Турист ValentinPanov (ValentinPanov)
ValentinPanov
был вчера 23:50

Ростов Великий — Россия Июнь 2014

C некоторыми подозрениям отношусь к прекраснодушным отзывам туристов о посещенных местах. Мы должны делиться друг с другом не только восторгами и подсказками (где что можно интересного увидеть, как сэкономить, оптимально построить маршрут), но и предупреждениями (где и на чем можно «влететь», получить разочарование). Ну, а что касается нашей любимой Родины, то я люблю наряду с восторгами туристов узнавать их размышления о том, что вызвало противоречивые чувства. Вот в этом русле, после двух парадных альбомчиков об объектах Ростова решил добавить в виде отзыва свои противоречивые наблюдения.

Далеко не в каждой стране есть жемчужины в виде маленьких, ухоженных, прекрасно сохранившихся старинных компактных городков. К таким отношу бельгийские Брюгге и Гент, немецкие Любек, Бамберг, Ротенбург-над-Таубером, французские Кольмар и Рикьевир, испанские Толедо и Таррагону. В России с такими «брендами» могут сравниться лишь Суздаль и Ростов (повторяю, веду речь именно о маленьких, компактных, исторических, с сохранившимися памятниками архитектуры и не загаженных новостройками).

Блеск и нищета жемчужины России
Самый мой удачный снимок на территории Кремля! По-моему, ни один другой Кремль не может похвалиться наличием внутреннего озера! Исключение - Смоленский Кремль, но он огромный, "город в городе". А здесь - компактный, классический старорусский Кремль с собственным озерком.
Возле парадного подъезда к Кремлю бесплатная стоянка.
Блеск и нищета жемчужины России

Ростов Великий как раз и явился для меня таким открытием, к которому я долго стремился и никак не получалось добраться. Наконец добрался. Просто сели на автомобиль с супругой и целенаправленно ухватили несколько городов северо-западного лепестка «Золотого кольца».

Ростов. Расстояние от Москвы — около 200 км, население города — около 30 тыс. человек. Типичный маленький городок. Но с учетом своей исторической значимости, а также главных туристических объектов — Кремля и Спасо-Яковлевского монастыря — этот городок становится вровень с раскрученными западными колоссами. Удивительно, но при относительной близости к столице я в те июньские солнечные дни не обнаружил избытка российских туристических автобусов. Наверное, в 2014 г. народ еще нахватывал впечатления и солнечный загар на сверхдоступных тогда курортах Турции и Египта (лёгкая ирония). Пока их вновь не вернули нам («Анталиянаш», «Шармнаш») — самое время обратить взоры вот в ту сторону, куда я показываю.

Блеск и нищета жемчужины России
Снимки с разных ракурсов дают представление колорита, разнообразие стилей. Но с некоторых ракурсов четко просматривается единый стиль куполов.

О главных ростовских объектах я уже оставил впечатления в виде альбома и отзыва здесь и здесь. А вот теперь хочу поделиться философскими наблюдениями и немного горестными мыслями на фоне непарадных объектов Великого Ростова.

Итак: Ростов — СУПЕР-МЕГА-красивый городок! Всем срочно паковать чемоданы и фотоаппаратуру и семьями мчаться сюда на встречу с великолепием, где каждый камушек дышит историей Великой России!

Величественные стены Кремля соседствуют с патриархальными одно-двухэтажными домиками, дополняющими друг друга, как будто попал на съемочную площадку исторического фильма.

Блеск и нищета жемчужины России

Рядом — огромное озеро со странным для России названием Неро! На память ассоциативно приходят известные западные одноименные программные продукты для записи на компакт-лиски, имена богов, нейроны… Я так и не выяснил, откуда произошло такое странное название. Что-то от викингов, наверное.

Здесь же, совсем рядом с кремлевскими стенами — и аккуратненькие свежераскрашенные, и старенькие совсем не парадные усадебки. Наиболее продвинутые ростовчане, пользуясь близостью и прямой видимостью стени куполов Кремля, организовали на своих участках культурно-досуговые мероприятия для родителей с детьми.

Это место — настойщий рай для художников, которые удобно устроились в теньке со своими мольбертами.

Блеск и нищета жемчужины России

Как я уже писал, Кремль и монастырь находятся в прекрасном отреставрированном состоянии. Как специально, как бы с приколом, по одной внешней стене у каждого объекта осталось непобеленной: то ли белил не хватило, то ли средств. А может быть, делаю поправку на свою недогадливость, умышленно для художников и съемочных групп оставили «как было».

Видимо, из тех же соображений не стали реставрировать еще несколько старинных и явно важных когда-то исторических сооружений:

Блеск и нищета жемчужины России

Город прельщает своим патриархальным колоритом, где соседствуют и старенькие (подновленные и даже приукрашенные) домики, и новодельные «пряничные»:

Блеск и нищета жемчужины России

Слезу умиления прошибает эклектичность, смешение глубокой старины, советского бравурного прошлого и нынешнего упаднического состояния российской глубинки.

Дедушка Ленин обещал нам великое будущее. Дело его продолжил Сталин (обратите внимание на флаг с этим персонажем на жилом доме)

Хрущев, Брежнев обещали нам коммунизм, каждой семье по отдельной квартире, а Горбачев-общечеловеческие ценности. В этих домах живут люди:

Блеск и нищета жемчужины России

Полагаю, все удобства у них во дворе. Там же, вероятно, зарыты и те самые общечеловеческие ценности.

Некоторой иронией на этом фоне выглядит частный музей песчаных скульптур

и прибившийся к этому музею «опесоченный» Жигуленок

Блеск и нищета жемчужины России

Ничего, кроме глубокой грусти и уныния не вызвала находящаяся в 50 метрах от роскошного Кремля Церковь Вознесения середины 16-го века

А уж такие, с позволения сказать, жилые дома в историческом сердце жемчужины России просто позорят нас, особенно в глазах иностранных туристов

Блеск и нищета жемчужины России

(обратите внимание на плакатик справа "Мы остались здесь!SOS!")

Честно говоря, ни в одном…. ни в одной… в общем, нигде… нет не стану продолжать.

Может быть, вместо восстановления чужой нам далекой Пальмиры, наши вожди обратят внимание вот на эту разруху и состояние старинных, еще пригодных для реставрации великих сооружений. А также жилых домов, в которых ютятся ростовчане. Хотя бы разрушенные и сгоревшие дома чем-то задрапировать, закрыть щитами… Позор ведь перед всем миром! И ведь это туристический центр. А что в нескольких километрах от него?

Вот такие невеселые мысли над туристом нависли…

Блеск и нищета жемчужины России

Но, тем не менее, если не грузить свой мозг печальными наблюдениями, Ростов он и есть Великий, прекрасный, великолепный и очень-очень родной. Истинно русский город, былинный и прянично-сказочный.

Торжественность и величие!

Блеск и нищета жемчужины России
Ну как, Вы еще не собрались в Ростов? Быстро собирайтесь и айда!