Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 23:14

Украина Июнь 2012

Сейчас в канун чемпионата Европы по футболу во Франции хочется вспомнить о событиях четырёхлетней давности, когда совместно две страны Польша и Украина принимали чемпионат у себя дома.

ПРОЛОГ

Хотя наша национальная сборная играла в Польше нами для посещения из братских побуждений была выбрана Украина. Билеты на матчи в трёх городах Харькове, Киеве и Донецке были куплены заранее, за год до чемпионата на сайте УЕФА. За сорок дней до поездки были проработаны все переезды внутри Украины и куплены билеты на поезда.

ЗАВЯЗКА

В качестве базового города был выбран Харьков. В нём предстояло прожить почти десять дней и из него совершить однодневные выезды в Киев и Донецк. Путешествия такого рода (событийный туризм) не оставляют шансов на культурно-познавательную программу. График был очень плотный. Активный день начинался в обед. После обеда отдых на водоёмах (стояла очень сильная жара). Затем посещение фан-зоны для настроя на матч. Потом надо было заранее приехать на стадион, чтобы художники успели размалевать физиономии в цвета сборной, за которую придётся болеть. Матчи заканчивались затемно. После них посещение пабов, знакомства и разговоры до утра. Затем сон до обеда.

Итак, немного нарушив хронологию, вспомню как это было в Харькове, Киеве и Донецке.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Рано утром 9 июня (в канун матча Голландия — Дания) мы — четверо умных, красивых, в меру упитанных и в полном расцвете сил, прибыли в Харьков. Предстояло 10-дневное насилие над организмами путём неправильного ведения образа жизни: выпивания пива в немыслимых количествах, поедания жирной украинской пищи в виде сала и свиных колбасок, сбивания биоритмов путём перепутывания дня и ночи. Забегая вперёд скажу, что мы это с честью выдержали!

Украина-2012. Вспомним как это было

Наша прогулка по Харькову началась с метро. Удивил шахматный клуб «Кому за…" в вестибюле одной из станций метро.

Понравилась и запомнилась интересная скульптура «Скрипач на крыше» на площади Конституции. Не все харьковчане про неё знают, чтобы её увидеть надо высоко задрать голову. Она расположена на крыше четырёхэтажного здания, построенного в начале прошлого века. Памятник установлен в 2003 году и посвящён всем харьковским художникам, артистам и музыкантам — людям искусства.

Украина-2012. Вспомним как это было

В сквере на пересечении Совнаркомовской (небось переименовали) и Пушкинской (возможно тоже) улиц поставлен памятник всем влюблённым. Необычная достопримечательность города Харькова в виде летящих фигур мужчины и женщины, слитых в поцелуе, создают арку, под которой молодожёны и все влюблённые обязаны поцеловаться, если хотят, чтоб их любовь была надёжной и многолетней. После нескольких актов вандализма власти города обнесли памятник гранитом и создали вокруг него фонтан, который харьковчане назвали «Поцелуй».

В центральном парке установлены стенды с оттисками ладоней известных личностей. Можно приложиться.

Украина-2012. Вспомним как это было

Харьков — это большой индустриальный, научный и транспортный центр. И у нас не было сил обойти его весь, да и цели такой не ставилось.

Немного погуляв по городу решили зайти в ресторан попробовать национальную кухню. Там при входе можно было одеть атласные украинские шаровары. Наш Дима их одел, но, почуяв неладное, в туалете их тайно снял, положил в карман и привёз на память в Москву. И если, как утверждают туристеры, баварский или шотландский национальный костюм стоит порядка тысячи евро, то украинский можно было приобрести бесплатно. Официантки ресторана были одеты в форму национальной сборной Украины. А в мужских туалетах в писсуары были вмонтированы телевизионные мониторы, которые позволяли следить за ходом матчей в режиме он-лайн, не отрываясь от дел «нассущных». Одним словом — «це Европа».

Выйдя из ресторана мы постоянно натыкались на праздношатающихся и слегка под кайфом голландцев.

А теперь все в фан-зону!

А Флориан так и просидел все дни на плечах своего друга.

Украина-2012. Вспомним как это было

Как я уже говорил, на стадион надо было приезжать заранее, там возле «художников» выстраивались очереди.

После матча голландцы, не смотря на своё первое поражение на турнире, радовались жизни. Ну, а мы вместе с ними. А в конец уставший украинский болельщик тихо спал за соседним столиком.

Следующим городом нашего путешествия по Украине был Донецк. В это время во всех городах Украины и Польши проходили матчи второго тура. И туда мы отправились на скоростном поезде Харьков — Мариуполь.

Все мы там были впервые и очень странные ассоциации у нас возникали до приезда туда. Почему-то думали увидеть там чумазых шахтёров в касках с отбойными молотками на плечах. А город удивил своей зеленью, широкими проспектами, необыкновенной чистотой. Очень понравился парк кованных фигур. В парке представлено около 220 композиций из художественного металла, где также не обошлось без темы футбола.

А матчи в Донецке проводились на стадионе Донбасс-Арена. Мы приехали на матч Англия — Франция. Французских болельщиков было мало, а англичан достаточно много. Вели они себя достойно, тихо, не буянили. Матч закончился вничью 1:1 и обе команды вышли в четвертьфинал.

КУЛЬМИНАЦИЯ

А затем был Киев. Именно в это время во всех городах Украины и Польши проводились третьи решающие матчи в группах. Сначала короткая прогулка по городу. Прошлись по Андреевскому спуску, где нам пытались всучить футболку «Свободу Юле», а Валерий Винарский в очередной раз морочил нам мОзги своими скорострельными стихами. Потом на фуникулёре мы вернулись на Крещатик.

В тот день шведы играли с англичанами и надо сказать, что шведам удалось оккупировать Киев: они с помпой прошли по Крещатику, произведя фурор своим поведением и внешним видом. Но матч закончился победой англичан со счётом 3:2. А параллельно в Донецке проходил матч Украина — Франция. Тысячи киевлян вышли на Крещатик смотреть этот матч на огромном мониторе. Матч в Донецке был прерван из-за проливного дождя и продолжен спустя час. Вскоре дождь дошёл и до Киева.

РАЗВЯЗКА

Россияне не прошли в следующий этап, пропустив впереди себя чехов с греками. Голландцы провели свой худший турнир в истории, проиграв все три матча. Шведы тоже заняли последнее место в группе. Хозяева турнира сборная Украины заняла третье место в группе, пропустив вперёд сильные сборные Франции и Англии. Посмотрев матчи в группах, какие вживую, а какие на мониторах в фан-зонах или по ТВ в барах мы вернулись в Москву и досматривали чемпионат уже дома. А чемпионами стали испанцы, обыгравшие в финале итальянцев с крупным счётом 4:0.

ЭПИЛОГ

Этот чемпионат ушёл в историю. Теперь всё внимание будет приковано к Франции. А ещё через два года Россия будет принимать Чемпионат Мира, когда «все флаги в гости будут к нам».