Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Сан-Педро-де-Атакама — Чили, Уюни — Боливия Январь 2008

Продолжая наше путешествие «Вокруг Южной Америки», мы уже оставили позади Бразилию, Аргентину и Чили. В последнем чилийском городке Сан-Педро-де-Атакама прошли акклиматизацию, совершив высокогорные экскурсии к гейзерам Татио и в Лунную долину. Мы полагали, что это хоть как-то поможет адаптироваться к более высоким местам горной Боливии.

Покинув Сан-Педро-де-Атакама, на пограничном боливийском пункте Сerro Juriques мы сменили наш комфортабельный автобус на «видавшие виды» четыре джипа и двинулись дальше в горы. Впереди у нас был целый день экстремальной высокогорной дороги на высотах 4,5 — 5,5 тысяч метров. Чего только в тот день не было! И цветные озера с фламинго, и заснеженные дороги, и купание в горячих источниках, и кипящие грязевые вулканы. Я уже не говорю о плохом самочувствии у некоторых из нас. Это было настоящее горное безумие

Проехав по таким дорогам более двухсот километров, уже затемно остановились в небольшой деревушке Мальку (Mallku) в «отеле» Villa Mar. Ночь, проведенная здесь, была самой кошмарной из всех «южноамериканских» — давали о себе знать и нехватка кислорода, и холодная ночь в неотапливаемых комнатах.

Утром, когда взошло солнце, все вокруг преобразилось — стало тепло и можно было, прогулявшись по поселку, понять — где мы очутились и провели минувшую ночь. Сам по себе он небольшой и приютился под длинным скальным обрывом. В переводе с языка Aymara, являющегося наряду с Кечуа и Испанским, официальным языком Боливии, его название Mallku означает «Сondor» — птицу из семейства американских грифов, распространённую в Андах и на тихоокеанском побережье Южной Америки.

Архитектура строений самая простая — четыре стены и односкатная крыша из железа или соломы. Двухэтажных зданий нет совсем.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Посреди села течет маленькая речушка и только по ее берегам есть хоть какая-то зеленая растительность.

Наш отель «Villa Mar» — не лучше других домов. В нем несколько комнат, рассчитанных на простецкий ночлег по 6–8 человек. Отопления нет, «удобства» — во дворе. Этот вид сервиса есть только в двух двухместных комнатах. В них же стоят и обогреватели. В эти номера мы поселили тех, кто хуже всего вчера себя чувствовал после длительного высогорного переезда.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Выйдя во двор, увидели, что там уже бегают дети. По-видимому, они тоже ждали нашего пробуждения, зная, что без подарков не останутся. Так оно и оказалось. Каждый из нас имел для этого случая какие-то презенты — шоколадки, карандаши и даже редкие здесь фрукты.

Их мамаши выглядели как женщины неопределенного возраста — какие-то низкорослые, безфигурные и полненькие, одетые в неизменные юбки, шали и шляпу-котелок. Эту же шаль они используют и для носки за спиной маленького ребенка.

Главной достопримечательностью поселка является хвостовая часть потерпевшего здесь аварию самолета Cessna Caravan, принадлежавшего ВВС Боливии. Эта катастрофа случилась 15 февраля 1992 года. Сам фюзеляж, военные, по-видимому, эвакуировали…

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Сегодня 5 января и мы уже третью неделю в пути. Позавтракав, едем дальше на Север — к маленькому городку Уюни. Там нас ждет основное чудо Боливии — самое большое в мире соляное озеро.

Наш дневной маршрут Мальку - Уюни - ок. 230 км.

Нам предстоит проехать около 230 километров на высотах близких к 3500 метров. По сравнению со вчерашним днем — это уже «детские игрушки». Выехав из поселка, через несколько километров наша колонна из четырех джипов Лэндкруизер сворачивает влево и подъезжает к интересному массиву из коричневато-желтого камня. За многие тысячелетия Природа сотворила из них удивительные образования.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Выйдя из машин, все разбрелись среди этих формаций, выискивая наиболее интересные ракурсы для своих фотографий. Фантазия Природы была безгранична и описывать эти ее изыски просто невозможно.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Водители наших джипов быстро залезли на один из скальных массивов и стал ясен масштаб этих карстовых выветриваний.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Если тихо подходить к этим скалам, то можно увидеть, что они не такие уж и безжизненные. Тут и там прыгали какие-то мелкие животные, среди которых удалось увидеть и маленьких вискача, чем-то похожих на наших кроликов.

Горная вискача (Lagidium viscacia)

Растительность в этом месте скудная и даже непонятно — чем они питаются.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Пробыв здесь около часа, выруливаем снова на грунтовую дорогу, ведущую на Север. Стало попадаться больше влажных участков, а порой приходилось преодолевать и серьезные водные преграды.

Проехав большую зеленую долину, на которой образовались многочисленные водоемы из тающих андских ледников, увидели немногочисленных фламинго и пасущихся на лугах мохнатых викуний.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Еще через десяток километров наш кортеж свернул с дороги влево к другому каменному массиву. Это была ещё одна, более известная, Долина Скал — Valle de las Rocas.

Маршрут пос. Мальку - скальные образования Горные фантазии - Долина скал - пос. Алота - ок. 60 км.
Маршрут пос. Мальку - скальные образования "Горные фантазии" - Долина скал - пос. Алота - ок. 60 км.
Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Здесь время, вода и ветер тоже изрядно потрудились за тысячи лет. Даже не обладая большой фантазией, в этих выветренных скалах можно угадать и лица людей, и морды животных, и какие-то фантастические существа…

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

У подножия многих каменных образований видны ярко-зеленые заросли низкорослых упругих растений. На них так и хотелось присесть или прилечь. Собственно, боливийцы так их и называют — растения-подушки. Их листья содержат смолу и местные жители используют этот вид кустарника в качестве хорошего топлива. Ну, а специалисты называют его — Ярета.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Прохаживаясь между этими эрозиями, на некоторые из них можно забраться и увидеть, что вдали находятся еще десятки таких же Valle de las Rocas. Их столько, что боливийцы называют эти образования просто — «Glaciar de Roca» — каменные ледопады.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Набегавшись вдоволь по этой долине, ехать к другим уже не хотелось, да и впереди у нас еще была неблизкая дорога — больше ста пятидесяти километров до Уюни.

И снова дорога идет по безжизненному высокогорью. Никаких поселков и признаков жизни. Мелькают причудливые скальные образования, колючая трава и маленькие полувысохшие озера с фламинго.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Наконец, впереди появились какие-то строения и, выехав на более приличную дорогу № 701, мы прибыли в поселок Алота. Здесь будет остановка на обед и воссоединение с нашими тремя друзьями, которые прибыли сюда, объехав другим путем наше вчерашнее безумное высокогорье.

Поселок Алота, по-видимому, типичен для горной Боливии — здесь одна — наверно, «на вырост» — широкая главная улица с низенькими домиками по ее сторонам. На то время, что мы в нем были, в поселке проживало около 600 человек.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

У домиков, выйдя на улицу с тазиками с водой и замоченными вещами, сидели женщины, стирая и полоская свое белье. Мужчин не было видно нигде.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Здесь есть и обязательная для всех приличных поселений церковь. Рядом с ней на ступенчатом постаменте стоит беседка, крытая соломой. По-видимому, здесь проходят и собрания жителей села.

Фантазии каменных эрозий высокогорной Боливии

Пообедав и размяв такой небольшой прогулкой свои кости, снова садимся в машины и направляемся уже по хорошим дорогам № 701 и после Сан-Кристобаля — RN5, в сторону Уюни.

Не доезжая километров трех до города, сворачиваем влево для осмотра еще одной достопримечательности Уюни (кроме соляного озера) — кладбища паровозов. Это место достойно отдельного рассказа, но если кратко — то такое количество похороненных здесь локомотивов связано с неудавшимся бизнесом по вывозу руды — месторождение быстро иссякло и железная дорога вместе с ее хозяйством стала невыгодной.

Кладбище паровозов под Уюни

Наверно, таких кладбищ по всей Земле немало, но здесь оно производит необычное и гнетущее впечатление. Какой-то сюр — мертвые паровозы, желтая пустыня, невдалеке белеет солончак Уюни и над всем этим пронзительно голубое небо…

Ну, вот! Как говорят испанцы: «Fin la ferra carretera» — «Конец железной дороги».

А назавтра нас ждет ещё одно приключение — путешествие по поверхности самого большого в мире соленого озера Уюни.

-----

Фотографии автора, Виктора Езловецкого и Петра Лыпко

Документальный фильм автора — «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с дорогой по высокогорной Боливии — с 50′35″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», этот фильм получил Первую премию за 2008 год.

P. S. Этот фильм не рассчитан на пару минут. Для его просмотра лучше всего взять еще и бутылочку хорошего чилийского вина Bino Bianko или Bino Tinto и тогда погружение в атмосферу Южной Америки будет более полным…

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия