Maksim Starostin — был сегодня 1:42
 – 502

Паломничество в Святую Землю. Кинерет и Голанские высоты

1 апреля 13:13 Северный округ — Израиль Октябрь 2011

Доехав до Тивериадского озера, первым делом мы решили искупаться в нашем уже четвертогм за поездку море — Галилейском. Для начала попытались подъехать к нему в районе Эйн-Гев у какой-то типа турбазы. Но оттуда вышел какой-то чел и заломил за въезд какую-то несуразно большую цену. Подивились на такую наглость, обозвали его нехорошим словом и уехали. И почти сразу же нашли пустынный пляж почти у самой дороги, где и остановились. После Мертвого моря с его солью было очень приятно погрузиться в пресную воду Кинерета.

Тивериадское озеро, более известное как Галилейское море, а в Израиле как озеро Кинерет — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Именно здесь, по легенде, рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.

Еще несколько интересных фактов —

С севера в озеро Кинерет впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая затем вытекает с южной стороны озера.

Озеро имеет огромное народнохозяйственное значение. Оно превращено в основное водохранилище Израиля и является основным источником воды для всеизраильского водопровода. Четвёртая часть всей пресной воды, потребляемой в Израиле, берётся отсюда.

За последние годы уровень воды в озере снизился. Вслед за Кинeретoм мелеет и Мёртвое море, питающееся исключительно водами Иордана. Теперь самая низкая на планете точка земной и водной поверхности находится ниже отметки −422 м. Практически всех израильтян заботит уровень Кинерета. После очередного зимнего дождя в новостях сообщают, насколько поднялся его уровень.

Купание в Кинерете

Пляж на берегу озера Кинерет. Справа видны Голанские высоты

Купание в Кинерете

Еще восточный берег Кинерета интересен тем, что до 1967-го года здесь проходила граница с Сирией. Причем проходила как-то хитро, на берегу вроде еще были израильские солдаты, а чуть повыше уже сирийские. Но в ходе шестидневной войны Израиль захватил Голанские высоты, и с тех пор оба берега озера стали полностью израильскими. В 1984-м году Израиль аннексировал эту территорию и официально включил в свой состав. Мировое сообщество эту аннексию не признает, но для туристов, конечно же, так удобнее, можно свободно ездить, и даже документы нигде не спрашивают.

Голанские высоты. Википедия

Дальше берег озера стал высоким и крутым. Повсеместно о войне напоминали торчащие у склонов таблички с надписями на нескольких языках — «Осторожно, мины!»

Памятник на местах боев

Дорога вдоль Голанских высот

Еще один памятник на местах боев

От Кинерета дорога сворачивает в горы, и скоро мы оказались на тех самых Голанских высотах, о которых я постоянно слышал в новостях еще со школьных лет. Тут наверно одно из самых милитаризированных мест в мире. Израильские воинские части идут одна за другой. По обе стороны дороги то и дело стоят указатели с надписями на иврите типа «в/ч 1505», «в/ч 1506» и так далее. Вокруг красивая природа и народу почти никого.

Тут, уже у самой границы, попалась смотровая площадка с видом на Сирию. Там на лавочке сидели двое мужиков в необычных белых шапочках, мы предположили, что это арабы-друзы.

Друзы. Фото с Википедии

Линию прекращения огня между Израилем и Сирией хорошо видно. Вон там стена по полям и холмам идет — это и есть линия разграничения. Ее окрестности патрулируют войска ООН. А город с сирийским флагом — это та самая Эль-Кунейтра, разрушенная и покинутая жителями.

Вид на Сирию и забор на границе

Поля

Это ветряки в Сирии или в Израиле?

Сверившись по навигатору, мы поехали по той дороге, что ближе всего подходит к демаркационной линии ООН. Там поехали по какому-то проселку и наткнулись на руины бывшего сирийского здания. Дальше шли поля фермеров, но мы туда ехать побоялись;) все же граница, военная зона, мины и т. п. Удивительно, что никто не остановил. Вообще в Израиле на границах бардак, всякие блогеры могут спокойно подъехать и через дыры в колючей проволоке спокойно пролезть на сопредельную территорию:)

Вот чего не удалось увидеть на Голанских высотах, так это стоящих в полях еще со времен войны подбитых танков, а так хотелось. Но это надо либо знать, где они стоят, либо иметь достаточно времени на осмотр, а не как у нас обычно:(

Указатели в приграничной зоне

Судя по отметке на сайте Wikimapia, это развалины сирийского госпиталя

Военная зона!

Еще указатель

В самом углу Голанских высот возвышается гора Хермон, а на ее склоне притулился городок Мадждаль-Шамс, где живут арабы-друзы. Они известны тем, что с Израилем не враждовали и после захвата Голанских высот в основном остались здесь жить.

Тут мы попытались найти крепость Нимрод, но нас постиг очередной fail. Я выбрал в навигаторе гору с надписью Nimrod и ведущим наверх серпантином и вбил как конечный пункт. Однако по приезду мы увидели какой-то не то кемпинг, не то гостевой дом на ферме, а никакой крепости не было и в помине. Еще и невероятно злобная собака вокруг бегала и на всех бросалась, так что даже из машины было не вылезти.

Вид из поселка Нимрод на гору Хермон

Друзский город Мадждаль-Шамс

Более углубленное изучение электронной карты на предмет поиска крепости дало другой адрес, в девяти км от первого. Пока доехали, солнце уже зашло. Крепость уже, разумеется, была закрыта, удалось посмотреть лишь на закрытые ворота.

Замок Нимрод на горе

Еще на Голанских высотах мне хотелось посмотреть на водопады у истоков Иордана, в особенности на самый большой из них — водопад Баниас. Но когда мы сюда приехали, здесь, судя по всему, был сухой сезон, и воды не было. Вообще не было. Полазили, конечно, по каким-то оврагам, но без воды было уже неинтересно.

Сам Баниас мы, я так понял, не нашли, но раз воды не было нигде, то наверно не было бы и там.

Это уже в другом месте. Судя по указателю, здесь водопад называется Sa’ar Falls

Но и он, увы, пересох :(

Инфощит у водопада

Маршрут поездки был примерно такой -

Ну все, пора было возвращаться. Проехав через самый северный израильский город, Кирьят-Шмона, легли на обратный курс. Тем временем по-южному быстро стемнело. Что хорошо в Израиле, многие трассы по ночам подсвечены, это очень сильно облегчает вождение. А ехать до Тель-Авива, где у меня с утра самолет, неблизко — около 200 км.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛО Священный город Цфат

Все части рассказа про Израиль и Иорданию —

День 1. Через Прагу в Тель-Авив

День 2. По израильской пустыне в Эйлат и Акабу

День 3. Петра — самое дорогое из чудес света || На Красном море в Иордании

День 4. На прекрасных пляжах Мертвого моря

День 5. Иерусалим — город трех религий

День 6. Бейт-Шеан и река Иордан || Кинерет и Голанские высоты || Священный город Цфат