Турист chink13
была 8 июня 2012 15:35

Дама без ружья, в очках и в автомобиле

Марсель — Франция Октябрь 2008

В прочитанном мною когда-то давно детективе со странным названием «Дама в очках, с ружьем и в автомобиле» эта самая дама направлялась в этом самом автомобиле из Парижа в Марсель, где нашла свою любовь, что и привело к решению загадки одного преступления.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле

Ружье я с собой не брала, преступления вроде на горизонте не маячили, когда пятничным вечером в середине октября я села в машину вместе с Сашей и Димой, чтобы отправиться в путешествие на юг Франции.

В голове, между прочим, представления о Марселе очень смутные — футбольный клуб Olympique de Marseille, противная анисовая настойка пастис, хозяйственное марсельское мыло, «Такси-1,2,3» Люка Бессона, замок Иф и опасные алжирские кварталы. Ну и море, конечно — очень хотелось побывать около моря, а может и, чем черт не шутит, искупаться?

В экскурсионном плане вся надежда была на Матвеича, который живет в Марселе уже пару лет, и у которого мы тоже собирались пожить пару дней, чтобы почувствовать себя настоящими марсельцами.

Итак, рассчитывая прибыть на место в половине первого ночи, мы стартовали из Женевы около восьми часов вечера. Сашин знаменитый GPS, который всегда нас «водил» до сих пор в наших путешествиях, теперь не функционировал — у него сломался зарядник, поэтому мы ехали по-старинке — по мишленовской карте и даже глядя, в этот раз, на дорожные знаки. Такой подход себя оправдал, и мы благополучно выехали на нужную автотрассу. А уж когда Саша на заправке купил зарядник своему GPS-у, настроение его сразу улучшилось и оптимизма прибавилось. Стало совершенно ясно — в Марсель мы этой ночью попадем.

Каким-то волшебным образом мы остановились заправиться как раз на той заправке, где заправлялись во время нашего незабываемого путешествия в Барселону. Заправка эта характерна тем, что находится возле города Montelimar, где производят всякую разную нугу — в шоколаде, с фисташками, с разными орехами, с сухофруктами, наполовину фисташковую, наполовину клубничную… Короче, такое место не забывается. Вот и в этот раз мы бродили по магазинчику с разбегающимися глазами. В плетеной корзинке лежали маленькие кубики нуги, ценника не было.

— Это можно пробовать, — догадался Дима и посоветовал мне попробовать сразу две штуки.

Напробовавшись и выбрав, наконец, что купить, мы подошли к кассе. На кассе, для тех, кто забыл купить какую-то мелочь, как то, жвачку или газетку, продавались, в числе прочих, и кубики нуги, размером ненамного больше тех, которые мы определили как бесплатные образцы. И стоили они не меньше двух евро, что нас немного смутило и заставило сомневаться в бесплатном сыре.

А в остальном до Марселя мы добрались без приключений, мужественно проигнорировав рекламу крокодильей фермы, которая находится неподалеку от нугового рая. На подъезде к Марселю нам повстречался автомобиль, угрожающе рычащий иногда, как знаменитое марсельское такси, пролетающее мимо радаров со скоростью 300 км/ч. Но данный экземпляр был совершенно безобиден, быстро не ехал и весело мигал лампочками светомузыки, развешанными по всему периметру салона.

А вот въехать в Марсель у нас никак не получалось — все дороги были почему-то перекрыты и предлагали пути объезда, все дальше уводящие нас от района Старого порта, который нужно было пересечь по пути к Холму Святого Жозефа, где проживает Матвеич в доме за номером 152, хотя все карты отказывались принимать к рассмотрению координаты дальше 30-го дома.

И все-таки мы попали в какой-то портовый район. Группы из нескольких машин ограждали пятачок, на котором активно общались коренные марсельцы алжирского происхождения. В таком районе как-то страшно стало останавливаться на красный сигнал светофора, и захотелось уже поскорей найти дорогу к св. Жозефу.

Мы выбрались из портовых переулков и выехали на широкую и длинную улицу, где из миниавтобусов выползали на работу ночные бабочки. А вот в переулке Святого Жозефа уже все спали в столь поздний час, не у кого и дорогу спросить.

Нам пришлось искать дом 152, методично объезжая весь переулок и разглядывая вывески на домах. Марсельский житель Матвеич пока еще не обзавелся мобильным телефоном, поэтому мы условились, что как подъедем — позвоним ему на домашний, и он сразу пойдет открывать нам ворота. И вот теперь просто позвонить спросить, где здесь дом 152, не представлялось возможным.

