Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Хуст — Украина Май 2015

Начало

Здесь все мило моему сердцу. Невысокие живописные горы с их бархатными вершинами и растущими на склонах смереками,

Священные Сокровища Карпат

поющие горные реки, чьи мелодии, услышанные и наигранные когда-то пастухами, превратились в народные,

облака,

Священные Сокровища Карпат

впитывающие в себя мелкие брызги горных ручьев

и поливающие потом ими окрестные луга…

Священные Сокровища Карпат

Но мы приехали сюда не только для того, чтобы насладиться этой неброской деликатной красотой. В этих краях сохранились и рукотворные чудеса — деревянные церкви, которые за прожитые ими столетия сделались уже живыми и стали неотъемлемой частью окружающих пейзажей и важной составляющей жизни живущих здесь людей.
Наш путь лежал из Хуста по четырем окрестным селам — Сокирница, Крайниково, Данилово и Александровка, расположенных друг за другом, а иногда и плавно переходящих из одного в другое.

Священные Сокровища Карпат

Времени у нас было всего полдня и мы, несмотря на существующую возможность передвигаться общественным транспортом, решили упростить себе задачу и договорились с таксистом, с тем самым, который утром взялся помочь нам в прохождении квеста под названием «Городилов водопад» . Взял он недорого, к тому же оказался приятным собеседником и по дороге рассказывал всякие интересные истории, которые могут быть известны только коренному жителю.

Не знаю почему, но деревянное зодчество всегда вызывало у меня какой-то особый трепет. Возможно потому, что я считаю дерево уникальным материалом, восприимчивым не столько к инструменту, сколько к душе мастера, работающего с ним, впитывающий в себя всю ту положительную энергию, которая необходима для создания такого чуда. Возможно потому, что деревянные постройки нуждаются в особой защите и их сохранность на протяжении столь долгого времени не может не впечатлить. А может дело и вовсе не в этом, а в неизученных человеком особенных магнитных свойствах деревянных церквей, выражающихся в способности притягивать к себе, причем с довольно большого расстояния.

За такими размышлениями время пробежало незаметно и мы приехали в Александровку, самое дальнее село нашего маршрута, решив начать осмотр отсюда. Оказалось, что к самой церкви подъехать нельзя, нам пришлось пробираться к ней огородами под пристальным присмотром хозяев.

Священные Сокровища Карпат

Церковь Святой Параскевы построена в 17 веке, сегодня не является действующей и судя по табличке в ней расположен краеведческий музей. Двери были закрыты и росписи с деревянным резным иконостасом, сохранившиеся внутри, нам увидеть не удалось.

Внешне же эта церковь показалась мне самой красивой из всех, что мы увидели позже в этот день. Хотелось рассмотреть каждую деталь этой простой и в тоже время удивительной, посеревшей от времени постройки, возведенной умельцами без единого гвоздя.

Священные Сокровища Карпат

Для прихожан в Александровке открыта сегодня другая, новая, каменная церковь.

Священные Сокровища Карпат

Может быть поэтому возле этой церкви у меня возникло ощущение заброшенности и пустоты, перебивающее еле чувствующуюся, угасающую энергетику тепла намоленного места.

Но потом я оглянулась вокруг, на стоящую рядом и будто охраняющую церковь Параскевы, колокольню,

Священные Сокровища Карпат

на окружающие горы и сады, которые казалось обнимают и оберегают эту церковь и на душе стало немного светлее.

Священные Сокровища Карпат

Грустинку окончательно отогнал ветер, приняв ее за одно из проплывающих по небу облаков. На самом деле, то что церкви сохранились — большая радость.

Священные Сокровища Карпат

От восьмисот церквей, насчитываемых в Закарпатье в конце 19 столетия, на сегодняшний день сохранилось чуть более ста. Как ни странно, большевистский воинствующий атеизм сыграл в этом последнюю роль. Когда в эти края в 1944 году пришла советская власть, перед ней уже не стояла задача массового уничтожения храмов. Большинство из них пострадали совсем по другим причинам — в межконфессионной борьбе греко- католиков и православных еще в начале двадцатого века, от неудачных реставраций, природных катаклизмов. Некоторые из них не сохранились из-за банальной нехватки средств на их содержание, а однажды в прессе был описан и вопиющий случай, когда после постройки нового храма старую сельскую деревянную церковь жители во главе со священником разобрали и сожгли… Те церкви, что мы увидим сегодня, похожи между собой, но мы не обойдем вниманием ни одну из них. Каждая пережила сложные времена и уцелела, и в каждой есть своя особенная черта.

Так следующая церковь, которую мы увидели, расположенная в селе Данилово и освященная в честь Николая Чудотворца в далеком 1779 году, стоит на высоком холме, и как будто увенчивая его, стремится в небо традиционным острым шпилем.

Священные Сокровища Карпат

Ее башня самая высокая из всех, увиденных нами, и достигает в высоту 35 м.

Священные Сокровища Карпат

Вокруг очень уютно и тихо, зеленая травка так и манит присесть и никуда дальше не торопиться.

Священные Сокровища Карпат

Стиль, в котором построены церкви, принято называть Мармарошской деревянной готикой. Действительно, вертикальность линий высоких крыш наталкивает на мысль о сходстве с готическими храмами, распространенными в Европе. Но сходство это могло возникнуть и по другой причине. Скорее всего форма крыш объясняется выбором материала — довольно сложно построить круглый купол из дерева. Остроконечные деревянные башенки, символизируют одновременно и горы, и растущие в высь деревья, и языки костра и благодаря этому сходству с тем, что создала природа, очень гармонично вписываются в окружающие пейзажи. Тянутся они к небу по обе стороны реки Тисы, с 1920 года она разделяет когда-то единую историческую область Венгерского королевства Мараморош. Часть Маромороша сегодня принадлежит Румынии, и деревянные церкви, сохранившиеся там, взяты под защиту ЮНЕСКО. Наши же храмы полностью находятся на попечении местного населения.

Население, надо сказать, живет неплохо.

Священные Сокровища Карпат

Сказывается близость границы, многие местные уезжают на заработки в зарубежье. Но даже те, кто имеет двойное гражданство, не оставляют родных мест и строят дома здесь. Некоторые детали, правда, вызывают улыбку. Например, вот эти пафосные львы

или вот эти ворота из нержавейки.

Священные Сокровища Карпат

Аутентичных сельских домиков мы здесь не встретили, за ними нужно ехать в Карпаты, там люди живут намного проще и беднее… Но вернемся к нашим церквям.

Церковь в Сокирнице, как и александровская, сегодня тоже не действующая, потому что рядом построен большой каменный храм, вмещающий намного больше людей.

Священные Сокровища Карпат

Но местная жительница рассказала нам, что иногда в ней все же проходят службы. Эта церковь — кочевница. Согласно исследованиям реставраторов, она переехала сюда в 1770 году из села Шашвар Виноградовского района. В тот же год была поставлена рядом колокольня.

Священные Сокровища Карпат

Перемещение деревянных церквей с одного места на другое было раньше обычной практикой, которая сохранилась и до наших времен. Изменились только цели таких перемещений. Если раньше церкви перевозили из покинутых по причине эпидемий или разрушенных из-за природных катаклизмов сел, то сегодня некоторые из них разъехались по музеям, а несколько закарпатских церквей в середине 90-х даже были проданы в Чехию. Радоваться или огорчаться этому факту, не знаю. С одной стороны, они безвозвратно нами утрачены, с другой — их ждет более надежное и благополучное будущее, кроме того они являются частью и чешской истории тоже.

Михайловская церковь в Крайниково приютилась на поляне среди дубов, ее же ровесников, которые помнят, как она была сложена.

Священные Сокровища Карпат

Под их защитой стоит храм здесь с 1668 года. Сегодня церковь принадлежит небольшой местной греко- католической общине и похоже несмотря на то, что она самая старшая из всех увиденных нами, она единственная полноценно используется по назначению. Как и все остальные, она тоже была закрыта, но на дверях был пришпилен листочек с номером телефона для желающих попасть внутрь. Мы не воспользовались этой возможностью, пора было возвращаться назад.

Священные Сокровища Карпат

Время течет. Лемех на крышах церквей зарастает мхом, портится от дождей и пропадает, но после заботливо заменяется людьми на новый. И это сакральное достояние, как будто живет рядом с людьми, проходя все новые и новые этапы своей судьбы. Здесь в этих селах чувствуется, что деревянные церкви нужны людям, их берегут и гордятся ими. И это вселяет надежду на то, что у них впереди еще долгая- долгая жизнь.