Павлов Константин (KonstantinPavlov)
Константин Павлов Пользователь — был вчера 22:54

По Китаю, с севера на юг. О почтенном храме Конфуция

8 июня 21:09 Пекин — Китай Май 2016
48 39

Размышления на тему, насколько религиозны китайцы, навеянные мудростью и ученостью храма Конфуция

3



В Храм Конфуция мы попали после обеда, часа в три, и с удовольствием провели там остаток светового дня. От площади Тяньаньмэнь (в кафе, рядом с которой, нам и пришла идея посетить это знаковое для всего Китая место) до храма Конфуция добрались достаточно быстро и легко. Сначала на метро до станции «Yonghegong» (линии метро № 2 и № 5), далее в метрах ста от выхода «С», сразу нашли очень известный ламаистский монастырь Юнхэгун, и, дав себе обязательство посетить и его, направились прямиком в храм Конфуция, до которого было совсем близко. Да простит нас монастырь Юнхэгун, мы не выполнили данное обязательство и не увидели его. Попав на территорию соседнего храма, почтенного храма Конфуция, очень уютного, тихого и сравнительно мало посещаемого, мы не нашли силы покинуть его до самой последней минуты разрешенного времени посещения. К этому времени закрылся и монастырь Юнхэгун, а назавтра нас ждал Храм Неба и поезд до Пинъяо.

Немного пройдя по тихой улочке, вдоль высокой стены, над гребнем которой видны черепичные крыши древних построек и кроны не менее древних кипарисов, подойдем к воротам в храм.

2

Заходим. Нашему взору открывается анфилада из трех дворов, разделенных стенами и воротами.



На территории храма Конфуция, так все пропитано мудростью и ученостью, что непременно тянет на глубокомысленные размышления. Вот лично мне прилетел такой неожиданный вопрос: насколько религиозны китайцы? А если есть вопрос, надо искать ответ. С одной стороны, все достаточно просто. Разве может быть не религиозен народ, принадлежащий к тысячелетней цивилизации, живущий в стране, наполненной храмами и часовнями, алтарями и монастырями. Но, если считать, что основными признаками религии являются наличие догм, представления о божественном сотворении мира, о существовании божеств, не имеющих ничего общего с простыми смертными, то ответ на поставленный вопрос будет иным. Китайцы не религиозны.

В Китае уже много веков существует понятие «трех религий», включающее конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайцы не признают между ними жестких границ, оставаясь верными утверждению: «Три учения составляют, по сути, одно».

3
2

Одно из этих трех учений, конфуцианство, наименее религиозно. Эта система основана на связях между законами природы и моральными запретами. Наблюдая за миром и перенося эти наблюдения в жизнь посредством обучения, это учение создает основу для социальной организации. Конфуцианство не проповедует идею о том, что семья имеет главу, поскольку Бог так пожелал. Вовсе нет. Просто природа демонстрирует нам, что выжить в условиях анархии невозможно. Лишенное божеств в персонифицированном виде, конфуцианство признает существование природных сил, которые являясь неумолимыми, активно действуют в этом мире. Вопрос о посмертном существовании конфуцианство решает скорее символически, без какого-нибудь отношения к реальности, в основном через культ предков. Во всяком случае, оно далеко от поисков бессмертия.

1



Даосизм такое же древнее учение, как и конфуцианство. Существует легенда, что Конфуций ученик Лао-цзы, так ли это, точно не известно. Но жили два легендарных китайских философа в одно время. Лао-Цзы («мудрый старец») основатель философского учения о Великом Абсолюте. Нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Даосизм (от китайского слова «дао» «путь», «первооснова всякого бытия») также имеет в своей основе идею прислушивания к путям природы. С одной стороны, упор делается на практику медитации. Основная идея практической философии Лао-Цзы это абстрагироваться от всяких связей с обществом, проводить время, размышляя в одиночестве. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главный принцип — принцип неделания, бездействия, а главная добродетель — воздержание. С другой стороны, даосизм имеет религиозную составляющую. Во-первых, происходило обожествление Лао-Цзы, для чего была разработана серия ритуалов, практик и магических церемоний. Эти культы отправлялись жрецами, местом отправления культа могли быть храмы или часовни или иная магическая территория, определенная жрецами. Позже в религиозном даосизме появилось много богов. Часто это были люди, которые через посвящение или обретение мудрости смогли победить смерть. Таким образом, существует путь, который посредством некоторого числа практик, аскетического поведения и занятий магического характера, может привести посвященного в тайны учения к бессмертию.

4



И, наконец, буддизм. Он пришел из Индии, где жил Сиддхаратха (собственное имя Будды), также известный под именем Гаутама Шакъямуни. Причем он жил как раз в эпоху Конфуция и Лао-Цзы. В Китай буддизм пришел в начале первого века нашей эры. Основное учение Будды содержит четыре истины: жизнь это страдание; страдание происходит из желания; желание укротимо; страдание может быть побеждено правильным мышлением. Победить страдание — это значит суметь посредством соответствующих практик и медитаций выйти из цикла реинкарнаций, в который вновь и вновь низвергают людей ошибки, совершенные ими. Те, кто смог очистится в достаточной степени, чтобы подняться до уровня, где угасает желание, являются святыми или пробужденными. Сиддхаратха — один из пробужденных.

7
1



Кстати, вы заметили, что мы уже долгое время находимся на территории храма Конфуция. Будет более справедливым, если мы уделим основное внимание именно этой легендарной личности.

О Конфуции, великом китайском философе, чьи теории очень нравились китайским императорам

За 500 лет до нашей эры на территории современного Китая находилось множество княжеств, которые вели беспрерывные междоусобные войны. Это стало основной причиной возникновения большого количества философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь преодоления страданий и горя. Правители государства - императоры и князья - стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатление мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени и был Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Конфуций это латинизированная форма фамилии и титула, в Китае его зовут или Кун Фу-цзы (мудрый учитель Кун) или Кун-цзы (философ Кун).

1



Он не оставил после себя письменных работ, но его ученики сохранили память об учителе. Из отрывков его поучений была создана книга «Беседы», в которой Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека, основными качествами которого должны быть: гуманность и чувство долга.

Конфуций говорил об обществе идеального порядка, в котором каждый знает своё место, где существует деление на - верхи и низы: те, кто думает и управляет государством, и те, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека. Основа порядка — суровое подчинение старшим. Слепая покорность воле старшего - необходимое условие стабильности общества.

4



Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями, с тем же даосизмом. Но, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), оно постепенно усилилось, и стало государственной идеологией императорского Китая.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества.

Предполагалось, что нравственное самосовершенствование человека является предпосылкой его успешной деятельности на государственном поприще, что и является целью его нравственного развития.

Последователи Конфуция считали, что государство это аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава рода. В традиционной китайской семье была жесткая иерархия, в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему. Соответственно, и конфуцианская доктрина предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности, что было выражено в нормах о «пяти взаимоотношениях» отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

Идеальная личность конфуцианства — «благородный муж», им мог быть любой человек, независимо от происхождения. Единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.
Большую роль играл в конфуцианстве культ предков. Конфуцианство не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность и развивая в себе гуманность - сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

1



После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Например, система экзаменов, главный способ формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся, а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера (первые два варианта, имеют объяснение, но, не знаю, чем так провинились парикмахеры) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 года, когда она была заменена европейской общеобразовательной системой. Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа.

О храме Конфуция, который столице Китая подарили монголы

Когда монголы покорили Китай, они спустя некоторое время поняли, что хорошо бы склонить китайское чиновничество на свою сторону. И тогда в 1302–1306 годах они построили и подарили своей новой столице храм Конфуция, предшественник нынешнего. Современный облик храм приобрел в 1906 году, когда уже обреченная династия Цин (помните историю о злобной императрице Цыси, доведшей империю до краха) решила поднять авторитет храма Конфуция, чтобы противопоставить его влиянию христианства.

К этому времени мы уже достаточно прогулялись по дворам и павильонам, находящимся в тени вековых деревьев. Хочу обратить внимание на 198 каменных стел, покрытых иероглифическими надписями.

2

На них записаны имена и даты рождения всех 51624 соискателей, успешно сдавших экзамены на высшую ученую степень «цзиньши», дающую право работать на государственных постах.

А еще на территории храма можно увидеть старый кипарис, огороженный заборчиком. Ему, между прочим, более 700 лет.

3

А в эпоху Мин (помните эту империю царство кастратов) произошла история, связанная с этим деревом. Один министр совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличать добро от зла. И дали кипарису имя «Кипарис, поражающий пороки».

Кстати, в храме очень много очень старых деревьев. Меня очень впечатлили глицинии.

6

Эти древовидные вьющиеся субтропические растения с крупными кистями душистых лиловых цветов растут и в моем городе. У нас их высаживают, так, чтобы их ветви, толщиной с виноградные лозы, обвивали беседки или ползли по стене. А в храме Конфуция я увидел невероятной толщины стволы этих деревьев. Сколько же они повидали на своем веку?

Центральное сооружение храма зал Великого Достижения (Дачэндянь), в котором императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию.

2

Здание было построено в 1302 году, затем горело, и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета, цвета императорской власти. В зале Дачэндянь царит полумрак.

1
1
1

В цветах убранства преобладает пурпур и полустертая позолота. Под потолком установлены доски с надписями, прославляющими Конфуция и его учение. В центре зала установлена табличка духа Конфуция, ей поклонялись как самому Конфуцию.

Перед ступеньками зала происходила какая-то церемония с участием большой группы китайских подростков, одетых в старинные одежды. Возможно, это была репетиция представления, воссоздающее обстановку «великого жертвоприношения».

1
1
3



Кстати, в Китае с давних времен было принято располагать рядом конфуцианский храм и школу. Вот и здесь, сразу после постройки храма Конфуция, рядом с ним, еще в 14-м веке, возвели Императорскую Академию (Гоцзыцзян). Здесь готовили чиновников и проводили государственные экзамены, о которых мы уже говорили. В этой академии учились даже иностранцы и говорят, были студенты из России. Она просуществовала до 1906 года. С 1949 по 2003 года в стенах бывшей академии находилась Столичная библиотека и Пекинская детская библиотека. В настоящее время здесь располагается Музей китайского образования, проводятся различные конференции. На территорию бывшей Императорской академии, можно попасть через боковые ворота с территории храма. Там очень душевно и красиво можно провести время.

4
4

Но вернемся на территорию храма Конфуция. Вдоль стен храма протянулись галереи. Раньше в них хранилась ритуальная утварь и таблички духов 72 известнейших учеников и последователей Конфуция. Все они в прошлом были утрачены, и сейчас здесь расположилась экспозиция истории Пекина, которую мы не преминули посмотреть.

1



Исторические артефакты можно увидеть и прямо на территории храма. Есть там копии 10 каменных барабанов, созданных в эпоху правления императоров династия Западная Чжоу(828–782 до н. э.) и старинные алебарды.

Еще во дворе храма построено 11 павильонов каменных табличек.

1
1


Ну вот, наверное, и все! Отдав долг памяти великому китайскому философу Конфуцию, мы с чувством глубокого удовлетворения покинули храм, построенный в его честь!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

