Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Красоты Псковщины: Печоры

Печоры — Россия Август 2015

Как я уже говорил, Изборск идеальное место для тех, кто собирается посетить наиболее интересные места Псковской области к каковым, безусловно, относятся Свято-Успенский Псково-Печерский Мужской Монастырь и Псковский Кремль. Полчаса дороги по живописным местам и мы на месте.

озеро по дороге из Изборска в Печоры, Печоры, Псковская область Россия

озеро по дороге из Изборска в Печоры

Паркуемся на стоянке у торговых рядов и тут же к нам подлетает бабушка с весьма настойчивой просьбой о материальной помощи. Дальше больше... Для себя я сделал вывод, что поберушничество в Печорах, это даже не бизнес, а этакий вид спорта для местных жителей. Практически на каждом шагу вас осаждают люди, считающие, что вы должны им как-то материально помочь. В случае отказа - получите порцию брани. Причем занимаются этим "спортом" (а иначе это не назовешь) не только "профессионалы", а обычные местные жители, которые просто случайно увидели туриста с фотоаппаратом на улице. Все это несколько омрачает впечатление о городе и его главной достопримечательности.

, Печоры, Псковская область Россия

Вторая местная особенность, которая подстерегает российского туриста - международный роуминг. Да-да, именно так. Не успели мы подъехать к городу, как телефон радостно сообщил: "Добро пожаловать в Эстонию" и предложил "недорогие" услуги международного роуминга. Понятно, что близость границы дает о себе знать и понятно, что вручную все можно перенастроить, понятно, что по этой же причине большая часть радиостанций на эстонском языке. Просто имейте в виду эту особенность местоположения Печор и будьте внимательными.

Башня надвратная Петровская, Печоры, Псковская область Россия

Башня надвратная Петровская

Все эти незначительные в общем-то неудобства с лихвой компенсируются красотой , которая ожидает путешественника на территории монастыря.

Вид на Успенский собор. Это спуск до сих пор называют Кровавый Путь, Печоры, Псковская область Россия

Вид на Успенский собор. Это спуск до сих пор называют Кровавый Путь

Святые ворота - главные в монастыре, над ними находится Петровская башня.
В 2015 году монастырю исполнилось 542 года - датой основания монастыря считают дату освещения первого монастырского храма - 1473 год. Первое же упоминание об этом месте относится к 1392 году, когда охотник Селиша со своим отцом услышали церковное пение монахов-отшельников, в лесу, у ручья Каменец и приняли голоса поющих за ангельские. В 16 веке вокруг монастыря появилась крепостная стена с боевыми башнями.

, Печоры, Псковская область Россия

К этому времени монастырь особенно окреп и вырос. Территория самой крепости - это не холм и не гора, а наоборот, дно глубокого оврага. Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Общая длина стен свыше 700 метров, по периметру которой изначально было построено девять боевых башен.

Башня надвратная Петровская, Печоры, Псковская область Россия

На этом месте повествования будет, пожалуй, уместным рассказать историю возведения Печорской крепости. История эта сильно похожа на печальную легенду. Но вряд ли сегодня кто-то возьмется установить истинный ход событий произошедший без малого пять с половиной веков назад. Во время Ливонской войны (1558 - 1583) царь Иван Грозный приезжал в Успенский монастырь молиться. Как положено встречать почетных гостей тогдашний настоятель монастыря игумен Корнилий встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести по монастырские постройки крепостной стеной. Государь да разрешение на строительство крепости, но при условии, что она должна быть очень маленькой и сможет уместиться на шкуре быка. Видимо таково было чувство юмора у Ивана Васильевича. Корнилий оказался смекалистым человеком, шутку оценил и разрезал шкуру быка на узкие полоски и ими обогнул все монастырские здания и по ним строил стены. Возвращаясь в Москву после затяжной войны Царь решил вновь посетить Печорский монастырь, и обнаружил огромную крепость - Грозный был в ярости. Разгневанный царь увидел Корнилия, который встречал его хлебом и солью у ворот монастыря, вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям.

Печоры, Псковская область РоссияУ

Успенский собор, самый первый и, соответственно, самый древний, он выкопан в горе первым Священником Иоанном Шестником в 1473 году. Этот храм совершенно уникален, так как имеет только одну стену, все остальное находится в горе, в пещере. В XVIII веке над ним была построена церковь Покрова Божьей матери. Святая Гора находится над этим Успено-Покровским храмом. На Святой Горе располагается монастырский сад, пасека и деревянная церковь Всех Псково-Печерских Святых. У огромного гранитного валуна молились первые отшельники, здесь молился и первый монах Марк. Церковь Покрова является памятником барокко середины XVII в., фасад которого украшен сюжетами из Евангелия. Очень оригинально смотрятся купола, выстроенные в линию в стиле украинского барокко.

Печоры, Псковская область Россия

Вход в пещеры монастыря, он находится под изображением Сошествие Христа во ад, рядом с белым сооружением Большой Звонницей. В пещерах погребено свыше одиннадцати тысяч человек. Это действующее монастырское кладбище. Общая протяженность семи пещерных улиц - 218 метров. Имеется подземный храм, который освящен в честь Рождества Христова. В древности в пещерах погребали защитников крепости и монахов этого монастыря, позже там хоронили и представителей знатных боярских и княжеских родов. В ближней пещере покоятся первый монах монастыря - Марк, первый священник монастыря - Иона, монахиня Васса, а также преподобный Лазарь, который умер в 1808 г. В этой связи был сделан надгробный камень для могилы Лазаря, но когда пришли его хоронить через на третий день, Лазарь вдруг ожил и сидел в гробу. После этого прожил еще 16 лет. В 1822 г. Лазаря посещал император Александр I для беседы. говорят от старца Император вышел в слезах. Умер Лазарь в 1824 г. на 91 году жизни и было сделано новое надгробие. Покоится Лазарь в ближней пещере, под спудом.

Красное здание - это ризница, ее строителем считается игумен Корнилий. Здание поставлено на линии перепада рельефа и в связи с этим северный фасад имеет 3 этажа, а западный - два. На южном фасаде сделано большое двухъярусное псковское крыльцо. Фасады ризницы очень живописны. Само здание окрашено красной охрой, и на этом фоне выделяются белые рельефные рамочные наличники в виде колонок с резными навершиями, и валиковыми фронтонами с гирьками-замками.

Праздничность и богатство придают зданию выкрашенная в зеленый цвет граненая шатровая кровля и темно-синяя глава с вызолоченными звездами. В ризнице хранится много предметов церковной утвари, дары царей и цариц. Тут хранились золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы, и многие другие вещи, отличавшиеся высокой художественностью работы. Вывезенные немецкими захватчиками во время войны 1941-1945 гг, они частично возвращены правительством ФРГ в Печоры в 1973г.

Печоры, Псковская область Россия

Звонница Печерского монастыря - одна из красивейших звонниц на псковской земле. Она имеет два яруса звонов - шестипролетный нижний и однопролетный - верхний.
В первом ярусе небольшое помещение. На главном фасаде с правой стороны есть вход в виде часовни с главкой ведущий на большую лестницу, далее, в монастырский сад на Святую Гору.
На звоннице установлена часовая башенка с часовым механизмом XVII в., который приводится в действие гирей в виде большой бочки, движущейся в деревянной шахте и наполненной камнями. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают малые колокола, а часы отбивают большой колокол. Всего на звоннице семнадцать колоколов, три из которых с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный - большой. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит три тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1561 г.) — две тонны. Большой колокол — дар Петра I (1690) — четыре тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью специальных коромысел.

Печоры, Псковская область Россия

Такова вкратце история Печорского монастыря и Печорской крепости. Конечно, для детального изучения этого места нужна подробная экскурсия. Но нашей целью было как раз знакомство, чтобы на будущее знать и понимать, с какой целью и на какое время стоит ехать в Печоры.

Звонница Успенского монастыря

В этот же день мы отправились в Псковский кремль, но об этом уже следующая история.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия