Oleg N. — был вчера 23:35
 – Две недели до Черногории... Хорошо! )

Стамбул за три дня, или NO SHOPPING. Часть 3

19 марта 12:57 Стамбул — Турция Июнь 2010

Часть 1: http://www.tourister.ru/responses/id_14954

Часть 2: http://www.tourister.ru/responses/id_14995

День третий.

Сегодня я решил дойти до Церкви Хора, и долго думал, как это интереснее сделать. В принципе, можно было без проблем проехать большую часть пути на трамвае, а потом дойти пешком, но с тем же успехом можно было бы взять такси и доехать до самой церкви. Но это было явно неинтересно, тем более, я читал в чьем-то отчете, что найти ее довольно тяжело. Значит, нужно было идти туда пешком — что бы устать, заблудиться и выяснять дорогу у местных. После долгого изучения карты и прокладки различных маршрутов я решил идти туда вдоль Золотого Рога, потом свернуть налево и выйти к церкви. К тому же путеводитель указывал, что в том районе есть места, интересные для туриста. Так я и сделал. Выйдя к уже родному Галатскому мосту, я пошел по набережной. Этот район называется Фенер. Идти оказалось не так долго, как казалось, когда я смотрел карту. К тому же идти было довольно интересно.

Справа на воде качались пришвартованные лодочки,

слева вдоль дороги стояли жилые домики разной степени разрухи.

Где-то посередине на пути попалась Болгарская церковь симпатичного голубенького цвета. Мусульманские и католические храмы я уже посещал, осталось посетить православый храм. На территории я обнаружил еще пару туристов сидящих на лавочке и утирающих пот. Чем примечательна эта церковь, я, к сожалению, обнаружил слишком поздно, когда уже вечером нашел о ней информацию в путеводителе. Оказалось, что она сделана из металла, и части церкви были отлиты в Австрии лет двести назад. Убейте меня, но просто по внешнему виду догадаться об этом было бы невозможно.

Дальше путеводитель показывал мне, что надо сворачивать с прямой и понятной набережной, и углубляться в город, штурмуя очередные вертикальные улочки. На самом деле, это оказался очень интересный, аутентичный и лишенный туристов райончик.

Взрослые улыбались и махали руками, когда я проходил мимо, дети бежали рядом и, как в известном кинофильме, кричали что-то похожее на «Дэнги давай, дэнги давай!», многочисленные непуганые стамбульские кошки лениво лежали на крылечках на солнышке. Вокруг шла немудреная стамбульская жизнь. Вот женщина развешивает постиранное белье на веревках, натянутых под окном. А вот другая женщина пошла за хлебом — положила в красное пластиковое ведро деньги, и спустила его из окна со второго этажа вниз, где сидела продавщица лепешек. Она взяла деньги, положила в ведро лепешки, и ведро неспешно поехало на второй этаж. Лепота!

Все тихо, неторопливо, нет шумных толп и туристов. Просто старый, тихий райончик, еще не испорченный туристами.

Какие-то из этих многочисленных кривых и горбатых улочек должны были привести меня к искомой Церкви Хора, которая, если верить путеводителю, входит в десятку обязательных для посещения мест. Совсем немного поплутав, я к своему удивлению вышел прямиком к этой церкви. Ай да я, подумалось мне… Кто был там своим ходом, тот меня поймет…

Около церкви все было радикально по другому, чем буквально, в ста метрах от нее. Туристические автобусы, сувенирные лавки, европейские пенсионеры в белых панамках и вездесущие гиды со своими флажками. Да еще и оказалось, что за билет надо платить целых 15 лир. Я было подумал ее кинуть, так меня все это возмутило, но потом стало жалко потраченного времени и усилий, и я все-таки разорился на очередной билет.

Церковь из красного кирпича внутри оказалась гораздо больше, чем казалась снаружи. И там действительно оказалась очень красивая и хорошо сохранившаяся мозаика и фрески. И того и другого было гораздо больше, чем в Софии, и в связи с относительно небольшими размерами церкви, рассмотреть их можно было лучше, чем те же софийские. Дабы отработать затраченные деньги, я сделал по церкви три круга — сначала просто смотрел, потом фотографировал, потом снимал на камеру.

Закончив обязательную программу, я вышел наружу, присел в тенечке и начал изучать карту с целью дальнейших перемещений. Где-то по правую руку должны быть так называемые Стены Феодосия.

