Турист Tina Bochareva (Tiboca)
Tina Bochareva
была 18 октября 2022 16:30

Елабуга — Россия Июнь 2016

На правом берегу Камы стоит очаровательный городок Елабуга, его история тянется со времен Волжской Булгарии. Отголоски этой истории — каменная цитадель с четырьмя башнями, возведенная в X веке, до нашего времени не сохранилась. Но в 1867 году по инициативе купца И. В. Шишкина одна из башен была восстановлена на старом фундаменте, и сегодня является настоящим украшением Елабужского городища и символом города.

Елабуга. Городок с историей

Памятник Ибрагиму-Градостроителю, как называли в народе булгарского эмира Ибрагима I Бен Мухамадда, правившего Волжско-Камской Булгарией с 1006 по 1026 гг. Считается, что именно при нем Елабуга сформировалась как поселение городского типа.

Елабуга. Городок с историей

К Елабужскому городищу ведут две дороги. По одной можно доехать на машине, по другой дойти пешком вверх по каменной лестнице, любуясь шикарными видами и восхищаясь местными жителями, построившими эту дорогу на собственные средства.

Елабуга. Городок с историей

С высоты холма открывается вид на город, центром которого кажется Спасский собор, притягивающий на себя все внимание.

Стилизованные под средневековье входные ворота являются частью воссозданного историко-археологического комплекса «Елабужское городище».

Елабуга. Городок с историей

Елабужское или Чертово городище, как и любое древнее место, окутано легендами. По одной из них раньше здесь стоял храм язычников, в котором жил змей-оракул или черт. Он был известен своими предсказаниями, и все, кто желал узнать свою судьбу, приходили к нему. А в качестве платы за свои пророчества черт требовал приносить человеческие жертвы. Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, змей-оракул неожиданно исчез, а народ стал жертвой неприятеля.

Елабуга. Городок с историей

Совсем рядом с Елабужским городищем стоит ресторан «Городище», где можно вкусно и относительно не дорого поесть, и, конечно, полюбоваться видом, открывающимся с летней террасы.

Елабуга. Городок с историей

Гуляя по старой части Елабуги, создается впечатление, что время здесь остановилось примерно 100 лет назад.

Старые каменные особняки вперемешку с деревянными избами создают особый дух уездного городка. А появление повозки с лошадью только усиливает эффект!

Елабуга. Городок с историей

У каждого должен быть свой дом!

В 1856 в честь коронации Александра II в. Елабуге был открыт парк, названный в честь царя — Александровским. Очаровательные лужайки и извилистые дорожки парка сейчас кажутся совершенно заброшенными. Несмотря на это свежий воздух, вековые деревья и тишина, нарушаемая только пением птиц, делают это место очень приятным для прогулки.

Елабуга. Городок с историей

Небольшое дерево поколений, искусно выкованное из металла, обвешано замочками и лентами (я встретила даже пару влажных салфеток).

Тополиный пух покрыл практически все лужайки парка плотным слоем, и выглядит почти как снег.

Елабуга. Городок с историей

Выйдя из Александровского парка и пройдя чуть вниз по дороге, мы видим знаменитые Шишкинские пруды.

Иван Васильевич Шишкин, отец знаменитого художника, занимал должность старосты города. На свои личные сбережения занимался раскопками и реставрацией исторических памятников. С открытой веранды на втором этаже дома Ивана Васильевича открывался красивейший пейзаж берега Тоймы и пойменных лугов, на которые часто любовался юный художник-пейзажист. В 1830-х годах Иван Васильевич благоустроил красивую местность для отдыха горожан.

Елабуга. Городок с историей

В советское время парк был заброшен, но к празднованию 1000-летия Елабуги Шишкинские пруды были восстановлены. В рамках благоустройства парка была открыта смотровая площадка в виде расписного шатра.

Елабуга. Городок с историей

Место уникальное, но и после восстановительных работ выглядит слегка заброшенным, хотя может именно это и придает Шишкинским прудам такое очарование.

Величественный Спасский собор, кажется, видно с любой точки города. Прекрасный белокаменный собор с колокольней 57 метров построен на месте деревянной церкви в 1816 году. Первый колокол для храма отливал дед известного художника — Василий Афанасьевич Шишкин.

Елабуга. Городок с историей

После того, как настоятель Спасского собора был расстрелян красногвардейцами, храм пришел в запустение. И даже после реставрации в наше время выглядит очень запущенным.

После поездки в Елабугу осталось немного грустное чувство от того, что такому прекрасному городу с историческим наследием не уделяют должного внимания. Но, не смотря на это, город по-своему красив и оставляет только приятные воспоминания и желание вернуться!