Турист Ксюша Пелишенко (Ksu-Ksu)
Ксюша Пелишенко
была вчера 1:36

Эйлат, Яффа, Кесария, Иерусалим, Назарет, Тверия + 4 города — Израиль Май 2013

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 0. Информационная

В части 0. рассказа я уже писала о том, как составлялся маршрут по Израилю. Первая неделя полностью была посвящена поездкам по стране и осмотру достопримечательностей, а вторая оставлена под дайвинг в Красном море.

Я хочу, чтобы опыт этого путешествия был кому-нибудь полезен, поэтому, помимо о-хов и а-хов постараюсь дать полезные адреса, перечислить самые топовые достопримечательности и какие-нибудь лайфхаки, по возможности!

! В моем отчете НЕ БУДЕТ исторических справок и экскурсов в далекое прошлое, я не хочу перепечатывать сюда Википедию и расширять отзыв до невообразимых размеров информацией о том кто, кого, и в каком году захватил. Но здесь БУДУТ личные впечатления, наблюдения и маршруты!

Начнем.

Тель-Авив Хайфа Цфат Акко Тверия Назарет Иерусалим Кейсария Тель-Авив-Яффа

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Каждому городу был отведен день, некоторые места объединены вместе. Свой рассказ буду строить именно по дням, так как это удобно для понимания, сколько времени и на что у ушло. Напомню, что перемещались мы на общественном транспорте (часть 0.), а жили в Хайфе, в квартире друзей, основные вылазки, соответственно, делали оттуда. Да, можно было уехать с ночевкой в Иерусалим, но не хотелось бронировать хостел, тем более в Израиле все настолько компактно, что в дополнительном жилье нужды нет. 151 км разделяет Хайфу и Иерусалим, а проезжается это расстояние на автобусе всего за 2 часа. И это самый длинный переезд за весь трип!

День 1. Хайфа.

Из аэропорта до квартиры ехать часа полтора на маршрутке, которая доставила нас прямо к дому. Мы прилетели вечером и сразу же отправились на знаменитый пляж «Хоф а-Кармель», который расположен рядом с центральным железнодорожным вокзалом Хоф ха-Кармель (запомнить не сложно =). Там очень приятно посидеть вечером в кафе прямо на берегу и удобно добираться обратно «домой» в любое время.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

В мае купаться в Средиземном море еще рановато, но для тех, кто приедет в Хайфу летом, по ссылке можно посмотреть список всех пляжей с кратким описанием, а тут увидеть их расположение на карте. Приятного отдыха.

В любом городе советую всегда первым делом направляться в центр туристической информации, чтобы взять карту, расспросить у работников про что-нибудь, подключиться к вай-фаю или просто посидеть под кондиционером. Такие центры очень полезны, когда приезжаешь в город и не знаешь о нем ничего. В Хайфе такой центр находится по адресу 48 Ben Gurion st. (тел.1-800-305090, 04–8535606). Это центральный проспект города, с которого открывается вид на все террасы Бахайских садов.

Мы решили совершить круговую прогулку по городу. Стартовав от нижних террас Бахайских садов, прогулялись до фуникулера «Ракевель», который соединяет морское побережье с монастырем кармелитов «Стела Марис». Стеклянные «яйца», как на горнолыжных курортах, за 5 минут доставят вас из нижней Хайфы на гору Кармель. Я намерено не буду пересказывать старинные предания и рассказывать историю посещаемых мест и городов, во-первых, информации в интернете очень много и переносить ее, даже частично, не имеет никакого смысла, а во-вторых, вы получите бОльшее удовольствие, если узнаете все на месте, как это сделали мы.
Адрес канатной дороги «Ракевель»: Аллея Бат Галим (нижняя станция) или Стелла Марис (соответственно, верхняя).

Неспешным шагом мы дошли до верхних террас Бахайских садов, прогулка заняла минут 40 по тихому малолюдному Верхнему городу. Нам удалось осмотреть 2 террасы, спускаться ниже не было смысла — сады симметричны и похожи друг на друга, а самый лучший вид открывается сверху. Во все дни недели, кроме среды, можно присоединиться к бесплатной экскурсии на 4 языках (на русском в том числе), расписание смотрим на сайте http://www.ganbahai.org.il/en/tours/#currenttimetable.

Мы не хотели ждать и на экскурсию не попали, прочитали про бахаев в справочнике и остались довольны!

Возле станции «Ган а-Эм» (конечной городской «подземки») нас поджидал сюрприз. Повсюду были люди в спортивной одежде: большие семьи, группы студентов, даже пожилые разминались, приседали и к чему-то явно готовились. Мы сначала подумали, что попали куда-то не туда, и нам вообще тут, возможно, нельзя находиться. Но оказалось, что мы застали ежегодный марафон «SAUCONY Хайфа», который включает в себя полумарафон протяженностью 21,1 км и три маршрута по 10, 5 и 2,5 км. Очень позитивное событие, хоть сам вставай в ряд и беги «fun run» дистанцию. Но мы ограничились тем, что покричали, поболели, пообщались с местными, в общем, прекрасно провели время! Для тех, кто будет в Хайфе долго и вдруг захочет поучаствовать в таком мероприятии, а может еще и пробежать километр другой, то вот ссылка для регистрации http://www.haifa-saucony-race.co.il/English_11890

