Павлов Константин (KonstantinPavlov)
Константин Павлов Пользователь — был сегодня 18:23

По Китаю, с севера на юг. О Китайской Стене, Великой и «ужасной»

22 мая 12:58 Хуайжоу, Пекин — Китай Май 2016
68 58

Что надо знать о Великой Китайской Стене, прежде чем туда забраться или краткий курс истории Китая

10

«Кто не дойдёт до Великой стены, тот не герой» сказал в свое время председатель Мао, имея в виду, конечно, кто не дойдёт до великой цели. Но это можно понимать и буквально. Ведь Великая Китайская Стена не просто самое грандиозное оборонительное сооружение в мире, это история Китая, которую невозможно понять, не побывав на этой Стене. Ни одно описание Китая не обходится без упоминания Стены, и я упомяну, и даже начну, ибо именно со Стены я и начал свое личное открытие Поднебесной.

Действительно: история Стены это история Китая. Ведь только представьте, ее строительство началось в III веке до нашей эры. Это была эпоха Воюющих царств, времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь. Начало строительства Стены это начало объединения империи в единое целое из множества отдельных княжеств. Конечно, новое государство нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. Это главное назначение стены, но не единственное. Стена стала границей великой китайской цивилизации, крайней северной точкой нахождения китайского мира, призванной оградить граждан Поднебесной от ассимиляции с варварами с их кочевым образом жизни.
В последующие столетия, особенно в период власти династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) Стену продолжали строить, расширять на запад. Тогда построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников.

6
17

О сохранности Великой Китайской Стены заботились все последующие правители. И только двум династиям до Стены не было никакого дела, на то были серьезные причины. Во-первых, абсолютно не нужна была Стена императорам династия Юань. Ведь ее основали монголы. Великая Китайская Стена не выполнила своей основной функции, не защитила в 13 веке китайский мир от набегов кочевников с севера. Чингисхану удалось преодолеть Стену, он сделал это с помощью военных инженеров и пехоты в огромных количествах. Вот вам и неприступное оборонительное сооружение!

8
6

Не спасла Стена Китай и от второго, и как оказалось, последнего масштабного нашествия «варваров». В 17-м веке китайская аристократия, воюя с повстанцами, представляющими движение «желтых повязок», впустила многочисленные маньчжурские племена в страну. Их вожди захватили власть. Они основали в Китае новую династию — Цинь, которая стала последней императорской династией Китая. И при монгольской, и при маньчжурской династиях императоров Стена потеряла свое оборонительное назначение. Защищаться было не от кого, все уже были здесь. Императоры этих династий контролировали земли и южнее и севернее Стены.

6
5

Между монгольской династией Юань и маньчжурской династией Цин была китайская реконкиста. Монголы, которые правили Китаем до 1368 года, были изгнаны династией Мин (1368–1644). И с этого времени, и в истории Китая и в истории Стены была открыта новая страница. Ведь современный вид Великая Китайская Стена получила именно в годы правления этой династии. Практически все участки Стены, дошедшие до наших времен, были сооружены как раз в то время. Для строительства своей Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек. Именно тогда земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки были отстроены заново. Были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов. Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572–1620). И многие считали, что это именно он, а не Цинь Ши-хуанди, возвел это грандиозное сооружение.

3
1

Увы, как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Оказалось, что для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Вот опять же маньчжуры, захватившие власть в Китае в 17-м веке. Их династия Цин преодолела сопротивление защитников Стены из-за предательства китайского полководца У Саньгуя, открывшего ворота Шаньгуанской заставы Великой Китайской Стены для завоевателей. Этот поступок привел к падению династии Мин и воцарению в Пекине маньчжурской династии Цин.

За три столетия пребывания Цин у власти к сооружению относились с большим пренебрежением, Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький ее участок, проходящий близ Пекина — Бадалин — сохранялся в порядке — его использовали, как «ворота в столицу».

И только в 20-м веке Стену начали восстанавливать. Наиболее масштабно с 1984 года, когда по инициативе Дэн Сяопина была принята специальная программа, стала привлекаться финансовая помощь китайских и иностранных компаний, а также частных лиц.

Теперь, немного проникнувшись историей китайского мира, можно и на Стену подняться. А нет, давайте еще послушайте про некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену.

Некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену

6

Сначала давайте разберемся, насколько длинна Великая Китайская Стена, которая выходит из Желтого моря и уползает прямо в пески пустыни Гоби, протянувшись через весь Северный Китай. Тут у меня такая информация. Самые оптимистично настроенные китайские измерители Стены насчитали как то 21 196 километров, но мировое сообщество это цифру не признало. Если измерить протяженность по прямой линии, проведенной между конечными точками Стены то получиться 2 450 километров. Однако, нужно учитывать, что стена не идет нигде прямо: она то изгибается, то поворачивает. Так вот, с учетом всех этих изгибов и поворотов, официально признали следующую длину — 8 851 километр и 800 метров.

Но археологические раскопки ведутся и в наши дни, ученые находят новые места. Например, недавно нашли участок длинной в 290 километров, начало стены расположено в провинции Ляонин на горе Ху Шан, а заканчивается в провинции Ганьсу на перевале Цзяюй. Правда участок стены построен из грунта, от стены практически ничего почти не осталось, а последние остатки от строения пропадут в ближайшем будущем, но все же. Так что, будем считать вопрос о длине Великой Китайской Стены еще открытым.

2

Второй очень важный вопрос, который волнует миллионы (вернее миллиарды), видна ли Стена из космоса. Ведь многие именно так и утверждают, что это единственный рукотворный объект, который оттуда виден. Я разобрался с этим вопросом, докладываю. С Луны не видно, это точно, факт. С орбитальной станции, невооруженным глазом тоже. Вернее НАСА сообщает так: «Стена едва различима с орбиты, и только при идеальных сопутствующих условиях. Впрочем, она видна не более, чем прочие искусственные сооружения»

Китайцы, как вы понимаете НАСА не поверили и послали в космос своего человека. Увы, большое разочарование. Ян Ли Вень, первый китайский космонавт, признал с грустью, что не смог разглядеть это монументальное сооружение, как ни старался, а он старался. Но ведь это и понятно, Стена то длинная, но ширина Стены совсем не космических масштабов, всего- то метров 6. Это все и объясняет. Но есть и хорошая новость. Стена отчетливо видна на снимках со спутника и очень хорошо видна с самолета. По этому вопросу все.

3

Но остались и другие вопросы. Например, этот очень страшный вопрос. «Правда ли -спрашивают некоторые с ужасом — что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее?» Что касается раствора для укладки каменных блоков Стены, то применялась клейкая рисовая каша с примесью гашеной извести и никакого костяного порошка в нем нет. Однако, людей при строительстве Стены погибло великое множество и это доказанный факт. Говорят не меньше миллиона. Великая Китайская Стена самое длинное укрепление в мире и по совместительству является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни. Неясно до сих пор, являлись ли они ритуальными жертвами, или же таким способом просто хоронили умерших рабочих.

4

И на десерт, еще интересный факт, связанный со строительством Великой Китайской Стены. Одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену, а строители следовали по его следам. Вот это, истинная правда! Именно так все и было!

О том, как мы покоряли Великую Китайскую Стену

Мы знали, что рядом с Пекином есть несколько участков Стены, которые можно посещать туристам. Самый близкий к столице, и самый популярный участок Стены называется Бадалин (помните, я про него рассказывал). Но некоторые отзывы советовали другой участок называемый Мутяньюй. Там и туристов поменьше и места живописнее, утверждали эти отзывы, и мы им поверили. И правильно сделали. Отзывы не врали, тем более, что и китайский национальный комитет по оценке достопримечательностей присудил этому месту высшую категорию ААААА, это как пять звезд в гостиничном бизнесе.

3

На Мутяньюй для посещения открыт участок стены длиной 2250 м, включающий в себя 22 сторожевые башни. Башни пронумерованы от 1 до 22 с востока на запад. Оказалось, что этот участок стены самый плотный по количеству построенных башен на один километр. Для удобства предлагаю схему.

Участок Стены Мутяньюй построен на гребне хребта, высота которого от 500 метров до одного километра. На вершину хребта до Стены можно подняться пешком, там есть две пешие тропы, которые от подножия хребта и до Стены состоят из ступенек и проходят по лесному массиву (сам подниматься не пробовал, думаю это утомительно, ведь еще надо будет долго бродить по Стене, но видел, что народ идет), а можно и на фуникулере. Причем фуникулера два. Я выбрал фуникулер, который представляет собой закрытые четырехместные кабинки на канатной дороге.

1

Этот фуникулер поднимает от подножия до башни #14. Видите, эта башня примерно посередине участка, что очень удобно. Стоимость подъема 60 юаней, а если вместе со спуском то 80 юаней. Там есть и другой фуникулер, на котором не кабинки, а подвешенные на канате двухместные сиденья. Он поднимает в район башни #6. Рядом с этой башней устроен стальной желоб длиной 1580 метров, спускающийся от стены обратно к подножию хребта, по которому можно скатиться обратно вниз на одноместных тележках. Стоимость билета спуска в этом желобе я не помню, ибо на нем не спускался, но ее легко будет узнать в кассах. Независимо от способа подъема-спуска на Стену, нужно отдельно приобретать входной билет стоимостью 45 юаней (билет надо сохранять до окончания посещения).

Что делать, поднявшись на Стену? Просто гулять, представляя события давно минувших дней. А Стена в этом месте была построена в 6-м веке, во времена северной династии Ци. Но перестроена и укреплена для усиления защиты расположенного здесь стратегически важного прохода на Пекин, значительно позже во время правления, уже знакомой нам, династии Мин. Именно тогда для постройки этого участка Стены были использованы гранитные блоки, которые делали уникальную конструкцию (7–8 метров вышиной и 4–5 метров шириной) практически нерушимой. Участок Мутяньюй оснащен парапетами и амбразурами для отражения атак противника, причем как с северной, так и с южной стороны. При этом амбразуры не традиционно круглые, а выполнены в форме арок.

1
1

Для того чтобы прогуляться по всей длине стены, понадобится не больше трех часов. От башни № 5 до № 19 нет очень крутых спусков и подъемов. С башни № 10 открывается вид на всю стену в оба конца.

5
3

После башни№ 19 начинается очень крутой подъем к башне № 20, которая является вершиной стены.

5

С двадцатой башни видна следующая башня, относящаяся уже к другому участку. После этой башни дальнейший проход туристам запрещен. А если все-таки пойти дальше, то увидишь неотреставрированный участок Великой Китайской Стены, несущий на себе следы разрушительного действия времени.

Как добраться до участка стены Мутяньюй из Пекина

Этот участок стены расположен близ городка Хуайжоу в 75 километров от Пекина. До этого города мы добирались на обычном рейсовом автобусе с одного из пекинских автовокзалов, который находится у станции метро Дунджимен (Dongzhimen). Выйдя из метро через выход В, слева, чуть впереди, увидите большое здание торгового центра. На первом этаже этого центра и расположен автовокзал Дунджимен.

Отсюда на Мутяньюй идет автобус 916. Стоимость проезда 12 юаней (надо приготовить точную сумму). Автобус отправляется достаточно часто, долго ждать не придется. Но доехать вы сможете только до городка Хуайжоу (надо ехать до конечной станции). Оттуда до стены Мутяньюй нужно брать такси, других вариантов нет. Мы сторговались за 50 юаней за машину, в тот раз нас было четверо. Так что на человека вышло не дорого, при этом таксист нас проводил до самых касс и остался ждать нашу компанию, чтобы довезти обратно.

Вот и все! Знакомство с Великой Китайской Стеной состоялось! Сесе (спасибо) за компанию! Продолжение следует!

начало следующий рассказ

Комментарии

spatefillum
+1
22 мая 9:40
С Луны не видно, это точно, факт.
Костя, когда успел слетать?
KostantinPavlov
+1
22 мая 17:12
А что делать Люба, надо все лично проверить-перепроверить.С Луны не видно, это 100%
natchen
+1
23 мая 11:27
Люба, опередила.)) Хотела спросить, с какой стороны луны Константин стену разглядывал.
onegina17
+1
22 мая 9:58
Про Луну самолично проверить бы... Ну или хоть с орбитальной станции. Ради одной этой Стены стоит побывать в Китае!
KostantinPavlov
+1
22 мая 17:16
onegina17 писала 22 мая 9:58
Ради одной этой Стены стоит побывать в Китае!
Но если уж там оказался, то на Стену точно надо забраться. Путешествующим транзитом через Шанхай, увы, это не возможно.
Dimitry
+1
22 мая 10:02
Хороший и длинный забор...
KostantinPavlov
22 мая 17:19
В принципе, так и есть. Забор, чтобы хулиганы не лезли, а они все равно пролезли
catys
+1
22 мая 13:02
Константин, огромное персональное спасибо за ликбез по истории Великой китайской стены! Азия и Дальний Восток никогда не входили в сферу моих интересов (уж не знаю, почему), но чувствую, что Китай начинает потихоньку затягивать в свои сети...
KostantinPavlov
+1
22 мая 17:25
Спасибо Екатерина за компанию!
catys писала 22 мая 13:02
Азия и Дальний Восток никогда не входили в сферу моих интересов
и у меня такое было, но последние три года Восток взял в плен: Камбоджа, Индия, Иран.....А Китай, покорил окончательно. Рекомендую попробовать!
catys
+1
22 мая 20:44
Иран это другое ) На Иран облизываюсь давно, Вы же знаете... Но вот теперь и Китай начинает манить все сильнее и сильнее
KostantinPavlov
+1
22 мая 21:00
Так и затянет азиатская трясина!
catys
+1
22 мая 21:15
Нет... не думаю, что глубоко Европу в моем сердце ничто не заменит
buch_alex
+1
22 мая 13:22
Браво!
KostantinPavlov
22 мая 17:26
Сесе! В смысле спасибо!
marsada
+1
22 мая 18:25
Совершенно далека от истоии Китая! Была))))
Классно, даже интересно!)
KostantinPavlov
+1
22 мая 19:59
[q set="marsada|1463930722"]Совершенно далека от истоии Китая! Как и все мы, но мы же любители познавательного туризма, вот и познаем!
Сесе!
maksim-nav
+1
22 мая 21:47
Круто! Безусловно, Великая Китайская Стена - сайт №1 в Китае! Хотя, я за последние 4 года был в Китае 4 раза, а до неё так и не добрался... Ну, что же -
«Кто не дойдёт до Великой стены, тот не герой»
- видимо, ещё не время...
KostantinPavlov
+1
22 мая 22:52
maksim-nav писал 22 мая 21:47
я за последние 4 года был в Китае 4 раза, а до неё так и не добрался...
если не секрет. Почему? Вроде первое что приходит на ум
maksim-nav
+1
23 мая 9:44
Просто я обычно по работе летаю, только один раз именно путешествовал. А по работе - в Гуанчжоу, а от туда до стены далеко, да и своей красоты там хватает.
KostantinPavlov
+1
23 мая 10:54
Понятно. Из Гуанчжоу, конечно, до стены далеко, зато оттуда до Гонконга близко
maksim-nav
+1
23 мая 12:03
pavlov_kn писал 23 мая 10:54
зато оттуда до Гонконга близко
точно - точно, как раз в прошлом году впервые в Гонконге побывал!
vasilets
+1
22 мая 23:45
Отличный обзор, особенно про мифы понравилось, да и описание логистики передвижения тоже очень к месту
KostantinPavlov
23 мая 9:05
Спасибо Сергей, по Стене с нами прогулялись. Я знаю, что приходилось бывать, но на другом вроде участке, а вот еще один
vasilets
+1
23 мая 9:56
Ваш участок намного интереснее...
Chedty
+1
23 мая 6:57
Колосальное сооружение конечно и рассказ очень интересный. Если честно всегда мучало откуда монголы брали бесчисленные почища, наверно у них друзей было много.
KostantinPavlov
23 мая 9:09
Chedty писал 23 мая 6:57
Колосальное сооружение
да, но вот в трудные времена не спасло
откуда монголы брали бесчисленные почища, наверно у них друзей было много.
это вообще феномен истории человечества. Такой взлет, покорили полмира и ушли в тень на века,наверное, навсегда
Chedty
+1
23 мая 15:36
Я думаю как защитное сооружение она выполняла свою функцию. Мне не кажется, что предполагалось, что она является защитой от армии, китайцы не были наивны, от набегов разбойников она вполне защищала.
Во времена расцвета монголов не могло быть больше чем сейчас и бесчисленных полчищ то же не могло быть. Везде было много предателей, которых редко кто вспоминает, монголы этим очень умело пользовались.
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:00
Без сомнения, Стена яркая отличительная особенность китайского мира. С ее помощью китайцы пылись отделить свою цивилизацию от цивилизации кочевых народов. Получалось ли это? Не всегда. Как минимум два раза она не помогла и вожди кочевых народов покоряли китайский мир. Но Стена была и есть, сейчас от нее толку может даже больше, чем раньше - 40 млн. туристов в год, доход
