Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Нордкап — Норвегия Июль 2015

— Трр! — Раздалась трель телефонного звонка. И кто это там так поздно? Явно что-то срочное.

Смотрю на дисплей — Олег — руководитель турфирмы. Предчувствие не обмануло…

«Наташ, не спишь?» —

«Да нет еще…»

«Вот и хорошо. Есть предложение — не хочешь на три дня на Нордкап сгонять? Есть группа — нужен сопровождающий. Ты как?»

«Да хоть завтра! Что делать нужно?»

«Да ничего особенного. Кроме обычного Нордкапа показать туристам места необычные, нашими туристами незаезженные»

«Океюшки».

Вот так и началось это путешествие под названием «В поисках новых приключений».

Знакомство с группой состоялось прямо в автобусе, куда меня «подсадили» по дороге. Группа попалась интересная, сборная из разных городов, но, в основном наши, местные туристы. Возрастная категория — от стара до млада. «Стар» фору многому «младу» даст — по горам как молодые козы скакали (это выяснилось позже, в ходе поездки).

А пока… Пока происходит знакомство с группой, пытаемся наладить контакт. Некоторые пока «ершатся», не перестроившись из обычной жизни на жизнь туристическую, где все друг за друга, все в одной связке.

Так как в группе есть туристы из других регионов, то первую остановку делаем через 70 км, в священном месте — Долине Славы. Это сейчас она носит такое красивое название, а я еще помню из своего детства название Долина Смерти. В детстве родители два раза в год приезжали сюда, прихватывая с собой и нас, своих детей. Родители занимались своими делами, а мы, детвора, своими — лазали по окопам, дотам, дзотам и т. д. собирали патроны, каски и всякие другие атрибуты недавно отгремевшей войны.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Останавливаемся на парковке. Группа разбредается по мемориалу.

Каждый раз, попав сюда, пренепременно начинаю читать письма и записки солдат, высеченные на граните. ЧТОБЫ МЫ ПОМНИЛИ.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Слезы накатывают на глаза, горло сжимается спазмами. И не хочется уходить отсюда….

Но наш путь продолжается. Впереди, через 130 км, граница с Норвегией. Наши пограничники нас быстро проверили, проштамповали, и доброго пути пожелали. Как положено — на российской стороне мы «затарились» в Дьюти-фри. Затем быстро прошли норвежских пограничников. Фу! Теперь можно вздохнуть спокойно.

Начинаем культурную программу за пределами Родины.

Первая остановка через 48 км — в деревне Нейден. Это деревня — культурный центр восточных саамов. Именно сюда приехал православный священник — русский монах Трифон с целью обратить восточных саамов в христианство. Ведь саамы были язычниками и Религиозным главой саамов был ноаид — саамский шаман.

В середине 16 века преподобный Трифон Печенгский построил часовню св. Георгия в Нейдене и церковь в Борисоглебске. Часовня Святого Георгия является самым малым религиозным зданием в Норвегии, с внутренними размерами 3,55 на 3,25 м.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

С дороги часовенка малозаметна, только указатель помогает вовремя остановиться. До часовни идем пешком, благо идти совсем близко — метров 50. Территория маленькая, раньше здесь был погост с захоронениями, но со временем могилы исчезли и теперь вокруг большой зеленый луг. Слева от здания притаился маленький колокол. Нужно обязательно бабахнуть по нему, чтобы исполнить ритуал очищения. Не забудьте, здесь проходит ежегодная служба под открытым небом в последнее воскресенье августа.

Следующая остановка через сотню метров — около бушующей водной стихии — водопаду на семужьей реке Нейден.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Парковка расположена рядом, только ленивый, да очень торопящийся куда-то не остановятся здесь, чтобы не понаблюдать за водопадом. От зрелища бурлящей воды трудно оторвать взгляд, стихия так и тянет к себе, завораживает, притягивает, околдовывает.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Но время неумолимо бежит вперед, потому двигаемся дальше.

