Турист Лариса (Larisa999)
Лариса
была 1 июня 2013 17:47

Мармарис — Турция Август 2009

В этом году я Турцию не планировала, т. к. мечтала съездить в Чехию. Но не успела с визой, а время отпуска поджимало. Экспресс-визу оформлять не стала, это все-таки лишние 2 тысячи рублей. Да и одной ехать скучновато. В турагентстве посоветовали безвизовые страны: Турцию или Египет. В Египте я была 2 года назад в Хургаде (отель Аладдин, 4 зв. Понравилось очень!), поэтому выбор пал на Турцию. На 13 дней.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

К тому же и компаньонку в агентстве мне подыскали, чему я была очень рада. Познакомилась с попутчицей только в поезде на Москву. Она оказалась забавной, бывалой (2 раза была в Египте и 3 раза в Турции). В общем, сошлись характерами и прекрасно отдохнули. Взяли горящие путевки в Мармарис на Эгейском море, отель-клуб Диана, 3 звезды.

В поезде Котлас-Москва и Москва-Котлас туда и обратно подобралась женская словоохотливая компания. Весело доехали, с разговорами о жизни, мужчинах, детях. Летели на Боинге до Даламана. Хорошо, что в самолетах запретили распитие спиртных напитков, в полете было спокойно. Не так, как летели в Египет: к концу полета весь самолет (400 человек) был пьяный. Такое впечатление, что вместе с экипажем. От Даламана ехали 2 часа до Мармариса.

Мармарис — огромная морская бухта, закрытая со всех сторон горами и островом, расположена на перекрестке Средиземного и Эгейского морей в 100 км. к юго-западу от г. Даламан и в 395 км от Антальи. Население Мармариса всего 28 тыс. человек. Совсем недавно этот рыбацкий городок на западном побережье Турции стал популярным и крупнейшим туристическим центром. Говорят, что первым «туристом» Мармариса был адмирал Нельсон, который укрыл в этом заливе свой флот перед сражением с французами при Абукире. Курорт признан одним из экологически чистых курортов на Средизмноморье. Мармарис — это одно из немногих мест, где воздух насыщен запахом ладанных деревьев.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

В отель нас привезли к 12 дня, а в номера заселили в 14 часов. В этот день заселяли 100–150 человек, не меньше. Номер достался на 2 этаже, в первом, главном корпусе с видом на спокойные соседние отели и кухню. Этим обстоятельством вначале были расстроены, но слабое постукивание ножей и вилок при их мытье и вечерние посиделки поваров, официантов и кухонных по вечерам никак не омрачили наш отдых. Номер никогда не был на солнцепеке, вечерние дискотеки и анимация нас не доставали. Что сказать про сам отель? Твердые 3 звезды.

В номере душ, кондиционер, фен, телевизор с одной русскоязычной программой (1 канал). Холодильника в номере не было, а соответственно и никаких напитков. Шампуня и геля не было тоже. Пришлось покупать. Не понравилось грязноватое половое покрытие, и жирные пятна на мебели, отсутствие вешалок для одежды. Но это — мелочи. Питание в целом понравилось. Мяса я ем мало, а вот жареные кабачки, баклажаны, фасоль и чечевица в соусе, какая-то капуста, скрещенная с редькой, грибы мне понравились.

Рыба была, но только скумбрия суховатая. Выпечки тоже не слишком много. Зато отличный шоколадный мусс. Фрукты: арбузы каждый день, а в последние дни — виноград, абрикосы, сливы. Вино белое, красное. Вкусно, мы поправились. К тому же подружились с шеф-поваром, он пытался за нами ухаживать и даже выучил несколько слов по-русски. И все время спрашивал: Я говорю? Ему самому не верилось, что выучил эти несколько слов.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья Аниматоры, Юля на ресепшене, наш гид Оля — русские. На ресепшене Махмед говорит по-русски, но пока учится. Подробно расспрашивал о жизни в России: зарплаты, погода, семья. Я сама стала учить турецкий из разговорника. Мне понравилось! Турецкий учила легко. 2 страницы из разговорника в книге о Турции одолела без труда. Очень жалела, что не распечатала с Интернета побольше слов из разговорника. Когда говорила по-турецки с турками (в основном с мужчинами, т. к. женщин в обслуге и в торговле гораздо меньше), они удивлялись.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

Пытались пообщаться, но больше 2–3 фраз я выдать не могла. Хотя в общении язык — не главное. Было бы желание общаться. Болтали я на русском, они на турецком (плюс мой немецкий, минус английский) обо всем на свете: про обучение, уровень жизни, работу, путешествия, впечатления. 2 года назад я собиралась в Турцию, а улетела в Египет. В этом году собиралась в Чехию, а улетела в Турцию. Так что Чехия еще ждет своего часа.

2 года назад я и выучила первые турецкие слова. Может поэтому сейчас они легко всплыли в памяти и присоединились новые. Английским я не владею. В школе учила немецкий, но когда несколько лет назад оказалась в Германии, применить не смогла. Но приблизительно понимала, о чем говорят немцы. Зимой хочу записаться на курсы английского языка. Правда, сомневаюсь, что его хорошо преподают в нашем маленьком городе.

Ресторан в отеле Диана больше похож на столовку. Оформление и обслуга не очень. Я с 4 звездами сравниваю. Горка в бассейне только одна, простенькая. Анимация нам показалась так себе. Конкурсы Мисс Диана, Мистер Диана, вечер барбекю повторялись за время нашего пребывания. Девушек-аниматоров мы прозвали вареными курицами и удивлялись: за что им деньги платят.

Представления по 1–1,5 часа, потом предлагают ехать на дискотеку в Арену. Возят бесплатно в центр города, но там нужно заказать алкогольные напитки, других попросту нет. Понравился вечер грузинской музыки, который устроили в последний день перед отъездом отдыхающие-грузины. Они все поют, от мала до велика. Отель Диана считается русскоязычным: Литва, Грузия, Белоруссия, Россия. Также есть немцы, поляки, англоязычные.

Заявленные в проспекте сауна, фитнесс-зал не работали. Сказали, что сейчас идет ремонт. По-моему, вечный.

На второй день отдыха в уличной турфирме купили турецкую баню. Впечатления не произвело. Купили за 15 долларов при каком-то отеле. В самой сауне 55 градусов. Для русских это мало. Все замерзли, просили добавить еще. Банщики удивлялись, говорили что-то про теплый пар. Потом пенный массаж общей рукавичкой 7 минут, отдых и масляный массаж 7 минут. Разочарованы! Знакомые покупали у нашего гида за 30 долларов и были в восторге. Планировали сходить в настоящую турецкую баню, но так и не получилось.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья
До моря от отеля 7 минут, но своего пляжа нет. Говорят, что можно устроиться на лежаках соседних отелей, предварительно заказав какой-нибудь напиток в баре. Первые дни ходили на море в 7.00. Пляжи пустые, лежаки тоже, солнце мягкое, вода чистая. Служащие отелей утром нас не трогали, а вот днем просили удалиться с частной территории отеля. У отеля Диана заключен договор с пляжем Нирвана в Ичмелере. Это 40 минут ходу от Дианы по набережной. Ичмелер — это «самая респектабельная и богатая жемчужина ожерелья Мармариса», как пишется в путеводителях. Ичмелер находится в западной части залива Мармариса и окружен горами, поросшими сосновыми лесами.

Название «Ичмелер» пошло от многочисленных источников в окружающих горах. Каждый день в 10.00 до Нирваны ходит автобус, который бесплатно доставляет на пляж Ичмелера. А обратно рейсы в 17 и 18 часов. Неудобно для отдыхающих, т. к. пропускаешь обед. Но зато очень удобно для бара Нирваны, чтобы заказывали еду и напитки на пляже. Пляж у Нирваны чудесный! Лучший в Мармарисе! Мое мнение. Песок с мелкой галькой, всегда свободные лежаки с матрасиками, рядом гора, покрытая лесом. Красные сосны, лечебный воздух!

Море в августе было приятным, теплым. С середины отдыха мы выбрали для себя такой ритм жизни: моя подруга уходила на городской пляж в 7 часов, а я дожидалась завтрака в 8 часов. Легкий завтрак и прогулка 40 минут до Ичмелера по красивой набережной. Там до 12 часов и прогулка обратно. Очень нравилось, нисколько не в напряг. Идешь, разглядываешь кафешки, море, цветущие олеандры, кактусы, пальмы, бамбук и т. п. По пути следования есть дельфинарий и каток. Если догадаешься привезти с собой коньки, то удовольствие катания будет бесплатным. Вечером в16 часов ходили на городской пляж вместе.

Протяженность набережной в Мармарисе 14 км. Прошлись по ней один раз и в обратную сторону — восточную часть Мармариса. Уехали на дискотеку на улицу баров, а обратно пешком. Мармарис расположен в бухте и напоминает Геленджик, в котором мне тоже понравилось. Так же, как в Геленджике, все рядом и уютная набережная. Мармарис подходит для молодежи, для тусовки, для походов на многочисленные дискотеки. Можно свободно перемещаться по городу. Ходить по магазинчикам.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

Ездили в старый город. Там большой крытый рынок: несколько кварталов объединены общей крышей. Красивые магазинчики, но дорогие. Ходили в Мармаристскую крепость — Мармара- Калеси, построенную при Сулеймане Великолепном в средние века. Она восстановлена, там теперь музей. С башен крепости изумительный вид на набережную и море с многочисленными яхтами. В мае в Мармарисе проходит международная парусная регата.

Красивое название Мармарис замечательному курорту, по преданию, досталось в наследство от султана Сулеймана Великолепного. На султана, город, тогда носивший имя Фискос, не произвел должного впечатления, а потому в порыве гнева, рассерженный владыка произнес всего два слова: «Мимары ас!», означавшие «повестить архитектора». Возможно город носит свое название и от слова «мармара» (мрамор), который и сейчас в изобилии добывают недалеко от Мармариса. Эта версия мне нравиться больше.

Одна, без подруги, ездила в Эфес (сейчас это город Сельджук). Однодневная экскурсия. Эфес — один из крупнейших античных городов Малой Азии, сохранившийся до наших дней, население которого насчитывало до 250 тыс. человек. Второй по значению после Рима город античности сохранился лучше других поселений. Стройные колонны библиотеки Цельса, римские бани, камни мостовой ещё дышат событиями, потрясавшими античный мир. Знаменитый амфитеатр, вмещающий более 25 тыс. зрителей используется и сегодня для концертов мировых звезд, среди которых Стинг и Дайана Росс. Библиотека Цельса и амфитеатр потрясли своей красотой!

Профессиональный фотограф снял меня на фоне библиотеки Цельса. Это стало моим хобби — фотографироваться на фоне библиотек: Александрийской, в Эфесе, в Великом Устюге на родине деда Мороза. По первому образованию я — библиотекарь. Самая лучшая в мире профессия! Только малооплачиваемая.
Эфес — родина одного из чудес света: здесь блистал невероятной красотой храм Артемиды. Сейчас здесь можно посмотреть только одну восстановленную колонну, на которой вьют гнезда аисты. Третье по счету чудо света, которое я видела или то место, где оно находилось. Пирамиды и место, где стоял Александрийский маяк, я видела в Египте. Осталось немного — посмотреть остальные четыре. Удастся ли?

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

В Эфесе закончился земной путь Девы Марии, паломники приходят к её дому почтить её святые деяния. Особенное место, расположенное в горах на высоте 420 метров над уровнем моря. Там ощущаешь такую благодать! В 1967 году дом был объявлен Римским Папой священным местом. В настоящее время в этой местности находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан, мусульмане в этих краях также с глубоким почтением относятся к ней как к святыне. Рядом с домом бьют источники, из которых можно набрать воды чудодейственной силы.

Экскурсия в Эфес вклычала в себя посещение керамической фабрики. Керамика мне чрезвычайно понравилась! Ручную работу я стала понимать только тогда, когда сама стала заниматься вышивкой и приняла участие в нескольких выставках. Столько силы, нежности, энергии в расписанных вручную керамических вазах, тарелках, часах, сувенирах! Несколько залов с керамикой, как в музее, но все продается.

На обзорной экскурсии по Мармарису нас возили в магазин кожанной одежды фирмы FIDAN. Кожанные изделия произвели впечатление. Необычайно мягкие и сидят идеально. В следующую поездку запланирую покупку кожи или золота (тоже многие везут). В этот раз все деньги потратила на трикотаж.

Под занавес нашего отдыха брали билеты на представление в ресторан Керван-сарай. Керван-сарай — это сцена и многочисленные столики. Комплексный ужин в компании иностранцев (кстати, в нашем отеле еда мне больше нравилась) и национальные турецкие танцы, как ни странно — танцы народов Кавказа, танец живота, выступление человека-змеи запомнятся на всю жизнь. Фотографы в ресторане успевают сфотографировать всех не по разу и в конце ужина предлагают купить фото в комплекте с диском, на котором сделана запись представления. Мы, конечно, купили. Замечательного качества фото с диском за 7 долларов.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

За время пребывания в Турции, пыталась узнать, как живет народ. Многое изменилось с приходом к власти Мустафы Кемаля. Ататюрк (отец турков) называют его. Его изображения во всех учреждениях. Турки очень ценят и любят своего лидера, ибо только благодаря ему Турция сохранила свою территорию и независимость. Битва на полуострове Галлиполи, которой руководил полковник Мустафа Кемаль, стала одним из тех ключевых событий в истории, благодаря которым ее ход пошел именно таким путем, а не другим.

В феврале 1915 года на полуострове должны были высадиться войска Антанты, и Мустафа Кемаль возглавил оборону Дарданелл, продолжавшуюся больше полумесяца. Ему не удалось предотвратить крушение Османской империи, но он не принял благословленного султаном расчленения Анатолии, которую Греция и Италия намеревались поделить между собой. После победы при Галлиполи Мустафа Кемаль получил от страны — чин генерала и звание паши, а от народа — звание «Спаситель Стамбула». Когда 28 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика, Мустафу Кемаля избрали ее первым президентом.

Главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу. Он упразднил султанат и халифат, отменил арабскую письменность и обязательное ношение фески как символа исламской ортодоксальности. Первый президент Турции отделил церковь от государства, утвердил равные права женщин с мужчинами. В моем понимании Турция приблизилась к европейским странам, а народ этой страны стал жить лучше. Минимальная заработная плата в Турции на наши деньги где-то 15 тысяч рублей. А у нас 5239!

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

Средняя заработная плата 1000–1200 долларов. До этого щедро оставляла чаевые везде. Но узнав, что моя зарплата так и не дотягивает до их минимальной, стала давать реже. Турки удивляются, что у нас такие зарплаты. Приводят примеры, что в Санкт-Петербурге зарплата профессора 1000 евро. Так это профессора! И в Питере! Про Москву молчу.

50% женщин трудоспособного возраста в Турции работают, а 50% — домохозяйки. А если женщина не работает, то мужчине приходиться содержать жену и детей. Тоже тяжко! Опять пожалела турков. Пожалела и всех работающих женщин: раньше заботой женщины были муж и дети. Теперь же они стали не единственной ее заботой. Для мужа и детей плохо, а для женщины — как сказать. Женщина стала самостоятельной, сама себе хозяйка. Но наверняка упала рождаемость. Никогда не хотела быть домохозяйкой, но в принципе хотела бы иметь много детей. Женщина всегда стоит перед выбором: карьера или дети. Хотя многие успешно сочетают.