natchen
+1
23 мая 11:29
Костя, фотографии стены одни из лучших, которые я видела.
Китайская стена, конечно, заслуживает того, чтобы уже только из-за нее приехать в Китай.
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:09
Спасибо Наташа! Ради Стены приезжать в Китай, наверное, будет чересчур. Но если там оказаться, тем более в Пекине, то увидеть ее желательно. Просто это очень характеризует китайский мир, стремление поставить заслон перед другими цивилизациями. С одной стороны море, с другой горы, а с севера Стена
evgeniaczech
+1
23 мая 12:28
Костя, очень интересный и компактный экскурс в историю Китая. Монголы, конечно, круты, и по горам лазали, и китайские династии основывали. Стену надо, конечно, своими глазами увидеть,чтобы масштаб ощутить.
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:15
evgeniaczech писала 23 мая 12:28
Монголы, конечно, круты, и по горам лазали, и китайские династии основывали.
это правда что-то невероятное. Пасли баранов, потом вдруг покорили полмира, лет 150 там верховодили, а потом опять на века в тень, пасти баранов
evgeniaczech писала 23 мая 12:28
Стену надо, конечно, своими глазами увидеть,чтобы масштаб ощутить
это так Женя. Я вообще с этого начал свое знакомство с Китаем
Nomad
+1
23 мая 14:18
Вот круто! Всегда мечтал ее увидеть... Мне кажется, что это просто НАДО сделать! Теперь хочется еще больше! Отлично!!!
KostantinPavlov
23 мая 16:17
Nomad писал 23 мая 14:18
Всегда мечтал ее увидеть.
вот так! А я был уверен, что вы знакомы. Наверное, что-то помешало
Nomad
+1
23 мая 16:55
Ничего не мешало, но и ничто и не способствовало этому знакомству, к сожалению....
KostantinPavlov
23 мая 17:37
ну вся жизнь еще впереди, и это случится
Nomad
+1
23 мая 17:45
да где там вся...
Nasten_ka_Pavlik
+1
23 мая 14:21
Мне нравится Ваш подход - начать знакомство со страной с самой главной достопримечательности! Интересно, даже очень!
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:20
Начали с Пекина, что логично, ведь столица. А быть в Пекине, и не увидеть Стену... вот с нее и начали
NataliaC
+1
23 мая 15:53
Конечно правильно, что знакомство с Китаем, ты начал именно с этого сооружения! Но сколько же всего интересного про нее, сколько реальностей и мифов!И до сих пор находят остатки этого уникального сооружения!!
по которому можно скатиться обратно вниз на одноместных тележках.
-прикольно!!
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:23
NataliaC писала 23 мая 15:53
правильно, что знакомство с Китаем, ты начал именно с этого сооружения!
первое что приходит на ум. И, наверное, это правильно.
А на тележках я не катался, в тот день нас было четверо, двое решили на них спустится, а я по старинке -на фуникулере
NataliaC
+1
23 мая 16:34
pavlov_kn писал 23 мая 16:23
двое решили на них спустится,
-и как впечатления?Они же ими делились?
KostantinPavlov
+1
23 мая 16:40
Да они в восторге, полтора км в одноместной тележке, вниз с горы по желобу. Развлечение. Так, что если судьба занесет (извиняюсь) в Мутяньюй попробуй Наташа!
NataliaC
+1
23 мая 16:43
pavlov_kn писал 23 мая 16:40
Так, что если судьба занесет (извиняюсь) в Мутяньюй попробуй Наташа!
-обязательно!!!
happiness
+1
23 мая 19:16
Великое сооружение! Страшно даже представить,сколько бедных работяг- строителей там полегло.
KostantinPavlov
23 мая 20:51
Народ, увы, никто не берег. Сколько погибло точно узнать невозможно. Встречал цифру и 2 миллиона. Кровавая стройка получилась
Ege
+1
24 мая 10:46
Хороший краткий экскурс в историю Китая на основе Великой Китайской Стены, фотографии тоже понравились, видимо, это действительно самый лучший участок стены для туристов и всего-то чуть больше 2 км.
KostantinPavlov
+1
24 мая 12:22
Спасибо. Насчет участка, да, многие рекомендовали именно его. Он самый удаленный, но менее многолюдный, туристов меньше и это важно. От терракотовой армии, например, я вообще не получил нормальных впечатлений из-за толп китайских туристов
julykum
+1
25 мая 19:56
Вот, вытащила в тему из пыльного сундука памяти:
Стон стоит на просторах Китая:
"Ну зачем императору надо
Жить, границы страны расширяя?
Мы и так, не страна, а громада.
Неужели Владыка не знает,
Что в обители Ханьской державы
Не спасительный рис вырастает,
Вырастают лишь сорные травы?
Разве женщины могут и дети
Взять хозяйство крестьянское в руки?
Просто сил им не хватит на свете,
Хватит только страданий и муки..."
Вроде какой-то анонимный средневековый китайский поэт.

