Турист Алексей Неведров (Devadip)
Алексей Неведров
был 16 ноября 2020 15:35

Телави, Кварели, Сигнахи, Тбилиси — Грузия Апрель 2015

Давно и терпеливо собирались поехать на автомобиле в Грузию, чтобы после более чем 25-летнего перерыва посмотреть на эту нашу бывшую Советскую республику, а ныне страну, с которой у нас нет дипломатических отношений, но при этом есть (и в этом большой дипломатический парадокс) в настоящее время возможность посетить без визы эту ставшей далекой политически и экономически страну. Перед поездкой мы почитали про Грузию различные отзывы на туристических сайтах в интернете, что только подогрело наш интерес к поездке, но, тем не менее, было понятно, что Грузия никого не оставила равнодушным! Четкого плана маршрута у нас не было, но так как вся поезда была запланирована дней на десять, то собственно в самой Грузии мы хотели провести около недели и основной акцент сделать на винные маршруты Кахетии — главного винодельческого района страны.

Так как мы решили вести достаточно подробный дневник нашего путешествия, то включили в него и все наши финансовые расходы. В поездке участвовало три взрослых человека, двое из которых были семейной парой и, соответственно, это увеличило расходы на проживание, так как мы снимали или два номера в гостинице или квартиру с двумя спальнями. Перед поездкой мы изучили возможности по аренде частного жилья по маршруту нашего движения и поняли, что при наличии доступа к интернету это не является проблемой, так, как и в РФ, так и в самой Грузии этих предложений множество. Сайты, на которые мы обратили внимание были посуточно.ру и airbnb.com Маршрут, который по навигатору оказался ровно 2000 километров, мы рассчитывали преодолеть за два дня, поэтому первую ночевку по пути запланировали в Ростове на Дону, где собирались снять двухкомнатную квартиру за 1500 -2000 рублей в центре. Итак мы стартовали 25 апреля в 4.30 утра с севера Москвы, заправив полный бак на автомобиле Субару Аутбэк и въехав на трассу М4 — ДОН в начале шестого.

Погода была прекрасная, в 5 часов утра взошло солнце, было сухо и дорожные условия позволяли поддерживать высокую скорость. Трасса М4 уже несколько месяцев является платной, но плата за проезд делится на дневной (с 9.00 до 21.00) и ночной тарифы (соответственно с 21.00 до 9.00) различающимися по стоимости почти в три раза. Так как мы больший отрезок платного участка проехали по ночному тарифу, то соответственно всего заплатили на пяти пунктах оплаты 240 рублей. При этом последний пункт сбора оплаты находится в 520 км от МКАД.

По ходу движения обратили внимание на хорошее место отдыха на берегу Воронежского моря под названием «Багратиони» (что показалось нам первым предвестником Грузии — известным названием грузинского шампанского) и песчаным пляжем на 508 км от МКАД и хотя мы там не останавливались, но визуально оно нам очень понравилось. Кроме этого мы обратили внимание на Воронежский магазин МЕТРО, находящийся на 520 км от МКАД. По маршруту движения расположено много заправок известных компаний, но мы заправлялись только на ЛУКОЙЛе. Свободное движение на дороге и качественно покрытие позволило нам поддерживать среднюю скорость на трассе около 100 км/час и поэтому мы подъехали к Ростову около 17 часов и, так как солнце было еще высоко и все располагало к дальнейшему движению, то мы решили проехать Ростов транзитом, а ночевку искать уже далее по маршруту. В итоге мы проехали еще 250 км и случайно остановились в милом и чистом городке под названием Кропоткин в гостинице «советского» типа «Кавказ» в центре города, заплатив за ночевку 1600 р за двухместный и 1100 р за одноместные номера.

Такая далекая и близкая Грузия!

