Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был 18 апреля 22:47

Кемиярви — Финляндия, Хоннингсвог — Норвегия, Петрозаводск — Россия Август 2009

Этот один из первых рассказов. Более новая версия находится тут https://www.tourister.ru/responses/id_7363 .

Выехали 15 августа из Санкт-Петербурга днем. Мурманское шоссе в Ленинградской области хуже чем трасса «Скандинавия»

Путешествие на Крайний Север

На территории Карелии дорога лучше и машин меньше. Первая остановка была в деревне Мегрега в 2 км от трассы.

Там на кладбище старая (17 век) церковь. Открыта, не охраняется и никого народу. Далее без остановок махнули до Петрозаводска. Два часа потыкались по гостиницам и остановились в Интуристе, как самом недорогом.

Путешествие на Крайний Север

Закинув в номер вещи, пошли на пристань купить билеты на завтра на метеор в Кижи (около 2 000 р. туда и обратно). Потом погуляли по городу и поужинали. Утром, после завтрака сели на чистенький метеор и поплыли. В Кижах взяли билет без экскурсии и отлично погуляли. Все чистенько и очень красиво. К сожалению 21-главая церковь и колокольня на ремонте. Общее впечатление очень хорошее.

Путешествие на Крайний Север

Много раз видел фото, но на месте, вместе с природой и энергетикой, совершенно другое дело. Времени между приходом и уходом катера (примерно 4–5 часов) вполне достаточно для осмотра и фотографирования. Рекомендую взять с собой термос и бутерброды. Кафе есть, но только за причалом и ассортимент не очень.

Вернувшись в Петрозаводск, мы пообедали и махнули в Кондопогу. Там есть одна деревянная церковь — очень красивая. Я много раз видел её на фотографиях, но размеры в натуре впечетляют. Потрясающе. Лучшая точка для фото чуть дальше по дороге (метров 300). Ночевали в непритязательном мотеле у поворота с трассы на Кондопогу. Фотографии можно посмотреть в альбоме «Путешествие на Север» в Моем Мире.

Выпив утром чашечку кофе, мы помчались на осмотр водопада Кивач. Поворот прямо с трассы Кола, по указателю. Приехали рано, шлагбаум был открыт, а касса еще закрыта. Мы спокойно осмотрели водопад и нафотографировались в волю пока нет туристов. Очень все красиво.

Путешествие на Крайний Север

Наша дорога лежала в Кемь, но время еще было раннее и мы решили свернуть и посмотреть на начало Беломоро-Балтийского Канала. Первый шлюз находится у деревни Повенец, за Медвежьегорском. Шлюзы снимать нельзя — охрана бдит строго. Зато нафотографировались у современной оригинальной церкви Св. Николая.

Попрощавшись с Онежским озером мы поехали на север. Подъезжая к отвороту на Беломорск, решили завернуть, т. к. время позволяло. Правда конец Беломоро-Балтийского канала не нашли, но нашли Петроглифы. Очень красиво и впечатляюще. Рекомендую посетить. Для незнающих это наскальные рисунки наших древних предков.

Путешествие на Крайний Север

Без приключений проехав город Кемь, мы еще засветло прибыли в поселок Рабочеостровск. Единственное, что мы бронировали заранее, это номер в отеле и билеты на кораблик до Соловков и обратно. Кстати не дешево. Больше 8 000 рублей на троих. Поужинав в кафе. мы прогулялись по поселку до церквушки, где снималось кино «Остров». Там живет смотритель, очень светлый человечек, который все покажет и раскажет. Очень красивое место.

Путешествие на Крайний Север

Кафе нормальное — цены питерские.

Утром, выпив таблеток от качки, мы поплыли на Соловецкие острова. Кораблик набили туристами сверх нормы. Я сидел на каких-то ступеньках, а некоторые стояли все 2,5 часа. Погода была сырая с моросью и слабым дождиком. За один день можно посмотреть монастырь и древние лабиринты. Что мы и сделали. В монастырь вход бесплатный. Но мало что увидишь. Почти все помещения закрыты. Попасть можно только с экскурсоводом. Мы пристроились к группе и так с ними и ходили.

Путешествие на Крайний Север

В собор не попали. Сначала там шла служба и не пускали, потом началась уборка и снова не пускали. Вообще местные церковники очень неприветливы. Богу-ли они служат? Ладно, перекусив в местной столовке мы осмотрели древние лабиринты на берегу и пошли к кораблику. Вечером в Рабочеостровске делать вообще нечего, особенно в плохую погоду. Мы поужинали, приняли горячий душ и легли спать.

Сегодня нас ждал бросок порядка 700 км, поэтому мы рванули с утра. Первая остановка была у знака Полярный круг.

Путешествие на Крайний Север

Многие в интернете ругали этот участок дороги. Но вроде ничего. Так глядя на сопки, речки и меняющуюся природу мы долетели до Мурманска. Первым делом проехали по Ленинградке, откуда город как на ладони. Конечно сфотографировались у Алеши и поехали посмотреть центр.

Путешествие на Крайний Север

В общем ничего особо интересного увидеть не успели. Поели блинов в «Чайной ложке» и продолжили путь. Около моста через реку Титовка стоят погранцы. Мы предъявили российские паспорта — вопросов небыло. Наша цель была поселок «Спутник», где мы остановились у родственников на 5 дней. Из интересных поездок в этом районе были следующие:

— Водопад на реке Титовка. Большой, мощный, красивый и можно подойти прямо к воде. Море удовольствия.

Путешествие на Крайний Север

— Рыбалка в заливе реки Титовка. Ловля двухкилограммовых пикши, трески и других рыб на пустые крючки — приятно. Тем временем женщины на берегу набрали гору подосинновиков.

Путешествие на Крайний Север

— Рыбалка-копалка в заливе реки Печенга во время отлива.

Путешествие на Крайний Север

Когда во время отлива обнажаются километры песчаного дна залива, туда устремляются рыбаки с большими кухонными ножами и ведрами. Ножами прочесывают песок, и когда выскочит рыбка песчанка, бросаются ее ловить. Шоу еще то. Песчанка — это маленькая тонкая рыбка размером с авторучку. Вроде корюшки, только огурцами не пахнет.

Путешествие на Крайний Север

В целом поселения в Карелии и в Мурманской области выглядят уныло. Чувствуется беднота и заброшенность.

Есть брошенные дома с выбитыми стеклами. В древнем городе Печенга несколько пятиэтажек и всё… Более-менее жизнь есть в Заполярном.

Вот наконец мы на границе с полным баком и канистрой на 10 литров. Очереди нет. Осмотр машины тщательный. Заглянули в запаску. Норвежцы смотрели еще тщательней. Открыли все кармашки всех сумок и залезли в косметичку попутно спрашивая кем мы работаем, первый ли раз в Норвегию, куда едем и т. п. Все без проблем и быстро.

Путешествие на Крайний Север

Трасса в Норвегии узкая, но хорошая. Достаточно указателей. Остановки для перекура оборудованы чистыми туалетами с рукомойником и туалетной бумагой. Через какое-то время нас поприветствовл стоящий на гребне сопки олень с ветвистыми рогами. Отлично. По пути в Нордкап — самую северную точку Европы, мы осмотрели каньон какойто реки. Красиво и глубоко.

Трасса вышла к широкому и длинному заливу, вдоль которого мы ехали сначала на юг, потом на север. В северной части было очень много оленей. За всю жизнь столько не видел.

Путешествие на Крайний Север

Они пасуться вдоль дороги как козы. Проехали несколько тунелей.

Путешествие на Крайний Север

На перевалах иногда закладывало уши. Последний тунель (около 8 км) платный — 200 крон. Сразу после него самый северный город Европы Ханингсваг, где мы и остановились на ночлег. 600 крон ноиер на двоих с завтраком и удобствами на этаже. 200 крон примерно 1 000 рублей.

Утром поехали в Нордкап. На дороге пока никого. Въезд в комплекс 200 крон с человека. Народу почти ещё нет. Скорее фотографироваться.

Путешествие на Крайний Север

Облака летят прямо в нас. Высота плато 300 метров. Ветер, моросит, брр.

Путешествие на Крайний Север

Сняв масштабные виды идем внутрь комплекса греться. Там есть туалеты, кафе, магазин, смотровые залы, тунель с диарамами и капеллой. Еще есть кинозал с бесплатным кино о Нордкапе на 20 минут. Решили посмотреть. Потрясающий очень широкопанорамный фильм. Смотрели мы его на трех составленных вместе чуть под углом экранах.

Как потом выяснилось снимали его тремя соединёнными камерами. Когда включился свет, первая мысль купить диск с фильмом. Здесь же в магазине его и купили. Выйдя из комплекса увидели на парковке несколько туристических автобусов. Пора было уезжать. На обратном пути заехали в Ханингсваг погулять.

Путешествие на Крайний Север

Приятный небольшой городишко. Всё. На юг. В тепло. По дороге пару раз останавливался из-за гуляющих по шоссе оленей и в боковое стекло врезалась чокнутая чайка. Тряхнув головой встала с асфальта и улетела.

Дорога по Норвегии и на севере Финляндии довольно пустынна и можно разогнаться. В этот день мы ехали строго на юг и было видно как меняется природа. Целый день за рулем не устаешь. Виды все время меняются и все очень красиво. Даже в сон не клонило. Конечно мы ехали только днем и нормально спали.

Путешествие на Крайний Север

Ночевали два раза в кемпингах и один раз в отеле Карелия в Йонсу (там кемпинг был закрыт). Заправки довольно редки и большинство автоматы.

Нормальные закрываются рано, так что лучше заправлятся утром или днем. На одной из заправок-автоматов съело 20 евро не дав бензина. И спросить было не с кого. Соседние магазины и кафе были уже закрыты. Выручила припасенная канистра. Проезжая мимо Вуокатти, заглянули в курорт Катинкульта, где отдыхали несколько лет назад. Там за 15 евро можно купить билет в спа-аквапарк и напариться в разных саунах от души. Что мы и сделали.

По дороге мы иногда сворачивали в «интересные места» отмеченные указателями, иногда сворачивали в места выбранные по путеводителю.

Путешествие на Крайний Север

В основном это были церкви.

Путешествие на Крайний Север

Должен отметить, что церкви у финов и норвежцев очень интересные и наверно нет ни одной одинаковой. Вся остальная архитектура очень простая. Почему так — не знаю.

Путешествие на Крайний Север

Следующий пункт была выставка в пещере в районе Савоннлины. Мы опоздали и решили заночевать в соседнем с пещерой кемпинге в своей палатке.

Утром осмотрев выставку поехали домой. Очень хорошо отдохнули, очень много красивого увидели и получили массу впечатлений. Вернулись 31 августа.

Причем впечатления в Росии и Карелии были богаче, чем заграницей. За исключением Нордкапа и оленей пожалуй. Если есть вопросы — спрашивайте, постараюсь ответить. Всем ни гвоздя, ни жезла. Меня один раз остановили в Карелии на посту ДПС для проверки документов. Думаю от скуки.