Странник Михаил (Chedty)
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 4:01

Страна первых церквей

24 мая 8:55 Армения Октябрь 2015
62 46

Армения первая страна в мире принявшая христианство как официальную государственную религию. Как следствие, именно здесь появились первые церкви. Конечно молится христиане начали намного раньше, но делали это скрытно и тайно в пещерах, в заброшенных домах. Публичное признание себя христианином в границах Римской империи было безусловно чревато последствиями. Строительство сколь либо значительного культового сооружения, связанного с христианством, было бы откровенным вызовом.

14

Конечно армянский царь Трдат, правивший в третьем веке нашей эры, был зависим от Римской Империи, но дорога от Рима до его царства была не близкая и опасная, контроль прямо скажем не ежедневный. Вполне можно было пойти на риск и попытаться сколотить альянс против Большого Брата, а если еще и в Империи сторонников найти, могла получиться интересная партия. Нужна была идея — знамя, под которое будут готовы собраться союзники.

17

Поначалу идея христианства интересной не показалась, не те времена, чтобы о милосердии болтать. Царь Трдат старался не отставать от Императора Диолектиана и по мере сил христиан уничтожал. Правда, главного проповедника — Григория Просветителя, на всякий случай, приберег и не убил, а посадил в яму.

16
Монастырь Хор Вираб – Глубокая Яма

К удивлению, Трдата не смотря на все его не гостеприимство, поток беглецов-христиан из Рима не только не сокращался, но с каждым годом увеличивался. Проклюнулась интересная мысль, если у новой религии столько сторонников, то их нужно объединить, а систему формализовать. В этом случае, разрозненная толпа беглецов превратиться в грозную силу. Ну что же решение не мальчика, а опытного менеджера.

9

Тут произошел целый набор чудесных явлений сначала у Трдата начали расти ослиные уши и свиное рыло (в те времена с царями это часто случалось). Трдат поехал в Глубокую Яму к Григорию Просветителю, посоветоваться.

14

Григорий объяснил, что уши растут от злодейств по отношению к христианам и чтобы остановить их рост царю необходимо прекратить притеснять христиан и самому принять христианство. Трдат принял христианство и это очень помогло. Тогда он решил обратить в христианство весь свой народ.

12

Вроде как хэпи энд, но реально, это только начало. Во первых конечно оппозиционеры сразу голову подняли. Кричат молились две тысячи лет Анаид и все было в порядке, а как сейчас виноград будет расти совершенно не ясно.

Бронзовый бюст Армянской богини плодородия Анаид из собрания Британского музея (I век до н. э.). Фото из интернета.

Эта часть собственно даже не интересная. Методы убеждения оппозиции хорошо известны. Тем более, что ямы, в которых сидели христиане, как раз освободились. Жалко конечно, что пришлось ломать все языческие храмы. Единственный старый храм, который царь оставил себе под летнюю резиденцию в горах, производит огромное впечатление. Судя по сохранившимся стелам храмов было много.

15

Меня больше заинтересовало другое. Хорошо, приняли новую религию, но ведь нет ни каких канонов и инструкций. Самое главное не понятно как и где молится. До принятия христианства как официальной государственной религии все было понятно, молиться христианин должен был потихоньку, где ни будь в закуточке. А теперь?

11

То что языческие храмы не правильные выяснилось быстро. А какие правильные? Кто у нас умеет правильные храмы строить? Задумайтесь ведь был какой то момент, который являлся нулевой отметкой. Собственно, так всегда бывает. Любой предмет или явление прежде чем стать привычным и общепринятым проходит стадию новации, открытия.

2

На первый взгляд все просто, возьми языческий храм вырежи на стенах кресты, освяти и собственно, все в порядке, удобно и малозатратное. Не работает. Совершенно другой подход, в языческие храмы в большинстве случаев приходили по одному или не большими группами, приносили жертву, просили выполнить желание. В христианском храме, в той или иной форме есть проповедник. Его все должны видеть и он должен видеть молящихся, а в старых храмах лес из колонн, не видно и не слышно.

8

Христианам нужен большой зал. Здание с большим залом можно построить двумя способами. Первый, самый простой — построить ангар. Здание подобное обычной избе, просто увеличенное в размерах. Крыша с коньком здесь не проходит, но на тот момент у армян уже был опыт арочных крыш из гражданского строительства. Например, так строили большие водяные мельницы и цистерны для хранения воды.

8

Такие ангары умели строить практически все народы. Именно в «стиле ангара» в течении длительного времени работали европейские архитекторы. Это я не в обиду. Ведь на любое здание можно посмотреть с разных точек зрения. С точки зрения общего восприятия, ранняя готика очень хороша. С инженерной точки зрения ранняя готическая церковь — это по сути два сооружения не связанные между собой. Основной зал — большой каменный ангар, фасад — набор башен, технически их можно поставить в разные места, они даже на устойчивость друг друга не влияют. Уже значительно позже, само здание амбарного типа стало постепенно конструктивно усложнятся, что позволило еще больше увеличить площадь крыши и как следствие, открытые объемы большого зала.

6
Шартрский собор

Как ни удивительно армяне очень рано отказались от подражания жилому дому при строительстве церквей и перешли на строительство круглых куполов, часто очень больших размеров.

12

Конечно такая схема требует более сложного расчета, но на тот момент математические знания древних греков и финикийцев еще не были утеряны, научная база вполне позволяла создавать достаточно сложные сооружения.

9

Во многих случаях мы можем заметить, что это даже не римская арка в полкруга, а полноценный эллипс. Есть и уникальные решения вот такой многоярусный храм.

2
Макет храма Звартноц из исторического музея

К сожалению конструкция оказалась не стойкой к землетрясениям и до наших дней сохранились только развалины трех таких церквей. Звартноц находящийся в Армении, к сожалению, не восстановим, утеряно слишком много материалов. У одной из церквей находящихся в Турции сохранилось почти 90% исходных материалов, выкупить их пока не удается.

11
Развалины храма Звартноц

В церкви важно все. Маленькие детали не значит, не важные детали. Посмотрите, вход в одну из первых армянских церквей — Эчмиадзин. Ярко выраженный восток. Скорее всего это какие то персидские мотивы.

6

Проходит совсем немного времени и утверждаются другие каноны, то что дальше будет незыблемым. Можно ведь подумать, что так было всегда, если не оглянуться чуть-чуть назад.

6
Вход в соседнюю с Эчмиадзином церквь Святой Гайане

Когда открывается новое направление, Мастер работает практически вслепую, пытаясь создать некий принципиальной новый алгоритм, через который будет проходить дальнейшее развитие. На моих глаза, очень умные люди начинали работать с многомерными динамическими математическими моделями. По сути работало только чутье, ни кто не знал куда нужно идти. Лидер откровенно играл в Моисея. Я думаю так было и здесь. Устойчивого алгоритма красоты нет, его приходится каждый раз создавать заново.

11

Как это должно выглядеть и вообще что это такое. Посмотрите сколько их разных собралось на одной полянке.

15

Из какой двери должен появиться священник благословляющий армию на подвиг, из верхней или из нижней? А если конница? А князь как должен выходить к народу?

12

Остров в стране только один здесь тоже очень важно не промахнуться. Ведь большинство храмом вписывались в скальный пейзаж.

17

А если вокруг бесконечные холмы покрытые лесом.

11

Наверно я уже сказал то что хотел. Очень хочется показать фотографии разных храмов и сравнить их, но это погубит заметку, ведь она про тех «кто начал первый». Лучше давайте вспомним Мастеров, которые рискнули создать что то абсолютно новое и скажем им спасибо. Ну вот еще один на прощанье уж очень он мне нравиться.

19

По моему это самый космический храм в мире.

Частные гиды
в Армении

Комментарии

Jura_Lepesa
24 мая 8:50
очень...очень вдохновляет увидеть все это величие лично!!!
Chedty
24 мая 17:26
Действительно стоит посмотреть. Это начало, а начало всегда важный этап.
sany4
24 мая 9:30
Красота... Строгость... Величие...
Chedty
24 мая 17:27
Да, полностью соглашусь.
natchen
24 мая 11:10
Миша, вот любишь ты все по полочкам разложить. Очень интересно и познавательно! Древний храм - это шедевр. Представляю, как он смотрится в реальности в окружении гор.
Chedty
+1
24 мая 17:29
Для меня важно, почему? Иначе ни когда не разберешься как?
natchen
+1
24 мая 18:14
красиво сказал))
Chedty
+1
24 мая 19:09
Помнишь, "а из медвежат совсем легко сделать друзей", так и здесь, потихоньку можно добраться до "зачем?"
Argentique
+1
24 мая 13:27
... сначала у Трдата начали расти ослиные уши и свиное рыло (в те времена с царями это часто случалось)

