Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Углич — Россия Май 2016

Поводы для путешествий бывают разные: голубая мечта детства, случайно увиденная яркая картинка, услышанная история, чужие восторженные впечатления… Становится модным поехать куда-то по внезапному порыву, непредвзятые неожиданные эмоции доставляют особую радость.

Побуждением к нашему скромному вояжу была моя память — многолетней качественной выдержки. В возрасте шести примерно лет довелось мне проплыть на двухпалубном небольшом корабле под именем «Максим Горький» по маршруту Москва (Северный речной порт) — Пенза. Мой дедушка взял меня в путешествие.

Первое ярчайшее воспоминание — полагаю заложившее фундамент пожизненному любопытству к истории и склонности к перемене мест — город Углич и церковь Дмитрия-на-крови. Поразил и маленький провинциальный городок с особенной историей, и горькая судьба убиенного мальчика, и необычные фрески на стенах церкви и голос опального колокола в ней.

Пасхальный первомай в Угличе

Поэтому несколько десятилетий спустя я сюда вернулась.

Понимая географический минимализм Углича, заказала индивидуальную экскурсию по нему, чему несказанно рада.

В странный день пасхального первомая, без задержек преодолев 250 километров от Химок до Углича, ул. Ростовская, дом 6, по предварительной договоренности ровно в 11 часов утра, прямо с колес, «въехали» в неспешное историческое повествование гида Ларисы.

Приятно отметить благосклонность погоды

Пасхальный первомай в Угличе

Кремль Углича в нынешнем виде строился в 17 веке. Хотя поселение на этом месте известно с конца 10 столетия, а видимо и гораздо ранее, ибо место удобное для жизни, предпринимательства и просто красивое.

Меня всегда особо интересует происхождение имени. Основная версия Углич — от УГЛА, образованного поворотом реки Волги — и правдоподобна, и изящна. Вот это место

Хотя есть еще варианты от названия племени уличей, переселившегося сюда с притока Днепра, и даже углей, якобы здесь выжигаемых.

История города полнокровна и значительна, не смотря на его скромный в масштабах нашей отчизны размер. В начале 13 века Углич — столица самостоятельного Углицкого княжества, в скорбном для Руси 1238 году был сожжен татаро-монголами (вернее ордынцами, которых мы почему-то именуемым по национальному ошибочному признаку), неоднократно опустошался огнем в период противостояния Москвы и Твери, а также и в смутные времена польского нашествия.

Войдя в состав Московского княжества, стал вотчиной младших сыновей, таким образом, судьба и привела сюда Дмитрия Иоановича — последнего сына Грозного царя и последнего прямого потомка династии Рюриковичей.

Пасхальный первомай в Угличе

Неспешно прогуливаясь по территории, слушаем подробный рассказ знающего человека и любуемся Спасо-Преображенским собором с колокольней,

палатями князей — остатками великокняжеского дворца с изящными кирпичными балясинами

Пасхальный первомай в Угличе

и конечно же бело-красной церковью Дмитрия-на-крови, построенной в 1692 году (ранее на ее месте была деревянная часовня)

Поднимаемся вверх по ступеням в необычно для церковной трапезной расписанный зал, иллюстрирующий библейское сказание о сотворении мира

Пасхальный первомай в Угличе

, Адаме и Еве, их грехопадении и изгнании из рая.

Пасхальный первомай в Угличе

Поразительно мастерство художников благопристойно изобразивших нагие тела — и весьма мудро и подробно историю сотворения мира.

Следующий зал — моя детская память — фрески событий 15 мая 1592 года, приведшие к кровопролитию — бунту и последующим казням, а также ставшие краеугольным камнем смутного времени — значительного и темного периода истории Руси.