Вообще, очень интересно рассказал об истории стены. Вот задумалась: а где Чингисхан набрал военных инженеров? Военнопленные или свои самородки нашлись? Опять тряхнула пылью и вспомнила "Древнюю Русь и Великую степь" - уж очень обаятельно подал Гумилев эту неоднозначную личность.

А по поводу вмурованных людей... Говорят, что на строках Москвы не один гастарбайтер из Средней Азии закончил свой жизненный путь упав в свежий бетон.
KostantinPavlov
+1
25 мая 23:52
Ого Юля, что в памяти хранится, стихи средневековых китайских поэтов. Класс и к месту. Про Чингисхана как раз помню, читал перед поездкой, что инженеры были пленные, народности,владевшей военным искусством. И надеюсь, что гастарбайтеров в наши дни в Москве погибло не столько, как при строительстве Стены
julykum
+1
26 мая 7:45
pavlov_kn писал 25 мая 23:52
что гастарбайтеров в наши дни в Москве погибло не столько, как при строительстве Стены
KostantinPavlov
25 мая 23:59
Кстати, Гумилёв любимый автор, особенно его пассионарная теория этногенеза
julykum
+1
26 мая 7:46
Совершенно удивительная теория! Неожиданная и неоднозначная.
KostantinPavlov
26 мая 14:36
Именно так!
Olegka
+1
25 мая 22:11
недавно нашли участок длинной в 290 километров

- не иголка в стоге сена - это как от Минска до Бреста!)
Очень интересно и информативно!)
KostantinPavlov
+1
25 мая 23:56
Спасибо. Насчёт найденного участка, там скорее следы бывшей стены, когда она была земляным валом. А вообще Китай любит чтобы все было огромное
Olegka
+1
26 мая 18:39
pavlov_kn писал 25 мая 23:56
Китай любит чтобы все было огромное

Я заметил))
Svet-lanka
+1
25 мая 22:55
Впечатляет! Интересный рассказ!
KostantinPavlov
+1
25 мая 23:57
Спасибо
Maksim_Starostin
+1
9 июня 13:38
KostantinPavlov - ребрендинг имени? :)
KostantinPavlov
9 июня 15:15
можно и так сказать
Chiffa7
+1
6 июля 15:24
Представила, как китайский космонавт высматривал Стену из космоса
Очень фотогеничный участок выбрали, хорошо.
KostantinPavlov
+1
6 июля 19:55
китайцы очень исполнительные, сказали смотри, вот он и смотрел
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.