Турист Студия Spbtales (Spbtales)
Студия Spbtales
был 24 октября 2017 13:22

Пермь — Россия Июнь 2016

Сегодня середина месяца, а значит подошло время выхода очередной серии «Роуд-муви по России». Шестой фильм проекта посвящён славному городу Перми, что на Урале и пермской культурной революции, которая случилась здесь чуть меньше десяти лет назад. Это уже история…

После открытия здесь осенью 2008 года выставки современного искусства «Русское бедное» о городе заговорили не только как об одном из региональных культурных центров страны, но получил широкое хождение слоган «Пермь — культурная столица».

Счастье не за горами (путешествие в Пермь)

Так и было положено начало культурной революции, о которой так долго говорили… В городе открылся музей современного искусства PERMM, на улицах как грибы после дождя стали расти новые, пусть и спорные, арт-объекты, стартовали фестивали «Белые ночи» и «Живая Пермь», «на работу» сюда приезжали галерист Марат Гельман, дизайнер Артемий Лебедев, дирижёр Теодор Курентзис и многие другие.

Счастье не за горами (путешествие в Пермь)

Однако, как обычно, всё новое встречает мощное сопротивление. Культурных революционеров многие обвинили в пропаганде пришлых, не характерных для Урала культурных традиций (вплоть до того, что это не искусство, а г…но), привлечении иногородних деятелей якобы в ущерб местным, больших тратах на создание арт-объектов и проведение фестивалей и в прочих смертных грехах.

Таким образом, революция продлилась примерно пять лет, а теперь многие в Перми, начиная от региональных властей и заканчивая рядовыми горожанами, стараются о ней просто забыть. Часть арт-объектов, например, гигантская буква «П» из брёвен, в определённых ракурсах напоминающая… Эйфелеву башню, «жуки-скарабеи» у вокзала, «Знак в Перми, рядом с которым все фотографируются» и знаменитое «Счастье не за горами» на набережной, а также «Счастье здесь» в пригороде Перми Демидково остаются, приехать и посмотреть на них по-прежнему стоит. Но от прежних масштабных культурных амбиций не осталось и следа. Впрочем, радует, что здание Речного вокзала, которое стояло в руинах до выставки «Русское бедное» и осталось стоять после (вы увидите его в фильме), недавно начали ремонтировать. Что будет дальше — посмотрим.

Счастье не за горами (путешествие в Пермь)

Резюме: Люди в большинстве своём не любят менять привычный уклад жизни, не любят реформ. И Россия — не исключение. Вспомним ту же Эйфелеву башню в Париже, которая в первые годы своего существования вызывала яростные споры. Её называли позором Парижа, грозились снести, известные деятели культуры утверждали, что проводят время в кафе внутри башни только потому, что это единственное место в городе, где она не видна (Оноре де Бальзак, например)…

Но правда и в том, что без культурной революции Пермь оставалась бы «одной из…«: одной из столиц Урала наряду с Екатеринбургом и Челябинском, одним из красивых старинных городов, одним из центров освоения Сибири, одним из городов-миллионников, и этот список можно было бы продолжать долго (Пермь богата на разные объекты). Но современное искусство в привязке к пермской культурной революции на короткое время позволило городу выделиться на фоне всех остальных восьмидесяти четырёх краёв и областей нашей страны, стало его главной «фишкой», и забывать об этом было бы глупо.

Поэтому перед вами не традиционный туристический видеогид с прогулками по набережной и порой скучными рассказами о том, в каком году тот или иной дом построил тот или иной купец… Шестая серия «Роуд-муви по России» посвящена штучному явлению — пермской культурной революции, пусть и оставшейся частично в прошлом. Надеемся, что этот особый взгляд найдёт отклик у зрителей, ведь все мы путешествуем в поисках чего-то нового, интересного, уникального…