Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Стамбул — Турция Июнь 2010

День третий.

Сегодня я решил дойти до Церкви Хора, и долго думал, как это интереснее сделать. В принципе, можно было без проблем проехать большую часть пути на трамвае, а потом дойти пешком, но с тем же успехом можно было бы взять такси и доехать до самой церкви. Но это было явно неинтересно, тем более, я читал в чьем-то отчете, что найти ее довольно тяжело. Значит, нужно было идти туда пешком — что бы устать, заблудиться и выяснять дорогу у местных. После долгого изучения карты и прокладки различных маршрутов я решил идти туда вдоль Золотого Рога, потом свернуть налево и выйти к церкви. К тому же путеводитель указывал, что в том районе есть места, интересные для туриста. Так я и сделал. Выйдя к уже родному Галатскому мосту, я пошел по набережной. Этот район называется Фенер. Идти оказалось не так долго, как казалось, когда я смотрел карту. К тому же идти было довольно интересно.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Справа на воде качались пришвартованные лодочки,

слева вдоль дороги стояли жилые домики разной степени разрухи.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Где-то посередине на пути попалась Болгарская церковь симпатичного голубенького цвета. Мусульманские и католические храмы я уже посещал, осталось посетить православый храм. На территории я обнаружил еще пару туристов сидящих на лавочке и утирающих пот. Чем примечательна эта церковь, я, к сожалению, обнаружил слишком поздно, когда уже вечером нашел о ней информацию в путеводителе. Оказалось, что она сделана из металла, и части церкви были отлиты в Австрии лет двести назад. Убейте меня, но просто по внешнему виду догадаться об этом было бы невозможно.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Дальше путеводитель показывал мне, что надо сворачивать с прямой и понятной набережной, и углубляться в город, штурмуя очередные вертикальные улочки. На самом деле, это оказался очень интересный, аутентичный и лишенный туристов райончик.

Взрослые улыбались и махали руками, когда я проходил мимо, дети бежали рядом и, как в известном кинофильме, кричали что-то похожее на «Дэнги давай, дэнги давай!», многочисленные непуганые стамбульские кошки лениво лежали на крылечках на солнышке. Вокруг шла немудреная стамбульская жизнь. Вот женщина развешивает постиранное белье на веревках, натянутых под окном. А вот другая женщина пошла за хлебом — положила в красное пластиковое ведро деньги, и спустила его из окна со второго этажа вниз, где сидела продавщица лепешек. Она взяла деньги, положила в ведро лепешки, и ведро неспешно поехало на второй этаж. Лепота!

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Все тихо, неторопливо, нет шумных толп и туристов. Просто старый, тихий райончик, еще не испорченный туристами.

Какие-то из этих многочисленных кривых и горбатых улочек должны были привести меня к искомой Церкви Хора, которая, если верить путеводителю, входит в десятку обязательных для посещения мест. Совсем немного поплутав, я к своему удивлению вышел прямиком к этой церкви. Ай да я, подумалось мне… Кто был там своим ходом, тот меня поймет…

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Около церкви все было радикально по другому, чем буквально, в ста метрах от нее. Туристические автобусы, сувенирные лавки, европейские пенсионеры в белых панамках и вездесущие гиды со своими флажками. Да еще и оказалось, что за билет надо платить целых 15 лир. Я было подумал ее кинуть, так меня все это возмутило, но потом стало жалко потраченного времени и усилий, и я все-таки разорился на очередной билет.

Церковь из красного кирпича внутри оказалась гораздо больше, чем казалась снаружи. И там действительно оказалась очень красивая и хорошо сохранившаяся мозаика и фрески. И того и другого было гораздо больше, чем в Софии, и в связи с относительно небольшими размерами церкви, рассмотреть их можно было лучше, чем те же софийские. Дабы отработать затраченные деньги, я сделал по церкви три круга — сначала просто смотрел, потом фотографировал, потом снимал на камеру.

Закончив обязательную программу, я вышел наружу, присел в тенечке и начал изучать карту с целью дальнейших перемещений. Где-то по правую руку должны быть так называемые Стены Феодосия.

Дворец Текфур

Слабо себе представляя, что я увижу, я пошел в том направлении, и внезапно, между двумя домиками показалась часть стены, которая была выше этих самых домиков и весьма пристойной сохранности.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Подойдя к ней ближе, оказалось, что можно подняться наверх стены по лестнице (причем совершенно бесплатно), а потом еще выше, на башню на самой стене. Лестница на стену была вполне пристойная, широкая и с перилами. А вот лестница на башню — это песня. Почти вертикальная, с узкими ступеньками, без ограды… Подняться было еще более менее, а вот спускаться… Когда смотришь на нее сверху, то появляется ощущение, что это не лестница, а просто неровная стена.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Зато с башни в очередной раз, но с нового ракурса, открывается отличная панорама на Стамбул.

Десятки мечетей с колючими минаретами, красные крыши домов, блестящая на солнце вода Золотого Рога.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

И освежающий ветерок, совершенно не лишний в этот жаркий день (уже ближе к вечеру уличный термометр показывал +40).

С трудом спустившись с башни вниз, я пошел через город в сторону Бульвара Ататюрка, просто глазея по сторонам, с финишем около Акведука Валента. Это тоже был интересный район. Совершенно не туристический, с вывешенными на стенах домов палестинскими флагами, он даже для Стамбула был очень мусульманским. Толпы женщин, полностью закутанные в черные платья, бородатые мужчины, дети, провожающие меня удивленными взглядами. Откровенно говоря, я даже чувствовал себя немного неуютно в шортах и футболке без рукавов. Но, в конце концов, чего возьмешь с туриста. Пусть себе гуляет. Я и гулял. То вверх, то вниз, периодически протискиваясь через черных турецких женщин.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Таким образом я догулял до очередной Византийской церкви Памакаристи, сейчас превращенной в очередной музей. Путеводитель сообщал о наличии в церкви мозаики, а табличка около церкви сообщала, что билет туда стоит 5 лир. Я подумал, что мозаики я уже насмотрелся, а пятерку лучше пропить. Оооооооооо, апельсиновый сок!!!

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

По дороге попалось еще несколько мечетей, в которые заходить я уже не стал,

Мечеть Селима Явуза (Yavuz Selim Camii)
Мечеть Фатих (Fatih Camii)
Греческий лицей в Фенере

и вот, через какой-то парк, в разгар дня битком набитого чаевничающими турками, я вышел на искомый бульвар, который проходил точно под акведуком. Вот строили в то время! Это был целый мост, а не устройство для подачи воды. Огромный, двухъярусный арочный акведук выполнял свои функции еще в 19 веке. А сегодня, по дороге, проложенной прямо под ним, через арки свободно проезжают здоровые туристические автобусы. Грандиозное сооружение!

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

После акведука я пошел на Большой Базар, который находился от него буквально в двух шагах. Во всяком случае, если сравнить с уже пройденным расстоянием. Перед входом на рынок я съел порцию прохладного, сладкого арбуза, который, уже нарезанный на удобные кусочки, продавали здесь же. Набравшись сил, я глубоко вдохнул, и занырнул на рынок.

Рынок оказался действительно огромным. Залы, арки, переходы, вверх, вниз…и все это немалое пространство буквально завалено разным товаром. Обувь, тряпки, сувениры, ковры, керамика, ювелирка — все, что угодно туристической душе. Моей душе было угодно просто поглазеть по сторонам, ибо — NO SHOPPING!

Погуляв часок-другой по рынку, и изрядно обалдев от яркости и разнообразия товаров, я покинул этот Клондайк, и снова оказался в жарком городе. Время было к вечеру, мой уикенд тоже близился к завершению, силы покинули меня уже давно, поэтому я засел в ближайшей кафешке, заказал местной шаурмы с местным пивом для восстановления сил, и начал прикидывать, куда еще я могу податься сегодня вечером.

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

Уставившись на уже почти родную карту Стамбула, я вдруг сообразил, что я так толком и не видел Мраморного моря. Вот это засада, как же так! Расплатившись в кафе, я пошел в ту сторону, где как я думал, должно быть море. Оно там было, но я попал на настолько закрученную улицу, что в какой-то момент начал сомневаться, что мне удастся с нее выбраться. Но улица была побеждена, и вот оно — темно-синее и шелковистое в заходящих лучах солнца Мраморное море…

На набережной было полно рыбных ресторанов, и рыбный же рынок, который, не смотря на позднее время, представлял богатый ассортимент.

Свободная от ресторанов часть набережной была плотно оккупирована рыбаками. Никогда не думал, что турки так любят ловить рыбу. Особенно удивительно было видеть турчанок, лихо подсекающих удочку и потом снимающих с крючка рыбу… Интересно, что они потом с ней делают?

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

В редких просветах между рыбаками можно было увидеть редкого купающегося турка. Купаться там проблематично — море вдоль набережной завалено огромными каменными глыбами, поэтому дойти, вернее допрыгать, до воды достаточно тяжело. Собственно, ни в одном месте в городе, где я был, купаться было нельзя. Обидно, особенно если учесть, что Стамбул окружает море почти со всех сторон.

Для поддержания уже давно закончившихся сил я приобрел свежий бублик с кунжутом, сел на лавочку, которых много вдоль набережной, и смотрел на проплывающие по морю корабли.

Мой краткосрочный отпуск подходил к концу. Правда, авиакомпания Рэд Вингз мне его немного продлила, перенеся рейс с 22 часов понедельника на 2 ночи вторника… Хорошо, что хоть предупредили заранее…

Вернувшись в гостиницу, я заказал на ресепшене такси до аэропорта (20 евро) и завалился на кровать отдыхать. Откровенно говоря, уезжать не хотелось… Осталась неизученной азиатская часть Стамбула, можно было еще съездить на острова и искупаться в Мраморном море, можно было бы еще просто гулять по городу, не ища ничего специального и никуда не торопясь. Но три дня в Стамбуле проходят куда как быстрее, чем три дня в Москве. Завтра на работу. И работать до следующего отпуска. Ну, или до следующих больших выходных…

На регистрации в аэропорту сонная девушка поинтересовалась:

— Сколько у вас багажа?

— А я ничего не сдаю, — улыбнулся я ей.

— Как же так? — не поверила мне девушка, и даже перегнулась через стойку, что бы удостовериться, не обманываю ли я ее, и не спрятал ли я пару огромных чемоданов.

— А вот так! Потому-что NO SHOPPING!