Турист Нина (hardsign)
Нина
была 6 апреля 10:21

Тафраут — Марокко Апрель 2016

Когда собираешься в страну первый раз, хочется посетить все. Уже в дальнейшем, планируя поездку начинаешь выстраивать маршрут и приходится чем-то жертвовать. Сначала пришлось отказаться от посещении пустыни Сахара. 800 км показалось неоправданно долго и рискованно с учетом отсутствия на заправках бензина. Следующей жертвой пал Верхний Атлас. Я погрустила, и стала искать, чем можно его заменить. Неожиданно мне попался отзыв про Тафраут. Крюк в его сторону был относительно небольшим — около 100 км, и я решила, что мы заедем и посмотрим, на сказочное по красоте место и цветущий миндаль.

Наконец подошло время отъезда и мы двинулись, согласно плану путешествия, в затерявшийся в горах Анти-Атласа Тафраут.

Дорога петляла кошмарным серпантином унося нас в глубь страны, в новые неизвестные места.

Сначала пейзаж был достаточно однообразен и утомителен — красная каменистая, кажущаяся безжизненной пустыня. Постепенно, с набором высоты менялась и природа. Вот уже вдоль дороги потянулись заросли аргании, показались пальмовые леса.

Неожиданно пейзаж преобразился, и мы с изумлением смотрели в окна нашего авто: дорога проходила в ущелье образованном нагромождением красных камней различной формы и размера. Со всех сторон виднелись красные стены гор. Городок утопал в зелени садов. Чистые улочки аккуратные домики. Мы еще в Марокко?

«Одна ночь — это слишком мало», — подумала я подъезжая к нашему временному пристанищу.

Место казалось просто фантастическим, словно мы попали на другую планету. «Надо же, — сказал супруг, — вроде уже столько всего видел, а все равно находятся места, которые тебя поражают!»

Домик в котором мы поселились отличался чистотой и комфортом, а хозяин гостеприимством. Мы заказали у него ужин, что избавило нас от необходимости готовить самим или искать ресторан.

Мы не арабы, мы — берберы.

Первое, что мне бросилось в глаза в Марокко это многонациональность общества. Лица людей были настолько различными, что определить внешне к какой нации принадлежит человек было достаточно сложно. Удивило меня, что несмотря на то, что Марокко Африканская страна, негров было очень немного. Значительно меньше чем в Париже, не говоря уже про Марсель. Помимо арабов и разнообразных метисов, в Марокко встречались люди совершенно другого, европейского типа. Сначала я принимала их за потомков европейцев. Но это оказалось не совсем верно. Хозяин нашего домика в Тафрауте внешне тоже больше походил на европейца. «Мы не арабы, — с гордостью заявил он — мы берберы». К своему великому стыду я ничего про берберов не знала. Нет слово конечно слышала. Хозяин начал рассказывать про берберов. Он знал французский, арабский и берберский, я русский английский и немецкий. Что-то я конечно поняла, но все-таки полезла в интернет спешно ликвидировать пробелы в своем образовании.

Само слово берберы происходит от греческого варвары, данного европейцами за непонятность языка. Это берберы, а не негры и не арабы являются коренным населением северной Африки. В византийскую эпоху господствующей религией у берберов было христианство и только после захвата северной Африки арабами они приняли ислам.

В течение тысячелетий берберы пытались сохранить свою идентичность, отступая под нашествием многочисленных завоевателей в отдаленные и трудно доступные горные районы, где занимались земледелием и скотоводством. Несмотря на многочисленные смешанные браки, берберам удалось сохранить свой язык и свою культуру.

Один из таких труднодоступных районов — небольшой городок Тафраут, затерявшийся в горах Антиатласа.

Вот оказывается куда мы приехали.

Что может быть интереснее в путешествии, чем встречи с различными людьми? Хозяину так хотелось рассказать о своем народе, поделиться своими знаниями. А я не выучила французский. Наверное самое главное он все-таки смог до меня донести — это любовь и уважение к людям, которые здесь живут, занимаясь тяжелым и малооплачиваемым трудом. При этом любят свой край, природу, и передают эту любовь детям и внукам, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие.

Основное занятие местного населения — выращивание аграновых деревьев. Вы так же как и я ничего раньше про это не слышали? Тогда немного расскажу.

Аргановое дерево произрастает только в двух странах мира — Мексике и Марокко. Но в Мексике его плоды не пригодны для употребления в пищу и Марокко является единственным поставщиком арганового масла в мире. Из плодов аргана местные жители вручную производят аргановое масло, которое в зависимости от степени очистки и методов обработки используется в косметической и пищевой промышленности. Еще несколько столетий назад, про аргановое масло никто и ничего в Европе не знал, и только берберские племена, добавляли его в пищу. Зато сейчас нет ни одного знаменитого ресторана, который бы не использовал аргановое масло в составе своих блюд.

Как не интересно было общение с нашим хозяином, очень хотелось посмотреть и город и окрестности, а еще съездить туда, где 1984 году бельгийский художник Жан Вераме (Jean Verame), решил посоревноваться с природой и раскрасил камни в разные цвета.

Если говорить честно, то глаза разбегались. Непонятно было куда ехать, бежать, все вокруг казалось таким удивительно красивым и ни на что непохожим. Но понимая что времени на суету нет, я набрала в навигаторе направление на долину камней и мы двинулись в путь.

Это наш домик.

Несколько фото города

Долина камней.

Сначала как все выглядит без краски.

Марокканские хроники. Мы не арабы, мы — берберы!

А вот уже шедевры живописи:

Марокканские хроники. Мы не арабы, мы — берберы!

Время и местные живописцы сделали свое черное дело — краски померкли, но самое главное было в том, чтобы рассказать миру про Тафраут. И я думаю, что цель была достигнута.

Марокканские хроники. Мы не арабы, мы — берберы!

Возвращались мы уже в сумерках.

Марокканские хроники. Мы не арабы, мы — берберы!

Утром на террасе нас ждал завтрак.

А это вид с террасы

Марокканские хроники. Мы не арабы, мы — берберы!

Уезжать очень не хотелось. Отменить бронь в Марракеше было уже невозможно и с сожалением мы покидали этот сказочный уголок.