Проехав около километра по деревне, сворачиваем с дороги и паркуемся возле деревянной церкви изумительной красоты. Лютеранская церковь — богата украшена замысловатой резьбой, ухмыляющимися деревянными драконами и веселым разноцветьем витражей.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Внутри все очень просто и гармонично. И обязательный атрибут норвежской церкви — орган на балконе. Жалко, что опять не удалось послушать органную музыку.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Олег дает команду: «В автобус!» и мы дружненько так загружаемся, готовые к дальнейшему путешествию.

При пересечении границы с Финляндией пытаемся разыграть туристов, требуя их приготовить паспорта для прохождения границы с Финляндией. Кто-то попадается на этот розыгрыш, и группа робко так останавливает разыгранных туристов. Атмосфера начинает «теплеть», слышатся смешки и реплики. Значит, начинаем притираться и «сдруживаться».

В Наатоми накупили продуктов, сами пообедали и про наш автобус не забыли — заправили дизелем нашего трудягу.

Потом была извилистая дорога до Кааманена (120 км), затем — «американские горки» до Карашока (90 км). И снова мы в Норвегии. До Лаксельва (74 км) доехали без остановки, ландшафты за окном красивые, но впереди нас ждет Нордкап!

Проскочили Лаксельв. И вот, наконец-то, Паранген-фьорд. Наша первая остановка на большой стоянке (до нее около 15 км), с которой открывается потрясающий вид на водную стихию, окайменную зубцами гор.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Группа разбрелась в разные стороны, благо места много и направлений тоже. Каждый ищет в окружающем мире свое, то чего ему так хочется найти здесь, в этой сказочной стране троллей. Кто-то слушает музыку моря, кто-то любуется разноцветными переливами набегающих волн, а кому-то посчастливилось понаблюдать за стайкой рыб. Расслабуха….Первое знакомство, первые ощущения, первое проникновение…

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

И опять — время. Оно всегда подгоняет нас, не дает застыть на месте, не дает бесцельно тратить его. Двигаемся к кемпингу, благо до него — рукой подать (около 40 км). Очень быстро заселяемся, чтобы тоже очень быстренько приготовить ужин, также быстренько его проглотить, и умчаться дальше — к цели нашего путешествия — Нордкапу. Руководитель группы — Олег и наш доблестный водитель — Эдуард приготовили нам сюрприз — из недр автобуса достается мангал и, о чудо — на ужине нас побалуют барбекю.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Пока мужчины колдуют над мясом, остальная группа накрывает стол.

В ход идет все, что накупили в Наатоми и что заботливо прихватили из дома. Стол получился потрясающий. За приготовлениями все друг с другом перезнакомились окончательно, а после подаренной турфирмой бутылочкой виски все и вовсе стали друг с другом закадычными друзьями.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

На душе потеплело, в желудках приятно переваривалось мясо, щедро сдобренное виски, мир вокруг был настроен к нам благодушно и доброжелательно. Светило солнце, ветер лениво «надувал щеки» — надувал, надувал, да так и не выдувал, что окончательно создавало нам райское наслаждение. И уже разморило всех, и уже тяжко было думать о том, что надо куда-то еще ехать, куда-то еще идти.

И опять звучит призыв: «По коням!». И мы опять взбираемся в жаркие внутренности нашего друга-автобуса. Вперед!

Еще каких-то 119 км и мы у нашей очередной цели — у подножья горы, через вершину которой ползет узкой извилистой лентой тропа к нашей очередной цели — необыкновенной скале Киркенпортен — Церковные врата.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Посещать эту скалу лучше всего перед закатом солнца, когда солнце уже висит над морем в своей самой низкой точке (между 24:00 и 02:00) — вид просто неописуемый. В это время солнце появляется в огромном проеме скалы Киркенпортен и все вокруг озаряется золотыми лучами. Мир становится оранжевым. Именно про такой мир и поется в нашей любимой детской «Оранжевой песенке». Дружно вывалившись из автобуса, группа с удивлением уставилась на гору, которую следовало покорить. Послышались возгласы удивления, неодобрения и неверения в свои собственные силы.

