Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 22 апреля 20:28
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Валаам — Россия Октябрь 2014

Сегодня хочется рассказать о своем увлекательном духовно-светском путешествии на остров Валаам. Духовно-светский — потому, что поездка была самостоятельной, на теплоходе, а уже на месте примкнули к экскурсионной группе, прошли по святым местам.
Поездка эта была два года назад, в середине октября 2014 года, по сути, на выходные, 2 дня.
Теплоход наш назывался «Святая Русь», очень внушительных размеров, уютный, хорошие каюты.

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Каюты двухместные, небольшие, но уютные и теплые (что немаловажно — это была одна из последних поездок перед закрытием навигации, было уже прохладно), ездили вместе с подругой и ее родителями.

Так как посадка на теплоход была вечером, быстро стемнело, почти ничего нельзя было разглядеть из пейзажей. Зато на следующее утро мы практически не сходили с палубы! Такие красивые виды пошли…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Типичная Карелия: сосновые леса, нетронутая природа, изредка перемежающаяся резными зданиями скитов и монастырей… И такая звенящая тишина… Я такой нигде больше не уловила. Совершенно особенное, святое место!

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Постройки, созданные человеком, здесь кажутся даже несколько нелепыми и странными. Это место, где господствует Бог и природа…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

И вот первая остановка… От причала ведут такие живописные тропинки, ведут вверх, все выше и выше, к главной достопримечательности этого места — Спасо-Преображенскому мужскому монастырю.

Пройдя довольно высокую лестницу, взору открываются невероятно живописные виды на леса и озеро:

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Видя их, забываешь обо всем на свете, хочется побыть здесь и просто посмотреть туда, в вечность… Сразу становится понятно, почему монахи выбрали эти места для аскезы, — она здесь вокруг, все окутано тишиной и одиночеством, святостью места…
На пути к монастырю всех паломников встречает часовня иконы Божьей Матери «Знамение», построенная здесь в 1858 году, в честь посещения монастыря императором Александром II с семьей.

За часовней уже виден монастырь…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Он очень большой, сложно запечатлеть его. Наверное, лучше всего его можно рассмотреть с высоты птичьего полета, в панораме…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

По преданию, он находится на том самом месте, где еще в незапамятные времена апостол Андрей Первозванный, прибывший сюда, воздвиг свой крест.

Рядом с монастырем есть старое братское кладбище. На нем давно уже не хоронят — существует новое. Но оно сразу привлекает внимание светского человека, особенно захоронениями. Никаких могильных плит и памятников — только такие вот небольшие ладожские камушки…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Смотрится очень как-то мистически даже…

Погода тоже благоволит таким местам — весь день небо было в тучах, а здесь начал накрапывать еще мелкий дождик… От этого впечатления стали еще сильнее, солнце здесь просто лишнее…
Возвращаясь обратно к спуску на пристань, мы увидели вполне земных жителей) местные котики вполне довольны жизнь, по всей видимости, по крайней мере, очень пушистые и не худенькие)

Вообще, вокруг очень живописно! Красивые осенние пейзажи, какие не всегда встретишь в самых обустроенных городских парках! Но в этом, наверное, и прелесть этого места — здесь все настоящее, природное!

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

И вот плывем дальше, к скитам…

Причал очень красивый, с него и началась наша пешеходная прогулка по святым местам, которые находятся в глубине острова, в лесах.

Идти туда-обратно порядка 7 километров, и не по дороге, а по лесным тропам с кореньями, ямами и лапником…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Это невероятно красивый путь! Но нужна обязательно удобная обувь, т. к. любые даже самые выносливые люди устанут. Первый скит на нашем пути — Воскресенский, к нему ведет достаточно крутая тропинка вдоль леса.

Внутри нигде я не фотографировала, — не те места, чтобы фото делать. Здесь нужно созерцать и отдыхать душой, наслаждаться чистейшим кристальным воздухом и нетронутой природной красотой…

Так, наслаждаясь пейзажами, незаметно приходим к одному из самых паломнических мест — Гефсиманскому скиту.

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Его название — производное от Гефсиманского сада, в котором Христос молился перед муками на кресте.

Вообще, Валаам — как русский Иерусалим, именно так его задумывали, чтобы было как можно больше мест и ассоциаций со Святой Землей. В Иерусалиме я не была, но здесь в полной мере ощущается присутствие чего-то неземного… Кажется, что Господь укрыл Валаам от тысяч глаз, оставив здесь только покой и тишину… Очень умиротворяющее место!

Здесь, на этом обрыве, и чуть выше, на своеобразной смотровой площадке, открывается невероятный вид на карельские леса, холмы и озера.

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Здесь кажется, что ты находишься в вакууме, который полностью изолирует тебя от всего земного, от всех забот и волнений, оставляя только духовное и вечное…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Обратно мы шли чуть другой дорогой, что позволило еще в большей мере насладиться природой и тишиной…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Здесь, в лесной чаще, стоит, спрятанный от людских глаз, на мой взгляд, самый красивый валаамский скит — Коневский, названный в честь Коневской иконы Божией Матери. Живет здесь один монах…

Вокруг — только шорох опадающей листвы, тихий плеск воды и редкое пение птиц… Это одно из самых живописных мест Валаама, куда, кажется, даже солнечный свет боится проникать, чтобы не спугнуть царящую здесь сказочность и одухотворенность…

Валаам...наполненный святостью, уединенный уголок, спрятанный от мирской суеты

Обратно ехали мы практически молча, думая о чем-то своем. И только ближе к ночи начали делиться впечатлениями и эмоциями от увиденного и пережитого…
Валаам — это не туристическое место, сюда не едут за красивыми фотографиями или интересными фактами (хотя все это здесь в избытке!), сюда едут за поиском себя, умиротворением, отдыхом и покоем, которого так не хватает в шумном городе и в полной забот светской, земной жизни. Я очень рада была побывать здесь именно осенью и впервые, наверное, за всю жизнь, была рада суровому серому небу, которое очень гармонировало с этим местом. В солнце я не представляю себе Валаам, он другой, более светский будет, наверное. Ощущения будут чуть иными) А так — просто идеально…
Я бы хотела остаться в каком-нибудь скиту или просто где-то в избушке здесь хотя бы на сутки, а лучше — больше… И чтобы никого вокруг… Чтобы отдохнуть, упорядочить мысли, понять и принять себя… И понять, что все наши заботы и проблемы настолько малы и не существенны, по сравнению с Вечностью…