Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Мартиника Ноябрь 2015

Мои рассказы о Мартинике:

Мартиника. Ужасное прошлое и прекрасное настоящее...

Я совсем не знала, чем меня встретит Мартиника и сможет ли она стать такой же незабываемой, как Луша или Барбадос. Нельзя полюбить все острова, в этом я была убеждена. Часть души заняла изящная красавица Луша, еще бОльшую часть завоевал отважный и неистовый пират-Барбадос. Что оставалось остальным островам? Самая малость… Они должны были изумить, поразить и завоевать, а это всегда так непросто…

Предвосхищая события, я должна сказать, что все остальные острова так и не смогли обойти Лушу и Барбадос. Но все они подарили немало счастливых минут, все-таки нашли, чем меня удивить и остались в памяти, а это уже немало…

Наш корабль убегал от суровых туч и прятавшегося в них заспанного солнца, приближая встречу с изящной Мартиникой, заморской Францией.

— История открытия.

Слава открытия Мартиники принадлежит Колумбу. Его каравеллы проплывали мимо неизведанного острова в самом начале 16 века и Колумб никогда не стал бы Колумбом, если бы не заинтересовался, что за прекрасный остров он нашел. Каравеллы стали на якорь, Колумб решил выяснить, что за земля встретилась на его пути.

«Это самая красивая страна в мире!» — воскликнул первооткрыватель многих красивейших земель. В то время остров назывался Мадинина — «Остров цветов» и мог поспорить со многими и многими островами Карибского моря, соревнуясь красотой и изяществом.

Вернувшись на корабль, Колумб записал в своем журнале, что такого-то числа сего месяца и года им, Христофором Колумбом, был открыт и занесен на карту новый остров, до сего дня никем и никогда не упоминавшийся и нареченный им (тут Колумб сверился с календарем, убедился, что весь католический мир вспоминает в этот день Святого Мартина и быстро окрестил остров новым именем) Мартиникой. Вот с той поры и появился на карте мира новый остров — Мартиника.

Мартиника. Французская дача...

А место, куда пристали первые корабли Колумба, и сегодня покажет любой житель острова, стоит об этом только спросить…

Несколько дней, проведенных Колумбом на новом острове, дали понять, что запасов золота эта земля не хранит, а значит не сильно интересна испанскому королю, несмотря на всю свою красоту. И Колумб отправился дальше…

После этого, на сто с лишним лет, Мартиника осталась в полное владение карибам — жившим на острове издавна и считавшим остров своей собственностью. Были они не самым дружелюбным народом и непрошенных гостей не сильно жаловали.

Потом на остров нагрянули французы, взявшиеся за освоение острова всерьез и решившие поселиться здесь надолго. В качестве аргумента, что так просто они отсюда не уйдут, французы построили городок Сен-Пьер, а дикие джунгли начали уничтожать и создавать на освобожденных землях плантации.

Карибы возмутились, что в общем-то понятно, и решили выгнать нахальных французов. Французы смотрели на ситуацию немножко иначе и решили наказать карибов, напрочь отказавшихся работать на плантациях. Самых упертых просто-напросто истребили физически, остальных уничтожили европейские инфекции, к которым дикие карибы совершенно не имели иммунитета. Возле города Сен-Пьер есть скала, с которой бросился в море последний вождь карибов, поняв, что гибель все равно неизбежна и решив, что его конец должен быть достоин высокого звания вождя.

Свято место пусто не бывает, и на смену карибам, от которых толку для французов было мало, потянулись караваны кораблей с африканскими рабами. Послушные и бессловесные африканцы выращивали табак, хлопок, кофе. А потом началась эпоха рома и плантации занял сахарный тростник, из которого на Мартинике гнали крепчайший алкоголь.

