Maksim Starostin — был сегодня 19:52
 – 502

По Кишиневу от Штефана чел Маре до автовокзала

26 февраля 8:01 Кишинёв — Молдавия Апрель 2013

В Молдавию я прилетел из Софии на ATR-42 румынской авиакомпании TAROM. На пограничном контроле пассажиров встречала девушка в знакомой зеленой форме с погонами лейтенанта.

Такси до центра Кишинёва стоило недорого, так что искать автобусы я даже не стал. По дороге немного поговорил с таксистом, спросил, как у них политическая ситуация. А ситуация такая, что даже молдаване уже не проявляют патриотизма — таксист лишь рукой махнул в ответ.

Тут я пошел шарить по карманам и по рюкзаку в поисках смартфона. Его нигде не было! Несколько раз все перерыл — нету! Уже сказал таксисту, что придется разворачиваться и ехать в аэропорт, вероятно где-то там оставил. Но развернуться не успели, я случайно обнаружил, что телефон выпал из кармана и лежит между сиденьем машины и дверью :)

(Штирлиц давно уже не был настолько близок к провалу :))

На въезде в Кишинев таксист показал — вот это наши «ворота». Две высотки по обе стороны от проспекта и правда напоминали ворота. Сейчас это проспект Дачия, а в советское время это был проспект Мира. При этом район этот почему-то традиционно называется Ботаника :)

Проспект Дачия и «ворота» Кишинева. Фото найдено в Интернете.

Вообще интересно. Случайно попалась на глаза статья «Кишинев при Бодюле». Иван Иванович Бодюл — это был Первый Секретарь молдавской компартии в 1961 — 1980. После этого ушел на повышение в Москву, там вышел на пенсию и умер всего за пару месяцев до моего приезда в Кишинев. И вот в этой статье Бодюл сам рассказывает —

Несмотря на то, что Кишинев — древний город, его становление произошло позже других крупных населенных пунктов древней Молдовы. Кишинев не фигурирует среди городов и крепостей древней Молдовы периода Штефана чел Маре, Дмитрия Кантемира и т. д. Это была по сути дела монастырская вотчина. Кишинев стал развиваться по существу только после присоединения Бессарабии к России.

И дальше он там продолжает рассказывать о том, как в Кишиневе началось современное строительство —

В 60-м году Кишинев был эдаким одноэтажным и невзрачным городом, на который открыли мне глаза руководители бывшего Советского Союза, возглавлявшие партийные делегации, которые ехали на Балканы через республику. Именно первые лица СССР и сказали мне, что Кишинев похож на индийский Бомбей. Особенно сильно этот город напоминали окраины Кишинева, застроенные фанерными и саманными домами, вросшими в землю и с покосившимися крышами. Очень хорошо, что руководство Союза заставило нас обратить внимание на столицу.

Да, сравнение с Индией — это сильно :) И вот в 1960-х годах при Иване Бодюле в Молдавии появились крупнейшие в Европе фруктовые сады, повсюду строились консервные заводы, в Кишиневе стали возводиться многоэтажные жилые дома, а еще в это время в республике стали развивать такие невиданные для аграрной страны отрасли промышленности как приборостроение и электронику.

Да, теперь я могу себе представить всю катастрофу, что постигла Молдавию с падением советской власти. Вся промышленность была развалена, сельское хозяйство из-за потери огромного рынка сбыта тоже деградировало. А в Википедии про Бодюла вполне ожидаемо пишут всякий перестроечный бред, хотя при этом все же признают его большой вклад в развитие республики.

А на данный момент валовой продукт на душу населения в Молдавии согласно данным ЦРУ составляет всего 5,000 долларов, что равно уровню Никарагуа и Гондураса. Кстати, про Никарагуа я как раз писал недавно - Никарагуа и Сандинистская революция.

Вышел я из такси в самом центре Кишинева, у памятника Штефану чел Маре. До самой гостиницы не поехал, а то таксист начал набивать себе цену, утверждая, что она далеко, что это уже совсем другой район, а значит и другие цены. Хотя я знал совершенно точно — там пешком идти всего минут десять.

Перед тем, как идти в гостиницу, зашел в магазин за продуктами. Обнаружил, что Молдавия — правильная страна:) Кругом слышна русская речь. Все ценники либо на двух языках, либо только на русском. Продукты тоже все знакомые — шоколад «Алёнка» и т. п.

Номер у меня был забронирован в отеле «Турист». Недорогой отель, вполне ничего, но… При попытке задернуть занавески оказалось, что они слишком узкие, и на всю ширину окна их не хватает. Плюс края жестко закреплены, так что на середину не сдвинуть. Ну вот как так?

Отель «Турист»

Занавески в номере отеля не сходятся. О чем думали? Кстати на одном форуме народ обсуждал, какие полезные вещи кто берет с собой в путешествия. Так кто-то написал, что берет прищепки. Вы спросите зачем? А чтобы сцеплять занавески в отелях, которые не сходятся! Но тут, походу, и прищепки не помогли бы :)

С утра пошел смотреть Кишинёв. Смотреть, правда, оказалось почти нечего. От центральной площади и памятника Штефану чел Маре прошел по центральной улице, потом с нее в сторону автовокзала.

Собор Рождества Христова — кафедральный храм Кишинёвской епархии Русской Православной Церкви; архитектурный памятник XIX века

Колокольня собора

Триумфальная арка. Построена в 1841-м году в честь победы над Турцией

Памятник архитектуры. Арка Победы.

Собор Рождества Христова

Публика на улицах

Памятник Штефану чел Маре (Великому), правителю Молдавии 15-го века. Правил 47 лет, захватив власть у своего дяди. Войска для этого ему предоставил правитель Валахии Влад Цепеш, ага, тот, который Дракула:)

Памятник был воздвигнут в 1928-м году, когда Кишинев был оккупирован Румынией. Когда в 1940 году Молдавию передавали СССР, румынские генералы настояли на том, чтобы памятник вывезли в Румынию. В 1942 году, с приходом фашистов, памятник снова вернули в Кишинев. А в 1944 при отступлении фашистов снова увезли. Однако в процессе перевозки памятник был обнаружен советскими войсками и взорван а вот и нет, удивительно, но его вернули в Кишинев и восстановили на прежнем месте. Стало быть, Штефан был положительным персонажем.

Молдавские правоохранители

У входа в парк им. Пушкина. Хотя нет, это он в советское время был имени Пушкина, а сейчас имени Штефана чел Маре.

Ноутбук по-молдаворумынски — лаптоп:)

Здание Правительства Республики Молдова

Без слов:)

А вот этот же персонаж на отдыхе:)

Крошка Картошка и Спиралька Антошка

Классическая архитектура на проспекте Штефана чел Маре. Все на встречу с Игорем Додоном, одним из лидеров молдавской оппозиции!

«Кишиневский Арбат». Поначалу я написал просто — «уличный рынок», но потом мне сказали, что местные обидятся, т. к. у них это принято называть по-другому:)

Здание МВД Молдавии

В основном центр Кишинева выглядит вот так.

Спально-промышленные районы. Как мне подсказали — теперь в основном спальные:)

Потому как с промышленностью в Молдавии стало совсем хреново

Рядом с железной дорогой

Социальная реклама

Направо поедешь — попадешь в Приднестровье. К сожалению, из-за недостатка времени я сам туда не поехал, хотя, возможно, и стоило. Но тогда пришлось бы пожертвовать одним днем в Одессе.

Вот. Узнаете номера?

Старый советский Камаз

Северный автовокзал называется на французский манер — «Гара Норд»

На автовокзале Кишинева

Уже потом я узнал, что главная достопримечательность Молдавии — это знаменитые Криковские подвалы. Собственно вот слово «подвалы» меня и смутило. Я-то думал, что это и на самом деле подвалы в городе, а потому не заинтересовался. На самом же деле это никакие не подвалы, а целый подземный город, где в старых соляных шахтах хранится огромная коллекция вин. Чуть ли не самая большая в мире. Да, надо было туда экскурсию взять вместо того, чтобы спать или тупо по Кишиневу ходить:(

А дальше я на автовокзале купил билет в Одессу и поехал дальше. Дороги в Молдавии конечно пипец. Автобус трясло всю дорогу, думал развалится. Но самый пипец оказался уже на другой стороне границы, в Одесской области. Автобус первые 2–3 км после границы петлял между ям так, как будто дорогу только недавно немцы разбомбили:)

предыдущая часть | НАЧАЛО | Одесса — еще при Панде

Все рассказы из этого путешествия —

Старина и новоделы в столице Македонии

Шипка и Троян — на машине по местам боевой славы

Рила и Рильский монастырь

София — один день в болгарской столице