Ну вот почему сейчас это вообще с царями не случается?!? А то бы задумались некоторые.
Интересный рассказ, как всегда много полезной информации. А я узнала почему в Пловдиве армянская церковь выглядит немного нетипично - она построена на месте византийской церкви еще 4-ого века. Там много интересного, во дворе могила какого-то французского епископа со времен Крестовых походов, в самой церкви есть крипта, где много уникальной церковной утвари (если интересно - фото здесь: http://www.surpkevork.com/...). Но это нормально, так как церковь находится в старом городе, а там каждый камень с историей связан.
Будет время, схожу.
Chedty
+1
24 мая 18:54
Сейчас цари решают вопросы внешнего вида без помощи святых с их проблемами легко справляются хирурги.
Про церковь интересно, спасибо!
Vikus
+1
25 мая 16:50
А, по-моему, и уши и рыла растут у современных людей во власти ).
Argentique
+1
25 мая 17:01
У наших только рыла пока. Но они их на себе почему-то не замечают.
Vikus
25 мая 19:35
Argentique писала 25 мая 17:01
Но они их на себе почему-то не замечают.
vadimbryansk333
24 мая 13:41
Михаил,спасибо за очередной интересный материал,с удовольствием прочёл!
Chedty
24 мая 18:56
Рад что понравилось! Мне было приятно и интересно вернуться к армянской теме.
Leolik
+1
24 мая 14:18
главного проповедника — Григория Просветителя, на всякий случай, приберег и не убил, а посадил в яму.

Запасливый царек!
Отличная от всего что я раньше видела в церковной архитектуре. Красиво, Миш!
Chedty
+1
24 мая 18:57
Лен, очень красиво и интересно. И еще хорошо там. Может конечно это мне хорошо по национальному признаку, хотя вряд ли, похоже просто хорошо.
Leolik
24 мая 19:32
Chedty писал 24 мая 18:57
очень красиво и интересно
Миш, я уже собираю места, где можно по горам полазать, без особого уставания. Думаешь Армения подойдет. Или там все больше горы типа Арарата!
Chedty
+1
24 мая 19:43
Если честно, там страна не очень "девушкам природу смотреть", ни чего не оборудовано. Природа очень красивая, особенно в Карабахе, но так сама по себе, просто ненаселенка. В Армении надо церкви смотреть, природу в Америке.
Я поеду осенью по горам лазать (когда мужики с войны вернуться), но это так по серьезному.
Leolik
+1
24 мая 19:45
Chedty писал 24 мая 19:43
но это так по серьезному
Не по серьезному я еще не доросла.
Я пока уровень
Chedty писал 24 мая 19:43
"девушкам природу смотреть"
Nomad
+1
24 мая 17:12
Миша, как обычно - интересно, с юмором и полезно для общего развития! И тема интересная... А как строить и кому и как молиться - ведь приходили люди уже в этом опытные, так ведь? Чему-то учили местное население....
А космическая церковь - это где?
Ну и по поводу амбара, из классики: "ГУМ - это вроде наш амбар, но со стеклами" )))))
Chedty
24 мая 19:02
Олег, думаю опыт тех кто приходил ни чем не мог помочь. Они приходили из Империи, где основной задачей их жизни было спрятаться, а Трдату наоборот нужно был как можно больше шума, что бы все собрались вокруг знамени. Все приходилось начинать с нуля. Я про аксессуары, идею понятно принесли готовую.
"Космический Храм" - это Шуши, Арцах.
Nomad
+1
24 мая 19:46
Понятно... .в любом случае - интересно, как все происходило... Арцах... понятно, буду иметь в виду на всякий случай.. Спасибо!
Chedty
24 мая 21:40
Конечно это гипотеза, кто что думал, ни кто теперь точно не узнает. За то хороший повод подумать и пофантазировать.
Nomad
+1
24 мая 21:41
Chedty писал 24 мая 21:40
овод подумать и пофантазировать.
Это верно!
tinka61
+1
24 мая 17:52
Любопытные размышления и выводы.
Нравятся мне армянские храмы, какое-то у них полное единение с природой просматривается.
Chedty
+1
24 мая 19:04
Почти все храмы стоят вне городов, здесь очень важна была гармония с пейзажем.
vasilets
+1
24 мая 18:17
Здорово снято.
Многое видел и сам лично в прошлом году
Последний кадр особенно хорош
Chedty
24 мая 19:05
Спасибо, мне кажется там легко снимать.
KostantinPavlov
+2
24 мая 21:26
Очень мне нравятся армянские храмы за их аскетичность и гармонию с окружающей средой. Многие что на фото видел и узнал. А в яме даже сидел, только не 17 лет,как Григор, а минут 10 но все же
Chedty
+1
24 мая 21:42
Десять минут - это только начало, первая тренировка... В следующий раз чуть подольше...
KostantinPavlov
+1
25 мая 9:47
Повторить судьбу Григора мне не суждено. Мой удел только 10 минут
sovikont
24 мая 22:00
Да.. поражает эта красота! вот и я не могу ее забыть ,а уж сколько лет назад там побывала!Спасибо за воспоминания ,Миша!
Chedty
+1
24 мая 22:09
Пожалуйста, какие то страны легко забываются, а Армения остается в памяти надолго.
sovikont
+1
24 мая 22:13
Chedty писал 24 мая 22:09
Армения остается в памяти надолго
marsada
24 мая 22:39
Была уверена, что первая церковь появилась в Иерусалиме...
А ещё читала, что слово церковь - это аббревиатура: Це Родовой Круг Отцов Ведающих
Chedty
24 мая 22:57
По всей видимости первой церковью можно считать церковь Святого Георгия в Иордании, построенную в середине третьего века. Это по сути не большое помещение, но судя по атрибутике это действительно была церковь. Причем, видимо, она и строилась как церковь, а не как обычный дом.
В статье я не утверждаю, что в Армении была построена первая церковь. Я говорю о том, что там шел поиск архитектурных и культурологических форм обслуживания христианства как государственной религии.
Chedty
24 мая 23:04
Совпадение звучания слова "церковь" с обозначениями христианских храмов на других языках, например "кирха", наводит на мысль, что происхождение этого слова от русской аббревиатуры мало вероятно. Скорее всего это искаженное звучание греческого - "кириакон".
marsada
+1
25 мая 6:01
По гречески и по грузински (а ещё на испанском и итальянском) сегодня звучит слово "церковь" одинаково - эклесиа. Если не ошибусь, на армянском созвучно как-то.
Chedty
+1
25 мая 6:16
Наткнулся на разговор профессионалов как раз на нашу тему:
Вот что о нем говорится в словаре Брокгауза и Ефрона:

""Слово церковь (наравне со словами: славянскими црква, црквь, циркевень, германским Kirche, английским church, шведским, финским, эстонским и др. kirka),
производится от греческого слова κυριακή, т.е. οίκία, или κυριακόν, т. е. όικιόν, и значит дом Господень.""

- Первоначально это слово обозначало культовое здание с особой архитектурой и интерьером. Поскольку у первых христиан не было культовых зданий, уже поэтому необходимость в этом слове весьма сомнительна. Вот что говорится о нем в другом, православном источнике:

"Слово «экклесия» происходит от глагола «экклео» – вызываю, созываю собрание, и точно отражает понятие о церковной общине и всей Церкви, как об обществе созванных Христом и собранных во имя Христово людей.
Но в этимологии этого слова отражены также времена, когда первые христиане не имели еще своих храмов как специально посвященных Богу сооружений для своих молитвенных собраний. Когда же появились храмы в современном значении, они стали называться тождественным слову «экклесиа» словом «кириаки, кириакон», что значит дом Господень или жилище Господне. "
marsada
25 мая 6:44
Ух ты! Вот спасибо!
Kapuletta
28 мая 14:38
Португальцы говорят "игрежу"
Vikus
25 мая 16:51
Очень интересная заметка. Я никогда не задумывалась об этом первенстве, и оно для меня оказалось неожиданным!
Chedty
25 мая 17:28
Мне показались интересным следствия, к которым такое первенство ведет. Если ты идешь первым, тебе решать куда идти.
Vikus
25 мая 19:37
Но интересно, что армянской культовой архитектуре не последовали в других странах, принявших христианство в качестве государственной религии.
Chedty
+1
25 мая 21:28
Здесь важно разделить инженерные и декоративные составляющие. То какие ты сделаешь маковки, не очень важно. Это можно и в последний момент решить, важно, например, как укрепить место где барабан купола встанет на основное здание. Здесь хорошо видна закономерность и последовательность инженерных решений.
FMarina
+1
25 мая 22:14
Очень интересно было узнать об Армении с этой стороны. Безусловно великолепные фотографии - Михаил, я всегда восхищаюсь вашей "точкой видения кадра".
Chedty
+1
25 мая 22:28
Спасибо большое! Мне похвала за фотографии как бальзам на душу. Фотограф я начинающий и фотографирую очень простой аппаратурой. У меня обычно напряженные переходы и тащить с собой зеркалку, да еще с объективами я не могу. Так что остается только "точка видения кадра"
FMarina
+2
25 мая 23:11
А я вообще только "рассуждатель" и "нажиматель кнопочки" , у нас фотограф в семье муж. Но фотография для меня- как эмоциональная картинка, как картина художника, где все на месте и ничего лишнего и ружьё висит там, где надо. Так что "точка видения" у вас отличная
annaabrosimova
26 мая 21:58
Миша! Армянские зодчие были гениальными мастерами! Первым всегда тяжело! Но каков пример! Созданные ими храмы достойны восхищения! Есть в них и суровость гор и полет фантазии и отвага первого шага!
Chedty
+1
26 мая 22:30
Соглашусь Ань, там был какой то важный прорыв вперед. Мастера были великие. Не зря им "крылья давали", я про Та тев.
Kapuletta
29 мая 14:11
С огромным интересом прочитала и рассказ и комменты, интереснейший разговор... Поражает, как разнообразны эти храмы при внешней схожести... А сколько баталий на тему строительства купола, начиная от Микеланджело....В Португалии есть древний храм, купол которого все время рушился на 2-3 день... И пришел Мастер... После его рассчетов поставили новый купол. А Мастер сел аккурат посреди храма под это самое свое сооружение и неподвижно просидел три дня... Купол стоит уже 10 веков....
Chedty
29 мая 17:19
Купол и мост верх - творчества древнего инженера. Это действительно очень сложно без современных средств расчета устойчивости.
Часто люди утверждают что очень большие хорошо обработанные камни используемые в строительстве являются свидетельством высокого уровня развития цивилизации. В общем случая наоборот. На определенном этапе развития необходимость использования таких камней отпадает и люди переходят на следующий уровень цивилизации. Начало строительства арок и сводов такой же знаковый этап, как переход из каменного века в бронзовый...
Kapuletta
+1
29 мая 21:12
очень интересная тема, правда... Я завидую тем людям, которые занимаются изучением этих вопросов....
julykum
29 мая 19:16
Миш, обожаю у тебя такие рассказы. Гимнастика для ума. Вот уж не знала, что именно в Армении в первые христианство стало госрелигией.
Очень хочется показать фотографии разных храмов и сравнить их,
Очень бы хотелось все-таки посмотреть это сравнение. Принимаешь заявку?
Chedty
29 мая 19:24
Наверно надо попробовать.
Я к сожалению не очень разбираюсь, не строитель. Можно было бы взять по годам и разобрать конструктивные отличия. Получилась бы архитектура в развитии и с влияниями...
Попробую, как минимум интересно.
Svet-lanka
30 мая 1:39
Сколько интересной информации! Меня просто восхищают храмы Армении - столь они просты, но в то же время столь и грандиозны! Аскетичность, такое слияние с окружающей природой...очень импонирует. Пейзажи также прекрасны!
Chedty
+1
30 мая 2:38
Спасибо! Рад, что получилось интересно. История Армении, ее архитектура и живопись достойны очень серьезного внимания.
sonnenschein
2 июня 20:54
у Трдата начали расти ослиные уши и свиное рыло
очень вовремя, аккурат к новой религии выросли. Михаил,очень интересно. Никогда не задумывалась, как же всё началось.
Chedty
2 июня 23:27
Начало всегда очень интересный этап, не кому подражать, свободное творчество.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.