Турист Виктория Зинина (Vikusik)
Виктория Зинина
была 15 сентября 2019 20:28

Джокьякарта — Индонезия Март 2016

Одним из символов о. Ява является Ваянг-Кулит — кукольный театр теней — во всяком случае, именно куклы театра изображены на многих магнитах и прочих туристических сувенирах. На Яве тени преследуют повсюду. Тени прошлого. Тени другого мира, загадочного и неизвестного. До сих пор нет точных ответов на многие вопросы, и это создает еще более магическую атмосферу.

Джокьякарта — культурная столица о. Ява — представилась мне каким-то порталом в прошлое.

В первую очередь, конечно, из-за двух уникальных храмовых комплексов.

Храмовый комплекс Прамбанан является крупнейшим индуистским храмом в мире. Комплекс в 1991 году внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, включает в себя 240 храмов, многие их которых на сегодняшний день так и остаются руинами, ожидающими восстановления.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Прамбанан был построен в конце IX века правителем государства Матарама Ракаи Пикатан и посвящен главным богам — Шиве, Брахме и Вишну. Территория условно делится на три двора, и храмы в этих дворах посвящены соответствующим богам. Храм Шивы самый большой 47,6 м, храмы Брахмы и Вишну — по 33 м, высота второстепенных храмов составляет 14 м. Внутри главных храмов каждого двора установлены статуи богов. Храмы украшены барельефами и орнаментами, демоны и мифические чудовищами украшают углы и водостоки.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Стены храмов показывают нам историю «в картинках», повествуют легенды, сообщают об общественной жизни той эпохи, уровне развития, природных условиях. К сожалению, храмы не раз подвергались разрушениям, и причиной тому близость вулкана Мерапи (2968 м), который является не только самым активным на острове, но и во всей Индонезии. Вулканический пепел сделал почвы одними из самых плодородных на планете, но с каждым извержением вулкана страдали уникальные постройки. По некоторым данным храм был покинут после завершения строительства именно по причине мощного землетрясения (хотя имеется еще пара версий), покрылся лавой и пеплом, а позднее и вовсе был поглощён джунглями.

И только в 1733 году комплекс был обнаружен голландцами, а чуть позже (после англо-голландской войны) англичане всерьез занялись изучением развалин, а потом и восстановлением комплекса (с 1918 г.). К тому времени довольно много камней, скульптур и барельефов были вывезены голландцами и местными жителями (для строительных целей). Сейчас восстановленные части можно определить по цвету — они песчаного цвета, а чем темнее камни или барельефы, тем они старше. В мае 2006 года Ява подверглась еще одному мощному землетрясению, и сильнейшими подземными толчками было снова разрушено множество восстановленных сооружений, после чего комплекс был на какое-то время закрыт для посещений, и восстановительные работы пришлось начинать вновь.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Изначально при строительстве храмов не использовался цемент или какой-либо другой сцепляющий материал, поэтому все постройки представляют собой огромные конструкторы, которые, конечно, очень сильно страдают от подземных толчков, в случае землетрясений.

Храм таит в себе множество легенд, самая популярная из которых легенда Лара Джонгранг (может именоваться как Роро Джонгранг). Это легенда о безответной любви. Она гласит, что Бандунг Бондовосо (по некоторым данным принц) влюбился в прекрасную красавицу-принцессу Лару Джонгранг, дочь царя Рату Боко, который был убит, и по убеждениям принцессы убийцей был именно Бандунг Бондовосо. В те далекие времена ответить просто отказом принцесса не могла, поэтому она решила применить хитрость — пообещала выйти замуж, только если жених построит за ночь тысячу храмов (тут вспоминается наш мультфильм про летучий корабль). Но неожиданно Бандунг Бондовосо стал справляться с этой невыполнимой задачей — он просто призвал на помощь всевышних духов, и те лихо стали возводить храмы один за другим. Лара Джонгранг поняла, что свадьбы не миновать и решила сымитировать восход солнца — она разбудила женщин и приказала им ударить в ступы (имеется ввиду толочь рис, с этого до сих пор начинают новый день женщины в сельской местности о. Ява) и жечь солому. Обманутые светом огня и шумом, петухи подумали, что наступил рассвет и закричали. Духи, трудившиеся над строительством последнего храма, заслышав петухов, быстро ретировались, не закончив стройку (а тут вспоминается «Вий» Гоголя), и т. о. условие оказалось не выполнено. Однако Бандунг Бондовосо узнал о коварном плане своей возлюбленной, страшно рассердился, проклял ее и превратил в каменную статую, которая и поныне стоит в северной части «Храма Шивы».

Территория храмового комплекса, окруженная огромным парком, помимо самих храмов содержит Археологический музей, театр, ресторан, питомник с оленями и кучу торговых лотков (мини рынок) с сувенирами и другими товарами.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Переходя от кратких исторических справок к самому посещению комплекса, можно сказать, что в таком месте реально чувствуешь прикосновение к истории, к другим цивилизациям, древней культуре. По сравнению с Бали на Яве значительно прохладнее — утром температура воздуха была около 20–22 градусов — что позволяет комфортно ходить по всем экскурсиям. В Прамбанане мы были уже в 7 утра, т. к. прилетели самым ранним рейсом, и могли видеть комплекс в лучах раннего солнца. Вокруг было свежо, тихо и как-то умиротворенно, только иногда слышались яванские мелодии и пение птиц.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Не смотря на то, что наш гид хорошо говорил по-русски, информация воспринимается очень тяжело, т. к. это совсем другая культура, другая религия, и сложно ориентироваться в большом количестве богов, легенд и запомнить много проблематично. Храмы грандиозны, и тяжело поверить в то, что мы имеем возможность видеть их, прикасаться к ним, и даже заходить внутрь. Кажется, что попал в какой-то другой мир. Ступени в храме, кстати, очень высокие, и забираться по ним что в Прамбанане, что в Боробудуре было не легко.

Осмотр храмов затруднялся тем, что бОльшая туристов — это местные жители о. Ява, которые приехали из других городов также увидеть эти «чудеса света» — и они, крайне редко видящие белокожих людей, а тем более блондинок, просто-таки трепещут и очень просят сфотографироваться с ними. Отказать этим людям нет никакой возможности, т. к. они крайне искренни, стеснительны, любезны и улыбчивы. Через каждые 2 минуты подходили следующие группы, и следующие. Почему-то они недоумевали, когда я протягивала свой телефон и говорила, что тоже хочу фото с ними.) Некоторые были настолько счастливы сфотографироваться с нами, что даже посещение храмов уходило у них на второй план. Причем радость была абсолютно искренняя. Одна женщина с ребенком просто визжала от восторга и благодарила меня раз десять. Я никак не могла сказать, что вообще-то я приехала храмы посмотреть, и хватит уже меня отвлекать.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Яванцы остались в моей памяти исключительно дружелюбными, приятными и улыбчивыми людьми. На Бали люди немного другие.

Но вернусь к Прамбанану. Обязательно посетите музей — в нем много вещиц, обнаруженных при раскопках (старые монеты, украшения и т. д.).

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Что касается торговых рядов, то мы пробежали мимо них, потому как привязчивые торговцы есть во всех странах мира, а это сразу отпугивает и принципиально покупки делать не хочется. Минут 30 за нами плелись торговцы с керамическими фигурками, тыкали ими в нос и заявляли заоблачные цены. Даже если ничего не отвечаешь, они не отстают. Когда мы уже подходили к машине, цену снизили раз в 10. И, несмотря на то, что статуэтки были красивые, и я была бы не против приобрести их на память, такое навязчивое некорректное поведение у меня вызывает крайне агрессивную реакцию, и покупать ничего не захотелось. Жаль, что люди не понимают, что таким поведением они лишь ухудшают торговлю. Вообще всегда хочется покупать у более честных продавцов, которые пусть даже завышают цену, но не в 10 раз, готовы торговаться, и охотно идут на снижение цены. Чем более наглый продавец, тем меньше желание иметь с ним дело. Лучшее, что я «приобрела» в торговых рядах Прамбанана — это фотография старушки, продающей колокольчики. Очень колоритная женщина!

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Следующий, но не менее значимый пункт программы — Храм Боробудур или Храм тысячи Будд — один из крупнейших в мире буддийских храмов.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Храмовый комплекс Боробудур (переводится как Храм на горе) расположен в огромном парке и представляет собой огромную 8-ми ярусную пирамиду (высотой 31, 5 м), символизирующую схему мироздания, на каждом ярусе которой размещено множество ступ (а именно 104) и статуй Будды (504). Главный храм построен как огромная ступа, причем при строительстве также не использовался цемент, только каменные блоки андезита — вулканической горной породы (ушло 2 млн камней). Способ укладки камней храма Боробудур иногда сравнивают со строительством египетских пирамид.

Каждая деталь здесь имеет значение — количество ярусов, ступенек, направление взглядов статуй Будды, положение его рук — все, чтобы максимально наглядно выражать, символизировать и пояснять множество положений буддизма. Например, на вершине храма 72 ступы, 7+2=9 — это число совершенства, на самом верху стоит одна самая главная ступа => 9+1=0 — а это бесконечность. На ступах ромбовидные разрезы, а внутри ступ (но не всех) статуи Будды, разрезы как бы указывают нам на то, что мы не можем видеть Бога, но он видит нас.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Стены храма также украшены барельефами, но тут их гораздо больше, чем в Прамбанане — 1460, поэтому Боробудур и считается гигантской «книгой», по которой можно проследить путь к мудрости и просветлению, схему работы кармы человека, представления о мироздании, медитации и перерождениях. Рельефы храма Боробудур содержат и вполне светские сюжеты, например, изображения парусных и весельных судов, ходивших по Индийскому океану, по опасному «коричному пути», еще во времена Римской империи связывавшего Юго-Восточную Азию и восточноафриканское побережье. Корабли доставляли пряности, в том числе и корицу.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

При входе в храм стоит улыбающийся лев, что редкость для буддизма. Улыбка символизирует «приглашение» в нирвану.

В общем, здесь все непросто.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Боробудур, конечно, также внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Гуляя между ступами, разглядывая барельефы, и восхищаясь сюжетами, деталями, искусством отражения истории, ни один раз задумываешься о том, какая развитая была цивилизация в те далекие годы (VIII—IX вв.). К сожалению, все тот же пресловутый и коварный вулкан Мерапи в 1006 году похоронил Боробудур под слоем пепла на целых 800 лет. Только в 1814 году была обнаружена верхушка храма и начаты раскопки, длившиеся суммарно более 100 лет.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Боробудур мне понравился еще больше, чем Прамбанан, даже дождь, который моросил бОльшую часть нашей прогулки, ничуть не мешал, а даже наоборот радовал нас, конечно, еще благодаря тому, что наш предусмотрительный гид захватил огромные зонты для нас. В общем, было здорово, мощно, красиво, впечатляюще!

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Билет (общий) в оба храма стоит 30 $.

Еще одним пунктом нашей программы был Дворец Султана.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Султан действующий, в своем дворце он реально живет, да и работает там же. На территории дворца помимо самого дома, где живет султан, есть музей династии султанов, музей карет (его нам посетить не удалось), открытые террасы для проведения всевозможных церемоний, а некоторые «оборудованы» под театр, где можно послушать местный оркестр (мы как раз застали его выступление), или под выставку национальных музыкальных инструментов.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

На осмотр дворца уходит около 1–1,5. Не могу сказать, что он сильно впечатляет, но, в целом, посмотреть можно. У ворот дворца «расположилась» самая дешевая парикмахерская в городе — на металлический забор вешают зеркало и рядом ставят стул, с наступлением дождя «салон» закрывается. Стоимость стрижки 0,5 $.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Что еще входит в стандартную экскурсионную программу одного дня? Конечно, сувенирные лавки и обед. И места все одни и те же. Это я поняла, т. к. ни раз за все время нашего путешествия по Джокьярте мы встречали людей, которые летели вместе с нами в самолете, но отправились каждый по «своему» маршруту. Ресторан расположен в небольшой усадьбе с прекрасной зеленой территорией, на которой не только разбиты клумбы, разбросаны искусственные водоемчики и мостики, а еще и бегает куча всяких домашних птиц, в основном куриц. Таких быстро бегающих куриц я еще никогда не видела. В отличие от российских, обколотых или откормленных «особыми» кормами птиц, эти излучали здоровье и бодрость. Столики располагаются на открытой веранде второго этажа. Обед состоит из огромного количества разных национальных индонезийских блюд.

Могу сказать, что пробовали национальные блюда на Бали мы в разных местах — и очень дорогих туристических, и в заведениях попроще в г. Убуде, но так вкусно, как здесь, не было нигде. Вообще индонезийская кухня довольно своеобразная, и мы, попробовав всего понемногу, решили перейти на более привычные для нас европейские блюда, благо в приличных ресторанах их великое множество, и все очень вкусно! Так вот, вернусь к нашему обеду. Все было прекрасно, вкусно, быстро, разнообразно, обед входит в экскурсионную программу, и оплачивать пришлось только напитки.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Рядом с рестораном, который, кстати сказать, расположен в 15-ти минутах езды от Боробудура, есть небольшой завод по производству серебряных украшений. Я, как любительница серебра, сразу отказалась от его посещения, т. к. к этому моменту уже купила серьги и кольцо (около 1200 руб). Боялась, что оставлю там все свои деньги. Кольцо купила прямо в ресторане — там при входе небольшой корнер с серебряными изделиями (так и называется Borobudur Silver). Цены нормальные. А серьги купила в сувенирном магазинчике чуть раньше, в самом городе Джокьярта. Они сделаны в яванском стиле из тончайших серебряных нитей. На Яве свой способ изготовления украшений, и основа всего — тонкие проволоки-нити, которые нарезаются определенным образом, и изделие представляет собой не сплав, а нечто точечное, слитое из отрезанных нитей. Цены разумные. В той же сувенирной лавке выбор был большой — чего там только не было! Накупили всяких брелочков, магнитов, одним словом, мелочевки т. к. все остальное, показалось, стоило дороговато. Здесь, кстати, тоже за соседней дверью был завод серебряных изделий. И в эти торговые залы мы все-таки зашли. Много реально интересных украшений, не похожих ни на что, но дешевого ничего не было, а в планы покупать такие украшения не входило. Ограничилась сережками (примерно 1600 руб).

После экскурсионной программы у нас осталось время до вылета, и мы попросили нашего гида завести нас на часок в большой торговый центр, находящийся совсем рядом с аэропортом. Центр огромный по местным меркам, кажется, четырехэтажный, но делать в нем особо нечего. Можно рекомендовать только один магазин батика (техника ручной росписи по ткани), которым, собственно, и славится Ява. Он довольно большой, с хорошим ассортиментом не только батика, а еще и разных сувениров. Купили прекрасные шарфы (пашмины) очень хорошего качества (около 1000 руб), в Москве я даже пожалела, что привезла всего один. На минус первом этаже есть огромный супермаркет. Туда тоже надо сходить. Цены на яванский жасминовый чай, кофе Копи Лювак и прочие продукты сувенирного плана адекватные, не завышены для туристов, поэтому тут мы серьезно отоварились. Очень рекомендую купить яванский натуральный шоколад ручной работы Monggo (фото не сделала, но у них очень приличный сайт, можно посмотреть там). Он производится из местных какао бобов, но с применением знаний и умений бельгийских шоколатье, поэтому шоколад, действительно, вкусный. В коллекции представлено много видов с различными вкусами, начинками, в наборах и всяких сезонных продуктов. Самое привлекательное то, что на упаковках изображены все символы Явы — храм Боробудур, куклы театра теней Ваянг-Кулит, бечак (местный мотоцикл-повозка на трех колесах). По-моему замечательный яванский сувенир, главная проблема — уберечь шоколад от жары.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

В аэропорт мы приехали очень заранее, т. к. рейс у нас был самый последний, а экскурсионная программа заканчивается довольно рано из-за раннего заката солнца, поэтому пришлось бродить по аэропорту около 3х часов. На Яве совсем маленький аэропорт, зона Дюти Фри состоит из каких-то палаточек, и даже попить нормальный кофе проблематично, особенно, в столь поздний час — многие палатки были закрыты. Тут, кстати, сувениры тоже стоят вполне приемлемые деньги. Наверное, это по сравнению с Бали, где цены на все выше, т. к. туристов несравнимо больше.

Забавно объявляется посадка на рейс — сотрудник аэропорта поднимает табличку с номером рейса у одного из 4-х гейтов, пассажиры подходят к соответствующей двери, за которой буквально в несколько шагах стоит самолет.

Касательно аэропорта, самолетов и Дюти Фри хотелось бы сообщить некоторую полезную информацию. Летели с Бали компанией Lion. Самолеты неплохие, не кукурузники, чего мы опасались, с очень красивыми стюардессами, чистыми и приятными салонами, увешанными рекламой нового белого кофе Копи Лювак. В случае с нами это сработало, и на супермаркете на Яве я приобрела и этот вид кофе. Аэропорт Бали большой и имеет две зоны — для интернациональных авиаперевозок и для местных (внутренних). Мы, получается, при перелете на Яву пребывали в местном Дюти Фри, который, как оказалось потом, сильно отличался от интернационального не только составом магазинов и ассортиментом товаров, но и ценами. Причем цены отличались минимум в два раза. Мы об этом не знали, но умудрились отовариться в 5 утра неплохо. К сожалению, даже половину магазинов обойти не удалось — не успели — но купить подарочный чай, косметические средства и даже изделия из питона удалось. И вот, увешанные сумками, и недоумевающие, как это нас так угораздило, мы поняли, что через 5 минут посадка, а мы даже не успели попить кофе и позавтракать. Вариантов было немного, и решили купить по большой булке и по капучино прямо рядом с нашим гэйтом. Конечно, это надо было видеть — две девушки, увешанные сумками и пакетами, со стаканчиками и тарелками с приборами и самими сдобными изделиями, приплелись к гэйту, где нам любезно было сказано «ок-ок» и пригласили пройти к автобусу, а там и в самолет тоже запустили без вопросов. В Москве меня бы в кинозал не пустили при таком раскладе. Усевшись на свои места, мы еще долго смеялись сами над собой и над нашим эффектным заходом в самолет, а также вспоминали, как на других авиалиниях перестают наливать напитки, если самолет находится в зоне турбулентности. Тут мы уже на взлете были с напитками. Полет прошел прекрасно. За окном минут на 10–15 нам представился фантастически красивый закат. Эдакий бонус за полет)

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Не знаю, что подумал гид, встречающий нас в аэропорту в 6 утра, но он деликатно ничего не сказал, а просто погрузил наши вещи в багажник. Когда возвращались с Бали домой, были крайне разочарованы зоной Дюти Фри — и ассортиментом, и уж тем более ценами. Очень все дорого!

Я совсем забыла про театр теней, с которого начала. Ваянг-Кулит — древнее искусство — кукольный спектакль, существующий около 3 тысяч лет, появился на Яве задолго до ислама. Вечная борьба добра со злом, отображаемая плоскими куклами, сделанными из буйволиной кожи, в сопровождении традиционного индонезийского оркестра (гамелана) также вошла в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Джокьякарта – культурная столица о. Ява

Мне не удалось увидеть представление — это не было предусмотрено нашей экскурсионной программой — но образы персонажей отпечатались в моей памяти не меньше, чем Прамбанан или Боробудур. Может, конечно, потому, что они глядят на меня с магнитов, уж не знаю) Но надеюсь, что однажды увижу это действо, а пока довольствовалась только видео роликами в интернете. В общем, на мой взгляд, тот билет должен включать в себя не только посещение 2-х знаменитых храмовых комплексов, а еще и посещение спектакля Ваянг-Кулит, тогда это будет более полное погружение в яванскую культуру. Да и по времени это все вполне можно успеть увидеть.

Подытоживая свой рассказ, могу сказать, что у нас как-то даже не стояло такого вопроса: «Стоит ли лететь с Бали на Яву или нет?» Конечно, стоит. Мы провели в полете часов 15, если не больше, и еще час пролететь, чтобы увидеть храмы, претендующие на звание чудес света, вполне посильно — и материально (экскурсия вместе с перелетом и обедом обошлась в 220 $ на человека), и физически. Когда еще я попаду на этот остров? Может случай совершить путешествие «в прошлое» больше и не представится, так что упускать шанс не стоило. Что мы и сделали, и о чем ничуть не пожалели.