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Вообще в Израиле проходит огромное количество спортивных мероприятий, чего только стоит «Israman» — один из самых сложных и долгих триатлонов в МИРЕ, который ежегодно в январе проводится в Эйлате… Так что в этой стране можно и на пляжике полежать и косточки размять =)

Можно было гулять дальше, но хотелось прокатиться на метро - это стало неким аттракционом. Да не обидятся на глупых туристов жители Хайфы, просто после московского было забавно! Порадовали двуязычные автоматы для покупки билетов. Надо сказать, что в России туристу гораздо сложнее просто перемещаться по городу — метро только в последнее время хоть немного адаптировано под иностранцев, но купить билет пока что представляется серьезной проблемой. Сколько раз я приходила на помощь растерявшимся англичанам/немцам/испанцам, которые просто даже купить билет самостоятельно не могли из-за того, что везде кириллица! А еще, станции этого крохотного хайфского метро оборудованы туалетами, в отличие, от гигантского московского метро, где они (туалеты) были бы не лишними! Вы уж простите, что я в своем рассказе не пишу о чудесной религии бахаев или историю монастыря кармелитов, но пишу ОБ ЭТОМ. Историю городов вам и так расскажут на всевозможных экскурсиях, этого вы в Израиле не упустите, а вот из таких мелочей складывается не менее важное представление о городе, его удобстве просто для жизни!

Ради забавы я поискала в интернете интересные параллели между московским метро и хайфским:

• среднее расстояние между станциями Московского метрополитена — 1800 м — это длина ВСЕЙ линии «Кармелита» без учета станций. (в других метрополитенах мира 600–900 м, но и это в 2–3 раза больше, чем расстояние между станциями в Хайфе)
  • длина поезда Московского метрополитена — 155 м, а это в 5 раз больше, чем длина вагончика «Кармелита»
  • «Парк победы» (самая глубокая станция в Москве) находится на глубине 84 метра, а это в 5 раз ближе к ядрышку Земли, чем средняя глубина залегания станций «Кармелита».

А еще, после каждого рейса машинист осматривает вагоны в поисках бесхозных вещей (потенциальных мин)!

Во время прогулки был осмотрен только один музей — морской (Derech Allenby 198). В нем собрано все, что так или иначе связано с морем: старинные карты, модели древних кораблей, навигационное оборудование, части затонувших судов. Интересная экспозиция, но не хватило интерактива. Например, очень заинтересовал экспонат, который представляет собой гигантскую доску со всевозможными морскими узлами, вот если бы рядом висел бы канатик, чтобы посетители могли попробовать сами позавязывать морские узлы, было бы намного интереснее! Или, например, не просто посмотреть на старинную карту, а сыграть в игру, и, вообразив себя капитаном судна, проложить курс так, как это делали в старину…

Другие музеи не посещали, только увидели сверху «Музей нелегальной эмиграции и Военно-морского флота», одна из частей которого — огромный корабль «Аф аль пи хен!» («Несмотря ни на что!»). В следующий приезд обязательно в него схожу. Уже набрался целый список мест, в которые обязательно нужно попасть при следующем визите в Хайфу — музей хлеба «Дагон», железнодорожный музей со старинными паровозами и МАДАТЕК — Национальный музей науки, технологии и космоса. С недавних пор в обязательном порядке я посещаю технические и всевозможные интерактивные музеи мира, в которых застреваю обычно на целый день. Уже облазан мюнхенский «Deutsches Museum», «АХХАА» в Тарту и Центр науки «Коперник» в Варшаве. Уверена, что МАДАТЕК понравится не меньше! Вот на этом сайте http://www.hms.org.il/eng собрана информация обо всех музеях Хайфы, она вся на английском, но зато подробно про все выставки. На русском вот тут, но поменьше — только описания самих музеев и адреса.

За целый день по Хайфе было протопано 12 км - настало время идти в супермаркет закупать еды. Квартира находилась на улице Levontin, не знаю, русский ли это район Хайфы, но магазинчиков русских там было много. Некоторые русские и украинские продукты удивили - «Одесского» сока в самой Одессе нет… Пробовать его не стала, так как знаю прекрасно, что «Наш Сiк» делает вкусные, более-менее натуральные соки.

Тульские прянички покорили, но хацилим с хумусом взяли верх, и мы весь вечер объедались вкуснейшими намазками. Куда-то выйти гулять после этого не представлялось возможным…

Кстати, с хацилимом (закуской из баклажанов) произошла веселая история! Если хумус в семье любят все, то вот хацилим был испробован впервые, и так он понравился, что когда моя мама поехала через пол года в Израиль, ей было дано стратегическое задание привезти «ту вкусную штуку и побольше»! Я запомнила только то, что на коробочке был нарисован кунжут… Ну, мама и привезла 3 банки тхины (кунжутной пасты), причем в странном состоянии — некий полуфабрикат — добавляешь воду, и получается у тебя кунжутная паста. Каково же было мое недоумение, когда после проделанных манипуляций с кипятком, я получила со-овсем не вкусненькую закуску, так полюбившуюся в поездке. Конечно, потом выяснилось, что мы просто купили хацилим с добавлением тхины, поэтому на упаковке были нарисованы семена кунжута…

День 2. Цфат и Акко.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Забегая вперед скажу что именно Цфат полюбился больше всего, о нем остались самые яркие впечатления и именно по его узким улочкам я хочу снова прогуляться. Но обо всем по порядку.

К поездке в этот особенный город мы не готовились, из какого-то буклетика, валявшегося в квартире, я узнала только следующее:

— Цфат является одним из 4 священных городов в иудаизме наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Из этого списка мы побывали в трех городах. В Хеврон не съездили, хотя такое желание было. Не то, чтобы испугались в него ехать, я вообще намеревалась один день отвести под Иерихон и Вади-Кельт, но почитав про дорогу туда, КПП, H1 и H2 в Хевроне, решила, что это тот редкий случай, когда мы воспользуемся услугами гидов. Не знаю, правильным либыло это решение, может быть и стоило съездить в Хеврон самим и не опасаться — туристов туда спокойно пускают, но мы вроде и так на месте не сидели… Но вернемся к Цфату.

— в Цфате активно развивалась Каббала, а сейчас именно там находится «Международный центр Каббалы».

— город находится на горе в Верхней Галилее и только за живописные виды и сам путь до Цфата можно в него влюбиться.

— там производят сыр Цфатит

Это все, что мы знали о городе и решили, что большего и не требуется — доедем и разберемся, хотелось просто погулять, проникнуться атмосферой. И именно она — атмосфера в городе особенная! Это чувствуется тут же, только лишь ступив на улочки древнего города ощущаешь непередаваемый дух этого древнего города. В нем практически нет машин, магазинов и вывесок, даже кафе встретилось одно. А есть в нем каменные улочки и небольшие дома с синими дверными проемами, маленькие скверы и площади, а еще невероятно улыбчивые и доброжелательные люди.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Маршрута никакого не было, даже карта города не пригодилась, просто гуляли. Случайно набрели на центр Каббалы, в котором были единственными посетителями. Милая девушка специально для нас включила информационный фильм, рассказывающий об учении Каббалы и мистике Цфата, дала посмотреть книги и рассказала немного о жизни города и некоторых синагогах.

Вход в центр Каббалы. http://www.tzfat-kabbalah.org/ru/ По ссылке найдете всю информацю, можно даже съездить в Каббала тур!

Я непременно хотела попробовать Цфатит, побывать в сыроварне и увезти немного с собой. На одной из улочек красовалась надпись «Safed Cheeze»...

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Это оказалось то ли мини-мини сыроварня, то ли кафе, толи частный дом вообще, не знаю, но нас накормили, напоили, рассказали все о сырах и даже больше, ни копейки при этом не взяв за увлекательную лекцию, вкуснейшие оливки, масло и дегустацию. Конечно, мы купили несколько головок с собой, уж очень он нам понравился и до Москвы не доехал…

Мы бы гуляли еще и еще, но около 4 отходил подходящий автобус, к тому же хотелось успеть погулять по Акко. В Цфат я вернусь обязательно, да подгадаю так, чтобы попасть на «клейзмерфест».

В Акко мы провели весь вечер и встретили закат. Если у вас есть возможность задержаться в городе допоздна, то очень советую это сделать.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

В саду «Ха-Ган ха-Касум»/Волшебном саду или, как его еще называют, «фестивальном» в туристическом центре дали вот такую удобную карту на русском языке, вы можете ее распечатать перед поездкой — http://www.akko.org.il/map_ru.php?id=1 Мы вам советуем заранее на сайте центра http://www.akko.org.il/ru/ изучить расписание достопримечательностей, чего мы вот не сделали и поэтому не попали, например, в «Хаммам Эль-Баша».

Даже если вы знаете, куда идти и что смотреть в Акко, все равно загляните в сад, в котором находится центр туристической информации. В центре небольшого садика расположен фонтанчик - там прохладно и спокойно…

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

В Саду гуляли замечательные молодожены, юбка невесты похожа на морскую пену, правда, для осталось загадкой, как девушке удавалось перемещаться в подобном платье…

Сам город очень колоритный, в нем гармонично переплетены разные религии и архитектурные постройки — со спокойными улочками и синагогами соседствуют шумные базары и мечети. После размеренного Цфата поистине бурлящий коктейль!

Стоит выйти из лабиринтов старого города на набережную и насладиться завораживающим видом на крепостные стены древнего Акко, возвышающиеся над водной гладью…

Не поленитесь и спуститесь в рыбацкий порт или прогуляйтесь вдоль пирса среди прекрасных белых яхт. Мы так и сделали, там же и поужинали.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Второй день нашего путешествия получился очень насыщенным и разнообразным. В Цфат я просто влюбились с тех пор. Сравнивать эти два города нет никакого смысла, они совсем разные — спокойный, даже немного застывший в веках Цфат и противоположный ему по темпу, более арабский Акко.

Если у вас будет возможность уделить каждому городу по дню, то делайте это, не раздумывая! А мы отправляемся дальше в путешествие по солнечному Израилю…

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

День 3. Тверия.