авненько читала книгу турецкого писателя Решада Нури Гюнтекина «Птичка певчая», понравилась. До отъезда пыталась прочитать модную сейчас «Меня зовут красный» Орхана Памука, но не смогла осилить. Сейчас возьмусь снова, возможно после посещения Турции она «пойдет» легче.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья

Завораживают «бесконечные» турецкие песни, протяжные, нежные. Не знаю, в каком они стиле, но такое впечатление, что длятся по часу-два. Сначала мужской голос поет долго-долго, затем его подхватывает женский. Однажды пришлось слушать такую музыку из соседнего ресторана всю ночь. О чем эти песни? — думалось мне. О смысле жизни, о любви? В Интернете посмотрела переводы большинства турецких песен — они, как и наши, о любви. Вот, например, одна.

Şahin — Yeminliyiz

sebebim bir tanem her yanım senle dolu

моя причина, моя единственная, я полон тобой

nedensiz seveceğiz sonum olsa bu aşkın yolu

я буду любить без причины, даже если этот путь любви станет для меня последним (концом)

canımın içi gitmesin bana vedayı etmesin

пусть моя любимая не уходит, не прощается со мной

giderken bensizliğe üzülmesin

уходя, пусть не расстраивается из-за того, что меня нет

bu nasıl ayrılık demesin, bu nasıl acı demesin

пусть не говорит"что это за разлука, что это за боль»

son sözü söylüyorum beni dinleyin

я говорю последнее слово, послушайте меня

bizi kimse ayıramaz yolumuza kimse taş koyamaz

нас никто не разлучит. никто не положит камень на наш путь

gülüm bir gün güleceğiz çünkü biz yeminliyiz

моя роза, однажды мы будем смеяться потому что мы дали слово (клятву)

bebeğim hep seveceğiz aşk yolunda gideceğiz

малышка, мы будем любить, мы пойдем по дороге любви

gerekirse öleceğiz çünkü biz dönemeyiz

если надо, мы умрем, потому что не сможем вернуться

gidiyorum diyorsun peki neden ağlıyorsun

ты говоришь, что уходишь, а почему тогда плачешь

biliyorum gülüm sende gitmek istemiyorsun

я знаю, роза моя, ты не хочешь уходить

gitmek kolay bebeğim gitmek kolay

уйти легко, моя малышка, уйти легко

kalıp ta sevmek kolay

остаться и любить легко

yemin ettik bu aşkın üzerine

мы поклялись в этой любви

biz birbirimizi affetsek bile söyle gülüm

даже если мы простим друг друга скажи моя роза

allah affeder mi ikimizi söyle allah affeder mi?

Аллах простит ли нас тогда?

Странное дело, где бы я не побывала, мне всегда хочется остаться там. Насовсем. Я влюбляюсь в те места, где удается побывать. Это ненормально? Я прикидываю, как бы я тут жила, чем занималась. Но когда однажды всю ночь до утра мы вынужденно слушали эти песни, доносившиеся из соседнего ресторана — я взвыла, и уже точно решила, что, наверное, никогда бы не смогла жить здесь. Культура, традиции, менталитет — все другое.

Отличительной особенностью отдыха в Мармарисе является наличие цикад. Пение этих насекомых (в отзывах в Интернете пишут «ор») ошеломляет. Нигде не слышала ничего подобного. Цикад насчитывают до 1500 видов и водятся они во всех частях света, по преимуществу в жарких странах. Самцы стрекочут в самое жаркое время дня; по-видимому, пение их служит для привлечения самок. Самки так стрекотать не могут.

Мармарис — жемчужина Эгейского побережья
Из Мармариса организуются прогулки на расположенный поблизости греческий остров Родос. Хотелось побывать и в Греции, но для его посещения нужна шенгенская виза, которой у нас не было.

Символы города Мармариса — жемчужина и чайка. Второе вдвойне приятно, так как мое имя в переводе с греческого означает «чайка».

Не съездила я в Паммукале, а могла бы. От Мармариса добираться гораздо ближе, чем от Анталии. С удовольствием посмотрела бы и многомиллионники — Измир и Стамбул. Но это маловероятно. Только приехала, а уже планирую следующий отдых. Может быть не ждать лета, а махнуть куда-нибудь зимой?