Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Мурманская область, Кашкаранцы — Россия Август 2015
8 8

Случайно наткнувшись в интернете на информацию о селе Кашкаранцы и на его святыню — Тихвинскую икону Божией Матери, была удивлена, что ничего не знала об этом. Значит нужно обязательно съездить туда и увидеть это чудо. Вот мы и поехали посмотреть на знаменитую икону. Село расположено на расстоянии 97 км от села Умба. Тогда я еще многого не знала — это уже сейчас, в ходе подготовки этого рассказа-отчета, мне посчастливилось узнать интереснейшие подробности про кашкаранские чудеса.

Итак, древнее поморское село — Кашкаранцы существует с конца 15 века, и у этого села — удивительная история. Стоит село на совершенно голой территории на самом берегу Белого моря. И продувает его летом и зимой со всех сторон. Во время штормов морская пена хлопьями летит на огороды. Поселились здесь поморы, казалось бы, в не очень благоприятных условиях, и были на это веские причины. Здешние места богаты рыбой — она и давала поморам жизнь. Основной доход селяне получали от промысла семги и нерпы.

2
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Существующая кашкаранская Тихвинская церковь была построена в 1895 году, чуть позже открыли школу. Жили селяне достаточно благополучно. Дома строили просторные, светлые (зимняя половина, летняя половина).

2
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Это все — о самом селе…. Но история села — это не главное, главное здесь совсем другое… Все чудеса это места связаны с тремя святыми, жившими и почившими на этой земле.

Немного истории. В XV веке земля эта принадлежала боярыне Марфе Борецкой из Новгорода, но похозяйничала она недолго. В 1470 году она передала эти земли Соловецкому монастырю. Именно с монахами из Соловецкого монастыря и связаны удивительные истории этого края.

Начать повествование об удивительных чудесах следует с описания трех святых — Аксия (Астерия), Авксентия и Тарасия, погребенных в Кашкаранской церкви Тихвинской иконы Божией Матери, вернее погребенных в часовне, которая ранее стояла на месте церкви. Сейчас часовня является частью церкви и под алтарем существует крипта, вот только не знаю, есть ли туда доступ сейчас (не нашла эту информацию нигде).

2
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Итак, первым из святых на этой земле появился Аксий. Тогда села еще не было, а был только Кашкаранский наволок, куда приходили поморы на промысел.

Аксий был монахом и жил в монашьем ските. Прославился Аксий тем, что своими молитвами поддерживал болевших цингой, но сам заболел и умер именно от цинги. После смерти инока кто бы из больных цингой не приходил ко гробу попрощаться с усопшим монахом, от гроба отходили уже здоровыми. И таким образом цинга на всем Терском берегу исчезла. Духовные власти Соловецкого монастыря велели доставить тело монаха к ним. И вот лодка с телом усопшего вышла в море. Вышли они почему-то в ночь. А наутро обнаружили, что лодка оказалась на том же самом месте, откуда отчалила вечером. Этот знак «прочитали» и похоронили Аксия здесь. Место захоронения стало очень почитаемым, к нему потянулись люди со всего Терского берега.

А что сделали Авксентий и Тарасий, что их признали святыми? Если Аксий изгнал из края цингу, то Авксентий и Тарасий имели власть над местными «нечистыми духами». Их молитвами были прекращены жуткие ночные видения, явления древних покойников и прочих привидений. Кашкаранские тони всегда считались особенно нечистым местом.

Над могилами Аксия, Авксентия и Тарасия были поставлены кресты и захоронение это очень почиталось поморским людом. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться у могил Кашкаранских иноков.

В 16 веке над могилами трех иноков была воздвигнута первая Тихвинская Часовня.

2
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Вторая Кашкаранская часовня, построенная в 17 веке вместо первой, посвящена не просто «Тихвинской иконе Божьей Матери», а в память Явления Тихвинской Божьей Матери.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Почему именно Явления? Разгадку можно найти в «Сказании о чудесах от иконы Богоматери Тихвинской в 1581–1611 годах», где повествуется о «чуде Пресвятой Богородицы и о 23-х мужах мучимых голодом на море-океане». 23 помора, чудесно спаслись от гибели, благодаря явлению одному из них Божьей Матери.

А дело было так.

Ранняя выдалась зима, неожиданно ранняя. Застала она поморов далеко от родной земли, налетели штормовые ветра, и лишили мужиков возможности вернуться домой. Хорошо еще, что смогли добраться они до какого-то острова. Но уже нет еды, уже закончилась вода. Голод наступил. А с ним и смерть стала дышать в лицо. Но поморы обладают сильный духом и сдаваться не собирались. Кто-то вспомнил о том, что есть Чудотворная икона Божьей Матери в Тихвинском монастыре и что дивные чудеса происходят от той иконы. Стали мужики усердно молиться и явилась она одному из них во сне, указав на спасение — травку, растущую на берегу.

Травка эта называется «Пучка» — действительно вкусная, проверено нами еще в детстве.

Двадцать дней провели поморы на этом острове, питаясь травой, а после улучшения погоды, приплыли к родным берегам. В благодарность — отсыпали часть заработанных денег тихвинскому монастырю.

Итак, в 17 веке воздвигли новую часовню и в ней хранились иконы Воскресение Христово и Тихвинская Икона Божьей Матери и посвящена она была Явлению Тихвинской Божьей Матери. В 1866 году к часовне пристроили алтарь, и она стала Церковью Тихвинской иконы Божией Матери. Потом ее еще раз перестраивали, после пожара в 1885 году (об этом чуть позже).

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

А сначала — еще одна удивительная история связана с этим местом.