Пасхальный первомай в Угличе

Не буду пускаться в рассуждения погиб ли царевич от несчастного случая или был все-таки коварно убит — для меня однозначен второй вариант. А что касается знаменитого углицкого дела — многократно переписанного и исправленного у году соответствующего момента истории — нам ли — рожденным в СССР — этому удивляться? Гораздо более близкие к нам исторические события искажены до значения «наоборот» или запутаны до умопомрачения. Жаль, что историческая правда — абсолютная правда — вещь практические не достижимая. У каждого она своя на уровне может быть даже подсознания))

Пасхальный первомай в Угличе

Доходим до машины, припаркованной на улице Ростовской, едем в стоящий на горке Алексеевский женский монастырь, основанный в 1371 году. Вначале он назывался Успенским, но в 1439 году был переименован в честь московского митрополита, давшего благословение на строительство. Чудо! трехшатровая уникальная белоснежная церковь, называемая Дивной и таковой по сути и являющаяся.

Здесь в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля — церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен по словам гида, «вписанные» вот в это сооружение

Пасхальный первомай в Угличе

На территории за изящной кованой оградой, где до 1917 года располагалось монастырское кладбище и в течение 600 лет погребали монахинь и видных жителей города — еще укрытые розы.

Будете здесь летом — получите особое удовольствие от их цветения.

Здесь же живут девочки-сироты, получающие мирское образование.

Собор Иван Предтечи построен позже и отличается архитектурно.

Пасхальный первомай в Угличе

На нем дивные цветные изразцы

Пасхальный первомай в Угличе

Следующий пункт приложения нашего интереса Богоявленский Угличский женский монастырь.

Пасхальный первомай в Угличе

Богоявленский синеглавый собор, построенный усилиями монахинь на пожертвования, пострадал в годы безвременья сильнее прочих.

В нем хранили керосин, засим черные умершие фрески спасти не удалось. Ощущения ужасные…

Храм Федоровской иконы Божьей матери — производит совершенно особенное впечатление — и это не просто слова. Высокий, просторный, светлый — солнечно-воздушный с чудесным образом самовозрождающимися фресками (желающие верят в чудо, иные — в химические процессы, объясняющие восстановление красок)

Пасхальный первомай в Угличе

При храме была когда-то колокольня, разрушенная ныне. По кирпичику ее восстанавливают. Желающие могут приобрести именной кирпичик за небольшие деньги, о чем игуменья выдаст соответствующий документ. Я позволила себе вписать имя своего деда — с благодарностью за его приобщение меня к истории родных краев. Кирпичик № 1901. Зовут моего деда Николай и прожил он 105 лет, не пережив страшное лето 2010 года…

В храме Смоленской иконы Божьей матери поклонились чудотворной иконе, купили церковный куличик и красные пасхальные свечи…

За три пролетевшим часа увидели многое, но не всё, что можно посмотреть в Угличе. Есть еще Церковь Николая чудотворца, нуждающаяся в серьезной реставрации, Воскресенский монастырь, церковь Флора и Лавра

Слыхала мнение, что городок невелик и скучен, мое впечатление — другое…

Прогуляв целый день, задумались о хлебе насущном. Гид и туристические сайты рекомендовали комплекс «Русская усадьба» на улице Ольги Бергольц, туда мы и отправились. Народу было немного, интерьер — приятным, еда — вкусной (судак и щука с картофельными драниками), пили клюквенный морс.

Напоследок заехали в музей русской водки — не понравилось, может просто не соответствовал настрой.

Пасхальный первомай в Угличе

Встретили крестный ход, двигающийся к кремлю

Все — покатили

в Мышкин, на окраине которого у нас была заказан Гостевой дом на Лесной улице (удобно расположенный у дороги, с одной стороны — лесок, с другой — через широкий двор — Волга).

Пасхальный первомай в Угличе

Есть номера эконом класса с одной ванной комнатой на этаже, есть — получше с диванами и креслами, мы были именно в таком.

Можно арендовать мангал. Но мы купили копченой рыбы)) и ужин был шикарен.