Накатавшись вдоволь по переулку св. Жозефа, я решила все-таки позвонить Матвеичу, расчитывая, что когда он выйдет, по его же словам, «открыть нам портал», мы увидим его на пустынной улице. Так и случилось. Мы увидели Матвеича, «открывающего портал» как раз того здания, где мы остановились, чтобы отдохнуть от бесконечного блуждания по переулку. Дом 152 находился аккурат рядом с владениями Дома престарелых за номером 78.

Мы проезжаем в подземный паркинг, где у Матвеича есть место, которое заканчивается цифрой 20. Какой цифрой место начинается, Матвеич не помнит, так как машину еще не купил, поэтому мы встаем на номер 820, который свободен, и к тому же недалеко от выхода.

Поболтав немного за баночкой пива, мы обнаруживаем, что на часах уже — три часа ночи, пора спать, чтобы с утра пойти на знаменитый марсельский рынок, где рыбаки продают свой улов — свеженаловленных морских гадов.

Поздно утром следующего дня мы садимся в марсельское метро, чтобы доехать до района Старого порта, где торгуют рыбой, где находится большая магазинно-пешеходная улица Марселя, Опера, Префектура, междузамковый форт и сад Фаро, который Наполеон III подарил своей жене.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Все это у нас в программе сегодняшнего дня, а пока мы ждем марсельцев, один из которых собрался ехать на метро, но еще не договорил с приятелем, поэтому он держит дверь вагона, чтобы она не закрывалась. Мы с интересом разглядываем пронзительно-оранжевые сиденья марсельского метро, антивандальные, то есть пластмассовые, без тканевой обивки.

В Старом порту уже вовсю торгуют рыбой. На лотках плавают осьминоги, а настоящие гурманы придирчиво выбирают лучшие глаза, да, да, глаза, какой-то рыбины, насыпанные кучкой на прилавке. Я позирую с отрубленной головой какого-то чудовища, опасаясь засунуть палец ему в острую зубастую пасть.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Рынок небольшой, или всех больших рыб мы уже проспали, но, так или иначе, уже скоро мы идем по направлению к морю — к Фортам и Замку Фаро. Поднимаясь все выше над городом, мы все активнее щелкаем фотоаппаратами — уж очень нарядным кажется Старый порт, густо заставленный небольшими яхтами, привлекает внимание и выглядывающий с другой стороны форта Кафедральный Собор, кажущийся игрушечным домиком на фоне стоящего рядом многоэтажного океанского лайнера.

От Старого порта можно доехать на кораблике до знаменитого замка Иф, который и в былые времена представлял собой, говорят, тюрьму весьма скромных размеров с плохо укрепленными для форта стенами, что было первым предназначением замка. Матвеич о замке отозвался так: «Ну-у-у, раз уж вы не видели… Посмотреть, конечно, на-а-до…" Но стены крошечной тюрьмы, пусть даже и с табличками на стенах: «Карцер человека, прозванного «Железной маской» и «Карцер Е. Дантеса, графа Монте-Кристо» не очень-то манили к себе, особенно после несколько пренебрежительных ноток в голосе Матвеича.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле На самом деле ведь никакой Монте-Кристо в тюрьме не сидел. Давным-давно замок Иф заказал рекламу талантливому Александру Дюма, который взял в основу сюжета события из полицейских хроник. Реальная история «графа Монте-Кристо», говорят, такова: сапожный подмастерье Пико похвастался перед посетителями кафе предстоящим удачным браком. Как водится, тут же нашлись завистники в лице хозяина кафе, Лупьо, которому, возможно, Пико забыл оплатить счет. Итак, был составлен донос, по которому несчастного сапожника заключили в замок Фенестрель. А хозяин кафе, тем временем, женился на освободившейся невесте.

Пико не потерял веру в добрых людей и в тюрьме ухаживал за священником. Да так ухаживал, что после смерти священника стал наследником огромного состояния. Выйдя на свободу, Пико в обмен на огромный алмаз выпытал у лучшего друга своего врага имена доносчиков и стал мстить обидчикам — серия убийств с пронумерованными жертвами потрясла город. Так как доносчики были друзьями Лупьо, пострадала репутация кафе — хозяин его разорился и запил, жена умерла от горя.

Но Пико вошел во вкус и продолжал мстить — он заколол кинжалом Лупьо и был схвачен. На этот раз на него донес бывший друг Лупьо, получивший алмаз. Когда Пико посадили в тюрьму на этот раз, бывший друг Лупьо попытался еще подзаработать, продавая Пико обеды по сумашедшим ценам. Но Пико уже свою миссию выполнил и предпочел умереть от голода, так и не открыв, где спрятаны сокровища.

Алчный владелец алмаза, как это было принято у добрых католиков, на смертном одре поведал эту историю священнику, а Дюма, добавив интриги и благородного происхождения ее участникам, сделал историю увлекательным романом. Плоды его успеха теперь и пожинают марсельцы, завлекая в замок, где никогда не сидел никогда не существовавший узник.

Итак, мы решили не тратить время на мифы, а отправиться в каланки — этакие марсельские фьорды. Между прочим, когда Матвеич предложил поехать в каланки, он сразу предупредил, что ехать на машине туда проблематично — надо потом снимать с машины все, что можно снять и забирать из салона все, что можно забрать — иначе это заберет кто-то другой. Или просто разобьет стекло из любопытства. Эта история так потрясла нас, что мы решили ехать на автобусе, а Саша даже не стал брать с собой фотоаппарат — в квартире Матвеича, за закрытым «порталом», как-то спокойнее.

Вот так мы оказались в автобусе, который вез нас больше получаса по марсельским улицам, в том числе и мимо Сияющего Города — 17-этажного здания, построенного Корбюзье в мечте об идеальном городе. Внутри здания сегодня находятся церковь, торговая улица и школа.

Коренные марсельцы, в основном, прибыли когда-то в Марсель из Алжира. Единственный, кроме нас, немарсельский пассажир автобуса, говорил по телефону на русском языке. Парень вышел из автобуса раньше нас, с улыбкой посмотрев на «Сто великих замков: Узники замка Иф» на русском языке в моих руках.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Каланки, как гласит путеводитель — это маленькие тайные бухточки, которые вырезали берег как замысловатое кружево. На мой прозаичный взгляд — это небольшие скалистые холмики, до 500 метров высотой, широко известные среди любителей лазить по скалам. Происхождение каланок на табличке на французском языке объяснялось приблизительно так: где-то 5 миллионов лет назад большая Кандель отделилась от Канделона, что свидетельствует о движении земной коры. Это, в свое время, повлекло за собой возвышение над уровнем моря Прованса и формирование всего Средиземноморья. Дальше в образовавшиеся разломы все глубже стала проникать вода, вырезая кружево в известковых скалах массива. Небольшое похолодание, а также снижение уровня моря 2 миллиона лета назад благоприятствовало выветриванию скал. Дальше по рецепту — климат земли подогреть, растопить льды и повысить уровень моря — и каланки готовы.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Местечко получилось красивое и очень неожиданное для соседствующего промышленного не очень чистого Марселя. Залитые солнцем, действительно, как будто вырезанные из слоновой кости скалы, поросшие приникшими к земле от постоянного ветра кустиками, глубоко врезающиеся бухты и чистое море с белыми парусниками — наконец-то море! Растительность в каланках необычна, как, например, дуб-кустик ростом не больше 40 см с настоящими желудями.

О соседствующем Марселе напоминала только пристегнутая замком к железному поручню детская коляска. Но красота окружающей природы настолько перевешивала в наших глазах близость марсельских бандитов, что Саша даже пожалел, что не взял свой фотоаппарат. Ведь та сотня фотографий парусников и скал, что сделал Дима могла бы дополниться еще сотней таких же удачных Сашиных снимков!

По пути к каланкам мы встретили соотечественников — русская женщина с французским спутником предложила нам свою помощь в поисках самых красивых мест. Но собственный марселец Матвеич обещал нам все показать лично. Женщина представила нас своему спутнику как студентов, что, конечно, мне может и польстило, а вот остальные стали протестовать против причисления себя к 20-летним юнцам.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле К походу в каланки мы подготовились основательно: пиво, пару бутылочек розового вина, сыр, хлеб, паштет и другие мелкие радости в виде печенья. Выбрав местечко поудобнее, откуда видны все парусники в округе, мы стали радоваться жизни.

Время неумолимо приближалось к вечеру и встал вопрос — что делать дальше. Первоначальный план — вернуться в Марсель пить пиво у подножия Нотр-Дам-де ла Гард — казался уже не таким привлекательным. Во-первых, пива и вина на настоящий момент пока напились, во-вторых, слегка устали. А кроме того, этим вечером — футбол, играет Россия с Германией. Вот только в какой из марсельских клубов пойти, чтобы и матч показывали, и жизнь с кошельком сохранить — Матвеич не знал. Так что мы решили пока вернуться к Матвеичу, отдохнуть и возможно поужинать и поискать места для продолжения вечера.

От сидения на кружевных скалах мой автобусный билет на 5 поездок потерял свою первоначальную гладкость и перестал функционировать. Автобус уже заполнился людьми, а я все стояла перед турникетом, засовывая в него билетик. Турникет выплевывал мой билет, пищал и что-то писал угрожающе красными буквами. Когда водитель вдоволь налюбовался сценой «бестолковая туристка у чудо-аппарата», я подошла к нему и показала свой билетик. Водитель сказал мне, что турникет плюется, потому что билет помялся. Я сделала большие глаза и спросила будет ли еще функционировать мой билетик. Водитель спросил, сколько раз я его использовала, и пробормотала что-то на своем, марсельском, что я восприняла как приглашение войти в автобус.

Марсельский старожил Матвеич мне тоже велел не бояться — нам ехать всего две остановки. За две остановки от конечной проверяющих обычно не бывает. Только я спрятала свой билет, как в автобус со всех дверей ворвались проверяющие. Между прочим, платить штраф на месте дешевле, чем получить просто квитанцию. Так что, если в кошельке есть сотня евро-то можно даже считать себя удачно оштрафованным, ощущение должно быть как после хорошей распродажи.

В этот раз я делала невозмутимое лицо, пока Саша, Матвеич и Дима совали проверяющим свои билеты. «Ну раз уж у них все в порядке», — подумал контролер… и не взял мой билет! Не веря своему счастью я все еще сжимала билет в руках, когда на следующей остановке по команде Матвеича мы ринулись к выходу. Контролер с другого конца автобуса напрягся — не зайцы ли это побежали.

Путь наш лежал через супермаркет. На всякий случай, если не получится со спортбаром, мы взяли пива даже чуть больше, чем требовалось для одного вечера. И со спортбаром действительно не получилось. Отчасти потому, что в этот же вечер играли французы с Румынией, и матч Россия-Германия в Марселе найти было бы непросто. А еще потому, что мы начали ужинать сразу по приходу к Матвеичу, и идти уже никуда не хотелось.

Россия Германии проиграла. Франции тоже что-то никак не удавалось хотя бы сравнять счет. Матвеич огорчился и поставил себе сверхзадачу — выпить все пиво. К тому моменту, когда французы начали забивать, Матвеич уже футболом не интересовался.

Выпитое розовое вино с пивом на всех подействовало по-разному. Я никак не могла уснуть, ворочаясь от духоты и раздающегося со всех сторон храпа. Мы с Димой спали на полу под балконом в спальниках. В конце концов, плюнув на сквозняк, я приоткрыла балкон, расстегнула свой саван, и, медленно повторяя про себя: «Храп мне спать не мешает. Я могу спать совершенно спокойно в этой какофонии,« — смогла наконец уснуть.

Уснула я крепко, так, что мне не удалось заметить, кто был инициатором нашего пробуждения ни свет ни заря. Но в 9 часов утра меня уже вынудили начать завтракать.

В это день мы решили прогуляться к морю, пообедать где-нибудь морской кухней в дорогу и посмотреть на главный Собор Марселя. Запихивая в турникет тщательно разглаженный билетик, я все-таки надеялась на чудо. Чудо произошло — в этот день не сработал не только мой билетик, но еще и Сашин, и Димин. Матвеич поспешил в конец автобуса, уверяя нас, что наши билеты не однодневные и все должно было быть в порядке. Посоветовавшись с водителем, как и в прошлый раз, я все-таки влезла в автобус. На следующей остановке в автобус влезли и такие редкие в Марселе, по словам Матвеича, контролеры. Видимо, им кто-то сообщил о русских туристах, имеющих проблемы с марсельскими турникетами. Правда, в этот раз, как мне показалось, турникет гневно пищал и еще на некоторых других марсельцев. Но все они невозмутимо проходили в автобус.

И вот уже контролер пропустил наши билеты через свою машинку, сказал спасибо и пошел дальше. Пожилая дама недалеко от нас оказалась зайцем — ее проездной размагнитился, но ей просто объяснили, что его надо будет перезарядить. Ничего не понимая в системе марсельских проездных, я ездила с тех пор на автобусе по своему помятому билету, в уме отсчитывая количество оставшихся мне поездок.

Мы не спеша прогуливались по широкой улице, ведущей к морю, с трудом пробиваясь через многочисленных марсельских бегунов. Бегуны бежали почему-то от моря, и все больше стало попадаться в одинаковых майках. Оказалось, в этот день проходил забег, а на набережной собирались разные организации в поддержку инвалидов.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле В этот день мне наконец удалось потрогать море — оно было не очень холодное. Кое-кто купался, но мне не разрешили мои спутники — они не были готовы купаться и жаждали двинуться дальше — по набережной к Старому порту и к Норт-Дам-де ла Гард. Однако дойти пешком до Старого порта нам оказалось не по силам. Поэтому мы присели на остановке в ожидании автобуса и даже слегка заскучали, когда выяснилось, что марсельские автобусы не ходят по расписанию, в отличие от швейцарских. Прождав битых 5 минут, мы наконец влезли в автобус, не обращая внимания на вопли турникета. В какой-то момент Матвеич скомандовал на выход, и мы отправились на поиски марсельской Нотр Дам.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Нотр Дам-де ла Гард, что значит приблизительно, «Богоматерь-спасительница» находится в самой высокой точке города. Неудивительно, что пока мы туда забрались, у Матвеича разыгрался аппетит, и первое, что он сделал в Нотр Даме — нашел буфет. А мы с Димой первым делом отправились на поиски памятных монет, которые обязательно должны были чеканить в такой достопримечательности. И действительно — автомат, отпускающий фанатам монеты с изображением Notre Dame de la Garde функционировал.

А вид от подножия базилики открывался изумительный. Слегка прикрытые дымкой, виднелись острова, в том числе и тот самый, с замком Иф. На другой стороне порта по-прежнему стоял океанский лайнер, такой же огромный, как вчера. А у подножия Нотр Дам на ярко-зеленом футбольном поле разминались игроки в красной форме.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле Строительство базилики было начато в 1852 г. на фундаменте форта, построенного Франциском I. Колокольня Нотр Дама высотой 46 метров увенчана золотой статуей Девы Марии с младенцем. Внутри базилики — мозаика, кораблики, одним словом — базилика портового города. Прихожане Нотр Дам-де ла Гард борются за честь иметь плитку своего имени, одну из тех, которыми уложены стены храма — все они подписаны.

После посещения Нотр Дам-де ла Гард мы дружною гурьбой отправились на поиски буйябеса — рыбной похлебки, сваренной из разных сортов рыбы, которой так славен Марсель. Однако путеводитель угрожающе сообщал, что настоящий буйябес готовят всего в 16 местах, причем название этих мест осталось секретом. Другие признаки настоящего буйябеса, по словам того же путеводителя, — стоимость не менее 50 евро за порцию и обслуживание клиентов только группами, одну порцию вам не приготовят.

В кафешках Старого порта буйябес предлагался во множестве, причем стоил 25–30 евро за штуку, что настораживало. Между тем, граждане в кафешках уже вовсю уплетали устрицы и прочие дары моря, а время обеда заканчивалось, так что кухня могла закрыться с минуты на минуту. Пришлось нам просто заходить в приглянувшееся заведение и выбирать, что душе угодно.

Матвеичевой душе было угодно устриц. Огромное блюдо в сырыми мидиями, устрицами, рапанами и еще бог знает чем поставили в центре стола, так что любой желающий мог дотянуться и продегустировать деликатес. Что все и сделали, кроме меня. Я все-таки не решилась, особенно когда представила, как еще живые устрицы начнут перемещаться по моему желудку. В сочетании с автомобильной болезнью на обратном пути в Женеву это могло бы мне сильно испортить жизнь.

Так что я ограничилась простым крестьянским блюдом — мидиями, вареными, конечно же, с картошкой фри. Дима успел заглянуть и в свою тарелку и в Матвеичево блюдо, так что смешал мидии вареные с прочими сырыми животными. Но так никому из нас и не удалось закончить свое блюдо — уж очень гигантские аппетиты у этих марсельцев, судя по порциям.

На обратном пути мы влезли в автобус, как всегда, слегка повздорив с турникетом. Сашин и Димин билет сработал, вот только Диме турникет сообщил, что у него на билете не осталось больше поездок, а у Саши, наоборот, осталась одна лишняя. Что странно, учитывая, что все держали свои билеты при себе и каждый использовал одинаковое количество поездок — похоже на условие задачи по математике. Меня же турникет по-прежнему игнорировал. Как, впрочем, и я его — в этот раз я даже не стала консультироваться с водителем и делать большие глаза.

Дама без ружья, в очках и в автомобиле У Матвеича мы быстро собрали свои вещички, посидели на дорожку и двинулись в обратный путь. Уик-енд заканчивался без приключений, мы ни разу не толкали машину по дороге и казалось, что и вспомнить о поездке будет нечего. Ан нет — запомнились все-таки марсельские проездные и кружевные каланки!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия