Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Блед — Словения Август 2015

Этим рассказом о поездке в Блед я начинаю цикл рассказов о своём путешествии по Словении. Вообще-то, если речь идёт о цикле рассказов, я сторонник хронологически последовательного изложения о поездках. Блед же не был первым местом в этом моём путешествии. Всё же первые два дня я провёл в столице Словении — Любляне. Так почему же я начинаю повествование именно с Бледа? Где-то в феврале прошлого года в ленте статей на Рамблере я совершенно случайно увидел материал о Бледе. Я был совершенно ошарашен от фотографий с потрясающе красивыми видами: видами на Бледский замок, на Бледское озеро. Да, именно так пишутся эти названия по-русски. По-русски звучит как-то…почти что неприлично. Так что же это такое Блед? Блед это небольшой курортный городок на северо-западе Словении, расположенный на берегу горного озера с одноимённым названием. И надо честно признаться, я никогда до этого не знал о существовании этого места. Более того, положа руку на сердце, я вдруг понял, что вообще на тот момент не имел ни малейшего понятия о Словении стране, в которой и находится это красивое местечко. Конечно, я знал, что Словения это часть бывшей Югославии и так далее и тому подобное. Но вот, что представляет из себя Словения, какие интересные места и объекты в ней есть, я не знал.
Не прошло и недели с того момента, когда я увидел тот материал на Рамблере, меня занесло на дачу своего друга. И я там увидел пару «магнитиков» из Словении. Один из них был с видом на озеро Блед. Вот так... Не слышал, не слышал о чём-то, а потом вдруг раз… и чуть ли не на каждом шагу видишь какое-то упоминание о чём-либо. Частенько в моей жизни бывало такое.

Прошло какое-то время. Мы с женой вовсю готовились к предстоящему путешествию по Чехии, и про Словению я забыл. Но ближе к середине лета, мы поняли, что вторую половину отпуска нам с женой придётся провести порознь. Увы…. Семейные обстоятельства. И пришлось думать, куда же мне махнуть, в какие края податься. И тут жена (огромное ей спасибо) и надоумила меня поехать в Словению. Опущу все подробности по составлению плана своего путешествия. Скажу только одно, пожалуй, именно Блед был самым главным объектом в этой поездке уж очень красивое место. Блед полностью соответствует названию моего последующего цикла рассказов: «Замки…и не только». Бледский замок расположен на 130-метровой скале на берегу озера. На озере имеется небольшой остров, на котором расположена Мариинская церковь церковь Успения Девы Марии. Церковь эта открыта для посещения и пользуется огромным успехом у туристов. А ещё я узнал, что в Бледе есть несколько смотровых площадок, откуда можно посмотреть на это потрясающе красивое озеро с церковью на острове и замком на скале. Так я и решил посетить три места: Бледский замок, церковь на острове и одну из смотровых площадок – Ojstrica.
Добраться до Бледа на общественном транспорте из Любляны можно как на автобусе, так и на ж/д-транспорте. На автобусе добираться удобнее, так как на поезде придется ехать с пересадкой. Да и ж/д-станция Bled Jezero находится в менее удобном месте, а автобус приходит в сам городок. Но всё же не стоит сбрасывать со счетов проезд на ж/д-транспорте, просто придётся перепланировать порядок посещения выбранных мест. Билет на автобус я взял заранее, днём раньше на автовокзале Любляны. Безусловно, хотел взять билет и на обратный проезд, но обратных билетов они не продают.

Итак, в 8.30 автобус отправился с автовокзала. Время в пути составляет 1 час 19 минут, стоимость проезда 6,3 евро. Я хоть и написал, что автобусы идут до места без пересадок, но меня угораздило взять билет на рейс идущий с пересадкой. Ничего страшного в этом не оказалось. Водитель автобуса подсказал мне, где нужно выйти и сесть на другой автобус. Кстати, на билете это было написано, и я узнал весьма важное для себя слово prestop пересадка. Знание этого слова мне пригодилось в дальнейшие дни моего путешествия по Словении. По прогнозу погоды на этот день передали, что день будет дождливый. Я и оделся согласно этому прогнозу: в тёпленькой футболке с длинными рукавами и ветровке. На деле, когда я выезжал из Любляны, погода была просто великолепнейшая: тёплоё и солнечное утро. Я ещё про себя поворчал слегка, вот мол вырядился не по погоде (а ещё и зонт в руках. Это кроме фотосумки весом более 5 кг). По приезду на автостанцию, сразу же попытался взять обратный билет, благо расписание автобусов я знал. Но, увы, как оказалось, и здесь билеты продаются только по факту, по приезду автобуса. Честно говоря, меня это немного напрягло…С обратным билетом чувствуешь себя гораздо увереннее и спокойнее. Ведь не один же я такой «умник», решивший приехать в столь известное туристическое место, да ещё в пик сезона. Заранее скажу, что опасения мои оказались напрасными, с обратным отъездом из Бледа проблем не оказалось. От остановки в Бледе я пошёл по направлению к озеру. Озеро расположено на высоте 475 м над уровнем моря, имеет форму несколько приближённую к овалу. Длина озера 2,1 км, ширина (в самой широкой части) – 1,3 км. Максимальная глубина озера 30,6 м. И уже через пару минут ходьбы я стоял на берегу озера. С береговой линии со стороны города открывается красивый вид и на замок, стоящий на скале

и на остров с церковью Успения Девы Марии

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Кстати, именно на этом холме, за островом, находятся те смотровые площадки, откуда и сняты самые красивые пейзажи Бледского озера. В том числе и та площадка, куда я собирался идти. Я же стоял и наслаждался этими прекрасными видами на озеро, на замок, на окружающие горы и холмы. Попутно ругал себя, что слишком тепло одет, поругивал и синоптиков, которые дали прогноз погоды, согласно которому я и оделся. Увы, как потом оказалось, синоптики с прогнозом не ошиблись…А я побродил по берегу озера, пофотографировал с разных точек озеро и замок

Поснимав эти красоты, я отправился исполнять первую часть своего намеченного плана на этот день направился к Бледскому замку.

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Средневековые замки это моя слабость, особенно «настоящие» замки суровые рыцарские замки-крепости. Именно к таким замкам и относится Бледский замок (Blejski grad). Замок построен на вершине 130-метровой скалы. Первые упоминания о нём датируются 1004-м годом. Т.е. замок существует уже более тысячи лет. За свою историю существования, замок неоднократно перестраивался. Дойти до замка не представляло труда. Многочисленные специализированные тропинки сами выведут туда, куда нужно. Замок открыт для посещения круглый год. Про выходные дни на сайте замка ничего не сказано. Похоже, что он открыт ежедневно. В том году входной билет стоил 9 евро, в этом 10 евро (посмотрел любопытства ради). На территории замка есть музей, ресторан в закрытом помещении, кафе на открытой площадке и винный погребок.

Из замка открываются замечательные виды на всё близлежащее пространство. И открываются эти виды не с какой-то определённой небольшой смотровой площадки.Я бы сказал, что половина территории замка это сплошная смотровая площадка, причём многоуровневая площадка

Я, конечно же, стал фотографировать эти панорамы с видом на озеро и т.д. (как потом оказалось, что очень вовремя).

Вдоволь пофотографировав, попросил чтобы и меня самого сфотографировали.

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Потом, выпив кружечку пива, я направился в музей замка. Музей что-то вроде краеведческого, т.е. как и все краеведческие музеи некая смесь исторического, зоологического, минералогического и т.д. Работает в режиме обычного музея, т.е. без экскурсий по часам (не как в Чехии, где в большинстве замков посещение идёт строго по расписанию и только с экскурсоводом). Когда я вышел из музея, увидел, что некоторые люди держат в руках раскрытые зонтики. Погода, и в самом деле, здорово испортилась. Дождик был очень слабым, но вот небо потемнело очень сильно. Но люди всё равно фотографировались, делали селфи.

Я же исполнив первую часть своего плана (посещение замка), пошёл исполнять вторую часть план посещение острова с церковью. По пути вниз к озеру, зашёл в церковь святого Мартина. Эта католическая церковь в неоготическом стиле построена в 1905 году. Шпиль этой церкви виден из многих точек городка. Именно возле этой церкви, я увидел и сфотографировал люк колодца, пополнив свою коллекцию люков. И в это время дождь стал весьма сильным, пришлось раскрыть зонт (не напрасно, оказывается я взял его). Я понял, что ни о каком посещении острова в это время и речи быть не может. Но не возвращаться же назад в Любляну. Тем более, повторюсь, именно на посещение Бледа в своей поездке по Словении я возлагал самые большие надежды. Не хотелось отказываться от намеченных планов. И я решил переждать дождь. Посмотрел на часы, понял что наступил самый подходящий момент для обеда. Зашёл в какое-то заведение неподалёку от автостанции Бледа. Я очень вовремя зашёл туда, сел на открытой площадке под хорошим навесом. Очень вовремя я оказался в этом месте дождь стал совершенно жутким ливнем. Я уж, грешным делом, подумал, что придётся мне всё же возвращаться в Любляну, не исполнив свои намеченные планы. Но если посмотреть трезво и здраво, то всё случилось весьма вовремя всё равно в какой-то момент нужно было бы пообедать. И пока я обедал (весьма вкусно пообедал), ливень резко прекратился. И в надежде посетить остров, я вновь направился к озеру. Как я понимаю, добраться до озера можно двумя способами: 1 взять напрокат лодку и самому догрести до озера; 2 тебя доставляют на специальной лодке, называемой «плетна». Второй способ, безусловно, интереснее. Я пошёл к ближайшим лодкам-плетна, которые видел. Мест на озере, с которых отчаливают эти лодки к острову, на озере несколько. Ближайшим таким местом, было место неподалёку от церкви святого Мартина. Когда я подошёл к пристани с лодками-плетна, желающих «эх, прокатиться» никого не оказалось, только я один. На лодках-плетна помещается 12 пассажиров. Стоимость такой перевозки до острова и обратно составляет 12 евро.

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Я, конечно, не терял надежды, ведь, повторюсь, таких пристаней, откуда отчаливают лодки, на озере несколько. А пока я пошёл исполнять третье своё пожелание, запланированное на этот день посещение одной из смотровых площадок с видом на озеро. Самые известные смотровые площадки (Mala Osojnica и Ojstrica) находятся в противоположной от города стороне озера. Т.е. туда предстояло ещё дойти пешком. Вообще, вокруг озера проложены и автодорога и пешеходная дорожка. Есть ещё и паровозик, но забегая вперёд скажу, что я его увидел уже фактически совершив пешеходный круг вокруг всего озера. Да и к тому же, думаю, что пройтись пешком гораздо интереснее. 5,9 км составляет полный пешеходный круг вокруг озера. Это я потом уже, любопытства ради, измерил это расстояние. Можно было пойти по дорожке в направлении, как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Я пошёл по направлению часовой стрелки. Прошёл мимо очередной пристани лодок-плетна. Увы, все лодки стояли, и здесь прошедший ливень распугал всех желающих прокатиться. По пути, я фотографировал. А, между прочим, есть некая своя прелесть от видов после такого ливня. Все горы и холмы пронизывал белый, как молоко, туман.

По мере моего продвижения вид на замок и озеро менялся.

А ещё через некоторое время я уже проходил сравнительно неподалёку от острова

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Увидел вот этих рыбаков. Видел восторг на их лицах от такой рыбины в руках. Я сам никогда не видел таких огромных рыбин и смотрел на неё широко открыв глаза. Так что, эти рыбаки смело могут говорить: я поймал вот тааакууую рыбу. Не знаю, но что-то подозреваю, что ловить рыбу там явно запрещено. И опять же подозреваю, что они эту рыбину, скорее всего, отпустят.

А между тем, вид церкви на острове, по мере моего продвижения менялся. И возле острова уже стали появляться одиночные лодки, но не лодки-плетна с туристами на борту.

А вскоре мне на глаза попался этот указатель

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Я понял, что пора сворачивать и следовать по направлению указателя. Вначале туда шла приличная грунтовая дорога с колеёй от шин машин. Но постепенно, через некоторое время, вначале исчезла колея от машин, а ещё через некоторое время и сама дорожка значительно сузилась. К тому же она стала каменистой. Тут я уже почувствовал все «прелести» этого, вроде бы не крутого подъёма. Почувствовал и уклон, сердце билось как молот по наковальне…Тут и вес фотосумки стал чувствоваться. Да и вспотел сразу же, сказывалась и влажность воздуха после дождя, но всё же это просто сказывался подъём в гору. А влажность сказывалась не только во влажности воздуха. Сказывалась прежде всего в том, что идти по каменистой тропинке после дождя занятие не из приятных, очень скользко. К тому же кроны деревьев сомкнулись так, что была жуткая темень. И это с учётом того, что небо вновь стало очень пасмурным. И тишина…Прямо как герой Савелия Крамарова из «Неуловимых мстителей»: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина…». Лично мне стало как-то не по себе. Куда идти? Сколько ещё идти? Не хватало мне только, чтобы живность какая-нибудь встретилась мне на пути. Кто-то может и посмеётся, но живности в Европе хватает. Сам видел в Европе не только косуль, но и несколько раз оленей-маралов. А Блед и так находится фактически на краю национального парка Триглав. В общем, признаюсь честно…Было немного страшновато. И тут я проходил мимо какой-то скалы и увидел рядом с ней указатель

Я и так, когда увидел эту скалу, предположил, что я явно пришёл к нужному месту. А когда увидел указатель, сомнения развеялись. Предстояло подняться на эту скалу. Что тут сказать? Скала небольшая, всего-то метров десять. В обычный день, в хорошую погоду это не представляло бы никакой сложности. Но сейчас предстояло подниматься по очень скользким камням. Тропинки наверх фактически нет чистый природный «натур-продукт». В одной руке зонт, в другой фотосумка… Повесил сумку на плечо, тоже не совсем удобно. По бокам пропасть, пусть и небольшая. Но и десяти метров хватит, чтобы руки-ноги переломать, если оступишься. Мне уже приходилось после дождя по горам лазить. В Яремче. Но там такое лазанье и малейшей трудности не представляло. Там всей тургруппой без малейших проблем полазили по горам. Здесь же, честно признаюсь…Мягко говоря, мне было очень не по себе. Свалишься, и ни одна собака тебя не найдёт. Поднимаясь наверх (фактически на четвереньках…) и хватаясь руками за всё за что было только можно, я потихоньку всё же шёл наверх. А вскоре услышал женские голоса. Понял, что я уже почти что поднялся. Когда поднялся наверх, увидел двух девушек. По разговору немки. Дрожащими руками протянут им свой фотоаппарат, чтобы запечатлели меня на этой площадке. А что же это я им дал аппарат ДРОЖАЩИМИ руками? Я что, гири какие-то ворочал? И понял я, что и руки мои дрожали, и сердце колотилось с бешенным пульсом от пережитого страха…Так вот я поднялся на смотровую площадку Ojstrica. По-большому счёту назвать её смотровой площадкой сложновато. В отличии от площадки Mala Osojnica, к которой идут ступеньки, имеются поручни и ограждения, на площадке Ojstrica ничего этого нет. Никаких ступенек, перил и ограждений всё исключительно «натур-продукт». Это уже сейчас, готовя этот материал, я прочитал что подниматься на эти смотровые после дождя просто опасно. Тогда же я не думал об этом (хотя, и испытал на себе эту опасность в полной мере). Мною двигало исключительно желание сделать своё фото, с этой площадки.

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Девушки ушли, а через пару минут и я благополучно спустился вниз. Кстати, забыл сказать. Я посмотрел по разнице времени на фотографиях с указателями, а сколько же времени я шёл наверх с того момента как свернул с тропинки вокруг озера. Оказалось 12 минут и минуты 3-4 полз на скале.
И вновь я вышел на пешеходную дорожку вдоль озера. В одном месте дорожка стала деревянной и шла непосредственно над водами озера

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

А остров с церковью вновь «повернулся» ко мне другими сторонами. Похоже, настало время сказать пару слов о церкви Успения Девы Марии. Честно говоря, лично мне не совсем понятно, как её всё же называть? В одних источниках её называют церковью, в других — часовней. Вот как пишется название её на словенском языке: Cerkev Matere Božje na jezeru (церковь Божьей Матери на озере).

