Турист М.Н. (Laskovsky)
М.Н.
была 9 марта 23:58

Кухмо — Финляндия Август 2015

Почему-то первой мыслью при описании путешествия в Восточную Финляндию (ближе к границе с Карелией) захотелось назвать её Медвежьим углом. Чтобы соблюсти корректность, сверяюсь в википедии: «Медвежий угол — фразеологизм, обозначающий глухое лесистое место, по этой причине облюбованное медведями; в переносном значении — глухое и труднодоступное для людей место». Что ж, подходит и в прямом и переносном значении. Если самолично медведей не увидели, это не означает, что их там нет.

В медвежьем углу Финляндии

Поскольку если следить за событиями, происходящими у нашего северного соседа, то можно видеть, что периодически появляются сообщения о столкновениях человека и медведя, причем косолапый символ России заходит даже в финские города (которые, правда, называются городами с большой долей условности).

С другой стороны, назвать места, где проходят такие дороги «труднодоступными» сложно.

Хотя, конечно, леса кругом «дикие», и куда пойти никто не размечал.

В медвежьем углу Финляндии

Еще эту местность называют «тайга», что первоначально вызвало моё фырканье: «Что могут знать финны о тайге. Вот у нас тайга!»

И вот этот самый «угол» давно привлекал моё внимание. Однако, сворачивать с трассы, делая в итоге крюк в сотню километров, чтобы, может быть, увидеть настоящего медведя никто никогда не собирался.

В медвежьем углу Финляндии

На самом деле, для наблюдения за дикими животными в естественной среде организуют специальные маршруты, и всё это можно заказать (к примеру, www.wildtaiga.fi). Цена вопроса не только в деньгах. Дороговато. Но если очень хочется, реализуемо. Вопрос как раз в том, насколько хочется. Увидеть очень хочется, а вот чувствовать себя праздным туристом, взирающим с восторженным любопытством на чужую жизнь, не хочется совсем. Я не стала заниматься решением этой дилеммы, а просто запланировала ночёвку в районе Кухмо, и положилась на авось: приедем и там на местности разберёмся, что перевесит. Т. е. по дороге где-нибудь заедем в информационный пункт, там и решим. «Перевесило» то, что по дороге нам не встретилось, вообще, никакого жилья. Только дорога и лес кругом, лес и дорога.

Во многих местах, судя по знакам, вход лес воспрещен или, по крайней мере, не рекомендуется. Зато есть симпатичные съезды, где можно остановиться, поурчать от удовольствия, глядя на спокойную красоту этих мест.

В медвежьем углу Финляндии

Наше временное пристанище в виде комнаты в «амбаре» заслуживает специального внимания. Чтобы там разместиться, пришлось проявить недюжинные способности: а) чтобы найти этот вариант; б) чтобы уговорить Карпиннена остановить «свой» выбор на нём.

Как удалось найти, до сих пор не понимаю. Когда в разговоре с хозяином, он поинтересовался «как», я долго напрягала извилины, но не могла вспомнить. Вернувшись домой, решила проверить, откуда могла выйти на этот сайт, тоже безрезультатно. Для тех, кого заинтересует, привожу ссылку непосредственно на него www.pykala.net.

Не менее сложная задача была добиться согласия на ночевку в столь странном месте. Несомненным плюсом была стоимость: комнатка для двоих с оборудованным кухонным уголком — 30 евро, что по финским меркам весьма дешево. Минус — отсутствие душа и «собственного» туалета. Но была сауна (о ней позже). Были еще два дома со всеми коммуникациями, правда, стоили несколько дороже. Использование столь дешевого варианта в качестве аргумента «за» у меня не прошло. «Экономия экономией, но не до такой же степени» — был ответ.

Пришлось переходить к дипломатическим действиям на основе индивидуальности. На какие положительные черты надо обратить внимание я знала. Глухомань и отсутствие народа — это то, что надо. Правда, домик стоит не у воды, а это уже минус. Озеро (по карте) поблизости, значит, минус не такой большой. Натуральный деревенский стиль — это плюс. При этом наличие в комнате кофеварки, плиты (надо же будет будущий улов пожарить), посуды и пр. — «плюс» значительный. Настоящая сауна — и уже можно было бы заканчивать список. Но ещё один неубиенный козырь (абсолютно индивидуальный) был у меня в рукаве: комната находилась в строении, сделанном из сухостойного дерева. Для тех, кто не в теме, выглядит это абсолютно ужасно.

В медвежьем углу Финляндии

Как известно, что для русского хорошо — немцу смерть. Для кого-то, может, и смерть, а Карпиннен уже не мыслил другого варианта. И наш путь уже лежал в эту самую Пикалу, о дороге к которой информировал весьма скромный указатель у дороги.

Pikala оказалась даже не деревней, это был большой двор, на который с четырёх сторон смотрели 4 деревянные постройки, 2 из которых были весьма полноценными домами.

В медвежьем углу Финляндии

Поскольку месяц назад я получила «корочки» гида по Санкт-Петербургу и пригородам, то могла сказать и так:

Мы видим яркий образец архитектурного ансамбля «cosy style». Композиционным центром является большая площадь «а ля двор», свободная от крупных архитектурных форм, однако в её оформлении присутствуют скульптурные элементы, подчеркивающие гостеприимство («tervetulоa» — добро пожаловать),

В медвежьем углу Финляндии

а также связь человека и природы.

Доминирующим является изображение медведя, являющегося символом данной местности.

В медвежьем углу Финляндии

Как продолжение единого архитектурного решения, вырезанные из дерева медведи и медвежата расположены и на фасадах зданий, выходящих на площадь двор.

Причем, автор использует сюжетную линию в изображении животного, отражая естественную для него линию поведения.

В медвежьем углу Финляндии

Здания, построенные в разные исторические периоды, выдержаны в едином стиле деревянного зодчества, лишенного псевдоисторического конструктивизма.
И т. д.

Практическую часть — отдедьно, здесь же продолжу о нашем пребывании.

Карпиннена интересовала рыбалка, но удочек на этот раз у нас с собой не было. «Не проблема» — сказал хозяин, и они удалились выбирать снасти, а я осматривать наше новое жилище, главным украшением которого были охотничьи трофеи в виде убитых медведей.

Количество впечатляло.

Были и аккуратные подписи, из которых можно было понять, когда убит и каких размеров был медведь.

В медвежьем углу Финляндии

Уточняю у хозяина. Да, он сам ходит на охоту, да, медведей в лесу много.
— Можно встретить?
— Летом, конечно, не очень, но бывает.

И, о чудо, женской логики! Не из-за медведей ли я стремилась сюда? Но узнав, что, хоть и маловероятно, но эта встреча в лесу может произойти, живо представляю себе эту картину маслом и идти в этот лес мне совсем не хочется. А ведь я собиралась в лесу полакомиться ягодами… Идти через лес к озеру не хочется тоже. Дело добровольное, на озеро меня не взяли.

В медвежьем углу Финляндии

Кстати, о ягодах. Несмотря на август, ягодам еще зреть и зреть.

Ну, и фактически о главном — эта удивительная атмосфера спокойствия и тишины. Мною была облюбована лоджия нашего амбара, где было уютно и удобно. Трудно представить, где мне могло бы быть более комфортно.

В медвежьем углу Финляндии

После пасмурной Норвегии, которая хоть и завораживала своими красотами, но постоянно требовала от тебя каких-то усилий, здесь ласково светило солнце (облака тому не помеха), было по-домашнему тепло.

Всё-таки, в атмосфере что-то было. То ли меня окутало умиротворение, то ли Лень (да-да, с большой буквы). Лень не когда делать ничего не хочется, а просто, когда настолько хорошо, что и делать ничего не надо. Такое бывает, но обычно непродолжительное время, а здесь мне казалось, я бы смогла пребывать в таком состоянии бесконечно. Правда, ближе к вечеру моя «бесконечность» стала заканчиваться, т. к. рыбака с озера еще не было, а пора бы. Как не вспомнить про медведей в лесу! Благо есть телефон. Через некоторое время мы вместе хозяевами усадьбы собрались рассматривать улов.

В медвежьем углу Финляндии

Есть очередной рекорд! С утилитарной точки зрения он для нас не был очень интересен. Но надо видеть удивление финнов, что такого окуня можно поймать на хлеб. Недоверие, уточнения, признаки уважения, масса вопросов, о том, какого размера должен быть мякиш, как смачивать и пр. Признание — действующий фактор хорошего настроения. Окуней мы отдали, поскольку готовить их не собирались, а позже были приглашены в «kelogrilli» отведать их и финского пива.

Обычно пообщаться интересно, но только не в этот раз. Не хотелось ничего лишнего.

Лишней не была сауна. Я не являюсь её фанатичной поклонницей и знатоком, но за годы путешествий по Финляндии видела немало. И хотя сауна всегда составляет предмет гордости хозяев, точно могу сказать, лучше этой встречать не доводилось.

В медвежьем углу Финляндии

Когда на следующее утро, я всё-таки прочла правила проживания, это меня позабавило.

Нет, то, что я написала здесь про атмосферу, не моя выдумка.