Турист Alisa
Alisa
была 3 января 14:08

Россия Сентябрь 2010

Мы с приятельницей путешествуем. Путешествуем самостоятельно, без турфирм. Освоили такую, когда-то распространенную форму путешествия, как «Тур выходного дня». Составили список городов, до которых можно добраться на поезде за ночь. Выезжаем в пятницу вечером, в субботу утром начинаем познавать город (а также и окрестности, если позволяет время), вечером отправляемся в обратный путь — и в воскресенье дома. Билеты покупаем заранее туда и обратно, чтобы не было форс-мажора. Таким образом за год посетили Челябинск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово. Также во время отпуска и на новогодние праздники отправляемся куда-нибудь подальше. В прошлые новогодние праздники путешествовали по Украине (Харьков, Киев, Каменец-Подольский, Черновцы, Мукачево, Ужгород, Львов) и Беларуси (Брест и Минск). Тактика такая же: ночь в поезде, день в городе. Только в Мукачево и Бресте жили в гостинице по 3 дня. В мае во время отпуска совершили вояж по Турции (Отзыв «Вдоль по Турции» можно найти в Интернете).

Начало совместных поездок положила она (приятельница Вероника), когда в прошлом году в конце августа позвонила поздно вечером: «Я сейчас на речном вокзале изучаю расписание. В ближайшую субботу последний рейс до Тевриза. Ходит что-то типа „Ракеты“, на воздушной подушке. До Тевриза часов 12, там переночевать и обратно 12 часов. Нет, я не сумасшедшая. Представляете, как здорово!» Я, честно говоря, не представляла и восторгов ее не разделяла. А ночью мне не спалось: звала дорога. Путешествовать я люблю и путешествую давно с младшим сыном, но это длительные поездки во время отпуска и новогодних каникул. Мне нужен относительный комфорт: ночь в автобусе для меня пытка, по горам с тяжелым рюкзаком не люблю, ночевать в палатке уже не хочу. А тут предлагается провести 12 часов в самолетном кресле, а затем и ночевать где-то в «комнатах отдыха экипажа». И этой же дорогой назад, а я люблю круизы. Не мое! Но дорога звала, не давала спать. Поэтому пошли на компромисс: по воде добираемся до Большеречья, гуляем, гуляем, посещаем единственный в Сибири сельский зоопарк, а вечером возвращаемся в город на автобусе. Не знаю, каково бы мне было после 12-тичасового путешествия, но 4 часа до Большеречья пролетели как одно мгновенье. Судно скользило по воде (действительно, подушка!), справа и слева красоты Прииртышья в переходный период от лета к осени, в самолетных креслах очень удобно, есть столик. Им мы и воспользовались для ланча (все-таки пришлось взять небольшой рюкзак с едой и термос с кофе). Красота!

Большеречье. Омская область. Август 2009 года.

Большеречье — районный центр, каких много на территории России, и один из 32 в нашей области. Но в нем есть зоопарк, а в городе нет! Потом мы побывали в Новосибирском, якобы, лучшем в Сибири. Конечно, большереченскому до него далеко, но ведь люди стараются, развиваются, есть интересные оригинальные задумки… В больших зоопарках (московском, рижском, ленинградском) я была когда-то давно, в детстве, юности. Когда росли дети, водила их в передвижные зверинцы. А тут взрослая тетенька попала в детство: фотографировалась вместе с Красной Шапочкой и Серым Волком, с удовольствием наблюдала за кормлением бегемота (как я понимаю мальчика Ваню из фильма «Офицеры»!), — в общем, наслаждалась чудесной погодой и флорой с фауной.

Хорошее впечатление подпортила работа транспорта: оказалось, вернуться в город не так-то просто — автобусы проходящие, мест, практически, нет, а желающих ехать предостаточно! Еле-еле удалось купить последние билеты на маршрутку. Да и маршрутка оказалась последней — и это в 3 часа дня в субботу! Но в целом «первый блин» оказался «не комом». И тут Остапа (т. е. Веронику) понесло! «А не совершать ли нам подобные вылазки регулярно каждый месяц», — предложила она. Я засомневалась в возможности, потому что: 1) надвигалась осень; 2) инфраструктура туризма в нашей области совершенно не развита; 3) по роду деятельности я уже побывала почти во всех районах области; 4) состояние дорог. Поэтому обратила внимание на близлежащие города.

Челябинск. 5 сентября 2009 года.

Первыми на ум пришли Новосибирск и Челябинск. Судьба сказала: «Челябинск!», потому что более-менее приличные места были на поезд «Чита — Челябинск». В связи со скоропалительностью поездки достопримечательности не удалось отследить, поэтому ориентировались на местности.

Челябинск праздновал День города. Вместе с карнавалом мы прошли по центральной улице, поорали «кричалки», отпустили в небо воздушные шарики, съели по ход-догу на палочке (дома я бы такое есть никогда не стала, но там интересная форма — как эскимо). Потом был парк и детская железная дорога. Да-а-а… Не было в моем счастливом советском детстве такой железной дороги! Наверстала на пятом десятке.

Мы болтались (именно болтались — ходили бесцельно, куда глаза глядят, куда ноги ведут) по городу.

Дошли до памятника Курчатову — ура! — сказала Вероника, окончившая химический факультет нашего университета.

Поудивлялись архитектуре Южноуральского университета (что олицетворяют эти химеры и гарпии, свешивающиеся с крыши?)

Прониклись монументальностью театра оперы и балета (а у нас здание музыкального театра похоже на трамплин).

Пофотографировались на местном Арбате с каждой скульптурой (у нас тоже есть Степаныч и Любаша).

А еще символ города — кто бы вы думали? — не правильно — ВЕРБЛЮД! В Египте — пирамиды, а в Челябинске — верблюд, здорово, правда?!

Челябинск очаровал! Позитивный настрой, благоприятная погода, неожиданно чудесный город… Не хотела сначала писать (многие меня не поймут), но у меня был день рожденья. В этом и причина скоропалительности поездки: я сбежала от варки, готовки, шинковки, мытья посуды, многословья гостей. Все на-до-е-ло! Хотелось отметить день рожденья не как всегда за столом.

Родные, близкие и иже с ними атаковали телефонными звонками: «Куда ты пропала?!" А я в ответ счастливо смеялась: «Старость меня дома не застанет!» Я действительно была счастлива!

Новосибирск. 2—3 октября 2009 года.

Потом был Новосибирск. Времени для подготовки путешествия было достаточно, но информации по пешеходному путешествию практически не было. Сестра коллеги по работе долгое время жила в Новосибе, осталась его фанаткой, поэтому на карте из «ДубльГИСа» отметила пешеходный маршрут да еще и описала его в стихах! Решили взять его за основу, а там — кривая вывезет! Приехали рано утром — к открытию метро. Там и провели 2 часа, катаясь по двум его веткам (веточкам).

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Следующий пункт — зоопарк и мы — первые посетители. Не знаю, каково живется там зверюшкам (но, наверное, неплохо), но людям там привольно! Начали с парка Юркского периода — там этих динозавров…

Минипутешествия по Уралу и Сибири

В беседке у лебединого озера накрыли «поляну» (надо же было позавтракать — в поезде не успели). Поели и поделились с лебедями — они остались довольны, мы в восторге. Восторг продолжался часов 5, уходить не хотелось.

Но были еще отмеченные на карте места.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Пошли от зоопарка пешком. Честно говоря, ничего особо не впечатляло. В нашем родном городе есть места и получше, а уж таких… Чтобы развлечься, решили пройти по длиннющему мосту через Обь пешком.

Где-то в середине пути уже и пожалели, и следом шли какие-то темные личности, и не повернешь, и на другую сторону не перейдешь… Но мы сделали это! Мост остался позади. Присели на лавочку передохнуть и задумались: как убить время до поезда? И тут звонит мой братец: «Где были, что делаете, в Академгородок поедете, а на Обское море?» Я: «Юрик, какое Обское море, какой Академгородок!» Но зерно посеяно. Мало того, оно взросло здоровым авантюризмом. Так как не знали, где тот Академгородок, где-то Обское море, по дороге это или нет, решили поехать в Академгородок. Проходящий мимо дядька удачно встрял в разговор и посоветовал ехать от ж/д вокзала на маршрутке.

В какой красоте приходится жить академгородковцам! Да и нам повезло с погодой: начало октября (2 или 3), на улице градусов 25, солнечно. А вокруг — золотая осень! Пахнет лесом, грибами. Чистота… Вокруг многонациональная молодежь. А куда это они идут группками, несут пледы, сумки, сумки и даже мангалы? Пристроились за ними. Надземный переход над автотрассой, надземный переход над железнодорожными путями… Вверх — вниз, вверх — вниз…За что, господи…

Минипутешествия по Уралу и Сибири

И тут оно, море, показалось из-за берез!

Никогда я так не радовалась встрече с морем, а ведь была на Черном, Азовском, Балтийском, Средиземном! Лепота! Белый песочек, теплая водичка (нет, мы не купались), дружелюбная обстановка (вокруг небольшие компании), несколько молодых пенсионеров играют в волейбол и купаются, из воды выпрыгивают какие-то рыбы (не дельфины!), на горизонте — белый пароход.

Подкрепились. Уходить не хотелось. До поезда часа 2,5, надо выбираться, путь-то не короткий. И вот снова в поезде. Тот же вагон, те же места и проводницы. Посмотрели на нас с недоумением: «Катаетесь что ли?» В вагоне — вакуумный очень шумный унитаз и неадекватные дети: нажмут кнопку, услышат рев и ржут. Я-то думала, нынешних детей уже ничем не удивишь. А ночью по вагону ходил лунатик, попытался прилечь на занятую полку, да не вошел. Надел кроссовки соседа и убыл. Утром стало страшно за мальчонку: сосед-сиделец ругался по фене и искал свою обувь. Моему рассказу ни с первого, ни со второго раза не поверил. Жена оказалась сообразительнее — пробежалась по вагону и нашла пропажу.

После поездки в Новосиб задумала написать путеводитель по Омску для таких же однодневных туристов.

Барнаул. 7 ноября 2009 года.

Незаметно подкрался ноябрь. На улице теплынь не по календарю. Труба зовет в Барнаул. Как-то не заладилось с самого начала: места возле туалета, поезд идет транзитом через Казахстан (посмотрела по карте — пересекает крошечный отрезок казахстанской земли, но таможенные процедуры по-взрослому: с ночной побудкой туда-обратно, сличением фото в паспорте с оригиналом, проверкой багажа), погодные сюрпризы. Нет, я, конечно, прочитала прогноз погоды — резкое похолодание, и даже на всякий случай поверила, оделась тепло, по-зимнему. Но это я, а Вероника… Ну не верит она ни мне, ни синоптикам! С вечера она мою теплющую зимнюю куртку обсмеяла (на улице градусов 5 с плюсом), а утром в Барнауле тряслась как козявка — 18 мороза! Чтобы не потерять компаньонку, пришлось ее экипировать. Денег хватит только на китайский рынок (ну не готовы были к покупкам!) Узнали, где находится, сели в трамвай и проехали через весь город. В Европе по городу ходят туристические автобусы, а у нас транспорт на барахолку! При ближайшем рассмотрении (в примерочной) стало понятно, что товарища я не потеряла только чудом: летние брюки, ветровка, кроссовки текстиль + сетка. Из теплых вещей только берет из ангорки да свитер. Купили: две пары шерстяных носков, перчатки, теплые колготки, куртку с подстежкой из кролика и брюки на синтепоне (в них она прошла в мае всю Турцию. Когда я выказывала недоумение — сравнивала себя со среднеазиатским аксакалом в ватном халате), на обувь не хватило. Ей стало жить веселее, а мне уже не хотелось никаких достопримечательностей. Конечно, прогулялись по центру, составили общее представление да и только. Не готовой к зиме оказалась не только Вероника, но и городские власти. Вероятно, накануне шел неплохой дождь, вода никуда не делась (я имею в виду ливневую канализацию), а осталась на тротуарах. Которые и превратились в каток. Вот так и гуляли, изображая конькобежцев. Не сделали ни одного фотоснимка, не достали и видеокамеру. Ужас! Но и плохое когда-нибудь кончается! На вокзале в зале ожидания встретили чудесную женщину — хозяйку комнат отдыха. Воспользовались ее добротой и скидкой на двухместный номер с кроватями и телевизором. Отдохнули, подкрепились, познакомились с городом посредством телевидения и отбыли домой. Конечно, осталось острое чувство неудовлетворения… Но! Еще не вечер, а рядом Рубцовск.

Вынесли для себя: не фиг шляться по Сибири зимой! Поэтому на зимние каникулы навострились на запад — Украина и Беларусь ждали нас.

Но об этой поездке отдельно.

Кемерово. 4—5 сентября 2010 года.

Снова сентябрь. Выбираем, куда податься. Мне хочется в Астану, Веронику останавливают пограничные «прелести». До Томска добраться можно, но обратного поезда в субботу нет. В Тобольске придется помучиться: приезжаем в 4 утра, уезжаем в 3 ночи. До Перми, Кунгура нет билетов. Вероника зовет в Новокузнецк или Кемерово, мне не понятно, что там смотреть. В Красноярске между поездами всего несколько часов — не успеем и в центр добраться, а хочется и до Шушенского, и до ГЭС, и до Столбов… Вот так блуждаю в «паутине» и натыкаюсь на словосочетание «Томская писаница». Чем больше про нее читаю, тем больше хочется все увидеть своими глазами. Решено, едем в Кемерово! Не удивляйтесь, название сие чудное место получило по рядом протекающей реке Томь. Из Томска народ тоже ездит, но нам удобно до Кемерово на поезде, а потом на автобусе 60 км. До Кемерово ходя 2 поезда, точнее один, «Москва — Кемерово», а второй — прицепной вагон до узловой станции Топки. Там он стоит 5 часов, ждет «попутной лошади». На сайте РЖД я отследила, что поезда хоть и приходят в Омск практически в одно время — 19.30–19.45 — но прибывают на станцию назначения с разницей в 5 часов. Поэтому и был куплен билет на фирменный поезд «Кузбасс». Дорога назад оказалась безнадежнее: «Кузбасс» отправляется утром, а вечером локомотив тянет 2 вагона (причем, все сели в один вагон) 30 минут до Топок, а дальше… я уже писала про 5 часов ожидания. Повезло хоть, что мы спали, но приехали домой в 16 часов. Вот так печально обстоят дела с железнодорожным сообщением в Кемерово. Зато на автовокзале удивились и порадовались массовости автобусных маршрутов: куда не проложили рельсы, ездят автобусы (много куда). Вот только, зная качество российских автомагистралей, уж лучше ж/д.

Автовокзал в нескольких минутах ходьбы от ж/д вокзала. Там до музея-заповедника «Томская писаница» автобусы ходят каждые 1,5 часа (направление на Яшкино). Когда мы подошли к платформе, автобус стоял, но билетов уже не было, поэтому купили билеты (70 рублей) на следующий рейс и пошли знакомиться с городом. Поразило количество урн — через каждые 10 метров. Трубы коптят. Где-то далеко идут взрывные работы. Народу на улицах мало (не только утром, но и вечером). Серо, тихо, неуютно. Не хочется обижать местного губернатора, но ждала чего-то другого, лучшего.

Дорога до «Томской писаницы» очень живописная: смешанный лес, долины, взгорья и горы, буйство красок осенней природы. Окружающие очень доброжелательны — проехать было невозможно.

Вышли. Вход в музей-заповедник стилизован под русское подворье: касса — деревянная изба с резными наличниками, глухой забор с высокими воротами.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

На асфальте — цветная карта окрестностей. Приобрели билеты — 120 рэ с носа, детям скидка, фото- и видеосъемка — 50 рублей. Кстати сказать, билеты никто не проверял, съемку никто не контролировал, но мы же порядочные люди!

Вошли в ворота, сердце как в детстве замирает в предчувствии сказки. Экологическая (асфальтированная) тропа ведет по тайге.

Наверное, так и задумано (девственная природа все-таки), но меня неприятно поразили заросли крапивы выше человеческого роста. По ходу движения — стенды «План музея-заповедника», «Животный мир Притомья», чуть дальше — «Карта освоения Притомья русскими в 17–18 вв.», «История исследования «Томской писаницы». План запоминать, в общем то, не надо: везде стоят указатели, да и посмотреть в первый раз хочется все!

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Мы сразу рванули к самОй «Томской писанице»: на улице плюс 3 градуса, Вероника снова не поверила синоптикам, поэтому я, боясь, что она долго не протянет, решила осмотреть, по моему мнению, главное, ради чего и приехали. Тропа выводит на берег Томи. Смотровая площадка с дощатым полом, ажурными заграждениями, столиками, лавочками. Несмотря на холод, постояли, посмотрели на противоположный берег, на саму реку.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

К берегу ведет довольно длинная и крутая лестница, но, в отличие от Турции, с перилами и деревянными ступеньками. Вокруг скалы (которая, собственно, и является «древним природно-историческим святилищем, первым в Сибири музеефицированным памятником наскального искусства») — дощатый настил с ажурными же заграждениями.

Говорят, весной, когда поднимается уровень воды в Томи, к скале не пускают. Но на улице осень, мы, практически, одни осматриваем «музеефицированный памятник». За нами увязался охранник с автоматом. Что, почему, за кого он нас принимает? А-а-а-а… Поздно, батенька… Наш народ уже умудрился угадить памятник своими «петроглифами». Но мы не такие, мы на лосях эпохи неолита рисовать не будем, не то воспитание. Моему университетски образованному уму не понять того «Наумова», который вместо того, чтобы прочувствовать историю (4 тысячелетие до н. э.), выскребал свою фамилию.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

К счастью, распогодилось, потеплело. Посмотрели все. Вот славянский мифологический лес, реконструкция языческого святилища древних славян. Вот шорский улус Кезек, усадьба зажиточного шорца (интересная форма крыши),

свадебный шалаш.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Прочитали, что новобрачные проводили в нем трое суток. Поставила Веронику хоть пару минут постоять. Может, выйдет замуж. Но я потеряю компаньона. Хотя не факт, мой-то муж терпит мои поездки. Вот реконструкция культовых мест народов таежной и степной зон.

Страшновато смотреть на «повешенных». Идем дальше: археодром, реконструкция древних жилищ народов Сибири от ранней бронзы до средневековья.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Большая поляна, на ней «фигвам» из тонких стволов, напротив горит костер, по кругу расставлены пеньки, рядом шкура медведя. Сели, погрелись, погладили шкуру — мишку жалко!

Недалеко луковое стрельбище.

Т. е. народ стреляет по мишеням из лука. Эх, нет моего младшенького… В прошлом году в Судаке в Генуэзской крепости мой мальчик заместил Робин Гуда — 5 стрел в яблочко кучно-кучно!

Поразил большой экспозицией музей петроглифов Азии. Когда еще в ту Индию попадешь, а здесь и посмотреть все можно.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Минизоопарк. Здесь содержатся животные и птицы, представляющие фауну Притомья. У каждой животины есть спонсор, о чем свидетельствуют прикрепленные к клеткам таблички. Медведю Мише, вероятно, со спонсором не повезло: сидит, бедолага, с протянутой рукой, пардон, лапой, свесив ноги (задние лапы) сквозь прутья клетки.

Волки быстро «поделили» подошедшего с хозяйкой пуделька — надо было видеть их глаза! Та же выдра несчастная что вытворяла при виде собачонки: свистела, прыгала на клетку — ну не съесть же ее хотела? Олени совсем ручные — берут хлеб из рук, дают себя гладить.

Минипутешествия по Уралу и Сибири

Жеребцу Васильку имя дали спонсора Василия…

Есть даже домашние гуси и петухи! Покачалась на качелях, пока Вероника фотографировала фауну. Рядом кафе — можно выпить и закусить (но у нас всегда все с собой — Вероника берет столько еды, что еще и назад привозим). Кстати выпить и закусить своим добром можно много где: столы и скамьи периодически встречаются по всей территории. Пьяных не видели, компании сидели тихо-мирно.

Чуть дальше экспозиция «Время и календари» покажет календарные системы от древности до современности.

На очередной поляне — русское сибирское село. Дома настоящие, постройки конца 19 — начала 20 века. Внутри все, как было при хозяевах: висит люлька, стоит русская печь, лавки, стол… Господи, как же они все в одной комнате…

Минипутешествия по Уралу и Сибири

И вот, наконец, Поляна сказок — резиденция Деда Мороза. Его, как сами понимаете, сейчас нет, осень на дворе… Стоит его дом, избушка Бабы Яги, кресло, рядом Кот и Сова. Даже метла Бабкина стоит, а хозяйка отсутствует. Я тут же этим воспользовалась — посидела в кресле, «полетала» на метле.

Есть еще большая горка, но нет снега!

Автобусы назад идут также через каждые 1,5 часа (расписание движения автобусов висит на домике-кассе и на остановке). Мы подстраховались и уехали на предпоследнем в 16–30.

P. S. Готовя очередное мини-путешествие в Абакан, поняла, что можно было не возвращаться в Кемерово, а проехать дальше по трассе до Яшкино, а там сесть на поезд — 10 часов и дома!

Но мы вернулись в Кемерово. До поезда еще уйма времени. Вспоминаю, что читала об еще одной местной достопримечательности — Красной горке. Начали опрос местных жителей на тему: «Что такое Красная горка и как туда добраться?» Ходили-приставали в течение часа: никто не знает. Одна тетенька ответила так: «Что такое не знаю, но доехать сможете на такой-то маршрутке». У нас хватило рассудка не поехать. Отчаявшись, поняв, что уже 7 вечера (до которого часу может работать музей — максимум до 19–20) и нет смысла никуда ехать, мы подошли к молодому человеку, меняющему колесо у машины. Ради прикола задаю ставший уже дежурным вопрос. И тут автолюбитель нам и рассказывает: «Это музей под открытым небом на берегу Томи на территории бывшего угольного рудника. Там сохранились уникальные памятники развития горной промышленности Кузбасса. Сохранилось устье одной из первых штолен Кемеровского рудника, сохранились жилые дома и постройки начала 20 века, добавились и памятники 21 века, связанные с угольной тематикой». Сожалеем, что сегодня уже не попадем в этот музей, но спрашиваем на будущее, как добраться. Потрясены — тетенька отправляла нас в другую сторону! И кто этот загадочный всезнайка? Неужели работник музея?

Слегка заинтригованные, покидаем Кемерово ранее уже мной описанным способом.

Утром хотели начать отмечать мой день рожденья купленным в кемеровском супермаркете шампанским, но постеснялись рядом сидящих и лежащих. Вероника проностальгировала по молоку в треугольных пакетах,

Минипутешествия по Уралу и Сибири
доела домашние запасы, а я, когда появлялась связь, отвечала на телефонные звонки и smsки. Мальчики мои встретили нас на вокзале, отвезли на дачу, где, собственно, и состоялся пир по случаю моего nn-летия. Хорошо уезжать, а еще лучше возвращаться к накрытому столу и шкварчащим шашлыкам! Чего и всем вам желаю!!!