Турист larabi
larabi
была сегодня 0:07

Саксония: Вурцен (Wurzen) — маленькая романтичная жемчужина в долине реки Мульды.

Wurzen — Германия Май 2016

За один день Первомая мы посетили сразу 3 города: Гримму, Требзен, Вурцен. В Вурцен мы заехали уже под вечер,потому, что оставалась пара светлых часов, и раз уж мы были в этой стороне, то почему бы и не посмотреть. И не зря заехали.Вурцен — город с более чем 1000-летней историей, со своим собором, замком и любимым сыном — Йоахимом Рингельнатцем. Через Вурцен проходит «Via Regia»(«Царская дорога» —торговый путь из Египта в Европу и дорога паломников к св. Гробу св. Якова), которая из торгового пути превратилась в культурный маршрут, связывающий восток и запад Европы.

Для нас, новообращённых немцев, каждый новый город — открытие и повод окунуться в историю страны. Согласитесь, история гораздо интереснее в реальных приближенных интерьерах. А история Вурцена насчитывает 1055 лет, т.к. первое официальное упоминание о нём было в 961 г.

Когда мы приехали, уже вечерело. Припарковались мы прямо на рыночной площади(12). Рынок на этом месте сложился ещё в 13-м веке, но дома в основном 19-го века, хотя есть и 17-го и 18-го века. Площадь нам не показалась, может потому, что торговцы убирали свои палатки после 1-го Мая.

Даже ратуша выглядела мило, но скромно. С 1519 г. по 1802 г. Ратуша горела 5 раз и сегодняшний облик она приобрела в 1803 г. В начале 19-го века в ней размещался бургомистр, городской совет, суд, кабачок и контрольные весы, а сегодня в ней библиотека и художественная галерея.

Вот фонтан — да. Хоть он и не давался для фотографирования, т.к. тени плотно ложились на красный порфир, но он нам понравился. Фонтан с претензией на старину, но присмотревшись к сюжетам мы подумали, что он не такой уж и старый. Фонтан горожане установили в честь своего знаменитого земляка - Йоахима Рингельнатца.

Йоахим Рингельнатц ( Joachim Ringelnatz) — человек-оркестр: автор иронических и сатирических стихов, артист кабаре, художник. Рингельнатц - это и не имя вовсе, а придуманное им самим прозвище, на матросском жаргоне оно означает — кувыркающийся в воде морской конек. На самом деле его звали Ханс Густав Бёттихер (Hans Gustav Bötticher, 1883 - 1934). Не закончив образования, он нанялся в матросы, начал писать и с успехом выступать в кабаре. В 1933 г. его книги были сожжены, а см он умер в нищете от скоротечной чахотки. Для tourister(a) я выбрала его стихотворение

Муравьи (перевод Юрия Куимова)

Из Гамбурга два муравьишки
В Австралию рванули (ишь как!).
Но у Альтоны на шоссе
Пообломали ноги все.
И мудро тут они решили,
Что с этим планом поспешили.

(Так, если много хочешь разом,
Скорей зови на помощь разум).

Прим.: Альтона -район Гамбурга.

От фонтана мы двинули к башням собора св. Марии, в старом городе их видно практически отовсюду.

Сами того не зная мы вышли на туристический маршрут — тропу Рингельнатца (хотя и другие исторические пешеходные маршруты не очень отличаются друг от друга).

1. Rosental/Mühltürme (Долина роз/Мельничные башни)
2. Schultreppen (An den Schultreppen) (Школьная лестница)
3. Kultur-und Bürger/innenzentrum D5 (Domplatz 5) (Культурный центр Д5)
4. Dom St. Marien (Domplatz) (Собор св. Марии)
5. Schloss (Amtshof 2) (Замок)
6. Badergraben (Канава)
7. Jacobstor (Jacobsgasse) (Ворота Якова)
8. Sperlingsberg (Воробьёва гора)
9. Stadkirche St. Wenceslai (Am Wenceslaikirchhof 2)Городская церковь св. Венцеслая
10. Ringelnatz-Geburtshaus (Crostigall 14) (Дом, где родился Рингельнатц)
11. Posttor (Crostigall) (Почтовые ворота)
12. Marktplatz/Liegenbank/Altes Rathaus/Ringelnatzbrunnen (Рыночная площадь)
13. Museum (Domgasse2) (Музей)

На тропе все достопримечательности отмечены постаментами со стихами Рингельнатца и скульптурами его героев. Очень изящно, одно плохо, что некоторые горожане так дорожат памятью своего поэта, что тянут скульптуры (пара постаментов оказались ограбленными).

Сразу на углу рыночной площади у Liegenbank нам встретился первый постамент. На этой терасе в хорошую погоду судья рассматривал дела и оглашал приговоры.А внизу в ярмарочные дни располагались торговцы.

К собору ведёт очень красивый переулок Domgasse и самое симпатичное здание переулка — музей(13). Конечно, после 18 часов в музей, особенно в маленьких городках, можно попасть только в Ночь музеев. Здание построили в середине 16-го века, а элементы стиля ренессанс были добавлены при перестройке 1666-68 гг. Да и другие здания тоже привлекут ваше внимание.

Соборный переулок логично выходит с собору и Соборной площади. До 1890 г. площадь была плотно застроена домами высоких соборных чинов. Позднее старые дома снесли, т.ч. самыми старыми строениями являются собор св. Марии(4), епископский замок(5), дом настоятеля собора(3) и старые казармы.

В 1114 г. церковь св. Марии освятил епископ Хервиг Мейсенский. В 1470 г. выгорела почти до основания. В 1487 г. епископ Johann VI. (von Salhausen) перенёс своё место жительства в Вурцен и развернул бурное строительство. В 1491-1497 гг. был построен замок, сочетающий в себе средневековую военную крепость и замок в стиле ренессанс. К 1508 г. он отстроил часть собора, а к 1513 г. полностью завершил его. После 30-летней войны башни собора увенчали куполами в стиле барокко. Реставрация 1817 г. добавила собору элементов в неоготическом стиле. В 1539 г. в Вурцене началась реформация, но собор и городские власти оставались католическими. А сейчас у собора памятник Мартину Лютеру, ну и есть своя легенда.

Говорят, в Соборной церкви есть портрет Мартина Лютера. И во время 30-летней войны солдат императорской армии, зайдя в церковь, увидел этот портрет и решил выковырять ему глаза (в те времена тоже были вандалы). Он забрался на женские стулья выхватил шпагу и стал тыкать в портрет. Но довести дело до конца ему не удалось, видно он не очень устойчиво устроился на стульях, так-как упал и сломал себе шею. А картина и сегодня в соборе. Мы внутри не были, а если вы зайдёте, то посмотрите, говорят, что отметины в глазах реформатора достаточно заметны. Нам вечером в собор зайти не удалось и проверить легенду мы не смогли.

Заглянули в замок, где сейчас отель-ресторан. Средневековые интерьеры холла смотрятся очень торжественно, но снять не удалось, из-за освещения. Зато снаружи всё обошли. Очень красиво.

На Соборной площади есть ещё одно интересное здание, построенное в 1881 г., — девичья школа. Позднее там была средняя школа, а ещё позднее гимназия, а сейчас профессиональная школа. Левее этой школы можно спуститься по Школьной лестнице(2)

к Мельничным Башням(1).

В 1847-1854 гг. И. Ф. Крич купил за 27000 талеров Вурценскую городскую мельницу и построил хлебную фабрику по выпечке хлеба и бисквитов. После смерти Крича в 1886 г. было организовано акционерное общество, стали выпекать медовые и перечные пряники, сухарики и др. „долгоиграющие“ хлебные изделия. В 1917 г. несколько зданий фабрики сгорели и в 1920-1925 гг. сложился сегодняшний ансамбль с двумя башнями высотой 65 и 67 метров.

От Мельничных башен видно было ещё одну башню — колокольню церкви св. Венцеслая.

К ней мы и пошли по переулку Красильщиков, где и набрели на инсталляцию „Летающие ковры“ — один из пунктов туристического маршрута, посвящённого ещё одной странице истории Вурцена — производству ковров.

У церкви св. Венцеслая нас ждал „симпатичный и ужасный летучий мышь“. Городская церковь, как её ещё называют, была построена ещё в 13-м веке, она дважды горела в 1499 г. и в 1637 г. К 1689 г. её полностью восстановили. Церковь св. Венцеслая первой в Вурцене стала евангелистской.

День заканчивался и мы отправились к машине, сделав ещё пару снимков.

В заключении ещё один привет от Рингельнатца.

Извинительное письмо (перевод Марины Науйокс)

Мой милый С.! Едва с кровати встал,
все вспоминал, что накануне было.
Кто выбил зуб, с чего все тело ныло,
и глаз заплыл, и на скуле фингал?

Я помню звон разбитого стекла.
Твоя жена (или племянник Вилли?)
швырнули супницу и тетю обварили,
я дозвонился - тетушка слегла.

Я тортом не в тебя попасть хотел
и твой пиджак готов отдать в химчистку.
Но вспомни - таз картофельных очистков
ты первый мне на голову надел!

Признаюсь, это я затеял шкаф пилить.
Да, это я обкапал свечкой Фрица.
Но разве можно на друзей сердиться?
Уж лучше больше есть и меньше пить!

Гостей твой праздник в ужас не поверг,
всем было весело, прекрасные напитки.
А шкаф и зеркало? Мы возместим убытки -
все вместе, после дождичка в четверг.