Марыся (Laskovsky)
Марыся Пользователь — была 23 сентября 19:37

Пакасайво — мистическое место Лапландии

16 июня 17:24 Лапландия — Финляндия Июль 2015
46 19

Позволю себе начать с обобщения, касающегося многих природных объектов этого края. Как только оказываешься в Лапландии, так в названиях мест или в историях, с ними связанных, говорится, что они священные. Священные для саамов. Вероятно, позже, когда христианство стало утверждаться на этих землях, эти (зачастую наиболее привлекательные для туриста), места стали связывать с дьяволом, лешим и разной прочей лесной нечистью. Впрочем, жертвоприношения и самих саамов порою были предназначены отнюдь не добрым силам. Так что леса Финляндии и Лапландии изобилуют местами обитания злых духов, с которыми лучше не связываться, либо сразу принести мзду. Наверно, это общее правило социальной организации не только в дремучих лесах. Что интересно, складывается впечатление, что мест поклонения добрым духам нет. Наверно, это тоже общее правило дикой жизни: зачем умасливать доброго духа, если он и так добрый?

Но пока — в сторону потусторонние силы, отправимся к удивительному очаровательному озеру, расположенному в глухих местах Лапландии, где до ближайшего жилого места даже на машине ехать и ехать, уж не говорю сколько на оленях…

5

Не зря я про оленей. Свернув с более-менее проезжей дороги, дальше только у оленей и можно было спросить: «А верный ли мы путь выбрали, товарищи?» Поскольку те не отвечали, оптимизм появился только после появления хоть каких-то указателей.

1

То, что мы прибыли в конечную точку, сомнений не вызывало.

2
2

Осталось пройтись по лесу (где-то около 1 км), что само по себе после продолжительного сидения в машине, чрезвычайно приятно.

4

Особенно, если учесть, что дорожка хорошая, лес светлый, наполненный ароматом хвои, а взгляд застревает на разных мелочах…

6
9

2

Пришли и ахнули. Красота головокружительная!

7

В смысле голова кружится: смотришь сверху вниз на озеро удивительно-глубокого цвета, в котором отражается небо…

4

И всё это в обрамлении скалистых берегов.

4

Чтобы люди с ранимой психикой да к тому чрезмерно любознательные (как у меня) не ухнули вниз, сделано надёжное ограждение.

2

NB. Смотровая площадка — это хорошо, но во второй половине дня солнце било прямо в глаза, поэтому фотографировать было сложно, к тому же деревья мешали. Так что, вероятно, для посещения лучше выбирать начало дня.

5

Спуститься с небес на землю, т. е. поближе к воде, теоретически можно, практически сложно.

1
2

Однако пора пояснить, почему же это озеро получило столь зловещее название как Ад.

2

Древние жители верили, что в нем обитает дьявол, ибо то, что туда попадает уже никогда не могло увидеть свет божий. Это моя интерпретация того, что жертвоприношения лапландцев в виде оленей и пр. никогда не всплывали. И, вообще, озеро считалось бездонным. Довелось даже читать легенду о том, что там есть некий проход, или второе дно, по которому рыба уходила в другой мир, но перевод с финского (с помощью интернета) был такой невразумительный, что детали я не осилила.

6

Естественно-научные основания для подобных легенд есть. До сих пор глубину озера так и не измерили — так, примерно метров 90. Сложность заключается в наличии большого количества ила у дна, а где начинается твердое дно якобы неизвестно. Я в такие объяснения не очень верю: либо не очень хотели измерять, либо — афишировать результаты. Ведь сейчас для измерения глубины не обязательно использовать верёвку с грузиком…

Более интересным фактом является то, что в озере существует два слоя воды — поверхностный и придонный, которые между собой не перемешиваются. В верхнем слое (около 12 м) вода чистая, а вот дальше… Дальше настоящий ад — т. е. с большим содержанием серы, точнее сероводорода. Так что то, что попадает в нижний слой, уже не всплывает на поверхность, а навсегда остаётся в толще ила на дне. И так веками.

1

Мы еще пройдёмся по местам поклонения саамов, но пока возвращаемся к стоянке.

2

NB В интернете есть информация, что там работает летнее кафе. Может, и работает, но мы его работающим не увидели, так что на него лучше не рассчитывать. А вот если что-нибудь взять с собой, то можно даже разогреть.

3

Пока-пока.

2


Проехав немного, вновь отправляемся в лес.

2

Чтобы посмотреть еще одно место жертвоприношений — Kirkkopahta, на этот раз это огромный одинокий валун.

3

Вообще-то, Kirkkopahta — очень странное название для языческого капища, поскольку Kirkkа на финском означает церковь. Получается некое смешение христианства и язычества. Возможно, здесь как раз приносили жертвы «добрым богам»? По крайней мере, по легендам известно, что саамы (даже из Швеции) собирались здесь, чтобы просить о хорошем улове рыбы, о том, чтобы у оленей было пропитание. Может, и еще о чём просили.

Камень, действительно, большой и цельный.

2

Считается, что он откололся от скалы еще в ледниковый период. Хм. Никакой скалы поблизости не наблюдалось.

1

Судя по всему, камень не утратил своей функции до сих пор.

3

Туристы развлекаются? Больше некому. Тем не менее череп животного, некогда обладавшего рожками, был самый настоящий.

1

Всё с мистикой покончили.

Но у нас для осмотра остался еще один «объект».

Что называется «крыша над головой» для непритязательных туристов.

5
2

Имея спальник и пропитание вполне можно переночевать. Или пересидеть непогоду.

1

При всём неверии в мистику, все-таки, ночевать бы в таком месте не хотелось.


P. S. Еще одну вещь пропустила, которая в общих впечатлениях утонула тогда, но заставила задуматься сейчас.

5

Когда видела в натуре, подумала только: «Прикольно». А вот сейчас думаю: «Как это камень может быть полым внутри?»

И ещё одно чудо природы.

4

Комментарии

Kapuletta
+1
16 июня 18:09
Как интересно!!! Мистика кругом... да если еще с такими знаниями туда приехать, в каждом камне будет мистическая "изюминка". Но красота окружающей природы показывает, что и добрых духов здесь полно... Саамы наверное тоже разным духам молились... Я бы хотела там полазить....
Laskovsky
+1
16 июня 20:43
Kapuletta писал 16 июня 18:09
в каждом камне будет мистическая "изюминка"
Отнюдь. Знание - сила!
Kapuletta писал 16 июня 18:09
Я бы хотела там полазить.
Лен, давай - фотки красивые бы сделала. А то у меня никак не получается передать высоту.
Kapuletta
+1
16 июня 22:05
Laskovsky писала 16 июня 20:43
у меня никак не получается передать высоту.
получается-получается....
tinka61
+1
16 июня 18:11
Красивая природа в Финляндии, особенно валуны и озёра. Неудивительно, что столько древних легенд там было создано.
Laskovsky
+1
16 июня 20:46
Я очень её люблю, она не чуждая, и сознательно и бессознательно ощущаешь родство с ней.
tinka61
+1
16 июня 20:48
Для Вас, питерцев, Финляндия особенно близкая и почти домашняя..
Laskovsky
+1
16 июня 21:13
Ира, да. правда. Я, конечно, о природе. Скажем, в Подмосковье или центральной России она совсем другая. Я могу восхищаться, чувствовать близость через культуру, историю, но... как-то не так.
tinka61
+1
16 июня 21:14
У меня есть одна знакомая, так она влюблена в Финляндию и постоянно туда наезжает. Говорит, что так комфортно как там, она ни в одной другой стране себя не чувствует.
Laskovsky
+1
16 июня 21:19
Как я её понимаю. У меня из-за Финляндии никак ареал путешествий расшириться не может - каждое лето туда.
Leolik
+1
16 июня 19:16
зачем умасливать доброго духа, если он и так добрый
Вот и получается, что злым быть и легче, и выгодней!
Места роскошные, Марин. Но суровенькие. Как-то радостьи жизни там не чувствуется, не смотря на искрящуюся зелень.
А озеро, вообше, страшное. Не дай бог свалиться туда. Засосет!
Зато грибочки - вот отрада и душе и глазу!
Laskovsky
+1
16 июня 20:51
Вот и получается, что злым быть и легче, и выгодней!
Как-то радости жизни там не чувствуется,
Да, мне тоже как-то кажется, что там всё по-серьезному.
Laskovsky
+1
16 июня 21:16
Leolik писала 16 июня 19:16
Не дай бог свалиться туда. Засосет!
Я когда писала, подумала: "Какая разница какое дно, даже одного десятка метров глубины было бы достаточно".
elenarossi
+1
16 июня 19:49
на машине ехать и ехать, уж не говорю сколько на оленях…

Ах! какое начало!
Уже сажусь на оленя! И мчусь навстречу рассказу о чем-то страшном!

Сейчас пойду дальше читать. Потом напишу второй комментарий!
Laskovsky
+1
16 июня 20:53
Читаю такой комментарий и улыбаюсь.
elenarossi
+1
16 июня 19:54
Красота головокружительная!

Просто восторг-восторг!!!!!!
Небо, как окошко в озере - облако, синь. Действительно, не знаешь - вверх, вниз... Как в сказке, когда вниз - это просто в другой мир. Вот так рождалась мифология.
Дремуче. Могуче.
Хотела смайлик прилепить, но нет! это слишком серьезно.
Laskovsky
+1
16 июня 21:05
Из всей поездки по территории Финляндии это было,пожалуй, самым впечатляющим местом. Даже без мифов. Но их происхождение интересно. К примеру, о сере, о глубоководности. Но чтобы рассуждать надо быть специалистом. Вам, Елена, с Вашими фольклорными экспедициями известно какого это труда стоит!!!
elenarossi
+1
16 июня 19:55
Я еще и третий комментарий напишу!
Уж очень понравилось!
FMarina
+1
16 июня 22:21
Грибочки прям как нарисованные, крепенькие такие Хорошие фотографии, а места такие,,, ну неласковые что-ли. сразу в голове- "там леший бродит..." и избушечка для туристов в его собственности похоже.
Laskovsky
+1
16 июня 22:28
FMarina писала 16 июня 22:21
и избушечка для туристов в его собственности похоже.
Точно.
Argentique
+1
16 июня 23:17
Такое ощущение, что из-за дерева леший вот-вот выглянет. В туман там наверное вообще страсти-мордасти.
Laskovsky
+1
17 июня 0:42
Это цветочки, есть места и подремучее.
sovikont
+1
17 июня 7:02
Леса хороши...В таких северных лесах всегда есть место ,где и лешего встретить можно...Чудесное озеро ,,но точно...Есть в нем что-то ...манит -заманивает...Даже на фото немного жутковатый уголок ,представляю как там к вечеру...Все легенды оживают пожалуй
Laskovsky
17 июня 8:35
Леса они такие, заманивают.
MsXel
+1
17 июня 12:29
Вам прекрасно удалось передать всю красоту природы)
Laskovsky
+1
18 июня 16:02
Всей красоты, конечно, не передать, но за добрые слова спасибо.
valerovna
+1
18 июня 13:46
Интересная у вас вышла поездка!
Посмотришь на такие фотографии, хочется сразу в лес- чернику, да грибы собирать))
Laskovsky
+1
18 июня 16:03
valerovna писал 18 июня 13:46
хочется сразу в лес- чернику, да грибы собирать
Пора уже готовиться!
Chedty
+1
18 июня 15:51
Валуны очень далеко ледником перетаскивало. У нас на Валдае норвежские камни.
Наверно Боги (духи) абсолютно хорошие и добрые стали последнее время. Раньше они все проявляли строгость в случае непослушания безусловную но могло и так достаться.
Да даже в современном изложении... Всем понятно, что молнии форма самовыражения Ильи Пророка. При этом даже праведник вполне может огрести... На всякий случай не плохо подстраховаться.
Laskovsky
+1
18 июня 15:58
Chedty писал 18 июня 15:51
Валуны очень далеко ледником перетаскивало.
Так-то оно так, но редко, чтобы в единственном числе.
На всякий случай не плохо подстраховаться
В любом случае, разумное поведение никому не повредит.
ala
+1
18 июня 21:03
Вот что меня всегда в Финке удивляет, так это леса, больше похожие на природные парки. Идешь по чистенькой дорожке, ни валежника тебе, ни зарослей, да еще грибочки стоят - этакие арт-объекты. Где тут дремучесть? Бабке Яге толком спрятаться негде Хоть серным озером нервы пощекотать
А вообще, интересно, я даже отыскала на карте озеро Пакасайво. Далековато вы забрались! Впрочем, мы давно поняли: хочешь покоя - езжай в Лапландию!
Laskovsky
+1
18 июня 21:57
Я еще помню времена, когда и наши леса валежником не были забиты.
ala писала 18 июня 21:03
хочешь покоя - езжай в Лапландию!
Можно и ближе. Я вот писала, к примеру, про Медвежий угол - тоже ни души. А вспоминать, так мест таких полно, которые наши соотечественники еще не открыли. А вот с лапландскими просторами мало что сравнится. Помню ваш круг эллипс .
ala
+1
18 июня 22:14
Но поближе нет оленей!
N_meleshkina
+1
21 июня 0:43
Спасибо - спасибо
Век - живи, век - учись, и все равно ....
Я просто наслаждалась, читая про эти магические места.
Как здорово вы описываете такие места силы. Как-будто вместе с вами там присутствовала
Теперь я узнала еще одно место для поездок выходного дня.
Уже посмотрела, что расстояние всего 600 км.
Мой опыт посещения магического озера - около поселения Покка, что восточнее городка Сирка (100 км в сторону п. Инари). Пока мы туда добирались - светило солнце, птички пели, Меня, правда, по всяким дорожкам/тропинкам водило, чуть не заблудились (на машине потом разворачивались на болоте ). А когда уж вышли из машины, чтобы пройти 50 метров, как "лупанул" дождище...! Зато я спустилась к самой воде и снизу увидела этот знаменитый священный камень, стоящий на берегу, как свечка. Сколько раз я потом пыталась найти это место - не перечесть, и мои друзья пытались - как отрезало...Вот и не верь теперь в разные там таинства
Laskovsky
+1
21 июня 1:14
Я так рада, что смогла быть полезной!!!
N_meleshkina писала 21 июня 0:43
Вот и не верь теперь в разные там таинства
У меня была эпопея с "могилой лешего", которую так и не нашла. Точнее, после 3-х попыток искать не стала, чтобы не лезть на рожон...
Жаль, что Покка так далеко на северо-востоке (в планах нет), а то я бы попыталась - в поисках есть азарт.
Кстати, доводилось читать путешественников о походе к магическому камню на юге Финляндии - и тоже разразился ливень...
N_meleshkina
21 июня 1:22
О чем я и говорила выше... водит, ох, как водит путешественников, разные там лешие, тролли или чахкли (гномы саамские)
Laskovsky
21 июня 1:27

Век - живи, век - учись, и все равно ....
Про чахкли я не знала....
Laskovsky
21 июня 1:36
Почитала про чахкли. Они только на Кольском п-ве живут? Вот в Норвегии всё тролли да тролли.
N_meleshkina
+1
21 июня 9:48
Я о чахкли слышала только у нас, еще в детстве читая саамские сказки в сборнике "Семилетний стрелок из лука".
Сейчас вот решила освежить свои знания и отправиться на их поиск. В данный момент ищу сотоварищей для поисков...
Laskovsky
+1
25 июня 23:33
Только сейчас увидела комментарий. Интересно будет узнать результат, я бы с удовольствием отправилась. Но, Бог даст, в шведской Лапландии поищу.
McLaud
+1
7 сентября 12:56
Наверно, это тоже общее правило дикой жизни: зачем умасливать доброго духа, если он и так добрый?

Дух места, он - не добрый, и не злой, он - хозяин места. А вот его отношение к "пришлецам" может быть не только добрым.
***
Однако пора пояснить, почему же это озеро получило столь зловещее название как Ад.

Исключительно для привлечения туристов. Если считать, что "pakasaivo" - слово финское, "paka" от "pakana" (язычник), а "saivo" - искаженное саамское "saiva" (озеро, связанное с миром мертвых - трактовка приблизительная). Загробный мир в христианстве, это не только ад, но и рай. Но саамы не были христианами, поэтому оценка одной "системы ценностей" с позиций другой, как правило, приводит к искажениям.
***
Когда видела в натуре, подумала только: «Прикольно». А вот сейчас думаю: «Как это камень может быть полым внутри?»

а птеродактильчик вылупился и улетел
P.S. надо будет почитать про saivo...
Laskovsky
Вчера 22:52
McLaud писал 7 сентября 12:56
Дух места, он - не добрый, и не злой, он - хозяин места. А вот его отношение к "пришлецам" может быть не только добрым.
Очень верно. Именно с такой позиции надо рассматривать, тогда логика прослеживается. Правда, с мой точки зрения, добрый, он и есть добрый, вне зависимости с подарками ты к нему пришел или без.
McLaud писал 7 сентября 12:56
а птеродактильчик вылупился и улетел

надо будет почитать про saivo
Я старалась читать. Конкретно, по Пакасайво - с биологической точки зрения понятно и ясно. С мифологической - вариации на описанное выше, хотя варианты разные. Конечно, интереснее "порыть" глубже, но перевод с финского сложен для восприятия. Буду признательна, если что-нибудь найдёте и поделитесь.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.