Пришлось искать информацию. Вот что я нашёл на каком-то сайте

Отличие часовни от церкви

1. В храме есть алтарь и там служится Литургия. В часовне алтаря нет, и поэтому Евхаристия там не совершается.
  2. Храм предназначен для совершения служб церковного круга богослужений. Часовня используется для общей или частной молитвы.
  3. У церкви есть статус, у часовни его нет.
  4. При церкви есть штат духовенства и настоятель, при часовне этого нет.
  5. Перед церковью есть ограда. Для часовни она не обязательна, так как не несет особой духовной нагрузки.
  6. Церкви строятся на самом видном месте и только с благословения правящего архиерея. Часовни могут располагаться в любом месте, и строить их может любой человек, не испрашивая благословения. И если словенцы называют её церковью, естественно, и я буду называть её церковью.

Первая церковь на острове — трехнефная Романская базилика, была освящена патриархом в 1142 году. В 15 веке была перестроен в готическом стиле: были построены новая пресвитерия, отдельно стоящая колокольня и главный алтарь. Обновленная однонефная церковь была освящена в 1465 году первым епископом Любляны. В 1509 году церковь пострадала от землетрясения. В ходе полной реконструкции была выполнена в стиле барокко. В нынешнем виде храм был построен в 17 веке, когда он был реконструирован после очередного землетрясения. Главный алтарь с богатой позолоченной резьбой, датируется 1747. Колокольня, которая была построена в 15 веке, была реконструирована несколько раз из-за повреждений после двух землетрясений, и удара молнии в 1688 году. В настоящее время башня имеет высоту 54 м и имеет три колокола. Особый интерес представляет «колокол желаний». Согласно легенде, когда-то в замке Блед жила юная вдова, в память о муже был отлит колокол для часовни на острове. Во время транспортировки колокола, лодка попала в шторм и затонула вместе с экипажем. После того, как вдова умерла, папа римский освятил новый колокол и отправил его на остров Блед. Он сказал что тот, кто звонит в него, исполнит свою мечту.
Такая вот история. Входной билет в церковь составляет 6 евро. Жаль, конечно, что мне не удалось прокатиться на лодке-плетна и побывать в церкви. Красивая церковь.
А я посмотрел напоследок на два самых посещаемых объекта Бледа

Словения. Замки и не только... Часть первая. Блед

Стали отчётливо видны туристические лодки-плетна с туристами на борту, подвозимые на остров. Мне же предстояло ещё пройти половину пути вокруг озера. Тем временем, небо вновь затянуло тучами. Вскоре опять пошёл небольшой дождь. Он был небольшой и непродолжительный, но всё равно я радовался тому, что вовремя побывал на смотровой площадке. Вскоре я обошёл всё озеро и направился к автостанции. На автобусе в 17.30 я уехал в Любляну. Можно было, конечно, рискнуть и вновь сделать попытку побывать на острове. Но я как-то побоялся в плане автобусов: всё же число мест в автобусе ограничено, хотя после 17-часового рейса было ещё три рейса. Да и погода как-то вновь испортилась: стало очень темно и того и гляди вновь пойдёт дождь. Думаю, дождь там наверняка всё же был — автобус, в котором я возвращался в Любляну, попал вскоре под сильнейший ливень.

Таким был мой третий день пребывания в Словении. Жаль, конечно, что погода «подкачала». Но всё равно, считаю, что день был весьма удачным. К тому же, бОльшую часть из намеченного на этот день, я всё же исполнил.

P.S. На деле в Бледе, кроме тех мест про которые я упомянул, есть и другие места, которые можно посетить. Лично у меня просто не было на это времени. А так с удовольствием бы посетил. Если посмотреть на мои фотографии, можно заметить один из холмов с широкой просекой. Его хорошо видно на фотографиях из замка - смотреть нужно на противоположный берег озера влево. Так вот на этом холме есть трасса бобслея (туристического, не спортивного... ) длиной 530 метров с перепадом высот 131 метр. А на сам холм (кстати, имеет название - Стража) имеется фуникулёр. Там же, на холме Стража, есть парк развлечений Pustolovski Park Bled Жаль, конечно, что у меня не было времени на посещение этого холма. С огромным удовольствием бы полазил по этим канатам между деревьями и на бобслее бы прокатился. Люблю такие дела...