Дворец Текфур

Слабо себе представляя, что я увижу, я пошел в том направлении, и внезапно, между двумя домиками показалась часть стены, которая была выше этих самых домиков и весьма пристойной сохранности.

Подойдя к ней ближе, оказалось, что можно подняться наверх стены по лестнице (причем совершенно бесплатно), а потом еще выше, на башню на самой стене. Лестница на стену была вполне пристойная, широкая и с перилами. А вот лестница на башню — это песня. Почти вертикальная, с узкими ступеньками, без ограды… Подняться было еще более менее, а вот спускаться… Когда смотришь на нее сверху, то появляется ощущение, что это не лестница, а просто неровная стена.

Зато с башни в очередной раз, но с нового ракурса, открывается отличная панорама на Стамбул.

Десятки мечетей с колючими минаретами, красные крыши домов, блестящая на солнце вода Золотого Рога.

И освежающий ветерок, совершенно не лишний в этот жаркий день (уже ближе к вечеру уличный термометр показывал +40).

С трудом спустившись с башни вниз, я пошел через город в сторону Бульвара Ататюрка, просто глазея по сторонам, с финишем около Акведука Валента. Это тоже был интересный район. Совершенно не туристический, с вывешенными на стенах домов палестинскими флагами, он даже для Стамбула был очень мусульманским. Толпы женщин, полностью закутанные в черные платья, бородатые мужчины, дети, провожающие меня удивленными взглядами. Откровенно говоря, я даже чувствовал себя немного неуютно в шортах и футболке без рукавов. Но, в конце концов, чего возьмешь с туриста. Пусть себе гуляет. Я и гулял. То вверх, то вниз, периодически протискиваясь через черных турецких женщин.

Таким образом я догулял до очередной Византийской церкви Памакаристи, сейчас превращенной в очередной музей. Путеводитель сообщал о наличии в церкви мозаики, а табличка около церкви сообщала, что билет туда стоит 5 лир. Я подумал, что мозаики я уже насмотрелся, а пятерку лучше пропить. Оооооооооо, апельсиновый сок!!!

По дороге попалось еще несколько мечетей, в которые заходить я уже не стал,

Мечеть Селима Явуза (Yavuz Selim Camii)
Мечеть Фатих (Fatih Camii)
Греческий лицей в Фенере

и вот, через какой-то парк, в разгар дня битком набитого чаевничающими турками, я вышел на искомый бульвар, который проходил точно под акведуком. Вот строили в то время! Это был целый мост, а не устройство для подачи воды. Огромный, двухъярусный арочный акведук выполнял свои функции еще в 19 веке. А сегодня, по дороге, проложенной прямо под ним, через арки свободно проезжают здоровые туристические автобусы. Грандиозное сооружение!

После акведука я пошел на Большой Базар, который находился от него буквально в двух шагах. Во всяком случае, если сравнить с уже пройденным расстоянием. Перед входом на рынок я съел порцию прохладного, сладкого арбуза, который, уже нарезанный на удобные кусочки, продавали здесь же. Набравшись сил, я глубоко вдохнул, и занырнул на рынок.

Рынок оказался действительно огромным. Залы, арки, переходы, вверх, вниз…и все это немалое пространство буквально завалено разным товаром. Обувь, тряпки, сувениры, ковры, керамика, ювелирка — все, что угодно туристической душе. Моей душе было угодно просто поглазеть по сторонам, ибо — NO SHOPPING!

Погуляв часок-другой по рынку, и изрядно обалдев от яркости и разнообразия товаров, я покинул этот Клондайк, и снова оказался в жарком городе. Время было к вечеру, мой уикенд тоже близился к завершению, силы покинули меня уже давно, поэтому я засел в ближайшей кафешке, заказал местной шаурмы с местным пивом для восстановления сил, и начал прикидывать, куда еще я могу податься сегодня вечером.

Уставившись на уже почти родную карту Стамбула, я вдруг сообразил, что я так толком и не видел Мраморного моря. Вот это засада, как же так! Расплатившись в кафе, я пошел в ту сторону, где как я думал, должно быть море. Оно там было, но я попал на настолько закрученную улицу, что в какой-то момент начал сомневаться, что мне удастся с нее выбраться. Но улица была побеждена, и вот оно — темно-синее и шелковистое в заходящих лучах солнца Мраморное море…

На набережной было полно рыбных ресторанов, и рыбный же рынок, который, не смотря на позднее время, представлял богатый ассортимент.

Свободная от ресторанов часть набережной была плотно оккупирована рыбаками. Никогда не думал, что турки так любят ловить рыбу. Особенно удивительно было видеть турчанок, лихо подсекающих удочку и потом снимающих с крючка рыбу… Интересно, что они потом с ней делают?

В редких просветах между рыбаками можно было увидеть редкого купающегося турка. Купаться там проблематично — море вдоль набережной завалено огромными каменными глыбами, поэтому дойти, вернее допрыгать, до воды достаточно тяжело. Собственно, ни в одном месте в городе, где я был, купаться было нельзя. Обидно, особенно если учесть, что Стамбул окружает море почти со всех сторон.

Для поддержания уже давно закончившихся сил я приобрел свежий бублик с кунжутом, сел на лавочку, которых много вдоль набережной, и смотрел на проплывающие по морю корабли.

Мой краткосрочный отпуск подходил к концу. Правда, авиакомпания Рэд Вингз мне его немного продлила, перенеся рейс с 22 часов понедельника на 2 ночи вторника… Хорошо, что хоть предупредили заранее…

Вернувшись в гостиницу, я заказал на ресепшене такси до аэропорта (20 евро) и завалился на кровать отдыхать. Откровенно говоря, уезжать не хотелось… Осталась неизученной азиатская часть Стамбула, можно было еще съездить на острова и искупаться в Мраморном море, можно было бы еще просто гулять по городу, не ища ничего специального и никуда не торопясь. Но три дня в Стамбуле проходят куда как быстрее, чем три дня в Москве. Завтра на работу. И работать до следующего отпуска. Ну, или до следующих больших выходных…

На регистрации в аэропорту сонная девушка поинтересовалась:

— Сколько у вас багажа?

— А я ничего не сдаю, — улыбнулся я ей.

— Как же так? — не поверила мне девушка, и даже перегнулась через стойку, что бы удостовериться, не обманываю ли я ее, и не спрятал ли я пару огромных чемоданов.

— А вот так! Потому-что NO SHOPPING!

в Стамбуле

Олег, с огромным интересом прочитала весь твой Стамбул. Мозаика убила! Класс!!!
Знаешь, в церкви Хора она круче, чем в Софии... Ее больше и она ближе... Фантастическая вещь!!
Да я вижу по фотографиям. В Софии я была, видела.. но Хора...впечатлила меня Хора.
Она не такая раскрученная, и далековато от центра... Туда в основном экскурсии привозят...)
bolshoy888
Стамбул ,казалось всегда будет доступным.Думалось-успеется.А сейчас город стал вдруг опасным.Сегодня опять теракт
да, все это до крайности печалит.... я тоже еще планировал туда съездить, и не раз... просто идеальный вариант на ноябрьские праздники, да и вообще... а тут такая засада...
Отличный день, Олег!!! Классно гулять по районам не так сильно раскрученным и находить удивительное!! Я однажды где-то видела фото
Стены Феодосия
, а ты на них поднимался и город был виден, как на ладони. И акведук такой массивный!! За три дня ты много успел, вот что значит ездить летом в большой световой день.
В этом-то и самый кайф! Просто надо иметь хоть минимальную цель, хотя Стамбул весь настолько аутентичный, что там и просто так по городу можно гулять... Все равно что-то интересное на глаза попадется...
Акведук просто неприлично огромный... ))) Да и стены, там где сохранились, вызывают уважение....
Nomad писал 19 марта 17:53
Акведук просто неприлично огромный..
-я вот что-то не помню, чтобы видела его у кого-то. Когда готовилась, непременно хотела дойти до него!
я там два раза был.... Классная штука, просто он тоже немного в стороне, возможно до него просто не доходят, пропадая во дворце Топкапы...
Nomad писал 19 марта 18:39
пропадая во дворце Топкапы...
-и это останется в мечтах.....
ну, должно же это когда-нибудь наладиться!!!
Будем надеяться. Сегодня вон опять бомбанули! Не угомонятся!
да вообще кошмар!!!
Каждому теперь приходить мысль: По Стамбулу уже не погуляешь, опасно
Да уж, очередное интересное и недорогое место - мимо!!!
Вот и я отменила длинную стыковку в Стамбуле на сутки и поменяла билет на вылет через несколько часов Будем ждать улучшения ситуации и гулять спокойно. А No Shopping - мой любимый метод путешествия.
да, сейчас уже приходится задумываться... а ведь ездил туда как к себе домой...
Anna_08 писала 19 марта 21:00
No Shopping - мой любимый метод путешествия
Жаль,что прекрасный Стамбул сейчас не безопасен!
Фотографии просмотрела с большим интересом! Отлично!
Да, черти что там творится... А ведь такое прекрасное место!!
ближе к вечеру уличный термометр показывал +40
Сейчас немного охолону. Размещу фотки, которые мне после Нового года друг из Стамбула прислал.
это где снег валил?
Это площадь Султанахмед. Так что в Стамбуле тоже снег иногда бывает.
Это вообще великолепно!!! Полный эксклюзив!!!!! Я тоже хочу такую фотографию, но ехать туда зимой не хочу... .
Там можно хоть пять зим провести,и такого не получить. Снег для Стамбула, это аномальная роскошь. Очень редкое явление.
Однако Вибасу повезло...
Dimitry писал 20 марта 12:58
Это площадь Султанахмед. Так что в Стамбуле тоже снег иногда бывает.

Вот это снимок!
Нашли, чем удивить! Такое мы и сами в этот новый год видали! И даже по этому самому пробирались в ботиночках на тонкой подошве)))
Прикинь, как замело...
Даже не знаю, с чем и сравнить...
С полярным сиянием, скажем, в Таиланде...
Мне шли в голову пальмы на Красной Площади...)))
Тоже вариант...
Ranton
Олег, такое чувство, что ты за пару дней познал город гораздо глубже, чем живущие в нем с рождения турки.
Браво!))
Знаешь, когда живешь - свой район толком не знаешь... дом-работа-дом-работа... А тут... Ну и город интересный!!!
Олег
Еще раз повторюсь - тебе удалось увидеть в городе невероятно много.
Поражаюсь твоей невероятной выносливости и отличному качеству фотоматериалов.
Шикарный город, неисчерпаемый своими архитектурными памятниками
У меня силы бегать без устали были лет 20 назад, в тот первый раз, когда я поехал с Стамбул с 2 баксами, Кстати в тот раз мне удалось даже искупнуться в Мраморном море там где ты видел рыбаков.
Сереж, спасибо! Это я сейчас ленивый стал, раньше такого не было.... Бегал как лось...
А в море я так и не залез, там камни эти огромные, как-то не очень купально там....
Nomad писал 20 марта 21:14

