Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 13:05
Филиппины покорены! Куда дальше?

Пекин — Китай Май 2016

Общие впечатления о пяти днях, проведенных в столице Поднебесной

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Последний день в Пекине мы решили посвятить Тяньтаню — знаменитому Храму Неба, самому крупному алтарному комплексу в стране. Это было до обеда. А во второй половине дня, ближе к вечеру, мы сели на ночной поезд, чтобы под утро приехать в маленький уездный городок Пинъяо, новый этап нашего путешествия по этой удивительной стране. Подошли к концу пять дней отведенных на знакомство со столицей Китая. Как я и предполагал, этих дней было катастрофически мало, несмотря на плотный график, многое увидеть не удалось. Надо знать, что Пекин очень большой по площади город. Большие расстояния, предполагают и большие переезды, на это надо время, и это надо учитывать. При этом, некоторые достопримечательности находятся вообще за пределами Пекина. Я подробно описал ранее наш вояж на участок Стены Мутяньюй, который находится в 70 километрах от Пекина, так на это ушел целый день, один из пяти. Про размеры города: я вот нашел такие данные. Площадь Пекина составляет 17 тысяч кв. км. Для сравнения площадь Москвы в пределах МКАД всего около 900 кв. км., т. е. получается, что столица Китая по площади почти 19 раз больше Москвы. Именно, благодаря своей огромной территории Пекин не кажется слишком густонаселенным.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Нет, там, конечно, проживает много народу, больше 17 миллионов, это второй по численности город Китая, больше только в Шанхае, но особой толчеи и давки мы не заметили. Передвигаться по Пекину совсем несложно, самый удобный вид общественного транспорта, конечно, метро.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Не только самый удобный, но и самый дешевый и самый быстрый. Схема городского метрополитена, на первый взгляд, достаточно сложная. Это так и есть, 17 линий, 232 станции, кстати, по протяженности путей пекинское метро на третьем месте в мире, после Шанхая и Сеула. Но мы разобрались в этой схеме достаточно легко, также как и 10 миллионов других пассажиров, которых пекинское метро перевозит ежедневно. Все названия и объявления станций на китайском дублируются и на английском языке. Билеты можно купить непосредственно у кассира или в многочисленных автоматах, нужно только знать название станции прибытия, от этого будет зависеть и цена проезда. Больше трех, четыре юаней (чтобы перевести в рубли добавляйте нолик) за проезд мы не платили. Есть в Пекине еще и городские автобусы, в этом городе мы ими не пользовались, но как вариант, можно иметь ввиду (вход через переднюю дверь, бросаете сами монеты или купюры в специальный приемник, обычно проезд составляет 2 юаня). Что касается такси, то именно по Пекину мы на нем не катались, экономили. Ну, а зачем платить лишнее, если есть метро? В Пекине мы жили в гостинице Beijing Jun An Hotel.

Выбирали по принципу недорого, с наличием стандартных набором удобств и близостью к метро. Этот отель вполне этому соответствовал, к тому же находился в шаговой доступности от Храма Неба (про него чуть позже). Тут уместно рассказать про наше размещение во время поездки по стране. Все отели были забронированы на Booking.com, по всем выбранным вариантам размещения предлагались условия бесплатной отмены брони почти до самого дня заезда и оплаты наличными при заселении, т. е. предварительной оплаты не требовалось. Ни в Пекине, ни в других городах никаких сбоев не было, забронированные номера нас ждали, денег за них требовали ровно столько, сколько было указано в квитанции, юань в юань. Иногда при заселении требовали залог (в пекинском отеле 100 юаней), иногда нет. В любом случае залог возвращали при выезде, ибо пиво из мини-барчиков мы не пили, зеркала в ванной не разбивали и по отельным телефонам на родину не звонили. Много ли удалось посмотреть в Пекине за 5 неполных дней? Много! Об этом я рассказывал в своих предыдущих материалах. Общее знакомство со столицей Китая состоялось, город стал ближе и понятнее. Что еще хотелось бы посмотреть, но не удалось? В программу — максимум входили: ламаистский монастырь Юнхэгун (мы были рядом с ним, но храм Конфуция не отпустил нас к своему соседу-собрату), монастырь Дачжунсы (действующий монастырь даосов, в котором собрано 100 колоколов разного размера), монастыри Фаюаньсы и Байаньгуань (древние храмы Пекина), католический собор Дунтан, церковь Сен-Мишель и кафедральный собор Наньтан (следы деятельности европейских миссионеров), пекинские мечети, парк национальностей Китая (большой этнографический музей, очень хотелось сюда попасть). Не удалось посетить и Ихэюань -летний императорский дворец (только на знакомство с ним необходим целый день, а лучше два). Да много еще всего. Но… А вот Храм Неба мы увидели, и увиденным остались весьма довольны!

О Тяньтане, храме для молебнов и жертвоприношений в честь Неба

В Китае культ Неба возник в незапамятные времена. Почти все правители империи возводили алтари, для преклонения Высшему божеству. Это и понятно, ведь китайские императоры, как известно, «Сыновья Неба». Возвели храм Неба и в Пекине в 1420 году, одновременно со строительством императорского дворца, уже хорошо нам знакомого Пурпурного Запретного города. Именно тогда империя Мин перенесла в Пекин свою столицу из Нанкина. Фактически храм Неба представлял собой императорский лесопарк, на огромной территории которого были разбиты сады и лес из кипарисов, тиса и других деревьев.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

А уже в центре лесопаркового ансамбля расположились алтари и храмы. В храме трижды в год совершались Великие жертвоприношения: жертва Небу в период зимнего солнцестояния, молебен по урожаю в первом лунном месяце и молебен о дожде в начале лета. Все это обслуживало очень много людей, это были не только служители культа, но музыканты, слуги. Вот для таких важных и нужных дел был и предназначен храм Неба. Прогуляемся по храму Неба. Кстати, прогулка там весьма приятна. Размеры лесопарковой зоны храма, со времен династии Мин значительно уменьшились. Город наступал на Тяньтань, занимая окраины кипарисовых рощ под застройку. Но, тем не менее, его территория, по размеру, и сейчас очень солидная. Общая площадь храма Неба раза в два больше немаленького Запретного города. Храм Неба в настоящее время фактически превратился в городской парк, количество людей занимающихся физкультурой, активным отдыхом и просто отдыхающих впечатляет.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Вот мы сюда зашли в понедельник утром. Мы туристы, на отдыхе. Но что тут делают все эти люди, почему не на работе? Да нет, шучу, молодцы! Территория храма Неба обнесена стеной, вернее двумя.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Одна внешняя, очерчивает всю территорию храма, а есть еще внутренняя, которая ограждает непосредственно здания храма.

Самое высокое здание в храме Неба называется Циняндянь. Это храм молений об урожайном годе.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

На фундаменте, сложенном из белоснежных мраморных плит возведен павильон круглой формы, верх которого венчает трехъярусная крыша, сложенная из темно-синей черепицы, а на самом верху есть еще позолоченная шишка. Вот такое сооружение высотой 38 метров. В основе всей этой конструкции 28 гигантских колонн окрашенных в темно-красный цвет. Каждая колонна это цельный древесный столб.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Интересный факт, соединение деревянных балок выполнено без единого гвоздя, так было принято в древнекитайском зодчестве. Давайте и я вам расскажу, как проходила церемония моления Неба об урожайном годе. Это интересно! Дело было так! Император, прибывая в храм, первым делом осматривал приготовленные для жертвоприношения предметы и животных. Затем, он отправлялся в специально отведенное место, называемое Чжайгун, где проводил ночь, размышляя только о предстоящей церемонии.

За три дня до этого, у императора был трехдневный пост. Он отказывался (какой ужас) от вина, музыки и женщин, да и вообще от всех развлечений. Кстати, женщин на территорию Тяньтаня совсем не пускали, слишком серьезные вещи тут происходили, чисто мужские занятия. Ровно за сорок пять минут до восхода солнца, император, облаченный в ритуальные одежды, поднимался по каменным ступеням.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

В это время в печи зажигали огонь под целой тушей жертвенного быка. Рядом были еще жаровни с приготовленным мясом. Под торжественные звуки священной музыки император читал текст молитвы, возжигал ароматные палочки и многократно простирался перед табличкой Неба. Ему было положено совершить 9 ритуальных действий. Церемония завершалась, когда император, он же Сын Неба, осматривал догоравшее в жаровне мясо и убеждался, что Небо приняло его жертву. Еще на территории храма Неба есть Хуанцюньюй (правда красивое название). Это такое круглое сооружение с круглой, покрытой черепицей, крышей.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Оно было предназначено для хранения табличек с именами императорских предков. Вокруг Хуанцюньюя (как же мне нравится это название) стена, опять же круглой формы. Стена необычная, она очень хорошо передает звук. Если один человек встанет в любом ее месте к стене лицом, а другой человек будет находиться в диаметрально противоположенной стороне и что-то тихо говорить в стену, то первый услышит второго, и наоборот.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

А еще перед ступенями Хуанцюньюя (продолжаю наслаждаться этим чарующим названием) уложены три знаменитые каменные плиты. У них тоже есть имя -Саньиньши (Камень трехкратного эха). Если встать на первую каменную плиту перед ступенями и хлопнуть в ладоши или крикнуть, то услышишь однократное эхо, если на вторую -двукратное, а на третью -трехкратное. Вот сколько акустических диковин имеет Хуанцюньюй! Совсем рядом от Хуанцюньюя расположился Хуанцю (одно название лучше другого). Так вот этот Хуанцю — мраморный алтарь Неба.

Он имеет круглую форму и состоит из трех ступенчатых ярусов. Диаметр верхнего яруса -10 метров, среднего -50, а нижнего -67 метров. Каждый ярус обнесен ограждением из фигурных мраморных столбиков. Центром верхнего яруса является круглая каменная плита, которую называют Таньсиньши.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Вот именно сюда, по широким лестницам, во главе пышной процессии, и поднимался император, чтобы совершить традиционный обряд. Тут раскрою вам еще один секрет. Таньсиньши тоже обладает акустическим эффектом. Если встать в центр плиты и произнести слова, то звук заметно усиливается. Это, конечно, поднимало впечатление от молитвенной церемонии. Приближенным императора казалось, что голос его гремел, доходя до самого священного Неба. Какие хитрецы, работали на эффект! Нетрудно догадаться, что желающих попробовать свой голос, стоя на Таньсиньши, бесконечное множество.

О Храме Неба и о том, что мы не увидели в Пекине

Только не знают они одного, добиться эффекта резонанса можно, только если будет малолюдно, иначе шум толпы заглушает ваш голос, обращенный к Небу. А малолюдно в Тяньтане — храме Неба, не бывает никогда