Кашкаранская чудотворная икона Тихвинской Божией Матери спасла село от небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, когда с моря на берег стали надвигаться глыбы льда высотой в 10–17 метров, ломая и сметая суда, дома и амбары

О чудесном спасении Кашкаранцев рассказывает Игумен Митрофан (Баданин)

Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы, расположенного на Терском берегу Белого моря, были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера.

Ледяные массы «возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты», что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома — 11–12 метров.

В эту ночь, накануне великого церковного праздника Крещения Господня, будто вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням, смести с лица земли селение, основавшееся вокруг мощей трёх преподобных иноков.

Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сёл — Варзуги и Кашкаранцев — был иерей Михаил Истомин.

К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели превратить в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна и проглотить 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами.

Лёд приступил к уничтожению жилищ поморов — два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении кашкаранцев.

Всё село устремилось в церковь, где начался слёзный молебен. Люди молились так, как не молились ещё никогда в жизни — всем сердцем. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села — Тихвинскую икону Божией Матери — давнюю заступницу кашкаранцев и всего Русского Севера. Люди встали перед ледяными громадами. Впереди держали икону два помора — староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: «Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице…»

Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть с верой в душе людям. Казалось, ещё мгновение — и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков… И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли — что. А это наступила тишина — лёд встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры.

Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной. За ним с молитвой опускались на колени все жители села.

Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров.

Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, «движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле — явление совершенно небывалое».

В 1894 году случился пожар, и церковь сгорела. Но икона Тихвинской Божией Матери уцелела.

Вместо сгоревшей, в 1895 году была построена новая церковь на средства (5500 рублей) купца Конрада Галтери из города Бендзина (Польша), который попал в шторм, погибал, но был спасен кашкаранскими поморами. Поляк отблагодарил рыбаков, построив им храм.

1
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
2
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

В 1932 году церковь занял клуб и комсомольцы сожгли иконы и церковную утварь. Сожгли все, но чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери как сквозь землю провалилась.

В 1967 году маленький мальчик, забежал в клуб. И вдруг, на него упал стенд с фотографиями передовиков производства. Ребенок заплакал и на его плач сбежались взрослые, которые увидели, что стенд оказался той самой иконой, которую не могли найти уже много лет.

Обнаруженную икону отправили в Варзугу, в Успенскую церковь и засунули на чердак. Еще 30 лет она пылилась там без дела, пока в России не стали восстанавливать церкви….

Осенью 2002 года, у алтаря Тихвинской церкви, все еще считающейся клубом, был воздвигнут поклонный крест.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

В 2004 году был обнаружен изуродованный золоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и выносится лишь в конце Божественной Литургии для поклонения верующим.

Тогда же была найдена двусторонняя живописная часть растерзанной иконы — хоругви с образом Воскресения Христова и преподобного Сергия Радонежского. Эта хоругвь так же восстановлена и находится в Тихвинском храме.

21 июля 2004 года в Тихвинском храме архиепископом Симоном был отслужен первый молебен.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

В 2005 году было восстановлено внутреннее убранство Тихвинской церкви. При изготовлении нового иконостаса были использованы фрагменты старых иконостасов и сами иконы, сохранившиеся в тайниках, на чердаках бывших церквей Варзуги.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

В 2007 году чудотворный образ Тихвинской Кашкаранской иконы Божией Матери вернулся в свой родной храм из Варзуги.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Зайдя в церковь, мы обнаружили, что здесь никого, кроме нас нет. Заходи, добрый человек. Остановись. Помолись. Подумай.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

В правом углу висит знаменитая икона, а перед ней стоит лодка.

1
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Вот зачем стоит здесь лодка? Потратила много времени, но так нигде и не нашла упоминание о лодке.

Вот такие удивительные события происходили в этом селе! Конечно, нам интересно прогуляться по нему. Село живет своей жизнью.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Встречаются молодые семьи с маленькими детьми, значит, есть будущее у этого потрясающего места.

1
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

А спасает село от «злой судьбы» то, что здесь есть гидрометеорологическая станция и маяк, где работают небольшие коллективы.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Идем дальше — на одном из домов висит мемориальная табличка, посвященная Дворниковой Платониде Ивановне — руководителю фольклорного хора.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

С теплотой написал о Платониде Ивановне мурманский поэт Владимир Смирнов в стихотворении «Песня» такие слова:

Спой, Платонида Ивановна, песню,

Какую я слышал давным-давно,

Такую песню,

Чтоб в горнице стало тесно,

Чтоб само по себе распахнулось окно.

Платонида Ивановна была последней из поморов, помнящей и читающей наизусть старицы и былины. А еще она сама сочиняла частушки и прекрасно пела их.

Чтят здесь память и о погибших в годы войны.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Есть в селе дом, которому более 150 лет. Взгляд выхватывает его из окружающей застройки, потому что отличается он от остальных своими старинными стенами да деревянными кружевами.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Некоторые дома брошены, хотя их совсем немного.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

А еще, отличительная черта всех поморских сёл — обязательное наличие баньки. При каждом доме обязательно имеется своя банька, многим из них лет по 100. А еще — поленницы дров — воспоминания из моего далекого детства, когда и у нас дома топили печку. И у каждой семьи был свой дровяной сарайчик со своими дровами.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Вокруг домов почти нет заборов. Дома часто не имеют замков, просто припирают дверь палкой от лихого зверя.

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.
Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Теперь, после того, как я узнала такие подробности про чудеса, происходившие в этом селе, я пренепременно приеду сюда снова….

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии