной) еще и с приспособлениями для пыток, любить - так любить)))
Классно, когда остаются такие неподвластные времени места) И здорово, что не хватило денег разбирать стену - это они до нашего - продать на камень - не додумались. У нас на камень Ямбург ушел целиком, и может не только он.