Частные гиды
в Пекине

Бронирование отелей
в Пекине

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

natchen
+1
8 июня 16:25
Константин, прочитала с большим интересом. И мало того, почерпнула для себя много нового. Спасибо.))
KostantinPavlov
+1
8 июня 16:30
Спасибо Наташа, вернее сесе! Тренируем китайский!
natchen
+1
8 июня 16:34
Костя, минуточку! Сейчас в словарик гляну...)
natchen
+1
8 июня 16:36
Буюнсе!
KostantinPavlov
+1
8 июня 16:39
Тхай лихай лэ!
KostantinPavlov
+1
8 июня 16:51
KostantinPavlov писал 8 июня 16:39
Тхай лихай лэ!
Очень круто!
natchen
+1
8 июня 16:58
Да, только надо еще это выучить...))
Ege
+1
8 июня 23:17
спасибо за рассказ!
KostantinPavlov
+1
9 июня 9:52
Спасибо Вам!
Nomad
+1
9 июня 11:14
Очень приятное место, и интересный рассказ! Спасибо!!
KostantinPavlov
9 июня 11:35
Сесе Олег! Только вроде пить там нельзя...храм
Nomad
+1
9 июня 11:37
Ну... в храме можно и не пить... чуть-чуть потерпеть...
catys
+1
9 июня 11:53
Константин, Вы своим вопросом про религиозность китайцев повергли меня в глубокие размышления! Как-то даже язык не поворачивается назвать конфуцианство "религией" в привычном нам понимании этого слова... Так же как и буддизм и даосизм
Очень интересный материал о весьма знаковой личности!
KostantinPavlov
+1
9 июня 12:05
catys писала 9 июня 11:53
Как-то даже язык не поворачивается назвать конфуцианство "религией" в привычном нам понимании этого слова... Так же как и буддизм и даосизм
Именно так, Катя. С этим вопросом мне и хотелось разобраться, для этого даже несколько заумных статей прочитал. А Конфуций -китайское все. Очень удобную теорию он придумал в свое время, китайским императорам она понравилась и живет уже века! Сесе (спасибо) за внимание!
catys
+1
9 июня 12:10
KostantinPavlov писал 9 июня 12:05
С этим вопросом мне и хотелось разобраться
мне просто сразу вспомнилось как институтский преподаватель философии мучил нас, глупых и зеленых, вопросом: "А как вы думаете, почему в СССР все религии были запрещены, а буддизм - нет?"
KostantinPavlov
+1
9 июня 15:25
catys писала 9 июня 12:10
почему в СССР все религии были запрещены, а буддизм - нет?
ого, интересно, какой ответ. Карма, реинкарнация все это совсем не соответсвовало научному материализму? Да и были в СССР преследования буддистов. Вспоминаю свою осеннию поездку в Бурятию и Монголию, религиозные преследования были серьезные. В Монголии так вообще, половину монахов перебили
catys
+1
9 июня 15:43
я боюсь не совсем точно изложить мысль достопочтенного профессора, но суть была в том, что с точки зрения коммунистической идеологии буддизм был формой атеизма из-за того, что в нем отсутствует вера в бога как такового.
KostantinPavlov писал 9 июня 15:25
Да и были в СССР преследования буддистов
а когда у нас одно другому мешало?
KostantinPavlov
+1
9 июня 15:51
catys писала 9 июня 15:43
буддизм был формой атеизма из-за того, что в нем отсутствует вера в бога как такового.
ну да, логика понятна. Хотя все равно опиум для народа
catys
+1
9 июня 16:11
KostantinPavlov писал 9 июня 15:51
Хотя все равно опиум для народа
как и коммунизм
KostantinPavlov
9 июня 16:26
catys писала 9 июня 16:11
как и коммунизм
конечно
sovikont
+1
9 июня 17:27
действительно очень интересно ,Костя! после такого рассказа еще больше вопросов появляется , а место очень интересное!
KostantinPavlov
9 июня 20:05
Спасибо! Действительно Китай страна с удивительной историей, в которую чем глубже погружаешься, тем больше вопросов
Chedty
+1
9 июня 18:22
Спасибо безусловно интересно. Лао-Конфуцизм не больше и не меньше религия, чем Марксизм-Ленинизм. Тема просто великолепная. Прочитал с огромным удовольствием.
KostantinPavlov
9 июня 20:22
...не больше и не меньше религия, чем марксизм-ленинизм.... хорошо сказано, именно так и есть. Да, тема интересная, религиозные предпочтения китайцев во многом определяют "лицо"китайского мира и в прошлом и сейчас. Спасибо!
Kapuletta
+1
9 июня 23:38
Буддизм как-то понятнее, чем конфуцианство... Намудрили чего-то китайцы, смешали в се в кучу....заберу в избранное, вдруг судьба занесет в те края, изучу более тщательно.
KostantinPavlov
10 июня 9:50
Спасибо!
Kapuletta писал 9 июня 23:38
Намудрили чего-то китайцы, смешали в се в куч
китайцы они такие, все у них по своему
Kapuletta писал 9 июня 23:38
вдруг судьба занесет в те края
если не были, сильно рекомендую -удивительная страна
Leolik
+1
10 июня 8:44
все понятия и ценности относительны
Очень мудрый подход. А интересно, мнение большинства учитывается при склонении чаши весов при определении, что более, а что менее относительно?
Хотя если
абстрагироваться от всяких связей с обществом,

То вряд ли!
А Конфуций очень удобный при дворе филосов, такая догма, как
Основа порядка — суровое подчинение старшим
, построже чем "Кодекс строителя коммунизма!"
Занятно это все конечно. Знать надо, а следовать, как кому удобно. Ведь все в мире относительно!
KostantinPavlov
+1
10 июня 10:19
А интересно, мнение большинства учитывается при склонении чаши весов при определении, что более, а что менее относительно?
решили поглубже копнуть недра даосизма Мудрый старец Лао-цзы имеет, наверное, что сказать по этому поводу
А Конфуций очень удобный при дворе филосов
конечно, в этом и есть секрет популярности его философии уже 2500 лет. Она понравилась китайским императорам
marsada
+1
12 июня 17:27
Очень интересно. Хотя конфуций у меня в голове все же больше был философ, нежели религиозный деятель. Много вопросов появилось после поочтения...
KostantinPavlov
12 июня 19:30
Конечно, так и есть, Конфуций исключительно философ, мыслитель. А уже Китайские императоры превратили его учение в подобие религии. Также и мы верили, что строим коммунизм. Во что сказали верить, в то и верили
Olegka
+1
13 июня 22:48
Как всегда написано интересно, доступным языком; сжатая историческая выдержка, определения, которые раскрывают основную суть вопроса - многое становится понятным. Многое почерпнул для себя!)
KostantinPavlov
+1
13 июня 22:52
Спасибо Олег!
Запись с ответом была удалена.
NataliaC
+1
23 июня 17:32
Ну очень интересно!!!
идеал совершенного человека, основными качествами которого должны быть: гуманность и чувство долга.
-это сказал человек до н.э!!!
KostantinPavlov
+1
23 июня 17:55
Не зря этим человеком китайцы гордятся сотни лет. Его учение стало их религией!
NataliaC
+1
23 июня 19:42
И что удивительно,он-то ничего не записывал, а все его мысли сохранили ученики!!
KostantinPavlov
+1
24 июня 10:31
Да, записывали его многочисленные ученики. Его идеи очень понравились китайским императорам, именно благодаря этому конфуцианство в Китае так популярно сотни лет
NataliaC
+1
24 июня 18:22
KostantinPavlov писал 24 июня 10:31
именно благодаря этому конфуцианство в Китае так популярно сотни лет
-да!!
julykum
+1
1 июля 17:40
Костя, спасибо за ликбез. Конфуцианство и даосизм раньше были темным лесом, а теперь появился просвет понимания.
Только остался один вопрос: а что такое "табличка духа Конфуция"? Или я каким-то образом пропустила объяснение в тексте?
KostantinPavlov
1 июля 22:57
Спасибо Юля, мне было интересно немного почитать на эту тему и тоже для себя разобраться с религиозными предпочтениями китайцев. Что касается "таблички духа". Это один из принятых в Китае религиозных обрядов. Когда после захоронения усопшего на табличку, чаше деревянную, наносили его имя. Такую табличку с почестями устанавливали в храме. Считалось, что дух усопшего как-бы воплотился в эту табличку. Это один из ритуалов очень важного в Китае Культа предков. Примерно так.
julykum
+1
2 июля 18:08
Интересный обычай.
Chiffa7
+1
7 июля 15:14
уж больно и конфуцианство, и даосизм напоминают образ жизни, а не религии.
KostantinPavlov
+1
8 июля 16:18
Chiffa7 писал 7 июля 15:14
уж больно и конфуцианство, и даосизм напоминают образ жизни, а не религии
конечно, в обще принятом у нас и на Западе понимании отнести эти учения к религии невозможно. Эта некая система ценностей, поддерживаемая государством и принятая народом
maksim-nav
+1
7 июля 16:30
Замечательные материалы по истории и философии Китая! В этом плане, на мой взгляд, лучшие на Туристере! Спасибо, Константин!
KostantinPavlov
+1
8 июля 16:20
Спасибо Максим! Хотелось разобраться для себя с этим вопросом и написать доклад на тему
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.