Турист Юлия (Floret)
Юлия
была 17 марта 2021 9:19

Гарни, Горис — Армения Март 2016

Итак, Армения! Месяца за два купили билеты, «Аэрофлот», изучали информацию, планировали, искали что хочется посмотреть (в нашем распоряжении было 8 дней). Информации минимум, много переписанных исторических справок и «наш гид рассказал»… План сформировался такой: минимум в Ереване, поехать сразу «в поля», то есть сперва пожить в Гарни, оттуда в сторону Севана, потом через Мартуни — в Горис, Татев, и обратно в Ереван через Нораванк и Хор-Вирап. Вот какой-то такой петлей.

Машину напрокат с учетом депозита нам было дороговато. Решили, как и все, прибегнуть к помощи гидов (тем более, что много пишут, что «сами ничего не увидите», «только гид все покажет»…- оказалось неправдой! — самим можно все прекрасно посмотреть))и даже больше))), мы тоже договорились с одним из активно рекламирующихся в инете гидом, потом решили что в Татеве надо жить не один день, а как минимум 2, а лучше три, наш гид недовольно поднял цену…потом и вовсе по семейным обстоятельствам наша поездка чуть не сорвалась…в общем, от гида мы в итоге отказались (а он смертельно обиделся!), поехали сами — и не пожалели!)))

Армения чудесна, мы подписываемся под всеми восторженными отзывами… Чистейшая питьевая вода на каждом углу, доброжелательные люди, неторопливость и тишина, и…и… АРАРАТ…и еще незабываемый воздух и покой…и… Не буду повторяться))). Ереван: карту города и всей Армении можно взять на выходе из аэропорта, прямо перед тем как выйти в зал встречающих, стойка справа, бесплатно. Обменник теперь не там, где получают багаж (там стоит автомат, но он не работал). Обменять деньги можно уже в зале встречающих в офисе справа.

Мы стояли в недорогом хостеле рядом с Каскадом. Одна-две ночи вполне. Администраторы — очень корректные и вежливые, объясняют как куда проехать. По Еревану можно ездить общественным транспортом, ничего нет в этом трудного, надо просто спрашивать прохожих или в хостеле/отеле. Стоимость проезда — от 100 драмм автобус до 250драм маршрутка. Нам нравится пользоваться общественным транспортом во всех странах, потому что так лучше чувствуешь страну, в которой находишься, людей…

Съездили в Эчмиадзин, Звартноц — по сути, они находятся все на том же бесконечном проспекте Маштоца, легко доехать и туда и туда. И на следующий день отправились в Гарни. Автобусом до автостанции, которая около «Мерседес Бенц», там маршрутка, номер знать не нужно, можно просто спросить любого человека, где маршрутка до Гарни (как известно, она едет чуть дальше, надо попросить водителя остановиться в Гарни). На дорогу потратили 350 драм на одного.

Гарни: на Букинге застолбили недорогое жилье, остались довольны. Но по факту, там остановиться нет проблемы, комнаты сдаются почти в каждом доме, цены ниже чем в Ереване (речь идет о минимальном комфорте — кровать, санузел, кухня). Еда тоже дешевле — роскошный ужин на двоих «до отвала» из свежайших продуктов обходился в 6 — 7 тыс. драм, кормила нас наша хозяйка. Пройти к «каменной симфонии» можно спустившись вниз к реке (слева от входа в храмовый комплекс идет тропа вниз), или повернуть правее, где дорога делится на три части, там метрах в ста тоже будут такие-же скальные выходы. Змей не встретили))).

Армения в марте самостоятельно и бюджетно

Интересно, что именно под этой скалой сделано водохранилище (охраняется полицией, близко не подойти), вода поступает в Ереван и во многие другие места Армении. Прямо напротив храма на другой стороне реки (переход есть) идет тропа вверх на гору, там маленький монастырь Георгия Победоносца, идти туда-обратно не спеша + там погулять — примерно световой день. Такси в Гарни — это почти любая машина (люди сидят без работы совсем), стоимость такси из Гарни до Гориса 20 тыс. драм. (К слову, гид просил за это от 70 до 90 тыс.драм. + оплаченная еда и ночевка) . Если с заездом в Нораванк или еще куда-нибудь — 30 тыс.драм. Насчет информированности таксистов и гидов — сложилось впечатление, что в Армении все люди гиды))). Любой прохожий знает историю страны, все достопримечательности и массу мелких подробстей, и еще что-нибудь исключительно свое. В сторону Севана решили не ехать, т. к. там прошла снежная буря, решили сразу из Гарни в Татев через Горис. Поехали с сыном нашей хозяйки, по дороге заехали в Нораванк — ух!… Дорога была заснеженная, ехали часов 5–6, к вечеру были в Горисе, успели съездить (такси 3 тыс.драм) в пещерный город Хндзорек, но был такой туман и снег, что посмотрели на него только сверху со смотровой площадки — впечатляюще.

Решили обязательно вернуться сюда летом или осенью. Сам Горис — чудесный городок, в окружении соснового леса и «каппадокии» , домА по окраине прямо встроены в эти удивительные скалы. Захотелось здесь пожить… Когда-ниб

Армения в марте самостоятельно и бюджетно

Из Гориса в Татев — такси 4 тыс. драм. Мы стояли не в самом Татеве, а в местечке Харснадзор (нашли на Букинге), это между Алидзором и Татевом. Потрясающий кемпинг на краю скалы с невероятным видом (окна домиков как бы «нависают» на бездной.))).

Армения в марте самостоятельно и бюджетно

От него до Татевского монастыря 16 км, из них половина по серпантину вниз — половина вверх. Интересная прогулка получается, если пройти вниз до Чертова моста, а когда серпантин пойдет наверх — поймать попутку (они есть, и обычно это бесплатно). Чертов мост не произвел большого впечатления, хотя слазили и вниз в пещеры… Но может это нам так… Внизу в долине слева есть заброшенный монастырь, пытались в него пройти, но не успели, жаль. Проход — через подвесной мостик.

Армения в марте самостоятельно и бюджетно

Так же в Татевский монастырь можно попадать по канатке из Алидзора (канатка — супер! билеты туда-обратно стоят 6 тыс.драм, если только в один конец — 4 тыс.).

Армения в марте самостоятельно и бюджетно

Под Алидзором, внизу, ближе к реке, есть Старый Алидзор — каменные остатки Алидзора, похожие на античные руины… Там сохранились улицы, дома, церковь, школа… Жители содержат эти останки в порядке, даже виноград и фруктовые деревья. Стало тепло, совсем по-летнему, от снега не осталось и следа… В день отъезда в кемпинг приехала группа туристов с гидом (до этого мы там жили одни)), глядя на них, мы окончательно поняли, что все-таки поездка «под руководством» — это точно не наше))) Такси из Татева (в нашем случае — из Харснадзора) в Ереван — 16 тыс. драм (!). Таксист по дороге завез нас в Караундж и наотрез отказался брать какие-либо деньги за это. Караундж — огромное плато, поражающее какой-то невероятной тишиной… Камни непонятные… Там можно ходить долго-долго… Чудеса.

До Еревана доехали быстро. Там за неделю наступило настоящее лето. Ночь в хостеле — и домой. Прощай, Армения, мы еще вернемся! Низкий поклон и благодарность всем людям, которых встречали по дороге, которые поили нас своей домашней водкой с замечательными тостами)), которые показали нам Армению пронзительной и вдохновенной, и сделали это просто так, только потому что преданы и влюблены в свою страну…