Все точно - камни там большие. Но я все равно полез, хотя и стремно было, это был 91 или 92год, и я точно понимал, что НИКОГДА в жизни мне не удастся вернуться сюда вновь.
Как хорошо, что в тот момент я сильно ошибся, и потом был в Стамбуле еще раза 4.
Что огорчительно за все время я так и не сумел увидеть столько, как ты за 3 дня((((
Ну, а за остальные 4 раза? Эх, как мне хочется верить, что эти разы будут не последними...
Здорово! Мы тоже побродили по всяким не раскрученным местам. Жутко интересно. Как я уловил из текста, ты видео снимал? Фильм скоро можно увидеть?
Такие места всегда интересны... Особенно в Стамбуле... Это не в Москве по Южному Чертаново бродить...
Ну... видео я в большинстве мест снимаю... Но чисто для себя, не выкладываю его никуда... Просто его потом записываю на болванку, последнее время ДВД диски делаю....
О! Мы тоже снимали и монтировали только для себя и друзей в течении многих лет. И только когда стали обсуждать и смотреть снятое с такими же домашними режиссерами, поймали несколько ошибок. Их исправление повлияло на фильмы в лучшую сторону. А на диски теперь пишем только для хранения. Теперь ТВ делают с юсб-входом и удобнее носить с собой флэшку. А фильмы храним на выносном диске. Я попытался завести тему по обмену опытом по видео http://www.tourister.ru/forums/talk/tourtalk/1995 , но как-то не активно народ общается.
Ну у меня вообще такое с коленки видео, кривое, косое, с живым звуком... Все ошибки они и так видны, даже без обсуждения.... но тратить на это время и силы совсем неохота, я иной раз лишь дома соображаю, что оп!, а в этом-то месте я камеру вообще не доставал!
Я больше трачу времени на фотографию, с видео - махнул по кругу, если вспомнил про нее, и довольно...))
Nomad писал 21 марта 13:27
а в этом-то месте я камеру вообще не доставал!
ох как иногда мне за это попадает от режиссера! Здесь кто-то пару раз вставил небольшие ролики в рассказе - и мне понравилось. Живые картинки, так сказать, помогают восприятию.
Ну да, только вот у меня лежит дисков с видео где-то полметра, и что? я сам их не смотрю, и будет ли их кто-нибудь смотреть - это большой вопрос... фотография мне интереснее...
Дабы отработать затраченные деньги, я сделал по церкви три круга — сначала просто смотрел, потом фотографировал, потом снимал на камеру.
наш человек!
Ну да, у меня тогда особо денег не было, а билеты были довольно дорогие... ну, и конечно, там очень интересно внутри!!!
Олег, классная прогулка!
это оказался очень интересный, аутентичный и лишенный туристов райончик
Да, жалею, что мы по нему не так много прошлись. И на набережную не вышли...
И часть Хоры в наш приезд была закрыта на реставрацию
Напоследок позволю себе пару язвительных замечаний)))
Мусульманские и католические храмы я уже посещал, осталось посетить христианский храм.
Ты, наверное, хотел сказать, православный храм, так как католиков из христиан еще вроде никто не исключал)))
Оказалось, что она сделана из металла
А точнее - из чугуна!)) Правда, мы до нее так и не дошли))
Да, спасибо! В тот раз был великолепный заезд! Впрочем, в другие разы тоже.. ))) Когда я пришел в Хору в последний раз, она была вообще вся закрыта...
Блин, про христианские храмы я сейчас исправлю... Мне уже говорили, я просто забыл...
Чугун - тоже металл... Давно писал рассказ, сейчас я стараюсь более корректно излагать...
Спасибо!!!
Nomad писал 23 марта 9:57
Когда я пришел в Хору в последний раз, она была вообще вся закрыта...
У нас снаружи тоже была вся закрыта!
Кстати на стену Феодосия ты гораздо лучше залез, чем я . У меня таких панорам не открывалось))
vibas писал 23 марта 10:16
на стену Феодосия ты гораздо лучше залез
а куда же ты залез тогда?
Залез примерно там же, но вид был хуже))) Только на мечеть Михримах вид был примерно такой же))
Может потому что зима?
Тогда снег еще не выпал))
тогда не знаю, что случилось...
Спасибо! Не каждый пробег приносит столько удовольствия...))
Шикарная прогулка, просто шикарная! И акведук, и Феодосиевы стены, и церковь Хора, и нетуристические райончики с полуразрушенными деревянными домиками - все так и зовет: "Приезжай меня смотреть!" Спасибо, Олег! Реально классно было прогуляться!
А девушка в аэропорте тебя наверное запомнила навсегда. Из Стамбула - и без баула! ))))
Юль, ну да, то был классный заезд.... И без баула что вдвойне приятнее...
maksim-nav
Интересные потайные уголки Стамбула, я тоже люблю по городу пешком протопать по не туристическим улочкам - как правило, впечатления они производят не хуже любой топовой достопримечательности. Я вот, часто смотрю на туристов, развалившихся в удобных креслах автобусов, на обзорной экскурсии по городу... интересно какие они впечатления привозят из городов?!
какие они впечатления привозят из городов
я там был и кучу брендовых пакетов и шмоток... )))
2 апреля 18:23
Отличные 3 дня в Стамбуле! Сколько же разных уголков в таком огромном городе! Мнеочень понравилось читать твою стамбульскую серию рассказов!
2 апреля 18:25
Да, славная была охота, спасибо!! Уголков там еще на 3 дня и 3 года хватит...)) Осталось теперь только иметь возможность туда опять поехать...
Askepott
17 апреля 2:22
Отличный отчёт!!!! Понравилось очень и как рассказываете и шикарные фото!!! Столько увидеть за 3 дня, просто уму не постижимо!!! Замечательно ориентируетесь на местности, я бы там блудила неизвестно сколько, а позвольте вас спросить, а как вы знаете, что хотите посетить, что то такое , что не всегда стоит в туристических путеводителях?
17 апреля 15:03
Спасибо! Охота пуще неволи, как говорится.... Ориентируюсь на местности я по картам, главное совсем не теряться...
Askepott писала 17 апреля 2:22
как вы знаете, что хотите посетить
а я не знаю... дело в том, что я перемещаюсь по городам почти исключительно пешком, и от одного известного места до другого - обязательно что-нибудь да попадется... ))))
Askepott
18 апреля 1:46
Ясно, спасибо за ответ, у меня такой же принцип, просто идти пешком, куда ноги ведут, всегда встретится что такое необычное, с изюминкой )