Елена Яхонтова Пользователь — была вчера 20:50

Под небом вечного города (2 часть)

24 марта 21:42 Рим — Италия Сентябрь 2012

(2) Начало здесь:

Все-таки хорошо жить в самом сердце столицы, когда от Ватикана до гостиницы всего лишь минут пять-семь. Можно забежать «домой», принять душ, переодеться и с новыми силами отправиться в новое счастливое плавание по улицам вечного города.

Не беру на себя никаких обязательств: изучать, запоминать, сверять с путеводителями…

Все это было дома, до поездки, а теперь — прочь!

Конечно же, иду и снимаю на видеокамеру, а потом уже дома слышу надоедливый, даже въедливый, хотя и милый по тембру, девичий голосок, невольный звуковой фон моего видеоряда: imparare!

На следующий день и совсем в другом месте, вновь слышу из вечно сопровождающей меня толпы туристов, уже мальчишеский звонкий: imparare!

Словно все вокруг меня только и делают, что изучают, усваивают, узнают.

Конечно, я беру фотоаппарат и кинокамеру, но не желаю дотошно фиксировать, дабы потом легче было вспоминать. Все равно это будет вторая реальность. Только открытое сердце и свобода!

От гостиницы до Замка Святого Ангела, совсем недалеко, поэтому пройти пешком одно удовольствие.

Иду, дышу свежим ветром. Нет, это не наш петербуржский ветер. Этот, словно на венецианском карнавале принарядился в чужой костюм — думает — не узнают, да куда там! Совсем другие прикосновения, он обнимает, но не пронизывает до костей. Принакрывает, хотя объятия не жаркие, даже не теплые, но, что делать, видимо и ветер немного поостыл без солнца — я его понимаю, сочувствую, и он в благодарность предлагает мне дружбу.

Вон там вдали мерзнет, дрожит девушка в костюме ангела. Жаль немножко, она тут целый день на пьедестале… А мне тепло и легко, потому что мы подружились с римским ветром.

В кассе «Castel Sant’Angelo» покупаем не разовый билет, а карту roma-pass, которая дает право на бесплатное посещение двух музеев и безлимитный проезд в транспорте на три дня. Карта начинает действовать с момента первой активации, будь то транспорт или музей.

Кто-то в Интернете огорчается, что экономии никакой — может быть и так, но, во-первых: как часто пользоваться транспортом, а во-вторых, у меня есть мечта посетить галерею Боргезе. В «Паутине» прочитала, что это очень непросто — очереди огромные, а карта, кажется, дает возможность встать в другую, более «привилегированную» массу страждущих. Но, как известная героиня Скарлетт — «подумаю об этом завтра»…

Заходим в древний замок — время карты roma-pass пошло.

Пересмотрев фотографии, которые у меня остались от того воспоминания о «второй половине первого дня» в Риме, поняла, что главным героем моего дальнейшего рассказа все же должно быть…Да! Это НЕБО.

И на самом деле, здорово, когда сама природа так благосклонна, что расставляет декорации, наиболее соответствующие содержанию, замок-то совсем не ласковый… Древние камни многое помнят! Еще в 135 году император Адриан начал строить эту крепость как мавзолей для себя и своей семьи, но завершалось строительство уже преемником, в 139 году.

Предание гласит, что в 590 году, во время эпидемии чумы, папе Григорию Великому было видение Архангела Михаила, который якобы вложил меч в ножны, что было знаком окончания бедствия, отсюда и пошло название замка Святого Ангела.

В средние века замок был соединён с Ватиканом укрепленным коридором и постепенно превратился в неприступную крепость. Когда войска императора Карла V, в 1527 году вторглись в Рим, Папа Климент VII веке, укрылся в этом осаждённом замке.

В крепости находилась одна из самых страшных тюрем, где суд над узниками долгое время вершила Инквизиция. Не случайно замок часто называли печальным замком. Здесь пытали узников, и здесь они умирали в муках перед не всегда справедливым, жестоким судом.

Но мне не хочется перелистывать трагические страницы, уж слишком нежен свежий ветер, прекрасен вид на город и на мост Святого Ангела, с террасы у подножия Святого Архангела Михаила!

Во мне звучит музыка, и звучат совсем другие истории…

Именно отсюда сбежал выдающийся герой эпохи Возрождения — художник, крупнейший скульптор, ювелир, блестящий писатель и в то же время великий авантюрист Бенвенуто Челлини (1500–1571) В многовековой истории замка это был единственный случай!

Я стою на террасе и словно слышу прекрасную музыку Гектора Берлиоза, который увлекшись почти детективной биографией художника, написал в 1838 году свою первую оперу, которая так и называлась «Бенвенуто Челлини». Как жаль, что это выдающееся творение французского композитора сегодня редко ставят театры!

Но вот музыку французского романтика сменяет итальянская — Великий Джакомо Пуччини с его оперой «Тоска». Третье действие происходит как раз в этом замке Святого Ангела, куда заключен герой повествования художник Каварадосси.

Здесь перед казнью, он пишет последнее письмо своей любимой, здесь звучит его знаменитая ария…

Звезды светили… Благоухала ночь…Дверь тихо отворилась и вошла она. О! Боль воспоминаний!

Как легкий дым, все исчезло… Мой час настал и вот я умираю, но никогда еще я так не жаждал жизни!

Сколько великих теноров исполняли эту бессмертную арию! А я помню, как слушала ее на пластинке в исполнении Беньямино Джильи.

Вспоминаю…

Кажется, май. Мы с моей подругой Лилей готовимся к экзаменам в музыкальном училище. Прошел слух, что в Универмаге появились пластинки: опера «Паяцы» в исполнении труппы Ла Скала, где партию Канио исполняет Беньямино Джильи, а еще концерт этого же знаменитого певца, преемника самого Энрико Карузо.

Мы честно отрабатываем положенные два часа — диктуем друг другу музыкальные диктанты, а потом срываемся и бежим по улицам — лишь бы успеть!

Покупаю последнюю пластинку, и мы вновь, уже совершенно счастливые, бежим обратно, чтобы на новеньком, похожем на чемоданчик проигрывателе (кажется «Юбилейный») прослушать, вкусить, впитать!

За окном теплый ветер трогает шумливые ветки, распустившихся весенних тополей, солнце, отблесками скользит по шелковой занавеске, а мы, сосредоточившись только на музыке, совершенно забываем друг о друге — только музыка и ария Каварадосси!

Злодей Скарпья обещает Тоске за ее взаимность, пощадить Каварадосси: расстрел будет не настоящий, ружья будут заряжены холостыми патронами.

Не в этом ли дворе произошел тот расстрел! Не с этого ли места наблюдала за инсценировкой Тоска.

Ее Марьо сражен и она довольна тем, как натурально он сыграл эту сцену, но подбегая к любимому понимает, что Скарпья обманул ее и патроны были настоящие. Тоска бросается вниз с террасы…

Сколько легенд, преданий, вымыслов, над которыми «обливаются слезами» все новые и новые поколения влюбленных! Но сколько истинных тайн, страданий, страстей, великих порывов душ человеческих видели эти старые камни.

Мне казалось, что Италия должна петь своими уличными музыкантами, должна непрерывно звучать, ведь столько великой музыки рождалось здесь! Но нет!

На массовой тропе лишь наипростейшие звуковые фоны. Зато часто и красиво звонят колокола. Пожалуй, колокола — это главная повседневная уличная музыка Рима, но для того, чтобы ее услышать нужно скрыться в какой-нибудь тихой улочке, потому что шумная толпа перекрывает музыку неба, музыку ветра, музыку вечного камня…

Но что делать! Идем на Пьяцца Навона, чтобы вновь встретиться с шумной толпой туристов.

Вечно бурлящая площадь с фонтанами, незатейливыми развлечениями, которые предлагают всеядным гостям вечного города местные и не совсем местные жители.

Очевидно, это место всегда было таким — шумным, многолюдным, ведь пьяцца возникла на месте стадиона Домициана, а с XV века здесь был городской рынок.

Любуемся фонтанами Треви, дель Моро.

Заходим в церковь Святой Агнессы, где идет служба. Здесь тишина души. Отдыхаем.

Как это здорово — просто бродить по Риму, когда ты свободен от обязательств и подчиняешься только скромному желанию соприкосновенья с великим, древним, желанию прислушаться к дыханию веков и даже тысячелетий…

Одним из таких скромных желаний первого вечера является посещение Пантеона на площади Ротонда (Piazza della Rotonda).

Мне интересно видеть Пантеон — великое архитектурное и инженерное сооружение Античности.

Памятник центрическо-купольной архитектуры (полусферический купол диаметром более 43х метров, был построен в 126 году н. э. при императоре Адриане. Вес купола 5000 тонн!

Как известно, вначале это был пантеон воздвигнутый в честь языческих богов, позднее в 609 м году, был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires).

Как известно в Пантеоне покоятся выдающиеся люди Италии. С благоговением постояла у места погребения гениального Рафаэля…

Он сам завещал похоронить его в Пантеоне. Место погребения отмечено латинской эпитафией: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая родительница природа, боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть».

Я знала, что особенностью Пантеона является отверстие в куполе — «Око Пантеона». В полдень через него проникает световой столб такой силы, что он «не растекается», но гигантским, почти осязаемым лучом стоит между земным и небесным. Находясь под куполом Пантеона можно ощутить себя в центре Вселенной. Может быть…

Но мы пришли в Пантеон уже вечером. Быстро темнело. Первый день таял, как сладкое мороженое.

Кстати перечитывая свои краткие дневниковые наброски, с улыбкой заметила повторяющийся рефрен: «потом ели мороженое». Да и как можно в Риме обойтись без gelato! Не стал исключением и самый первый день в Риме.

Южная ночь накрыла город неожиданно, нежно и властно. Захотелось в гостиницу, чтобы просто растянуться на постели и дать отдых потрудившимся ногам.

Сели в автобус, добрались до уже знакомой площади св. Петра и через несколько минут были дома.

Включать свет не хотелось, через открытое окно доносились звуки уличного аккордеониста, исполняющего популярные неаполитанские, знакомые с детства песни.

Любопытство побороло усталость и я, встав с кровати, подошла к окну, выглянула в теплый вечер. Музыкант ходил между столиками, расставленными на улице, прямо напротив гостиницы. Итальянцы общались за привычной пиццей и бокалом вина, было легко и непринужденно. Мои глаза слипались от приятной истомы. Грядущее завтра обещало встречу с громадой Колизея. Первый день в Риме засыпал усталый и счастливый при тусклом свете каких-то не очень современных и оттого необыкновенно уютных уличных фонарей, почему-то напоминавших далекое-далекое детство.

в Риме

У всех свой Рим. И всегда он разный... Жалко, что он не бывает без туристических толп, хотела бы я увидеть пустынные улицы, это был бы еще один Рим, самый необычный.
хотела бы я увидеть пустынные улицы, это был бы еще один Рим, самый необычный.

Может быть, но после привычного, такой Рим стал бы пугающим...
Я помню замечательный фильм об Анне Маньяни, как она выходя на террасу скучала о своем уже потерянном навсегда Риме. Города меняются, как и люди. Мы стараемся удержать память в артефактах, а душа города - это же тоже реальность и она меняется...
elenarossi писала 25 марта 10:05
но после привычного, такой Рим стал бы пугающим...
Вот с этим я совершенно согласен! Города это не только камни. Даже такие гениальные, как в Риме. Город, это и городской шум, и толпы людей.
onegina17 писала 25 марта 8:51
хотела бы я увидеть пустынные улицы,
А я видела! И мне повезло. Зато потом, когда уже не повезло, контраст был разительным!
Как это здорово — просто бродить по Риму, когда ты свободен от обязательств!!!-что еще нужно для счастья??))
Jura_Lepesa писал 25 марта 9:06
что еще нужно для счастья?

Как начинаешься задумываться на эту тему, так и набирается, набирается список желаемого (для счастья)
А иногда, вдруг, понимаешь, что кусок хлеба, немного чистой воды, свободное дыхание - счастье!
Juliette17
Елена, под впечатлением от Вашего рассказа переслушала арию Каварадосси. Теперь у меня с замком Святого Ангела кроме "Асканио" Дюма будет еще одна ассоциация!
Это славно! Ассоциации обогащают наше восприятие, делают его многомерным, многоцветным.
Таки опера получилась. Которую нужно слушать, не задумываясь... Рим на главной сцене...
Dimitry писал 25 марта 10:46
Рим на главной сцене...

А и верно!
Воспоминания близкие и далекие, музыка и Рим... Здорово!
spatefillum писала 25 марта 13:09
музыка и Рим.

Музыка звучала во мне, а внешняя музыка было в основном колокольной. Это создавало особое очарование, но и определенную строгость Рима, сердцем которого все же был Ватикан.
Вот в свой первый Рим мы с дочкой именно эти и занимались. Просто бродили, просто ели мороженое и пили кофе. И было классно.
А мороженое в этот раз мне там не понравилось. Я купила 2 шарика и только попробовав, выбросила в помойку!
Вот я смотрю про Ваш Рим, Лена, и опять туда хочу. Вспоминаю свой прошлого месяца и не хочу совсем. В чем феномен? Даже и не могу понять!
Leolik писала 25 марта 13:58
купила 2 шарика и только попробовав, выбросила в помойку!

Ай, как расточительно))) Я выбросила в Барселоне... Оочень было вкусно, но оочень много, поэтому поняв, что если я это съем, то заболею уже в начале пути, пришлось принести эту жертву) Помню с грустью
А мороженое итальянское вкусное, но уже доступное во всех уголках земли. У нас в Питере "итальянское" мороженое не хуже итальянского. Подарили свои рецепту всему миру итальянцы...
Leolik писала 25 марта 13:58
В чем феномен?

Не знаю... буду дальше писать)))))
Лена как проникновенно! Влюбленно и свободно по улицам Рима из гостиницы в самом центре гулять без обязательств и спешки! Очень интересно сквозь призму итальянских опер вновь узнавать историю замка св. Ангела!
Влюбленно и свободно по улицам Рима

Так и было!
счастливая!!! ... а вот сколько раз была в риме и все между делами, всё кругом-бегом 15 тут, 10 мин там... Хоть и много перевидала, но удовлетворения нет, потому что очень хочется именно без оглядки на часы гулять куда хочу и без фотокамеры и без телефона - в своё удовольствие!
Margaritka писала 25 марта 15:51

Наверное только тогда душа города и приоткрывается...
Знаешь, лена, я стала это активно в Калифорнии практиковать и так интересно народ открывается... Камера, всё таки, напрягает людей, как бы они ни позировали и не гворили обратного! А вот без всего столько интресного для себя открыла1
В Вашем изложении, Елена, мне Рим нравится! Может мне музыки не хватило?
Может мне музыки не хватило?

А, знаешь, Анечка! Я ведь на Туристер попала благодаря Риму. Нашла в ин-те материал - дифирамб в честь Рима, да так хорошо написано! Просто влюбилась в автора и пришла на его родину - на Туристер, вслед за ним. Но кто он? Я так и не идентифицировала... Жаль, конечно!
Давно я там была, в стандартном туре, который не оставлял времени на свободные перемещения. Потом хотелось чего-то нового, осваивание мира только начиналось. А теперь уже и не знаю, хочется много еще чего, но дойдет ли ход? Доходы уже не те, а цена вопроса не радует.
Anna_08 писала 25 марта 15:41
цена вопроса не радует.
usman56
А мы как всегда, где нибудь да выделимся, попали в Пантеон на день города Рима – 21 апреля когда луч из окулюса в полдень (один раз в год) освещает вход в храм. Но лениво было ждать целый час! так что ворота не в свете главного нашего софита!
Романтично написано!
usman56
Потом выяснилось, что народ ради этого специально приезжает!
Михаил! Un grande ringraziamento!
Molto grazia!!!+!)
usman56
Елена, да буквально нет за что! Это Вам спасибо, ...".Усё былое в отжившем сердце ожило!"
usman56 писал 25 марта 19:27
в оТжившем сердце ожило

Ну вы скажете! Богат русский язык для игр со словом!
Vlad_TA
Подобный световой столб бывает еще и в Церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Только потоньше.
Vlad_TA
Какой прекрасный рассказ! Просто погружает в атмосферу Рима. Так понравился Рим без "imparare"... просто город, просто погружение в атмосферу. А еще, благодаря Вам сейчас прослушал арию Каварадоси. Спасибо!
Vlad_TA писал 25 марта 18:48
Так понравился Рим без "imparare"..

Уже написала продолжение))) Еще столько всего было...
Как красиво сплетена римская история и музыка
Да, Италия - это всегда музыка!
Nina_nina
Ах, какой Ваш Рим музыкальный, романтичный, душевный Мой Рим оказался другим - просто красивым интересным городом, И не музыка, а Дэн Браун сподвигнул меня приехать в этот город.
Но сейчас вместе с Вами вспомнила "Паяцы".... слушала прошлым летом в "Санктъ-Петербургъ Опера" с огромным удовольствием. Сам театр и исполнение очень понравилось.
Nina_nina писала 25 марта 22:03
Рим музыкальный, романтичный, душевный

Спасибо городу, что открыл для меня именно эти стороны своей души)
Елена, очень поэтичный рассказ о Риме! А я никак не могу написать рассказ о Риме- так много внутри меня эмоций от него и так много уже написано другими, а вы нашли свои слова, свои ощущения, так здорово!
FMarina писала 25 марта 22:51
я никак не могу написать рассказ о Риме

Я тоже долго не могла собраться, о чем покаялась в первом рассказе - этот рассказ - продолжение и будет еще два... Не умещается в одно повествование)
Прекрасный рассказ.
Люди думают, что Рим "вечный город" потому что он старый, а он собственно не старый. Я думаю, что он вечный потому что еще много веков люди будут им восхищаться.
Chedty писал 26 марта 1:51
он вечный потому что еще много веков люди будут им восхищаться.

Как это верно!
Твой Рим, он как будто соткан из твоих же воспоминаний!!
-как же я так хочу, Лена!!!
Я долго не решалась писать про Рим - необъятно по ощущениям. Но вот решилась и теперь сразу несколько рассказов есть и еще будет. Мне было бы приятно, если бы ты их прочитала)
Приятно, когда тебя понимают.
elenarossi писала 26 марта 14:56
Я долго не решалась писать про Рим - необъятно по ощущениям.
-я тебя понимаю, Лена!! Но теперь пиши-не останавливается,
Мне было бы приятно, если бы ты их прочитала)
-я буду читать обязательно, потому как Рим у меня будет!!!Надеюсь, что скоро!!
Сейчас только поняла, что я была в Риме именно в сентябре 2012 года, только в конце!!!
NataliaC писала 26 марта 14:59
Сейчас только поняла, что я была в Риме именно в сентябре 2012 года,

Здорово!!!
Да и там было даже жарко!!
Ах, эти свинцовые тучи? Что они делают с гениальными городами?!? Для меня Флоренция в обрамлении такого же сумрачного неба породила
желание прислушаться к дыханию веков и даже тысячелетий…
Правда похожи, Лена?
Современный зритель сказал бы: "супер", "класс", а мне в этом случае хочется просто помолчать...
1 апреля 21:22
Фонтаны Рима очень красивы их много и они все разные.Я даже сделал отдельный альбом о фонтанах, хотя мы не увидели некоторые. Многие были закрыты на ремонт.А вот посмотреть на Рим нам удалось с разных холмов и отовсюду Рим был разный. Спасибо за воспоминания,Лена
1 апреля 21:27
sovikont писала 1 апреля 21:22
Спасибо за воспоминания

И славно, что у каждого свой Рим, и вспоминаем мы "свой".
Так и должно быть!
1 апреля 21:32
Думаю все зависит от многих обстоятельств,Лена.Честно я в Рим вовсе не собиралась...Это не мой город,но февраль подарил и поездку в этот удивительный город и действительно незабываемые дни с чудесный погодой.Рим порадовал,подарил массу впечатлений и есть желание туда вернуться.
1 апреля 21:49
sovikont писала 1 апреля 21:32
есть желание туда вернуться.