Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 23:14

Владимирская область — Россия Май 2016
Церковь в селе Романово

В один погожий майский день, возвращаясь из Иваново, я решил сделать остановку в Суздале с целью узнать, что интересного есть вокруг Суздаля. Ведь сам Суздаль исхожен вдоль и поперёк неоднократно. Я посетил повторно Кидекшу и Боголюбово и решил заехать в деревеньки, в которые туристы обычно не заезжают. На карте это выглядит так.

Итак, по порядку.

Между Суздалем и Владимиром есть два села Борисовское и Порецкое. Оба они довольно старые (первое упоминание о них в писцовых книгах датируется XIV веком). С давних времён помимо земледелия местные занимались строительством. В этих сёлах были сколочены строительные артели, которые существовали очень долгое время. Есть сведения, что именно мужики из села Порецкое восстанавливали Дмитриевский собор во Владимире.

А в середине позапрошлого века сельчане Борисовского собрались и построили себе церковь в честь Василия Великого. В 1930 г. храм стал использоваться колхозом под зернохранилище. В 1932 г. храм остался без священника. Нашлось три священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой и церковь вынужденно пустовала.

По Суздальщине

А это храм святого Виктора Халкидонского в той же деревне. Как рассказывают местные жители, когда в церкви Василия Великого случился пожар решено было приспособить здание бывшей конюшни. Была пристроена колокольня и облагорожена территория на время ремонта местной церкви. Ну, а потом она там и осталась.

А это здание почты. Её можно долго рассматривать, это настоящий памятник архитектуры. Видимо раньше это был дом зажиточного человека.

По Суздальщине

В этом доме на первом этаже кто-то живёт, а на втором находится почта России.

По Суздальщине

Даже не просто почта, а КиберПочта!

Я поднялся по кривым шатким лестницам на второй этаж.

По Суздальщине

Так и есть! КиберПочте отведена целая комната, в которой сидела кибер-почтальон и играла на компьютере.

А ещё местные жители в качестве урн используют старые сундуки, что тоже забавно.

По Суздальщине

От Борисовского до Порецкого два с небольшим километра. Село Порецкое стоит на Нерли. Очень аутентичное село, не зря же там снимался фильм по новеллам Шукшина «Странные люди». Там при местной школе существует историко-этнографический музей «История села Порецкого». Местные краеведы, как школьники так и учителя, собрали не только предметы старины, но и интересную информацию о своём родном селе.

В старину основным материалом для строительства домов было дерево. Даже не всегда кирпичный фундамент был, бревна клали прямо на землю. Вместо фундамента делали т.н. завалинку — насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома. Она предохраняла постройки от промерзания зимой. Крышу домов крыли так же, в зависимости от материального благосостояния: люди побогаче — покупали рубероид, а бедные — делали дранку, обдирая липу, делали тоненькие дощечки, подобие черепицы. Да и с гвоздями в ту пору было плохо.

Потом стали строить дома на подклети. Снизу — каменный амбар, а верхняя часть дома жилая деревянная. Такие дома ранее строили не все семьи, а лишь те, в чьих семьях мужчины ездили на заработки в Москву и имели строительные специальности. Дома их были хорошо построенные, прочные и красивые, в один или два этажа. Таких домов и сейчас по улице Преображенская и Набережная большинство и все хорошо сохранились.

По Суздальщине

Более зажиточные люди строили дома полностью из кирпича. Каменные дома очень крепкие и долговечнее деревянных, стоят и по сей день.

«Село Порецкое всегда было зажиточным, так как оно стояло на древнем пути из Владимира в Суздаль и располагалось на реке Нерль, которая в старые времена, была очень широкой и судоходной. В селе была водяная мельница Архиерейского дома, маслобойный завод Колотилова, постоялый двор, несколько торговых лавок, гостиница, конный двор (где ямщики меняли своих коней), школа, сельский дом досуга, детский садик, молокозавод, деревянные фермы».

«Работала у реки водяная мельница Архиерейского дома (конец ХIX в.), имевшая 10 поставов (пар жерновов). Молоть приезжали со всей округи. От мельницы все село питалось электричеством. Приезжавшие ко мне подружки дивились цивилизации, потому как электричество тогда еще мало где было…народа приезжало много, потому что на всю округу было только лишь 2 мельницы…По реке приходили целые баржи и муку мололи в первую очередь им, а мужики, приехавшие из соседних сел с 2–3 мешками, были вынуждены ждать, а зачастую даже ночевать в постоялом дворе, располагавшемся рядом с мельницей…а рядом с мельницей располагалась и кузница» (из воспоминаний местной жительницы).

Самое интересное то, что мельница эта сохранилась, в неё можно залезть через окно и походить по всем помещениям.

В ней сохранились все агрегаты и механизмы. Только надо быть осторожным и внимательным: несколько досок в полу отсутствует.

И жаль, что никто не занимается восстановлением мельницы. А может быть уже и поздно её восстанавливать.

«Каждый дом имеет своего хозяина, а бывает и такое, что у дома меняются хозяева по нескольку раз. Каждый дом по-своему красив, будь то хоромы или скромненькая изба, потому что у них есть хозяин. Одинок и печален своим видом лишь только тот дом, у которого нет хозяина. Без хозяина дом — сирота!» А я в Порецком не видел ни одного бесхозного дома.

По Суздальщине

Ещё в Порецком есть старинная церковь Спаса Преображения. Построена в Суздальских традициях в 1795 году.

По дороге из Суздаля в Иваново проезжаешь село Лопатницы. Это очень старое село. В давние времена феодально-зависимые крестьяне, принадлежавшие царю и лицам царской фамилии, назывались дворцовыми. Так вот, в XVII веке Лопатницы были центром дворцовой волости.

По Суздальщине

В этом селе медленно умирает памятник архитектуры — каменная церковь Николая Чудотворца. Она была основана не позже XV века. В кирпиче она была выстроена в 1797 году.

Церковь была закрыта в первые годы советской власти и до сих пор находится в заброшенном состоянии. Волонтёры попытались навести элементарный порядок: прибрались внутри и заколотили окна досками.

По Суздальщине

Если ехать из Суздаля в сторону Гаврилова Посада, то не проедешь мимо трёх старинных сёл: Романово, Менчаково, Весь. Они действительно старинные, образовались несколько веков назад, не получили своего развития, но тем не менее продолжают существовать. И все они стоят на берегу речушки Ирмес, которая впадает в более известную Нерль.

Первое село на пути будет Романово. Оно стоит как раз перед рекой. Древнерусское селище Романовское начало своё существование в XII веке. В древности сельчане занимались гончарной керамикой. В двухстах метрах к востоку от села находится курганный могильник, по находкам которого был определён возраст села.

По Суздальщине

В селе находится каменная холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1795 г. усердием прихожан, по благословению преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского. Теплый придел в честь св. мученика Фрола и Лавра пристроен в 1852 г. Церковь была закрыта в 1934 г., её внутренний интерьер не сохранился.

В 2008 г. бесхозное состояние храма прекращено силами Боголюбского женского монастыря.
В настоящее время приписан к Суздальскому Покровскому монастырю.

По Суздальщине

От села Романово до Менчаково полтора километра по той же дороге на Гаврилов Посад. Село Менчаково ровесник Романово.

В Менчаково на высоком берегу реки Ирмес стоит своя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь действующая, построена в 1795 году. Была закрыта в 1930-х, в 1990-х возвращена верующим и отремонтирована.

По Суздальщине

Колокольня Рождественской церкви в селе Менчаково своей архитектурой поразительно напоминает колокольню XVII века в Суздальском кремле.

По Суздальщине

От Рождественской церкви в Менчаково хорошо видна церковь Рождества в Романово.

А также церковь Михаила Архангела в селе Весь.

Панорама реки Ирмес.

Но вернёмся в Романово и по указателю повернём в село Весь.

Весь — это археологическая мекка Суздальщины, представляет большой интерес для археологов. В X—XV вв. здесь был целый поселенческий комплекс, куда входило 6 древнерусских селений. Культурный слой поселений содержит богатый материал, характеризующий культуру древнерусской деревни. Археологи утверждают, что здесь хорошо сохранился культурный слой, который хранит в себе множество артефактов материального мира. Но в конце прошлого века здесь хорошо потрудились чёрные копатели: часть средневековых украшений предположительно поступила на рынок Вернисаж в Измайлово.

Село называется в честь финно-угоского племени — весь.

Главной достопримечательностью села Весь является церковь Михаила Архангела.

По Суздальщине

В письменных источниках церковь в селе упоминается под 1556 г. Вероятно, речь идет о деревянном храме, предшествующем существующему.

Год постройки каменной точно не известен, где-то на стыке XVIII—XIX вв.

По Суздальщине

Церковь в селе Весь — уникальное сооружение, поражает своей архитектурой и гармонично сливается с окружающим ландшафтом (стоит она на высоком правом берегу реки Ирмес). Её пятиглавие видно из соседних сел даже с многокилометрового расстояния. Она устремлена ввысь и парит над окружающими её полями.

Но, к огромному сожалению, церковь бесхозная. В результате чего утрачена кровля, в некоторых местах стены и своды, находится в аварийном состоянии и, видимо, восстановлению уже не подлежит. Но я всё-таки представлю несколько фотографий.

Ну, а чтобы не заканчивать на такой печальной ноте это повествование, возвращаюсь в Суздаль. Несколько видовых фотографий.

Постскриптум

Я, наверное, притомил своего немногочисленного читателя своими рассказами о местах совсем не туристических. Вряд ли кто-либо повторит мои маршруты. Куда приятнее путешествовать по причёсанным городам, жить в комфортабельных гостиницах, любоваться красивой архитектурой и вкусно есть. Сам ездил, знаю. Но я не об этом.

Наша страна огромна и на её просторах живут люди, которые до сих пор пишут слово Родина с большой буквы и вкладывают в это слово свой смысл и оценивают это понятие по своим жизненным взглядам. Все знают, что Россия очень противоречивая страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Как писал поэт: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить». А вера воспитывает совесть. Человек бессовестный не может любить Родину, может ее только использовать, а зачастую, к сожалению, продавать.

С чего начинается Родина? Быть может с тех волонтёров, что прибрались в церкви села Лопатницы или с тех мужиков, что превратили конюшню в храм? а может с жителей Борисовского, что расставили по селу старые сундуки под мусор? может с ребят из Порецкого, собравших столько материала о своём селе, что хватило на целый музей? или с юной кибер-почтальонши, играющей на компьютере, в ожидании хоть какого-нибудь посетителя?…Почему-то когда путешествуешь за границей об этом не задумываешься. Там всё по-другому…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия