Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:11

Сан-Педро-де-Атакама — Чили Январь 2008

Продолжая наше путешествие «Вокруг Южной Америки», мы оставили позади Бразилию с Аргентиной и, посетив известный чилийский национальный горный парк Торрес дель Пайн, перелетели на север страны в город Антофагаста, откуда выехали через пустыню Атакама к границе с Боливией. В небольшом городке Сан-Педро-де-Атакама сделали акклиматизацию, проведя там две ночи и совершив экскурсии к гейзерам Татио и в Лунную долину.

Здесь наше комфортное передвижение на автобусах и самолетах заканчивается и дальше по высокогорной Боливии мы будем около 500 км передвигаться на джипах, которые оставим только в Уюни.

Пограничные формальности в Чили совершили на выезде из Сан-Педро-де-Атакама и километров через сорок «ничейной земли» прибыли на боливийскую заставу Сerro Juriques, которая находилась на горном перевале у подножия одноименного вулкана Хурикес.

Горное безумие в Боливии

Здесь не видно никаких шлагбаумов и пограничников в форме. Лишь несколько боливийцев в куртках и вязаных шапочках встречали нас у небольшой хибарки, служившей пограничным пунктом. Неподалеку стоял старый и ржавый автобус, который использовали в качестве «баньос натурале» — туалета.

Чуть поодаль нас уже ждали четыре джипа, которые будут нашими домами на колесах следующие несколько дней. Чувствуется высота - ее показатель на погранзаставе более 4000 м. А глядя на вулкан Хурикес (5704 метра), кажется, что он находится совсем рядом - даже хочется на него сбегать. Но при резких движениях не хватает воздуха и иногда возникало ощущение, что вот-вот выскочит сердце.

Горное безумие в Боливии

Еще вчера, трое из нашей группы, реально оценив свои силы при высокогорной экскурсии в долину Татио, отказались ехать этой высокогорной дорогой и были отправлены в обход предстоящих высот другим путем. Мы встретимся с ними только через пару дней на дороге № 701 в поселке Алота (Alota).

К дальней высокогорной дороге все готовы ...

Перегрузка и упаковка багажа на джипы закончена и можно начинать путь в неизведанную дальнюю и тяжелую дорогу.

Горное безумие в Боливии

Сегодня нам предстоит проехать около двухсот километров по горным дорогам на высотах около 4–5 тысяч метров до поселка Mallсu. На этом пути мы минуем высокогорные озера Blanko, Colorado, искупаемся в горячем источнике и заглянем в долину гейзеров Camino Sol de la Manana.

Вид со спутника на нашу высокогорную дорогу первого дня пути. Если присмотреться, в этом национальном парке очень много высокогорных озер, по которым можно совершать отдельные экскурсии ...
Горное безумие в Боливии

Проехав пару километров от границы, увидели вдали слева небольшие розовые пятна. Это оказались фламинго. Они совершенно нас не боялись и, медленно переступая, ходили, выискивая себе корм, по мелководью соленого озера Laguna Blanco. Это озеро длиной 5,6 км и шириной 3,5 км, находится на высоте 4350 м. Характерный белый цвет воды, давший ему название, вызван высокой концентрацией бура (пироборнокислого натрия).

Laguna Blanca (Белая лагуна)
Горное безумие в Боливии

За небольшим перешейком была вторая лагуна с более зеленой водой — Laguna Verde (Зеленая лагуна), но туда нам было не по пути. А уже за этими водоемами были хорошо видны два вулкана — Ликанкабур и Хурикес и слегка заснеженные горы. Мы находимся в национальном парке Eduardo Avaroa National Reserve. Это — высокогорная Боливия.

Зеленый цвет воды этой лагуны обусловлен находящимися в ней отложениями минералов, богатых медью. Здесь фламинго мало. Наверно, не сезон. А может перелетели на соседние водоемы, где побольше планктона.

Лагуна Верде и Лагуна Бланка с вершины вулкана Ликанкабур. Из интернета

Полюбовавшись розовыми птицами, наша колонна из четырех джипов двинулась дальше. Шла длинная и долгая грунтовая дорога по плато на высотах около 5 тысяч метров. Ланшафты прямо демонические — в стиле Сальваторе Дали: серо-желтая пустыня с камнями невероятных форм и вдали — кофейного цвета дымящиеся вулканы. Некоторые пейзажи кажутся узнаваемыми на его картинах. Но мерная дорога укачивала и клонила в сон. Останавливать машину для каждого кадра не хотелось.

Горное безумие в Боливии

Прислушавшись к советам водителя нашего джипа, еще в начале пути я начал употреблять листья коки. Это надо было делать постоянно — жевать и перекатывать во рту шарик из пережеванных листьев. И затем заменять на новую порцию. Правда, выглядишь как хомяк, но результат потрясающий — налицо были бодрость духа и тела. Хочется бегать и бегалось. Ясные ум и голова. О проблемах высоты забывалось. Правда, и ночью долго не спалось.

Те, кто побоялись это делать из боязни стать наркоманом, к вечеру об этом пожалели. И на следующий день, глядя на бодрое самочувствие употреблявших ее, они тоже приобщились. Во всех отелях Боливии на рецепции был чай, настоянный на листьях коки. Пакетик листьев можно было занедорого купить в стране повсюду.

Употребляли эти листочки почти все боливийцы, кроме, может быть, небольшой прослойки интеллигенции. И для них кока также обычна как для американцев жвачка, или как для некоторых русских — семечки. За наркотик его здесь не считают, но в Европу вывозить не рекомендуется — могут быть проблемы.

Горное безумие в Боливии

Преодолевая один перевал за другим, дорога поднималась все выше и выше и вскоре стала заснеженной. Мы вышли на Альтиплано — второе по величине горное плато после Тибета. Не зря Боливию иногда называют Тибетом Америки.

После каждого перевала далеко на горизонте открывался новый, а за ним другой. Казалось, этой дороге никогда не будет конца. Пыль, грязь, дождь, снег. И все в один день. Очень экстремально. Те, кто не отключились от «горняшки», никогда не забудут эти красоты.

Ну, вот и снег ... Неужели дальше пойдут и сугробы?

Часа через три такой монотонной и неспешной езды впереди появилось большое озеро с розовыми пятнами вдали. Это была Laguna Colorado — мелководное озеро длиной около 10 км с уже тысячами фламинго. Специалисты различают среди них три вида — фламинго Джемса, чилийского и андского. Розовая вода, розовые фламинго. Коричевые горы и холод…

Горное безумие в Боливии

Здесь высота 4280 метров над уровнем моря. Тех, кто смог преодолеть «горняшку», выйти из машин и спуститься к берегу, было немного. Большинство предпочли наблюдать фламинго издали или совсем спали. Было удивительно, как в таком холоде живут эти грациозные и нежные на вид птицы. Ведь температура воздуха в этих местах может опускаться ниже — 20°C.

Ученые полагают, что красно-бурый цвет воды этого озера обусловлен осадочными породами, а также пигментацией некоторых произрастающих там водорослей. Также в озере можно обнаружить и островки из буры. Годом ранее (в 2007 г.) эта лагуна была даже выдвинута на соискание места в выборе новых семи чудес природы, однако по числу голосов в финал не попала…

Горное безумие в Боливии

Вскоре показался «эстасьон» — небольшое здание с радиостанцией, заправкой, кафе и туалетами. Сделав остановку, мы там пообедали, а наиболее смелые искупались даже в горячем натуральном бассейне, который был прямо у дороги.

Горное безумие в Боливии
Из горячей ванны не хочется и вылезать ...

Говорят, что для тех, кто страдает артритом или ревматизмом, такая ванна полезна. Но кто же из таких больных, находясь в здравом уме, сюда доберется? Температура воды вполне приятна для купания, но на такой высоте воздух довольно холодный, поэтому многие предпочитают только наблюдать за смельчаками.

Карта первой части пути первого дня высокогорной дороги по Боливии

Отъехав от эстасьона, свернули вправо и подъехали прямо к дымящимся и кипящим кратерам, из которых вырывались струйки пара. Чувствовалось, что в этом месте бурлящие серные водоемы, фумаролы и гейзеры излучают серный газ, да еще и с неприятным запахом тухлых яиц. Иногда гейзеры поднимали горячий пар в воздух на десятки метров.

Горное безумие в Боливии

Мы попали на территорию геотермальной зоны Соль-де-ла-Манья́на (Solar de Manaña), которая занимает площадь около 10 км² и расположена на высоте около 4900 метров. Она характеризуется интенсивной вулканической активностью с серными полями, озёрами и бассейнами с кипящей грязью.

Но, наверно, также как и в чилийскую долину гейзеров Татио, сюда следовало бы приехать тоже рано утром — тогда, наверно, зрелище было бы другим и более мощным…

Горное безумие в Боливии

Изрядно надышавшись сероводородом и чуть не провалившись в одну из дыр, пробыли здесь недолго и взяли курс на место нашего ночлега — небольшую деревушку Мальку (Mallcu). До нее еще около 50 км такой же горной дороги.

По какой дороге ехать дальше?

В одном месте, при подъеме на перевал, дорогу размыло и наши джипы с трудом преодолели этот участок, поочередно вытаскивая наверх друг друга.

Горное безумие в Боливии

Постепенно дорога стала снижаться и мы выехали в какую-то зеленую долину, на которой паслись десятки альпак с красными ушами. Эти долины на высотах от 3,5 до 5 тысяч метров как раз и являются их любимыми местами обитания в Андах. По свидетельству специалистов, мех альпак очень стойкий, не имеет жира и поэтому изделия из него долго не загрязняются. Считается, что ни одна другая шерсть в мире не сравнится с шерстью альпак, особенно с шерстью детёнышей альпак. Она в семь раз теплее, чем шерсть овцы, практически водонепроницаема и не вызывает аллергии.

Наконец, «намотав» около двухсот километров, измученные и усталые, уже в темноте прибыли в забытую Богом деревушку Мальку, расположившуюся под грядой скал на высоте 3600 метров. И только утром удалось детально рассмотреть куда же мы попали и где нам пришлось провести ту ночь.

Маленькую деревушку Мальку не сразу и найдешь на горных просторах Боливии. Фото из интернета

Устроились мы в «отеле» с громким названием Villa Mar, в котором были только два двухместных и обогреваемых электрокалориферами "люкса". Их мы отдали тем, кто хуже всего себя чувствовал после этой безумной дороги. Остальные члены группы разместились в двух шести- и восьмиместных номерах с плохо закрывавшимися дверями. Это была наша самая высокогорная и самая некомфортабельная и холодная ночевка. Ночью на улице было около 0 градусов.

Вот здесь-то и пригодилась вся припасенная нами теплая одежда и спальные мешки! Для многих эта ночь, наверно, была самой кошмарной в жизни — приходилось часто просыпаться от нехватки кислорода и тепла.

Но, как бы то ни было, а завтра снова в путь, в котором мы увидим новые красоты горной Боливии - фантастические каменные эрозии, которые создала матушка Природа ...

-----

Фотографии автора, Виктора Езловецкого и Петра Лыпко

Документальный фильм автора «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с дорогой по высокогорной Боливии — с 50′35″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», этот фильм получил Первую премию за 2008 год.

P. S. Этот фильм не рассчитан на пару минут. Для его просмотра лучше всего взять еще и бутылочку хорошего чилийского вина Bino Bianko или Bino Tinto и тогда погружение в атмосферу Южной Америки будет более полным…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых