Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Барбадос Ноябрь 2015

Мои рассказы о Барбадосе:

Барбадос. Йо-хо-хо! И бутылка рома...

Барбадос. Остров сокровищ

Для меня Барбадос — самый лучший остров. Решила я это давно, когда в реальность путешествия на Карибские острова не верил никто, да и я сама тоже. Просто жила в душе мечта — увидеть самый пиратский остров. А потом, совсем неожиданно, эта мечта сбылась…

Когда сбывается мечта, лелеемая с детства, не обращаешь внимания на мелочи: не пугает плохая погода, ты готова простить пальмам маленький рост, а пляжу — недостаточно белый песок. Все это не имеет никакого значения в те мгновения, когда твой детский вымысел, выросший из старых затрепанных книжек, становится реальностью. Я бы полюбила этот остров любым — дождливым, ураганным, пустынным, перенаселенным, одичавшим, закатанным в асфальт. Просто за то, что он Барбадос!

Но желанный остров не подвел! И погода была хорошая, и пальмы стройные, и песок белоснежный, и море теплое. А уж если бы проводили конкурс на самое жизнерадостное место на нашей земле, Барбадос победил бы с очень большим отрывом!

И осознав задолго до круиза, что в раю спешить нельзя, да и мечта не терпит суеты, я настроилась на неторопливое созерцание. Самое знаменитое на Барбадосе — его пляжи, но валяться под пальмами, даже такими красивыми, мы не могли себе позволить. Ведь тогда сам остров, до которого я добиралась так много лет, так и остался бы для меня неоткрытым. Нет, так я поступить не могла, ведь это был Барбадос!

— Немножко истории.

Честь и славу открытия Барбадоса нельзя присвоить никому из великих мореплавателей. Остров был известен и обитаем задолго до великих открытий и жили на нем самые настоящие индейцы, приплывшие на своих каноэ с берегов Южной Америки, да так и оставшиеся на острове. Те самые араваки, что жили на Сент-Люсии, поселились и на Барбадосе, благо расстояния невелики, а каноэ надежны. Тогда остров назывался трудновыговариваемо — Ичиригоуганаим и, записывая название со слов нашего водителя, я сделала ошибок почти столько же, сколько в слове букв.

Дальше повторилась история Луши — на земли араваков пришли воинствующие карибы, быстренько вытеснили законных хозяев и начали жить на острове, не желая ни с кем иметь ни деловых, ни дружеских отношений.

Барбадос. Маленькая Англия

В 16 веке мимо берегов плыли корабли португальских мореплавателей. Незнакомый остров привлек внимание всех (какое ни есть, а развлечение среди унылых и однообразных будней), моряки высыпали на палубу и начали разглядывать, что это такое они нашли среди моря.

— Барбадуш! Барбадуш! — неслось со всех сторон.

И правда, берега, вдоль которых плыл корабль, заросли странного вида деревьями, чьи стволы были увиты чем-то, напоминающим огромную косматую бороду. Сейчас любой на Барбадосе скажет, что это фиговые деревья, но тогда о них не знал никто.

Как и каким образом название зацепилось за остров, да еще и прижилось, я не знаю. Португальцы проплыли мимо, остров их ничем не заинтересовал, португальскую корону тоже. И все же, честь открытия именно Барбадоса можно смело присвоить португальцам, как ни крути, а именно они подарили ему имя, под которым остров знает теперь весь мир, совершенно забыв о первом имени, подаренном индейцами.

Как водится, испанские конкистадоры не дремали и тоже любили отправится куда-нибудь, в сторону неизведанного, чтобы найти что-нибудь полезное и бесхозное. Так и попался на их пути Барбадуш, который они быстро перекрестили в Барбадос, более привычный для их слуха.

Жившие на острове карибы возмутились бесцеремонным вторжением, забыв к тому времени, что когда-то сами явились незваными-непрошенными и выгнали законных хозяев с острова. Ну, кто помнит всякие мелочи… А испанцы взялись за испанизацию острова со всем своим рвением — карибов сделали рабами, чтобы отправить на плантации сахарного тростника и ромовые фабрики. Карибы мстили испанцам, испанцы в отместку наказывали карибов, лишая их самого ценного — самой жизни. Непрерывные войны привели к тому, что на острове не осталось ни карибов, ни испанцев — одни вымерли, другие сбежали с позором, отказавшись от своих претензий на остров. И Барбадос стал необитаемым на много-много лет…

И тут на сцене появляются британские моряки. Одичавший и пустынный остров им понравился, климат вызвал бурный восторг, заросли сахарного тростника подстегнули коммерческую смекалку и… Короче, остров Барбадос отныне был объявлен собственностью английской короны со всеми вытекающими из этого последствиями. Три с половиной века Англия имела с острова все, что хотела, и только в середине прошлого века Барбадос обрел независимость.

Барбадос. Маленькая Англия

Правда Елизавета и сегодня считается главой государства, но на острове хотят избавится и от этого. Со временем. Просто здесь не любят и не умеют торопиться…

— Кому выпало счастье жить на Барбадосе.

Барбадос. Маленькая Англия

Переселенцы из Шотландии и Ирландии сами работать на плантациях не собирались, это понятно всем. Но кто-то должен был сажать и собирать тростник, гнать из него крепкий ром, содержать в чистоте дома плантаторов, растить их детей, готовить еду и делать жизнь белых господ чистой и уютной. Африка не раз выручала богатых и ленивых, выручила и на этот раз. И вот, с африканских берегов потянулись корабли, с трюмами полными черного золота или, просто, живого товара. Кто-то умирал от непривычных болезней, кто-то от тяжкого труда, кто-то — от побоев или в результате одного из многочисленных восстаний. Все это привело к тому, что ныне живут на Барбадосе потомки африканских рабов, называющие себя бэйджанс. Сами бэйджанс делят себя на потомков африканцев, европейцев, арабов и даже американцев, но чтобы разобраться в этой сложной иерархии, на Барбадосе надо прожить немало лет. Лично я ничего не имею против долгой жизни на острове и готова хоть сейчас приступить к научным исследованиям различных пластов общества Барбадоса…

Кстати, на Барбадосе очень не любят выходцев из США, упрямо их величая «янки». Почему — я не знаю, а расспрашивать было неловко…

Британцев тоже не сильно любят, но традиции, завезенные на остров англичанами так прижились, что стали неотъемлемой частью жизни барбадосцев, и дали им полное основание называть свой остров «Маленькой Англией».

Что касается безопасности туристов, то Барбадос считается островом с низким уровнем преступности, где туристам почти ничего не угрожает. Оговорка про «почти» не случайна, говорят, что и на счастливом Барбадосе всякое может случиться. Но это не делает этот остров менее привлекательным в моих глазах!

Уровень жизни на острове высокий, значит и цены по определению не могут быть низкими. Жители соседних островов с радостью готовы отправиться на Барбадос гастарбайтерами, чтобы скопить верную копейку и привезти ее в свою семью. Чтобы жить на весьма среднем уровне, обычная барбадосская семья должна зарабатывать в неделю 300 долларов США (считайте сами, подходит ваша зарплата для жизни на Барбадосе…). Милости от природы, в смысле правительства, здесь никто не ждет и такой длинной очереди, буквально уходящей в бесконечность, из машин такси, готовых возить туристов, едва сошедших с круизного корабля, я не встретила больше ни на одном острове.

Правда, смекалистые барбадосцы нашли способ, как избежать ненужных трат, решив, что налоги и есть те самые ненужные траты. Путешествуя по острову, я обратила внимание, что некоторые дома яркие, нарядные, а другие — печально-серого цвета, словно их просто забыли покрасить.

Барбадос. Маленькая Англия

Вопрос, отчего и почему так, вертелся на языке, пока не выскочил на волю. Наш гид, посмеиваясь и совсем не смущаясь ответил, что так многие домовладельцы уходят от налогов. На Барбадосе ты обязан платить налог на недвижимость, если дом покрашен краской, ну, а если ты остановился на стадии оштукатуренных стен, то налогом твой дом не облагается. Вот и не красят свои дома хитрющие островитяне, предпочитая жить во внешне неказистых хоромах.

Барбадос. Маленькая Англия

На Барбадосе есть настолько старые дома, что их стены помнят времена пиратов, а они совершенно не смущаясь соседствуют с новенькими виллами, увитыми зеленью и цветами.

Барбадос мне понравился — идеальная чистота, очень хорошие дороги, мелькавшие по обочинам согнувшиеся спины работяг — все это лишнее подтверждение того, что кровь пиратов, смешанная с кровью африканских рабов и англичан, дала весьма достойный результат — трудолюбивый народ, что большая редкость среди жителей карибского региона.

Барбадос. Маленькая Англия

Поверить в это сложно, но Барбадос считается одной из самых густонаселенных стран мира. Я и сама не очень в это поверила и уже дома полезла перепроверять информацию.

И если бы мне надо было охарактеризовать барбадосцев одним словом, я бы пожалуй назвала их нейтральными — никто не пытался к нам приставать в целях развести хоть на что-нибудь, не впаривал, не втюхивал, не убалтывал и вел себя на редкость достойно.

— Язык острова.

На Барбадосе говорят на английском, понять его очень легко и общение труда не составит. Кроме официального английского, есть и местный диалект, именуемый «бэйджан», понимать который никто не обязан, но послушать ради знакомства с экзотикой вполне можно. Мне нравится слушать языки коренных жителей, есть в них что-то такое, уносящие из века нынешнего в минувшее…

— Валюта Барбадоса.

На острове ходит барбадосский доллар. Найти его не сложно, нужен он только чтобы посмотреть или привезти для коллекции. Расплачиваться за все можно, да наверное и нужно, долларами США. Но здесь может подстерегать небольшая засада! Надо помнить, что в барбадосцах течет, помимо все остальной крови, кровь алчных пиратов и этим все сказано. За один доллар США дают два барбадосских доллара и договариваясь о цене, за которую вас подвезут, не забывайте уточнить, какие доллары имеет в виду хитрющий таксист.

— Два доллара, всего два доллара, миссис! — на самом деле могут обернуться совсем иной цифрой, если вы имели в виду барбадосские деньги, а ушлый таксист — американские.

— Перелеты, самолеты.

Попасть на Барбадос быстро и без пересадки не получится. Стыковочные рейсы возможны с пересадкой в Майами, Лондоне и Европе. Аэропорт расположен неподалеку от столицы Барбадоса, Бриджтауне, рядом с портом.

— Виза.

До 28 дней на Барбадос можно приезжать без визы. Может кому и мелочь, но мне было приятно узнать об этом. Новой встрече с островом ничто не препятствует! Ну, почти ничто…

— География и красоты острова.

Барбадос. Маленькая Англия

Остров лежит в стороне от всех Малых Антильских островов, на самом востоке Карибского моря, достаточно близко от Венесуэлы. С одной стороны (западное побережье) его омывает Карибское море, с другой (восточное) — Атлантика и все ветра, какие только могут долететь до Барбадоса, дуют на нем. То, что остров продувается пассатами, я испытала на себе — иногда ветер налетает с такой силой, что кажется, подхватит тебя и унесет в открытое море.

Лучшие отели, рестораны, бары и пляжи — на Карибском берегу. Отдых здесь для тех, кто любит роскошь, уют, комфорт и размеренность во всем. Цены соответствующие…

Барбадос. Маленькая Англия

Атлантический берег дик, малоисследован и полон неукротимой мощи океана, на радость серферам. На мой взгляд, здесь самые красивые пейзажи и тот Барбадос, про который написаны приключенческие книги моего детства, можно найти только на этом берегу. Здесь настолько величественна природа, так грандиозен океан и такие огромные волны, что уйти с этого побережья совершенно невозможно! И пусть уходят все корабли и улетают все самолеты — на этом берегу хотелось закончить круиз и остаться навсегда…

Север острова — заповедная зона, где можно встретить весь животный мир Барбадоса — зеленых обезьян, черепах, косуль, мангустов и разных пернатых (попугаи, колибри, голуби). Барбадос небогат животными, но то, что есть, очень бережно охраняется от уничтожения. Здесь тоже высокие волны, разбивающиеся о скалы, неукротимая стихия и необыкновенная привлекательность места, так и непокоренного человеком.

Барбадос. Маленькая Англия

На юге острова тоже встречаются Атлантика и Карибы. Две своенравные стихии сшибаются огромными волнами, чтобы рассыпаться миллиардами брызг. Серферы давно и прочно оккупировали этот берег и оседлали капризную волну.

Символ Барбадоса — красивый цветок цезальпиния, «красная гордость Барбадоса» (не знаю, как он называется у ботаников, у барбадосцев его имя звучит именно так). На него обязательно покажут, им похвалятся и непременно скажут, что цветок этот есть на гербе страны. Но даже без всего этого, могу вас уверить, цветок необычайно красив и очень к лицу Барбадосу…

Барбадос. Маленькая Англия

Лес на Барбадосе сохранился только на севере острова, где растут знаменитые деревья махагони, из которых делают очень дорогую и очень красивую мебель. Деревья настолько огромны и настолько стары, что мне было бы жалко их изводить на модные табуретки. Деревья были завезены на Барбадос в середине 18 века, да так и прижились.

И еще про деревья. Если встретите на Барбадосе дерево, помеченной красной полосой вокруг ствола, бегите от него подальше! Это марцинелла (если я правильно записала со слов водителя), очень ядовитое дерево. Ветки, плоды, листья, даже капли дождя, стекающие с него, ядовиты и вызывают ожоги. Говорят, ожоги не шуточные и очень болючие. Я не подумала сфотографировать это дерево, но красная краска заметна издалека, не ошибетесь.

Барбадос. Маленькая Англия

Несмотря на то, что от Луши до Барбадоса идти морем всего-ничего, климат и природа на островах совершенно различаются. И если Луша утопает в зелени и похожа на знойную красотку, укутанную в бархат своего растительного мира, то Барбадос — пират, с неуемным темпераментом и бушующими эмоциями. И на мой взгляд, вместе они составили прекрасную пару, покорившую мое сердце и мою душу…

— Погода.

Барбадос — остров не вулканический, плоский по рельефу и не очень зеленый. В его основании лежат кораллы и плодородных вулканических почв тут не найти. Плоский остров ничем не задерживает тучи, несущие благодатные ливни, и дожди здесь редкость. Что плохо для урожаев, хорошо для туристов! Влажность на Барбадосе практически не ощущается, а ветер снижает температуру до комфортных 27 градусов, причем круглогодично.

Высокий сезон здесь круглый год и только август и сентябрь бывают с дождями, да и те не мешают отдыхать. А вот ураганов на Барбадосе почти не бывает, кому об этом знать лучше всего, если не местному населению! Я спрашивала и спрашивала, когда налетают стихии на Барбадос и каждый раз, посмеиваясь над моим невежеством, мне отвечали, что ураганы обходят остров стороной.

И чтобы не говорили про ураганы путеводители и справочники, барбадосцы врать не будут:

— Мы отправляем все ураганы на Сент-Люсию! — неизменно отвечали мне.

Географически остров лежит в стороне от полосы ураганов и показания свидетелей подтверждают это.

Теперь пришло время познакомиться со столицей Барбадоса, но это будет во второй серии…