Турист Елена Якобссон (fruJakobs)
Елена Якобссон
была 4 марта 2020 2:25

Крит — Греция Июнь 2014

Поскольку я уже немного рассказала о Крите, разовью эту тему и добавлю рассказ об одном дне — самом впечатляющем дне нашего отдыха. В тот день мы посетили ущелье Самарья.

Крит. Самарийское ущелье

Мы отправлялись в поездку «скоропостижно»: утром купили путевку, а в 17 часов уже «загружались» в самолет. Никаких идей о том, что мы будем посещать на Крите не было. Но подруга, которой я успела позвонить до отлета, напутствовала: «Свози сына в ущелье.». На мой отказ она возмутилась: «Ты что, там же какое-то очень знаменитое ущелье, они им так гордятся. Подумай о ребенке, он должен это увидеть!» Я вспомнила ее слова, когда, гуляя по Ханье, мы наткнулись на вывеску туристического бюро. Цена на экскурсию была недорогой, до 30 евро, ребенку делали скидку, экскурсию назначили на послезавтра. Записали наш отель, сказали стоять у входа в 5 утра, надеть удобную обувь, взять бутерброды и воду.

В пять часов в прохладных утренних сумерках мы, не завтракая и еще не пробудившись, как следует, стояли у дороги. Автобус пришел быстро, но еще около часа пришлось собирать туристов по разным отелям, после чего мы отправились к ущелью. Гидом был очень интересный поджарый мужчина, который раз сто повторил (по-английски), что, если у вас плохая обувь, больные ноги, то лучше вам сразу отказаться от экскурсии. У меня были отличные кроссовки «адидас» на толстой подошве, вполне подходящие для ходьбы, я себя чувствовала во всеоружии и как бы не до конца обратила внимание на эти повторы. Мне казалось, что экскурсия будет проходить таким образом: подъедем к ущелью, посмотрим его «сверху вниз», может, спустимся и поднимемся, потом поедем домой. Но ближе к объекту я поняла, что все не так: нам предстоит спуститься в ущелье и пройти его полностью, выйти с другой стороны и там погрузиться на паром.

Крит. Самарийское ущелье

Самарийское ущелье, между прочим, считается крупнейшим в Европе, в Википедии его длина указана — более 18 километров. Чем ближе мы подъезжали, тем больше мне хотелось отказаться от этой затеи, тем более, гид настойчиво повторял свои предупреждения. Но мне было неудобно признаваться сыну, что я боюсь, учитывая, что он уже настроился на приключение. Гид сообщил, что по всей длине ущелья есть 4 оборудованных площадки для отдыха — с водой, туалетами.

Он обозначил по минутам, сколько времени должен занимать каждый отрезок пути от остановки до остановки, сколько времени можно отдыхать, когда крайний срок покидать площадку и двигаться дальше. «Опережать этот график вы можете, — сказал он. — Но опаздывать не надо, иначе вы выйдете с опозданием из ущелья и можете не успеть на единственный паром. Ждать никого не будем." Он сказал, что за ущельем есть маленькая деревня на берегу и назначил ресторан, в котором там мы должны были встречаться. Он также сказал, что выйдет последним, чтобы подбирать и подбадривать тех, кто будет отставать.

Незадолго до 8 утра мы были возле ущелья. Гид предложил зайти в кафе позавтракать, но едва мы там расположились, как он подошел и сказал не засиживаться, основная группа уже ушла. Вот как, а я думала, что мы будем идти все вместе. Оказывается, каждый идет сам по себе. Мы бросили свой завтрак и тоже пошли. Перед этим гид предложил взять у него палки напрокат. Сначала я думала пожмотничать и обойтись, но потом какой-то умный внутренний голос подсказал мне проститься с 7 евро и взять эти несчастные палки. Это был очень умный поступок, как я убедилась впоследствии.

Крит. Самарийское ущелье

Мы зашли в ущелье и сделали по паре фоток. Потом еще остановились и намазались кремом, потом начали спускаться довольно бодрым шагом вниз. Это проложенный туристический маршрут, а не то что непроходимые горы, там и тропинки есть, и указатели, даже перила кое-где, но спускаться все равно было не очень легко, сын разочек упал, а я держалась благодаря палкам. Мы пытались фотографировать природу вокруг, она была потрясающей.

Рассматривая птичек и цветы, вскоре мы увидели вдали первую остановку, сверили часы — мы выходили на нее вовремя, и направились к ней. В это время за спиной возник наш гид. Он очень строго и встревоженно сказал, что это не остановка, что до нее еще два километра и что мы уже на начале пути сильно выбились из графика, идем последними — и двинулся вперед.

Мы очень расстроились и испугались. С этого момента мы не шли, а бежали, стараясь ликвидировать отставание. На первой остановке мы вообще не отдыхали. На второй задержались только сходить в туалет и минут пять пофотографировали козликов. Козлики кри-кри — эндемические животные острова, а в этом ущелье их довольно много. Они такие милые, мы скормили им свои бутерброды, понимая, что есть все равно не будем, так как времени на это нет — только пить. И побежали дальше. Наконец впереди замаячила парочка из нашего автобуса, нас разделяло метров 400, мы решили не отрываться от них, идти на этом же расстоянии.

Из-за того, что нам пришлось все время нагонять, мы думали только о скорости, забывали фотографировать, не успевали любоваться величественной красотой ущелья. Есть лишь несколько фотографий и они, увы, не передают и близко реальной красоты.

Крит. Самарийское ущелье

Я, между прочим, занимаюсь скандинавской ходьбой, несколько раз в неделю прохожу с палками от 8 до 12 километров, то есть не совсем тетка-кисель. Но спешка, паника, которая нас охватила от страха отбиться от группы и не успеть на паром, необходимость прыгать с камня на камень, что горные козлы, сделали свое дело. Это была уже не прогулка, а тест на выживание.

Сын чувствовал себя гораздо лучше меня, хотя ему пришлось тащить рюкзак, который, как предполагалось сначала, мы будем нести поочереди. У меня же был фотоаппарат, который я почти не открывала, обходясь айфоном. Фотографировала только сына, чтоб у него была память, потому прошу прощения, что нет «чистых» пейзажей.

Гид был прав, торопя нас, чем выше поднималось солнце, тем лучше прокаливалось ущелье, хотя в некоторых местах, где тень, сохранялась прохлада. С водой проблем не было, ее можно набирать прямо из ручьев. Ближе к концу пути нам встретились греки с осликом. Вероятно, они шли подбирать тех несчастных, которые вообще не могли идти. Я поняла, что ослик — это оптимальный транспорт в этих местах.

Наконец мы оказались у выхода из ущелья, там было кафе, предлагающее свежевыжатый апельсиновый сок по какой-то баснословной цене. Несмотря на это, мы выпили по три стакана. И двинулись дальше — до деревни еще километра два или больше.

Крит. Самарийское ущелье

В итоге оказалось, что до парома еще часа три, но мы не жалели, что шли быстро. С этой стороны оказался пляж с чистейшей водой. Правда, галечный. Я не люблю галечные пляжи. Передвигаться по гальке больно, да еще она раскаляется на солнце так, что ступить на нее невозможно. Мы кое-как добрались до воды и лежали в ней как тюлени часа полтора. Потом направились в назначенный ресторан, где нас обслужили с хитроумной любезностью: весьма рядовая еда, а цены же превосходили даже те, что были в Ханье. Отказать себе в стакане ледяной рецины было просто невозможно.

Когда мы поднялись на теплоход, выяснилось, что пеший переход через ущелье тяжело дался не только нам — к этому моменту сюда стеклось множество групп, следовавших этим же маршрутом. Многие выглядели не просто уставшими, а разбитыми, несмотря на спортивные фигуры и молодой возраст. Люди укладывались прямо на палубу в рядки. Сначала мне показалось это вызывающим, но вскоре я тоже пристроилась к лежащей группке, это были шотландцы (а у них же там горы, привычные должны быть!) Сил любоваться с борта морскими пейзажами не было, зато можно было рассматривать небо над головой. Придя домой, я обнаружила набитые водянки по всей поверхности ступней. День казался вычеркнутым из жизни.

А вот сейчас мы его чаще всего вспоминаем и только с радостным чувством. Если придется, повторим.

Добавлю, что Самарийское ущелье является национальным парком. Это решение было принято примерно 50 лет назад, чтобы сохранить уникальную природу. Все люди оттуда были переселены. А вообще люди там селились еще в давние времена. А в сложные исторические периоды ущелье служило укрытием.

Советы:

• Будете в этих местах, обязательно отправляйтесь в Самарийское ущелье.
  • Детей от десяти лет вполне можно туда брать, если привычные к длинным прогулкам (моему было 11).
  • Заказывайте экскурсию в любом местном бюро.
  • Не отказывайтесь от палок.
  • Воду с собой берите, но главное — бутылка, ее можно будет пополнять.
  • Чем раньше утром вы войдете в ущелье, тем лучше, надо успеть пройти основной путь до жары.
  • Заранее положите в рюкзак лакомство для козликов кри-кри, так их легче фотографировать.
  • Крем и головной убор обязательны.
  • Обувь действительно должна быть хорошей, спортивной.
  • Если сандалии, то спортивного типа, но лучше кроссовки, а еще лучше — обувь для хайкинга.
  • В рюкзаке хорошо иметь легкие резиновые тапки, чтобы потом на раскаленном галечном пляже спуститься в воду (у нас они всегда с собой, как и купальники).
  • Ну и не впадайте в панику, как мы.

Я теперь думаю, вот проблемы — ну, не успели б на паром. Ну, остались бы в деревне ночевать, уехали б завтра. Вода в море была замечательной.