Яхонтова Елена (elenarossi)
Елена Яхонтова Пользователь — была сегодня 0:32

Жаркие дни Вечного города (4 часть)

29 марта 8:22 Рим — Италия Сентябрь 2012
21 30

Начало здесь:

  1. http://www.tourister.ru/responses/id_14968
  2. http://www.tourister.ru/responses/id_15090
  3. http://www.tourister.ru/responses/id_15096

Утро следующего, третьего дня было солнечным и прозрачным. Карта «Roma pass» еще действовала, и мы собирались использовать ее для посещения Галереи Боргезе, как и задумывалось. Я очень желала побывать в этом музее, где представлены творения Кановы, Караваджо, Рафаэля, Бернини, Рубенса, Тициана, Веронезе, поэтому вновь поехали на метро и постарались отправиться туда самым ранним утром.

Я знала, что галерея находится на территории Виллы Боргезе, которая оказалась великолепным ландшафтным парком.

1

Мы шли по тенистой дорожке. Пели птицы, на скамейке аккордеонист играл гаммы — разыгрывался, и было в этом что-то родное, немного забытое, но почему-то так легко вспоминаемое.

Кто это писал? Кажется Гоголь… Рим — это город, в котором, как нам кажется, мы уже жили когда-то давно-давно…

Центром виллы была как раз галерея, попасть в которую, как писали некоторые любители искусства, было очень трудно — даже и не мечтайте! — Предостерег один из «отверженных».

Однако я мечтала и знала, что карта «Roma pass» дает возможность бесплатного и беспрепятственного посещения двух музеев на выбор, Галерея Боргезе в списке музеев как раз значилась.

Мне думалось, что так же как и в Колизее, следовало найти нужную кассу и взять свои билеты, однако очередь желающих произвести подобную процедуру, уже стояла у закрытых дверей, так что пришлось занять свое место и немного подождать приглашения.

Молодой итальянец, блестяще владеющий английским, никак не мог объяснить мне свои правила. Он спрашивал: на какой час я хочу приобрести билеты, предлагал варианты, а я доказывала, что хочу пройти в галерею прямо сейчас — зачем ждать!

Некоторое время мы пререкались, пока, наконец, я ни сдалась и получила бесплатный (уже оплаченный картой) билет на 13 часов.

Уже позднее я узнала особенности работы этого музея. Предварительная запись необходима, так как время посещения небольшими группами строго ограничено — 30 минут, но зато ты ходишь по достаточно свободным залам, у тебя есть возможность спокойно общаться с шедеврами искусства. Никто не мешает, не заслоняет, не отвлекает. Мне очень понравилась такая система, основанная на деликатности и уважении к самому процессу художественного общения.

А времени оказалось вполне достаточно не только для того, чтобы самой все увидеть, но и

провести экскурсию для мужа и примкнувшей к нам русской девушке из Новосибирска.

Однако до времени, обозначенном в билете, было еще около трех часов, так что мы решили посетить еще один музей, находящийся на Вилле Джулия — Музей этрусков.

Как оказалось, сегодня к музейному комплексу относится не только здание кардинала Сципиона Боргезе с галереей и окрестным парком, но и Национальная галерея современного искусства, а также Национальный этрусский музей.

Мы не спеша отправились искать музей, но спросить было не у кого. Итальянцы или проносились на велосипедах, или бежали ровно дыша. Наконец, я все же остановила одного задумчивого мужчину с вопросом, где находится Музей этрусков.

Вот музей — сказал синьор, махнув рукой в сторону Музея современного искусства.

Но это другой музей,- возразила я, — мне нужен Музей этрусков.

— Это тоже музей.- Был ответ.

1

Когда мы все же нашли Виллу «Джулия», и я собирались войти внутрь, рядом со мною притормозила черная машина с широко улыбающимся водителем.

Осведомившись, из какой мы страны и безмерно возрадовавшись, что мы русские, он объявил, что в честь этой своей любви желает сделать мне подарок — хорошую кожаную сумку. Он буквально сунул мне сумку в руки и, будто отвечая на мои протесты, согласился (словно я его об этом просила) взять от меня все же какую-нибудь совсем небольшую сумму, чтобы мне было приятнее.

Уже понимая в чем дело, я с наглой улыбкой назвала 10 евро, он безмерно огорчился и объяснил, что бензин очень дорогой, и только поэтому сумма должна быть больше! Только поэтому…

В результате нашего бестолкового диалога на моем слабом итальянском (в десять утра, на пустынной улице) я категорически засунула ему сумку обратно в руки и объявила, что мне не нужна сумка черного цвета.

При этом я посмотрела на него достаточно выразительно и победно открыла дверь в музей.

1

В помещениях и внутреннем дворике было пустынно, так что можно было познакомиться с уникальными экспонатами совершенно спокойно и без спешки.

8

Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia — располагается в бывшей загородной летней резиденции римского папства XVI века. Музей был основан в 1889 году. Здесь экспонируются уникальные античные находки из Умбрии, Этрурии, Лацио, относящиеся к этрусскому искусству.

Вполне очевидно, что без изучения корней, трудно понять историю италийской культуры, а древние этруски были вообще очень самобытны, хотя испытывали большое воздействие малоазийских областей Средиземноморья, а также карфагенян и греков.

Я знала, что этруски оказали большое влияние на формирование музыкального искусства Рима, ведь памятники их музыкальной культуры восходят еще к V  в. до н. э. и это мне было особенно интересно.

2

Обогащенные общением с древностями, мы вновь поспешили в галерею, которая на этот раз нас уже ожидала.

Галерея оказалась небольшой, но удельный вес каждого шедевра, как и предполагалось, был грандиозен.

Фотографировать в музеях Боргезе запрещено, да это было и кстати, ибо ничего не отвлекало от глубокого погружения в замысел и гениальное воплощение представленных художников.

«Снятие с креста», «Дама с единорогом» Рафаэля Санти, «Любовь земная и небесная» Тициана Вечеллио, «охота Дианы» Доменико Цампьери… у каждой из этих картин мы стояли затаив дыхание, однако мрамор Джованни Лоренцо Бернини кажется, вообще заставил нас «не дышать».

Невозможно забыть его «Похищение Прозерпины». Согласно мифу, царь Подземного мира похитил Прозерпину.

3

(Фото из Интернета)

Скульптор изваял из мрамора самый драматичный первый момент, когда могучий Плутон схватил девушку, а она пытается освободиться. Как можно было из мрамора изваять слезу Прозерпины, растянутую кожу на лице похитителя, в тот момент, когда девушка отталкивает его лицо рукой.

3

Мы ясно видим, как рука могучего атлета впивается в ногу Прозерпины, оставляя вмятины, и кажется, что когда он разожмет пальцы на нежном мраморном теле девушки останутся синие следы его безжалостного и грубого действия.

3

(фото из Интернета)

Мы вышли из музея и счастливые, и потрясенные. С новой знакомой Оксаной решили не расставаться и поехали на Испанскую площадь есть пиццу.

В тот день было еще много всякого приятного ничегонеделания: кофе и мороженое, покупка винограда и дынь на базарчике, заход в магазины и небольшие покупки, вечерняя уличная музыка. А еще бродяжничество по тихим и шумным улицам Рима, где время от времени попадались деревья с уже созревшими лимонами, которые в силу своего дикого происхождения должны были быть кислыми и несъедобными, но радовали глаз.

Первая половина дня была столь насыщенной, что нужно было просто раздышаться и приготовить себя к завтрашнему дню.

Четвертый римский день начался с посещения площади святого Петра и покупки билета, «Bus’n Boat» которая давала возможность беспрепятственно пользоваться и туристическим автобусом (48 часов) и корабликом (24 часа), курсирующим по Тибру. Тогда это удовольствие стоило 35 евро и было выгодным.

Мы сели на автобус, включили аудиогида на русском языке и «поплыли» на комфортабельном автобусе по Вечному городу. То, что именно поплыли, я оценила в другой день, когда на обычном рейсовом автобусе мы отправились на знакомство с катакомбами. Там мы так страшно тряслись по мощеной мостовой, что я не могла понять, как же римляне ездят на работу и по другим делам, причем может быть ежедневно.

Могу предложить вам фрагмент поездки на комфортабельном туристическом автобусе, который уже давно разместила на Туристире в разделе видео. Просьба не только смотреть, но и слушать!

По Риму на туристическом автобусе

После кофе, бокала хорошего вина, отдыха в гостинице, мы в тот же день освоили и кораблик, на котором прокатали не один, а целых два круга, хотя можно было кататься хоть весь день.

6

Выходить не хотелось. В салоне мы с мужем были практически одни, так как вся публика расположилась на верхней открытой палубе, а мы решили спокойно посидеть у открытых окон нижнего салона.

2

Было удивительное ощущение, что мы арендовали кораблик лично для себя.

1

Солнце по-прежнему нещадно палило землю, но рассыпалось искрами по зеленоватой густой воде своенравной реки, а свежий ветерок, залетающий в открытые окна, был несказанно приятен и нежен.

1

Об этом путешествии также есть и альбом, и видео.

1

Видео положено на музыку Верди и смотреть нужно только с музыкальным сопровождением, ведь я старалась создать не только фон, но заботилась о музыкальных совпадениях музыкальных фраз с видеорядом.

А для того, чтобы было понятнее, готова рассказать немного об этой музыке.

1

После провала двух первых опер, совпавших со смертью всей семьи композитора — жены и двух дочерей, Джузеппе Верди решил вообще оставить музыку. Это была глубокая личная драма и творческий кризис одновременно. Либреттист Солер не мог уговорить маэстро и однажды просто оставил ему 136 псалом Давида.

Этот великий псалом, стал для маэстро потрясением. Он написал музыку и с этого «хора рабов», как его называют в опере, началось новое возвращение композитора и к жизни, и к творчеству.

В опере «Набукко» рассказывается о разрушении Первого Храма и Иерусалима царем Навуходоносором, об изгнании евреев и о вавилонском пленении, но вместе с тем о надежде возвращения на любимую Родину.

В православной традиции, 136 псалом поют перед Великим Постом, он входит в службу.

В эпоху итальянского Рисорджименто — национального возрождения эти идеи любви к Родине и мечты о возвращении к желанным, но недосягаемым берегам, оказались очень созвучны. Плененный народ поет о красоте своей далекой любимой Родины.

В Италии, страдавшей под игом австрийцев, этот хор находил отклик в каждом сердце и даже в определенное время, претендовал на значение национального гимна.

Говорят, что некоторые слова хора звучали так актуально, что цензура заменила их на более лояльные, но итальянцы узнали о замене. На премьере, когда хор должен был спеть новый текст, вся публика встала и вдохновенно спела те слова, которые оказались запрещенными. Это были слова любви к родине, к родной земле…

Рим. Сбывшееся...

Это фрагмент моего фильма, снятого о великом и прекрасном Риме. Музыка Верди. Посмотрите и послушайте!

О, Италия! Она как великая актриса порою радует нас своим «неземным» belcanto, а потом в гримерке устало смывает грим, и оказывается простой, безыскусной, с массой вполне земных забот.

5

Теплым вечером мы пешком отправились в Трастевере, где грим смыт и можно отведать хорошую пиццу.

Это был отличный вечер! Описывать его можно тоже в размере полноценного отдельного рассказа, но «когда я ем, я глух и нем»…

Нет, мы не стали штурмовать знаковое заведение с огромной очередью туристов… Мы дошли до вокзала, вернулись, побродили по зеленым улочкам и зашли в какой-то пустой ресторанчик. Пожилой хозяин, с заметным чувством собственного достоинства, пониманием значимости своей миссии, прекрасно обслужил. При нас же, как водится, приготовил нашу пиццу и мы прекрасно посидели за трапезой и за бокалом красного вина.

Когда усталые мы пешком возвращались домой, то отметили замечательный факт: целеустремленные люди всех возрастов, попадавшиеся нам навстречу чаще всего произносили слово mangiare.

Мы понимали и улыбались…

Фотоальбомы к рассказу

Частные гиды
в Риме

Бронирование отелей
в Риме

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

FMarina
+1
29 марта 12:26
В галерею Боргезе мы попали только с третьего посещения Рима. Все пытаются запугивать "записью заранее" и эта очередь за билетами смущает тоже. Но если захочешь....а я очень хотела! Полчаса в очереди и мы взяли заветные билетики на 16 часов. Кстати, во время нашего посещения (август 2015) фотографировать было все разрешено и фотографий получилось много. У итальянцев немного странно с разрешением на фотографирование- во Флоренции также в галерее Уффици- в 2013- нельзя категорически, в 2014 фотографируйте на здоровье только без вспышки. А по мне - так конечно же хочется смотреть и чувствовать, фотографии теряют часть эмоционального восприятия.
elenarossi
29 марта 14:31
FMarina писала 29 марта 12:26
фотографии теряют часть эмоционального восприятия.

Это действительно вторая реальность. В жизни все иначе, но фотографии помогают вспомнить то что было. Все-таки главная память - сердца.
FMarina
0
29 марта 12:28
Жду вашего отдельного рассказа про Трастевере, и вечерних фотографий, мы там утречком прогулялись, слишком резкие тени на фотографиях
elenarossi
29 марта 14:32
Мы там были прекрасным вечером и... не фотографировали, а просто наслаждались жизнью)
Но продолжение будет и уже пишу, но это о другом. И как все уместить!!!
Chedty
+1
30 марта 5:49
"Про Рим" мне очень нравится. В вашем исполнении особенно.
elenarossi
+1
30 марта 9:42
Спасибо!!!
sonnenschein
+1
30 марта 11:27
Нас отговорили от поездки на кораблике, посмотрела Ваши фотографии и видео и жалею,что не прокатились.
elenarossi
+1
30 марта 12:08
sonnenschein писала 30 марта 11:27
Нас отговорили от поездки на кораблике,

Вот уж напрасно!
Такая милая, почти домашняя прогулка была. Где-то толпы туристов, а мы в одиночестве бегаем по салону. фотографируем в открытые окна и никому до нас нет дела!
Даже не хотелось уходить)
sonnenschein
30 марта 12:12
Шёл сильный дождь и мы хотели спрятаться от него на кораблике, заодно дать отдых ножкам. Гид сказал, что река очень низкая и это не Сена, красивых видов не будет.
elenarossi
+1
30 марта 12:24
У меня была возможность сравнить плавание по Сене и по Тибру. Гид была права, но...
Оказывается Тибр река коварная - сколько было наводнений! Поэтому набережная построена высокая. На верхней палубе было лучше видно, но мы прятались от солнца (в отличии от вас))) и все равно получили удовольствие.
А на Рим все равно смотришь немного "снизу вверх" - такой великий город.
sonnenschein
30 марта 12:28
elenarossi писала 30 марта 12:24
такой великий город
Leolik
30 марта 18:33
А я проходила мимо галереи Боргезе и думала зайти, не знала, что там такая система с определенным временем. Но пошла на виллу Медичи, а там оказалось закрыто. Так что никуда не попала!
elenarossi
30 марта 18:44
"В театр мы не попаали, билетов не достаали. Билетов не достааали, в театр мы не попаали" - это я пою

Сосредоточимся на хорошем) Леночка! Значит нужно снова брать билет в Рим!
spatefillum
30 марта 20:41
"Похищение Прозерпины"... Просто нет слов. Мне кажется, даже рука потянется, чтобы дотронуться и проверить, не живая ли )
elenarossi
+1
30 марта 20:52
spatefillum писала 30 марта 20:41
кажется, даже рука потянется, чтобы дотронуться и проверить, не живая ли )

Это потрясение...
Музей не очень большой, но каждое произведение - шедевр. Незабываемый.
vasilets
31 марта 18:16
Лена

Сколько интересного вы повидали... Мы не увидели и трети ваших римских открытий((( Даже не пойму, почему, наверно меньше времени там были
elenarossi
31 марта 18:33
vasilets писал 31 марта 18:16
Сколько интересного вы повидали...

Это верно - есть что вспомнить. В следующей пятой части уже другой Рим...
Но вообще такие города, как Рим неисчерпаемы. Мы не гонялись за "объемом знаний", может быть поэтому и получилось свободное плавание, в котором всегда больше впитывается.
vibas
21 апреля 19:10
Рим — это город, в котором, как нам кажется, мы уже жили когда-то давно-давно…
Очень точно сказал! Действительно, есть такое чувство!
История с черной сумкой - ложка дегтя...
Зато "похищение Прозерпины" - бочка меда!
elenarossi
21 апреля 19:15
vibas писал 21 апреля 19:10
История с черной сумкой - ложка дегтя...

Да смешно...
Я как-то вечером увидела, как в машине ругалась пара. Мужчина был так эмоционален (просто Марчелло Мастрояни). он тряс какой-то бумагой перед носом молчаливой женщины. Видимо она потратила много денег...
Я не могла оторваться. Смотрела как фильм.
Такие эпизоды жизнь делают "вкуснее")
ala
23 апреля 11:33
Как приятно узнавать места, да не где-то, а в Риме! Еду с вами на автобусе и вспоминаю, это - замок Марчелло, а это - императорские форумы, а здесь оказались, потому что повернули направо...Как же давно я не была в Риме...Спасибо за воспоминание. Кстати, в парке Боргезе вы вспомнили Гоголя, а памятник ему видели? Там, в этом же парке. Вот в галерею мы не попали, но с удовольствием посетили нац. галерею современного искусства. Эх, надо бы еще наведаться в Рим (и в Париж, и в Венецию, и в Прагу, и...) Нет, ну в Рим-то точно, неисчерпаемый ведь город!
elenarossi
23 апреля 14:26
Ах, Алла, хочется процитировать весь комментарий и со всем согласиться
А катались. надеюсь с музыкой? Только со звуком надо - иначе пустое...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.