Гостиница скромная, но тихая и чистая и нам понравилась. Эта фотография сделана утром перед гостиницей в г. Кропоткин и на ней видно, насколько это ухоженный городок. Таким образом за первый день мы преодолели 1350 км от Москвы, но я считаю, что на эту цифру нельзя ориентироваться, так мы выехали рано, нас было два водителя, были великолепные дорожные условия и мы тратили мало времени на отдых и остановки. Мне кажется 1100 км от Москвы до Ростова за первый день — этого достаточно. На следующий день мы выехали в 8 утра и продолжили свое движение по трассе М29 — дороге хорошего качества и позволяющей двигаться со скоростью 100 — 140 км/час. По пути мы проехали Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию соответственно через города Армавир, Невинномыск, Минеральные Воды и Владикавказ. На участках Кабардино-Балкарии и Северной Осетии нам встречалось достаточно много «засад» ДПС, но нам удалось проехать их все «без потерь». От г. Кропоткин до границы с Грузией дорога заняла у нас около 7 часов, а общий пробег от Москвы составил 1875 км. Пограничный переход у РФ с Грузией только один — «Казбеги -Верхний Ларс» и работает он с 6.00 до 22.00. Переход границы у нас занял не более получаса и приятно удивил отсутствием обилия бюрократических формальностей. Машину у нас не досматривали ни с Российской, ни с Грузинской сторон.

После въезда в Грузию нас ждал «неприятный сюрприз» — около 10 км разбитой и узкой дороги, вдоль которой стояло в очереди достаточно много «фур», загораживавших чуть ли не половину проезжей части. Тем не менее проскочив плохой кусок дороги мы выехали на участок значительно лучшего качества и проехав около 50 км от границы въехали в известный грузинский горнолыжный курорт Гудаури. Так как сезон уже закончился, то выглядел он пустынно, но по ходу движения через перевал снега было еще очень много.

Такая далекая и близкая Грузия!

Затем проехав еще несколько километров, мы остановились у горного источника и пункта продажи местных грузинских сувениров, где решили и перекусить. На период нашего пребывания в Грузии курс местной валюты — лари был около 23 рублей за один лари, но так как лари у нас собой не было, то хозяин кафе с удовольствием взял у нас рубли по этому курсу. Съев 1 большой сочный шашлык, 1 хачапури и 10 штук хинкали (большой грузинский пельмень из рубленного мяса) мы заплатили 500 рублей.

Оставшиеся 100 км до Тбилиси мы одолели за два часа и приехали на проспект Руставели — центральную улицу города к метро «Проспект Руставели», где предварительно созвонившись, должны были встретиться с хозяйкой квартиры по соседству. В итоге мы сняли практически в центре трехэтажную квартиру в частном доме с ремонтом прошлого века, но приемлемую для краткосрочного пребывания за 40 долларов на троих в сутки у гостеприимных хозяев, прекрасно говоривших на русском языке и готовых нам помочь в любом вопросе. Кстати, по стечению обстоятельств, мы расположились рядом с известным своими хинкали рестораном «Хинкали Хауз», где и отужинали вдвоем, заплатив по московским меркам скромные 30 лари или 700 рублей в пересчете. Вообще первое впечатление от цен на ресторанную кухню — это то, что она дешевле, чем в Москве как минимум 2.5 — 3 раза, а вкуснее точно! Кстати бутылка 0,5 литра в стекле знаменитого «Боржоми» в магазине стоит 0,8 лари, т. е. 18 рублей!

Первое впечатление от вечернего Тбилиси — город большой, динамичный, с большим количеством автомобилей и людей на улицах (правда это был воскресный вечер). 27 апреля или наш первый полновесный день пребывания в Тбилиси мы решили посвятить прогулке по туристическому маршруту в сторону старого города. Погода стояла прекрасная — солнечная и теплая с температурой воздуха около 20 С. Город произвел приятное впечатление своей чистотой. Двигаясь по проспекту Руставели в сторону площади Свободы, мы встречали большое количество рекламы на русском и английском языках, предлагающей различные туристические маршруты по Грузии, в том числе и с гидом на автобусе или на машине, так что потратив определенное время можно на месте выбрать то, что интересно и по своему кошельку. Одним из пунктов нашего интереса были знаменитые Тифлисские бани, расположенные по адресу ул. Горгасали, 3.

Такая далекая и близкая Грузия!

Сейчас этот комплекс в центре Тбилиси разбит на несколько отдельных коммерческих предприятий, каждое из которых владеет своим «куском трубы» — источником подземных вод температурой около 50 градусов по Цельсию с большим содержанием серы. Особенность этих вод, как говорят, благотворно влиять на суставы и лечение кожного покрова. Мы попали в бани под названием #5, где за 50 лари за час мы получили на троих отдельное помещение с комнатой отдыха и бассейном наполняемым водой из подземного источника. Первое, на что обращаешь внимание, это неприятный серный запах и высокую температуру воды, которая кажется обжигающей, но в которой надо попытаться высидеть хотя бы два раза по 10 минут, что нам с трудом удалось. Кроме этого из дополнительной услуги, которой мы воспользовались, была мойка специальной мочалкой банщиком, которая продолжалась около 10 минут и стоила по 10 лари на человека. Процедура стоящая и приятная, но «сдирающая» с тебя толстый слой старой кожи. В общем одного часа, как оказалось, было вполне достаточно и мы вышли из бани бодрые и помолодевшие! На этой фотографии представлен вход одну из бань с пышным названием «Royal Bath»).

Вокруг бань расположен очень красивый парк, который, кстати, назван в честь бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Такая далекая и близкая Грузия!

Далее проследовав по улице Коте Апхази, заполненной многочисленными магазинчиками, лавками и заведениями общепита мы забрели на дегустацию в симпатичный винный магазин VINTAGE (Kote Aphkhazi Str. #11), где познакомились с хозяином — приятным молодым человеком Леваном Пагхавой, который уделил нам много времени рассказав об особенностях виноделия Грузии, отметил лучшие грузинские марки дав нам продегустировать несколько из меющихся вин, в том числе элитное Усахелоури.

Хочу отметить, что сам Леван рекомендовал нам вина следующих производителей: Mаrani, Wine Man, Winiveria. Лично я позднее видел Кинзмараули Марани в «Перекрестке» в Москве по цене 1200 рублей за бутылку. У Левана это вино стоит 20 лари или 460 рублей.

Такая далекая и близкая Грузия!

Те же грузинские марки, которые массово продаются у нас в России, а прежде всего «АСТ» , «Старый Тбилиси» и другие относятся к категории вин эконом класса и, естественно, не могут претендовать на высокий уровень качества. К большому сожалению! Что же касается улицы Коте Абхази вообще, то это замечательная Тбилисская улочка, состоящая из сплошной череды разного рода магазинчиков, лавок, кафе и винных магазинов. Гулять по ней — одно удовольствие и она, как мне кажется, особенно отчетливо передает грузинский дух во всех его проявлениях!

Такая далекая и близкая Грузия!

С улицы Коте Абхази мы вышли на площадь с полюбившимся нам рестораном грузинской кухни «САМИКИТНО» (SAMIKITNO). Меню я пересказывать не буду, но все, что мы там дегустировали, нам очень нравилось, в особенности грузинские традиционные блюда: хинкали, хачапури и т. д. и т. п. Ну, а какие цены в хорошем ресторане в центре Тбилиси судите по голым фактам: обед на троих «на убой» около 1500 рублей. Кстати в 200 метрах от этого ресторана на улице Горгасали, дом 1 находится небольшой винный магазин с дегустационным залом и разливным вином крупной грузинской винодельческой компании ХАРЕБА (KHAREBA). Там мы обнаружили потрясающее разливное КИНДЗМАРАУЛИ по цене 9,35 лари за литр, т. е. 210 рублей за литр. Хочу сказать, забегая вперед, что после окончания нашего трехдневного винного тура по Кахетии, мы поняли, что лучше разливного Киндзмараули, чем у Харебы нам не попалось! Хотя, конечно, это субъективная оценка, но эта оценка была единодушной всех трех участников нашей поездки. Вы, наверное, спросите, сколько мы привезли этого вина в Москву и какую оценку дали наши друзья? Так вот ответ простой — это вино привезти в Москву практически нельзя по причине того, что если не везти его в холодильнике, то оно скисает меньше, чем за сутки. Так что берите в автомобильное путешествие в Грузию автомобильный холодильник! Дело в том, что разливное полусладкое вино хранится в охлаждаемых емкостях и в него не добавляется винный консервант — диоксид серы (SO2), поэтому при увеличении температуры вина до 20 и более градусов оно очень быстро превращается в уксус!

Поэтому планируя наш винный маршрут в Кахетию первым пунктом остановки нашего путешествия, мы наметили подвалы — винохранилища компании «ХАРЕБА» по адресу: Кахетия, туннель Кварели. Кроме того, когда мы посетили этот магазин, то там была акция на некоторые вина производства Харебы, например розовое сухое Khareba по 7.5 лари, Tsitska — 5.5 лари, Manavi Mstvane по 5 лари, Tsinandali по 5 лари за бутылку! ! Далее мы гуляли вдоль реки, опоясывающей серные бани, где в 2012 году оборудовали набережную, ведущую к водопаду с живописными пейзажами.

Такая далекая и близкая Грузия!

Кто ранее бывал в Грузии знает, что из напитков она известна не только вином и «Боржоми», но и знаменитыми сладкими водами Лагидзе. В эту поездку мы не попали в дегустационный павильон вод Лагидзе, но попробовали их подвальном кафе по адресу проспект Руставели, д. 24. Впечатление, конечно, уже не то, что было 25 лет назад, но в целом вода понравилась. Готовится она просто — из конусообразного стеклянного сосуда «советских» времен в стакан наливается сироп и разбавляется водой по цене 1 лари за 0.25 л. Сиропов предлагается немного — 5–6 видов, но есть необычные, такие, как сливочный и шоколадный. Там же можно отведать свежеиспеченное вкусное хачапури по цене 2.5 лари. По количеству людей мы поняли, что это популярное место у местной публики. Тбилиси город «живой» и динамичный и даже для нас — москвичей, привыкших к насыщенному и плотному автомобильному движению, езда по городу, особенно в вечернее время, показалась «экстремальной» из-за резких маневров других водителей, частых сигналов, «подпираний» в задний бампер и вообще, в целом, достаточно агрессивного и хаотичного движения, активными и многочисленными участницами которого за последние годы стали грузинские женщины. Вообще это какой-то парадокс: грузины люди неторопливые, спокойные и доброжелательные, но за рулем с ними что-то происходит, и они превращаются в нетерпеливых забияк!

Гуляя по Тбилиси, мы подошли к двум полицейским, похвалив их заправский вид и задав вопрос относительно нормы алкоголя в крови, с которым можно садиться за руль. Один из них дружелюбно и на прекрасном русском языке ответил нам, что норма составляет 0,3 промилле, но можно и 0,5!? После этого мы разговорились о росийско-грузинских отношениях, а под конец я попросил одеть на меня наручники для фотографии, на что он вежливо, но категорично отказался, но сфотографироваться согласился с удовольствием. Вообще про Тбилиси можно рассказывать долго и много, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем не менее добавляю еще несколько характерных пейзажей города центрального района:

Такая далекая и близкая Грузия!

И вот, после двухдневного знакомства с Тбилиси, мы отправляемся в Кахетию взяв с собой в качестве водителя и помощника Николая, которого нам «сосватали» хозяева квартиры, которую мы снимали. Мы исходили из того, что если мы едем на винный тур, то тогда нужен кто-то третий, кто не будет участвовать в дегустациях и будет вести машину и, возможно, помогать решать возникающие в процессе поездки проблемы. Утром 29.04.15 мы выехали в Кахетию в сторону городка Сигнахи, до которого мы доехали по хорошей дороге за 1,5 часа преодолев около 155 км. Вдоль дороги местные жители продавали домашний сыр и другие с/х продукты. По дороге мы также купили «чурчхелу» — грузинскую сладость, которая изготавливается из нанизанного на нитку ореха, покрытого сладкой кашей, сваренной из виноградного сока. Очень вкусная штука! Сигнахи — это симпатичный городок, лежащий на холмах перед Алазанской долиной за которой гигантской стеной расположен Кавказский хребет. Место красивое, но одновременно туристическое и поэтому не самое удачное для покупок. А вот и вид на Алазанскую долину с одной из возвышенностей города:

Погуляв по городу около часа, мы выдвинулись в город Кварели в те самые, уже упомянутые мной, подвалы компании Хареба. Купив билеты по 12 лари на человека, мы в ожидании начала экскурсии погуляли по замечательному ухоженному парку с цветниками и клумбами:

Такая далекая и близкая Грузия!

В национальном масштабе в Кахетии расположено 65% виноградников, что составляет около 80% производства вина в Грузии, а городок Кварели является центром виноделия Кахетии. Хранилище вина Хареба — тоннель, который расположен в скальном массиве Кавказского хребта. Он был открыт в 1962 году, где в течение нескольких десятилетий хранились лучшие вина Кахетии. В нем в течение всего года сохраняется естественная температура 12 — 14 градусов при влажности около 70%, что создает идеальные условия для хранения и выдержки вин. В тоннеле представлены два главных и 13 связывающих их 500- метровых тоннелей, общая протяженность которых составляет 7,7 км. Здесь же находится хранилище бутылочных вин, где хранится более 25000 бутылок вин «Виноделие Хареба».

В 2011 году вокруг вино хранилища Хареба был создан туристический комплекс: большой парк отдыха с образцами «квеври» — традиционными глиняными емкостями для хранения вина, древнегрузинской водяной мельницей, традиционной грузинской хлебопекарней — «тонэ», аппаратом для перегонки чачи, большим винным погребом с давильней и бочками, водоемами для разведения форели. В туристический комплекс также входит ресторан «Саперави». Каждый год в период сбора урожая комплекс Хареба дает возможность гостям самим собрать виноград на виноградниках компании и отжать его в специально устроенных для гостей давильнях. Но вернусь к дегустации, которая проходила в одном из погребов -тоннелей, специально оборудованном для гостей и не таким холодным. На столах были выставлены легкие закуски в виде кусочков хлеба, сыра и орехов. Разочарованием явилось то, что из большого количества представленных на обозрение вин нам в купленный билет входила дегустация только двух видов вин. Да, мы были настроены на большее………… Вина мы здесь не покупали, но купили виноградное масло, которое производится из виноградных косточек и которое широко применяется в косметике и в кулинарии. Оно имеет приятный вкус и аромат и особенно хорошо в салатах.

Выйдя с дегустации, мы выяснили, что практически по соседству находится еще одно винодельческое предприятие — «ГРАНЕЛИ», производящее известную продукцию под маркой «MARANI», куда мы и отправились «попытать» счастья там:

Такая далекая и близкая Грузия!

И мы были вознаграждены!!!! Нас встретили Георгий и Нугзар, которые на отличном русском языке провели нам экскурсию по производственным цехам завода, пригласили приехать в сентябре на сбор урожая и провели в небольшой зал с бесплатной дегустацией вина. Рассказав об истории предприятия, производимых винах и многом другом мы, соответственно, дегустировали их вина. Наша дегустация затянулась за разговорами, наверное, часа на два, причем попробовав около 8 — 10 видов вина, мы перешли на коньяк, а «залакировали» нашу встречу — чачей. Ну, а в дорогу мы закупили в расположенном при заводе магазине 10 бутылок вина и 3 бутылки коньяка заплатив за все 280 лари или 6500 рублей. Так что мы смело рекомендуем при посещении Кахетии заехать в Кварели — не пожалеете! На ночевку мы остановились в частном доме на улице Kote Marjanishvili 53 у гостеприимных хозяев по цене 50 лари за двухместный номер. Телефон хозяина — Иосифа -995 593173425. На следующее утро мы поехали на завод JSC KINDZMARAULI CORPORATION, расположенном в самом городе — крупнейшего производителя и землевладельца (около 70%) территорий в Кахетии, где выращивается виноград для производства Киндзмараули по адресу: 65 Chavchavadze Street. Вебсайт — www.kindzmaraulicorporation.ge

На территории завода находятся две крепости, одна из которых отреставрированная старая, а другая — новая. Гид провел нам экскурсию по производственным цехам, а затем мы были приглашены на бесплатную дегустацию, которая включала в себя 5 видов вина на выбор из представленных и один коньяк. Дегустация нам понравилась. Хочется особо отметить, что современное производство вина в Грузии делится на два вида — европейское, т. е. когда после отжима винограда на ферментацию идет только сок и классическая или, как говорят грузины, кахетинская, когда на брожение идет и мезга.

На наш взгляд классическая технология делает вино значительно более насыщенным, ароматным и густым, когда лучшие образцы которого стекают по стенкам бокалов как вишневый сироп! Полусладкие вина созревают в среднем за 7 дней при температуре около 25С, а сухими становятся после трех недель. Грузинские полусладкие вина «натурально полусладкие», что означает, что оставшиеся после прекращения ферментации сахара остаются только те, которые остались в вине после разложения части из них в спирт! Прекращается ферментация у полусладких вин путем охлаждения до 8 — 10 градусов и хранении, соответственно, в охлаждаемых емкостях без доступа «главного врага» — воздуха. Но, кстати, при всей известности и популярности полусладких вин, мы узнали, что сами грузины пьют его мало. Это объясняется просто — полусладкие вина «тяжелые». Если вы возьмете в руки бутылку полусладкого вина, то увидите, что содержание сахаров там от 30 до 50 грамм на литр. А грузины пьют много (по 3 — 5 литров на человека за хорошим застольем), поэтому следят за здоровьем и сладкого не «перепивают» ! А что в основном пьют, спросите Вы? Оказывается, в основном, белое сухое Ркацители. Так что езжайте в магазин, попробуйте найти хорошего грузинского Ркацители, добавьте сыра «сулугуни» и лаваш, а дальше и так понятно……. Потому что за настоящими хинкали и хачапури надо ехать в Грузию!

Выйдя во двор завода после дегустации, мы познакомились с приятным мужчиной, который поинтересовался нашими впечатлениями от посещения и который, как оказалось, являлся директором этого завода. Его имя Нугзар Ксоврели и он пригласил нас на чашку кофе в находящуюся по соседству гостиницу. Из его рассказа дополнительно мы узнали, что предприятие выпускает около 2 000 000 бутылок в год и только 60 000 из них идет в настоящее время идет в Россию. Капля в море!

Такая далекая и близкая Грузия!

Далее мы поехали на озеро Кварели, где на полуострове, окруженном рекой и озером, находится ресторан с панорамными окнами и потрясающими пейзажами по кругу. Место было пустынное и кроме нас никого не было, но в ресторане с названием «Элегия» нас вкусно накормили и мило обслужили. Наш путь в дальнейшем пролегал через поселок Греми, где находится завод Енисели (Eniseli).

Нам провели небольшую экскурсию по крытым хранилищам предприятия, рассказали о технологии производства и далее провели в дегустационный зал. И хотя дегустация тут должна была быть платной, но наш гид — Николай сумел убедить «хозяев», что она должна быть бесплатной. Нас угощали сыром, а пробовали мы белое сухое Цинандали, красное полусладкое Пиросмани и наше любимое Киндзмараули. В магазине при заводе почему-то все марки белых вин продавались по одной цене в 16 лари, а красные по 18 лари, т. е. 350 и 400 рублей соответственно. Ниже представлен снимок одного из помещений хранилищ вина, где в землю закопаны глиняные сосуды — «квеври» с отверстиями на уровне пола, закрываемыми герметично крышками: Кстати при заводе имеется достаточно современный отель, который предлагает ночлег по 50 долларов за ночь на двоих. А для тех, кто захочет более подробную информацию об этом заводе предлагаю обратиться на сайт www.eniselibagrationi.ge

После посещения завода Енисели, где мы провели около 3-х часов, мы отправились на поиски ночлега в Телави, где с помощью нашего гида нашли с виду абсолютно неприметное и даже невзрачное место, которое внутри оказалось очень богато обставленным гостевом домом с очень хорошим и дорогим ремонтом 20-летней давности. Хозяйку звали Асмат, а найти это место можно по адресу: г. Телави, ул. 9 апреля, дом 83. Проживание у Асмат стоило нам по 50 лари на двоих, что того стоило! Кстати, в доме у Асмат, как и у многих грузин старшего поколения, имелась большая книжная библиотека на русском языке, а в киосках на улицах продается немало прессы на русском языке!

Прекрасно выспавшись, чему кроме всего прочего способствовало домашнее вино Саперави, которым нас подчевала за ужином хозяйка, мы утром выехали из Телави в Тбилиси и по дороге случайно заели в очень красивое место под названием СПА комплекс «Lopota Lake», находящееся по адресу: Napareuli 2211 Telavi, тел. + 995 700 777 и +995 322 400 400. Комплекс расположен вокруг озера, окруженного холмами и буйной растительностью и представляет собой современный центр отдыха европейского уровня с европейскими ценами. Так двухместное проживание в небольших домиках стоит порядка 135 долларов США за двоих с завтраком или 160 долларов за полный пансион в сутки. На территории комплекса имеется бассейн, предлагается рыбалка в озере, велосипедные прогулки, винные туры, катание на лошадях и т. д. и т. п. Еще раз отмечу, что место дивной красоты, но по грузинским меркам очень дорогое и рассчитано на богатых европейцев (или русских).

Такая далекая и близкая Грузия!

Погуляв и половив рыбу, мы медленно двинулись дальше, а по дороге Телави — Тбилиси остановились пообедать в ресторане «Telauri», где нас очень вкусно покормили нашими любимыми грузинскими блюдами. Вернувшись в Тбилиси, мы поняли, что за три дня путешествия по Кахетии мы получили массу впечатлений и удовольствия и с сожалением констатировали, что все хорошее очень быстро заканчивается! Следующий — последний день нашего пребывания в Грузии мы провели, гуляя по большому рынку на набережной, где продается все, что только можно представить: от антиквариата до откровенного хлама и большого количества изделий национального творчества: картин, горшков, скульптур, нард, шахмат, разнообразных сувениров и поделок и прочее, и прочее……….

При чем подавляющее большинство торговцев улыбчивы и доброжелательны и прекрасно говорят по-русски! По этому рынку можно без устали бродить целый день, потому что, если ты останавливаешься и проявляешь интерес, то хозяин или автор, начинает подробно рассказывать о своей продукции, а дальше разговор заходит и о политике и российско-грузинских отношениях. Да, грузинский дух и атмосферу нельзя передать — ее можно только почувствовать воочию! Об обратном пути в Москву расскажу совсем кратко.

Выехали мы рано — в 5.30 утра, погода была дождливая и туманная, но до границы доехали без проблем. Мои опасения не оправдались и никакой очереди перед границей не было вообще. Процесс перехода границы и паспортного контроля занял не более 10 минут и вот мы в России. Ночевку мы запланировали и осуществили в Ростове на Дону, где сняли двухкомнатную квартиру за 2000 рублей. На следующий день мы преодолели 1100 км до Москвы без особых проблем. Въехали мы в Москву с одним желанием — вернуться в Грузию осенью на сбор винограда и молодое вино!!!