Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 9:10

Шацк — Россия Июнь 2016

Все знают легендарные, но мифические Нью-Васюки, но никто не подозревает о существовании вполне реальной, но совершенно безвестной деревни Нью-Чернеево (Ново-Чернеево по-русски). Я бы о ней тоже никогда не узнал, если бы по невероятной случайности там не родилась моя жена. Поэтому последние 30 лет и три года езжу туда регулярно. Понятное дело, что воспринять Богом забытое небольшое село в самом сердце российского Черноземья, как туристический объект, невозможно. Деревушка невелика, в ней даже церкви нет, точнее она была, но в прошлом веке местный юродивый спалил ее дотла, не иначе, как по научению Лукавого. Весной и осенью здесь распутица — дороги раскисают от дождей, зимой снежные заносы, а летом тучи комаров, такая вот экзотика. Во время дождя неасфальтированные улицы превращается в небольшие речки и еще долго в колеях стоит вода, где плещутся куры и утки с утятами.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Еще 15-20 лет назад в селе еще кипела жизнь — проводы зимы, посевная, уборка урожая, свадьбы, юбилеи, поводов для радости и веселья хватало всегда. Было особое развлечение для взрослых — «кулачки», это когда в рукопашном бою у клуба сходились парни из разных деревень, или с разных улиц. Бились до первой крови, а потом все вместе братались — давно это было… И народу здесь проживало множество, люди работали, за клубом молодежь гуляла до утра, отдыхали, влюблялись, потом рождались дети, и росло новое поколение. Хозяева ладных избушек соревновались между собой, у кого хата красивее раскрашена и чьи резные наличники круче. Но каждая семья мечтала только об одном — чтобы дети после учебы обязательно свалили в Москву или на крайняк в Рязань. Родители старели, дети по их воле покидали родные пенаты, и сегодня в селе остались доживать свой век несколько очень зрелых пар, да старики и старухи. Идешь вечером по неосвещенной улице, пытаясь не влезть в лужу или грязь, а по сторонам чернеют покинутые дома, жизнь возвращается сюда лишь летом, когда приезжают дети с внуками.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Наша 100500 поездка в деревню закономерно пришлась на странный праздник День независимости, до сих пор не понимаю, от кого и от чего мы стали независимы после развала СССР?!? До знакомства с женой я был уверен, что Рязанщина совсем рядом, так думают почти все, кто ни разу не забирался в ее медвежьи углы. Чтобы попасть в Н.Чернеево надо сначала 8-10 часов ехать на автобусе до Шацка, а затем 20км до деревни, на чем хочешь. В годы мой молодости город был знаменит своим ликеро-водочным заводом, нынче от былой славы почти ничего не осталось. Именно через этот завод мы познакомились с женой: когда был на «картошке», иногда дегустировал продукцию этого завода. Сказать, что понравилось, не могу, но производителя запомнил надолго. А во время первой встречи с будущей женой решил удивить ее невиданными познаниями о диковинном городе Шацке, это ее поразило до такой степени, что через год мы поженились. В 19 веке «железка» обошла этого город стороной, и он навсегда остался маленьким, сонным и неинтересным поселением без достопримечательностей.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Старая присказка гласит: «В России только три столицы — Москва, Рязань и Луховицы», вот мы и едем на машине из первой столицы во вторую, транзитом минуя третью. До конечной цели 400км, за рулем ас городских дорог Рома, всезнайка навигатор обещает 6,5 часов, это если выехать днем перед праздником. При вечернем старте ехать придется намного дольше — вся Москва к вечеру «встает». Если ехать напрямую через «рязанку», то и за девять часов не добраться, но хитрый навигатор ведет машину по неизведанным тропам и разбитым дорогам из плит. Несмотря на все усилия, по пути собираем множество пробок и едем 8 часов. В рязанском крае нынче потоп, дожди льют регулярно. Темной ночью доехали до деревни, надо бы расслабиться и воскликнуть: «Вот моя деревня, вот мой дом родной!» Однако, остается самое сложное: надо съехать с крутого косогора по грунтовке, тяжелую машину мотает по раскисшим колеям из стороны в сторону. Ближе к избе все заросло крапивой по пояс, а сверху свисают ветви неухоженного сада, кажется, что едем в зеленом тоннеле, где все напитано влагой и сыростью. Непривычный к местному колориту Рома беспокоится: мы туда заехали? Решили затопить печку, но что-то пошло не так: вся изба быстро заполнилась белым удушливым дымом, а на часах уже два часа ночи.

Несмотря на все передряги, выспались отлично, воздух-то свежий, а утро порадовало отличной погодой. Полудикий соседский кот сразу определил, что приехали добрые люди и ему здесь обломится — все три дня у нас на крыльце дневал и ночевал, понятно, что все объедки ему доставались. Я даже представить не мог, чтобы кот в одиночку столько мог съесть, причем с огромным аппетитом.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Хотя, нынче домики почти не красят в веселые тона, мы решили воскресить традицию и капитально подмалярить нашу избу. Вся наша большая компания — и стар и млад, дружно взялась за дело: красить дом, это нешуточное дело. Это только в рекламе «Домик в деревне» выглядит сказочным и райским уголком вечного отдыха и умиротворения. В реальности деревенская жизнь — это бесконечный каторжный труд от рассвета до заката. Помню, как теща поднималась до рассвета, чтобы подоить корову и ложилась лишь поздно вечером. А еще была такая развлекуха, как выпас коров. Относительно недавно практически в каждом дворе была корова, а у некоторых и две, на село получалось сотни голов, каждая из которых хочет жрать и гулять. Каждый день до рассвета коров собирали в стадо и гнали в луга, а пастухами посменно работали жители деревни. Пару раз и мне довелось побыть пастухом, невероятно тяжелая доля оказалась — весь день на ногах, под солнцем и под дождем. А коровы такие тупые и наглые, все в заросли кукурузы норовят забрести, да закусить там колхозной кукурузиной. Все знают, что корова дает молоко, сметану-масло и мясо, но мало кто подозревает еще об одном ценном продукте — навозе. Да-да, именно коровье дерьмо можно продавать на вес золота, ведь никто еще не создал лучшего удобрения, чем коровьи экскременты. В этих местах почва настоящий чернозем, если в него добавить еще и навоза, то получается живая земля, которая дает небывалые урожаи. Главный дар местных земель — это картошка, кто хоть раз попробовал ее на вкус, будет искать ее на всех рынках.

Мы очень спешили малярничать, ибо боялись, что хлынет обещанный ливень, и нарушит наши планы. Но пронесло, лишь к вечеру небо нахмурилось, подул резкий ветер, крупные капли забарабанили по крышам, но тут же все стихло. Шашлык, намеченный на вечер, отложили на потом, работать решили допоздна, пока погода позволяет. Поздно вечером кое-как оттерли краску растворителем с рук, ног и ушей, и отмылись в ледяной воде. Сели на крыльце, да с устатка по бутылочке пивца приняли, язык от усталости не сильно ворочается, тут дочка и говорит: «давайте вечернюю деревню слушать!» А послушать есть чего — то ветер в кронах листьями зашелестит, то собака тявкнет, иль озабоченный кот замяукает, а потом и соловей свою трель затянет. Благодать полная, только комары сильно досаждают, они здесь особой породы — размером с муху, недаром эта улица издавна Комаревкой зовется. Еще одна фишка села — это НЛО, обычно они начинают летать поздно вечером после 5й рюмки. Но мне повезло, в этот раз увидел необычный летательный аппарат, мигающий ярко-белыми огнями и оставляющий за собой фосфоресцирующий, быстро гаснущий след, намного раньше. Ночью небеса все же прорвало, разразился страшнейший ливень с грозой, однако, утром чисто умытые небеса ласково синели в лучах утреннего солнышка. Кстати, туалет в деревне на улице, дойти до него ночью под ливнем - непростая задача, без зонтика и резиновых сапог не обойтись))))

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

И подумалось после завтрака: работа — не волк, быть может, вокруг есть что-то интересное? Первым делом поехали в соседнее село Высокое, в кои веки усадили за руль мою дочку, права есть, а желание ездить самой отсутствует, вот незадача. Ездить по деревне на городских машинах не получится, паркетники тут же вязнут в грязи, а вот юркая крошечная «Ока» для деревни самый милый транспорт, несмотря на крошечные колеса, проходимость у нее отличная.

Мы решили покататься на лошадях, мой шурин Леха с детства знатный коневод — у него давняя и взаимная любовь к этим животным. К концу 20в лошадей почти совсем извели с крестьянских подворий, лишь единичные коняжки оставались здесь. Я хорошо помню, как лошадка помогала в тяжелых крестьянских трудах: подвести телегу с мешками или бидонами, зимой скатать на санях на охоту, а весной распахать огород, сам ходил за плугом, очень тяжелая работа. А сейчас частное коневодство вновь возрождается, мы заехали в Лехиному другу, и наши девчонки с удовольствием покатались на смирной кобыле. Рядом на лугу призывно ржал и взрывал землю мощными копытами матерый жеребец, как только мы вернули кобылку ему, он немедленно занялся с нею страстной лошадиной любовью.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Село называется Высоким не просто так, оно расположилось на высоком холме над долиной реки Цна, в былые годы река каждую весну широко разливалась, наполняя своими водами все окрестные озерки и зарыбляя их мальками. Пасторальный вид на пойму реки до сих пор сохранился, а вот разливы теперь колоссальная редкость, соответственно и рыбы в озерах почти нет. К сожалению, нынче и коров в деревне практически не осталось, купить банку парного молочка — уже проблема. Но одна из высокинских семей все еще специализируется на изготовлении «молочки» для приезжих: молоко, которое жирнее городских сливок, сметана, больше похожая на масло, брынза «со слезой», сыр с укропчиком, масло ярко желтое, все это летом вмиг разлетается по заказам. Масло сбивают дедовскими способами: подвешивает бабулька кувшин со сливками и болтает до потери сознания, пока масло не собьется. Стоит такое маслице очень недешево, но, это ж натуральный хэнд-мэйд из экологически чистых продуктов.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Если существует Ново-Чернеево, то вполне логично, что есть и старая версия села, переехав Цну через понтонный наплавной мост, легко можно попасть в СтароЧернеево. Именно в нем находится жемчужина этих мест — старинный Николо-Чернеевский мужской монастырь http://sobory.ru/article/?object=06823, основанный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Назван монастырь Чернеев, от "окружавшаго оный чорнаго густаго леса". В древних актах он назывался также пустынею Матфеевою, ведь был он основан в далеком 16 веке казаком по имени Матфей. Совсем рядом жили мордвичи, которые в те времена были еще язычниками, а бывший казак решил проповедовать им слово Божье и сильно преуспел в этом. Далеко расположен монастырь, да и труднодосягаем, но все чаще сюда приезжают паломники и туристы. История монастыря стандартна: жили-не-тужили монахи, пока в 1912г вместо них монашек не заселили. А в 26г красная гопота женщин разогнала, и привычно устроила в святых стенах склады и мастерские, а колокольню под водокачку приспособили, ироды! Потом музей организовали, и лишь в 91г вернули храмы церкви, нынче живут в монастыре всего семь братьев, но сделано очень многое. Большой летний ярко розовый собор Николая Чудотворца весело сияет золотыми куполами в самом центре монастыря. Синий (зимний) Собор Казанской иконы Божией Матери выглядит намного строже и скромнее. Мы не раз бывали на службах в этом соборе зимой-весной, в период, когда велась реставрация монастыря. Ну, и доминанта всего ансамбля — это Колокольня с встроенной церковью Петра и Павла (эх, забраться бы наверх!).

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Монастырь расположен рядом с берегом реки, он от моста красиво смотрится. А на противоположном берегу даже пляж имеется!, мы туда тоже заскочили. Хотя июньское солнышко уже припекало, водичка очень бодрящая, только двое из наших рискнули окунуться в ее прохладные струи. Компания пивной молодежи смотрела на купальщиков, как на пришельцев, но в июле, когда вода прогреется, на пляже будет полно народу, прям, как на курорте.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Возвратились в Н.Чернеево мимо озера Лебединое, в далеком прошлом на нем лебеди плавали, уже лет двадцать их не было, и вдруг, опять появились — экология улучшилась, вот они и вернулись. Жаль, что озеро осокой сильно заросло, а раньше какая рыбалка здесь была!, много раз ночью на «донку» карасей ловили. А еще на его берегу для коров всегда «тихий час» устаивали. Гоняют пастухи стадо с раннего утра, а к обеду буренкам отдохнуть надо, у водички на берегу озерка подремать самое милое дело, во сне пережевывая жвачку.

На въезде в село креативные жители инсталляцию аля-рус сделали — чучело с коромыслом, красивые клумбочки, даже макет мельницы с журавлем имеется, получилось симпатично и привлекательно. Специально для проезда паломников через Н.Чернеево, улицу Зотовку недавно заасфальтировали. Сначала жители сильно радовались, теперь зело печалятся, ведь по отличной дорожке стали гонять быстрые машинки. Птицу со двора не выпустишь, детям из дома тоже не выйти погулять, да еще и шум от проезжающих машин. Вот она, оборотная сторона комфортного проживания, однако, надо признать, что на Зотовке намного больше обитаемых хат, чем в других концах села.

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Полдневная экскурсия закончилась, и вновь за работу, покрасить все не удалось, но парадный фасад избы засиял первозданной синевой, оттененной белыми включениями. Вечером развели костер, нажарили шашлыков. Большая радость сидеть и смотреть на благое дело рук своих: дом, построенный свекром, вновь ожил. Увы, та деревня, которую мы знали, быстрыми темпами гибнет на наших глазах. Но, если дети ушедших родителей возвращаются в эти места и стараются поддерживать старые дома, значит, не все потеряно…

Нью-Чернеево, незамеченное путешествие

Вернулся в Москву, посмотрел фото, написал рассказ, перечитал его и задумался: «а можно ли назвать эту поездку путешествием?». Не знаю — не знаю, не заметил я как-то путешествия, все больше работали мы. Хотя, пусть читатели рассудят. Заранее прошу пардону за качество фото — зеркалку не вожу в деревню принципиально, все снято на телефоны мною и дочкой.