Тверия стала для нас особенным городом, но сначала не из-за ее насыщенной истории, горячих источников и чудесных видов на Кинерет… дело в том, что здесь мы впервые попробовали шакшуку! Да-да, сначала поговорим не о Тверии, а о ЕДЕ!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

кафе «Yalis» (Ha-Banim St 1–11)

2 дня до этого мы быстро завтракали дома тостами с хумусом и бежали на автобус, а тут решили, что хотим горячей еды (газа в квартире не было и готовить, соответственно, не получалось), но ТАКОГО же никто не ожидал… Место совершенно случайное, нам просто понравились уличные столики и ответ официанта, что завтрак, КОНЕЧНО ЖЕ, есть. Ну, мы и заказали некий стандартный завтрак, не вдаваясь в подробности, нас устроило, что там вроде будут яйца и кофе. Дальше началось нечто! Нам принесли вкуснейший лимонад, по миске свежего салата, небольшие такие БАТОНЫ хлеба, плошечку с хумусом и чем-то еще. Мы подумали, что это собственно и есть весь завтрак, хумуса правда маловато, но ладно, это же кафе, они не обязаны подавать по коробке за раз. Но через некоторое время нам принесли по тарелке ЧЕГО-ТО, мы только поняли, что сверху фета (ах, ну да, нас же спрашивали, добавлять ли сыр…). И тут мы понимаем, что это наша обещанная яичница, которая занимает огромную супницу и представляет собой смесь яиц, овощей, зелени и какого-то невероятного соуса! Съесть это целиком было невозможно, но такую вкусноту оставить мы не могли, поэтому через каких-то 40 минут была съедена и шакшука, и весь хлеб, и все, что к нему полагалось…

На всякий случай, вот карта — бежать от автобуса до шакшуки всего 500 метров! Приятного аппетита!

Сама Тверия очень понравилась. Ехали в ожидании необычных базальтовых стен и видов на озеро Кинерет. Получили и то, и другое, и даже больше! Город очень необычен: он утопает в цветах, а сочетание черных базальтовых стен, пальм и синего Галилейского моря дарят ему особую атмосферу.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Во многих туристических поездках в программу Тверия почему-то не включается. Я была в нескольких организованных турах по Израилю до этого трипа, но ни разу группам не показывали этого чудесного города (и шакшукой что-то тоже не кормили =))) Причем Кинерет обычно входит в программу, как и находящаяся неподалеку Гора Блаженств, также всех в обязательном порядке возят в Ярденит (туда мы отправимся чуть позже), поэтому, гуляя по Тверии, я задавалась вопросом: «Ну как же так? Как такое можно пропустить?»

Я в который раз убедилась, что нужно выбирать самостоятельные путешествия. Да, возможно, узнаешь меньше исторической информации, не всегда знаешь, кто конкретно построил какой дом, и не перемещаешься постоянно в комфортабельном автобусе, опять-таки рассказывая снова и снова что-то. НО ты общаемся с местными и всегда привозишь с собой в сердце их невероятные истории; сам решаешь, сколько и где «свободного времени» нужно, а не час на сувениры; живешь, где хочешь, ешь, где и что хочешь и в любой момент уезжаешь из непонравившегося города и с легкостью меняешь маршрут. А самое главное, что за архитектурой и историей я всегда пытаюсь понять сам город и его жителей, их реальную жизнь, а это невозможно сделать в группе из 30 человек + гид с флажком в руках. Как-нибудь, наверное, напишу отдельный пост, в который войдут истории, увлекательные и невероятные, которые случились только потому, что произошел «оторыв от группы».

Адрес центра туристической информации для тех, кто поедет самостоятельно: Habanim st. Archaeological Park (тел. 04-6725666

) Лирическое отступление окончено, и мы едем в Ярденит.

«Ярденитом» называется место истока реки Иордан из Тивериадского озера и символически считается местом крещения Иисуса Христа. Именно символическим, так как оно было выбрано специально, я даже позволю себе привести информацию из интернета, итак:

«Точное место крещения Иисуса Христа упоминается в Евангелии как Вифавара, чье месторасположение идентифицируется в нижнем течении реки Иордан. В течение долгого времени считалось, что Вифавара находится вблизи Каср-Эль-Яхуд в 4 километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Каср-Эль-Яхуд до сих пор считается самым важным местом крещения паломников. Однако, из-за своего расположения в пограничной зоне между Израилем и Иорданией, доступ туда до 2011 года был возможен только раз в год в праздник Крещения Господня. В остальное время обряд крещения осуществлялся в Ярдените, который был выбран в 1981 году правительством Израиля в качестве символического места крещения Иисуса Христа." Эту информацию я прочитала пока ехали в автобусе (спасибо «Эггеду» за интернет) и была очень удивлена, так как в предыдущих групповых поездках всегда рассказывали, что вот именно тут Иоанн крестил Иисуса Христа. Ладно, в любом случае, мы ехали не за этим, мы хотели увидеть сам Иордан, а это единственное доступное для туристов место, в котором можно подойти к реке (насколько мне было известно, если это не так, то напишите пожалуйста в комментариях, потому что, судя по карте, такие места есть…)

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Расстояние от Тверии пустяковое — всего 11 км, а каждые 20 минут от центральной станции ходит автобус. Номера 26 и 28. Специально прикрепила карту, так как искать на сайте автобусы бесполезно, Ярденит — не город, и так просто вы не найдете нужный маршрут. И еще, когда будете прокладывать в гугле маршрут, то учтите, что по-русски «Ярденит» вы не найдете, пишите: «Yardenit. Baptismal site on the Jordan River». Ну, и, естественно, вот ссылочка https://www.yardenit.com/ — тут и про то, какие сувениры покупать, и про то, как добраться + проверяйте расписание, иногда вход закрыт, хотя в шабат, конечно же, нет — можно ехать!

Само место красивое: перед входом аллея из пальм и мемориальная стена со строками из Евангелия от Марка на разных языках.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Вход бесплатный, НО окунаться в Иордан можно только в специальных одеждах — белой тунике, которую можно взять напрокат. Никакие белые футболки, платья и бикини того же цвета не пройдут. Прокат дорогой (купить тоже можно, для кого-то это важно, так что сообщаю), поэтому была взята только одна белая ряса. Стоит отметить, что оборудовано все великолепно — большие раздевалки с душевыми, поручни для спуска в воду и нереальных размеров сувенирный магазин.

Нам очень повезло, мы попали на какую-то «пересменку» — людей было очень мало, удалось по-настоящему насладиться местом.

Едем дальше...

А дальше было странно. Нам посоветовали съездить в тропический парк «Хамат-Гадер». После получасового (если не больше) ожидания автобуса, мы решили доехать на такси. Расстояние небольшое, раз советуют — надо ехать!

(С этой милой девушкой мы ждали автобус, она правда уехала на своем, а мы продолжили стоять. Предлагали помощь, ну может донести сумки, а то ей явно не хватало рук, но нет, она мужественно справлялась сама!)

До парка доехали в итоге на такси, но, к сожалению, приняли решение в него не идти. Дело в том, что общественный транспорт, который ходит оттуда в Тверию заканчивает свою работу намного раньше, чем закрывается сам парк. Выходило, что заплатив за целый день, на территории мы бы провели всего час или даже меньше, а в чем смысл? Там внутри красиво, и люди приезжают целыми семьями на весь день, чтобы отдохнуть, так что было решено возвращаться в Тверию на ужин. Но автобус отходил только через час, а перед входом в парк стоять час как-то не хотелось, идти пешком — тоже не вариант, — мы успели отдалиться от Тверии на 23 км, тем более, что дорога в Хамат Гадер идет по серпантину вдоль границы с Иорданией. Красиво, конечно, но далековато…

И вновь Израиль приятно удивил и порадовал — на помощь пришли добрые люди. Причем запустилась какая-то невероятная цепочка: сначала нам просто посоветовали походить поспрашивать, потом один из таксистов (он уже понял, что мы ему конкретно не заплатим и решил помочь) сказал поискать какую-нибудь русскую группу, один гид позвонил другому и каким-то образом через 5 минут вся площадь перед входом в парк уже знала, кто мы, и, что мы, такие грустные и голодные бедные студенты, хотим обратно в Тверию! В итоге нас «приютила» в своем микроавтобусе русскоязычная группа, и мы чудно вместе с ними доехали до города.

Честно говоря, даже как-то и не расстроились, было жалко только потраченных денег на такси до парка и времени, но «рыбка Святого Петра» и захватывающие виды на вечерний Кинерет напрочь стерли любой негатив!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

День 4. Назарет.

Назарет — не только священный город для христиан, в котором родился Иисус и единственный в стране, где воскресенье — выходной, но и самый крупный по численности арабский город Израиля.

Христианское наследие и мусульманское большинство в еврейском государстве… хм, это нужно было увидеть!

— Центр туристической информации: Casanova st. 58

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Город интересный и контрастный, но «одноразовый», как мне показалось. Конечно же, мы обошли все самые знаковые места, на фото, например, Храм Благовещения — самая крупная католическая церковь на Ближнем Востоке. Вокруг нее очень тихо — приятное место для неспешной прогулки и любования архитектурой, ведь все туристы внутри — около грота Благовещения. Мы зашли и туда, но быстро убежали — даже в просторном, прохладном католическом храме невозможно было ни дышать, ни стоять, ни сидеть.

Вот таким предстал старый город. На площади у колодца Марии долго размышляли о том, почему в мире так много зла на религиозной почве. Вот этот колодец… и у христиан, и у мусульман считается, что его воды обладают чудодейственной силой, Иерусалим — город трех религий, а к стене Плача приезжает вообще весь мир… и как же так вышло, что светлые основы религий умудрились переиначить и перетрактовать в пользу отвратительных человеческих помыслов…

Но мы не историки и не религиоведы, поэтому не будем пускаться в пустые разглагольствования и отправимся-ка на базар.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

После монументальных спокойных христианских построек, настоящий восточный базар набросился на нас буйством красок, звуков и запахов.

Днем мы решили отправиться в Кафр-Кану — небольшую арабскую деревушку, которая идентифицируется с Каной Галилейской, где «Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино». Сегодня в этом месте расположена «Церковь венчания».

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

И снова толпы туристов, умиротворения здесь искать не приходится.

По дороге в Кану я представляла себе небольшой городок, какие-нибудь площади с христианскими храмами, но в действительности какой-либо интерес представляет из себя достаточно узкая улочка, на которой очень плотно расположились несколько церквей, а также сувенирные лавки, кафешки, и всюду продают вино (по понятным причинам).

Нам все-таки удалось найти тихое местечко и спокойно, хотя бы вдохнуть воздух этого места во дворике, позади одной из церквей.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Выйдя на остановку маршрутки я была поражена. Перед нами открылась совсем другая картина — мусор, разбросанный по улице, покосившиеся магазинные вывески, искореженные дорожные знаки… Остановки как таковой там и не было, — просто островок асфальта, к которому должна была подъехать маршрутка. Дело в том, что высадили нас по приезде в Кафр-Кану с другой стороны улицы, с той, где, видимо, всегда и ходят туристы. За 5 минут, проведенных на остановке, к нам несколько раз подошли дети, которые просили денег… В общем, уезжали мы оттуда с двоякими эмоциями — «арабская сторона медали» как-то не приглянулась.

Ну и на всякий случай, моя постоянная рубрика «как сдюжить и доехать»:

Каждые 8 (!) минут, так что не ведемся на уговоры таксистов и прочие заманчивые предложения и едем спокойненько сами.

День 5. Иерусалим.

Об этом дне путешествия писать труднее всего. Иерусалим — город непростой во всех отношениях: тут сплелись и религиозные, и территориальные, и политические сложности и нерешенные моменты. Плюс Иерусалим — это город, от которого изначально ожидаешь многого, но открывает он свою душу далеко не всем…

Условимся сразу — мы провели в Вечном городе 1 день, а этого ничтожно мало, но все-таки что-то мы увидели и смогли почувствовать.

В городе существует условное деление на Старый город, Западный и Восточный Иерусалим. В последнем, в основном, проживают арабы. Вокруг статуса Иерусалима постоянно разгораются споры. Согласно действующему израильскому законодательству, этот город един, а все его жители являются равноправными израильтянами. Но ряд международных организаций разделяет его на израильскую и арабо-палестинскую территории, не признавая суверенитета Израиля над восточной частью города.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Нашей целью являлся Старый город и все 4 его квартала — христианский, еврейский, армянский и мусульманский.

Я хотели бы сразу предвосхитить вопросы относительно того, стоит ли ехать в Иерусалим самим или лучше брать экскурсию; можно ли обойти Старый город за один день и где поискать информацию… Итак,

• в Иерусалим можно и нужно ехать самим! Ну, вы уже знаете мое отношение к организованным экскурсиям — я себя курочкой в ряду чувствовать не люблю, НО если у вас есть возможность взять в Иерусалиме частного гида, то это того стоит. У нас не было таких денег, и мы решили осваивать город сами;
  • сам старый город не такой огромный, как может показаться. Да, он не простой, возможно, вы заблудитесь, но зато прочувствуете улочки каждой клеточкой (ну если, конечно, огромная группа подвинется и даст вам пройти);
  • для самостоятельного путешественника в Иерусалиме сделано ВСЕ, что только можно — 2 центра информации, подробные карты и брошюры на всех языках, аудиогид и бесплатное мобильное приложение!

Адрес центра туристической информации — улица Яффо, 1 (внутри Яффских ворот). Заходить в город вы все равно будете через них, так что не пропустите! Если, выйдя из трамвая, растерялись, то кричим жалобно: «Jaffa Gate!».

Вот сайт, на русском языке по дороге в Иерусалим можно прочитать тонны информации, составить маршрут, понять, куда идти первым делом, что и когда открывается/закрывается.

http://www.jerusalem-audio-tours.org.il/ru — бесплатные (!!!) аудиотуры для Android и iPhone с огромным количеством различных маршрутов разной продолжительности. Мы его скачали и даже немного послушали про «Вио Долороза».

!!! В шабат проводятся бесплатные субботние туры, «которые включают посещение самых главных памятников истории и архитектуры древнего Ершалаима». Продолжительность 3 часа, старт от площади Сафра !!!

Это я все к тому, чтобы вы избежали ненужных трат и знали про лайфхаки, ведь они существуют и доступны для нас с вами, самостоятельных путешественников! А то постоянно во всех отчетах и на форумах пишут, что в Израиле нереально дорого, что тяжко очень русскому туристу… Да, не дешево, но кто ж вас заставляет покупать дорогущие экскурсии — смотрите мои ссылки, расспрашивайте местных и будьте открыты для приключений!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Карта для любителей минимализма! На ней нет ничего лишнего и дает нам представление о том, что топать надо прямо, там будет храм Гроба Господня, а дальше разберемся.

В 2013 году христианская Пасха выпала на 5 мая. У нас была возможность отложить поездку в Иерусалим и приехать на обратном пути из Эйлата. «Вам же так повезло, так совпало, поезжайте в Иерусалим на Пасху!»… Так вот, если вы не религиозны, а в своем трипе отводите под изучение древнейшего города всего один световой день, то даже не помышляйте о том, чтобы попасть в него на праздник!!! Мы оказались в Иерусалиме за неделю до Пасхи, и на улицах уже было не протолкнуться! Особенно, естественно, у христианских святынь.

Я понимала, что в таком городе, как Иерусалим, будет многолюдно и шумно, но мы все равно очень быстро устали от толкотни, возгласов «Вас тут к гробу не стояло!», полумрака, рыданий каких-то и этого общего гомона, который стоял повсюду… Но это не вина самого города, это вина людей, и мы сбежали от них в «тайное место», чтобы, наконец, встретиться с самим Вечным городом.

Перед отъездом, я расспрашивала родителей об Ираиле, которые были там с маленькой мной и, конечно в те времена, когда меня еще в проекте не было. Так вот папа обмолвился, что когда-то, очень давно, кто-то водил его на крыши Иерусалима, что где-то в старом городе есть лестница, по которой можно туда подняться… Найти выход на крышу стало целью №1. В центре туристической информации я не спрашвала о достопримечательностях, только о том, где бы найти такую лестницу, которая ведет на крыши. Работник туристического центра поставил точку на карте на улице HaBad. Не без труда, но мы отыскали неприметную железную лестницу. И вот оттуда не хотелось уходить, на этих крышах можно было бы провести остаток дня…

Естественно, потом мы дошли и до стены Плача, погуляли по еврейскому кварталу, выпили невероятно вкусный кофе в какой-то кафешке прямо в стенах старого города и уехали только поздним вечером.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Все знают, что Западная стена или стена Плача — главная еврейская святыня. Евреи всего мира молятся, обращаясь в сторону Иерусалима, а находясь в Иерусалиме — по направлению к стене Плача.

(телефон был у меня, так что есть фото только женской «половины»)

Но не всем известен тот факт, что этот кусок стены (видимый и посещаемый), длиной менее 60 м, не все, что сохранилось. На самом деле сохранилось почти 500 метров стены, скрытой глубоко под шумным, тесно застроенным мусульманским кварталом старого города. К сожалению, не удалось попасть в подземные туннели под стеной Плача из-за того, что они не так уж общедоступны и просто прийти и попасть в них не получится. Но есть сайт, на котором можно забронировать билет на экскурсию. Мы этого не сделали и на экскурсию не попали. На сайте Западной Стены вообще очень много информации, об экскурсиях очень все очень конкретно (цены, расписание, описание), имеет смысл подготовиться. Основной сайт стены Плача: http://english.thekotel.org/

По советам людей разбирающихся и знающих город, нельзя пропустить историко-археологический заповедник «Город Давида». К сожалению, о нем я не знала, но в любом случае, туда нужно записываться на экскурсию. Основная часть этой экскурсии проходит под землей, там, где проводятся самые последние археологические раскопки! На официальном сайте «City of David. Where It All Began» опять-таки на русском (вот только в Израиле большая часть официальных сайтов для туристов переведена на русский язык!) написано про экскурсию более чем захватывающе: «Подземная экскурсия завершается у Гихонского ключа, бывшего более тысячи лет важнейшим водяным источником Иерусалима, — здесь, согласно описанию в Книге Царств, Соломон был помазан на царство. Посетители из числа более склонных приключениям могут вооружиться фонарями и отправиться вдоль источника по тоннелю, прорытому 2700 лет назад при царе Хизкии (Езекии),- одному из чудес инженерного искусства древности.». Эх, жаль, что мы такое упустили… (смотреть, читать и бронировать здесь: http://www.cityofdavid.org.il/ru)

Ну, а мы покидаем священный город уставшие, но переполненные разными впечатлениями.

День 6. Кейсария.

В этом разделе будет, наверное, меньше всего букв! Дело в том, что Кейсария — единственное место, куда мы не добирались самостоятельно. А описывать великолепный древний город, прекрасно сохранившийся до наших дней — затея бессмысленная. Я просто оставлю тут некоторые фотографии. Поскорее проезжайте в Кейсарию и любуйтесь городом Ирода весь день!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Пляж Кейсария очень популярен из-за сохранившегося римского акведука, который поставлял воду в город царя Ирода Великого.

Учтите, что пляж НЕ находится в самом национальном парке! Расстояние от Кейсарии (той, которая парк с амфитеатрами, колоннами и ипподромами) до пляжа Кейсария 3,3 км, можно и пешком прогуляться, если временем располагаете.

Советую вам сначала побывать на пляже, увидеть величественный акведук, а потом уже отправиться в древний город царя Ирода. Стоимость входа в национальный парк Кейсария: 23 шекеля. Для тех, у кого мало времени и нет желания возится с транспортом, вот тут http://www.touristisrael.com/tours/caesarea-haifa-rosh-hanikra-acre-tour/ есть однодневный тур в Кейсарию, Хайфу и Акко разом всего за 103 $. «Всего» потому, что за одну только экскурсию частные гиды просят больше. Покопайтесь, там много вариантов, на общественном транспорте за один день можно не успеть съездить в 3 города.

По роскошному городу римской эпохи можно гулять весь день. В Кейсарии сохранились древнейший из обнаруженных на территории Израиля театр, развалины великолепного «Дворца на рифе», амфитеатр царя Ирода, участки городских улиц.

В Кейсарии Израиль снова удивляет своим отношением к туристам. В небольшом музее можно посмотреть фильм об истории города и о том, как в этих местах велись раскопки, а в соседнем зали пообщаться с царем Иродом. Да-да, пообщаться с царем! В темном помещении находятся голограммы — известные личности разных эпох, с которыми можно «пообщаться». Выбрав интересующую эпоху и реально существовавший исторический персонаж, можно из «первых уст» прослушать его собственную версию произошедших событий. Возникающая голограмма, самого «настоящего», к примеру, Понтия Пилата, одетого в одежду тех времен, профессионально озвученного актером театра, производит сильное впечатление. Спасибо за такой интерактив — мы провели в крохотном зале больше часа!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип
Отличная новость для дайверов — погружения в Кейсарии разрешены, более того, на ее территории действует старейший в Израиле клуб дайвинга на побережье Средиземного моря, который работает круглый год!

А в Кейсарии есть, на что посмтреть! В подводном археологическом парке проложено 4 маршрута, обозначенных веревками, протянутыми от одного памятника к другому. Все эти места имеют свой номер и отмечены специальными знаками под водой. Каждому дайверу дается непромокаемая карта, где подробно описаны все точки маршрута.

— Стоимость (полный комплект оборудования на целый день): 150 шек
Дополнительная заправка баллона: 20 шек

-для тех, у кого нет документов, проводятся ознакомительные погружения в сопровождении, также проводятся курсы

— есть ночные погружения

— сайт клуба на русском языке — http://www.caesarea-diving.com/ru/index.asp

Кейсария — чудесный уголок Израиля, в котором можно провести увлекательный день, в самом поселке еще располагается музей Ралли, гольф-клуб, так что все себе найдут занятие по душе. Выделяйте на Кейсарию смело отдельный день — не пожалеете!

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Из Кейсарии мы отправились в Тель-Авив, завершающий день 7-ми дневного трипа обещал быть не менее увлекательным.

День 7. Тель-Авив-Яффа.

В части 0. своего рассказа о путешествии в Израиль я уже писала, что лучшим способом осмотреть Тель-Авив за один день — взять напрокат велосипед. О прокате, стоимости и зеленых тель-авивских велосипедах вообще читайте там же.

Взяв велики, мы первым делом направились в Яффо (кому-то привычнее называть ее через «о»), где и провели бОльшую часть дня. Дорога, длиною в 2,5 км вдоль побережья Средиземного моря — сама по себе приключение.

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

В Яффо очень много вело парковок, в том числе и у центра туристической информации. Советую пуститься в необычное путешествие по улочкам старой Яффы без карт и подсказок, вы все равно не потеряетесь — она маленькая! Историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными галереями, мастерскими художников, «блошиными» рынками, музеями и археологическими раскопками. Население здесь своеобразное — художники, музыканты, скульпторы и другие люди «творческих специальностей».

Не буду раскрывать всех секретов уютной Яффы — отыщите их сами на узеньких улочках, только внимательнее смотрите по сторонам — сюрпризы поджидают вас и на стенах, и на тротуаре, и в окнах мастерских…

В Яффе есть старый рыбацкий порт, в котором нас заворожили разноцветные рыболовецкие сети. Трогать их, конечно, нельзя, но рассматривать можно бесконечно. Там же находятся всевозможные рыбные ресторанчики и на удивление мало людей. Возможно, с утра — не «час пик», вечерами там, скорее всего, многолюдно и шумно…

Путешествие по Израилю на общественном транспорте. Часть 1. Трип

Велосипед дал возможность объездить и рынки, и парки, и торговые центры, и разные большие и маленькие улицы Тель-Авива. Город очень понравился — он живой, булящий, но при этом люди — не озлобленные, как обычно в мегаполисах, а приветливые и доброжелательные. Мы увидели Тель-Авив очень разным — пили кофе в р-Эсторане и покупали лаваши на рынке, копались среди винила на блошке и проезжали мимо элитных свадебных бутиков.

Так вышло, что за завершающих 2 дня трипа мы много общались с местными. Причем с людьми разного пола, возраста и профессий. В Кейсарию нас возил на красненькой карете дядя Игорь — друг семьи, невероятно улыбчивый и позитивный, который даже залез в прохладное (и это мягко говоря) майское Средиземное море. Ну как залез, сам предложил, всех уговорил, да еще и сфотографировал! В Тель-Авиве мы ночевали у Максима — сына друзей семьи, который рассказывал про службу в израильской армии, тель-авивские бары, с ним мы до утра играли в Need for Speed и пытались выучить слова на иврите. В Нетании перед отъездом в Эйлат мы были в гостях у родителей Макса — тети Люды и дяди Сени, с которым моя мама училась в одном классе!!! С тех пор развалился Союз, Косово отделилось, Крым сменил флаг на трехцветный, а «тетя Вика» и «дядя Сеня» так же дружат.

На автобус до Эйлата нас посадила Линочка — дочь дяди Игоря, с которой мы веселились весь вечер и смотрели какие-то фильмы, коротая время до ночного автобуса.

-----------

Дорожно — туристическая часть трипа подошла к концу - за 7 дней в Израиле было увидено очень многое, но еще больше осталось «за кадром». Действительно, не каждая страна может похвастаться таким разнообразием удивительных природных мест и очень разных, не похожих друг на друга ни по архитектуре, ни по атмосфере городов. Но самое главное открытие в Израиле — это люди, которые в нем живут! При объективно непростой ситуации, в которой им приходится находиться каждый день, они искренне любят свою страну, с радостью и улыбкой о ней рассказывают. Я думаю, что всему миру есть чему поучиться у улыбчивых израильтян!