Про карибов забыли. Ну, почти забыли… И жизнь потекла мирная, ровно до того мгновения, когда остров решили захватить англичане, посчитавшие, что английской короне очень даже нужен остров, плантации тростника и фабрики рома, ухоженные руками давно прирученных рабов. И Мартиника стала яблоком раздора между коронами Франции и Англии на целый век…

События, потрясавшие Францию, не проходили незаметными для острова и англичане, вдохновленные революционными распрями Франции, каждый раз старались получить Мартинику в полную свою собственность.

Как бы там ни было, Мартиника все-таки говорит по-французски, на всех флагштоках французский флаг развевается чуть ниже флага самого острова, расчеты ведутся в евро, и атмосфера галантности, изящества и чисто французской безалаберности жива и сегодня, делая остров эдакой французской дачей.

Кстати о флаге… Почему-то я не сфотографировала флаг Мартиники, но видела его и изумлялась каждый раз. На флаге изображены гремучие змеи — четыре синих квадрата с силуэтами змей. Первый раз такой флаг вижу!

На этом жители острова решили не останавливаться и давненько подумывают стать совсем уж самостоятельным островом, навсегда отказавшись от звания «заморского региона Франции». Спешить здесь не любят, да и не умеют, так что лет через бог знает сколько, Мартиника станет самостоятельной страной. А почему бы и нет? Я в это верю!

А пока мартиникцы считают своей столицей Париж, себя — коренными французами, из всех языков знают только французский, а тех, кто переехал жить во Францию из других стран, называют «понаехавшими», а никакими не французами, поглядывая свысока на многих, даже тех, кто работает в Елисейском дворце. А что? Имеют право!

И запомните самое главное! Если вы хотите быстро найти общий язык с мартиникцами, называйте остров на французский манер — МартинИк и никак не иначе. Обижаются потому что…

— География острова.

Мартиника. Французская дача...

Расположена Мартиника в самом центре Малых Антильских островов, по соседству с Лушей, на самом севере Подветренных островов. Соседство настолько близкое и добрососедское, что жители Мартиники на выходных набиваются на плавсредства типа катамаранов, отправляющихся на Лушу, чтобы затариться по дешевке продуктами на неделю. Разница валют диктует разницу цен и килограмм бананов на Луше стоит несколько центов, а на Мартинике — несколько евро.

На этом родственная связь островов не ограничивается (не харчами едиными!). Открыты острова были приблизительно в одно время, Франция и Англия дрались из-за них одинаково остервенело, открыл их Колумб, дав имя в честь святых и даже входили Луша с Мартиникой в один заморский регион Франции, под названием «Санта-Люсия — Мартиника».

Вот только Луша говорит на английском, не вырубила свои деревья ради плантаций и смотрится намного живописнее, благодаря своему зеленому наряду…

Мартиника — дитя вулканов, и сегодня грозно возвышающимися и даже не думающими успокоиться и уснуть. Самый высокий — Мон-Пеле («Лысая гора»), высотой больше километра.

Мартиника. Французская дача...

В самом начале 20 века Мон-Пеле проснулся на натворил много бед, стерев с лица острова город Сен-Пьер, погубив все его население, кроме одного человека, отсиживавшего свой срок в подвалах местной тюрьмы и сапожника, жившего на отшибе. История эта известная и ее с удовольствием рассказывает любой гид или просто водитель, если вам повезет найти более-менее англоговорящего.

Вулкан просыпался целый месяц, готовя неприятности городу и его жителям, но начало извержения произошло внезапно — почернели небеса, разрываемые молниями, все закрыло облако дыма, пара, газов и потекла горячая лава. Все, что накопил в своих недрах вулкан, понеслось по его склонам, сметая все на своем пути…

Деревья вырывало с корнем, ломались дома, словно спичечные коробки, люди гибли в огненной лаве, тонули корабли, стоявшие на якоре в бухте. Все, что не могло гореть, плавилось от немыслимой температуры. Когда все закончилось, ничто не напоминало некогда цветущий остров — дымилась раскаленная лава, летали хлопья пепла, и над всем этим царила могильная тишина…

Мартиника. Французская дача...

Погибли все. Судьба уберегла только двух жителей. Один — вор, пьянчужка и потомственный бездельник, отбывал очередное наказание в подвалах тюрьмы. Ее крепкие стены и спасли Луи Кипариса от страшной смерти. Обожженный, надышавшийся газами, чуть не умерший от ужаса, выбрался он из-под развалин, раскаявшись во всех своих грехах и давший слово стать на путь истинный. Что стало с Луи дальше — история сильно сомневается. Кто-то утверждает, что вулкан излечил Луи от всех его грехов и вернул на путь истинный. Кто-то скажет, что Луи так и не смог преодолеть свою природную лень и показывал себя и свои ожоги, сопровождая все подробной историй («как оно гремело, как оно тряслось, как я выбирался, как я испугался»). Как бы там ни было, воровать Луи перестал, и получал честно заработанные деньги, развлекая почтенную публику не только в местном цирке, но и совершая гастрольные туры.

А в память о Луи Кипарисе по Мартинике бегает электричка, названная Кипарис-экспресс…

Про пережившего извержение сапожника известно и того меньше — он получил сильные ожоги, долго поправлял здоровье и умудрился потом прожить еще 34 года, хочется надеяться, в спокойствии, благополучии и здравии. Имя его я так и не смогла выяснить…

А после извержения все вокруг было засыпано камнями, морское дно опустилось и жители долго посматривали на вулкан с опаской — кто его знает, что он там себе задумал…

Рифы вдоль берегов Мартиники тоже натворили немало бед, подстерегая корабли и разнося их в щепы. И сейчас на дне морском можно встретить немало обломков былых стройных красавцев, но точное место не покажет никто…

Только залив Фор-де-Франс имеет удобную гавань, в которую заходят круизные корабли.

Север острова славится черными пляжами, с настоящим вулканическим песком. Эта часть Мартиники холмистая, расположенная вокруг вулкана. Самая высокая точка — вулкан Мон-Пеле (или Монтань-Пеле).

На южном побережье — очень мелкий белый песочек, все модные пляжи расположены по этому берегу. Здесь остров равнинный, сохранились заросли растений и, наверное, самые красивые виды Мартиники именно на южном берегу.

Запад острова — Форт-де-Франс, столица Мартиники и очень удобная бухта, в которой построен порт для круизных кораблей и неподалеку международный аэропорт. Здесь же прекрасное и теплейшее Карибское море.

Восток — Атлантика, с ее прибоем, прохладными и бурными водами. Живут здесь местные жители, все как один чернокожие, да растет сахарный тростник, плантации которого заполонили все восточное побережье.

— Климат Мартиники.

Мартиника. Французская дача...

На Мартинике жарко и влажно, хотя ветра ее не обходят стороной, но до приятной прохлады барбадосских ветров им далековато. С июля по ноябрь остров поливают дожди, и мы угодили в самом конце их сезона. К тому же, подошли мы к острову после обильного ливня, отмывшего улицы, дороги и зелень до зеркального блеска и поднявшего влажность до максимально возможной. Даже забравшись на склоны вулкана, мы не почувствовали особой прохлады, а уж прогулка в ботаническом саду заставила вспомнить атмосферу парной или сауны.

Самый сухой месяц — апрель, когда влажность не докучает, а температура еще не поднимается до максимальных цифр.

Самый мокрый и влажный — сентябрь. Жара доходит до 30 и выше, при максимальной влажности.

Если вам очень хочется попасть на Мартинику, стройте планы с февраля по май, когда на острове высокий сезон и максимально комфортная погода.

Ураганы любят остров, равно как и ближайшую соседку Лушу. Самые ураганные — август и сентябрь и раз в восемь лет силы небесные обрушивают, а Мартинику весь свой гнев, неся разрушения и беды. В этом плане Мартинике очень не повезло и стихии никогда не обходят ее стороной, а словно наоборот, притягиваются островом: цунами, землетрясения, ураганы, тропические ливни, извержения вулканов… А всему виной высокая сейсмическая активность места, где расположена Мартиника. Так что готовьтесь морально…

Наш водитель рассказывал, что зимой, в январе, на острове очень холодно — температура опускается до 20 градусов и все мартиникцы отчаянно мерзнут. Жалость и сострадание к обмороженным островитянам так и не шевельнулись в моей душе. Нам бы их проблемы…

— Растения и животные.

Раньше Мартинику покрывали густые леса и выглядел остров ничуть не хуже Луши. Но с того времени многое изменилось, вырубленные деревья заменили на плантации сахарного тростника в ожерелье из высоких и стройных пальм, а дикую природу можно увидеть в ботаническом саду, про который я уже рассказывала, да на склонах вулкана.

В северной части острова есть леса деревьев Махагони, из которых делают очень дорогую мебель.

Мартиника. Французская дача...

Деревья эти растут на многих Карибских островах, но спил ствола мне повезло посмотреть только на Мартинике — благородный махагоновый цвет впечатлил, а текстура древесины оказалась очень изящной. Но лучше пусть деревья украшают леса, чем умирают, превращаясь в жардиньерки.

Что касается цветов, то здесь их на любой вкус и на каждом пенечке! Для тех, кто фотографирует каждый лепесток — работы непочатый край, хоть жить переселяйся! И все такое шикарное, напоенное ливнями и согретое солнцем, что время от времени я откладывала фотоаппарат и просто наслаждалась увиденным, любуясь миром вокруг меня глазами и душой, забывая о неистребимом желании фотографировать все, что понравилось.

Мартиника. Французская дача...

На Мартинике живут змеи. Их много, а ядовитых — настоящее изобилие. Потому и на флаге острова красуются именно змеи. Я так и не встретила ни одну представительницу пресмыкающихся, но встречи я и не искала. Ну, боюсь я их очень… Говорят, змей на остров завезли плантаторы, чтобы рабы опасались убегать в леса. Не знаю, удалась ли задумка хитрых плантаторов, но змеи на острове прижились и чувствуют себя отлично…

Зато котов видела много! Ленивые все запредельно, они не шевелились, возлегая в тени или на самом солнцепеке, не сомневаясь ни секунды, что вы молча измените свою траекторию, чтобы не потревожить покой его кошачьего величества. И народ аккуратно обходил, чтобы ненароком не разбудить этих ленивцев.

Там, где много змей, есть и мангусты. Встречала я и игуан, правда не успела их сфотографировать. А из птиц запомнились колибри — так много и таких не пугливых, я пока нигде больше не встретила. Они носились вокруг меня, разрешая ловить их в кадр и совершенного ничего не боясь.

Для любителей пернатых Мартиника — настоящий рай, птичек здесь очень много и посверкивающего объектива фотоаппарата они совсем не пугаются, как показал опыт. Так что запасайтесь терпением, свободным временем и Мартиника подарит вам уникальную коллекцию тех, кто летает!

Мартиника. Французская дача...

Что меня совершенно удивило, так это отношение мартиникцев к своей природе. Они совершенно не удивляются красоте цветов, высоте деревьев, стройности пальм, ярким расцветкам бутонов. Шустрые колибри их не заставляют замирать восхищенно, и смотрят они на диковинных птичек, как мы на докучливую мошкару, только что не отмахиваясь от них. А может и отмахиваются… Я не знала, в какую сторону вертеть головой в первую очередь, замирая от восторга, а наш водитель никак не мог понять, что такого необычного я увидела вокруг…

— Деньги.

Мартиника — остров дорогой, евровый. Нет, можно и долларами платить, но курс настолько драконовский, что ехать туда надо со своими евро. Понятно, что цены на все будут запредельны — услуги такси, гиды, еда, сувениры. Торговаться, конечно, можно, но особого финансового удовлетворения это не принесет. Неуступчивые мартиникцы в плане денег, совсем негибкие, и аргумент у них один (правда, веский, не поспоришь) — у нас дорогая жизнь…

— Визы.

Виза на Мартинику нужна. Но если у вас есть открытая Шенгенская виза, можно смело отправляться на остров — вас беспрепятственно пропустят. Получают визу во французском визовом центре, правила оформления и список документов не засекречены.

Нам виза не потребовалась, хотя чисто теоретически, она нужна и круизным путешественникам. Этот момент лучше оговаривать отдельно, интересуясь у вашей круизной компании, чтобы не скучать на борту, пока предусмотрительные круизеры изучают Мартинику и дегустируют все многообразие ее рома.

— Транспорт и дороги.

Мартиника. Французская дача...

Дороги на Мартинике просто европейского уровня и класса. Ни один остров Карибского региона не смог похвастаться таким уровнем покрытия и разметки. Едешь по ним и получаешь настоящее удовольствие. Но есть и свое «но». Остров вулканический, гористый и дороги так сильно закручены-завернуты, что слабый вестибулярный аппарат начинает активно бунтовать. Поэтому на всякий случай примите проверенное средство от укачивания и любуйтесь островом, не обращая внимания на кренделя, выписываемые машиной.

Если вы отдыхали на Лазурном берегу, временами вас будет посещать эдакое дежа-вю и от того, какие машины проносятся мимо, и от манеры вождения, и от загруженности дорог (это на острове-то!!!).

Круизных путешественников встречает изобилие таксистов в порту. Для тех, кто прилетел надолго, есть прокат машин, но этим вопросом мы не занимались за ненадобностью.

— Население и язык.

Мартиника. Французская дача...

Живут на острове мартиникцы или мартиниканцы, потомки негров, завезенных из Африки для работы на плантациях и мулатов, имеющих в своих предках испанцев, французов, англичан и все тех же африканцев. Карибы были уничтожены, и их кровь не разбавила африканскую, даже в размере нескольких капель.

Говорят они на французском, английский минимален и рассматривается как вариант общения с туристами. Между собой все говорят на патуа, смеси французского, африканского, английского, испанского, португальского. Для моего уха этот язык звучал непереводимо, но красиво и стал одним из символов Мартиники.

Налет растаманства на Мартинике настолько велик, что его и искать не надо! Регги, ром, прическа из давно не мытых дредов, характерные цвета и, вполне может быть, травка, — здесь привычные вещи, и никого не удивляют. Наш таксист пытался впарить нам свой первый диск с собственными песнями и всю дорогу развлекал, распевая лучшие из них. Что он курил, пока мы изучали достопримечательности, я старалась не думать — дороги-то горные, местами очень опасные…

Мартиника. Французская дача...

— О великих и знаменитых.

Мартинику прославила всем известная Жозефина Богарне, императрица Франции и просто женщина, которую так неистово любил великий корсиканец Бонапарт. Здесь дом, в котором прошло ее детство и куда она возвращалась став вдовой Богарне. Есть на острове музей, в котором сохранились вроде бы подлинные вещи, но брачный договор с подписями Жозефины и Наполеона совершенно настоящий, клянутся мартиникцы.

Жозефина была внучкой французского шевалье и солдата Гаспара Таше-де ла Пажери, посланного Людовиком ХV на Мартинику на должность наместника короля. Служить Шевалье-де ла Пажери предстояло в Сен-Пьер, «маленьком Париже», том самом, что раскинулся у подножия вулкана Мон-Пеле. Когда шевалье встретил свою любовь, прекрасную креолку Мари-Франсуазу, и как быстро она ответила ему взаимностью — история стыдливо умалчивает. Но девушка была богата, красива, горда и, как говорят, очень неприступна. Как положено в благородном семействе, была пышная свадьба, после которой, в положенный приличиями срок, родился сын — шевалье, а потом и барон Жозеф, успевший последовательно побывать солдатом, плантатором, рабовладельцем, мужем креолки и отцом трех дочерей. Старшая его дочь, Мари Жозеф Роз Таше-де ла Пажери и стала той самой Жозефиной, заставившей Наполеона потерять голову и сделать любимую женщину императрицей Франции. Правда, перед этим событием, обессмертившим ее имя, юная Мари Роз успела побывать замужем на губернатором Мартиники Александром де Богарне и даже родить сына, будущего вице-короля Италии и дочь Гортензию, будущую королеву Голландии и мать Наполеона Третьего. Да, юная Жозефина основательно подготовилась к предстоящему величию…

Дальше ее биография более-менее известна всем, кто знает французскую историю: революция, тюрьма, гильотина для мужа и чудесное спасение креолки, встреча с Наполеоном, превращение из Мари Роз в Жозефину и замужество с пылким корсиканцем, который был ее младше на целых шесть лет (немыслимая цифра в те времена!!!).

После коронации в Нотр Дам де Пари креолка становится императрицей великой Франции, самой могущественной державы мира в то время.

Что было дальше — знают все. Я только добавлю, что Жозефина действительно была счастливой звездой Бонапарта, и удача отвернулась от корсиканца, когда он решился завести наследника (уступив настойчивому шипению своей маман и многочисленной родни) и ради этого бросил прекрасную Жозефину. Как закончил свой век Бонапарт известно всем, а Жозефина умерла императрицей, прожив на свете до обидного мало, всего-навсего 50 лет…

Грязи на имя Жозефины, за все прошедшие века, было вылито немало. Зависть к умной женщине, да еще и красавице, упрямо делала свои пакостные делишки, норовя если не стереть ее имя из истории, то уж заляпать так, что отмыть невозможно. И все же, я считаю Жозефину умнейшей из женщин!

Благородная девица, ну хорошо, благородная вдова опального барона, рискнула и поставила свое счастье и даже жизнь, свою и своих детей, на никому не известного авантюриста, родившегося на Корсике. Что она разглядела в будущем Бонапарте, мы не узнаем никогда. Может, просто поверила в него, будучи прозорливой женщиной?

Тюрьма стала для нее хорошей школой жизни, смерть, бродившая так близко и отвернувшаяся от нее в последний момент, научила не зарекаться и быть всегда готовой к самому страшному.

Она поспешила устроить браки своих детей: дочь стала королевой Голландии, сын стал зятем Баварского короля.

Ее внуки разбежались по королевским домам Швеции, Бразилии, Португалии, России (самый младший сын Эжена Богарне стал мужем великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая Первого).

Праправнуки Жозефины возглавляют королевские дома Швеции, Бельгии, Норвегии, Дании, Лихтенштейна, Люксембурга.

Любимые многими женщинами кашемировые шали — тоже подарок Жозефины всем нам, равно как и наручные часики для дам.

Ну и бесчисленное количество книг и фильмов, полных неприкрытой клеветы, с иногда просачивающимся ручейком правды, о жизни этой великой женщины — тоже наследство Жозефины.

Мужчины скажут, что ее имя обессмертил Бонапарт. Не буду спорить… Но великим мужчину делает женщина, уж поверьте мне на слово, и Наполеон Бонапарт стал великим потому, что вовремя разглядел свою звезду — креолку Жозефину!

Конечно, я мечтала посмотреть, где прошло детство такой женщины. И стоила планы, как бы выкроить побольше времени на ее дом. А потом случайно узнала об очень некрасивом поступке, отвратившим меня и от похода в музей, и заставившем иначе взглянуть на соотечественников Жозефины.