Пришлось объяснить группе, что это только с виду страшно, а на самом деле, этим маршрутом ходят люди, которым давно перевалило за 70 (!). Сама видела. Начали подъем все вместе, постепенно рассредоточиваясь по склону. Кто-то рванул вперед, кто-то сильно отстал. Говорю вперед убежавшим, чтобы держались указателей. Не тут-то было. Понадеялись на себя и в результате ушли в другую сторону. Заблудиться на этой горе невозможно, а вот цели не достичь — возможно. Я в первый раз не нашла Киркенпортен. После сытного ужина и принятой дозы алкоголя идти было тяжело. Но мне отступать было никак нельзя, так как моя задача — довести группу к намеченной цели. Так что — вперед! И не ныть! Улыбаемся…

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Постепенно от группы нас осталось всего четверо. Я, водитель и две туристки — представители и «стара», и «млада». И не хватило нам хотя бы одного туриста мужеского пола. И где мы их растеряли по пути?…

Вот уже хорошо видна почитаемая мной скала Носорог.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

У норгов эта скала носит название Hornet — рог. До распространения христианства в Норвегии саамское население на острове Магерёйа обожествляла эту природную формацию. Считалось, что именно там и жили боги. Увидеть «Хорнет» можно только с расстояния. Нужно все-таки когда-либо подойти к ней поближе. А сегодня опять не получается, ведь наша цель — Киркенпортен.

Спускаемся к подножию скалы, забираемся в знаменитый проем — окно.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Вокруг — безумно красивые слоеные скалы, «украшенные» надписями про Машу и Васю — даже здесь не обошлось без этого варварства.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Когда стоишь в проеме скалы Киркенпортен, то ощущаешь «чувство глубокого удовлетворения» от пройденного маршрута и достигнутой цели. Дорога назад показалась более долгой. Может потому, что мы уже подустали и организмам стало непереносимо жарко, кровь просто бурлила внутри нас. Постепенно мы поснимали с себя все, что можно было «пристойно» снять. Оказаться топлес никто из нас не решился.

А я для себя сделала пометку, что идти к Киркенпортен надо не по этому маршруту, а по тому, которым я ходила ранее. Он более простой, пологий и более красочный.

К автобусу мы пришли вконец вымотанные, поэтому с радостью умылись, напились воды и стали отдыхать перед новыми приключениями.

Добаваила карту. Показана автостоянка в деревеньке Скарсвог. С этой стоянки мы поднимались вверх в горку. А уж потом поехали на Нордкап

Еще 13 км по извилистой узкой дороге острова Магерейя и мы выкатились на конечную точку нашего сегодняшнего маршрута — плато мыса Нордкап. Как всегда летом, да в хорошую погоду, машин и автобусов на парковке было много. Значит вся окружающая территория запружена туристами.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Ритуал посещения начинается по заведенному ранее ритуалу. Идем пить кофе с чудесными булочками с корицей. Выбираем столик у окна. Садимся, пьем кофе, отдыхая от скалолазания, и любуясь окружающим ландшафтом.

А ландшафт, надо сказать, весьма скудный. Если бы не творения рук человеческих, то смотреть особенно было нечего, кроме моря и мыса Кнившелльодден (Knivskjelodden) что по-норвежски означает что-то вроде «Кривой нож», который в действительности и является самой северной точкой острова Магерейя, выдаваясь в море аж 1.5 км далее Нордкапа.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Наши добрые соседи, норвежцы, любят «делать из мухи слона» — удачно расположенное горное плато, видимое моряками издалека, норги наградили титулом самой северной точкой Европы. Ха-Ха-Ха. С каких это пор остров стал являться материком? Помним еще географию? Мы ведь не ЕГЭ сдавали, а экзамены, поэтому головы наши заполнены знаниями, а не гаджетами. Но ведь мы-то все-равно едем сюда!

Второй пункт ритуала — фильм об острове. Прекрасный 15-минутный панорамный фильм (угол охвата — 125 градусов), рассказывающий о всех временах года на острове. Музыка, звучащая с экрана, очень органично вплетается в фильм. Хочется остаться жить на этом прекрасном острове, с этими мужественными и сильными людьми, среди этой удивительной природы. Смотрю этот фильм каждое свое посещение (да не по одному разу), и не надоедает Незабываемое зрелище!

Побывать на Норкапе и не увезти с него его символ-талисман — симпатичного Лося по имени Нордкап? Это как-то не по-пацански. Поэтому предаемся шопингу в местном магазинчике. Обзаводимся Лосиками.

