Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 22:03

Закопане — Польша Май 2016

Про озеро Морское око в окрестностях Закопане я знала, но то что до него надо ехать 25 км., оказалось для меня сюрпризом. А я то думала, встанем спозаранку, часов эдак в 8, позавтракаем и в путь. С позаранку с моим дитем — это проблематично, так что обломался ранний подъем и выход. А потом и информация об удаленнности объекта ввела в ступор, поэтому решили взять такси. 100 злотых цена вопроса. Но для более разумных путешественников с центральной автобусной станции идут автобусики за 10 злотых.

Вот мы уселись и поехали, все в гору и в гору. Между деревьями мелькали еще покрытые снегом вершины Татр. Зрелище для меня совершенно диковинное. До того дня единственной заснеженной горой для меня был Хермон, да и то на горизонте. А так близко, как сейчас горы в снегу я никогда не видела. И так мне хотелось выскочить из такси, и посмотреть, и сфотографировать.

Мой рай. Морское око. Закопане

Но время поджимало и счетчик тикал, поэтому за 25 минут без остановок доехали до Поленицы Бельчанская, откуда стартует пеший маршрут к озеру. Протяженность его около 9 км. Дорожка идет все время в гору. В помощь не сильно тренированным гражданам повозки, где с возницей можно сторговаться за 40 злотых. Но это не в сезон. В сезон говорят доходит до 60-ти на человека вверх, вниз за те же 40.

Я, конечно, начала настаивать на лошади, но дочь моя, предлагавшая мне с утра побегать вокруг гостиницы, этот вариант отвергла сразу, решив сыграть на экономии средств, т. к. другие аргументы, типа: пешие прогулки полезны для здоровья, свежий воздух бодрит, а кровь насыщается кислородом, на меня бы не подействовали.

И мы пошли. А воздух там и правда бодрил. И кислороду было столько, что можно было бы взять прозапас и упаковать в мешочек. Ну, если бы было можно. Хотелось надышаться на весь год вперед, наглядеться на невероятную зелень, умилиться нежнейшим первоцветам.

Мой рай. Морское око. Закопане

Поздороваться с веретенницей, которую не видела 25 лет, и по которой невероятно соскучилась. Даже начала рассказывать дочке сказку «Двенадцать месяцев», где подснежники были главным действующим персонажем. Но т. к. дорога шла в очень приличную горку, тут же сбила дыхание.

Дыхание сбила, идти стало тяжелее раза в 2, хотя и до этого было не легко. И «Савраска», т. е. я, встала и потребовала остановить лошадь. И остановила бы, но проходящие возницы на вопрос:«Есть ли свободные места, любезный?», отрицательно качали головой. Пришлось, немного отдышавшись, в принудительном порядке идти дальше.

Мой рай. Морское око. Закопане

Горы появлялись то слева, то впереди. От такой красоты можно опьянеть. Вроде и подъем стал не так крут. Хотя обгоняли нас все, кому не лень. Даже семьи с колясками и маленькими детьми, которые в колясках уже не ездят, но и идут соответственно своему не широкому шагу. Судя по всему, шаг у нас был еще короче! И этот постоянный звук журчащей, текущей и даже льющейся стремительными потоками воды.

Тоже, совершенно новое для меня впечатление. Или может хорошо забытое старое. Так мы подошли неспешно к водопаду Мицкевича. Он по ранней весне мощный, летящий со своих трех ступеней с бешенной скоростью. Вот и первый водопад в моей жизни. Определенно, сегодняшний день обещал быть днем открытий.

Смотровая площадка на водопад Мицкевича! Имя Адама Мицкевича было присвоено водопадам в 1891 году, через год после того, как мимо перевозился прах поэта в королевскую усыпальницу Вавеля в Кракове. В память об этом событии у нижнего водопада прикреплена мемориальная доска. Однако, сам Мицкевич никогда в этих краях не был.

Пройдя еще какое-то время, обнаружилось, что вода в литровой бутылке кончилась. Кругом столько влаги, а испить водицы негде. Разве что, как козленочку из лужицы. Хотя зачем из лужицы. Ведь вокруг столько родников и даже специальные, устроенные сливы чистейшей, горной воды. Для начала я, конечно, попробовала и поразившись невероятному вкусу и ледяной свежести, тут же наполнила бутылку, заставив ребенка, попробовать её живую, не затаренную, текущую прямо с желобка.

Мой рай. Морское око. Закопане

Может я покажусь вам слишком восторженной в своих писаниях, но поверте, даже для жителей средней полосы, где, пусть и не совершенно эдентичные, но близкие к этим красотам, встречаются, будет чему восхититься-удивиться. А уж для нас-то, жителей средиземноморского климата с засильем пальм и прочего вечнозеленого, это был чистый рай в парадизе. И масло—масляное с шоколадом в шоколаде были здесь скорее преуменьшением, чем преувеличением.

По дороге встречались строения. Преднозначения не понятного. Двери были закрыты, окна открыты. Последнее предполагало наличие там жизни какой-никакой. Но полное отсутствие шевеления заставляло в этом усомниться.

Мой рай. Морское око. Закопане

Так в непонятках мы продолжили свой путь, не забывая фотографировать красоты и красоток в этих красотах. Чем не обертка от конфеты «Мишка косолапый»!

Кстати, медведи в этих местах водятся, как и волки, олени, птички, мышки. Но о встреченной живности позже. А мы все идем. Дорога петляет горным серпантином. Чтобы сократить петли, можно подняться (забыла как они называются в геометрии, вроде хорды, поправте, если ошиблась), по этим самым хордам, мощенным валунами. Но подъемчик, естественно, не такой плавный, как по петле, реально сложно. Особенно людям, в скалолазанье раньше не только не практикующимся, но даже и гор не видевших, кроме Воробьевых и того же пресловутого Хермона.

По дороге встречаются биотуалеты. Бесплатные. Так что с этим все в порядке. Дошли до места, куда доходят повозки на лошадиной тяге. Вот досюда.

Мой рай. Морское око. Закопане

В этом месте есть и кафешка и туалет цивильный, но уже за 2 злотых. Дальше коники не везут. Мы дошли до этого места за 4 часа. Хотя читала, что многие доходят гораздо быстрее. Времени было около 3-х. Завтрак был в 9. Пора было и перекусить. Но сначала — озеро. Благо до него оставалось всего ничего, как потом оказалось, всего минут 15.

Итак на часах 15 по полудни. Время, хочу сказать идеальное, чтобы прийти к озеру. Группы школьников и даже дошколят, которые лихо неслись на повозках с горы, нам, поднимающимся, на встречу, помахивая ладошками (такая умильность) уже начали спуск вниз. Большинство посетителей, особенно тех, кто ехал, но и тех, кто шел и нас обогнал, тронулись в обратный путь. И мы, если не в полном одиночестве, то в сильном малолюдстве, оказались на берегу.

Если я скажу, что я испытала «Ах!», или «Вау!», нет. Я почувтвовала, как буд-то замороченная бытовушкой душенка, превратившаяся в сморщенный воздушный шарик, наполнилась мощным потоком воздуха и гордым, разноцветным монгольфьером взмыла в небеса.

Мой рай. Морское око. Закопане

Поднявшийся ветерок погнал по озеру рябь и идеальное зеркало воды покрылось мурашками. А мы вспомнили про лежавшие в рюкзаке бутерброды и про голод, который не тетка. Поесть решили в местном кафе, вот этом.

Мой рай. Морское око. Закопане

Где-то читала, что приход туда со своей едой не приветствуется персоналом. Ничего такого я не заметила. Собственное меню в заведении имеется. Цены вполне адекватные. Есть и супы, и всякие там драники-сосиски. Неадекватная цена только на кипяток с пакетиком чая — 5 злотых. При этом кусманчик шарлотки, очень, кстати, вкусной стоит те же 5 злотых.

В общем, сидим мы, уплетаем бутеры с помидорками. Дошли до яблок. Вдруг вижу, птиц прилетел. Забавный такой. Оперение из далека похоже на ежиные иголки. Я с закушенным яблоком схватила фотоаппарат и бегом снимать это чудо. Но чудо сначало повернулось ко мне задом хвостом,

Мой рай. Морское око. Закопане

а потом вообще улетело. Пришлось делать фотосессию яблоку, повернув его откусанной стороной к озеру!

Съели-выпили, чаю выпили. Пошли к воде. Люди почти исчезли. Ветер улетел. Гладь озера была идеальной.

Мой рай. Морское око. Закопане

Мы на фоне этой глади тоже выглядели вполне гладко.

Мой рай. Морское око. Закопане

Извиненьица просим за обилие селфи. Но не запечатлиться на фоне такой красоты — это настоящее преступление против себя и даже общественности. Простили? Спасибо!

Что делать дальше? Ну вот вы у озела. Посмотрели. Повосхищались. Сфотографировались. Водичку рукой потрогали. Её прозрачности удивились, умилились. И все? Думаете все? Что вы! Приключения только начинаются!

То что существует маршрут вокруг озера я предполагала, но точно не знала. Потом снег там еще лежал и местами доходил до щиколотки. Заскользить по нему и свалиться в воду было абсолютно реально. Плюс ко всему, на противоположной стороне, чуть правее очень явственно и громогласно заявлял о себе водопад.

Мой рай. Морское око. Закопане

Как обойти его, если все же дойти до противоположной стороны озера?

Вопросы эти у мен в голове оформились только сейчас, когда я пишу этот рассказ. А в тот день мы уже собирались в обратный путь, решив лишь чуть-чуть пройтись по берегу, чтобы не так поспешно покинуть это божественное создание.

Мой рай. Морское око. Закопане

На склонах колосились какие-то мхи и лишайники.

Летом предполагался большой урожай озимых всяческих ягод. Кустики черники, брусники, если это она, и еще бог весть какой ягодной растительности устилали берега, едва высунувшись из-под снега.

Мой рай. Морское око. Закопане

Дорогу нам переползали страшные, хищные животные, угрожающего расраса.

И тут слышу голос дочери, которая всегда шагает впереди в метрах 15–20 от меня:

— Мама, мама, иди сюда. Солнце вышло. Смотри какая вода.

Мой рай. Морское око. Закопане

И мы зависли там надолго. Надо сказать, что когда мы шли к этому месту, народ навстречу попадался. И сзади шли люди. По прошествии 20 минут, которые ушли на фотографирование, люди исчезли как с той, так и с другой стороны. А мы решили еще немного пройтись по берегу.

Время к 17 часам. Говорю дочке:

— Пошли обратно.

Она отвечает:

— Мама, ты что, смотри, ты уже треть дороги прошла. Обратно будет почти тоже расстояние, что и вперед. Ты можешь. Смотри какая красота!

И самый беспроигрышный вариант:

— Ты столько фотографий наделаешь!)

Мой рай. Морское око. Закопане

И я поверила. И мы пошли. Ноги несколько раз проскальзывали по снегу. Но это ничего. Впереди снега уже не было. Зато были фантастические деревья,

какие-то совершенно сказочные валуны

Мой рай. Морское око. Закопане

и абсолютное безлюдье. Абсолютное. Мы были одни. Один на один с этой фантастической красотой. Только звуки гор, водопада, деревьев. Казалось было слышно, как лопается шкурка у почек. Как шепча выползают из плена тычинки. Нереальность происходящего никогда еще не накрывала меня с такой силой.

Мой рай. Морское око. Закопане

И вот мы уже прошли половину пути. Легко. Прошли легко. Телу легко. На душе легко. Если бы можно было отменить законы гравитации, думаю, что в этот момент я могла бы взлететь.

Но оставался еще водопад. Моста в том месте, где он забегает в озеро, не наблюдалось.

Мой рай. Морское око. Закопане

И вот он уже близко, близко, близко… Но что это? Где водопад-то? Почему Лизавета стоит на «другом берегу» и хитрюще улыбается, зазывно помахивая лапкой?

Там, где водопад впадает в озеро, при всей его полноводности, грозности и шуме, мокрым оказался лишь один камень, а второй был покрыт слоем воды сантиметра в 2. Так страхи обернулись гордостью, нет реально гордостью, за свою, опять же реальную, смелость. А обратный путь в полной гармонии с собой, водой, лесом, небом, камнями…это было райское наслаждение.

Мой рай. Морское око. Закопане

Есть еще фотография, где в кристальной воде стоит маленькая, бурая форелька, едва шевеля плавниками. Но эта мне нравится больше.

Шаг за шагом мы приближались к концу нашего маршрута. И это тогда я не испытывала сожаления от расставания, только эйфорию. А сейчас я так тоскую по этому месту. Просто до слез. Нет, я серьезно.

Мой рай. Морское око. Закопане

Где-то здесь нам попались два дядьки. Они шли набирать воду из водопада. Уже и кафушка показалась, откуда мы стартовали. Время было 18 часов.

Закат обещался к 20. Если учесть, что туда мы тащились 4 часа, то даже если сократить время вдвое, то прийти к финишу, который 7 с половиной часов назад был стартом, могли в темноте. Поэтому выключив сотовые, чтобы использовать их в случае чего в качестве фонариков, мы двинулись в обратный путь.

Возницы двух последних тарантасов зазывали нас составить им компанию, но мы гордо отвергли их посягательства на кровные денежки и то время, которое рассчитывали еще провести наедине с дорогой обратно.

И как бы в награду нам, на опушке леса встретили олениху. Сами знаете, как это в, можно сказать, дикой природе встретить живность, да еще такую крупную.

Мой рай. Морское око. Закопане

Еще птички там очень прикольные. Маленькие казявки. Но очень симпатичные. И очень шустрые. Но одну сфотать удалось. Ну, чем богаты…

Лизка хотела покормить олениху оставшимся яблоком, но та, видимо, заслышав и учуяв нас, решила забраться поглубже в кусты-деревья и кормежка диких зверей на воле на удалась.

Вниз шагали бодро. Но нас опять обгоняли. Причем люди ниже нас по росту. Видимо длинна ноги на скорость передвижения хоть и влияет, но не сильно. По речи я поняла, что обгонявшая нас пара — испанцы. Не, ну так не честно. Идем-то мы быстро, а почему расстояние между нами все увеличивается. Мы еще поддали ходу.

Подошли к тем хордам-сокращалкам петель дороги. Помните, я вначале о них писала. И тут мы этих испанцев сделали. Хорды были две. А может 3. Уже не помню. Выглядели они вот так.

Мой рай. Морское око. Закопане

Хоть и вниз, но по бульникам идти, это вам не по асфальту дороги. Там-то испанцы и затормозили. Видимо врожденный баланс у них был похуже, чем у нас. Девице-то моей, серфингистке, это вообще раз плюнуть. Но и я от неё не отставала. Ну разве что чуть-чуть. И только потому, что фотографировала по дороге.

Самое интересное, что и на встречу нам попадались люди. Один товарищ нес в обеих руках две великанских размеров камеры. Еще парочка попалась. Она в короткой юбке, колготках и балетках. Мы с Лизаветой переглянулись. Не иначе народ собрался предаться плотскому греху на лоне природы. Ну, а чем еще в таком наряде, как встреченная пани, можно в 7 вечера заняться в лесу, при заходящем солнце и температуре воздуха, стремящейся к 10 тепла. Горы все-таки, а не «душистые прерии»!

Мой рай. Морское око. Закопане

Потом мы узнали, что около озера есть небольшая гостиница. Не люкс. Но если есть желание встретить закат-рассвет, одному, с фотоаппаратами, или в приятной компании, то такая возможность имеется. Думаю это вот он «приют у погибшего альпиниста», тьфу, гест-хаус на берегу Морского ока.

Пришли к Поленице Бельчанской. Спрашиваем сторожа:

— А когда, пан, следующий автобус?

И пан отвечает:

— А кончились автобусы!

— Такси?

— Такси пожалуйста. 120 злотых.

Подошли испанцы. (Все-таки мы их сделали. Йес!!!) Договорились поделить расходы пополам. Ну, нам 60 злотых хоть и деньги, но не критично. А этой паре, как оказалось брату и сестре из Мадрида (он учится в универе Кракова), видимо было дороговато. И мы начали спрашивать подруливающие к стоянке машин компании на предмет тремпа. Две машины нам отказали. Одна парочка согласилась запихнуть нас четверых на заднее сидение. Спасибо им за это. Мы их потом на следующий день встретили в Закопане. Чуть не обнялись, как родные!

Но машина у них, и это не единственный такой экземпляр в Польше, чистая какомайка, как говорит моя дочь. Когда я на поворотах, довольно крутых при спуске, держалась за ручку, что под крышей, (не удобно же заваливаться на чужого человека) думала выдеру её с корнем из пластика к чертовой бабушке.

Вот так прошел этот день. Волшебный день. И если бы меня спросили:

— Где ты хочешь очутиться в данную минуту?

Я ни на секунду не задумываясь, ответила:

— ТУТ!

***

За этот день мы прошли 23 километра. Ввверх, вниз, по камням, снегу и асфальту. Выдержали. Не выдержали только мои кроссовки. Новенькие найки, но пролежавшие лет 8 за ненадобностью в коробке, начали расслаиваться в подошве на середине дороги вдоль озера. Слой за слоем. Боялась, что до гостиницы доберусь босиком. Но в конце-концов выдержали и они. Только вот новые путешествия им уже не увидеть.

И еще я отбила себе всю диафрагму болтающемся на шее фотоаппаратом весом в 350 грамм. Мальчики и девочки, как вы таскаете на шее машины по полтора и больше кило? Я вами, право-слово, восхищаюсь!

Общие сведения об озере Морское око.

Мой рай. Морское око. Закопане

Озеро Морское око расположено у подножия Менгушовецких вершин в Татрах. Его площадь 35 гектар, а глудина 53 метра. В озеро впадают 2 ручья, вытекает один. Вершины, окружающие озеро носят весьма затейливые названия: Жабий конь, Жабья кукла, Воловий хребет.

Об озере сложено много легенд. Люди верили, что озеро соединено подземной протокой со Средиземным морем, поэтому искали здесь сокровища затонувших кораблей. Считали, что в озере водится заколдованная рыба.

О возникновении озера сложена красивая легенда. Якобы жил давным-давно славный шляхтич с красавицей женой и пятью дочерьми. Как-то пошел он на охоту и не вернулся. От чистых слез женщины образовалось озеро — Морское око, а пять озер поменьше, что расположены выше в Татрах от слез его дочерей.

Флора включает 102 редких растеньица, 28 их которых находится на грани исчезновения.

До 19 века озеро называли Белый пруд.