На Мартинике был памятник Жозефине, стоял он себе и стоял, никому не мешая и привлекая туристов. Однажды, наверное темной и суровой ночью, памятнику устроили гильотину — вокруг шеи нарисовали красную полосу и снесли императрице Франции голову за то, что она в свое время упросила Бонапарта вернуть отмененное было на Мартинике рабство. Случись все это в далекие времена, когда рабство еще жило в воспоминаниях, я бы поняла народный гнев. Ну, или постаралась бы понять, памятники бессловесны, им все время что-то портят и ломают. Но дело было в начале 90-х годов прошлого века, какая уж тут месть за возвращенное рабство! Обезглавленной Жозефина стояла до урагана 2007 года, прошедшего по Луше и Мартинике взбесившейся метлой и натворившего много бед, в том числе и свалившего памятник «Мадам без головы».

Жители Луши, едва ураган отшумел и унесся прочь, взялись за дело быстро и дружно. Погуляйте по Сент-Люсии, от урагана остался один остов затонувшего корабля, да и то, чтобы туристы его фотографировали и сочувственно качали головами. Погуляйте по Мартинике — как вчера все было! Ну хорошо, не вчера, но пару месяцев назад — точно! Наверное, еще и порадовались, что памятник императрице-тиранке не надо восстанавливать, раз ураган доломал то, что начали вандалы.

Возмутилась я неблагодарностью мартиникцев и решила не идти в музей. Пусть Жозефина остается такой, какой я ее напредставляла, начитавшись биографических книг и посмотрев на нее в Версале…

Только посмотрела издалека на форт, раскрашенный уходящим солнцем и пожелала островитянам восстановить памятник Жозефине (если они этого еще не сделали). Надо с благодарностью относиться к женщине, прославившей остров своим рождением.

— Форт де Франс.

Мартиника. Французская дача...

Столица Мартиники — Форт де Франс, достаточно большой по меркам острова город, рядом с которым построен международный аэропорт и порт для круизных судов. Расположен город у входа в бухту Фор-де-Франс, у устья реки Мадам. Жизнь здесь… Нет, не кипит, так жить на Мартинике просто не умеют, если быть совсем уж честной. Но по сравнению с остальной частью острова, жизнь здесь слегка шевелится.

Что поразило меня больше всего — с высоты отчетливо видно, что город поделен на район богатых и бедных, причем бедные живут в до боли знакомых по Бразилии фавелах (не знаю, как называются районы бедноты на Мартинике).

Мартиника. Французская дача...

Выше дороги живут те, кто слишком беден или слишком ленив, вполне допускаю и это. Ну, а ниже дороги — дома тех, кому повезло в жизни намного больше.

Настоящее украшение Форт де Франс — Кафедральный собор Сент-Луи. Есть и музеи — Ван Гога, Жозефины Богарне, Исторический, Археологический, Этнографический.

Можно подняться на форт Сен-Луи или погулять по парку. Интересно просто погулять по тихим улицам, полным такой расслабляющей неги, что местные злодеи, точно знающие, когда наступает притупление бдительности на фоне атмосферы умиротворения, выходят на свой промысл, вырывая из рук разомлевших туристов то, что подороже и не скрывающей свой тяги к вашим фотоаппаратам. Мы знали, что от такого никто не застрахован, к тому же было воскресенье, и народа на улицах не было вообще никакого, потому решили не рисковать и не искать приключения, удовлетворившись весьма поверхностным осмотром столицы Мартиники.

Те, кто решает поберечь время и деньги и изучать не сам остров, а плывущие над ним облака, релаксируя на пляже, обычно отправляются в форт и решив, после быстрого осмотра, что на этом культурная программа закончена, с чистой совестью отправляются валяться на красивый пляж.

Нас такой вариант никак не устраивал и мы твердо решили увидеть все, что поместится в один день, подаренный нам Мартиникой.

Мартиника. Французская дача...

Как мы построили свой маршрут, и что из этого вышло, будет в следующей части…