Следующий этап — обследование здания. Nordkapphallen построен из камня. В конце 80-х годов здание расширили и частично спрятали внутри горного плато. Затем добавили огромный стеклянный вестибюль. Сегодня в здании одновременно могут находиться (спрятаться от непогоды) несколько тысяч гостей.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Наступила пора изучить «внутренности», а здесь и искусственный птичий базар, и музейная выставка, рассказывающая о морских конвоях в годы Второй мировой войны, и часовня, и зал, где хранятся подарки от тайского короля.

Есть в здании еще одно удивительное место — Гроттен бар. В большом полутемном зале, освещаемым только светом свечей, установленных на стенах, происходит самое главное действие. Согласно столетней традиции, здесь полагается выпить шампанского и закусить лососевой икрой. А ровно в полночь в стеклянной стене, обращенной к морю, под мелодию «Утро» норвежского композитора Грига поднимаются жалюзи, открывая зал лучам незаходящего полярного солнца. Сидишь, слушаешь музыку, следишь за полуночным солнцем и уносишься куда-то далеко-далеко, в дали далекие, в страны сладких грез и мечтаний….

Вернемся на плато. Куда ни глянь — все вокруг заполнено туристами, и все куда-то двигаются, что-то делают. Кто-то фотографируется, кто-то жужжит видеокамерой. Мы тоже спешим сделать фотосессию. Остановились у Глобуса — памятника, воздвигнутого, как символ мыса Нордкап. Это — заветное место для фотографирования и созерцания. И именно это место является кульминацией всех поездок

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Дошли до Монумента «Дети войны», который еще называют «Дети Земли» и «Дети Мира». Монумент был создан юными жителями нашей планеты, приехавшими из разных ее уголков. В центре композиции — женщина с ребенком, а обрамляют площадку семь огромных медальонов, поставленных на ребро. На медальонах нанесены рисунки детей из семи уголков мира. Есть на одном из медальонов и рисунок русского мальчика Антона под названием «Голубь мира».

Приближается полночь по норвежскому времени. На воздух, на открытую площадку, потянулись туристы из здания. Все спешат увидеть солнце именно в полночь. Все хотят удостовериться, что солнце действительно не уйдет за горизонт. Жителю не северных широт сложно поверить, что ночь не наступит!

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Ровно в полночь Олег начал вручать туристам Сертификаты о посещении Нордкапа. Ура! Мы сделали это! Мы стали свидетелями и участниками полуночной сказки.

А природа награждала нас своими изысканными сюрпризами. Солнечная дорожка играла на морской глади, стреляя в нас серебряными звездами.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

И вся эта яркая красота окутывала нас своим волшебством и делала нас чище и душевнее. На Нордкапе получаешь ощущение очищения. Таким местам присваивают титул «Место силы» И как в других культовых местах Земного шара на Нордкапе царит какая-то счастливая эйфория и ощущение всемирного братства. Может, поэтому сюда рвутся люди со всего мира?

Ну, вот и все дела сделаны, пора собираться в путь — дорогу. До кемпинга чуть больше 130 километров. Прибудем совсем поздно, почти ранним утром. Поехали. Все возбуждены, впечатления захлестывают, эмоции зашкаливают. За один день — столько впечатлений, и все — разные. Постепенно становится тихо, туристы засыпают.

А нам спать нельзя, надо не проехать мимо еще одного замечательного места — места, где каждый желающий строит домик для троллей, тем самым привлекая к себе помощь и доброе отношение троллей.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Почти в три часа ночи делаем остановку. Будем строить домик для троллей.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Кто проснулся, тот потянулся из автобуса на волю, к морю. Желающих не так уж и много, но те не менее… Пытаемся построить дом.

Оказывается, чтобы построить дом для троллей, нужно иметь навыки работы с камнем…. Вместо домика получаем развалины.

Зато можно пострелять камешками по воде.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только….День 1

Вроде и сон уже прошел, но нет, надо отдохнуть, ведь завтра у нас не менее насыщенный день! Всем спокойной ночи! Извините, пожалуйста, Всем — Спокойного утреннего сна!

Через несколько часов путешествие продолжится….