Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Москва — Россия Июль 2015

Скоро год, как мы посетили Москву, а я все никак не расскажу о своем путешествии. Почему? Достаю сумку с книгами, проспектами, билетами, другими памятными приметами материального бытия, и понимаю, что случившее хорошее просто не пересказать. Я слышу танго Пьяццоллы в скверике, чувствую теплый ветер того вечера — когда мы отмечали с мужем годовщину свадьбы… Помню запах горячего мокрого асфальта после грозы и ливня, который случился когда мы вышли из Храма Христа Спасителя. Нет слов повторить… Зашкаливает.

Из Московского дневника

Но впереди новые дороги и пока не уложились прошлые впечатления, трудно желать новых — значит надо вспоминать.

Первого июля мы выехали на «Сапсане» из Петербурга, а шестого, сев на «Невский экспресс», вечером, уже пили чай дома — много ли времени для того, чтобы потом целый год мучиться невысказанностью о слишком «невместимых» в рассказ событиях, впечатлениях, чудесах и просто радостях.

А что если рассказать в непривычном для меня на Туристире жанре конспекта! Просто перечислить. Просто расставить рядом с сухими строчками восклицательные знаки — один, два, три…

Нет! Конечно были и вопросительные, и многоточия, но это ведь всегда только на пользу, так как создает интонационное многообразие…

1 июля. Встали рано, подбежали к открытию метро и уже, кажется через полчаса сидели в Сапсане (хорошо, что поезд не «подкатывал», а уже стоял — сажали загодя).

В отличие от «Невского экспресса», где шесть человек сидят в купе «лицом к лицу», а через стеклянные двери время от времени двигается народ (зато дают уже оплаченный «сухой паек»), в Сапсане народ по-хорошему отделен. Параллельно с нашим двухместным креслом на таком же двухместном расположился парень, который лежал на двух сиденьях и спал (утро раннее). Оказалось, что есть такой бонус — если на один паспорт и на одну персону ты покупаешь два места рядом, то второе место будет стоить на 50% дешевле.

Москва уже готовилась к жаркому дню и мы нырнув в метро, купив два проездных «Тройка» (жаль не послушались Сергея Васильца, который советовал один на двоих) помчались до станции «Ботанический сад».

Некоторое время поискали свой корпус, оказалось, что Booking великолепно разместил нас в большом номере корпуса

№ 5 «Бизнес-Туриста». Да и как нас не любить) если только за два последних месяца мы заказали восемь гостиниц и ни разу никого не подвели!

Из Московского дневника

Душ. Сон. Посещение кафе в корпусе № 4, где нам предложили монументальные салаты, великолепные колбаски и, конечно же капучино с десертом.

Созвонились с Сергеем — кажется, он сам позвонил — узнал, как добрались. Его внимательность меня растрогала. Я пригласила его с женой на следующий день к нам. Можно было заказать ужин в номер и нормально посидеть, или отправиться в ресторан, но Сергей отказался, сославшись на некоторые обстоятельства. Жаль. Как раз второго июля мы собирались отмечать нашу с мужем годовщину свадьбы. Можно было бы сделать это и в компании. Договорились с Сергеем на третье июля о встрече туристеров, которая должна была произойти на экскурсии по Москва-Сити, билеты на эту экскурсию он уже купил для нас всех.

Поехали в центр, чтобы «подышать вечерней Москвой» и разведать самую короткую дорогу до Третьяковки. Главной целью моей поездки было посещение именно Третьяковки. Я мечтала постоять в одиночестве у Троицы Рублева…

Из Московского дневника

Подошли к Москва-реке. У меня в планах была речная прогулка по воде.

Пока я выбирала между обычным корабликом и флотилией Рэдиссон Ройал, предлагавшей супер-комфорт, нас заманила обычная лодочка и мы отправились в удивительное часовое путешествие по речке.

Из Московского дневника

Здесь я ставлю восклицательный знак и предлагаю сноску на те впечатления.

Из Московского дневника

Сойдя на берег мы порадовались на памятник Репину, который когда-то жил напротив того места.

Затем отправились на Болотную площадь, где всесторонне осмотрели памятник Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых».

Из Московского дневника

Вечерняя Красная площадь была чуть усталой и несуетной.

Из Московского дневника

Полная луна чуть печально взирала с угасающих небес.

Храм Казанской Божьей Матери, закрытая часовня Иверской-Вратарницы, куда я обязательно собиралась придти еще раз…

Из Московского дневника

Чуть диковатый памятник Жукову в этот раз почему-то произвел впечатление. Силуэт на фоне угасающего неба был каким-то несгибаемым и я вновь подумала, что для разговора с картиной, скульптурой, зданием, все же нужно найти может быть ту единственную точку, в которой происходит чудо взаимопроникновения и открытия смысла.

В тот месяц полнолуние должно было наступить дважды. Приправа мистицизама придает особый колорит.

Вы знаете, как тревожаще пахнет остывающий пыльный асфальт уходящего в ночь огромного города…

Из Московского дневника

2 июля встали к завтраку — вновь порадовались сервису — завтрак был отменный! Правда, помещение маленькое, и народу многовато, но нам «расейским» не привыкать к коллективу.

В Лаврушенском, у Третьяковки мы были первыми. Потом подошли итальянцы, которые вели себя как «веселые русские», а мы, стоя у заветных ворот как «грустные итальянцы» чувствовали с ними духовное сродство. Потом подошли англоязычные группы. Пожилые-респектабельные спрашивали друг у друга — кто это так радуется жизни: испанцы или итальянцы. Да. Итальянцы! — отвечали им знатоки, чуть снисходительно посматривая на живых людей, радующихся солнцу, которое уже выкатилось на небосвод и обещало жаркий день.

Когда дорога к заветному для меня открылась, я лишь приостановившись у кассы для покупки билетов, просто полетела в желанный и заветный зал № 60!

Какой аудиогид! Я бежала туда, куда влекло меня мое сердце уже несколько десятилетий!

В зале мы провели не менее получаса (в полном одиночестве и глубоком общении)

!!!

Из Московского дневника

Вообще мы в своем путешествии нигде не спешили и дружили со временем. Так в Третьяковке мы провели целый день, который промчался незаметно. Об этом можно рассказывать долго, но у меня конспект)

Кстати! В кафе галереи отлично и не очень дорого кормят! Очень советую!

Из Третьяковки мы пытались уйти трижды, но возвращались…

Первый раз, вспомнили, что не «поприветствовали» свою любимую картину «Грачи прилетели» Саврасова. Дело в том, что однажды, пасмурным питерским днем мы были в Русском музее на выставке «Одной картины» — как раз «Грачи Саврасова». Тогда эта картина, выставленная в специальном зале, произвела на нас необыкновенное впечатление. Словно через «открытую форточку» в музейный зал вливалась весна, с запахом талой воды, граем птиц и надеждой на осуществления…

Из Московского дневника

Конечно же, мы нашли Саврасова, поздоровались с шедевром. Мы, конечно же, сказали любимой картине, как стареющей даме: О, вы прекрасно выглядите! Но скрыли свою печаль о том, что эта, такая живая картина именно в Третьяковке выглядела погасшей. Возможно потому, что она была не одна, как в Питере, а рядом с другими не менее прекрасными «особами»…

Второй раз мы снова хотели выйти из Третьяковки, но вспомнили, что неплохо бы кое-что уточнить с аудиогидом. Спустились вниз, взяли «полезный» всезнающий аппарат и вновь пошли по своим знаковым местам уже с помощником.

Из Московского дневника

Третий раз мы выходили из галереи, когда на глаза попался указатель — вход в церковь Николы в Толмачах. Об этом храме я знала, но не предполагала, что вход в нее может быть прямо их Третьяковки. Я поднялась и опять же в одиночестве оказалась в скромном отреставрированном храме, где (О, Боже!!!) находится ныне ТА САМАЯ(!)Икона Владимирской Божьей Матери!!!! К которой в Храме Христа Спасителя, куда ее привозят один раз в год, выстраивается великая очередь на поклонение.

Написала большими «значительными» буквами — «та самая», а потом прочитала в Интернете слова какого-то священника, которые оказались так созвучны моему состоянию!

«- Ты не представляешь, — говорил знакомый батюшка и блистал глазами, — ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она — в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая, встречать которую в 1395-м вышла охваченная ужасом перед подступавшим Тамерланом Москва, сутками не закрывавшая двери своих храмов»…

Вечером 2 июля мы с мужем отмечали нашу годовщину, будете спрашивать о количестве лет! Не стоит. Если наш медовый месяц продолжался лет пять, то стоит ли считать следующие годы…

Из Московского дневника

3 июля мы, как и было запланировано, отправились в Кремль.

Вышли из метро у Библиотеки им. Ленина (сколько часов и дней я там просидела за книгами когда-то) и, купив в Александровском саду билеты, некоторое время искали вход. Последний раз я была в Москве на гастролях театра и имела особый пропуск для прохода на территорию Кремля (одной из площадок выступления был Дворец съездов), так что расслабленная воспоминаниями чуть-чуть поблуждала в новых обстоятельствах, однако, все же была в ряду первых посетителей.

Из Московского дневника

Я уже знала, что хочу побывать и в Успенском соборе, и в Благовещенском, и в Архангельском, но вместо того, чтобы заходить в открытые двери храмов бежала куда-то очень целенаправленно.

Муж, думая, что я знаю, куда спешу, еле поспевал за мной.

Наконец мы оказались перед открытыми дверями маленького и незаметного придела, как выяснилось св. Уара, которому молятся за некрещеных людей и иноверцев. Это было важно для меня. Однако, оказалось, что в маленьком приделе в данный момент находятся мощи Ефросиньи Московской! И опять никого! Только монахиня несет свое послушание…

Из Московского дневника

Потом мы пошли по храмам. Я знакомилась с какими-то людьми, разговаривала, чувствовала тепло незнакомых сердец. Один из суровых служителей, который очень серьезно назидал несознательным посетителям, даже провел для меня маленькую индивидуальную экскурсию и мы расстались друзьями.

Женщина-экскурсовод, научный сотрудник этого музейного комплекса, через некоторое время нашего общения, расположившись, доверительно сказала мне на ухо: Вы сходите в придел св. Уара, там сейчас находится Ефросинья Московская! Я ответила ей, что влекомая непонятной силой, первое, что и сделала, так это пошла именно в придел святого Уара, ничего не ведая.

— Это сама Ефросинья позвала вас, — сказала моя новая знакомая с трепетом, — она ведь для нас живая, покровительница Москвы… Кто-то может не поверить, но охрана иногда видит ее ночами… Ходит по территории Кремля… Ее владения…

Из Московского дневника

После посещения Кремля мы перешли в знаменитый Гум, что напротив, где купили дорогую и не очень нужную сумку, где не слишком славно, но дорого пообедали в одном из кафе, вспомнив «родной совковый сервис».

Все это никак не могло повлиять на наше настроение, ведь впереди еще была радость встречи с Туристирами!

Из Московского дневника

Я уже писала о том, как неожиданно у меня возникло непредвиденно «незанятое» время до встречи с друзьями, и мы пошли в Иверскую часовню, которая накануне была закрыта.

Из Московского дневника

То, что произошло там, я уже описала и очень хотела бы, чтобы тот, кто пропустил рассказ, все же его прочитал. Ведь это тоже было чудо-чудесное.

Паломничество к Иверской…

Потом мы совершенно очаровательно встретились с Туристерами. Москва-Сити произвела великолепное впечатление, как и личное общение с моими друзьями.

Из Московского дневника

Об этом я тоже писала в блоге, и так приятно сегодня не повторяться, а просто дать ссылку:

Из Московского дневника

Москва. Июль. Какая встреча!

Прошло время, а мне хочется поставить не один, а несколько восклицательных знаков…

Из Московского дневника

4 июля был посвящен Донскому монастырю. Как хорошо, когда вновь можно подарить ссылку на более подробный уже опубликованный рассказ, кажется, в виде фотоальбома:

Из Московского дневника

И все же, если положить руку на сердце, можно ли в маленький рассказ вместить впечатления целого дня! Да еще КАКИЕ впечатления, КАКОГО дня! Конечно же, многое осталось за строкой…

Из Московского дневника

Вечером, после отдыха в гостинице мы отправились на (заранее запланированную) выставку «Гол», дабы порадовать моего мужа — великого любителя футбола.

Я знала, что выставка приехала в Москву на несколько месяцев, что она находится на ВДНХ, в павильоне «Космос», но не предполагала, что желаемый объект посещения будет где-то в двадцати минутах ходьбы от гостиницы.

Из Московского дневника

О, мы неплохо провели время! Хотя если бы мы пошли на выставку на следующий день, то были бы хорошие скидки. Но так уж мы устроены — не отклоняемся от курса.

На выставке не было никого кроме нас, так как через час павильон закрывался. Пусть здесь фанаты футбола закроют уши. Тому же, кто более лоялен могу признаться, что я равнодушно прошла мимо стендов с майками, которые носили великие футболисты. Ну, текстиль… Можно сказать «вторые руки». Были и другие экспонаты, которые, не сомневаюсь, в знатоках вызывали трепет, но я проходила без интереса.

Из Московского дневника

Однако мимо одной из экспозиций я не могла пройти спокойно.

Хозяин выставки — итальянец, был все же истинным итальянцем, влюбленным и в футбол, и в искусство. Он предложил посетителям свое видение характера того или иного футболиста через ассоциацию с каким-либо шедевром живописи.

Было жаль, что я плохо знаю футболистов, чтобы оценить субъективное видение автора этих сопоставлений. Я только согласилась, что загадочная и непредсказуемая Мона Лиза Леонардо да Винчи в некотором роде соответствует непредсказуемости великого Пеле…

Из Московского дневника

Завязалась интересная беседа с работающей молодежью. Через некоторое время, я вдруг поняла, что оказалась в роли лектора — молодежь меня слушает и вроде бы не отпускает, а мне-то еще хотелось кое-что посмотреть перед приближающимся закрытием выставки (за мои деньги)))

Но что может быть прекраснее добрых теплых отношений между людьми. О той выставке у меня остались прекрасные воспоминания именно благодаря милым юношам и девушкам, которые искренне интересовались культурой.

— Вон идет наш итальянец, хозяин! — сказал мне один из собеседников. — Подойдите к нему! Поговорите! Он будет так рад вашему интересу именно к этой экспозиции. Она ему дорога, а люди, как правило проходят мимо и не понимают — о чем это!

Я попробовала мысленно сформулировать свои «ценные мысли» на каком-либо ином языке, кроме русского и решила, что беседы не получится.

5 июля мы отправились в Храм Христа Спасителя.

Из Московского дневника

Я несколько раз в давнем-далеке пыталась попасть в этот храм, но он всегда был закрыт. Теперь мы благополучно вошли в храм, поучаствовали в Литургии и пошли осматривать другие помещения.

Внизу нам встретилась незнакомая женщина и пригласила на вторую часть лекции «Фрески Дионисия». Спустя полчаса мы подошли в указанное место сбора, и влились в коллектив внимательных слушателей, которые по фотографиям продолжали знакомство не только с фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре, но и с творчеством (простите, но я употреблю это слово) ГЕНИАЛЬНОГО фотохудожника Юрия Холдина.

Из Московского дневника

Три с половиной часа промчались незаметно и можно сказать, что именно этот подарок судьбы стал потрясением дня.

Оказалось, что лекцию проводила жена, а ныне вдова фотохудожника. Если раньше я иногда давала ссылки на уже опубликованные материалы, то здесь не хотела бы рассказывать о великом всуе. Видимо, я еще напишу свой рассказ об этой незабываемой встрече и с Дионисием, и с творчеством нашего современника — великого фотохудожника, разработавшего свою теорию и методику фотореставрации и светописи. Великие люди живут среди нас, а мы, порою, проходим мимо, пустословя о делах дня…

Из Московского дневника

Теперь, после этой выставки, после того, что я узнала и увидела, мне очень хочется побывать в Ферапонтовом монастыре… Вот так рождаются планы путешествий!

В тот незабываемый день впечатлений было так много, что хотелось тишины и созерцания. Вечером мы просто отдыхали, гуляли, дышали теплым вечером, а потом теплой ночью.

6 июля были собраны чемоданы и отданы на хранение на вокзале. Было еще несколько часов до поезда и мы отправились в последнее место, запланированное нами ранее для посещения.

Прошли по Арбату и доверяясь карте направились к знаменитому дому с барельефами, что тихо разрушается в Плотниковом переулке.

Очень своеобразный и уникальный фриз, который украшает здание, создавался вроде бы для Музея изящных искусств, но Иван Владимирович Цветаев — отец Марины Цветаевой отказался от такого портика (мне кажется, что это справедливо). На барельефах изображены русские классики — Пушкин, Гоголь, Толстой, которые занимаются любовью со своими Музами.

Из Московского дневника

Сейчас детали барельефов так активно отваливаются, что, кажется, скоро восстанавливать будет нечего.

В тот момент, когда мы активно фотографировали портик жилого здания, к нам подошла пожилая интеллигентная москвичка и спросила, как пройти на какую-то улицу. Мы достали карту, разобрались, а женщина, поблагодарив, немного смущенно добавила:

Я коренная москвичка, здесь и детство прошло, да вот иногда теряюсь в этой новой Москве, особенно если в каком-то районе долго не бывала.

Из Московского дневника

Мне показалось, что эта встреча знаковая. Старая Москва в последние часы нашего пребывания в столице, вдруг доверчиво вышла к нам навстречу, из старого, чудом сохранившего аромат прошлого времени, переулка, и… просто спросила дорогу.